Филимоновская игрушка для дошкольников лепка

Обновлено: 15.05.2024

Занятие предназначено для детей от 4,5 до 12 лет. Данное занятие продолжает цикл повествований о промыслах, посвящённых народной игрушке.

Цель урока- Познакомиться с основами народного промысла «Филимоновская игрушка». Уяснить, чем Филимоновская отличается от других народных игрушек. Освоить технику лепки и росписи изделия в рамках данного промысла.

Учебные- Познакомиться со своиствами материала и освоить его. Отработать на практике свойства Филимоновской глины и приспособиться к работе с ней. Научиться лепке основных композиционных сюжетов. («Барыня», «Кавалер», «Индюк», «Корова»). Сравнить их с похожими в других промыслах. Рассмотреть цветовую гамму изделий. Освоить принципы росписи. Изучить историю Филимоновской игрушки в историческом, художественном, общекультурологическом аспектах. Дать исторические сведения, подчеркнуть древнее происхождение игрушки и её истоки.

Воспитательные- Привить обучающимся историческую, краеведческую культуру. Помимо промыслов родного Орловского края, дать представление о ремёслах соседних регионов, оказавших непосредственное влияние на народное искусство Орловщины. «Зажечь» чистые, детские сердца к восприятию искусства. Научиться отличать Филимоновскую игрушку от других промыслов, зная её особенности.

Оборудование и материалы:

Глина для лепки;

Фартуки, клеёнка, тряпочки;

Баночки для воды;

Доски для лепки;

Наглядные пособия: стенды, плакаты, слайды, (по возможности- проектор или электронная доска);

Образцы Филимоновской игрушки.

Филимоновский промысел зародился недалеко от города Одоева Тульской области, расположенном на реке Упе. Эту местность населяли люди ещё со времён Палеолтита. Учёные утверждают, что здесь были поселения древних людей. На раскопках найдены глиняные ритуальные фигурки, напоминающие современные филимоновские игрушки. Уже наши предки- дикари умели обрабатывать глину и занимались художественным творчеством, пусть даже и примитивным.

При раскопках курганов на местах древних городишь на территории Одоева, найдены черепки и глиняная посуда, датированная IX-XI веками. Элементы росписи изделий напоминают роспись современной Филимоновской игрушки.

В этой местности располагались племена Вятичей, пришедшие сюда с территории Орловской области. Этим история Филимоновского промысла и интересна орловским культурологам и краеведам. Вятичи образовали высокоразвитое, цивилизованное поселение на Филимоновском холме, о чём говорят предметы, найденные на раскопках. Было освоено производство керамики. На найденных керамических изделиях присутствуют языческие ритуальные узоры, характерные для росписи Филимоновской игрушки. Эти сведения «перебивают» утверждения культурологов, что Вятичи, предки жителей Орловской и Тульской областей были дикими и «не отёсанными».

Деревня упоминается в письменных источниках, относящихся ко временам Ивана Грозного. Почему деревня называется Филимоново, а промысел- Филимоновским? Это науке не известно. Существуют лишь красивые легенды, о достоверности каждой очень сложно рассуждать.

По одной из версий, к деревне был приписан крепостной гончар Филимон, положивший начало Филимоновскому народному промыслу, которым и кормилась деревня. Лишь одно можно утверждать точно, что данному промыслу более 700 лет. Это подтверждается рассказами местных жителей о том, что игрушки мастерят у них «из покон веку», что и свидетельствуют данные археологических раскопок. История возникновения Филимоновского промысла схожа с Плешковским. Земли не отличались плодородием, урожай был плох. Причина тому- суглинистая почва.

Существует ещё одна легенда возникновения промысла, никак не противоречащая первой. Появился как- то в деревне один беглый крепостной, называли все его Филимон- Лепила. Ходил весь измазанный в глине, народу честному на посмешище. Из глины Филимон лепил всевозможные горшки, крынки. Лепил игрушки на подарки местным ребятишкам. Смекнули селяне, что занятие у Филимона весьма нужное и полезное. Свои изделия он продавал на ярмарке в Одоеве. На всю губернию славились Филимоновские горшки. На вырученные деньги Филимон выстроил себе богатый дом, обустроил сарай и хозяйство. Тут то и потянулись к нему местные мужики стар и млад- «Научи, Филимон, да научи.» Ремесло оказалось не из лёгких. Филимоновская глина — Синика, очень плотная и вязкая, туго поддаётся ручному замесу. Этим она схожа с Чернышенской. При лепке изделий применяется «тянущая техника». Секрет ремесла состоит в том, что необходимо постоянно смачивать руки в воде, моделировать элементы изделий путём вытягивания из общей массы.

Игрушки делали, в основном женщины. Горшки и домашнюю утварь «тянули» исключительно мужчины, так как эта работа требовала физического труда.

Основные сюжеты Филимонова : «Барышни», «Крестьянки», «Кавалеры», «Конники». Основным, наиболее ярким сюжетом является «Танцующая пара».

Из животных- коровы, бараны, лошадки, медведи. Более поздний вариант- поросёнок. Из птиц- курица, петух, индюк. Для Филимоновской игрушки характерна своеобразная пластика. Абстрактная, декоративная. Вытянутые пропорции, что связано со свойствами местной глины. При последовательном высыхании она растрескивалась, приходилось периодически заглаживать, вытягивать. Изучая Филимоновскую игрушку, мы приходим к абстракционизму. Яркий тому пример- очень интересный сюжет- «Олень с гармошкой».

Ход урока:

-Кто сможет объяснить основные правила безопасности при работе с глиной?

-Заранее приготовить рабочее место.

Лепка композиционного сюжета «Петушок»

-Как и в Плешковской игрушке, лепка начинается «от колобка»;

Смачиваем пальцы в баночке с водой;

«Вытягиваем» шею, намечаем голову.

«Вытягиваем заготовку под хвост;

Далее намечаем подставку;

Прорабатываем «тянущими» движениями шею и голову, делаем клюв и гребешок;

Делаем нашему петушку хвост;

Вырабатываем подставку. Проверяем на плоскости, чтобы наша игрушка стояла, подставка не должна быть слишком тонкой, чтобы изделие не сломалось.

Заглаживаем трещинки, заделываем шероховатости, придаём работе завершённый вид.

Лепка сюжета «Мужичок игрушечный».

Разминаем глину, делаем «Колобок»;

Делаем увесистую колбаску;

Не забываем смачивать пальцы рук в баночке с водой;

Намечаем, вытягивая шею, разграничиваем её с туловищем;

Намечаем заготовки для рук, чтобы позже начать их вытягивать;

Вытягиваем руки, дорабатываем шею, так же прорабатываем ноги, составив их вместе. Делаем ступни. Проверяем устойчивость фигуры.

«Выделываем» Мужичку головной убор, последовательно вытягивая голову и шею;

Берем часть глины, и делаем низ рубашки. Смоченными пальцами заделываем соединение. Есть ещё второй способ- низ рубашки можно обозначить защипывательным движением;

Пока глина сырая, проверяем пропорции изделия относительно образца;

Вылепливаем рыбу, согласно инструкции. Вкладываем её в руки мужичка. Примечание: детали при лепке соединяем, предварительно смочив водой места соединения.

Заглаживаем трещины и неровности. Даём изделию подсохнуть.

Лепка сюжета «Барышня».

Начинаем лепку так же, как и лепку «Мужичка»;

Скатав колбаску, надеваем её на палец. Получаем углубление, чтобы потом на его основе «вытянуть» юбку;

Вытягиваем руки и шею. По пропорциям, у Филимоновской Барышни достаточно длинная, вытянутая шея, сливается с головой в одно целое. Немного примитивно, но это культура, искусство.

Намечаем талию. Начинаем аккуратно, равномерно «выделывать» юбку, смачивая пальцы водой;

Чтобы не испортить игрушку, рекомендуется держать её в тряпочке;

«Вытягивая» шею, приплющиваем головной убор;

Сверяем нашу игрушку с образцом по пропорциям. Уточняем талию, юбка должна быть «колоколом»;

Выстраиваем руки в нужное положение.

Заглаживаем трещины и шероховатости. Придаём изделию готовый, завершённый вид.

Конспект занятия по лепке из глины в старшей группе «Лепка котенка по мотивам филимоновской игрушки»

Конспект занятия по лепке из глины в старшей группе «Лепка котенка по мотивам филимоновской игрушки» Конспект открытого занятия по лепке из глины в старшей группе МДОУ д. с. «Чипполино» «Лепка котенка по мотивам филимоновской игрушки».

«Мир сказок» сценарий конкурса для младших школьников. Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Тисульского района «Мир сказок» сценарий конкурса.

Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников Огромную роль в социализации личности ребенка играют его родители, социум и педагог. Мы, педагоги, должны помнить об этом, и планируя свою.

Конспект интегрированной ООД «Корзиночка для грибочков» для младших школьников МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка» Конспект организованной образовательной.

Конспект занятия для младших школьников «Живые витамины» Тема: «Живые витамины» Программное содержание: Продолжаем знакомство с понятием «витамины» и с витаминами А, В, С, Д, Е. Формировать у детей.

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре у младших школьников с нарушением слуха «День рождения» Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Пропедевтика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников Пропедевтика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, ведь уже тогда.

Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт)

Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт) Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников "Синичкин день" (фотоотчёт) В начале ноября.

Сценарий новогоднего праздника для дошкольников и младших школьников «Волшебные снежинки» Сценарий новогоднего праздника для дошкольников и младших школьников "Волшебные снежинки" Праздник по этому сценарию можно проводить и в.

Цель: познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.

ВложениеРазмер
konspekt_filimonovskaya_igrushka.docx 17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка «Филимоновская игрушка».

Автор: Жаманкулова Калима Ергалиевна

Организация: МДОАУ Детский сад «Золушка»

Населенный пункт: г. Ясный, Оренбургская область.

Цель: познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.

-учить детей лепить филимоновскую игрушку из пластилина

-учить передавать колорит филимоновской росписи

-воспитывать эстетическое восприятие произведений народного творчества.

-беседа о народных промыслах

-рассматривание альбома «Филимоновская игрушка»

-рассматривание филимоновской игрушки

-знакомство детей с процессом изготовления филимоновской игрушки.

Демонстрационный: филимоновские игрушки, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки, иллюстрации с элементами росписи

Раздаточный: клеенки для лепки, салфетки, пластилин, стека, мука, гуашь, кисти

Воспитатель загадывает загадку:

Всем по нраву глиняные забавы!

Наши курочки в окно –

А как Петя – петушок

Рано – рано поутру

Нам споет – ку-ка-ре-ку!

- что это за игрушки?

Дети: филимоновские игрушки

Воспитатель: Правильно! Давайте рассмотрим иллюстрации с филимоновскими игрушками и вспомним как же появилась эта игрушка.

Говорят, когда-то давно в одну деревню пришел гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Глина очень подходит для лепки игрушек, она мягкая и для рук послушная. Глина бывает- белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Воспитатель: Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

Дети: собака, козел, кони, баран, филимоновские барыни, петушки, уточки.

- Все эти игрушки – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Дети свистят в свистульки

Воспитатель: Обратите внимание на форму игрушек. Игрушки вытянутые, с длинными шеями.

Вначале игрушки лепили, потом обжигали в печи до бела, а потом расписывали.

Воспитатель: Какие цвета, характерны для данного промысла?

Дети: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Какие элементы узора используются?

Дети: полоски, линии, точки, круги

Воспитатель: Линии рисуют в различных сочетаниях и рождаются солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Физминутка: Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленами коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на место побежали.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы свами будем мастерами. Будем лепить филимоновскую игрушку. Но не из глины, а из пластилина. Необычность нашей работы, будет заключаться в том, что мы будем использовать в своей работе муку.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.

1 этап. Влепить игрушку из пластилина, указывая на характерные особенности формы (вытянутая, с длиной шеей).

2 этап. Необходимо обвалять готовую работу в муке, для обезжиривания пластилина.

3 этап. Покрыть игрушку белой гуашью.

4 этап. Расписать изделие, использую цвета и элементы, характерные для филимоновской игрушки.

В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

- что мы сегодня лепили?

- что далось легко, а в чем испытывали трудности?

Работы у всех получились замечательные и предлагаю сделать выставку филимоновских игрушек.

Цель: Закреплять знакомые приемы в лепке при создании филимоновской игрушки, формировать у детей интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

Задачи:

  1. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки;
  2. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность;
  3. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;
  4. Учить лепке птички на основе овоида или цилиндра;
  5. Развивать воображение, чувство формы.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие», задачи:

  1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с воспитателем и сверстниками;
  2. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, музыкальное сопровождение (русская народная музыка в аудиозаписи), глина, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.

Организация детей: сидя полукругом на стульчиках.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_lepke_filimonovskaya_igrushka-svistulka.docx 19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по декоративной лепке

для детей среднего дошкольного возраста

на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька»

Цель: Закреплять знакомые приемы в лепке при создании филимоновской игрушки, формировать у детей интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

  1. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки;
  2. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность;
  3. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;
  4. Учить лепке птички на основе овоида или цилиндра;
  5. Развивать воображение, чувство формы.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие», задачи:

  1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с воспитателем и сверстниками;
  2. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, музыкальное сопровождение (русская народная музыка в аудиозаписи), глина, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.

Организация детей: сидя полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! А вы любите сказки? (ответы детей)

Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? (да, любим)

Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области. Занимайте свои места, сказка начинается.

Как называются эти игрушки?

Что особенного в этих игрушках?

У нас в группе тоже есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек, выставленных на подносе).

Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.

Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте её вместе откроем. Посмотрите здесь письмо.

«Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно её лепить. Удачи вам ребята!»

А вот и глина. Ну что ребята попробуем?

А чтобы у нас всё получилось, давайте произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберёмся силы. Встаньте ровно по линии.

Раз, два, раз, два

(руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

Стали дети мастера.

Сели, встали, сели, встали

(выполняют движения по тексту)

Мы работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки топ, топ, топ.

Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу.

Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Создан для парада!

На цветные пёрышки!

Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца!

Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмём, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял).

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

«О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Как появилась филимоновская игрушка.

Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из самой обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.

Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ―свистулечницами‖, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – её еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьём –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись. Используют три главных цвета: красный, жёлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелёный. Расписывают свистульки прямо по белой обожжённой глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звёздочки и треугольники.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»

Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на.


Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по теме "В госте к кедровке"

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "В гости к кедровке".


Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Стоит в поле теремок»

Это очень интересный конспект для воспитателей детского сада, очень содержательный и познавательный.


Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Поездка в осенний лес» (в рамках тематической недели «Осень наступила» с использованием ActivBoard)

Цель: формировать умение соотносить цифру и количество предметов.Задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа.Закрепить названия геометрических фигур.Закреплять порядковый счет в .

Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по теме «Дикие животные».


Конспект занятия по программе «Истоки» для детей среднего дошкольного возраста на тему "Сказочный лес"

Конспект занятия по программе «Истоки» для детей среднего дошкольного возраста на тему "Сказочный лес".

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

Задачи:

учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;

развивать чувство цвета и формы;

воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

ВложениеРазмер
lepka_filimonovskiy_petushok.docx 76.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 14

г. Балаково Саратовская область

непрерывно образовательной деятельности

по теме: «Филимоновская игрушка»

(подготовительная к школе группа)

Елисеева Елена Ивановна

Тема НОД: «Филимоновская игрушка».

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

  • учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;
  • развивать чувство цвета и формы;
  • воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н.В. Денисова «Филимоновская игрушка»

Дети подходят к воспитателю.

- Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ.

II. Основная часть

- По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

- Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

- Какие эти игрушки?

- Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Дети свистят в свистульки

- Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

- Обратите внимание на форму игрушек. Какая она?

- Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают.

- Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

- Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)

- Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Направление образования и развития (образовательная область) : художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;

развивать чувство цвета и формы;

воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

Ход НОД

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н. В. Денисова «Филимоновская игрушка» Дети подходят к воспитателю.

- Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ. Дети садятся.

II. Основная часть

- По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

- Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

- Какие эти игрушки?

- Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист. Дети свистят в свистульки

- Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

- Обратите внимание на форму игрушек. Какая она?

- Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают.

- Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

- Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)

- Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Проводиться русская народная игра «Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с колокольчиком, другой -

с завязанными глазами.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. Дети лепят игрушки-свистульки, затем украшают их узорами.

III. Заключительная часть

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие моменты вам больше понравились и почему?

- Кто такие народные умельцы?

«О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Игрушки-соловьи!» Ответы детей.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект по ФЦКМ «Филимоновская игрушка»

Конспект по ФЦКМ «Филимоновская игрушка» Конспект НОД по ФЦКМ «Филимоновская игрушка» Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки,.

Конспект занятия «Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе

Конспект занятия «Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе Конспект занятия на тему:«Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе. Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с творчеством.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе "Башкирский конь Акбузат". Задачи:1. - Познакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИ Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИЗ подготовил.

Лепка «Дымковская игрушка»

Лепка «Дымковская игрушка» Конспект занятий в средней группе по художественному творчеству "лепка" " дымковская игрушка". Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской.

Лепка в подготовительной группе. Учимся лепить зайцев Конспект образовательной деятельности по области "художественное творчество": лепка в подготовительной группе Тема: Учимся лепить зайцев.

НОД «Лепка котика» в подготовительной группе

НОД «Лепка котика» в подготовительной группе Непосредственная образовательная деятельность. Тема: лепка котика Задачи: образовательные – закрепление навыка лепки по частям, из целого.

Рисование в младшей группе «Филимоновская игрушка» Тема: Филимоновская игрушка Цель:Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Сюжетная лепка в подготовительной группе «Наездницы и наездники на коне»

Сюжетная лепка в подготовительной группе «Наездницы и наездники на коне» Задачи:Учить детей составлять из вылепленных фигурок композицию. Закреплять способ лепки из цилиндра (валика,надрезанного с двух концов.

Читайте также: