Филимоновская игрушка лошадка рисование в средней группе

Обновлено: 18.05.2024

Познакомить детей с филимоновской игрушкой,ее характерными особенностями.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_dekorativnomu_risovaniyu_v_sredney_gruppe_filimonovskaya_loshadka.docx 19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе» Филимоновская лошадка»

Цель занятия: познакомить детей с филимоновской игрушкой,ее характерными особенностями; показать особенности выполнения росписи филимоновской лошадки. Программное содержание :

  1. Образовательные задачи. ; закрепить знания о составлении узора; продолжать учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
  2. Развивающие задачи. Развивать у детей фантазию, эстетическое восприятие, глазомер, чувство цвета, пропорций, формы,самостоятельность.
  3. Воспитательные задачи. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки познакомить с историей возникновения этого промысла.

Расширять представления детей о народных промыслах

Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками

Развитие мелкой моторики

Активизация словаря: филимоновская игрушка, Филимоново.

  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Беседы о народных мастерах-умельцах;

Оборудование: филимоновские игрушки, картинки филимоновских игрушек, бумажные силуэты филимоновских лошадок, гуашь жёлтого, зелёного и красного цветов, кисточки, салфетки, непроливайки с водой; образцы, выполненные педагогом.

Ты играй, играй, сверкай,

Восхваляя здешний рай,

Бабы, куры, мужечки,

До чего ж вы хороши,

Красочны и гладки.

Эй, фигурка, закружись

И в полосках расскажи,

Что пришло с веками.

Вот зеленый цвет травы,

Алый – солнца вестник,

Ну, а желтый – цвет земли

На игрушке светит.

В Филимонове всегда

Это вспыхнула звезда,

И шагнула за порог,

Славя край свой дивный.

Глина, синенький комок,

Всеми так любимый.

Леля Андреева, Тула

Воспитетель показывает филимоновские игрушки.

Воспитатель: Вот такими игрушками известна тульская деревня Филимоново. Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам. По легенде, деревня была названа в честь деда Филимона – мастера гончарных дел и игрушечника. По всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки.Эти игрушки сделаны из глины. Посмотрите, в руках у меня непростая игрушка, это свистулька. (показывает, как можно свистеть на этой игрушке)Все филимоновские игрушки удлиненные и вытянутые. Но не за счет ног — эта игрушка крепко стоит на земле. Куколки и животные филимоновских мастеров подрастают в других местах: у одних — длинная шея, у других — талия. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они - не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдатов - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Вылепленные игрушки - свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень. После обжига игрушки расписывают Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

Дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.

Воспитатель: Что на них нарисовано?

Дети: Кружочки, клеточки, полоски, точки.

Воспитатель: какого они цвета?

Воспитатель: Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё - ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут специальные анилиновые, чтобы получились яркие, летние, солнечные цвета - жёлтые, красные, малиновые, зелёные. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые традиции.

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какая интересная филимоновская игрушка. Кто это?

Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
Я громко ''иго-го'' кричу,
Садись на спину – прокачу!

Воспитатель: правильно ребята это лошадка (воспитатель показывает фигурку лошадки). Мастер взял краски и расписал свою лошадку и она получилась очень яркая и красивая, вся в полосках, впереди круглое солнышко с лучиками. Давайте рассмотрим элементы росписи.(Воспитатель показывает картинки с элементами росписи на магнитной доске).

- Ребята, какие элементы росписи вы здесь видите?

Дети: полоски, ёлочки, солнышко.

Воспитатель: молодцы, а какого они цвета?

Дети: красные, зеленые и желтые.

Воспитатель: правильно ребята. А сейчас я хочу что бы вы превратились в филимоновских мастеров и нарисовали нашей лошадке подружек. Вы согласны?

Воспитатель: тогда проходите за столы и садитесь.

Дети садятся за стол.

Воспитатель: ребята, что бы у нас все получилось давайте разомнём наши пальчики.

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок, цок, цок, цок,

Мчится резвый табунок (указательные и средние пальцы «идут» по поверхности стола).

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам покажу как мы будем раскрашивать наших лошадок.

Показ воспитателя на своём силуэте.

Дети раскрашивают свои лошадки, воспитатель помогает тем у кого возникают трудности.

Воспитатель: ребята, какие красивые лошадки у вас получились, давайте разложим их на столе и рассмотрим их.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зелёных и красных).Развивать эстетический вкус.

3. Развивать эстетический вкус.

4 .Развивать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

Материал: Глиняные филимоновские игрушки и иллюстрации с их изображением Ш барышни, солдаты, лошади, олешки, баран, птицы); образцы Элементов филимоновской росписи. Плоскастные силуэты дымковских лошадок, кисти, гуашь красного и зелёного цвета.

Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней. Козлы

и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка, а ну отгадайте кто я. ?

- Вы ребята уже догадались, что всё это написано про эти замечательные изделия.

Рассказать детям, что в селе Филимоново для праздников делали игрушки- свистульки из белой глины- зверюшекЮ солдат, птиц, коней и многое другое. Показать детям филимоновскую лошадку и обратить внимание на её особенности: У лошадки, как и других филимоновских игрушек, очень вытянутая шея и маленькая голова. Украшена лошадь узкими полосками зелёного и красного цвета.

Предлагаю вам стать филимоновскими мастерами и раскрасить силуэты лошадок чередующимися полосками красного и зелёного цвета.

Раздала детям силуэты лошадок.


И мы приступили к работе.







И вот какие празднично раскрашенные филимоновские лошадки у нас получились.


Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка» Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект занятия по декоративному рисованию для средней группы «Дымковская лошадка» Конспект Непосредственной организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию Для средней группы: «Дымковская лошадка».

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня»

Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня» Программные задачи: закреплять умение изображать прямые пересекающиеся линии, создавая узор на определенной форме; учить сочетать цвета;.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Сова»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Сова» Цель: Учить рисовать сову, передавая образ ночной, хищной птицы, упражнять детей в использовании изобразительных средств (мазка, цвета).

Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Прокати, лошадка» Конспект занятия во второй группе раннего возраста по теме «Прокати, лошадка!» Тема: «Прокати, лошадка!». Интеграция образовательных.

Открытое занятие по декоративному рисованию для детей 4–5 лет. «Лошадка» Конспект НОД по рисованию «Лошадка» средняя группа Тип занятия: интегрированное Вид занятия: Игровое Возрастная группа: Дети 4-5 лет Тема.

План-конспект занятия по рисованию в средней группе Рисование красками на тему: «Осень наступила». (коллективная работа) Педагогические цели: Учить детей отражать признаки осени в рисунке.

Цель: расширение представлений детей о филимоновской игрушке.

1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зелёные и красные).

2. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров

3. Развивать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

Материал: иллюстрации с изображением филимоновских игрушек; образцы элементов филимоновской росписи; плоскостные силуэты филимоновских лошадок; кисти, краски, баночки с водой, клеенки.

Ход ООД.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрации филимоновских игрушек.

Воспитатель: Ребята, такие игрушки начали делать очень-очень давно в селе с красивым названием Филимоново. (Дети повторяют название). Эту игрушку так и назвали – филимоновская. (Дети повторяют). Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам.

Педагог читает стихотворение В. Лазарева «Филимоновская игрушка».

О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов и конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Воспитатель: В далекие времена всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Игрушки-свистульки лепили из белой глины, а потом их расписывали. Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки (просмотр иллюстраций).

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

Воспитатель предлагает детям стать филимоновскими мастерами и раскрасить силуэты лошадок чередующимися полосками красного и зелёного цвета.

Показ воспитателя. После этого, дети приступают к работе.

В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, проанализировать правильность выполнения узора.

Конспект ООД по рисованию в средней группе детского сада «Филимоновская лошадка»

Фотоотчет об ОД по рисованию «Праздничный салют ко Дню Победы» в старшей группе детского сада

Фотоотчет об ОД по рисованию «Праздничный салют ко Дню Победы» в старшей группе детского сада Цели занятия: Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Дымковская лошадка» в средней группе Цель: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой. Задачи: Обучающие: - Повторять знания детей о геометрической фигуре (круг, цвете,.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе детского сада «Бабочка красавица» в нетрадиционной технике рисования монотипии Конспект НОД по рисованию в старшей группе детского сада «Бабочка красавица» Нетрадиционная техника рисования: Монотипия Цель: Развитие.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе Цель: обучение детей украшению силуэтов изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формирование интереса.

Конспект открытого интегрированного занятия по декоративному рисованию для детей средней группы «Дымковская лошадка» Цель: Познакомить детей с основными элементами дымковской росписи и цветами. Задачи: • Обучающая: учить называть и отображать (использовать.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе детского сада «Лыжник» Ход занятия: Дети сидят на стульях вокруг ковра. Заходит воспитатель в руках у него игрушка: кот с лыжами. Воспитатель – здравствуйте,.

Праздник для младшей и средней группы детского сада «День рождения детского сада» «День Рождения детского сада» Звучит песня «Маленькая страна», дети входят в зал. Вед: Кто ответит, почему же Так красиво все вокруг,.

Конспект занятия по рисованию «Лошадка»

Конспект занятия по рисованию «Лошадка» Цель: Создать условия для формирования у детей нарисовать домашнее животное - лошадь. Задачи; Развивать умение создавать простые изображения,.

Конспект занятия по рисованию «Филимоновская игрушка» (группа среднего дошкольного возраста)

Конспект занятия по рисованию «Филимоновская игрушка» (группа среднего дошкольного возраста) Цель: -Познакомить с филимоновскими игрушками (птицами, животными). -Вызвать положительные эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»

1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя горизонтальные прямые полосы.

2. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров

3. Развивать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

Материал: иллюстрации с изображением филимоновских игрушек; образцы элементов филимоновской росписи; плоскостные силуэты филимоновских лошадок/кошек; кисти, краски, баночки с водой, клеенки.

Примерный ход НОД:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, напомните, пожалуйста, куда мы вчера на самолете летали? В какое село?

В Филимоново мы были, (идем по кругу)

Хороводы мы водили.

Мы, как барыни, кружились. (кружимся на месте)

На скамеечки садились. (делаем "пружинку")

Потом мы глины накопали. (показываем, как копают)

И свистушки лепить стали. (показываем, как лепят)

Как слепили – рисовали, (показываем указательным пальцем

на левой руке полоски «зебра»)

А потом играть мы стали. (Показываем дудочку, играем пальчиками.)

Педагог рассматривает с детьми иллюстрации филимоновских игрушек.

Воспитатель: Ребята, такие игрушки начали делать очень-очень давно в селе с красивым названием Филимоново. (Дети повторяют название). Эту игрушку так и назвали – филимоновская. (Дети повторяют). Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам.

Воспитатель: В далекие времена всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Игрушки-свистульки лепили из белой глины, а потом их расписывали. Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки (просмотр иллюстраций).

2. Основной этап:

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами побывали в селе Филимоново. Из чего делают мастера свои игрушки? Какие узоры мастера используют в своей росписи? Какая игрушка вам больше всего понравилась?

Воспитатель: Ну что ребята попробуем побыть мастерами и расписать силуэты филимоновской игрушки?

Воспитатель: А, чтобы у нас всё получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения,

Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают,

Стали дети мастера. затем к груди— согнуты в локтях)

Сели, встали, сели, встали (выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки топ, топ, топ.

Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров, присаживайтесь за столы.

Воспитатель предлагает детям украсить силуэты лошадок/кошек чередующимися полосками желтого, красного и зелёного цвета.

Показ воспитателя. После этого, дети приступают к работе. Индивидуальная помощь педагога ребятам.

В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, проанализировать правильность выполнения узора.


«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» в подготовительной группе

Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» в подготовительной группе Тема: «Дымковская лошадка» Рисование. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Цель: • Познакомить детей с дымковской.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект ООД по рисованию в средней группе детского сада «Филимоновская лошадка»

Конспект ООД по рисованию в средней группе детского сада «Филимоновская лошадка» Цель: расширение представлений детей о филимоновской игрушке. Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Филимоновская лошадка» ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Филимоновская лошадка» ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM Мастер – класс по модельному конструированию выполнен с использованием нетрадиционных материалов – нитей пряжи для вязания. Материал.

Мастер-класс по рисованию восковыми мелками с элементами аппликации «Кошка» в средней группе

Мастер-класс по рисованию восковыми мелками с элементами аппликации «Кошка» в средней группе У многих людей пушистые, усатые, хвостатые кошки -домашние любимцы. У всех домашних кошек был один общий предок - дикая кошка. А еще у наших.

3) Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноцветные лошадки


Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию и рисованию с применением нетрадиционной техники во 2 младшей группе "Я люблю свою лошадку"

Программное содержание: Формировать у детей умение слушать музыку, определять ее характерные особенности. Учить передавать.


Ты скачи,скачи,лошадка.

Весёлое игровое занятие,с использованием русских народных потешек очень нравится малышне.

Интегрированное комплексное игровое занятие в I младшей группе «Петушок и лошадка – ермиловские игрушки. Цок-цок – скачет лошадка».

Планируемые результаты: дети принимают участие в играх «Вот шагают петушки», «Лошадки», в продуктивной деятельности (рисовании следов лошадки), проявляют эмоциональную отзывчивость при чтении по.


Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Дымковская лошадка». Роспись дымковской лошадки.

Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой. Закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие ее колорита. Способствовать развитию творческих .


Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прогулку повези!» Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прог

Цель: знакомить детей с малыми фольклорными произведениями (потешками) закрепить знания о знакомых потешках, воспитывать любовь к родному языку через фольклор.Задачи:- создать радостное настроен.

Игровое пособие «Лошадка на палке или Лошадка-скакалка».

Кажется, что лошадки на палке существовали всегда. И это невольно заставляет задуматься. Среди игрушек, созданных для детей нашими предками, не встречалось никчемных безделиц.В старину крест.

Читайте также: