Федосеевская игрушка из чего сделана

Обновлено: 28.04.2024

Федосеевская игрушка считается родоначальницей игрушек, которые делались и делаются в наших Семеновских краях.

В старину в Семенове и в округе работали сотни токарей, резчиков и красильщиков — точили деревянную посуду, вырезали ковши и ложки и расписывали их. При этом оставались отходы производства—деревянные болванки, дощечки, щепки. Выбрасывать их было жалко, и смекалистый русский мужик стал создавать из них игрушки — различные формочки-песочники, мелкую детскую посуду, шары, погремушки, волчки, окрашенные цветными полосами и клетками и крытые светлым лаком, всевозможные каталки и вертушки на палках, расписанные прямо по белому дереву яркими анилиновыми красками. Вырезанные топориком и ножом, Федосеевские кроватки, столики, буфеты, пароходы, трамваи, лошадки с санями, ветряные мельницы окрашивали в ярко-лимонный цвет и по нему наносили красные пятна цветов. В раскраске здесь почти нет вариантов. Но у Федосеевской игрушки есть то, что всегда привлекает к ней детей: праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту, к реальным формам предметов. Трамвай хоть и грубо отесан, но в нем есть и окна, и двери, у буфета открываются дверки, у меленки поворачиваются крылья. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. Жесткие формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей острые углы. Роспись игрушек очень привлекательна, а общий колорит их — светлый и радостный. Название этой игрушки пошло от деревни Федосеева, житель которой Яков Александрович Александров в конце XIX в. первым взялся за изготовление игрушек. Его примеру последовали односельчане. Взялись за это дело и женщины. Первой мастерицей стала дочь Якова Александровича Федосья. От федосеевцев ремесло переняли жители других деревень, даже в Семенове. Позднее «топорщину» стали делать в артелях им. Калинина, «Кооператор».

Мастер при изготовлении такой игрушки использует всего лишь два инструмента - нож и топор, отсюда она получила другое название – «топорная». И небольшой стол в виде – пенька. Основной материал, из которого делают Федосеевскую игрушку – осина. Она обладает желтовато –белой древесиной, иногда с желтоватым оттенком. Легко и хорошо режется.

Первый этап изготовления игрушки - зарубка (разделка кряжей на бруски и болванки)

Все эти игрушки в изобилии представлены на стендах Семеновского музея кустарно-художественных изделий. Здесь целый зал деревянных игрушек: в шкафах сверху донизу матрешки, яблоки, грибы, пирамидки, солдатики, кузнецы. На магазинных полках сегодня такое и не увидишь, а стены музея бережно хранят забываемое, уходящее из жизни. Наиболее примечательны на стендах Семеновского музея федосовские топорные игрушки.

НОД Рисование

«Раскрась игрушку»

цель: закреплять знания о народном промысле «Федосеевская игрушка»

задачи: формировать умения детей рисовать по мотивам Федосеевской игрушки, дополнять изображение индивидуальными элементами, развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.

материалы: краски гуашевые, кисти, банки с водой, салфетки, листы бумаги с изображением формы Федосеевской игрушки (кроватка, машина, лошадка с телегой)

Воспитатель приглашает детей в изостудию и предлагает просмотр презентации о Федосеевских игрушках. Во время просмотра воспитатель ведет рассказ о истории возникновения игрушки, о ее формах и принципах раскрашивания. Далее обращает внимание на организованную выставку Федосеевской игрушки. Дети рассматривают игрушки. Воспитатель поддерживает интерес к игрушке и предлагает детям попробовать самим расписать форму игрушки на бумаге. Дети выбирают понравившеюся форму игрушки и рассаживаются рисовать. Воспитатель объясняет, что с начало заливают фон желтым цветом, затем наносят цветы и другие элементы. Строгих правил в нанесении цветов нет и каждый может сам придумать цветок и другие элементы. По окончании рисования оформляют выставку рисунков Федосеевской игрушки.

Птица счастья

Птица счастья – это игрушка, выполненная из дерева, в виде птички. Еще ее называют Северной птицей, Архангельской, деревянной птицей или Поморским голубком. Считается, что она символ семейного счастья и благополучия.

Место происхождения резного, деревянного промысла – территория Архангельской губернии, в состав которой в 20 веке входили земли современных Мурманской, Архангельской областей, некоторые районы республики Карелия и Ненецкого автономного округа (Поморье). Историки в своих работах упоминали, что в 19 веке деревянная птичка, подвешенная к потолку, была обязательной деталью любого дома. Такие игрушки изготавливали поморские жители и мурманские ремесленники. Детям будет интересно послушать древнюю легенду о том, как появилась птица счастья. Однажды морозной зимой, примерно 300 лет назад, в одной деревне Архангельской губернии от болезни умирал маленький мальчик. Родители отчаялись вылечить своего сына, т.к. никакие лекарства и лечебные травы не помогали, а врачи и знахари были бессильны. Папа мальчишки «щепил лучину» когда сын спросил его: «Папа, а когда придет весна?». На что отец ответил: «Когда прилетят птички, так и наступит весна». «Вот когда прилетят птички, тогда и я пойду на поправку» – сказал мальчик и крепко уснул, измотанный болезнью. И тогда у отца возникла идея – вырезать птичку из дерева. Сразу же он принялся за работу: вырубил туловище птицы и тонкие деревянные перышки, которые собрались в пышное оперение. Дивную птицу было решено повесить над кроваткой больного ребенка. На удивление, мальчик пошел на поправку, ежедневно наблюдая полет пышноперой птицы, разглядывая тени, которые она отбрасывала своими резными крыльями – не иначе, как чудо! С тех пор, птицу счастья подвешивают над колыбелькой: пусть кроха любуется прекрасным узором, а птица размахом своих крыльев будет защищать малыша от бед и несчастий. Русский писатель Михаил Пришвин писал: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок», много раз в своих произведениях автор заостряет свое внимание на необычном украшении домов поморских жителей. Поморский старообрядческий голубь – это элемент этнических и религиозных верований поморских народов. Птицу счастья, как семейный оберег подвешивали в красном углу деревянной комнаты, рядом с обеденным столом. По вечерам, когда семья собиралась вместе за ужином, на стол ставили большой самовар, от горячего пара резная птица начинала медленно кружиться вокруг своей оси, как будто «осматривая свои владения».

Описание игрушки

Птицу счастья изготавливают из цельного деревянного бруска или щепы (поэтому, еще одно ее название – щепная птица), обычно используется дерево пихты, сосны, ели или кедра. Для соединения деталей не используют дополнительные материалы, типа клея, гвоздей и прочих крепежей. Каждое перышко вырезается тонким лепестком и изгибается специальным образом. Процесс тонкого отделения слоев – самая ответственная и сложная операция при создании птицы. Брусочки соединяются между собой, а потом мастер «распускает» перья крыльев и хвоста. Перышки соединяются между собой нитями. Мастера, пытаясь продемонстрировать истинную красоту дерева, подбирают текстуру древесного слоя под оперение птички, выделяя форму туловища, головы и хвостика. Мифическую птицу счастья не окрашивают красками и не покрывают лаком преднамеренно, считается, что только настоящее, живое дерево положительно влияет на человека. По прошествии времени деревянная птичка приобретает бронзовый оттенок. Такая необычная игрушка прекрасно впишется в интерьер любого современного дома, особенно эффектно будет выглядеть полет птицы счастья, если ее традиционно подвесить рядом с источником света. Лучи от лампы будут проходить сквозь тонкий и резной узор крылышек, создавая необычные тени.

Как играть?

Сегодня благодаря Интернету и большому количеству учебной литературы попробовать себя в этом древнем промысле может любой желающий. Подробные мастер-классы и детальное описание процесса изготовления необычной игрушки помогут Вам своими руками создать настоящий шедевр. Единственное, обработка и обпил дерева требует знаний, сноровки и умения пользоваться ножом. Поэтому такой процесс не стоит доверять детям. Приступать к такому виду творчества можно не ранее 7-ми лет под обязательным присмотром взрослым. А вот раскрасить тонкие перышки яркими красками могут даже самые маленькие члены семьи. Для творчества подойдут любые краски: обычная гуашь или яркие и более стойкие акриловые краски.

Плюсы и минусы

Вместе с малышами можно попробовать изготовить птицу счастья в технике оригами из обычной бумаги и с возможным использованием бумагопластики (использование гофрирования для оформления крыльев, хвоста и хохолка). Таким образом, следуя инструкциям и схемам, дети самостоятельно смогут изготовить красивый и необычный оберег в виде птицы счастья. Такая поделка принесет удачу в дом, прогонит злых духов, будет оберегать семью от бед и радовать всех членов семьи своим видом. Словно Жар-птица из русских сказок, необычная щепная птичка защищает людей и помогает решить проблемы.

В десятке километров от Семёнова расположена деревня Федосеево. Здесь, по рассказам старожилов, мастер Яков Александрович Александров однажды смастерил забавную игрушку, она была сколочена из щепочек и дощечек и была подвижной.

Очень простая по форме, но забавная и конструктивная, с яркими цветочками, эта игрушка быстро завоевала популярность и к концу XIX века сложился федосеевский промысел.

За забавную подвижность и весёлый вид игрушку в народе прозвали «балясинкой» (баляса — забава, шутка). Откуда сам мастер Яков Александров взял идею такого дела, никто уже и не вспомнит.

Суть мастерства

Сами по себе игрушки делали с помощью ножа и топора, и они не зря назывались «топорщина». Деревянные щепочки, дощечки да чурочки, попросту сколачивали гвоздиками и раскрашивали незамысловатыми цветочками.

Самое интересное в этих игрушках — их подвижность. Крутятся колёсики, можно повертеть даже штурвал капитана многопалубного парохода.

Топорщиной занимались во многих сёлах семёновского района, но прославились именно федосеевские мастера. Никто лучше них не мог так смастерить ножом и топором коника или птичку за несколько минут.

Игрушки раскрашивали поначалу гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной анилиновой краской. Позже стали окунать изделие целиком в жёлтую краску, получая солнечный фон, а уж затем наносить цветы.

Анилиновые красители были очень недолговечны, быстро выгорали. Мастера придумали замешивать анилин на столярном клее и краски стали более прочными.

Изделия

Самые излюбленные — это конечно кони. Их делалось больше всего, но ассортимент этим не ограничивался, благодаря фантазии и конструктивной мысли мастеров, делалась многообразная кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики.

Очень интересны волжские пароходы. Они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, всякие трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки. В советское время стали делать самолёты и трамваи на колёсиках.

Развитие промысла

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семёнов. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семёновскому кооперативу.

Игрушки, не утеряв своей основы, стали аккуратнее, раскрашивать их стали прочными красителями, покрывать лаком. Цветовая гамма — жёлтый фон, красные цветочки и зелёные листья, остались прежними.

В таком виде федосеевские игрушки производства Семёновского кооператива можно было купить по всей стране ещё в 1950-х годах. Затем промысел постепенно стал угасать.

Кони-колёски

Эти кони, состоящие из одной фигурки или упряжки по два или три коня с возком или без него, вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощённая форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост.

Ставились такие фигурки на струганую тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него и человечка из дерева вырезанного посадить.

Федосеевские шедевры

Талантливый игрушечник Л. В. Котиков мастерил «потешки с секретом», его игрушки с незамысловатой механикой, с колесной передачей, вызывали удивление, персонажи на каруселях и каталках двигались, кружились, стучали, трещали.

Антон Мордашов в 1930-х годах смастерил целую ложкарную мастерскую, где в миниатюре был воспроизведен весь процесс изготовления ложки. Гончары и льновыбивальщики, танцоры и музыканты оживали в произведениях А. И. Мордашова.

Н. С. Муравьёв

Николай Сергеевич Муравьёв родом из города Семёнов, а сейчас живёт в д. Малое Зиновьево, где при клубе-мастерской занимается возрождением федосеевской игрушки.

Идея такая появилась по предложению одного из старейших игрушечников Евгения Арсеньевича Мордашева. Решили по музейным образцам, сперва просто копируя их, восстановить образ игрушки.

Теперь Муравьёв уже сам придумывает свои образы, не отступая от традиций. Он обучает мастерству ребят, и так продолжается ремесло. И в Семёнове и в Малом Зиновьеве ребята старшеклассники с удовольствием занимаются федосеевской игрушкой.

Фотогалерея — федосеевские игрушки

Разработчики: старший воспитатель Митрофанова О. Л.

Музыкальный руководитель Киселёва И. Б.

Педагоги:Севастьянова А. П.

г. Семёнов 2012 год

Проект «Федосеевская игрушка - улыбка детства»

1 этап. Целеполагание.

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство - это живой, чистый родник, который несёт в себе особое историческое, эстетическое, национально –психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности.

Особое место среди изделий народного искусства принадлежит

игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, является знакомство детей с произведениями народного декоративно – прикладного искусства. Особое значение в работе по приобщению детей к народному искусству принадлежит федосеевской деревянной игрушке.

Федосеевская деревянная игрушка.

Можно считать, что появление игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Деревянная игрушка была изготовлена в 18 веке. Об этом можно судить из сохранившихся записей дворцовых расходов: «для детей Петра 1 куплено в Москве на торгу разных игрушек…3 коровы. 2 коня, 2 оленя, 4 барана, 2 пары лебедей, 2 петуха, город с солдатами.». Город Семёнов стал центром выделки деревянных игрушек к концу 19 века. Искусство семёновской народной игрушки, возникшее на ремесленной основе выделялось исполнительным разнообразием форм, развивалось законами и традициями края, его обычаев нравов.

Эстетическую и педагогическую ценность федосеевской игрушки трудно передать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в неё так много что всё время возникает ощущение чего – то недосказанного. Отметим самое главное.

Федосеевская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из осины, сосны, липы. А весь инструмент – топор и нож.

Федосеевская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Когда ребёнок начнёт терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней.

Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней, и будет кормить курочек и петушка, катать на лошадке игрушки. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.

Возможность поэкспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребёнка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.

Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребёнка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде транспорта, домашних животных, он овладевает приёмами приведения игрушек в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса.

С возрастом интерес ребёнка к действиям с федосеевской игрушкой снижается, но её эстетическое воздействие сохраняется. Игрушка становится важной частью предметно – развивающей среды ребёнка - она украшает быт, идейно – эмоционально организует его: учит ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Цель проекта.

Приобщение детей к традициям родного края, расширению кругозора в ознакомлении с федосеевской игрушкой, интеграции разных образовательных областей: коммуникации,

познания, художественного творчества, музыки.

1. Обеспечить сотрудничество педагогов детского сада, сотрудников историко – краеведческого музея, мастеров по изготовлению и росписи федосеевских игрушек.

2. Повысить качество информационного просвещения родителей.

3. Вызвать эмоциональный отклик детей при встрече с федосеевскими игрушками.

4. Развивать технические навыки и умения декоративного рисования и аппликации воспитанников.

5. Закреплять знания детей об игрушке, используя дидактические игры.

6. Интеграция при ознакомлении с федосеевскими игрушками разных видов деятельности: познание,, художественное творчество, музыка, социализация, речевая.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

• Сформируется коллектив единомышленников среди педагогов и социума по знакомству детей с федосеевской игрушкой.

• Коллекция детского сада пополнится новыми игрушками : колыбель, лошадка с тележкой, новые виды самолётов.

• Интерес родителей к проблеме сохранения народных традиций и декоративного прикладного творчества.

• Расширятся знания детей о федосеевской игрушке.

Разработка проекта.

• Подбор литературы и рисование шаблонов с изображением игрушек.

• Довести до сведения родителей о важности этой темы.

• Составление плана работы с педагогами, детьми, социумом.

Выполнение проекта.

Исходя из задач, мы наметили следующие формы работы:

1. Экскурсия педагогов в музей «Золотая Хохлома»

2. Мастер – класс для педагогов по росписи федосеевских игрушек художницей Вагановой Е. А.

3. Проведение родительских собраний.

4. Экскурсия детей старшей группы в историко – краеведческий музей с мастер – классом по росписи федосеевских игрушек.

5. Приглашение мастера по изготовлению федосеевских игрушек Муравьёва Н. С. в детский сад.

6. Изготовление игр для воспитанников по данной теме.

7. Составление конспектов организованной образовательной деятельности в группах.

8. Подбор физкультминуток, потешек, стихотворений.

9. Организация выставки детских работ «Федосеевские балясы».

10. Изготовление альбомов в группах с разными видами игрушек.

11. Приобретение новых игрушек : самолёты, кровать, колыбель, лошадка с повозкой.

12. Проведение экспериментов с деревом.

Презентация проекта.

• Выставка рисунков детей «Федосеевские балясы».

• Проведение организованной образовательной

деятельности в группах.

1 младшая группа: комбинированная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Кораблик» педагог Севастьянова А. П.

1 младшая группа: комбинированная организованная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Сломались колёса у машин» педагог Рогова Т. П.

1 младшая группа: организованная образовательная деятельность по познанию «В гости к федосеевским игрушкам» педагог Логинова Л. С.

2 младшая группа: комбинированная организованная образовательная деятельность по коммуникации и художественному творчеству «Подарок для Машеньки»

педагог Зеленкова Т. А.

2 младшая группа: организованная образовательная деятельность по коммуникации «Подарки бабушки Забавушки» педагог Потехина И. В.

Средняя группа: организованная образовательная деятельность по познанию «В гости к нам пришли игрушки» педагог Полевая Е. В.

Старшая группа : организованная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Рисунки на выставку» педагог Поднозова Т. И.

Подготовительная группа : организованная образовательная деятельность по познанию «прошлое и настоящее федосеевской игрушеки» педагог Куфтырёва В. П.

Срок выполнения проекта : 1 сентября 2011г. - 15 апреля 2012 г.

Участники проекта : педагоги детского сада, дети, экскурсовод историко – краеведческого музея Жаринова А. С. мастер по изготовлению федосеевских игрушек Муравьёв Н. С. художница Ваганова Е. А.

Описание реализации проекта.

Был разработан проект, в котором приняли все педагоги дошкольного учреждения.

На групповых родительских собраниях мы старались донести до родителей значимость возрождения федосеевской игрушки.

Показывали достижения детей в художественном творчестве, организованную образовательную деятельность на видео, приглашали родителей посмотреть на детей во время организованной образовательной деятельности, просили приобретать для детей такие игрушки, посещать с детьми историко - художественный музей. Вместе с педагогами посетили музей «Золотая хохлома». Художница Ваганова Е. А. провела для воспитателей мастер – класс по росписи федосеевской игрушки. Во время подготовки к организованной образовательной деятельности педагогами были подобраны физкультминутки, потешки, изготовлены дидактические игры, альбомы с образцами федосеевских игрушек.

Все конспекты мы составляем совместно с педагогами, потому что эта тема ещё не разработана.

Дети старшей группы посетили историко – художественный музей с мастер – классом по росписи игрушек из деревни Федосеево.

Педагоги старались отразить работу ознакомлению с федосеевской игрушкой в разных видах деятельности, интегрируя разные образовательные области: познание, социализацию, коммуникацию, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыку. Музыкальный руководитель Киселёва И. Б. подбирала музыкальное сопровождение.

В подготовительную группу был приглашён мастер Муравьёв Н. С. Он рассказал и показал детям, как мастерит свои игрушки. Дети смогли рассмотреть инструменты, подержать их в руках, задать свои вопросы.

Презентацией проекта было проведение организованной образовательной деятельности в 8 группах детского сада.

Мы верим, что наша работа с детьми, останется в умах и сердцах наших воспитанников. И кто – из них продолжит

возрождать забытое ремесло федосеевских мастеров по изготовлению игрушек – забав.

Проект «Федосеевская игрушка — улыбка детства»

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Деревянная федосеевская игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В деревне Федосеево, что в 10 км от г. Семёнова, к концу XIX - началу XX веков сложился самобытный промысел топорно-щепной игрушки, простой, но очень конструктивной по форме, с незатейливым, но лихим и ярким растительным орнаментом.

Федосеевская деревянная игрушка получила название "щепьё", т. е. изделия из "щепы" (тоненьких дощечек) и отличалась удивительным типологическим разнообразием при своеобразной модульности элементов. Из тё санных дощечек разной конфигурации изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол.

Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелёными листиками, цветов, чёрных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки, как в нижегородском, так и в других регионах России.

Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

Ход работы.

За образец федосеевской народной поделки я взяла кукольную мебель из фанеры.

В магазине я приобрела заготовки:

- стол и два стула для кукольной комнаты;

- книгу с описанием и иллюстрациями работы;

- краски, кисти, лак.

По эскизам из книги простым карандашом нанесла рисунки на стол и стулья. Далее, красками разрисовала игрушки в цвет, и покрыла лаком.

Изготовляя данные игрушки я хотела украсить кукольную комнату в своей группе и доставить девочкам радость от игры в куклы, а, рассказывая им о ходе своей работы, старалась привить им уважение к труду и любовь к творчеству.

Конспект занятия «Моя любимая игрушка» Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, желтый; воспринимать и различать оттенки. Закреплять умение рассказывать.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрешка» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект занятия по пожарной безопасности «Спички — это не игрушка!» Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе по пожарной безопасности «Спички — это не игрушка!» Цель: Формирование у детей первичного.

Конспект занятия «Спички детям не игрушка» Тема: Спички детям не игрушка. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей, повышение эффективности детско-взрослых отношений,.

Конспект занятия «Короб чудес. Русская народная игрушка» Тема : «Короб чудес» (познавательная игра по теме : «Русская народная игрушка») Цель: Развитие познавательной активности взрослых,.

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Любимая игрушка» Любимая игрушка Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию ЦЕЛЬ :. Создание условий для привлечения.

Конспект занятия по развитию речи «Моя любимая игрушка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 3 Конспект занятия по развитию речи Тема:«Моя любимая.

Конспект занятия по рисованию «Дымковкая игрушка»

Конспект занятия по рисованию «Дымковкая игрушка» Рисование: «Дымковкая игрушка» Задачи: 1 развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные техники рисования.

Читайте также: