Если ребенок жалеет игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Родители переживают не только когда у их ребенка отнимают игрушки в песочнице, но и когда он сам жадничает. Как научить ребенка делиться, почему это важно? Разбираемся вместе с детским психологом Натальей Дорохиной.

Вопрос. Трехлетний ребенок на прогулках и в детском саду постоянно жадничает и отказывается делится игрушками с другими детьми. Что делать?

Ответ. Умение делиться — это навык, которому ребенка необходимо обучать. В определенном возрасте дети совершенно не хотят делиться: в 2 года, например, они могут говорить «моё» даже про те вещи, которые только похожи на принадлежащие им — и это нормальный этап развития. В 3 года дети учатся играть вместе, их речь уже лучше развита — и родители могут рассказать им, почему делиться с другими нужно и как это делать.

Объяснения с мотивацией «другим будет приятно» могут быть не очень продуктивны, потому что эмпатия у детей развивается чуть позже, ближе к восьми годам. Трехлетним лучше объяснить, что умение делиться — это полезный навык взаимодействия с другими людьми, который поможет выстраивать отношения в будущем, например, сказать, что с теми, кто делится, другие дружат и играют охотнее.

С человеком, который не научился в раннем детстве делиться с другими, может быть сложно общаться, дружить, строить семью. Люди, у которых нет этого навыка, могут даже не понимать, почему другие их избегают. Любовь к другому человеку и забота о нем обязательно включают желание сделать приятно — в том числе поделиться тем, что у тебя есть.

Расстраиваться, что маленький ребенок жадничает, не стоит (навык делиться — не врожденный), но учить его этому — одна из задач родителей.

Как научить ребенка делиться

  • Признайте тот факт, что ребенок может не хотеть делиться чем-то. Не отрицайте его эмоции.
  • Объясните плюсы ситуаций, когда дети делятся друг с другом вещами. Например, если каждый перестанет жадничать, то все в итоге поиграют с бОльшим количеством игрушек.
  • Начинайте издалека и постепенно приучайте ребенка делиться тем, что у него есть. Начать можно с простого: кормите вместе животных и птиц хлебом, семечками, орехами.
  • Станьте для ребенка примером: покажите, как родители сами делятся вещами друг с другом и с другими людьми.
  • Прочитайте ему сказки про жадность и обсудите поведение персонажей.
  • Придумайте сюжет с игрушками про жадность. Поинтересуйтесь у ребенка, как он видит эмоции участников процесса: «Как ты думаешь, что испытывает эта игрушка? А эта? А как бы ты поступил в такой ситуации?»

Истерика — мощное оружие протеста, которым любит пользоваться ребёнок в разгаре кризиса 2 - 3 лет. Во время истерики малыш может кричать, плакать, падать на пол и требовать своё, намеренно расширяя границы дозволенного. Но у него есть ещё один способ привлечь внимание мамы. Ребенок начинает бросать различные предметы и еду. Это же ещё и весело! Как же отучить ребёнка кидаться всем, что попадётся под руку? Читайте на "Я Ваша Кроха".

Бросать вещи, предметы и даже еду – новый навык, который осваивают дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. И он не плохой, если посмотреть на него иначе. Чтобы кинуть, а не выронить предмет, нужно не просто разжать пальцы, а скоординировать работу глаз и рук. Целенаправленное бросание вещей помогает развивать мелкую моторику пальцев. Это очень захватывающая способность. Понятно, почему ребёнок хочет бросать предметы снова и снова. Но и желание мамы отучить малыша кидаться вещами вполне оправданно.

из мультфильма малыш и карлсон малыш раскидывает игрушки и предметы

Да, вас сводят с ума летающая по кухне еда или соска, которая приземляется на тротуар. Но вот для ребенка это все сплошное удовольствие. Вы должны понимать, что умение кидать вещи не только приносят удовольствие малышу, но и развивает его. Поучительно даже то, что происходит после броска: ребёнок начинает понимать, что все предметы падают только вниз, а не вверх. Пусть ему пока ничего не известно о гравитации, зато он может наблюдать последствия её действия. Броски дают малышу понять, что мячик отскакивает от пола, ягода сплющивается на нём, а яйцо разбивается всмятку.

Что можно предпринять, чтобы ребёнок перестал бросать еду, вещи и предметы

Не ругайте и не наказывайте ребёнка за то, что он бросает какие-то предметы, если только он не целится камнем в кошку, окно, людей или машину. Заставить малыша 1,5-3 лет прекратить разбрасывать вещи невозможно. Но выход есть: возьмите новое увлечение ребёнка под свой контроль, ограничив список вещей, которыми можно кидаться, и уменьшив количество «мишеней».


Покажите малышу предметы, которые можно бросать

Если предложить ребёнку много вещей, которые можно кидать, он быстрее поймёт, что нельзя так поступать с другими предметами и едой. Покажите ему мячики и другие штуки (воздушные шарики, шары от детского боулинга, мягкие игрушки и другие безопасные предметы), которые он может бросать, не опасаясь маминого негодования. А во время прогулки предложите покормить голубей: двухлетнему малышу очень понравится отламывать и бросать кусочки хлеба.

Смысл этого совета заключается в том, что ребёнку нужно помочь уяснить: кидаться вещами можно, но только определёнными вещами, в определённых местах и в определённое время. Если же он уже приготовился кинуть тапок, спокойно заберите его из рук и скажите, что обувью бросаться нельзя, зато можно кинуть мячик.


Пресекайте агрессивное разбрасывание вещей

Как поступить, если малыш кидается тем, чем нельзя? Постарайтесь сделать вид, что ничего не произошло, постарайтесь проигнорировать это. Если вы прервёте свои дела и неодобрительно посмотрите на ребёнка, вскоре он опять попробует привлечь ваше внимание. Ведь он знает, как это сделать: нужно лишь кинуть то, что нельзя, и он обязательно будет делать это снова и снова.

Если ребёнок начал бросать вещи в других малышей, вы должны выработать тактику, которой будете придерживаться постоянно. Детям помогает запоминать многоразовое повторение одного и того же. Если ребёнок что-то кинул, скажите ему, что это больно, поэтому так делать нельзя. После этого уведите его в сторонку, сделав перерыв в его игре, чтобы он остыл и понял, что значит слово «нет». Но этот перерыв не должен длиться дольше 1 минуты, иначе малыш забудет, зачем его остановили и оторвали от дел.

Если ребёнок обиделся или обозлился на других детей и начал кидать в них предметами именно из-за злости и когда “психует”, объясните ему, что свои чувства можно выражать словами.

Видео вопрос в студии доктора Комаровского: “Что делать, если ребенок бросает предметы, когда злится?”

Не кричите и никогда не поднимайте на ребенка руку. Этим примером вы покажете, что гнев можно сдержать, а недовольство высказать словами. О том, что вы расстроены его поведением, малыш поймёт по вашему тону. Если же он продолжает бросать вещи в детей, и все ваши старания отучить его от этого оказались тщетными, выход остаётся один: следить за тем, что попадает в руки вашего ребёнка.


Прикрепите игрушки к поручню коляски, и ребёнок не сможет их бросить

Когда малыш сидит в детском автокресле или в коляске, привяжите несколько игрушек так, чтобы он мог их достать. Для этого используйте шнурки или резинки (чтобы в них не путались пальцы, отрежьте концы узлов). Тогда ребёнок поймёт, что можно не только кинуть игрушку, но и подтянуть её обратно к себе. Этим вы удвоите ему веселье и избавите себя от необходимости поднимать разбросанные предметы.


Привлекайте ребёнка к уборке в детской

Не заставляйте его собирать всё, что он раскидал. Для маленького человечка это задание почти невыполнимое. Лучше превратите работу в игру, собирая разбросанные игрушки наперегонки. А вместе с этим вы можете закрепить у малыша знание цветов. Просто скажите: «Помоги-ка мне найти красные кубики».


Будьте для ребёнка хорошим примером

Вы можете на своём примере показать, чем можно бросаться, а чем – нет. Отбросьте на диван подушку на глазах у малыша. Но не кидайте телефон, даже если вы уверены, что он ни в кого не попадёт и не разобьётся о пол. А если ребёнок ещё раз бросит что-то «запретное», пройдитесь по дому и вместе киньте грязную рубашку в корзину, фантик от конфеты в мусорное ведро, а игрушку в контейнер для игрушек.


Будьте рядом, когда ребёнок ест

Примерно в 1,5-2 года наступает самый «грязный» период относительно приёма пищи. И чтобы отучить малыша не кидать еду, нужно сидеть рядом с ним, пресекая любую попытку пульнуть кашей или хлебом. Каждый раз, когда он начинает замахиваться едой, берите и останавливайте тарелку или руку, давая понять, что так делать нельзя. Да и вам будет проще, если не придётся отмывать пол со столом после каждой трапезы. Сидя рядом во время обеда малыша, вы также сможете убедиться, что он тщательно пережёвывает пищу, а не глотает её кусками.


Если малыш кидается едой, подавайте её в небьющейся посуде для детей

Не ставьте на стол свой лучший фарфор, если малышу пришло время покушать. Купите набор детской небьющейся посуды со стаканами с трубочками, которые можно прикрепить к столику или к детскому стульчику. Но помните: это избавит вас от раскиданной посуды, но, скорее всего, не остановит малыша от попыток оторвать «прилипшие» к столу тарелки и стаканы.


Если ребёнок раскидывает еду, накладывайте её в тарелку маленькими порциями

Если в тарелке у ребёнка мало еды, и вы не будете докладывать добавку до тех пор, пока она не опустеет, то и кидаться будет почти нечем. И не заставляйте малыша съедать всё до последней ложки. Обычно дети начинают кидаться едой, когда они уже насытились и им за столом становится скучно.

Поэтому убирайте тарелку со стола, как только ребёнок теряет к еде интерес, не обращая внимания на то, сколько было съедено. Но не нервничайте и не ругайтесь, если у малыша что-то осталось в руках: взрослые тоже иногда роняют еду. Если на полу оказались хлебные крошки – это не очень страшно.

Видео урок для женщин. Ита Минкин. Ребенок бросает еду на пол… Не давать ему еду?

Если все же что-то осталось у ребенка в руках, случайно или нарочно, постарайтесь не перенапрягаться из-за этого: все мы иногда что-то роняем, поэтому кусок хлеба или сыра на полу — не так уж и страшно.

Мы надеемся, что эти советы помогут вам, если ваш малыш, разбрасывая всё вокруг, больше похож маленького поросёнка. Придерживайтесь своей тактики поведения и будьте последовательны в своих действиях. И тогда отучите малыша бросаться вещами, предметами или едой.

Видео секреты воспитания: ребенок кидается игрушками:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Когда малыш отказывается делиться своими игрушками, это вызывает недовольство большинства родителей. Взрослым становится стыдно за поведение своего чада, они начинают упрекать его, называть «жадиной-говядиной» и даже наказывать. Действительно ли это плохо — не делиться игрушками? Как воспитать в маленьком человеке щедрость и уважение к окружающим?

rebenok ne delitsia igrushkami

Почему дети жадничают?

Как ни странно, но жадность — это нормальное качество карапузов. В 2-3 года малыш часто начинает говорить «это мое», «дай мне». Это печалит родителей. В парке часто можно увидеть как мама ругает ребенка за то, что он не поделился машинкой со своим сверстником.

Упреки, фразы наподобие «ты поступаешь плохо, с тобой тоже не поделятся» вызывают только слезы малыша. В итоге его игрушку насильно отбирают и отдают другому. В такой ситуации странно, что мама встает на защиту чужого ребенка и сама не осознает, как сильно обижает своего.

Психологи объясняют, что у двухлетнего карапуза просыпается чувство собственного «Я». Он потихоньку начинает осознавать, что есть он и есть большой мир вокруг. Все, что ему принадлежит, малыш воспринимает как часть самого себя. Поэтому в ситуации, когда кто-то посягает на его игрушку, ребенок просто защищает границы личного пространства.

Если у вас попросят вещь, которой вы дорожите, отдадите вы ее другому человеку? Повлияет ли на ваше решение обвинение в жадности? Конечно, нет. Представьте, что чувствует ваш ребенок, когда его заставляют чем-то делиться. Родителям важно понять, что игрушки, которые подарены малышу, воспринимаются им как личное имущество. Он имеет право поступать с ними так, как ему хочется. Странно было бы, если бы нам кто-то сказал, что мы должны делиться с другими людьми своим мобильным телефоном, кошельком, компьютером, любимой чашкой, украшениями, машиной, либо мы жадины! Звучит смешно.

Для ребёнка его личные игрушки – такая же ценность, как и для нас – наши личные вещи. У него так же, как и у взрослого, есть право не хотеть делиться своими личными вещами с другими людьми, включая членов его семьи. Это право нужно и очень важно уважать.

Понимание того, что существует «чужое», приходит несколько позже, чем осознание своего «Я». Именно поэтому малыши яростно охраняют собственные игрушки, но спокойно забирают их у других детей. Такое поведение является нормальным и говорит только о том, что ребенок развивается. Просто ему нужно помочь быстрее научиться щедрости.

Вы изо всех сил приучаете ребенка не быть жадным, а он наотрез отказывается делиться игрушками на детской площадке, а на любую просьбу поделиться отвечает истериками? В видео вместе с психологом Викторией Люборевич-Торховой мы определим пять фраз, которые помогут ребенку не быть жадным:

Типичные ошибки родителей

Если в семье несколько детей, родители часто настаивают, чтобы старшие всем делились с младшими. Такой подход вызывает ревность у малышей. Старшим детям начинает казаться, что мама и папа больше любят их – младших братьев и сестер.

Чтобы не обижать собственного ребенка, постарайтесь избегать типичных ошибок, которые совершают родители. Помогут следующие правила:

  1. Не упрекайте ребенка в жадности и плохом поведении. Вы купили игрушки для малыша, пусть он и решает, как с ними поступать.
  2. Не отбирайте игрушку насильно, чтобы отдать другому ребенку. Ваш малыш расценит это как предательство.
  3. Не просите прощенияу мамы ребенка, который что-то выпрашивает у вашего сына или дочки. Ваше чадо не обязано что-то делать для других.
  4. Не разрешайте окружающим говорить, что ваш малыш — жадина.
  5. Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым. Не стоит вызывать чувство вины у малыша из-за того, что плачет другой ребенок. В данной ситуации хозяин игрушки ни в чем не виноват. А вот другому малышу мама как раз должна объяснить, что есть свои игрушки и есть чужие, которые принадлежат другим детям.
  6. Не запрещайте ребенку забирать свои игрушки у других детей, но объясните, чтобы он делал это без применения силы. Если не получается, попросите маму малыша, чтобы она сама взяла игрушку и отдала вам.

Если не можете обойтись без нотаций, осуждайте не ребенка, а его поведение. Слова «жадина-говядина» ранят малыша. Объясните ему, что обижать других детей — плохо.

Малыш сильно привязан к своим игрушкам. Если вы будете отбирать их и демонстративно передавать другим малышам, у маленького человека разовьется болезненное чувство собственности. Когда он вырастет, он будет продолжать жадничать. Некоторые психологи утверждают, что отказ делиться игрушкой — это скрытый детский страх потерять маму. Тем более она не должна ругать ребенка, ведь это нанесет ему серьезную травму.

Как научить ребенка делиться?

deti-delyat-igrushku

Быстро воспитать в малыше такие качества, как щедрость и уважение, не получится. Для этого следует запастись недюжинным терпением. Попытайтесь объяснить малышу, что игрушку у него забирают не навсегда, а лишь на время. Попробуйте такие приемы:

  • Обмен. Пусть малыш отдаст ненадолго свою машинку, а взамен получит от соседского мальчишки пистолет, который ему давно нравится;
  • Очередность. Если двое детей положили глаз на одну игрушку, установите расписание и контролируйте процесс игры от начала до конца: полчаса играет один малыш, следующие полчаса — второй;
  • Игрушку не забирают навсегда. Попытайтесь донести до сознания ребенка что игрушку не забирают, а берут лишь на время, поиграть;
  • Игрушка не сломается. Объясняйте ребенку, что если с любимой машинкой поиграет соседский мальчик, она от этого не испортится и вернется к вам в целости и сохранности;
  • С тобой тоже могут не поделиться. Расскажите, что и другие дети могут не поделиться чем-то интересным. Только об этом нужно говорить без упрека и позитивном ключе;
  • Запрещенный прием. Предложите ребенку что-нибудь вкусное за то, что он поделится своей игрушкой. Это подкуп, который обесценивает дружбу. Однако в ситуации, когда оба малыша закатили истерику, этот метод может сработать.

Если вы что-то хотите от ребенка, разговаривайте с ним мягко, не озвучивая претензий. Часто бывает, что достаточно просто вежливо попросить малыша, чтобы он отдал свою игрушку. Многие родители в такой ситуации начинают злиться и заставлять ребенка сделать так, как они говорят. Это выливается в громкий плач и обиду.

Рассказывайте ребенку о том, что играть с другими детьми веселее, чем одному. Предлагайте ему разделить что-то на всех членов семьи: раздать каждому по печенью, по яблоку. Если у малыша получается поделиться, обязательно похвалите его за щедрость, если нет — не ругайте его. Почитайте ему сказки о жадности, покажите мультики (ниже пример мультфильма).

Будьте достойным примером. Ребенок учится у близких всему самому главному, даже если взрослые этого не замечают! Если вы щедры по отношению к своим друзьям и родителям, велики шансы, что и малыш будет стремиться делиться вещами.

Отказ делиться игрушками — это не проявления жадности и дурного характера. Это просто особенности возраста. Когда малыш подрастет и обзаведется друзьями, он сам с удовольствием начнет делиться и обмениваться с ними своими игрушками.

Читаем также:

Жила-была Царевна – Жадина!

Жила-была одна Царевна, которая очень не любила делиться. Не царское ведь это дело! И игрушки её, и подарки, и горка, и даже качели. Тогда друзья тоже перестали с ней делиться, и осталась Царевна совсем одна, потому что никому не хотелось играть с такой жадной и вредной девочкой:

С форумов

Девочки, кто посоветует как вести себя когда 3х летний ребенок не хочет делится игрушками на улице с другими детьми, сразу как увидит что в песочницу идет кто-то еще собирает все свои цацки под себя в кучу, а чужие хочет взять поиграть, ему дают а он не хочет делится. Устала объяснять что надо делится, что детки не будут с тобой дружить и тд – не помогает. Со мной и папой он делится. Что делать?

>>> это период такой, не переживайте, просто объясняйте, что ты не даешь и тебе не дадут. Это ведь его личные вещи – имеет право не давать. Мой такой же, я его научила меняться, а просто так не дает, только в обмен, что уже прогресс)))

>>> Всему нужно учить, убеждать, рассказывать, в том числе на своем примере. Вы не волнуйтесь, ваши уговоры не идут в никуда, все нормы поведения формируются постепенно. Попробуйте мультфильмы (напр. “Мы делили апельсин…” и др.), игры, придуманные истории, сказки, про хороших детей (на что хватит вашего воображения). Учите правильно реагировать (без агрессии). Не всегда нужно просто “отдать” можно, ведь “поменяться”. Убеждайте, правильными, позитивными фразами “ты дашь – и тебе дадут”. Все придет со-временем, будьте терпеливы, настойчивы, постарайтесь без ультиматумов и наказаний.

>>всем мамашкам: ХВАТИТ ЛОМАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ. Прежде чем что-то приучать или отучать, спросите у психолога о последствии в будущем. Можно только предлагать: когда ты наиграешься или когда ты захочешь, дадим поиграть другому. Но он должен знать, что это его и никто не заберет, а мама, которая все для него, поддержит!

>>> Мне кажется нужно брать с собой такие игрушки, в которые хорошо играть вдвоем – мячик, две машинки, чтобы играть в догонялки, мелки цветные ( два комплекта) …Малышу нужно понять прелесть коллективной игры.Пока он ещё не видит преимуществ в том, что кто-то играет с его игрушками.
Я бы ещё рассказывала сказку про какого-то мальчика( имя не вашего ребенка только), который не хотел делиться ни с кем, а потом ему очень нужно было (ну,например, телефон, позвонить маме) А ему никто не дал, потому что помнили, какой он был жадный.А потом, для счастливого финала нужно, чтобы его спасла какая-нибудь добрая девочка и он все-все понял, и стал делиться со всеми детьми.
Я своей Полинке столько сказок пересочиняла по мере взросления))))Это очень хороший метод!

9 простых правил для родителей

  1. Будьте всегда спокойны.
  2. В конфликте детей не принимайте какую-то одну сторону.
  3. Не берите на прогулку новые игрушки: ребенок не захочет ими делиться, потому что еще не наигрался сам.
  4. Собирая сумку, выберите вместе с малышом какую-нибудь лишнюю игрушку, которая послужит предметом обмена.
  5. Проводите дома беседы: рассказывайте, как хорошо играть с друзьями, как интересно делиться чем-то с другими.
  6. Если вы заметили, что ребенок не хочет делиться игрушками ни при каких условиях, не заостряйте на этом внимание и не ругайте кроху. Почитайте сказки на тему жадности, посмотрите мультфильмы.
  7. Доверяйте ребенку дома поделить все между членами семьи: раздать всем по ягодке, по печенью. Задание будет сложнее, если малыш будет делиться чем-то, что ему самому очень дорого: “Очень вкусно? Папа тоже хочет попробовать”.
  8. Хвалите чадо за щедрость.
  9. Как научить ребенка делиться игрушками? Подавайте личный пример. Например, можно меняться со знакомыми мамочками книгами.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Любая мама хотя бы раз сталкивалась с тем, что чужой или ее ребенок в песочнице обсыпал или толкнул кого-то, закатил истерику в людном месте, категорически отказался надевать любимую шапку. Почему так происходит, что неправильно делают родители детей в возрасте 1-3 года?


Психолог: желание малыша – не закон

Система воспитания за последнее время очень сильно изменилась, считает Светлана Глагола, практикующий бобруйский семейный и детский психолог. Если раньше ребенка больше «подстраивали» под требования общества, то сегодня многие родители, наоборот, склонны откладывать свои потребности ради удовлетворения желаний малыша. Из-за этого, отмечает Светлана, некоторые мамы идут на поводу у своих детей, не понимая, что те еще слишком малы, чтобы понять, чего они хотят в настоящий момент.

– Мышление ребенка в этом возрасте преимущественно наглядно-действенное, познание окружающего мира происходит только в процессе реальных действий с теми или иными предметами, – поясняет психолог. – И правила отношений между людьми усваиваются детьми через взаимодействие со взрослыми. Это значит, что если он научился требовать желаемого путем криков, истерик, то он запомнит именно такой способ как единственно верный для удовлетворения своих потребностей.

Несколько типичных ситуаций

Ситуация 1. Ребенок устраивает истерику в магазине, чтобы ему купили то, что он захотел. Поскольку место людное, родители согласны на что угодно, лишь бы избежать внимания окружающих. Ребенок это запоминает и регулярно повторяет во всех случаях, когда необходимо добиться своего.

Что делать родителям? Совет от Светланы Глагола:

– Родителям нужно показать ребенку как можно больше вариантов, которые помогли бы ему рассказать о своих желаниях мирным путем. В идеале, нужно приучить ребенка ждать удовольствия, т.е. отсрочить его на некоторое время. Это научит его терпеть и понимать, чего он хочет на самом деле, а также ценить то, что получает.

Внимание ребенка в этом возрасте очень рассеянно. В случае необходимости взрослому очень легко отвлечь малыша чем-то более значимым.


Ситуация 2. Двухлетняя дочка постоянно плачет после дневного сна, но объяснить ничего не может. В остальном с ней все совершенно нормально.

2-3-летние дети еще не сформировали механизмы физиологической саморегуляции организма, объясняет психолог.

– Что это значит? Например, если малышу тугая резинка слишком сильно стягивает волосы, болит голова или животик, чешется ножка, он становится капризным, начинает драться и делать то, что ему не свойственно.

Что делать родителям? Совет от Светланы Глагола:

– Понимая, что это особенность поведения в данном возрасте, нужно проявить терпение и дать ребенку время перейти из состояния сна в бодрствование. В данном случае, когда дочка будет готова к взаимодействию, она сама к вам подойдет.

В процессе взросления ребенок привыкает к определенным монотонным действиям, а потому при одинаковой последовательности уже будет знать, что его ждет дальше. Жизнь понятна и предсказуема – и формируется ощущение безопасности.

Ситуация 3. Ребенок не хочет надевать шапку, есть, ложиться спать, одеваться, закатывает жуткие скандалы, убегает или извивается в руках.

Что делать родителям? Совет от Светланы Глагола:

– Организовать жизнь своей семьи таким образом, чтобы она была предсказуемой для малыша, а правила – понятны и не менялись.

Например, ребенок не станет протестовать во время укладывания ко сну, если перед этим мама будет читать ему сказку. Их количество тоже должно быть одинаковым (одна сказка на ночь). В таком случае ребенок усвоит правило: закончится сказка – и ему пора спать.

– Однако надо понимать, что если вы хоть один раз пойдете ему навстречу и прочитаете больше сказок, то правила изменятся, и в следующий раз вместо сна вас будет ждать утомительный торг, – добавляет Светлана.


Ситуация 4. Годовалый сынок только недавно стал играть в песочнице. Изредка там бывают и другие дети. Один мальчик, ему около 2,5 лет, ведет себя очень агрессивно: может обсыпать песком, бросить игрушку, залезть без спроса в нашу коляску. В последний раз сын ушел из песочницы в слезах.

Что делать родителям? Совет от Светланы Глагола:

– Во-первых, вы должны защитить своего ребенка, а во-вторых, научить его правилам поведения. Объяснить своему сыну, что так вести себя, как ведет тот мальчик, нельзя. Если мама другого ребенка никак не реагирует, а вы не любитель ввязываться в конфликтные ситуации, то лучше найти другое место для игр.

Психолог обращает внимание: чаще всего сверстники 2-3 лет играют рядом, но не вместе. Дело в том, что одногодки пока еще не могут играть и общаться друг с другом. В таком возрасте дети между собой нередко становятся источниками отрицательных эмоций: тот ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой малыш привлек на себя внимание значимого для меня взрослого; чужой мальчик наступил мне на ногу; та девочка пролила компот на скатерть. Но в качестве посредников здесь всегда выступают взрослые, которые учат правилам поведения в игре.

Как научить самостоятельности


– Например, вместе с ребенком собирайте за собой игрушки, мойте руки до еды, – рекомендует Светлана. – Помните, что если вы будете его жалеть и делать все за него, он так ничему и не научится. Вы не можете за него «ходить», он научится этому только самостоятельно, падая и зарабатывая опыт на собственных ошибках.

Без злости

Большинство опрошенных мной родителей малышей до 3-х лет жаловались на детское непослушание и агрессию.

Как-то в информационных материалах проекта «Детская без насилия» на сайте ЮНИСЕФ мне попались материалы на эту тему, с которыми лично я, как мама двоих детей, совершенно согласна и которые рекомендую прочитать всем родителям малышей до 3-х лет. Несколько основных тезисов – ниже.

  • Агрессия возникает как реакция на неудовлетворение каких-то потребностей ребенка, как последнее средство в споре и как «заученное» поведение: по примеру родителя или героя мультика.
  • Крики, плач, топание и кусание в возрасте до 3-х лет могут реакцией на то, что исследовательский инстинкт малыша сталкивается с жесткими запретами родителей. Если родители относятся к поведению ребенка нетерпимо и категорично, могут сформироваться нытье, упрямство, капризы.
  • Лучший способ борьбы с упрямством – любовь. Родители должны дать ребенку больше нежности и внимания, научить его направлять энергию в нужное русло: активные игры, общение с другими детьми, и устранить раздражители, например, агрессивные телепередачи. В семье нужно подавать детям пример: не применять физические наказания, избегать вспышек ярости, угроз и ссор, уничижительных разговоров о других людях и мести за обиды.
  • Обратиться к специалисту (психологу, невропатологу или педагогу) нужно обязательно, акцентируют авторы, если агрессия ребенка совершенно не мотивирована или направлена на животных и более слабых. И напоминают, что от своего поведения больше всего страдает сам ребенок: он живет в постоянном стрессе и страхе.

Насилие порождает насилие

Многие возразят, мол, я своего ребенка не бью. Но существует еще и понятие «эмоционального насилия», которое проявляется в:

  • «отвержении» ребенка – когда матери, например, кажется, что он все и всегда делает не так. Внешне это может выражаться в преувеличенной заботе о ребенке, но проявляться вспышками раздражения, неискренности. Ребенок ощущает эту двойственность, и это вызывает у него непонимание и гнев;
  • «непоследовательности» – в одной и той же ситуации близкий человек ведет себя по-разному: сегодня на объятие ребенка ответил лаской, а завтра – из-за усталости, например – оттолкнул или не обратил внимание. В результате таких «качелей» ребенок теряет уверенность в себе и в вас, а проявится это в его поведении;
  • несоответствии предъявляемых требований возрасту или особенностями ребенка: мамы и бабушки, ну не может годовалый Миша кушать аккуратно и не разбрасывая пищу, как его двухлетний друг Артем! Это лишь самый очевидный пример.

Сыну или дочке обязательно нужно объяснять правила, прежде чем реагировать на их нарушение: вспомните, вы объясняли малышу правила поведения в песочнице перед первым ее посещением?


Запрещая, предлагайте

В той же статье рассмотрено несколько эффективных приемов воспитания дисциплины: тайм-аут, похвала за хорошее поведение, сказка вместо наказания и другие. И еще важный момент, на который обращают внимание авторы: запрещая, обязательно нужно что-то дать взамен. То есть, не просто: «Нельзя брать камень в рот!», а предложить вариант: «Давай соберем камушки в ведерко?» или «Посмотрим, что будет, если его бросить в лужу?»

Неэффективными методами воспитания будут:

  • замечания на расстоянии, например, крики из кухни;
  • категоричные запреты без объяснений (Почему?! Потому что!);
  • манипулирование чувством вины у ребенка.

Если же вам не удалось договориться, и малыш все-таки впал в истерику, не нужно хватать его и трясти, или кричать, или читать нотации – специалисты советуют убедиться в безопасности ребенка, дать ему возможность выплеснуть эмоции, если не удалось его сразу отвлечь (например, внезапно зашептав на ухо или шумно восхитившись удивительной птичкой), а потом крепко обнять, сказать, что вы его любите, и спокойно обсудить произошедшее, дать название эмоциям ребенка: «Ты рассердился, потому что я не купила мороженое? Я понимаю, я тоже иногда злюсь».

Родители – защита и опора малыша, его пример для подражания, основа равновесия его мира. Каждому взрослому по плечу правильно решить возникающие проблемы, хотя иногда это требует усилий и самообладания.

Как общаться с капризными мальчиками (и девочками)

А в заключение – пример оригинального решения неприятной ситуации от знакомой мамы:

– Как-то гуляли с полуторагодовалым сыном в песочнице, а мальчик чуть постарше то рушил замок, то бросался песком. Тогда я громко и отчетливо сказала сыну, что играть нужно вместе, и если ему неприятно, когда кто-то его обсыпает и рушит построенное, мы пойдем в другое место строить многоэтажный гараж для машинок. Чем мы и занялись чуть в стороне. Нашему оппоненту быстро наскучило играть одному и захотелось тоже строить паркинг. Когда он начал ходить вокруг, я спросила, будет ли он снова так себя вести или все-таки хочет играть с нами. Мальчик обещал вести себя хорошо, на что ему была выдана лопатка и фронт работ. Конфликт был исчерпан. А его мама все это время прогуливалась в отдалении с телефоном возле уха.


Обсудим вместе!

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.




Выпускник Высшей школы экономики, журналист. Сейчас изучает политологию в Центрально-Европейском университете


Интересное на «Меле»:


Блоги

Когда семья с 2 детьми может считаться многодетной и другие вопросы о льготах и выплатах в 2022 году


Блоги

4 совета тем, кто плохо сдал ЕГЭ: как теперь попасть в желаемый вуз или на нужный факультет


Партнёрский материал

Кто такой генерал Гавс? Тест: поймете ли вы ребёнка, который пишет вам в личку


Советы

«Я же вам добра желаю!». Почему мы злимся на бабушек и как перестать это делать



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.

Читайте также: