Если ребенок привязан к мягкой игрушке

Обновлено: 02.05.2024

Что значит если ребенок носит в руках предметы? ( обычно это мелкие предметы, которые легко помещаются в руку или шарики или мячики).

Я называю такие предметы переходными. Обычно так делают детки очень тревожные ( чаще изначально с сохранным интеллектом, по моим наблюдениям и детки не понимающие обращенную речь или плохо понимающие)

В детстве мы все ищем защиты и для детей значимым взрослым являются родители, но родители не предсказуемы в своих решениях (особенно когда ты не понимаешь речь). И многие детки ищут для себя символическую защиту в виде предметов. Это примерно как в фильмах показывают хорошенькую девочку, которая все время ходит с мишкой (талисманом), когда ей страшно.

Переходные предметы могут быть разные.

1. Любая одна и та же игрушка с которой ребенок спит, ест, ходит в садик и устраивает истерику, что этот предмет потерялся . И нужен только этот конкретный "сальный" заяц, другого не надо.

2. Любые мелкие игрушки,которые легко помещаются в руку ( от киндера, или детали от лего, детальки пазлов и т.д.) Если этот вариант, то проще. Ребенок не привязан к какой-то конкретной вещи и ее можно заменить на любую другую - маленькую. Если ребенок приходит в незнакомое ему помещение и ему страшно и беспокойно, его первое желание в этом помещении найти себе мелкие детали в руки, так он приводит свою нервную систему в порядок.

3. Мячики, шарики, прыгуны. Этот вариант,тоже проще, чем какая-то конкретная игрушка. Потому что, малыша успокаивает знакомый предмет. И почему-то в моей практике для многих малышей это шарики или мячики( возможно легко вычленяемый предмет из пространства).

4. Есть малыши,которые не ходят с игрушками или предметами в руках каждую минуту своего времени, но если им необходимо уйти с одного кабинета в другой,то они судорожно ищут себе предмет в руку и могут уйти только с ним,а в другом помещении его бросить,так как в нем уже нет необходимости, а когда нужно еще куда-то уходить,то берут любой другой предмет

Если ваш малыш так поступает, то это звоночек, что он испытывает стресс, тревогу и т.д. Хорошо если невролог пропишет успокоительное, которое поможет ребенку, справится с этим чувством. Но многие специалисты говорят, ничего страшного перерастет ( ох, даже комментировать не буду). Если долго находится в стрессе, то отмирают клетки мозга, и в первую очередь, страдает память.

Как же избавится от переходных предметов? Постепенно и монотонно. Этот процесс не быстрый.

Важно выяснить из-за чего ребенок испытывает стресс. Если не понимает речь,то как только понимание речи становится на сносном уровне, эти предметы пропадают( врачи это называют перерос). А на самом деле, жизнь стала понятна и предсказуема. Идите к логопеду-дефектологу, чтобы он помог с увеличением пассивного словаря.

Важно , что насильно предметы забирать нельзя, это приведет к еще большей невротизации. Если ребенок чувствует себя спокойно и уверенно, то он переключается на интересное для него дело и забывает про свои талисманы. Для педагогов и родителей важно сохранять для таких малышей эмоционально комфортную ситуацию и увеличивать потихоньку время без этих игрушек.

P.S. Сложнее ситуация, если ношение игрушки переросло в привычку. Здесь нужно будет, эту привычку менять на другую, более социально приемлемую и помогать ребенку избавляться от этой привычки( зависимости).

Надеюсь, вы теперь больше понимаете мотивы и чувства своего ребенка, а если понимаете, то сможете помочь Рекомендую к прочтению Важность вестибулярной системы в развитие мозга ребенка


Б ывает, что некоторые вещи, предметы, игрушки становятся для ребёнка патологически необходимыми. Иногда это выглядит странно, когда без одеяльца не кушается, без мишки не спится. Комментирует детский психолог.

Ну, плюшевая игрушка – ещё куда ни шло, но потёртое одеяльце и в пир и мир – это напрягает маму и вызывает удивление окружающих. Тем не менее, это одеяльце буквально творит чудеса. Бывает, что лучше одеяльца ребёнка не успокаивает никто и ничто. Только с одеяльцем он может благополучно заснуть, только оно его «спасает» от горестей, «ударов судьбы», падений и нехватки сладостей до обеда. И, кажется, мама не столь важна, как это самое одеяльце или игрушка.

Откуда берется привязанность?

Самые маленькие дети осознают мир как то, что их окружает, их дом. Позже они понимают, что мир есть и за пределами дома. Любимая вещь становится переходным объектом, связывающим «миры», и гарантом стабильности в любом мире. Когда понятия пространства, времени и места появятся в жизни ребенка, а психика станет более гибкой, необходимость в любимой вещи сама собой отпадёт. Хотя бывают случаи, когда люди взрослого возраста оставляют на память самую трогательную вещь детства как «счастливую» или «плакательную».


С одной стороны, хорошо, что есть такой помощник под рукой, с другой – что будет, если эта вещь окажется забытой или потерянной? Может, лучше сразу избавиться от неё – с глаз долой, из сердца вон?

Муж отельер. Иногда гости забывают вещи и возвращаются или не возвращаются за ними. Бывает, что остаются детские игрушки. Был случай, когда пришлось посылкой отправлять плюшевую обезьяну в Новый Уренгой, потому что постояльцы очень просили.

В самом юном возрасте, уже около 6 -12 месяцев, младенцы могут привязаться к какому-нибудь предмету. Чаще всего, это одеяло или мягкая игрушка - то, что находится в кровати во время сна. Не у всех детей происходит это закрепление стабильной любви на одном объекте. Но если такое случается, то вещь становится успокоителем, объектом игры и даже другом на годы. Игрушку или одеяло он берёт в машину, к врачу, в садик, держится за неё, когда родители вышли или поругали.

Ребёнок может полюбить этот предмет всем своим крохотным сердцем и оставить этот трепет вплоть до школьных времен, а то и больше. Игрушка или одеяло дают ему ощущение покоя и защиты, и даже став чуть старше, ребёнок в критической ситуации может возвращаться к любимой игрушке, брать её в руки, обнимать. Значит ли это, что дети с вещественной привязанностью недополучили любви?

Анастасия Недеина, детский психолог, корректолог:

«Привязанность к вещам – это не плохая привычка, от которой надо отучать. Это особенность формирования и развития мозга. Возрастная особенность. Родителям следует дружить с любимыми игрушками своих детей. Теперь о любви. Есть такое мнение, что дети с привязанностью тревожные и ранимые, ищут любви и не находят. Но по факту не всегда так. Дети могут получать много, но ожидать ещё больше. Или, напротив, могут быть настолько «мамиными и папиными», что почти перебор. И оттого им тяжело переходить в более-менее самостоятельный мир без «мамозаменителя».

В младенческом и раннем возрасте привязанность особенно острая, со временем она ослабевает и сходит на нет. Забирать силой такую любимую вещь ни в коем случае нельзя. Более того, для умной мамы она может стать союзником, а не обузой. Многие взрослые и сами проникаются трепетом к такой нужной вещице, способной быстро успокоить печаль сыночка или дочки и «залечить» душевные ранки.


Это просто что-то родное и знакомое, с чем связано состояние покоя. У взрослых людей тоже есть вещи, которые имеют для них несколько большее значение, чем другие. Например, особенное кольцо или предмет мебели, переходящий от поколения к поколению и т.п.

Люди взрослеют и далеко не всегда у них сохраняются вещи, которые были им дороги в детском возрасте. Ребёнок вырастет и больше не будет таскать везде за собой любимое одеяльце. Возможно, оно так и будет где-нибудь лежать дома, и его нельзя будет выбросить. Но в гости и на улицу в 5-6 лет дети не берут такие вещи. На смену младенческим привязанностям приходят другие. Чаще всего это игрушки, книжки, велосипед и прочее детское хозяйство. «Проблема старенького одеяльца» уходит сама собой без лишних слёз и траты маминых нервов.

Анастасия Недеина, детский психолог, корректолог:

«Я рекомендую даже при адаптации к саду брать любимую игрушку с собой как часть «того безопасного мира», который реально существует, всегда рядом, даря спокойствие. Такая игрушка больше, чем просто вещь. Это друг, который всегда рядом. В известном смысле родителям, у которых дети привязаны к чему-то так сильно, даже повезло».

Конечно, при такой великой ценности любимой вещи можно подумать о покупке «дубликата» на случай потери или необходимости стирки.

Для некоторых родителей наличие такой привязанности у их детей всё же повод задуматься, возможно, есть недостаток внимания. Так, например, старший ребенок при появлении младшего может компенсировать мамину любовь. Другой случай, когда горячо любимая игрушка резко попадает в опалу, он может её даже ударить. Это тоже повод задуматься о причине такой агрессии.


Родители часто опасаются «зацикленности» малыша на одной игрушке, потому что боятся, что ребёнок замкнут. Игрушка или одеяло, как было сказано ранее, - элемент стабильности при взрослении и познании мира, но также первый друг, с которым можно поделиться тайными страхами и переживаниями. Общение с любимой вещью имеет хороший терапевтический эффект. Так что опасаться не строит.

Вспомним известный рассказ В. Драгунского «Друг детства» о плюшевом медведе, которого уже подросший мальчик хотел использовать как боксерскую грушу. Хотел, но не смог. Слишком важными и теплыми оказались детские воспоминания о лучшем друге-медведе, которому рассказывал тайны, делился обидами. Они сильны даже у взрослых и оставляют след на всю жизнь.

Если ребенок не расстается с мишкой или куклой, а потеряв игрушку, долго и горько плачет, значит, она имеет для него особую ценность. Как родителям относиться к такой привязанности малыша? Почему она возникает и когда проходит? На что стоит обратить внимание взрослым, чтобы помочь ребенку в нужный момент безболезненно расстаться с предметом обожания?

Многие дети настолько сильно привязываются к какой-нибудь вещи или игрушке, что не могут оставить ее ни на минуту. При этом любимым и ценным может стать любой предмет: плюшевый мишка, детское одеяло или просто кусочек ткани. Малыш очень любит обнимать свое «сокровище», прижимать к себе и даже посасывать.

О чем говорит наличие любимой игрушки

В 1940-х годах исследователи считали такие объекты признаком расстройства привязанности между ребенком и матерью, но позднее педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт доказал обратное. Любимая игрушка у ребенка появляется не из-за отсутствия заботы и любви, а как раз, наоборот, является его воспоминанием о любви и безопасности.

Более поздние исследования подтвердили точку зрения Винникотта: дети, которые очень сильно привязаны к какому-либо предмету, счастливее остальных и имеют более крепкие связи со своими родителями.

Но такой эффект от наличия объекта привязанности меняется по мере взросления детей. То же исследование показывает, что если, уже будучи подростком, ребенок так и не смог расстаться со своим любимым предметом из детства, это говорит о хрупкости и уязвимости его психического здоровья.

Когда и как появляется любимая игрушка

Привязанность к какому-то определенному предмету часто возникает в возрасте около 8 месяцев. В это время у ребенка появляются первые попытки осознания, что он — отдельная от родителей личность. Так начинается следующий этап психического развития, и малыш впервые ощущает тревогу, связанную с отделением от близких взрослых.

Однако такая особо любимая игрушка появляются не у всех детей. По статистике, только один ребенок из двух проявляет явную привязанность к какому-нибудь предмету.


Важно понимать, что на возникновение подобной любви повлиять невозможно. Она развивается естественным образом. Родители могут просто предложить ребенку какую-нибудь вещь, например, игрушку, и если он почувствует в ней необходимость, то этот предмет станет любимым.

Для чего она нужна

  1. думает о близких в моменты их отсутствия и ждет возвращения взрослого, чувствуя себя в безопасности;
  2. привыкает находиться в одиночестве, например, в своей кроватке;
  3. учится самостоятельности и воспитывает уверенность в себе, находясь в новых обстоятельствах (детский сад, прогулка с няней, визит к врачу).

Поскольку любимая игрушка для ребенка — источник комфорта и безопасности, никогда не лишайте ее малыша в качестве наказания за плохое поведение.

Психологи называют любимую игрушку «переходным объектом». Она помогает ребенку перейти от тесной связи с родителями к этапу осознания собственной индивидуальности, который происходит обычно в возрасте от 12 до 18 месяцев. В этот период ребенок приобретает уверенность в себе, достаточную для исследования окружающего мира под чутким присмотром близких и любимых им взрослых.

Каждая любимая игрушка уникальна

Такая игрушка, как правило, одна, и если с ней что-то происходит, ребенок очень тяжело переживает эти изменения и не принимает их. Успокаивает и утешает малыша именно тот запах, вид и состояние игрушки, которые она приобрела с течением времени. Ведь маленькие дети очень чувствительны к запахам: для успокоения малышу бывает достаточно вдохнуть аромат грудного молока или маминой кожи. Поэтому даже если предложить ребенку точно такого же плюшевого мишку, как тот, что у него был, только нового, то замена малыша не удовлетворит.


Каждый ребенок выстраивает свои собственные отношения с любимой игрушкой. Некоторые не расстаются со своим сокровищем целый день, другие требуют мишку или зайку только на время сна, третьим игрушка нужна в моменты грусти или знакомства с новым окружением.

Как избежать «драм» при потере игрушки

Потеря любимой игрушки может стать настоящей трагедией для малыша. Родители будут в состоянии предотвратить или смягчить последствия утраты, если подготовятся к ним заранее.

  1. С самого начала регулярно стирайте любимую вещь малыша. Так он привыкнет к тому, что она не всегда пахнет одинаково.
  2. Запаситесь «двойником» игрушки: приобретите второй такой же предмет. Давайте их ребенку попеременно, чтобы оба экземпляра пахли и выглядели одинаково.

Отказ от игрушки

Однажды ребенок перестанет думать о предмете обожания и сможет отказаться от него. Но такое решение он должен принять самостоятельно. Это произойдет, когда малыш перестанет испытывать в нем необходимость.

  1. Когда ребенок освоит речь, он сможет выражать свои чувства иным способом — при помощи слов.
  2. С возрастом малыш начнет чувствовать большую уверенность в себе.
  3. По мере развития социальных связей с внешним миром (друзья и взрослые в детском саду, ровесники на детской площадке и т. д.) ребенку будет требоваться все меньше утешения при помощи любимой игрушки.

Как правило, малыш отказывается от «переходного объекта» в возрасте от 3 до 5 лет. Он может потребоваться ребенку в стрессовой ситуации: во время адаптации к детскому саду, при смене воспитательницы или группы детского сада, при посещении врача или в случае долгого отсутствия родителей. Обычно к 6 годам для успокоения и ощущения чувства безопасности любимая игрушка ребенку уже не требуется.

Тем не менее бывают случаи, когда ребенку может временно вновь понадобиться его любимец. Если серьезно заболел кто-то из близких, пришлось поменять место жительства или в семье появился еще один ребенок, малыш может вспомнить о своем прежнем «утешителе». В этот момент важно уважать его потребность. Когда ребенок справится с новой ситуацией, игрушка ему больше не понадобится.

Как помочь ребенку расстаться с любимой игрушкой

Не следует настаивать на отказе ребенка от игрушки, но можно помочь ему обходиться без нее.

1. Не лишайте малыша любимой игрушки внезапно и резко, думая, что так он быстрее о ней забудет. Поддержите ребенка, успокойте, скажите, что он сам принимает решение. Чем больше понимания и сочувствия ребенок будет получать с вашей стороны, тем быстрее он откажется от привычки повсюду носить с собой свою игрушку.

2. Позвольте ребенку прибегать к помощи игрушки-утешителя во время важных изменений в жизни: поступления в детский сад или перехода из одной группы в другую. Вы можете попросить воспитательницу понаблюдать, в какие моменты малыш требует игрушку, чтобы узнать, что его беспокоит больше всего. С 3–4-летним малышом можно договориться о некоторых правилах, например, о том, что он может взять игрушку в кроватку или в машину, но не в продуктовый магазин.

3. Обустройте дома специальное место для любимой игрушки. Ребенок сможет оставлять ее там, пока ест или играет. Постепенно он все реже будет обращаться к ней за утешением.

4. Если ваш ребенок оставил игрушку дома, лучше не возвращаться за ней. Объясните малышу, что раз он забыл о ней, значит, она ему уже не так сильно нужна. Успокойте его, сказав, что игрушка будет ждать его дома и он обязательно найдет ее там, где оставил. Если ребенок младше 2 лет и он испытывает сильное беспокойство без своей любимой игрушки, тогда лучше все-таки за ней вернуться.

5. Для воспитания самостоятельности вы можете попросить малыша, чтобы о своей игрушке он заботился сам. Вы заботитесь обо всем, что касается прогулок и занятий, а его обязанность — помнить о своем любимце. Записка-напоминание у двери — например, с изображением любимой игрушки — может ему в этом помочь.

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» - выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» - британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

- Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, - объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА . – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.

Встречали когда-нибудь человека с неуместным предметом одежды? А может быть - взрослого человека с детской игрушкой в руках? О чём в этот момент вы думали?

А задумывались ли при этом - что стало причиной такого поведения?

Стереотипность - не единственная черта, свойственная особенным малышам. Привязанность к вещам - не меньшая часть характера детей с аутизмом. Будь то одежда, игрушки или посуда. Кто-то проходит сквозь жизнь с одной и той же игрушкой (наверняка вам доводилось видеть этих плюшевых медведей, затёртых до состояния кота-сфинкса). Кто-то меняет предпочтения - и такое тоже случается. (Как правило, когда одно желание к стимуляции сменяет другое). Но зависимость от вещей остаётся навсегда.

Одной из первых таких игрушек в нашей жизни была лопатка. Которая для песочницы. (Маленькая, красненькая и вообще - совочек. Но мы почему-то звали её лопаткой) И с помощью этой лопатки мы делали куличики в песочнице. У нас были разные формочки, разных цветов и объёмов. Вот только среди них не было избранных. Ровно как и стремления сделать этот самый куличик. Саша не хотел тромбовать песок в формочке, ему было всё равно - получится кулич целым или разваленым. Ключевым моментом было - стучать лопаткой по формочке

Это сейчас я понимаю, что тогда уже был первый звоночек. Что его "стучание" - ни что иное, как стимуляция слуха. Что уже на тот момент пошёл откат в развитии, ведь он даже любимую лопатку никак не называл - просто тянулся к ней и мычал, если мы пытались уйти гулять без неё. Но тогда. Тогда я железобетонно считал, что всё в пределах нормы. Просто не хочет ребёнок говорить да и всё. Уж если бы что-то было не так - жена точно бы это заметила. Раз она рожала - значит всё знает и умеет. Я даже не представлял - насколько сильно погряз в своём невежестве.

Позже лопатку сменил экскаватор. Саша увлечённо копался им в песочницах и никак не хотел играть с другими детьми. Да, тогда мы уже видели, что что-то идёт не так. Ему было 3 года. И тогда ему поставили первый диагноз - ЗПРР (задержка психо-речевого развития). А всё, что я на тот момент знал об аутистах - это ничего. Абсолютно (Ну кроме, пожалуй, того, что так оскорбляли плохих игроков в онлайн-играх) Всё, чему меня когда-то учили в школе и колледже, не содержало ни капли информации ни о детях, ни о заболеваниях.

Парадокс современного образования. Различные математические формулы, даты различных сражений и исторических свершений, описание проклятого Дуба в Войне и Мире - всё это нужно учить наизусть. Даже АК доводилось разбирать/собирать на ОБЖ. А как вести себя с инвалидами, что нужно знать о ВИЧе, распространённые болезни и зачем нужен СОБЕС - ни слова.

Если вы были на детских площадках - вы видели детей играющих вместе в песошке. Периодически берущих чужие игрушки (один из первых аспектов социализации - учиться просить) Представьте, сидят рядом два ребёнка. Один играет своей машинкой, другой своей. И первый захотел игрушку второго. Тяга к новому вполне логична. Но вот Саша срывался на визг, если кто-то пытался забрать его экскаватор. Особенно сильна была истерика, если к этому делу подключались родители просящего ребёнка:

А вся суть в том, что он не понял просьбы. Он увидел, что кто-то чужой и большой тянется руками, чтобы забрать его любимую штуковину. А издаваемые взрослым при этом звуки - не более чем фон. Он не умел ни разговаривать, ни понимать. И уж тем более - не умел отказывать как обычный ребёнок. Ни сказать "нет"! Ни скрутить кукиш.

А ведь единственный источник социализации - был тот самый Петя. И возможно Сашка привык бы играть с другим ребёнком. Но тот был безжалостно утащен в сторону. Потому что если мальчик больной - вдруг он кинется на нашего ребёнка? Или (НЕ ДАЙ БОГ!) заразит? Утащить от греха подальше! И не разбираясь нагавкать на его родителей! Так обычно происходили наши знакомства на площадках.

Потом были Молния Макуин, Бэймакс, Вспыш, Мэтр и (внезапно) кубик Рубика. А вот всяческие спиннеры и различные однотипные щёлкалки ему не заходят. Не знаю почему. А он не рассказывает )) Сейчас его главный фаворит - блокнот с переворачивающимися блёстками. Он помогает ему сосредоточиться и успокоиться. Да и вообще - многие аутисты таким образом вводят себя в ассоциативный ряд с миром обычных вещей. И не стоит их за это осуждать. Ведь у них, в отличие от нас, есть ещё и свой собственный мир. Который мы пока ни понять, ни представить не можем.

Так что если вы увидели на улице взрослого с детской игрушкой в руках - возможно он действительно больной и сумасшедший. Но вот дурак ли.

У каждого из нас и сейчас есть "тот самый экскаватор". Только у одних это любимая кружка - из которой пить другим НУ НИКАК НЕЛЬЗЯ! А на стенках кружки порой налёт кофе толщиной в палец. У других - цветок на окне, который поливать только тёплой дождевой или талой водой, а листья подрезать только на убывающую луну. А у третьих - машина. Которую нужно любить, полировать и тюнинговать. Но "не такие как все" при этом - дети с аутизмом? Или пора научиться принимать их инаковость?

Читайте также: