Филимоновская игрушка дидактический материал

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с игрушками из глины, их росписью

(«Филимоновская игрушка»)

Тема: «Ознакомление с филимоновскими игрушками, элементами филимоновской росписи».

Возрастная группа: старшая группа.

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие – приоритетное, интегрируются познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Цель: способствование эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства.

- Обогащать знания детей о филимоновских игрушках, о филимоновской росписи;

- Формировать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

- Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, фон, колорит росписи, элементы узора;

- Развивать чувство прекрасного.

- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Дополнительные задачи: расширять знания и представления детей о филимоновской игрушке и её росписи; воспитывать у детей желание и умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

обогащение словаря: филимоновская игрушка, синика.

активизация словаря: народные игрушки, роспись, ярмарка, мастера.

Материалы, оборудование (средства): мешочек с филимоновской игрушкой, презентация с наглядным материалом, музыкальное сопровождение: русская народная мелодия, разрезные картинки с изображением филимоновских игрушек.

Методы и приёмы (способы): сюрпризный момент, наглядный материал, художественное слово, вопросы к детям, беседа, показ, объяснение, положительная оценка, рефлексия.

Подготовительная (предварительная) работа: беседа с детьми о народных игрушках основанная на личном опыте и знаниях детей.

Форма организации: фронтальная, дети сидят за партами.

Планируемый результат занятия: дети ознакомлены с изделиями народных промыслов, у детей закреплены и углублены знания о филимоновских игрушках и о их росписи, дети творчески отвечали на вопросы.

Предполагаемая деятельность детей

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуете её отгадать:

И рисую, и леплю – Очень это я люблю. А своей сестре Валюшке Сам я делаю … (Игрушки)

Воспитатель: Во что вы любите играть?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какими игрушками играли раньше, давным-давно, в старину?

Дети: В машинки, настольные игры, куклы…

Предположительные ответы детей.

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы заговорили об игрушках?

Предположительные ответы детей.

Дети подготовлены к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

Этап восприятия материала

Обогащать знания детей о филимоновских игрушках, о филимоновской росписи;

Формировать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству;

Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, колорит росписи, элементы узора;

Воспитывать уважение к труду народных мастеров;

Расширять знания и представления детей о филимоновской игрушке и её росписи; Воспитывать у детей желание и умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

(включается русская народная музыка)

Стихотворение про ярмарку:

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовёт!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдёшь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдёшь!

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и очутились на ярмарке! Посмотрите, какие здесь необычные игрушки, а называются они филимоновские. Давайте вместе скажем: фи-ли-мо-но-вски-е!

Воспитатель: Ребята, это глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу.

Поэтому они получили название – народные.

Филимоновской игрушке более 700 лет.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, откуда эта игрушка возникла и почему она именно такая?

Воспитатель: Замечательно! Но сначала давайте дадим нашим глазам немного отдохнуть: направим взгляд влево, затем вправо, посмотрим вперёд – постоим мостик через речку и быстро-быстро поморгали.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте узнаем, что же это за игрушка такая – необыкновенная…

Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)

Есть под Тулой деревенька

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Сильно вытянутые шеи

И корова как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

И коровы и медведи

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение о дымковской игрушке? Что вы из него узнали? Кто мне скажет, где изготавливают филимоновские игрушки? Молодцы! Воспитатель: Изготавливают Филимоновские игрушки в деревне Филимоново. Лепить игрушки считалось делом лёгким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику»! Давайте вместе скажем: си-ни-ка! После обжига синика приобретает белый цвет.

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки.

Каких животных и людей вы узнаете в этих игрушках?

Воспитатель: Молодцы ребята, всех угадали!

Воспитатель: Филимоновской игрушке, по сей день, характерна необычайно яркая роспись сплошной окраски с чередующимися полосами алого, малинового, жёлтого и зелёного цветов.

Воспитатель: Какие детали в росписи игрушек вы увидели?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждая деталь имеет своё значение?

Круг - это солнце,

Ёлочки – это ростки, символ растительности и жизни, все эти узоры напоминают нам о связи человека с природой.

Все игрушки забавные, весёлые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. А знаете, почему шеи у них вытянутые? Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Потому, что игрушка глиняная очень медленно сохла то и дело теряла свой вид, вот мастерам было необходимо их постоянно поправлять, поэтому они все такие вытянутые.

Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть.

Все игрушки сделаны мастерами из глины, поэтому с ними надо обращаться аккуратно, чтобы они не разбились.

Воспитатель: Ребята, филимоновские мастера придумали для нас очень интересную игру, хотите узнать какую? А поиграть в неё хотите?

Воспитатель: Сначала я предлагаю вам немного отдохнуть.

Под русскую народную музыку

дети танцуют, как только прекращается музыка, они превращаются в филимоновские игрушки, а воспитатель должен их угадать.

Воспитатель: Молодцы ребята! Возвращаемся на свои места.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами разминались, мастера принесли нам игру – игра называется «Разрезные картинки».

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежит картинка, какая я не знаю, потому что она разрезана на несколько частей, чтобы узнать, какая картинка, вам нужно соединить разрезанные кусочки в целую картинку, словно пазлы. Работать нужно в паре, помогать друг другу, советоваться. Победит та пара, которая первая закончит.

Конспект по ознакомлению детей средней группы детского сада с филимоновской игрушкой. Публикация будет полезна для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, родителей детей 4-5 лет.

Цель:
Умение детей лепить из глины фигурку петушка скульптурным способом, украшать фигурку по мотивам филимоновской росписи.



Задачи:
• Содействовать творческому взаимодействию детей и родителей в художественной деятельности.
• Совершенствовать умение детей дифференцировать предметы народного искусства по виду промысла.
• Умение детей узнавать и правильно называть элементы филимоновской росписи.
• Умение детей лепить из глины фигурку филимоновского петушка.
• Умение детей украшать фигурку по мотивам филимоновской росписи.
• Содействовать развитию восприятия, внимания, мелкой моторики кисти ребёнка.

Вводная часть.
Дети входят в музыкальный зал. Здороваются с гостями. Воспитатель предлагает рассмотреть выставку филимоновских игрушек-свистулек.
Воспитатель:
Проходите, не толпитесь,
На игрушки подивитесь!
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
Филимоновское чудо
Сразу узнают повсюду:
Яркие, цветные, прелестные,
Всему миру известные.
Подходи, выбирай,
И стихи нам прочитай!

Дети выбирают игрушку и рассказывают про её стихотворение.
1 ребёнок: Разноцветные полосы дивные
Кисть выводит узор поперёк
Желтый, зеленоватый, малиновый.
Получился красивый конёк!
2 ребёнок: Посмотри, как хороша
Девица - красавица.
Расписной ее наряд
Всем ребятам нравится.
3 ребёнок: Стоит барыня у ворот,
А петушок зерно клюет.
Петушок, петушок
Поиграй, посвисти
Меня, барыню повесели!

Воспитатель: И другие есть игрушки, -
Как неведомы зверушки
Распахните шире глазки,
Начинается здесь сказка.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Появляется сказочный герой Глина.
Воспитатель: Это, что ещё за чудо?
А взялось-то ты откуда?
Глина: Я - Филимоновское чудо!
Я – глина – синика.
На земле лежала глина –
На показ цветной наряд,
И как - будто бы манила,
Мастера искала взгляд.
Воспитатель: Зачем ты к нам пожаловала Глина – синика?
Глина: Я мечтаю стать игрушкой,
Развесёлою свистушкой,
Пожалуйста, ребята, помогите,
Ко мне руки приложите,
Филимоновские игрушки слепите.
Да ещё не поленитесь,
Над узором ярким потрудитесь.
Скучно на земле лежать.
Хочу народ я забавлять.
Даёт детям поднос с кусочками глины.
Воспитатель: Поможем, ребята?
Ответы детей: Да. Конечно. С радостью.
Воспитатель: Где же нас научат лепить филимоновскую игрушку?
Ответы детей: В деревне Филимоново.
Глина: Я знаю деревушку, где много мастериц
Там промысел игрушки у завидных девиц.
Они с утра до ночи без устали своей

Сидят и красят, лепят игрушки для детей.
Деревня, та известная, там и сейчас живут
Зовётся Филимоново, для всех там есть уют.
Воспитатель: Ребята, а на чём мы можем добраться в Филимоново?
Ответы детей: На автобусе. На поезде.
Воспитатель: Ну, что ж, Синика не скучай,
Нас на поезд провожай!

Дети встают друг за другом «паровозиком», воспитатель надевает шапочку «паровоз».
Физкультминутка «Паровоз».
Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повёз
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки.
Весёлые, умелые
Девчонки и мальчишки!
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
Ту-ту!

Воспитатель: Вот домишко, дальше – лес,
Полный сказочных чудес.
А в домишке три сестрицы
Умелые мастерицы.
Мастерицы (родители) встречают гостей.
Мастерицы: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Мастерицы:
1. Проходите, не стесняйтесь, располагайтесь!
2. С чем пожаловали?
3. Приехали Вы в гости к нам, просто так иль по делам?
Воспитатель: Приехали мы к Вам издалека.
Была дорога наша нелегка.
Хотим у Вас мы научиться
Свистулечки весёлые лепить.
1 Мастерица: Можем Вас мы научить
Филимоновскую игрушку лепить.
Но сначала поиграем,
Где филимоновская свистулька угадаем.
Дети рассаживаются на лавочку.
Интерактивная игра «Выбери филимоновскую игрушку».
Ах, ребята, молодцы!
Вы красавцы, удальцы!
Все игрушки Вы узнали,
Ни одной не потеряли.
Слова Мастерицы сопровождаются презентацией с алгоритмом лепки игрушки.
2 Мастерица: Филимоновское чудо – это глиняный кусок
Разогреешь ты руками и получишь пирожок.
Вытянешь головку, лапки и получится у нас
Чудо – курочка пеструшка, говорю вам без прикрас.
А когда раскрашу ярко и поставлю посушить
Заиграют эти краски, Вам ее не позабыть.

3 Мастерица:
Лепить игрушку научили, а про роспись позабыли.
Сейчас со мною поиграйте, узоры правильно называйте.
Интерактивная игра «Филимоновский узор».
Ах, ребята, молодцы!
Вы красавцы, удальцы!
И узоры Вы узнали,
Да все правильно назвали.
Не чего стоять и мяться, пора за дело приниматься.
Воспитатель: Прежде чем лепить да красить начнём,
Давайте пальчики разомнём.
Пальчиковая гимнастика.
Глину мы водой смочили, «Стряхиваем» капли воды с пальчиков.
Словно тесто замесили. «Замешиваем» тесто.
Мы колбаску раскатали, Поступательные движения ладоней вперёд-назад.
Голову сформировали. Пальцами формируем шар.
Шею тянем высоко, Кулачки сжимаем друг над другом.
Видеть будем далеко. Прикладываем правую руку ко лбу (всматриваемся вдаль).

Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Мастерицы, умелые сестрицы,
Подготовили для нас работу:
Кому лепить, кому узор наносить.
Поскорей себе место выбирайте
И работу выполняйте.
Дети садятся за столы, подготовленные для лепки и рисования.
Звучит спокойная музыка.
Дети выполняют работу, им помогают Мастерицы (родители).
Приносят готовые фигурки на выставку.
Воспитатель: Ах, ребята, молодцы!
Показали Вы уменье просто всем на удивленье!
Расскажите, какие у вас получились игрушки?
Понравилось вам, ребята, лепить из глины? Какая она?
Какое настроение передали вашим игрушкам яркие краски?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас, народ честной,
Пришло время частушки удалой!
Дети исполняют частушки, а Мастерицы свистят в свистульки на проигрыш.

1 ребёнок: Открывайте шире ушки,
Слушайте внимательно!
Про весёлые «свистушки»
Пропоём мы Вам частушки.
2 ребёнок: В Филимоново народ
Замечательный живет,
Все там любят песни, пляски,
И творят из глины сказки.
3 ребёнок: Долгим зимним вечером,
Зажигаем свечи мы.
Лепим барышню, солдата
И медведя - акробата…
4 ребёнок: Если вместе соберемся,
Дружно мы начнем свистеть,
Затыкайте ваши уши,
Чтоб со стула не слететь!
5 ребёнок: Не страшна нам непогода,
Нипочем нам холода.
С Филимоновской свистулькой
Нам не скучно никогда.
6 ребёнок: Вот и кончились частушки
Про веселые игрушки,
Все свистульки хороши,
Посвистим от всей души!
Мастерицы: Разудалые частушки
Вы пропели про игрушки.
И за это без сомненья заслужили угощенье.
Мастерицы дают поднос с угощением.
Воспитатель: Вам спасибо Мастерицы! Низкий поклон!
За науку, за уменье и за сладкое угощенье!
Ну, а нам уже пора возвращаться, детвора.
Вагончики зацепляем и песню запеваем.
Физкультминутка «Паровоз».
Дети: Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повёз
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки.
Весёлые, умелые
Девчонки и мальчишки!
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
Ту-ту!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.
А где мы побывали?
Что интересного узнали?
Как вы думаете глине синике понравятся наши игрушки?



Сотворчество родителей и детей поделки из солёного теста по мотивам филимоновской росписи "В гости к филимоновской игрушке".

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)

Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор игровых полей в форме филимоновского коня (размера А4) и набора цветных полос (по цветам филимоновской росписи)


Образовательные области: познание (формирование элементарных математических представлений, знакомство с окружающем миром); художественное творчество.


Методические задачи: закрепить умение детей ориентироваться на плоскости, закрепить умение чередовать однородные фигуры в заданном порядке; учить составлять простой узор по образцу; знакомить детей с филимоновской народной игрушкой; познакомить детей с элементами росписи филимоновской игрушки; воспитывать уважительное отношение к народному наследию.





Игрушка выполнена в рамках проекта "Страна народных мастеров"

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Филимоновское чудо. Конспекты занятий по лепке и росписи филимоновской игрушки. В гостях у деда Филимона — сценарии фольклорных праздников. Филимоновская деревенька — детские поделки на тему народного промысла. Художественное слово о филимоновской игрушке. Дидактические пособия, творческие мастерские, кружки по декоративному рисованию и прикладному творчеству.

Филимоновское чудо сразу узнают повсюду

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с филимоновской игрушкой Дидактическая игра «Разрезные картинки». Цель: Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка. Методическое сопровождение: картинки большого размера с.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Филимоновская игрушка барашек»

Конспект занятия по лепке в средней группе «Филимоновская игрушка барашек» Тема: «Филимоновская игрушка барашек». Цель: Научить детей лепить барашка. Задачи: - Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, передовая характерные черты (мордочку, рожки, длинная шея, короткие ноги. - Закреплять приёмы лепки. - Развивать самостоятельность.

Филимоновские игрушки. Лепка, роспись - Картотека дидактических игр по ознакомлению с филимоновской игрушкой

Публикация «Картотека дидактических игр по ознакомлению с филимоновской. » Картотека дидактических игр по ознакомлению с филимоновской игрушкой. Публикация будет полезной для воспитателей, педагогов, студентов, родителей детей 4-5 лет, педагогов специального образования. Цели: Формирование представления детей о русских народных промыслах. Умение детей.

Мастер-класс по изодеятельности «Филимоновские игрушки»

Мастер-класс по изодеятельности «Филимоновские игрушки» Цель: - познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров; - учить раскрашивать шаблоны.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель.

Филимоновские игрушки. Лепка, роспись - Сценарий основной образовательной деятельности «Филимоновские мастера»

Статья «Сценарий основной образовательной деятельности «Филимоновские. » Цель: Расширить представления детей о ремесле мастеров филимоновских игрушек. Задачи:дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами; рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимоново; учить раскрашивать готовые игрушки элементами филимоновской росписи;.

План-конспект ООД по лепке «Мастерская игрушек» на тему «Филимоновская игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №61«Радуга» План-конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе на тему «Мастерская игрушек» Разработал и провел.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» во второй младшей группе

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» во второй младшей группе Цель: Познакомить детей с филимоновской росписью. Задачи: 1. Учить самостоятельно применять ранее полученные навыки рисования( прямые линии. 2. Учить при рисовании соблюдать границы фигуры. 3.Вызвать интерес к рисования и закрашивания филимоновской игрушки. 4. Упражнять в.

Фотоотчет по лепке в младшей группе «Филимоновский петушок»

Фотоотчет по лепке в младшей группе «Филимоновский петушок» Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего.

Расскажите детям о Филимоновской игрушке

Филимоновская игрушка — народный промысел, который в старину зародился в деревне Филимоново. Филимоновские мастера делали кухонную утварь из местной глины, но всенародную славу им принесли не предметы обихода, а детские игрушки. Гончарным ремеслом в Филимоново занимались все — мужчины на гончарном круге изготавливали большие изделия, а женщины лепили свистульки и расписывали их малиновыми, желтыми и зелеными красками. Эти игрушки зпвоевали такую любовь, что за ними стали приезжать со всей России.

Филимоновскую игрушку не спутаешь ни с какой другой. Каждая фигурка имеет общие черты — тонкую талию и длинную шею. Вылепленных из глины людей и животных после обжига раскрашивают характерной росписью — разноцветными полосками, солнышками, снежинками, елочками. Яркие филимоновские барышни, кавалеры, сказочные животные были для наших предков не просто игрушками, но и семейным оберегом. Наши предки дарили друг другу свистульки-игрушки с пожеланием семейного счастья, благополучия, достатка.

Цель: Закреплять умение составлять целое из частей, упражнять в назывании росписи, воспитывать интерес к декоративной росписи.

Разрежте картинку по предложенным линиям и собирайте ее вместе с ребенком.

ВложениеРазмер
Дидактическая игра "Собери пазл" 1.06 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой.


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.


Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети .

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Читайте также: