Этапы изготовления глиняной игрушки

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска

III межрегиональный конкурс научно –исследовательских, проектных, творческих работ

«Поиск и творчество»

Творческий проект

«Глиняная игрушка своими руками»

Автор: Рябова Ксения Александровна ,

ученица 7 «К» класса

МАОУ школы – интерната №6

Руководитель: Севастьянова Людмила Миониновна

учитель начальных классов

г.Ялуторовск, ул. Пионерская -75,

тел:8 (34535) 2- 44- 45

2. Научно- исследовательская часть……………………………………. 4

2.1.1. История создания глиняной игрушки……………………………………….… 4

3.1. Выбор изделия, материала и оборудования………………………………………. 7

· Результаты проделанной работы

5. Список используемых источников информации. 9

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800 градусов).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Актуальность темы: Когда я была маленькая, у меня много было разнообразных красивых игрушек из современных материалов, которые я сохранила. Мне нравилось ими играть. Но меня заинтересовали народные игрушки из глины. Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Народная игрушка – это теплая игрушка, потому что хранит тепло рук мастера и частичку его души. Я подумала, а что, если самой попробовать слепить игрушку из глины? Так я решила поработать над творческим проектом «Глиняная игрушка своими руками».

Цель проекта - изготовить дымковскую глиняную игрушку.

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить и сравнить основные центры производства народной игрушки

3. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

4.Приобщиться к искусству народного промысла.

5. Применить полученные знания на практике: самостоятельно изготовить и расписать изделие народного промысла дымковскую глиняную игрушку.

Планируемый результат: Готовая дымковская игрушка.

2.Научно- исследовательская часть.

2.1. I Этап. Теоретический.

Для создания проекта я изучила различную литературу по искусству и народному творчеству, энциклопедические словари, просмотрела образцы игрушек, репродукций и иллюстраций, черпала материал из Интернет-ресурсов, посетила Ялуторовский острог, где мастера глиняной игрушки рассказали и показали мне изделия различных народных промыслов (Приложение 1). Кроме этого, я побывала в гончарной мастерской, которая находится в нашей школе. Там я познакомилась с образцами изделий из глины и узнала о этапах изготовления глиняных изделий (Приложение 2). Особенно мне понравились дымковские барышни, которые мне принесла учительница.

2.1.1. История происхождения глиняной игрушки.

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X-XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI- XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, я познакомилась с основными художественными промыслами, которые развиты в нашей стране.

2.1.2. Дымковская игрушка (см. Приложение 3)

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, орнаментальной росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

2.1.3. Филимоновская игрушка ( см. Приложение4)

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

2.1.4. Каргопольская игрушка (см. Приложение5)

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Животные в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же, как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы, и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Из своих исследований я поняла, что, в разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

3. II Этап. Практический.

3.3. Выбор изделия, материала, оборудования.

Для выбора проекта изделия я теоретически изучила историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Модель, которую я буду лепить – это дымковская игрушка Конь. Почему? Мне кажется, в отличие от других направлений художественных промыслов он лепится по частям, что для меня важно, т.к. это не так сложно.

Теперь мне нужно определиться с материалом и оборудованием.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовала красную глину, которая используется в нашей гончарной мастерской, уже готовую для лепки.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее надо подготовить к работе, хорошо промять, если надо – увлажнить.

Глина готова к работе.

3.4. Изготовление изделия.

Теперь можно приступить к лепке игрушки. (Приложение 6)

1. За основу игрушки я слепила туловище в форме длинного овала.

2. Затем слепила голову и присоединила к туловищу.

3. Из четырех одинаковых кусочков глины сделала ноги в виде колбасок и тщательно примазала их к туловищу.

4. Приемом вытягивания сделала уши и хвост.

5. Раскатала жгутик и приплюснула его –получилась грива, которую я примазала к голове и туловищу коня.

6. Затем все тщательно разгладила намоченной воде губкой и руками.

7. После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи коня.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

- история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором;

- на территории России есть несколько мест где хранят традиции изготовления глиняной игрушки;

- название промысла – это название местности, в которой он зародился – Дымковская, , Филимоновская, Каргопольская и другие;

- у каждого промысла есть свои особенности.

- отличать друг от друга игрушки, относящиеся к разным промыслам;

- работать с глиной с помощью специальных инструментов.

- я самостоятельно изготовила игрушку.

Главное: если потрудиться, то можно всему научиться!

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Библиотека школьника. История искусств. Минск: Литература, 1997

2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

3. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

4. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

5. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

6. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

7. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

8. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980


Методическое пособие предназначено для самостоятельной практической работы учащихся по изготовлению глиняной игрушки включает в себя сюжеты дымковской игрушки, описание последовательности изготовления глиняной дымковской игрушки, символику росписи и практические задания.

Самостоятельная работа обучающихся как один из видов обучения, способствующий активизации творческих способностей учеников, помогает овладеть новыми знаниями, развивает мыслительную способность, а так же формирует у учеников важные качества: дисциплинированность, организованность, настойчивость и самостоятельность принятия решений.

Работа сданным пособием предусматривает решение ряда задач:

выработать у обучающихся достаточный кругозор по теме «Глиняная игрушка»;

привить навыки самостоятельной работы с методической литературой;

сформировать практические навыки по изготовлению глиняной игрушки;

выработать умение применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Методическое пособие рекомендуется по программе третьего года обучения для учащихся 12 -13 лет.

Дымка или вятская игрушка.

Высокие пластические свойства глины, послушность, цветовые возможности сделали её чрезвычайно популярным у всех народов мира материалом для создания утилитарных и декоративных изделий. Изучение опыта народных мастеров, знакомство с традиционными приемами изготовлению глиняных изделий способствует освоению наследия многих поколений народных умельцев. Первые упоминания о дымковской или вятской игрушке уходят во времена язычества, и служила игрушка свистулька для проведения обрядовых церемоний.

С приходом христианства дымковская игрушка приобрела утилитарное назначение в качестве сувениров и игрушек для детей. В начале ХХ века промысел угас, а затем народная умелица Татьяна Афанасьевна Мезрина возродила дымковскую игрушку. До наших времен дошли многочисленные барыни и кавалеры, всадники и лошадки, индюки, олени, гуси, утки и петушки. Принято дарить игрушки в качестве сувенира, причем каждый подарок несет определенный смысл:

птица – пожелание счастья;

лошадки и все рогатые – к богатству, символ земли и плодородия;

индюк – пожелание счастья и богатства, свадебный подарок;

барыня – берегиня, охраняет здоровье;

медведь – символ добра и благополучия.

Подготовка глины к работе.

Глина – осадочная горная порода. Соединяясь с водой, она делается мягкой и вязкой, способной перевоплощаться в любую форму и высыхая, сохранять её. Для лепки применяют чаще всего глину зеленого или серого цвета, умерено жирную и послушную в работе. К лепке глину готовят следующим образом: разбив подсушенную глину на мелкие кусочки, помещают их в какую -либо посуду слоями, слегка заливая каждый слой водой; через день сливают лишнюю воду, а глину тщательно перемешивают руками до получения однородного, без комков, теста; если сделать из глины колбаску, свернуть кольцом и при этом на её поверхности не будет трещин, то глина приобрела рабочее состояние.

В случае затвердение или разжижения глиняного теста к нему добавляют нужное количество в первом случае воды, во втором – размельченной в порошок глины. Приготовленную глину ставят в прохладное место и закрывают влажными тряпками.

Материалы и оборудование.

Подкладная доска (20х30 см), стека – деревянная гладкая палочка (10-12 см) со сточенными концами виде шильца и лопаточки, тряпочка и блюдце с водой.

Этапы изготовления глиняной игрушки.

Птичка.

Из куска готовой глины раскатывается два одинаковых цилиндра для хвоста и шеи птицы. Из куска чуть большего размера раскатывается шар для изготовления туловища птицы. Из куска глины равной 1/3 туловища лепим подставку для птички. Для изготовления крыльев используем кусочки глины примерно такого же размера, как и подставка, а для гребешка используем совсем небольшой кусочек глины. Слегка надавливая примажем шею к туловищу, а затем примажем подставку.

Места прикрепления деталей разгладить влажной тряпкой. Из кусочка предназначенной для приготовления хвоста вылепляем плоскую лепешку, края лепешки изгибаем волнистой линией, затем примажем к задней части туловища. Изиадней части туловища.а вылепляем плоскую лепешку, края лепешки изгибаем волнистой линией, затем прмажем к заднице оставшихся кусочков глины подобным образом изготавливаем крылья и примазываем их к туловищу. Гребешок примазываем к голове птички. Все стыки приглаживаем влажной тряпочкой.


В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Игрушка – одно из ярких проявлений культуры народа. Она близка к фольклору, передает особенности русского национального народного творчества.

Глиняные игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до Рождества Христова. В 17-19 веке производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета. Фигурки стали изготавливать для продажи на весенних ярмарках. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены представления о природе и жизни людей.

Заслуженной славой пользуются игрушки сработанные в деревне Дымково (Вятская область), Филимоново (Тульская область), Абашево (Пензенская область) и другие. Яркая, жизнерадостная, наивная и добрая глиняная игрушка несет в себе тепло и радость. Народная игрушка - это неистощимый источник юмора, метких наблюдений за природой, животными и людьми. Ее образы наполнены оптимистическим настроением и яркими красками.

Изготовление глиняных игрушек - особая отрасль гончарного дела. Мастера - игрушечники изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, козла, барана, а также сказочного существа – полкана. Игрушки лепят из глины, которая прошла определенный технологический процесс (удалений примесей - камешки, щепки и т.п., отмачивание в воде из расчета – три части воды и 1 часть глины, дать отстояться, слить оставшуюся воду, вымесить глину). Таким образом, получается глиняное тесто.

Лепка дымковской барышни.

Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки, переходят к следующей, более темной краске. Желтая краска - самая светлая по тональности, именно с нее надо начинать расписывать фигурки. Если вы работаете одной кистью, то ее надо хорошо промывать. Красная краска пользуется особой любовью у мастеров, поэтому красной краской можно раскрасить накидку, юбку у барышни. Красной краской наносятся два кружочка на щечки – это румянец, той же краской, только самым кончиком кисточки наметьте губки. Желтая краска подсохла, теперь на нее можно нанести точки, полоски и т.п. Хотя при росписи дымковских игрушек, преобладают яркие открытые цвета, мастера все же не обходятся без черной и коричневой красок. Раскрасьте коричневой краской локоны у барышни, а черной нарисуйте глаза.





Лепка дымковской игрушки жар – птицы.

В отличие от фигурок людей жар-птицу полностью лепят из целого куска. Тщательно разомните в руках глиняный ком и придайте ему яйцевидную форму. Затем, укрепив на дощечке, разделите сверху ком на две части. Из одной части вылепите голову, туловище и ноги, а из другой хвост и крылья. Заканчиваем лепку тем, что тонкие края хвоста и крыльев изгибают волнообразно пальцами.


.


Лепка филимоновских игрушек.

Эти игрушки родились в селе Филимоново Тульской области. В отличие от дымковских они имеют более вытянутые формы. Считают, что определенную роль в формировании стиля этих игрушек сыграла местная глина, отличающаяся высокой пластичностью. Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с нарочито удлиненными шеями и маленькими головками Своеобразны и женские фигурки, у них более высокая вытянутая юбка - колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпа с загнутыми полями. Если вятская - дымковская игрушка украшается множеством накладных деталей, то филимоновская барыня лепится целиком из одного куска глины, не считая свистульки-птички да небольшого налепа на шляпке. Последовательность лепки женской фигурки мало чем отличается от общепринятой.

Скатайте между ладонями шар и наденьте его на указательный палец. Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем. Сплющивая между большим и указательным стенки юбки- колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5-6 мм. Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах. Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их «вытягивают» из кома глины, находящегося в средней части фигуры. На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпы. Теперь на некоторое время фигурку барыни оставьте в сторону и принимайтесь лепить птичку-свистульку. Возьмите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину оберните ее вокруг указательного пальца. Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика проткните тонкой палочкой так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину. Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся. Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы.





Каргопольская игрушка.

Ее родина Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Это приземистые фигурки людей и животных. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Крепкие деревенские бабы и мужики рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. Каргопольские игрушки необычны и по цвету. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие. Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы. В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна. Символична здесь каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично. Кисти рук детально не проработаны и даже не подчёркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены зелёным или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, черты является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы «цепи» или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчёркнут передник, плотно забитый орнаментом.
Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц. Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком «голосом».
Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём – одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причём, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчёте на рассматривание игрушки в фас. Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки.





-82%


Я, Вероника Фролова, ученица 4 класса. Я родилась в городе Орле, а сейчас живу в городе Подольске. Я помню, когда первый раз увидела глиняную игрушку. Это была осенняя ярмарка. Чего там только не было! Но вот я увидела стол, уставленный глиняными игрушками, свистульками. До чего же они были хороши. Все разные, но одинаково яркие, веселые, красочные! Позже мы с мамой ходили в музеи народного творчества в Орле, в Москве и Подольске, и я заинтересовалась глиняной игрушкой. Оказывается,она существует с древнейших времен, но разная во всех городах. Так я увлеклась керамикой и занимаюсь ею с 5 лет во Дворце молодежи под руководством Кондрашовой Елены Викторовны. На занятиях она рассказываеточень много интересного.Там я познакомилась с разными видамиглиняной игрушки, ее историей, способами ее изготовления. Я научилась работать с различными видами глины, узнала об их свойствах и особенностях работы с каждым из них.

Тема : Рождение глиняной игрушки Цель : Изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками. Гипотеза: • глиняная игрушка - часть русской культуры, традиций, который мы должны сохранять; • создание глиняной игрушки очень увлекательно, хоть и трудоемко; • процесс лепки из глины может освоить каждый; • работа с глиной развивает фантазию и мелкую моторику пальцев.

Задачи: • выяснить, что такое глина? • выяснить, как давно люди используют глину? • выяснить, что можно делать из глины? • познакомиться с научной литературой по теме; • изучить историю глиняной игрушки; • ознакомиться с работами из глины, представленными в музеях; • узнать на основе эксперимента свойства глины; • научиться работать с глиной; • понять, как делать глиняную игрушку; • пополнить свою «копилку» новыми поделками; • популяризация работы с глиной: мастер-классы с учащимися детского сада и школы. Ожидаемые результаты: • повышение интереса к глиняной игрушке, ее истории, технике создания; • освоение искусства лепки; • развитие мелкой моторики, творческих способностей и эстетического вкуса; • наличие сформированных навыков самостоятельной работы


Создание игрушки начинается с добычи глины. Традиционно в хлудневском промысле использовалась местная синяя глина. Добывали её в глубоких глиняных колодцах, которые копали зимой. В период оттепели и летом колодцы затапливало водой. Несколько семей объединялись и вместе копали колодец в течение нескольких дней, выжидая пока промерзнет свежевыкопанный участок, а потом продолжали копать. Заготавливали глину на всех, чтобы хватило до следующей зимы.

Глина вымораживалась, отлёживалась, перемешивалась. Перед работой каждый кусочек синей глины разминался руками мастера.

В послевоенное время производство хлудневской игрушки было затруднено. Женщины не могли копать колодцы, а трудоспособных мужчин не хватало. Большая часть горнов для обжига была разрушена.

Но создание маленьких свистулек продолжалось. Глину стали добывать в местах, где она выходила на поверхность. В отличие от глины, добытой в глубоком колодце, в этой были не только камушки и корешки, но и вкрапления известняка, что влияло на пластичность сырья и прочность готовой работы. В этот период времени глина набиралась в малых количествах и не отлёживалась, а сразу шла в работу.

В результате, в послевоенное время процесс добычи глины для создания хлудневской игрушки был упрощен и стал отличаться от традиционного.

Второй этап – лепка. Лепили хлудневскую игрушку из заготовленной глины в течение года: весной, летом, осенью. За это время глина успевала отлежаться. Залегающее на глубине сырьё практически не содержало примесей известняка, что корней и другого сора, что ускоряло процесс подготовки глины к лепке.

Синюю глину разминали, убирая примеси и выгоняя пузырьки воздуха. А потом уже с помощью вдохновения и подручных инструментов создавали игрушку.

Декорирование поверхности игрушки.

  1. Примазка длинных колбасок или валиков из свежей глины. Такие валики накладывались на поверхность ещё сырых игрушек, слегка вдавливались и уплощались, становясь похожими на ленты. Концы этих лент примазывались мокрыми пальцами к поверхности игрушки. Такие детали, как правило, формировали элементы фигурки: детали головного убора, пояс, воротник и т.п.
  2. Таким же способом примазывался шарик из глины, который превращался в лепёшку при надавливании. Таким образом формировали пуговицы, пряжку пояса, серьги и т.д.
  3. Примазанные колбаски декорировали насечками.
  4. В последнюю очередь на подсыхающей глине делали проколы. Ими намечались глаза, ноздри на лицах людей и животных, отвороты одежды, ожерелье и т.п.

Процесс создания игрушки

Следующий этап создания игрушки — это обжиг.

Процесс создания игрушки

На обжиг собирали большие партии игрушек и закладывали в земляные горны, где игрушка обжигалась при высокой температуре порядка 3-4 часов.

В послевоенное время большинство горнов было разрушено, а обжиг в сохранившихся требовал большого количества дров и был дорог. Игрушку стали обжигать в маленьких самодельных “горнушках”, небольшими партиями. Изделия помещались внутрь самодельного горна и прикрывались сверху небольшими черепками от старой посуды.

Процесс обжига начинался с разогрева. Сперва зажигали щепки, потом жгли небольшие поленца. Хорошо разогрев изделия в горн закладывали крупные дрова.
К концу обжига разводили самый сильный жар и снимали часть черепков, чтобы не закоптить игрушки. Обжиг требовал постоянного внимания мастера.

Иногда игрушки обжигали вместе с глиняной посудой. Если изделие пережигали или задымляли, то оно приобретало серый или желтоватый цвет. В этом случае поверхности игрушек белили и приступали к росписи.

Обожжённую игрушку очищали от остатков золы, смахивая их пучком перьев, при необходимости игрушку белили.

Изначально расписывали игрушки куриными пёрышками или размоченными деревянными палочками. Позже стали использовать кисточки.

Процесс создания игрушки

Из красок мастера предпочитали красители для ткани, фуксин. Позже стали применять акварель, но не любили гуашь. Основой красок служило куриное яйцо. Для замешивания использовали глиняные черепки.

Традиционные цвета глиняной игрушки: красный, желтый, зелёный, синий.
Партию игрушек выставляли в ряд и по очереди наносили краски сначала одного цвета, затем другого и так далее. Выделяли значимые элементы изделия: морду, уши, рога зверя; гребень, клюв, хвост и крылья птицы; кисти рук, контуры и элементы одежды у людей.

Мастера часто наносили полоски различных форм, точки, кружочки, пятна. Реже в росписи использовались такие элементы, как “запятые”, “скобочки”, чёрточки.

Читайте также: