Если ребенок разговаривает с игрушками

Обновлено: 07.05.2024


Любимая игрушка ребёнка порой не только везде его сопровождает, но и становится лучшим собеседником. Некоторых родителей это пугает: заходишь в комнату, а ребёнок там ведёт беседы с Человеком-пауком. В блоге издательства «Эксмодетство» психолог Ольга Петрова рассказывает, нормальны ли такие разговоры и что делать родителям.

Неважно, какая игрушка у ребёнка любимая. Важно, какое отношение ребёнок на неё проецирует. Взрослым кажется, что разговоры с игрушками — это немного странно. И при этом мы сами не замечаем, как отвечаем микроволновке, уговариваем машину завестись или спрашиваем у телефона о его самочувствии.

Игра, в которой ребёнок говорит не только за себя, но и за второго персонажа, на самом деле очень полезна для развития творческого потенциала. Беседы с игрушками помогают:

  • развитию воображения и речи;
  • отработке навыков общения;
  • развитию ощущения принадлежности;
  • развитию ответственности и самостоятельности.

В некоторых случаях такие беседы могут отражать не просто внутренний конфликт, но и проецировать отношения в семье или в окружении ребёнка. Дать подсказку родителям, что есть проблема, которую необходимо проработать.

Яркий пример такой дружбы с «живой» игрушкой показан в книге издательства «Эксмодетство» «Луна и Панда. Первая встреча». Главная героиня — очаровательная малышка Луна — подружилась с плюшевым озорником, красной пандой Карло.


Луна тихая, спокойная и из-за переезда в новый дом сильно переживает. Карло же, неожиданно появившийся в детской при распаковке коробок, оказывается не простой игрушкой. Активный, смелый, озорной, любопытный Карло разговаривает с Луной, утешает её, рассказывает сказки на ночь, веселит, спорит, помогает исследовать новое.

По сути, Карло отражает те черты характера, которые Луна хотела бы развить, но из-за смены обстановки, волнения и тревоги пока не может это сделать. Карло прогоняет тревоги и страхи девочки, помогает ей освоиться на новом месте и завести друзей. Красная панда — пример игрушки, которая работает на пользу Луне, помогает развить в себе навыки, которые до этого не требовались: самостоятельность, общительность, ответственность.


5 фраз, которыми мы хотим поддержать ребёнка, но делаем только хуже

Как Карло становится спасательным кругом для Луны, так и игрушка вашего ребёнка может помочь ему преодолеть трудности и страхи. Луна, например, боится темноты, и Карло тоже не любит тёмные помещения. И хотя родители подарили девочке фонарик, использовать его она смогла только в компании Карло. Он придал ей решительности для того, чтобы начать действовать.

В большинстве случаев ребёнок перерастает разговоры с игрушками и благополучно использует отработанные модели общения в реальности. Тревожиться и переживать, что малыш слишком привязан к куклам или роботам, не стоит. И не забывайте, что в момент, когда вам или вашему ребёнку нужна помощь, всегда можно посоветоваться с психологом.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Мысли вслух являются неотъемлемой частью развития детской психики.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Поведение детей очень часто вызывает вопросы, ведь они в некотором смысле отдельные существа со своей психологией. На самом же деле ребенок разговаривает сам с собой по тем же причинам, что и взрослый. Каждый человек ведет внутренний диалог, просто малыш это делает вслух. Чем младше возраст, тем чаще можно «подслушать» мысли и тем они примитивнее и проще. Примерно с 7 лет личная речь сходит на нет. Если этого не происходит или в поведении есть и другие расстройства, вполне вероятно, что ребенку нужна психологическая помощь или даже лечение.

С КЕМ ГОВОРИТ РЕБЕНОК И ПОЧЕМУ?

Мысли вслух являются неотъемлемой частью развития детской психики. Так ребенок учится обрабатывать полученную информацию, размышлять. По сути каждый человек разговаривает сам с собой. Например, когда обдумывает, какое принять решение или как лучше выполнить поставленную задачу. В напряженном состоянии мыслительные процессы вырываются наружу, и окружающие могут услышать обрывки фраз. В народе такой конфуз часто комментируют: «всегда приятно поговорить с умным человеком».

Разговор с самим собой психологи называют личной речью. Прежде чем развиться в полноценный внутренний диалог, она проходит несколько стадий:

  1. Комментарий к завершенному действию. Наблюдается у детей 2-4 лет и звучит как «я поел кашу», «я нарисовал открытку», «я построил дом».
  2. Обдумывание будущего действия. Характерно для малышей 4-6 лет. К примеру, это фразы: «я нарисовал открытку, а теперь пойду кушать», «я помылся, а теперь пора спать».
  3. Планирование. В 6-7 лет ребенок начинает планировать дальнейшие действия. В его речи появляются подробности: «я нарвал цветов, а теперь сделаю букет, чтоб подарить маме».

Иногда личная речь тихая, шепотная – это является вариантом нормы. Также не стоит беспокоиться, если малыш разговаривает с игрушками, озвучивает их. Это говорит о богатом воображении и творческом потенциале ребенка. Через сюжетно-ролевые игры происходит знакомство с социумом, правилами поведения в обществе.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ЛИЧНУЮ РЕЧЬ?

Некоторые родители не знают, как относиться к разговорам ребенка с самим собой. Они начинают одергивать его или, что еще хуже, запрещают выражать свои мысли подобным образом. Так ни в коем случае нельзя делать. Наоборот, личную речь стоит воспринимать как нормальный этап развития психики. Она дает возможность отследить эмоциональное состояние малыша, понять его переживания и внутренний мир. В ряде случаев, если ребенок говорит сам с собой, стоит проконсультироваться с психологом.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ САМ С СОБОЙ ЧАСТО И ПОДОЛГУ

Личная речь в большей мере свойственна двум категориям детей – тем, которые испытывают нехватку близкого общения, и творческим, с богатым воображением. В первом случае разговор с самим собой дает возможность высказаться – например, если в семье или среди сверстников не придают особого значения словам малыша, игнорируют его или перебивают. Во втором случае фантазии ребенка находят выход в речевой деятельности. Творческие натуры видят мир немного под другим углом, для них характерно наделять предметы особыми свойствами, сочинять и придумывать.

В целом можно выделить 5 причин, почему ребенок говорит сам с собой часто и подолгу:

  1. нехватка общения, близкого контакта с родителями;
  2. отсутствие друзей;
  3. конфликты в семье или детском коллективе, другого рода стресс;
  4. богатое воображение;
  5. психические расстройства.

КОГДА ЕСТЬ ПОВОД ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ?

Консультация специалиста нужна тогда, когда разговор с самим с собой выходит за рамки обычного внутреннего диалога или полета фантазии. Так, к врачу стоит обратиться в следующих случаях:

  • ребенок слышит голоса или видит галлюцинации, разговаривает с ними;
  • он мало заинтересован в живом общении, закрыт в себе, предпочитает уединение;
  • речь ребенка агрессивна, жестока;
  • наблюдаются расстройства сна, беспокойство, истерики;
  • ребенок не осознает, где правда, а где вымысел, глубоко переживает ссоры с вымышленными персонажами, оживленно спорит с самим собой, обижается, плачет.

У подростков разговоры с самим собой могут быть признаком наркотического опьянения. В таком случае у ребенка расширены зрачки, он раздражен, а на следующий день он обессилен и вял. При наличии любого из симптомов стоит проконсультироваться с детским психиатром или неврологом. После исследования врач назначит лечение или психологическую коррекцию.

Сами по себе мысли вслух у ребенка или у взрослого не являются признаком отклонения. Скорее всего, причиной разговоров с самим собой является одиночество, нехватка общения с родителями или сверстниками. Стоит уделить чаду больше внимания, и вопрос перестанет стоять столь остро. Психологи отмечают, что в многодетных семьях у детей практически отсутствует личная речь, потому как там всегда можно найти собеседника и высказать свои мысли в живом общении.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Со всей определенностью отвечаю: да, разговаривать с собой вслух – нормально!

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Этот маленький болтунишка: лечить нельзя понять

Конечно, вы вправе поставить запятую в любом месте этой фразы. Но давайте сначала подумаем.

«Тихо сам с собою я веду беседу. »

Так, например, если ваш Петя постоянно сам с собой болтает, а больше вы таких детей отродясь не встречали, это значит только то, что у вас просто небольшой опыт общения с разными детьми. А Петя, скорее всего, мальчик с большой фантазией, который живет насыщенной внутренней жизнью, что-то сочиняет, придумывает и тут же выдает это наружу. Таким Петей надо гордиться, а не переживать, нормален ли он.

Нужно ли обращаться к психологу

Конечно, если вы твердо уверены, что это ненормально и вашему ребенку срочно нужен психолог, мне вряд ли удастся вас разубедить. Вы все равно найдете специалиста, который будет разделять вашу точку зрения и предложит вам план борьбы с этой «ненормальностью».

Только вот не факт, что борьба эта увенчается успехом. Потому что ребенок – живой человек и имеет право разговаривать вслух с самим собой, не сверяясь с мнением профессионалов по этому поводу.

Задача психолога в этом случае – понять, почему ребенок разговаривает сам с собой и какая психологическая потребность за этим стоит. Если ее можно удовлетворить другими способами – нужно эти способы найти. Если нельзя – надо порадоваться, что ребенок нашел хотя бы этот способ.

Почему он так делает

Давайте же посмотрим, какие психологические потребности удовлетворяет ребенок, разговаривая вслух.

Игра, фантазирование

Герои детских фантазий разговаривают на разные голоса, спорят и соглашаются. А вы снаружи слышите только, что ребенок разговаривает с собой вслух. Но это не он разговаривает, это разговаривают его персонажи!

Ребенок разговаривает сам с собой во время игр и фантазий

Дети, от природы наделенные богатым воображением, легко и непринужденно оживляют в своем сознании даже самые обычные предметы быта. А уж машинки, мягкие игрушки и куклы просто созданы для того, чтобы разыгрывать с ними всевозможные сюжеты!

Позже такой ребенок, скорее всего, начнет записывать эти сюжеты в виде рассказов, сценариев, стихов (особенно, если вы не будете его критиковать за разговоры вслух). А пока все это выдается наружу таким вот образом.

Эмоциональная подпитка

Часто дети без видимой причины раз за разом цитируют запомнившиеся им фрагменты мультфильмов, чем пугают своих родителей. Но ведь взрослые тоже часто пересматривают любимые фильмы, слушают по кругу одни и те же песни.

Если ребенок впечатлился какой-то ситуацией из мультфильма, если переживания героев затронули важные струны его души, он может вновь и вновь повторять эти реплики. Не надо пугаться и подозревать ребенка в умственной отсталости и задержке развития. С ним все в порядке! Это пройдет!

Потребность в дружбе

Дети разговаривают сами с собой из-за отсутствия друзей

Не всем детям удается найти себе друга. Это только кажется, что вокруг много детей и подружиться можно практически с любым (не дерется – уже хорошо, чем не друг?!). На самом деле, некоторые дети – опять же, от природы – очень разборчивы, и с первым встречным дружить не станут. Это ведь как любовь – надо совпасть с человеком…

Так вот, когда потребность в друге есть, а настоящего друга нет, некоторые дети придумывают себе такого вот идеального друга и ведут с ним долгие задушевные беседы.

Если ребенка «доставать» вопросами, с кем это он разговаривает, он, конечно, засмущается и разговаривать, скорее всего, перестанет (ну или, по крайней мере, начнет скрывать эти разговоры от вас). Но, по сути, вы, таким образом, только подчеркнете ему его одиночество, которого он стремится избежать. Найдется настоящий живой друг – исчезнет и потребность разговаривать с самим собой.

Освоение языка

Ребенок разговаривает сам с собой в процессе освоения языка

Ребенок осваивает родной язык так же, как и иностранный – копируя чужую речь, то есть повторяет те слова и предложения, которые слышит. Как правило, от повторения чужих конструкций (слов, словосочетаний, предложений) ребенок переходит к построению собственных.

Но иногда этот процесс задерживается или идет не так гладко, как хотелось бы. И тогда ребенок, взрослея, продолжает «на автомате» повторять то, что слышит непосредственно сейчас или слышал когда-то.

С одной стороны, эхолалия (повторение чужих фраз, слов или частей слов) часто является симптомом как задержки психологического или речевого развития, так и аутизма. С другой стороны, она же является инструментом мышления и языкового развития.

Повторяя услышанное от других людей, рассуждая вслух, ребенок слушает сам себя, проверяет, правильно ли он говорит. Для некоторых детей это естественный этап освоения и внутреннего монолога, и речи в принципе.

Ребенок, который не уверен в том, что он правильно использует грамматические и синтаксические конструкции, тренируется на разговорах с самим собой вслух, прежде чем начать разговаривать с другими.

Таковы основные причины, по которым дети разговаривают сами с собой. В подавляющем большинстве случаев такие разговоры вслух со временем проходят. Если же это не единственное, что вас беспокоит в поведении вашего ребенка, конечно, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Речь ребенка, обращенная к самому себе, не является редким явлением. Это одна из стадий развития, которую проходят все без исключения малыши. По мере взросления крохи личная речь сходит на нет, и примерно к 7-8 годам ее полностью заменяет внутренний диалог. Если этого не произошло, стоит обратиться к грамотному психологу.

ребенок разговаривает сам с собой

Причины

Специалисты выделяют основные факторы, способствующие разговорам ребенка самим с собой:

  • недостаток общения со сверстниками;
  • дефицит родительского внимания;
  • стрессовые ситуации (семейные конфликты, ссоры в детском коллективе);
  • чересчур развитое воображение;
  • творческий потенциал;
  • психические расстройства.

В зависимости от этого ребенок может либо компенсировать нехватку диалогов с реальными людьми, либо выражать свои мысли в игровой форме.

Каким может быть разговор

В зависимости от возраста проявление личной речи малыша (именно так называется ситуация, когда ребенок разговаривает сам с собой) может варьироваться. Основные стадии отличаются по следующим признакам:

Если ребенок говорит шепотом или разговаривает с игрушками, родителям не о чем беспокоиться. Эти ситуации абсолютно нормальны и свидетельствуют о богатом воображении крохи. Сюжетно-ролевые игры помогают малышу знакомиться с правилами поведения в социуме.

Правильная реакция

Не следует запрещать ребенку говорить вслух самим с собой. Специалисты рекомендуют прислушиваться к этим монологам, чтобы лучше понять внутренние переживания малыша.

В ряде случаев необходима консультация психолога. Например, если ребенок:

  • агрессивен при живом контакте;
  • слышит голоса, видит галлюцинации, постоянно разговаривает с ними (важно отличить галлюцинации от воображаемых друзей, последние часто бывают у одиноких детей);
  • не идет на контакт, предпочитая уединение;
  • истеричен, плохо спит, постоянно расстроен;
  • не отличает вымышленный мир от реального.

Чтобы смягчить ситуацию, родителям следует уделять малышу больше времени, инициировать совместные игры, обсуждать с ребенком прошедший день. Примечательно, что при наличии у крохи брата или сестры проблемы с личной речью не стоят так остро. Если у ребенка появились воображаемые друзья, волноваться не стоит, однако, желательно проконсультироваться с психологом.

Практикующий психолог. Консультант по вопросам семейных и межличностных отношений. Эксперт в вопросах воспитания детей.

Нормально ли, что ребенок разговаривает сам с собой

Этот маленький болтунишка: лечить нельзя понять

Конечно, вы вправе поставить запятую в любом месте этой фразы. Но давайте сначала подумаем.

«Тихо сам с собою я веду беседу. »

Так, например, если ваш Петя постоянно сам с собой болтает, а больше вы таких детей отродясь не встречали, это значит только то, что у вас просто небольшой опыт общения с разными детьми. А Петя, скорее всего, мальчик с большой фантазией, который живет насыщенной внутренней жизнью, что-то сочиняет, придумывает и тут же выдает это наружу. Таким Петей надо гордиться, а не переживать, нормален ли он.

Нужно ли обращаться к психологу

Конечно, если вы твердо уверены, что это ненормально и вашему ребенку срочно нужен психолог, мне вряд ли удастся вас разубедить. Вы все равно найдете специалиста, который будет разделять вашу точку зрения и предложит вам план борьбы с этой «ненормальностью».

Только вот не факт, что борьба эта увенчается успехом. Потому что ребенок – живой человек и имеет право разговаривать вслух с самим собой, не сверяясь с мнением профессионалов по этому поводу.

Задача психолога в этом случае – понять, почему ребенок разговаривает сам с собой и какая психологическая потребность за этим стоит. Если ее можно удовлетворить другими способами – нужно эти способы найти. Если нельзя – надо порадоваться, что ребенок нашел хотя бы этот способ.

Почему он так делает

Давайте же посмотрим, какие психологические потребности удовлетворяет ребенок, разговаривая вслух.

Игра, фантазирование

Герои детских фантазий разговаривают на разные голоса, спорят и соглашаются. А вы снаружи слышите только, что ребенок разговаривает с собой вслух. Но это не он разговаривает, это разговаривают его персонажи!

Ребенок разговаривает сам с собой во время игр и фантазий

Дети, от природы наделенные богатым воображением, легко и непринужденно оживляют в своем сознании даже самые обычные предметы быта. А уж машинки, мягкие игрушки и куклы просто созданы для того, чтобы разыгрывать с ними всевозможные сюжеты!

Позже такой ребенок, скорее всего, начнет записывать эти сюжеты в виде рассказов, сценариев, стихов (особенно, если вы не будете его критиковать за разговоры вслух). А пока все это выдается наружу таким вот образом.

Эмоциональная подпитка

Часто дети без видимой причины раз за разом цитируют запомнившиеся им фрагменты мультфильмов, чем пугают своих родителей. Но ведь взрослые тоже часто пересматривают любимые фильмы, слушают по кругу одни и те же песни.

Если ребенок впечатлился какой-то ситуацией из мультфильма, если переживания героев затронули важные струны его души, он может вновь и вновь повторять эти реплики. Не надо пугаться и подозревать ребенка в умственной отсталости и задержке развития. С ним все в порядке! Это пройдет!

Потребность в дружбе

Дети разговаривают сами с собой из-за отсутствия друзей

Не всем детям удается найти себе друга. Это только кажется, что вокруг много детей и подружиться можно практически с любым (не дерется – уже хорошо, чем не друг?!). На самом деле, некоторые дети – опять же, от природы – очень разборчивы, и с первым встречным дружить не станут. Это ведь как любовь – надо совпасть с человеком…

Так вот, когда потребность в друге есть, а настоящего друга нет, некоторые дети придумывают себе такого вот идеального друга и ведут с ним долгие задушевные беседы.

Если ребенка «доставать» вопросами, с кем это он разговаривает, он, конечно, засмущается и разговаривать, скорее всего, перестанет (ну или, по крайней мере, начнет скрывать эти разговоры от вас). Но, по сути, вы, таким образом, только подчеркнете ему его одиночество, которого он стремится избежать. Найдется настоящий живой друг – исчезнет и потребность разговаривать с самим собой.

Освоение языка

Ребенок разговаривает сам с собой в процессе освоения языка

Ребенок осваивает родной язык так же, как и иностранный – копируя чужую речь, то есть повторяет те слова и предложения, которые слышит. Как правило, от повторения чужих конструкций (слов, словосочетаний, предложений) ребенок переходит к построению собственных.

Но иногда этот процесс задерживается или идет не так гладко, как хотелось бы. И тогда ребенок, взрослея, продолжает «на автомате» повторять то, что слышит непосредственно сейчас или слышал когда-то.

С одной стороны, эхолалия (повторение чужих фраз, слов или частей слов) часто является симптомом как задержки психологического или речевого развития, так и аутизма. С другой стороны, она же является инструментом мышления и языкового развития.

Повторяя услышанное от других людей, рассуждая вслух, ребенок слушает сам себя, проверяет, правильно ли он говорит. Для некоторых детей это естественный этап освоения и внутреннего монолога, и речи в принципе.

Ребенок, который не уверен в том, что он правильно использует грамматические и синтаксические конструкции, тренируется на разговорах с самим собой вслух, прежде чем начать разговаривать с другими.

Таковы основные причины, по которым дети разговаривают сами с собой. В подавляющем большинстве случаев такие разговоры вслух со временем проходят. Если же это не единственное, что вас беспокоит в поведении вашего ребенка, конечно, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Читайте также: