Филимоновская игрушка где находится

Обновлено: 05.05.2024

Автор проекта:
Кузнецов Сергей Васильевич

Год открытия музея:
Октябрь 2009 года

Основу экспозиции составляет:
Филимоновская игрушка

Дом для филимоновской игрушки

Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо-развлечения". Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. Увидеть игрушку сегодня можно на художественных выставках, в экспозициях краеведческих музеев и музеев народного искусства. Коллекции филимоновской игрушки есть в знаменитом на весь мир Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и многих других. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка традиционный и желанный гость. Филимоновскую игрушку в свое время восторженно принимали в Париже, Монреале, Токио, Малайзии. Однако своего персонального музея знаменитая игрушка до сих пор не имела.

Современная лепная свистулька, продолжая традиции старых мастеров стала еще ярче, наряднее, больше размером (до 20 сантиметров в высоту). Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни. Особенно выделяются своим неповторимым колоритом и затейливостью «Рождество» и «Ярмарка».

Как и встарь, придумает одна мастерица какой-нибудь новый сюжет, его тут же подхватывают другие. И хотя много общего в их работе, если внимательно приглядеться, каждый работает по-своему. Много игрушек в музее, но нет ни одной одинаковой, у каждой свое настроение, «внутренний голос» и характер. Статные барыни с детьми и птицами под мышкой, горделивые кони, важные всадники, задорные петушки, длинноногие солдаты, танцующие пары, разнообразные птички и зверушки с изящной вытянутой шеей (даже поросята), и все в малиново-желто-зеленую полоску. Такие нарядные, яркие и разнообразные. И все свистят.

Для общего представления об искусстве русской игрушки показана в музее и другая, тоже народная: романовская, суджанская, хлудневская воронежская, кожлянская, скопинская и даже копии греческой игрушки 1400 – 1100 гг. до н. э.

В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода.

Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Приглашаем всех, кто интересуется родной историей и культурой окунуться в удивительный мир народного творчества!

Открытие музея филимоновской игрушки в старинном городе Одоеве Тульской области стало для его жителей и гостей настоящим ярким и незабываемым праздником. А если говорить о музее в масштабах всего региона, и всей России-матушки, то событие это тем более уникальное. Дело тут и в том, что тема возрождения народных промыслов сегодня как никогда остра и актуальна, и в том, что подобного музея нигде во всем мире больше не существует.

Благодарим за помощь в организации проекта

Одоевцев: Хорошиловых Нину Сергеевну и Виктора Николаевича, Минаковых Надежду Георгиевну, Владимира Алексеевича и Надежду Владимировну, главу муниципального образования Одоева Вячеслава Алексеевича Косарева, потомственных мастеров филимоновской игрушки Орлову Елену Алексеевну и Романа Вячеславовича.

Туляков: Кузнецовых Василия Кирилловича, Ольгу Николаевну и Сергея Сергеевича.

Президента Тульской торгово-промышленной палаты - Агафонова Юрия Михайловича.

Автор проекта:
Кузнецов Сергей Васильевич

Год открытия музея:
Октябрь 2009 года

Основу экспозиции составляет:
Филимоновская игрушка

Дом для филимоновской игрушки

Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо-развлечения". Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. Увидеть игрушку сегодня можно на художественных выставках, в экспозициях краеведческих музеев и музеев народного искусства. Коллекции филимоновской игрушки есть в знаменитом на весь мир Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и многих других. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка традиционный и желанный гость. Филимоновскую игрушку в свое время восторженно принимали в Париже, Монреале, Токио, Малайзии. Однако своего персонального музея знаменитая игрушка до сих пор не имела.

Современная лепная свистулька, продолжая традиции старых мастеров стала еще ярче, наряднее, больше размером (до 20 сантиметров в высоту). Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни. Особенно выделяются своим неповторимым колоритом и затейливостью «Рождество» и «Ярмарка».

Как и встарь, придумает одна мастерица какой-нибудь новый сюжет, его тут же подхватывают другие. И хотя много общего в их работе, если внимательно приглядеться, каждый работает по-своему. Много игрушек в музее, но нет ни одной одинаковой, у каждой свое настроение, «внутренний голос» и характер. Статные барыни с детьми и птицами под мышкой, горделивые кони, важные всадники, задорные петушки, длинноногие солдаты, танцующие пары, разнообразные птички и зверушки с изящной вытянутой шеей (даже поросята), и все в малиново-желто-зеленую полоску. Такие нарядные, яркие и разнообразные. И все свистят.

Для общего представления об искусстве русской игрушки показана в музее и другая, тоже народная: романовская, суджанская, хлудневская воронежская, кожлянская, скопинская и даже копии греческой игрушки 1400 – 1100 гг. до н. э.

В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода.

Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Приглашаем всех, кто интересуется родной историей и культурой окунуться в удивительный мир народного творчества!

Открытие музея филимоновской игрушки в старинном городе Одоеве Тульской области стало для его жителей и гостей настоящим ярким и незабываемым праздником. А если говорить о музее в масштабах всего региона, и всей России-матушки, то событие это тем более уникальное. Дело тут и в том, что тема возрождения народных промыслов сегодня как никогда остра и актуальна, и в том, что подобного музея нигде во всем мире больше не существует.

Благодарим за помощь в организации проекта

Одоевцев: Хорошиловых Нину Сергеевну и Виктора Николаевича, Минаковых Надежду Георгиевну, Владимира Алексеевича и Надежду Владимировну, главу муниципального образования Одоева Вячеслава Алексеевича Косарева, потомственных мастеров филимоновской игрушки Орлову Елену Алексеевну и Романа Вячеславовича.

Туляков: Кузнецовых Василия Кирилловича, Ольгу Николаевну и Сергея Сергеевича.

Президента Тульской торгово-промышленной палаты - Агафонова Юрия Михайловича.

Музей «Филимоновская игрушка» фото 1
Музей «Филимоновская игрушка» фото 2
Музей «Филимоновская игрушка» фото 2
Музей «Филимоновская игрушка» фото 2
Музей «Филимоновская игрушка» фото 2
Музей «Филимоновская игрушка» фото 2
Музей «Филимоновская игрушка» фото 2
Музей «Филимоновская игрушка» фото 2

Музей Филимоновской игрушки в Одоеве посвящен не только древнему местному ремеслу, но и другим изделиям подобной тематики, собранным со всей России. Гости города увидят здесь 3000 с лишним экспонатов. Но все же основная часть экспозиции посвящена Филимоновской игрушке, существующей больше тысячи лет без значительных изменений.

Игрушка обязана своим названием деревеньке Филимоново, где местными жителями была найдена глина с необычными свойствами. В сыром виде этот материал имеет темно-синий цвет, но при его обжигании становится белым. Вылепленные и раскрашенные фигурки отправляются на продажу, а самые необычные экземпляры попадают в Музей Филимоновской игрушки. Промысел местных мастериц в XIX веке обрел всероссийскую популярность, ведь на этих забавных персонажей никто не может смотреть без улыбки.

Музей Филимоновской игрушки в Одоеве находится в самом центре города. Недалеко от него можно посетить Одоевское городище, Краеведческий музей, памятник Кузькиной матери и Анастасов монастырь. Кроме того рядом с городом сохранились древние леса – часть большой засечной черты, пересекающей Тульскую область с запада на восток.

Музей Филимоновской игрушки приглашает своих гостей поучаствовать в мастер-классе по изготовлению и росписи легендарных фигурок. И дети, и взрослые узнают приемы изготовления игрушки, ее особенности, основные виды. Гости Музея Филимоновской игрушки в Одоеве Тульской области освоят принципы сочетания основных цветов и способы нанесения краски. После того, как Ваша игрушка будет готова, Вы сможете забрать ее домой. Фото, сделанное на мастер-классе, станет дополнительной страницей приятных воспоминаний об Одоеве. Стоимость услуг по лепке и росписи совершенно символическая по сравнению с величиной впечатлений, которые Вы получите в конце занятия.

Раз в два года в городе проводится фестиваль, посвященный местной игрушке – «Сказки деда Филимона». Конкурсы, специальные предложения нашего музея, выставки, соревнования по лепке и положительные эмоции – это то, что наполняет фестиваль, каждый раз, когда он проходит.

Если Вы желаете посетить наш музей, получить информацию о мастер-классах, заказать экскурсию для группы, узнать цены, то звоните по телефону: 8 (910) 151-07-70. Мы ждем гостей со среды по воскресенье по адресу ул. К. Маркса, 52.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.


С одной стороны сложно себе представить, что может привлечь среднестатистического туриста в крошечном - некогда городке, разжалованном до ПГТ в середине прошлого века. Разве что только довольно живописно расположенным и довольно древним Анастасовым монастырём. Впрочем, его я видел только издалека, а томить не стану, Одоев - родина знаменитой филимоновской игрушки. И только ради этого яркого промысла в него стоит заглянуть.

Я уже не раз видел филимоновскую игрушку на выставках, в музеях, в магазинах. А тут в небольшом двухэтажном особнячке притаился целый бесконечно яркий мир. И вот довольно неприглядный особенно в такую пасмурную погоду городок оживает веселыми яркими красками. И, конечно, глядя на такой добротный музей, за здешний промысел спокойно. Хотя, как это часто было с подобными промыслами (некоторые так и исчезли), было время, когда он был на грани исчезновения. На одоевской земле случилось это после Великой Отечественной Войны - филимоновская игрушка был на грани исчезновения. Однако в конце 70-х государство помогло начаться процессу возрождения, да и нынче местные государственные органы содействие оказывают. В конце концов это один из местных брендов (тьфу мне за такое слово). Быть может не такой известный, как пряник, самовары или даже тульская гармонь, но все же.

Музей филимоновской игрушки совсем еще молод. Он был открыт в 2009 году, но то, как он развивается, впечатляет. В музее подробно рассказывают об истории промысла, наиболее ярких мастерах, еще очень впечатляет коллекция игрушек со всей страны. Я, например, для себя открыл несколько новых "имён", хотя надо понимать, что как таковых местностей, где продолжает лепиться традиционная игрушка не так уж и много. Здесь, конечно, проводят мастер-классы - вообще сложно себе представить музей игрушек, где это опция отсутствовала бы.

Музей филимоновской игрушки в Одоеве



Зал с игрушками со всей России очень впечатляет. Про него вполне можно было бы сделать отдельный репортаж. И, к слову, коллекция постоянно пополняется.




Вообще филимоновский промысел объявляют едва ли не старейшим народным художественным промыслом России. Называют даже совсем впечатляющие цифры. Но в любом случае работать с местной глиной начали давно. Конечно, это была в первую очередь посуда и различная домашняя утварь. Игрушка традиционно для этого вида промысла появилась как некоторое несерьезное ответвление от основного занятия. Этим могли заниматься дети да бабульки. Серьезные дядьки-гончары, конечно, на такое не разменивались. Однако со временем такие "безделушки" проделали путь до выставок, коллекций и музеев. В принципе, сегодня это едва ли игрушки для детей. Конечно, их может на некоторое время привлечь свистулька или какая-то красивая разноцветная фигурка, но едва ли они долго будут с ними играть. В Одоеве для детей продают китайские игрушки, наклейки и шарики. Это не хорошо и не плохо, это данность.


В экспозиции музея представлены работы прославленных мастериц Дербеневой Анны Иосифовны, Лукьяновой Евдокии Ильиничны, Евдокимовой Елены Кузьминичны.


По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.







Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.




Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.


В раскраске много символов: Символ солнца, Древо жизни, Конь - образ солнца, Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Барыня –берегиня, хранительница домашнего очага. Её плодородие народ издревне олицетворял в образе матери. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца. Птица – символ света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.




Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Першин В.Б., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Марченкова М.Н., Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М..





Здесь проводятся мастер-классы.

В музее роскошный сувенирный магазин. Если честно, мне казалось, что даже у известной дымки куда меньше различной сувенирной продукции. При этом выбор самой филимоновской игрушки как-то скуден. На московских выставках, к примеру, ассортимент куда богаче. Ну это, может, мы просто так попали.



Женщина за прилавком перед этим провела для нас и следующей группы интересную экскурсию. Напомню, что в Одоев и Белев я ездил в рамках замечательной экскурсии от "Магазина путешествий".


В местном краеведческом музее тоже ,конечно, часть экспозиции посвящена самому известному здешнему промыслу. Представлены в том числе и старые игрушки (равно как и в музее игрушки). В краеведческом работают замечательные женщины, которые очень любят родную землю и умеют увлекательно о ней рассказать.








В общем, будете в тех краях (ну мало ли, в Белев за пастилой отправитесь), не обойдите одоевские музеи вниманием.

Читайте также: