Фарутина ольга николаевна каргопольская игрушка

Обновлено: 19.05.2024

В последний день пребывания в Каргополе мы снова пошли немного перед отъездом погулять по городу с гидом и самостоятельно. Экскурсия начиналась в 9.30.Отъезд в 14.00,а нам надо осмотреть ещё многое. Утором от гостиницы «Каргополь» мы пошли снова, как и в первый день по направлению к Ивановской площади. Надо отметить, что в первый день мы приобрели там карту города с названиями улиц и достопримечательностями. Продавалась она в гостинице, в которой мы остановились. Она нам пригодилась. На улице, по которой мы идём — особняки, построенные в начале XX века.

На Ивановской площади стоит деревянный дом, один из двух домов купца А. А. Вешнякова.

Следующий дом, который встречается на пути принадлежал Городской управе. Внушительное здание по меркам Каргополя. Здесь работал уважаемый в Каргополе человек — Александр Ушаков. Александр Александрович Ушаков был крупным лесопромышленником и государственным деятелем, он был членом Государственной Думы третьего созыва, а его лесопромышленная компания снабжала лесом и строительными материалами все станции железной дороги от Архангельска до Вологды.

Торговая лавка купца Лехова — симпатичное здание. Украшен башенками с шарами. Я их насчитала 30 штук.

Здесь мы услышали отрадную весть о том, что купеческие дома на этой улице будут реставрировать в следующем году, так как они не находятся под охраной государства.

Свернув на Благовещенскую улицу/ Октябрьский проспект, слева мы увидели вновь Христорождественский храм на Соборной площади, в который мы сегодня планируем зайти после экскурсии.

Справа же мы уже не первый раз обращаем внимание на два пустующих постамента. Один из них, украшенный предназначался, по словам историка-гида, памятнику Александра II.

А на другом, более скромном, стоял памятник Ленину.

Этот памятник на площади называют «танцующий Ленин».Не он ли, каменный гость,«легкой джазовой походкой» перебрался на более популярное место, да и постамент повыше.

Фотографию с Лениным я нашла в интернете, каждый день мимо его проходили и не разу не сфотографировали.

Идём дальше — видим дом. Кто-же жил в домишке том? Не сказали. Только известно, что это был достаточно обеспеченный житель города. Верхний этаж был приспособлен для проживания, а нижний — для мастерских. Окна нижнего этажа вросли в землю, а верхнего украшены чередующимися наличниками. Яркая современная крыша и яркие трубы украшают старое здание.

Рядом расположилось каменное желтое, «санкт-петербурского» вида здание. Принадлежало оно мещанину И. Блохину. В настоящее время в нём проходят музыкальные вечера.

В этом доме жил купец Мокеев. Стоит дом на углу Благовещенской (пр. Октябрьский) улицы и Улицы Потанихи (ул. Болотникова).О том что улица Потаниха была названа именем руководителя крупного крестьянского восстания Ивана Болотникова сообщается на табличке, которая приколочена на углу дома. Казнён Болотников в Каргополе в 1608 году, ослепили и утопили в проруби.

Обернувшись и посмотрев на улицу Благовещенскую, можно увидеть, что преобладают дома двухэтажные. Во всём Каргополе нет высоких домов.

Через дорогу от дома Мокеева находится бывшая Духовная Семинария. Гид сказал, что мы её не увидим из-за растущих вокруг тополей. Но оказалось, что тополя спилили и ещё не убрали, поэтому здание разглядеть можно. С 1912 года здесь располагалось и располагается по сей день Каргопольское педагогическое училище. Оно одно из старейших учебных заведений Архангельской области.

Дальше на той же Благовещенской улице вдалеке виден дом с башней — это дом шведа Вагера, который занимался заготовкой и переработкой леса. Лесопильные заводы у него были в Онеге, там сохранилась контора, в которой он работал. Был женат на каргополочке, дочери своего компаньона.

К дому Вагера мы подходить не стали, а пошли по лугу, который был когда-то Старой торговой площадью. В VII веке Каргополь, оправившись после интервенций, стал активно торговать солью, рыбой, салом, морского зверя. А раз у города появились деньги, то он начал застраиваться новыми строениями. Это время оставило нам замечательные памятники работы зодчих Каргополя, которые мы сейчас увидим.

Никольская церковь. Интересны три дружных придела, один другого меньше, пристроенные к кубической церкви с луковицей.

Храм Рождества Богородицы (Богородицерождественский храм) уже не шатровый, построенный по новой моде. Церковь отличается от других каменных строений города тем, что в основании её лежит не куб, а крест. Ещё одна особенность — два придела расположили не как чаще делали, сдвигая их к алтарю, а наоборот. Поэтому окна получились разбросаны ассиметрично по стенам, мешали своды приделов. Но мастеров каргопольских асимметрия не смущала. Они сделали каменные наличник и украсили их чудесной резьбой.

Богородицерожествнская церковь, таким образом, открывает новый стиль памятников Каргаполья, который назван «Каргопольским узорочьем». Церковь Рождества Богородицы замечательна ещё и тем, что вместе со Свято-Лазаревской церковью города Онеги единственные не закрывались и работали всё время: и в войны, и в годы Советского Союза.

Благовещенская церковь, к которой мы подошли, является шедевром «каргопольского узорочья».Издалека она кажется простоватой, кубической церковью с главками.

Но когда подойдёшь поближе, видишь, что все стены разные, окна резные тоже одно на другое не похоже. Как всё прекрасно выглядит, гармонично. Гидам можно предлагать туристам игру «Найди одинаковые окна».

Не найдут, потому что одинаковых окон нет. Красота этого храма поражала многих. Игорь Эммануилович Грабарь — художник, искусствовед, реставратор писал о «ничтожных, почти нищенских средствах зодчего» Благовещенской церкви, которому «удалось достигнуть впечатления ошеломляющей наглядности».

Полюбовавшись церковью, мы направились к реке Онеге, к месту где она берёт начало.

Вот оно начало моей любимой и близкой реки Онеги. Берега низкие, поросшие травой. Какая она широкая и спокойная у Каргополя, и какой бушующей и своевольной рекой она станет по приближении к устью.

Вдоль берега тянется набережная имени Баранова.

На берегу реки виднеются здания — это портомойня.

Гостиный двор построен в начале 19 века. Когда-то к этому двору приезжал купеческий люд с ближних и дальних мест. Водный путь лежал по реке Онеге. Сухопутных путей, как и в наше время, было несколько. С севера — Архангело-Онежский тракт. С востока — Важский. С запада и юга — Пудожский и Вытегорский тракты.

Церковь Воскресения Христова. Ещё одним из памятников «каргопольского узорочья» является церковь Воскресения Христова XVII века. Первоначально здесь стоял деревянный храм. Храм стоит около выхода из городских ворот, там стояла одна из проездных башен, тоже Воскресенская. Ныне крепостных сооружений нет, остались одни земляные валы — «валушки» — так ласково называют их жители города. Церковь сохранилась, но находится в плачевном состоянии. В 2000 году были начаты ремонтные работы, но из-за недостатка средств они были остановлены.

Вскоре мы пришли ко второму дому Алексея Андреевича Вешнякова — каменному. В нём работает Центр народных ремёсел «Берегиня».Недавно в центре произошёл пожар и все ещё попахивает горелым деревом, но нам провели экскурсию. Рассказали о глине, об истории каргопольской игрушки. Экскурсию по центру нам проводила народный мастер России Фарутина Ольга Николаевна. Про себя она шутит: «Я — троечница». Троечницей она называет себя не спроста — мастер любит делать тройки лошадей. Эта игрушка считается одной из самых сложных в исполнении.

Игрушки здесь делают замечательные, причём самые дешёвые.

Краски которыми мастера раскрашивают свои произведения.

Мастерица за работой.

Прародителями современной глиняной каргопольской игрушки были языческие: свистулька-птичка, Берегиня и Полкан.

В центре ткут половики, которыми устилают полы в северных жилищах.

Половички разноцветные, красивые. Есть в «Берегине» половички с вплетёнными в них душистыми северными травами.

Каргопольская прялка. Прялки и узоры в каждом районе Архангельской области свои.

Герб Каргополя-баран, прыгающий через огонь костра,«агнец лежит на пылающем костре» был пожалован Каргополю во времена Екатерины II.

Удивил меня герб Каргополя, до приход в центр Берегиня, я не знала что у города такой интересный герб. В Онеге герб — рыба сёмга на синем фоне, и это понятно. Каргополь славился своими лесами, рыжиками, рыбой ряпушкой и вдруг…баран. Древний, необычный герб.

В Каргополе проводят праздник «Баранье воскресенье». Баранье воскресенье проводилось летом после Ильина дня, в период между завершением сенокоса и началом уборки урожая. Возродил эту традицию Радик Аднобаев, руководитель турбюро «Лаче». К Баранью воскресенью в прошлом году состоялся конкурс фоторабот.

Мне понравился колоритный козёл на фоне снега и церкви.

Покинув Центр «Берегиня»,мы зашли в Христорождественский храм, чтобы посмотреть резной иконостас на втором этаже. Фотографировать нельзя, но иконостас великолепен, красно-золотистый На иконостасе позолочена резьба и сквозь резьбу видна яркая красноватая раскраска. Примерное время его создания датируется ХVIII веком. До наших дней сохранилась в храме фрески и икона «Рождество Христово»(XVI–XVII век) Это большая доска на которой нарисована библейская сцена в бесхитростной иконописи.

На первом этаже ещё одно чудо-чудное, да диво-дивное. Выставка «Шестой день творения» — «расписные небеса» из пяти шатровых деревянных храмов Каргаполья. Расписные небеса удивительны, он словно миниатюры, с дробностью деталей, при этом поражающе своей простотой и очарованием.

А осенью 1984 г. я стала 30-й мастерицей-игрушечницей предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Работа мне нравилась, коллектив тоже. Но все изменилось в 1990-е — зарплату начали задерживать, игрушка стала невостребованной… И 1 июня 1992 г. мне и еще восьмерым постоянным сотрудникам выдали уведомление о сокращении штата.

Полтора года я работала на частном предприятии «Российская старина» в Москве, руководил которым Глеб Елизаров. Я в Каргополе лепила и расписывала игрушки, а Глеб Борисович забирал и продавал их в Москве. Но было тогда непростое время, спрос на игрушку упал, и Глеб Борисович весной 1994 г. закрыл свое предприятие со словами: «Кому нужна игрушка, когда у людей нет денег на хлеб?».

А в Каргополе в 1993 г. открылся центр народных ремесел «Берегиня», в котором работали мои тети — Светлана Михайловна Кононова и Тамара Серафимовна Водяницкая. Их стараниями меня взяли на работу в центр ремесел, но… мастером по бересте. К тому времени я уже два года плела из бересты. Через несколько месяцев освободилось место игрушечницы, и я снова стала лепить игрушки.

В 1996 году центр ремесел переехал в старинное здание, построенное купцом Вешняковым. Появились дополнительные мастерские, выставочный зал, а значит, и возможность организовать работу с жителями и гостями Каргополя. И мастерицы стали учиться проводить мастер-классы, оформлять выставки, разработали экскурсию по центру ремесел.

Вот уже 24 года я работаю в «Берегине»: леплю каргопольскую глиняную игрушку, продолжая традиции старых мастеров. Игрушка меняется, как и весь мир вокруг нас, но в своих работах я руководствуюсь стилем лепкикаргопольского мастера Ивана Васильевича Дружинина, работы которого изучала по книгам и в музеях (Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей; Русский музей г. Санкт-Петербурга). За это время я получила звание «Народный мастер России» (1995), была награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ (2010), стала дипломантом общественной награды «Достояние Севера» (2016), участвовала в различных конкурсах по народным ремеслам, где становилась победителем и лауреатом

uc-01

Мастер каргопольской глиняной игрушки отмечена высокой наградой

За многолетний творческий труд и большой личный вклад в сохранение и развитие народного художественного промысла Ольга Фарутина удостоена звания «Почетный работник культуры Архангельской области»

Каргопольская мастерица Ольга Фарутина – настоящий знаток истории каргопольской игрушки. Она училась в восьмидесятые у народного мастера России Светланы Яковлевой и с тех пор вся ее жизнь связана с этим промыслом.

Ольга Фарутина искусно владеет традиционными приемами лепки различной степени сложности, обжига и росписи каргопольской игрушки, постоянно принимает участие в семинарах, конференциях, курсах по повышению квалификации, конкурсах, ярмарках, разработала свои обучающие программы.

Ее талант и трудолюбие позволяют создавать особо сложные, уникальные изделия, в том числе целые сюжеты из жизни М.В. Ломоносова, фигуры известных людей, ее авторству принадлежит пеликан для областного конкурса «Учитель года» (копия хрустального пеликана), фигурки представителей уважаемых профессий: педагогов, врачей, летчиков и др.

С 2002 года она обучает юных северян каргопольской глиняной игрушке в детской мастерской филиала областной Детской школы народных ремесел, организованной на базе Центра народных ремесел «Берегиня».

За эти годы Фарутина подготовила 60 «Подмастерьев» и «Мастеровых», 16 учащихся получили звание «Мастер».

В 2007 году Ольга Фарутина разработала интернет-курс «Каргопольская глиняная игрушка» и ведет его в рамках проекта «Дистанционное обучение народным ремеслам Русского Севера» Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Обучение проводится для взрослых и детей, география слушателей – вся Россия, а также представители ближнего и дальнего зарубежья.

В 1995 году комиссией народного искусства Союза художников РСФСР Ольге Николаевне было присвоено звание «Народный мастер России», в 2016 году она – дипломант региональной общественной награды «Достояние Севера», с 2019 года – мастер народных художественных промыслов Архангельской области.

Глиняная игрушка — самый известный бренд Каргополя. На протяжении нескольких веков этот старинный промысел процветал в деревнях Каргопольского уезда Токарево, Гринёво и Печниково. После революции спрос на гончарные изделия упал, и производство их прекратилось. Вновь промысел возродился в 60-е гг. ХХ в. уже в самом городе. Сейчас традиционную каргопольскую игрушку делают в нескольких мастерских. И самая известная из них — Центр народных ремесел «Берегиня».

Последний шестнадцатый день нашего путешествия почти весь был отдан дороге: на 12 часов было заказано такси до Няндомы, в 15.38 отправлялся наш поезд на Москву. Оставалось всего несколько часов с утра, и это время мы с большой пользой провели в Центре ремесел "Берегиня". Образовался он в 1993 году и сейчас является филиалом Областной школы народных ремесел. Здесь трудятся около десятка мастеров. При Центре функционирует небольшой музей глиняной игрушки.

Экспозицию музея можно, конечно, осмотреть самостоятельно. Но гораздо интереснее заказать экскурсию. Проводит ее один из мастеров, то есть человек знакомый с этим ремеслом не по наслышке, но досконально знающим его "изнутри". Нашим экскурсоводом стала Фарутина Ольга Николаевна.

Каргопольская игрушка интересна тем, что некоторые ее образы восходят чуть ли не к языческим временам. Например, полкан - человек с телом коня. Этакий северный вариант кентавра.

Еще один архаичный образ - берегиня - полуобнаженная женщина с голубями в руках. От нее действительно веет чем-то языческим.

Другой человек, стоящий у основания современной каргопольской игрушки - Александр Петрович Шевелев (1910-1990). В 1967 г. он организовал в Каргополе гончарную мастерскую, а в 1968 г. возглавил каргопольский филиал Архангельского производственного объединения "Беломорские узоры". Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В его игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Он придумал целый ряд новых повествовательных сюжетов, которые стали потом каноническими для современных мастеров-игрушечников.

Local video

Архангельская область представила в Совете Федерации выставку каргопольской глиняной игрушки.

О том, что дает региону развитие этого художественного промысла, рассказывает народный мастер России Ольга Фарутина.

Другие выпуски:

Анатолий Артамонов. Калужская область на ПМЭФ-2022

Сенатор рассказывает о состоянии автомобильной промышленности в Калужской области, проектах развития региона и укреплении курса рубля.

Вера Подгузова. ПМЭФ-2022: запуск платформы «Женское лидерство в инвестициях»

О запуске платформы «Женское лидерство в инвестициях» на стенде ЕЖФ на ПМЭФ-2022 рассказывает старший вице-президент, директор по внешним связям ПСБ Вера Подгузова.

Александра Рябых. Женщины в проектах атомной энергетики

О реализации проекта «Женщины в атомной энергетике» рассказала в интервью телеканалу «Вместе-РФ» советник генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология» Александра Рябых.

Анна Цивилева. ПМЭФ-2022: участие женщин в социальных проектах

Председатель Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса Анна Цивилева в интервью телеканалу «Вместе-РФ» рассказала об участии женщин в социальных проектах.

Владимир Шкарин. Подготовка медицинских кадров

Пандемия показала, что современная медицина крайне нуждается профессиональных кадрах. Какие направления подготовки на сегодняшний пользуются большей популярностью?

Людмила Кещьян. Государственная поддержка системы здравоохранения в области женского здоровья

Главный врач Наро-Фоминского перинатального центра рассказывает о ситуации в этой сфере в Московской области.

Ирина Рукавишникова. Цифровое право и цифровой этикет

В Ростове-на-Дону завершился VIII Донской юридический форум, где юристы, представители власти, предприниматели и IT-специалисты обсуждали, как законодательство должно отвечать на современные технологические вызовы.

Олег Николаев. Чувашская республика на ПМЭФ-2022

Наталья Мантурова. Новые подходы в развитии пластической хирургии

О том, что важно знать пластическому хирургу, чтобы совершенствовать свою технику, рассказывает главный пластический хирург Министерства здравоохранения РФ Наталья Мантурова.

Инна Святенко. Развитие научно-образовательных проектов в сфере медицины

В рамках ПМЭФ-2022 обсудили научно-образовательные проекты в сфере медицины и их государственную поддержку. Подробнее – глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко.

Тамара Козырева. Медицинский интернет-проект «Медгуру»

С его помощью жители регионов могут услышать мнения врачей и медицинских экспертов по актуальным и важным для здоровья темам.

Надия Черкасова. Индекс развития женского предпринимательства

Какие барьеры стоят на пути бизнес-леди, какие новые направления появляются в связи с нынешней ситуацией в стране и в мире?

Екатерина Иноземцева. Роль образования в развитии женского предпринимательства

Галина Карелова. Развитие женской повестки в России

Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова в интервью телеканалу «Вместе-РФ» рассказала о работе Совета Евразийского женского форума и развитии женской повестки в России.

Екатерина Постоева. Развитие бизнеса в новых экономических условиях

На Петербургском международном экономическом форуме активно представлена в том числе и женская повестка. Женщины-лидеры делятся своим опытом и рассказывают о своих проектах.

Елена Краснова. ПМЭФ-2022: женское предпринимательство

Конкурс для женщин-инноваторов, акция «Женщина за здоровье», проекты, посвященные предпринимательству, экологии и науке — это лишь некоторые направления, которыми занимается Совет Евразийского женского форума.

Давид Заридзе. Профилактика онкологических заболеваний

Учёные НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина получили государственную премию за разработку и внедрение профилактических и клинических технологий, направленных на снижение заболеваемости и смертности населения.

Елена Бибикова. Пенсионный фонд: как разобраться с уведомлениями

Иван Стилиди. Отказ от курения и алкоголя как профилактика рака

В центре онкологии имени Блохина впервые в мире провели масштабное клинико-эпидемиологическое исследование, в результате которого стало ясно, что отказ от курения улучшает прогноз онкологического больного.

Татьяна Москалькова. Защита прав человека в России

Федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова представила в Совете Федерации ежегодный доклад о защите прав человека в России.

Читайте также: