Федоскинская игрушка доклад 3 класс окружающий мир краткое содержание

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Лаковая миниатюрная живопись Федоскино»

I История становления и развития лаковой миниатюрной живописи Федоскино

II Выдающиеся мастера лаковой миниатюрной живописи Федоскино

прошлого и современности и их произведения

III Технология выполнения лаковой миниатюрной живописи Федоскино

Актуальность исследования: лаковая миниатюрная живопись как традиционный народный промысел очень важен для страны в целом и декоративно-прикладного искусства в частности. На данный момент состояние промысла на стадии возрождения. Это заметно по учебным заведениям, артелям и частным мастерским. Если говорить отдельно о лаковой миниатюрной живописи Федоскино, то стоит отметить, что промысел полностью не умирал, однако, во время войны производство ухудшилось, как и во всем ином декоративно-прикладном искусстве.

Тема актуальна за счет использования и изучения в узких искусствоведческих и сугубо профессиональных кругах. Данные промыслы стоит изучать и знать о них не только людям, связанным с искусством, но и просто жителем России, русским человеком.

Объект исследования: изделия мастеров лаковой миниатюрной живописи Федоскино

Тема исследования: лаковая миниатюрная живопись Федоскино

Предмет исследования: изделия мастеров лаковой миниатюрной живописи Федоскино

Цель исследования: Воспроизведение теоритических сведений о направлении традиционного прикладного искусства – лаковая миниатюрная живопись Федоскино

- Изучить историю возникновения и развития лаковой миниатюрной живописи Федоскино

- Проанализировать изделия выдающихся мастеров лаковой миниатюрной живописи Федоскино

-Ознакомиться с технологическими особенностями лаковой миниатюрной живописи Федоскино

История становления и развития лаковой миниатюрной живописи Федоскино

Возникновение производства из папье-маше

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века , когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: « тройки », «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки , украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея . В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве . Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года , когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.

В 1930 — 1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи . Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья , русские песни и сказки , героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи . В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи ). В 1950 — 1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти .

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».

Описание игрушки

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.

Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:

• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);

• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);

• Птицы (петух, гусь, павлин);

• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).

Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.

Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.

Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).

Как играть?

Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.

Плюсы и минусы

Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.

Новый век

И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Подготовила Ученица 9 б класса Мбоу сош №29 КАРАПЕТЯН ДИАНА Учитель Е.И.Бр.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила Ученица 9 б класса Мбоу сош №29 КАРАПЕТЯН ДИАНА Учитель Е.И.Бр.

Подготовила
Ученица 9 б класса
Мбоу сош №29
КАРАПЕТЯН ДИАНА
Учитель Е.И.Бречко
Федоскинская роспись

В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому гу.

В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской.


В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копировани.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.


Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески пе.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.


В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, ху.

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев (умер в 2008) , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев (умер в 2009), Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и др.





  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 002 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «География. Начальный курс», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
  • Учебник: «География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.
  • Учебник: «География (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
  • Учебник: «География (изд. "ДРОФА")», Дронов В.П., Баринова И.И. и др./ Под ред. Дронова В.П.
  • Учебник: «География», Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
  • Учебник: «География. Введение в географию (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Введенский Э.Л. и др.
  • Учебник: «География. Введение в географию (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Введенский Э.Л. и др.
  • Учебник: «География. Введение в географию (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Введенский Э.Л. и др.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Оставьте свой комментарий

  • 07.04.2019 677
  • PPTX 1.5 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бречко Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

28 минут

«Навыки эффективного решения проблем»

83 минуты

«Особенности современного и будущего рынка труда. Что важно знать о будущем педагогу, родителю, подростку для выбора профессии сегодня?»

63 минуты

«Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс профессиональной переподготовки

Безопасность технологических процессов и производств

Курс профессиональной переподготовки

Противопожарная профилактика в строительстве


Курс повышения квалификации

Специальная оценка условий труда

«Дедлайн 20.20 vs 20.35: как не ошибиться в установках на будущие компетенции и профессии»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Федоскинская лаковая миниатюра

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Коробов побывал на фабрике Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.
Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Неизвестный мастер. Табакерка «Две девочки с собачкой». Фабрика П. и А. Лукутиных. Середина XIX века
В 1828г. за высокое качество продукции П.В. Лукутин получает право клеймения своей продукции. В 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.
В последней четверти 19 в., в связи с широким распространением художественной фотографии, жанр миниатюры приходит в упадок.

В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея.
В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.

В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности

В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри - красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев.

Особенности
Масляная лаковая миниатюра традиционно выполняется в три живописных слоя. Перед тем как приступить к живописи художник готовит коробочку, покрывая её грунтом (бронзовым или алюминиевым порошком). После того как на грунт нанесён рисунок, он приступает к живописи. Каждый живописный слой хорошо просушивается и покрывается лаком. Готовая коробочка с живописью и оформлением лакируется несколькими слоями лака, а затем полируется на специальном полировочном станке или вручную. Это последний этап, после чего лаковое изделие приобретает законченный вид.

Чем отличается Федоскино от других?
Первое и самое главное: в Федоскинской живописи используются масляные краски, а в Палехской, Холуйской и Мстёрской - яичная темпера.
Второе: федоскинская миниатюра - это реалистическая живопись.
Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, "как живые", в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется "воздух".
Совсем по-иному выглядят шкатулки из Палеха, Мстёры и Холуя. Дело в том, что изначально эти сёла были центрами иконописи.
В Палехе писали иконы "для богатых" с использованием золота высокой пробы, тончайшим письмом и очень детальной проработкой всех объектов.
В Мстёре и Холуе иконы писали для среднего и бедного покупателя. Иконописный стиль остался и на шкатулках, хотя тематика поменялась. Фигуры людей, животных, элементы пейзажа - стилизованы, живопись плоская. Отсутствует трёхмерность.

Читайте также: