Филимоновская игрушка корова с кувшином

Обновлено: 01.05.2024

Давным-давно в Тульской области появился русский художественный промысел. Название свое он получил от деревни Филимоново, где жили умелые мастерицы. Деревня находится недалеко от залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что в этих местах жил дед Филимон, он и делал игрушки. Мужчины изготавливали из нее посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Семьи мастеров продавали свои изделия на базаре.

В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «салится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полоси и пятна. Потом обводят их красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым Кроме того, мастерицы «играют» цветом. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жирный» (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко»; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник –землю, елочки и ростки – символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос, Налепов в филимоновской игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.

Игрушки мастеров приобретают удивительную форму: они вытягивались, потому что глина быстро покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Все готовые игрушки получаются белого цвета, поэтому волшебницы-мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, которые замешиваются на яйце. Наносят краски куриным пером. Игрушки получаются яркими и веселыми. Животные расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками, Например, у барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен бесхитростный орнамент: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: и руках у него курица, на спиние сидит индюк. А на хвосте – цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки – животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много – это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься».

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это барыни, крестьянки, солдаты. Танцующие пары, наездники на лошадях, животные – коровы, бараны, лошадки, медведи, птицы - куры, петухи и др.

формировать умение рисовать узоры на объёмных заготовках (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Творческая задача:

создавать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

Техническая задача:

закрепить умение наносить узоры тычками; закрепить приёмы работы кистью.

Воспитательно-эстетическая задача:

закрепить представления детей о многообразие игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цветосочетаниями.

Коррекционная задача:

развивать мелкую моторику руки, внимание и восприятие.

Подготовка к занятию:

Подготовка воспитателя:

подобрала и оформила конспект, изготовила образец, подобрала наглядность.

Предварительная работа:

рассматривание филимоновских игрушек; лепка из солёного теста «Курочка»; оформление мини – музея группы. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа «Волшебные руки народного мастера». Игры – развлечения с народными игрушками. Декоративное рисование на плоскостной фигуре «Всадник». Заучивание стихов.

Материалы и оборудование:

1. У воспитателя: иллюстрации филимоновских игрушек (лиса с курицей, корова с кувшином, олень, курица); таблицы с элементами филимоновской росписи; гуашь, тычки, кисти, стакан с водой, подставка под кисть, магнитофон.

2. У детей: гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов; тычки, кисти, подставка под кисти, стаканы с водой, салфетки бумажные и влажные, объёмные модели филимоновской курицы.

Организация детей: подгрупповое занятие.

Логика образовательной деятельности:

I часть. Вступительная.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель в русском народном костюме с детьми входит в группу.

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришла игрушка. А вот какая это игрушка? Отгадайте-ка ребятки!

Ой, свистулечка какая, курочка полосатая!

Необычная, смешная и чуть-чуть пузатая!

Подожди минуточку. Ты откуда, курочка?

Курочка свистит моя: Филимоновская я!

Воспитатель: вы догадались, кто пришёл к нам в гости? (Курочка). Правильно, это курочка. А кто помнит как она называется? (Филимоновская). Правильно, на прошлом занятии мы с вами учились лепить курочек из солёного теста, а сегодня будем украшать их.

Ребята, а какими узорами расписана курочка? (полоски, точки, круги, овалы).

Ребята, посмотрите, курочка пришла не одна, а семейкой (раздача детям фигурки Филимоновской курочки, но чего-то им не хватает? (Они белые).

Воспитатель: Совершенно верно, фигурки белые, без узора. Давайте мы с вами, как настоящие филимоновские мастера распишем наших курочек, чтобы они были нарядные и красивые.

Дети с воспитателем проходят за столы.

Воспитатель: ребята, есть много разных филимоновских игрушек - это лиса с курицей, корова с кувшином, олень.

А какие цвета использовали мастера, когда украшали игрушки? (Красный, жёлтый, зелёный.)

Показываю детям вариант оформления лошадок по мотивам дымковской игрушки (реальные игрушки или рисунки, таблицы). Предлагаю детям рассмотреть дымковские узоры и сказать, какими красками мастерицы расписывают игрушки.

Правильно, молодцы. Ребята, прежде чем приступить к украшению наших курочек, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Малых деток потешает.

2 часть. Основная.

Воспитатель: Сейчас мы с вами побудем мастерами. Посмотрите, у вас у каждого есть кисть и тычки. Как вы думаете, зачем вам тычки? (Чтобы нарисовать горох.) А кисти (Чтобы нарисовать полоски.) Вы всё знаете, поэтому как настоящие филимоновские мастера можете приступать к украшению своей курочки и я вместе с вами.

Дети рисуют под русскую народную музыку. Воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются в рисовании.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель: Ребята, давайте поставим наших курочек на поднос. Посмотрите, какие у нас получились курочки яркие и красивые. Полина, какая курочка тебе больше всех понравилась? Почему? Ребята, каждая курочка хороша по-своему. А кто помнит стихотворения про филимоновские игрушки?

1 ребёнок: Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без лишних затей.

С короткой шеей и расписная

Для игры и забавы детей.

2 ребёнок: Я тебя полюбил в раннем детстве-

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству.

От красивых людей из села.

3 ребёнок: Для тебя не страшны расстоянья.

Ты - от предков далёких времён.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам филимоновских игрушек «Курочка»

Декоративное рисование на объемной форме «Нарядная лошадка» (оформление вылепленных игрушек) во второй младшей группе

Декоративное рисование на объемной форме «Нарядная лошадка» (оформление вылепленных игрушек) во второй младшей группе Цель. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Задачи. Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок.

Конспект НОД в старшей группе «Оформление водоносок по мотивам дымковских игрушек» Конспект ОД в режимных моментах в старшей группе по теме: «Оформление водоносок по мотивам дымковских игрушек» Задачи: Инициировать декоративное.

Подготовила и провела :воспитатель Лисина О. М.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.

• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Знакомство с филимоновской игрушкой, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций.

• Использование мультимедийной техники.

Раздаточный материал: на каждого ребенка

• Фигурка филимоновского коня

• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)

• Непроливайка с водой

Ход НОД:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!

- Ребята, я знаю что вы любите сказки. Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие. Я расскажу вам сказку, о том, как появились филимоновские игрушки. Занимайте свои места, сказка начинается.

(презентация слайдов)

Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.

Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу.

Как-то раз отправился Филимон глины накопать, а дочкам дал задание чего и сколько налепить. Вернулся, у печи всего 3 горшка стоит, а рядом игрушки глиняные, в печи обожженные: барышни, кавалеры, всадники да живность всякая. Пригляделся, а игрушки не простые, к ним свистульки приделаны.

Стал бранить Филимон дочерей, что вместо дела, безделицей занимаются. Да только дочки за песнями веселыми сами не заметили, как из волшебной глины стали всякие фигурки получаться, а как частушки завели, да руки всем фигуркам свистульки понаделали.

Простил Филимон дочерей за шалость, да песни настрого после работы петь велел. А фигурки те в сарайчике поставил.

Прошло время, стали Филимона дедом звать. Как- то вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать внучатам своим поиграть, да не по нраву белые фигурки деткам были.

Решил тогда перышком куриным узоры написать цвета солнца жаркого да травки весенней. Стали от такой красоты звучать свистульки ещё задорней и заливистей.

Подивилась игрушкам детвора и пришлось Филимону с дочками столько игрушек сделать, что бы ребятишкам хватило.

Деревню Безымянную с тех пор называют Филимоново, а игрушки- филимоновскими. Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, а значит, лепят мастера — потомки деда Филимона — игрушки волшебные детям на забаву.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка (ответы детей)

-А сейчас, я предлагаю посмотреть на филимоновские игрушки.

(показ слайдов)

Воспитатель: Все игрушки не простые, а волшебно – расписные, забавные, веселые. Посмотрите на их шеи такие вытянутые, будто удивляются. А ещё это не просто игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей.

Воспитатель: Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Украшают узорами «ветвистой елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой лучистой» или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

- Посмотрите и скажите, на кого похожи игрушки?

- Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек?

- Из каких элементов состоит филимоновский орнамент?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в филимоновских мастеров и самим попробовать расписать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня).(ответы детей)

Воспитатель: Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки…

-1,2,3, ребят в мастеров преврати!

Воспитатель: Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, разомнем руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)

И помчались без оглядки. (пальцы имитируют бег)

Вьется грива на ветру. (ладонью плавно машут)

Вот и дом. Лошадка, тпру! (пальцы имитируют крышу дома)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Какие яркие красивые узоры! Вы поработали как настоящие мастера!

-А теперь закройте глаза, начинаем обратное превращение!

-1,2,3, мастеров в ребят обратно преврати! Ребята, открывайте глазки!

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?

Что интересного узнали?

(ответы детей)

Воспитатель: Спасибо за работу.

Ход НОД:

1 слайд Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!

- Ребята, я знаю что вы любите сказки. Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие. Я расскажу вам сказку, о том, как появились филимоновские игрушки. Занимайте свои места, сказка начинается.

(презентация слайдов)

2 слайд Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.

3 слайд Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу.

4 слайд Как-то раз отправился Филимон глины накопать, а дочкам дал задание чего и сколько налепить. Вернулся, у печи всего 3 горшка стоит, а рядом игрушки глиняные, в печи обожженные: барышни, кавалеры, всадники да живность всякая. Пригляделся, а игрушки не простые, к ним свистульки приделаны.

5 слайд Стал бранить Филимон дочерей, что вместо дела, безделицей занимаются. Да только дочки за песнями веселыми сами не заметили, как из волшебной глины стали всякие фигурки получаться, а как частушки завели, да руки всем фигуркам свистульки понаделали.

Простил Филимон дочерей за шалость, да песни настрого после работы петь велел. А фигурки те в сарайчике поставил.

6 слайд Прошло время, стали Филимона дедом звать. Как- то вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать внучатам своим поиграть, да не по нраву белые фигурки деткам были.

7 слайд Решил тогда перышком куриным узоры написать цвета солнца жаркого да травки весенней. Стали от такой красоты звучать свистульки ещё задорней и заливистей.

Подивилась игрушкам детвора и пришлось Филимону с дочками столько игрушек сделать, что бы ребятишкам хватило.

8 слайд Деревню Безымянную с тех пор называют Филимоново, а игрушки- филимоновскими. Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, а значит, лепят мастера — потомки деда Филимона — игрушки волшебные детям на забаву.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка (ответы детей)

-А сейчас, я предлагаю посмотреть на филимоновские игрушки.

(показ слайдов)

9 слайд Воспитатель: Все игрушки не простые, а волшебно – расписные, забавные, веселые. 10 слайд Посмотрите на их шеи такие вытянутые, будто удивляются. А ещё это не просто игрушки, а свистульки. 11 слайд У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей.

Воспитатель:12 слайд Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Украшают узорами «ветвистой елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой лучистой» или «солнышком». 13 слайд А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

- Посмотрите и скажите, на кого похожи игрушки (барышни с кувшинами, мужички, лошадки, корова, гуси)

- Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек (зеленый, красный, жёлтый)

- Из каких элементов состоит филимоновский орнамент (елочка, треугольник, круг, полоска)

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в филимоновских мастеров и самим попробовать расписать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня).(ответы детей)

Воспитатель: Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки…

-1,2,3, ребят в мастеров преврати!

Воспитатель: Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, разомнем руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)

И помчались без оглядки. (пальцы имитируют бег)

Вьется грива на ветру. (ладонью плавно машут)

Вот и дом. Лошадка, тпру! (пальцы имитируют крышу дома)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Какие яркие красивые узоры! Вы поработали как настоящие мастера!

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

В сердце России, неподалёку от города под названием Одоев, находящегося в Тульской области, расположена деревня Филимоново. Согласно преданиям и легендам, ещё во времена Ивана Грозного именно здесь появилось гончарное ремесло. Во владениях князя Воротынского появился гончар – Филимон. Считается, что он смог обнаружить в этих местах залежи очень качественной глины. Населённый пункт назвали в честь этого мужчины, который, скорее всего, был беглым каторжником. Предлагаем ознакомиться с таким народным промыслом, как филимоновская роспись, узорами, орнаментами, и самим попробовать себя в качестве филимоновских мастеров.

филимоновская роспись

История промысла

Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века. Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах. К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски, которые использовались для росписи.

Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню. Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки. А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями – минеральными или органическими.

Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.

На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты – женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.

филимоновская роспись история

Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда – менялось лишь их количество. Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи. Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.

В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы. В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже. Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.

Старинные образы филимоновских игрушек

Уточка – главный символ воды в филимоновской росписи. Именно с этого образа начиналось обучение лепке игрушек. Использовались уточки в качестве оберега для малышей.

Конь или Всадник на коне считался символом Велеса – бога солнца. Этому божеству и поклонялись язычники.

Петух – главный хранитель семейного очага.

Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца.

Корова – это обозначение достатка в доме.

Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие.

Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества – богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье.

роспись филимоновской игрушки

Более поздние образы филимоновских фигурок

Позднее появились и другие образы: танцующая пара (солдат и барыня) под названием Любота, прообраз сказочного Ивана, который сумел поймать Жар-птицу, - Солдатик с курицей, Солдат с конём – символ обыденной жизни в деревне. А когда на Тульской земле началось изготовление самоваров, появился ещё один образ, именуемый Чаепитием.

Особенности игрушек из Филимоново

Главная отличительная черта всех филимоновских свистулек – отсутствие шаблонов. Мастер берёт цельный кусок глины, на котором нет обозначенных мелких деталей. По традиции женские персонажи держат в руках младенца или птицу. У мужчин же чаще всего присутствуют толстые сапоги – тяжёлые и неуклюжие.

Если говорить о филимоновских животных, то у всех фигурок есть схожие элементы. Туловище практически у всех животных очень вытянутое, изящное. Отличить лошадь от быка или барашка можно только по наличию или отсутствию рогов или по их форме.

Значение узоров и орнаментов

Что может рассказать о времени, когда появилась филимоновская роспись? Элементы росписи! Эти орнаменты уходят своими корнями в язычество. Доказательство тому, к примеру, заключённые в круг перекрещивающиеся линии – символ языческого бога солнца. Вообще, все узоры призваны напоминать о неразрывной связи человека и природы. Треугольники – это земля, ёлочки – любая растительность. Зигзаги символизируют воду. Роспись филимоновской игрушки всегда уникальна – каждый раз орнамент меняется, рисунки имеют разные цветовые решения и ритмы. Старинные поверья гласят: каждый узор несёт в себе необычайную духовную силу, которая могла защитить человека от несправедливости и зла.

филимоновская роспись элементы росписи

Филимоновская роспись: цветовая палитра

Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета – красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

  • красный цвет – символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;
  • зелёный говорит о возрождении жизни;
  • жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Особенность филимоновской глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.

Филимоновские петушки

Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом – обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

Роспись фигурок людей

Филимоновские глиняные «люди» выглядят очень нарядно. На дамах цветные пышные юбки, у их кавалеров – пёстрые штаны. Рубахи у всех обычно однотонные, орнамент нанесён только по периметру – узорами украшены пояса, рукава и воротники. Лица оставляют практически нетронутыми – краской намечают только глаза и рот.

Технология росписи

Первое, на что важно обратить внимание, – краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

филимоновская роспись для детей

Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи – перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.

Выбор глины для игрушек

Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная – «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью. Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками. Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, - желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела – человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

роспись филимоновского петушка

Следующий этап – нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры – ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг – зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

  1. Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
  2. Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки. Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
  3. Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
  4. После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
  5. Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.

филимоновская роспись в средней группе

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше. Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку.

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию. Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами. Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку.

Дымковская и филимоновская роспись: отличия

Сложно перепутать филимоновскую и дымковскую роспись. Игрушки из Филимоново крайне просты и весьма условны по своей форме. Орнаменты здесь простые. К тому же все филимоновские игрушки всегда свистульки, а вот дымковские – нет.

дымковская и филимоновская роспись

Ещё одно важное отличие – дымковские фигурки изготавливают из красной глины, которая при обжиге приобретает кирпичный оттенок. А потому без побелки перед росписью не обойтись. Филимоновская глина в процессе обжига становится безупречно белой. Отличается и характер лепки. Дымковская игрушка лепится по частям, которые затем собираются в целую фигурку. А филимоновская – из одного куска глины. Кроме того, на дымковской игрушке присутствует большее количество цветов, есть и синий. Для филимоновской же характерны всего три цвета.

Филимоновский промысел в наше время

Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки – частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.

Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

Читайте также: