Если ребенок потерял любимую игрушку

Обновлено: 09.05.2024

С одной стороны, это всего лишь ребенок, а с другой — вы не миллионер, а вещи бывают дорогими. Как поступить в такой ситуации? «Летидор» обратился к юристу и психологу.

Давайте рассмотрим эту проблему с двух сторон.

1. Моральной

Как реагировать, если, например, малыш подошел к вам с маркером или ягодным десертом и намеренно оставил след на белоснежной блузке? Ему весело, а его родители как будто «не при чем». Ситуация неудобная, особенно для пострадавшего человека, который вместо извинений слышит от родителей «Ну это же ребенок!». А про возможность компенсации и вовсе не идет речи.

2. Юридической

Как быть, если чужой ребенок нанес ощутимый ущерб вашему имуществу или, например, испортил ваши документы?

И, конечно, многие сталкиваются с ситуацией, когда дети портят вещи друг друга. Иногда школьные конфликты заканчиваются сломанным пеналом или порванной книгой. Вряд ли кто-то будет поднимать из-за этого шум. Но вот история повторяется, и ваш ребенок возвращается домой в порванной куртке, с порезанным рюкзаком, без спортивной обуви… Вы пытаетесь связаться с родителями хулигана, но те и думать не хотят, чтобы возместить вам материальный ущерб.

Моральная сторона вопроса: слово психологу

Комментирует Ирэна Похомова , семейный психолог.

• Выражение своих чувств. Сколько бы ни было лет ребенку (1 год или 14 лет), вам обязательно нужно выразить свои чувства по отношению к случившемуся. «Я очень огорчена, это моя любимая блузка!», «Мне очень неприятно, такое пятно тяжело будет отмыть». Почему это важно? Ребенок совершил какое-то действие (поступок) и должен понимать его последствия для других. Испачкал — другие огорчены.

Ребенок постарше, возможно, предложит свои варианты. А тем, кто помладше, предлагаем мы: застирать пятно, предложить что-то из своих вещей взамен. Да-да, из вещей ребенка. И неважно, подойдут они вам или нет! Важно, чтобы ребенок учился брать на себя ответственность за случившееся.

• Озвучивание своей позиции родителям. Выразить открыто свою позицию родителям малыша. Скажите им о фактах происшедшего: «Ваш сын/дочь разукрасил мою блузку маркером. Я очень расстроена, так как блузка испорчена и ее невозможно носить».

А дальше. Послушайте, что говорит по этому поводу родитель малыша. Сознательные мамы и папы тут же возьмут ответственность на себя и предложат варианты, чтобы загладить вину. А несознательные?

Вот тут решать вам, что для вас важнее: сохранить хорошие отношения (если это не просто случайные люди) и выкинуть испорченную блузку или получить плохие отношения, но новую кофточку.

Правовая сторона вопроса: слово юристу

Комментирует Изабелла Атласкирова , юрист, генеральный директор ООО «Саас проект».

Достаточно часто происходят ситуации, в которых оказывается испорченной чья-то вещь, причем не самая дешевая, а виноват в этом несовершеннолетний ребенок.

Пострадавшее лицо имеет право обратиться в суд с требованием компенсации материального ущерба.

Если имущество было испорчено несовершеннолетним ребенком до 14 лет, то ответственность за его действия несут родители.

Кроме того, на родителей ребенка может быть заведен административный протокол по статье ст.5.35 КоАП РФ «Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей». Чтобы был заведен административный протокол, необходимо написать соответствующее заявление в органы внутренних дел. Компетентные органы обязаны рассмотреть заявление вне зависимости от того, хотят или не хотят родители виновного несовершеннолетнего выплатить компенсацию.

Что делать, если вещи вашего ребенка уже не первый раз портит его одноклассник

Здесь могут быть применены следующие меры:

• Во-первых, необходимо подать в суд с требованием уплаты компенсации материального ущерба.

• Во-вторых, подать заявление в подразделение по делам несовершеннолетних с целью постановки несовершеннолетнего, проявляющего антиобщественное поведение, на профилактический учет.

• В-третьих, можно написать заявление в органы опеки и попечительства с просьбой установить причину отсутствия родительского интереса к действиям своего ребенка (а возможно, и ненадлежащего исполнения родительских обязанностей).

Если родители виновного ребенка демонстрируют полное безразличие к его действиям, то это прямое основание привлечь органы опеки и попечительства к проверке этой семьи.

Что делать, если испорчены документы

За умышленную порчу документов также существует ответственность по ст. 19.16 КоАП РФ. Однако эта статья применяется обычно к гражданам, умышленно испортившим СОБСТВЕННЫЕ документы, и влечет наложение небольшого административного штрафа.

Поэтому привлечь к ответственности ребенка, разрисовавшего или порвавшего чужие документы, вряд ли удастся.

Просто не оставляйте свои документы в доступном месте для тех, кто может с ними что-то сотворить.

Что делать, если ребенок намеренно причинил серьезный ущерб

В таком случае принимается решение, кто будет нести ответственность — родители ребенка или сам подросток. Нанесение значительного ущерба имуществу влечет за собой возможность привлечения виновного лица к уголовной ответственности в соответствии со статьей 167 УК РФ.

По данной статье предусмотрены серьезные наказания: штраф до 40 тысяч рублей или исходя из его дохода за 3 месяца, исправительные работы до 1 года, обязательные работы до 360 часов, арест до 3 месяцев, принудительные работы до 2 лет либо лишение свободы до 2 лет.

По части 2 ст. 167 УК РФ (если уничтожение имущества осуществлялось общественно опасным способом, например, поджог) может последовать лишение свободы на срок до 5 лет.

К ответственности по ст. 167 УК РФ могут быть привлечены граждане в возрасте от 16 лет, по ч. 2 ст. 167 УК РФ — в возрасте от 14 лет.

Если ребенку меньше 14 лет, то возможен вариант помещения его в специализированное учебное заведение закрытого типа.

Взгляд с обратной стороны: если вы оказались на месте родителя маленького хулигана

Родителям ребенка, совершившего порчу чужого имущества, можно посоветовать попытаться решить вопрос мирным путем.

Как помочь ребенку пережить потерю чего-либо — от игрушки до друга? Взрослым понятно, если ребенок переживает, потеряв близкого человека или лучшего друга. Но когда он теряет игрушку, пусть даже не самую любимую, они не всегда понимают, как правильно реагировать. Кто-то говорит, что это пустяки, обесценивает утрату: «Потерял — и что? Все теряют что-то. Переживет». Кто-то, наоборот, так сильно пытается смягчить боль утраты для ребенка, что готов купить ему все, на что он покажет пальцем, лишь бы забыть эту неприятную ситуацию.

Какая же линия поведения родителей принесет пользу ребенку? Для начала давайте разберемся, что происходит, когда ребенок что-то теряет.

Как ребенок переживает потерю?

По своей невнимательности, доверчивости, беспечности ребенок теряет какую-то вещь, которая была для него значима. Ее уже нет. Мы прилагаем усилия, чтобы ее найти, но так и не находим. И в данный момент мы уже ничего не можем сделать, чтобы эта вещь появилась.

Ребенок может плакать, устраивать истерики, шантажировать, просить или, наоборот, закрыться в себе и не идти на контакт с окружающими, все эмоции и переживания держать в себе. Как бы он себя ни вел, на ситуацию это уже не повлияет — вещь не появится.


Но такого рода жизненные уроки даются нам не напрасно. Из них нужно брать пользу, нужно попытаться понять, чему жизнь хочет меня научить в этой ситуации. Как в компьютерной игре: что я получу, если пройду этот уровень? Я стану сильнее, умнее, опытнее. Так же и в реальной жизни.

Задача родителя — научить ребенка не обижаться на судьбу и не примерять на себя роль жертвы, которую все жалеют, не манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочется. А вместо этого брать пользу от таких уроков, анализировать ситуацию, понимать причину произошедшего и планировать свои действия на будущее, чтобы такое не произошло вновь.

Объясню на примере.

Ребенок потерял одну из своих любимых игрушек. Брал на улицу играть и не заметил, как игрушка потерялась. Дома, когда малыш заметил пропажу, он очень огорчается, плачет, ищет, но найти не может.

Как вести себя родителям?

Вариант 1: наказание и обвинения

Родители тоже сильно огорчились, что ребенок потерял игрушку. Они кричат на него, наказывают, винят в потере и больше не покупают ему дорогих вещей. Да еще при любой возможности напоминают о случившемся.


— у ребенка формируется запрет на негативные эмоции (плакать, когда грустно, — нельзя, нужно быть сильным и справляться);

— у него формируется страх ошибок (первая детская ошибка повлекла за собой неприятные эмоции, и, чтобы их избегать, лучше никогда не рисковать, а действовать только проверенными способами);

— он не учится анализировать ошибки, а значит, и не продумывает новые варианты действий в подобных ситуациях, что приводит к тому, что подобные жизненные уроки повторяются снова и снова;

— у ребенка занижается самооценка, он не верит в свои силы и возможности.

Вариант 2: жалость и перекладывание ответственности на других

Родителям очень жалко ребенка, ведь он так сильно переживает потерю. Они пытаются отвлечь ребенка от этой ситуации, чтобы он быстрее ее забыл и снова начал радоваться жизни. В ход идут разные виды заботы:

— перекидывание ответственности за случившееся на третьих лиц (другие люди или обстоятельства виноваты, даже родители сами берут на себя вину за случившееся), как бы говоря ребенку: «Ты хороший, это они плохие»;

— родители покупают ребенку все, что он захочет, лишь бы он скорее отвлекся.


— ребенок не учится брать ответственность на себя за свою жизнь;

— не учится анализировать ситуации и свои ошибки;

— ребенок получает выгоду от позиции жертвы, когда он «бедный и несчастный» и получает все, что хочет;

— формируется потребительское отношение к близким, которые обязаны выполнять его капризы;

— ребенок не растет внутренне, не становится сильнее, умнее, опытнее.

Вариант 3: игнорирование и обесценивание эмоций

Родители не придают особого значения случившейся ситуации, не обсуждают с ребенком его переживания, его эмоции: «Глупости! Игрушку потерял! Вот я в твои годы десятки игрушек терял — и что?»

— ребенок понимает, что его чувства, его переживания, его эмоции, его внутренний мир близким людям не нужны, окружающим не важны его истинные желания. Вырастая с такой позицией, человек учится подстраиваться под других людей, всю жизнь проживает не своей жизнью, а жизнью других;

— ребенок не учится прислушиваться к себе, не любит себя, не заботится о себе.

Правильная реакция на ситуацию


Как же действовать родителям, чтобы ребенок вынес максимальную пользу для себя из ситуации потери?

Спит, кормит, купает, берет во все поездки — потеря любимого игрушечного друга может стать серьезным стрессом для чада. Как помочь?

Мы поговорили с мамами, которые оказывались в такой ситуации, и они рассказали, как из нее вышли.

Объявить поиски

У сына была любимая коалка из шоколадного яйца — нашел еще в моих детских игрушках у бабушки и почему-то очень проникся. Игрушка маленькая, и в этом было множество плюсов. Никита строил своему Биби домики и лабиринты, катал на всем игрушечном транспорте, брал с собой везде — благо коалка легко помещалась в карман. Мы фотографировали ее во всех поездках, и однажды где-то на улице сын ее потерял.

Горе было безутешным, каждое утро начиналось со слез. Я в отчаянии дала объявления во все родительские группы района, вдруг кто-то находил. Потом — просто в группы мам, вдруг у кого-то дома есть такой зверек, я готова была купить его за любые деньги.

И через две недели одна из девушек откликнулась — она переслала мне точную копию Биби, которая валялась у нее без дела.

Деньги брать отказалась, но я выслала ей с курьером огромный букет. Никита был счастлив, но теперь Биби на улицу не выходит, только на балкон.

Придумать перевоплощение

Моя трехлетняя дочка потеряла игрушечного белого котика Мусю. Сначала мы придумали что-то — мол, Муся ушел, скоро придет. Надеялись с мужем, что она забудет и успокоится. Но каждое утро Варя бежала в коридор, проверить, не вернулся ли Муся, и с рыданиями возвращалась в постель.

Когда она перестала есть, я забеспокоилась. Мы с мужем написали письмо от имени Муси:

«Дорогая Варя, меня заколдовал волшебник, и ты должна узнать меня в магазине игрушек, сердце тебе подскажет. Я буду другим котом, но буду так же сильно любить тебя».

Мы пошли в магазин, и дочка остановилась возле огромного ярко-розового кота с воплем: «Я его узнала!»

Мы просили приглядеться получше — очень уж велик был зверь, но Варя оказалась непреклонна. Теперь Нью-Муся живет с нами и точно не потеряется.


Многие папы и мамы оказывались в ситуации, когда ребёнок терял свою любимую игрушку. И пусть через 15 минут ребёнок и может вообще забыть о её существовании и никогда больше не вспомнить, она нужна ему здесь и сейчас. Промедление будет наказано капризами, слезами и потраченными нервами. Отговорки вроде «будем убирать — найдём» только усугубят положение. Приведу несколько примеров из личного опыта, как быстро сориентироваться и найти выход из подобной ситуации.

1. Попробуйте её найти

Да-да, самое банальное решение — наиболее действенное. Не ленитесь, попытайтесь вспомнить, где последний раз вы видели игрушку, спросите об этом ребёнка. Можете даже устроить настоящую игру — переоденьтесь в Шерлока Холмса, дайте ребёнку лупу или фонарик, и если вам удастся отыскать желанный предмет — все испытают гамму положительных эмоций.


2. Расскажите историю

Если игрушка всё же не нашлась, придумайте этому логичное объяснение. Например: «Пират отправился на поиски кораблей и скоро вернётся с новыми друзьями» или «Маша просто готовит сюрприз Мише». Ребёнок оценит отсутствие стандартных отговорок, а вы выиграете дополнительное время на поиски.

3. Привлеките внимание к другой игрушке

Например, фразой: «Я пока не знаю, где твой любимый кот, но зайчика прямо сейчас необходимо причесать, смотри какой он растрепанный». Такой подход не всегда срабатывает, однако, если ребёнок переключит своё внимание на другой предмет, есть шанс, что о пропаже он больше не вспомнит. В любом случае у вас появится некоторое время для того, чтобы ещё раз проверить все «чёрные дыры» в доме.

4. Сделайте игрушку-заменитель вместе с ребёнком

В том случае, когда не остаётся никаких надежд на возвращение игрушки из небытия, — предложите ребёнку сделать похожую вещь вместе с ним. Например, если потерялась рыбка для магнитной рыбалки, просто закрепите на кусочке пластика что-нибудь железное. Детская фантазия и немного вашей смекалки сделают чудо — ребёнок сам дорисует глаза, придумает недостающие детали, а о пропаже забудет.

5. Купите новую

И да. Порой даже самые светлые творческие устремления бессильны перед жестокой меркантильностью взрослого мира. Если обнаружить любимую вещь вашего дитя так не удалось, выйдите в ближайший магазин игрушек и купите ему такую же или похожую. Этот метод может показаться многим самым простым и лёгким. Но надо помнить об опасности — таким образом можно приучить ребёнка не ценить собственные вещи и манипулировать вами. К тому же поиск другого решения при потере игрушки может подарить вам и вашим детям много новых открытий, положительных эмоций и поможет лучше понять друг друга.

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.




Журналист. В прошлом — редактор журнала «Первоклассные родители». Про детей и образование стала писать благодаря своим и чужим детям


Журналист, автор мультика «Про Диму» и книги «Детям о важном. Как говорить с детьми», которая вышла в издательстве «Эксмо»

Интересное на «Меле»:


Блоги

«Гаджеты зрение не портят»: 6 правил безопасного просмотра мультфильмов


Блоги

Что нужно знать перед поступлением в музыкалку и где ещё ребёнка могут научить петь и играть на инструменте


Блоги

Сколько карманных денег давать ребёнку? Тест на финансовую грамотность для родителей


«Атеисты такие типа…». Тест: поймете ли вы мемы, над которыми смеются подростки



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.

Читайте также: