Филимоновская игрушка любота с коромыслом

Обновлено: 17.05.2024

Филимо́новская игру́шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах.

Филимоновский промысел выжил в 1920-1930-х гг. , хотя налоги и запреты его едва не задушили. Сохранились небольшие (не выше 15 см) игрушки тех лет с блёклой полосатой раскраской в два-три цвета по белому фону. Они очень похожи на свистульки, приобретённые ещё в 1890-х гг. Н. В. Поленовой, женой известного художника, на ярмарке в Тарусе. Очень активно работала Александра Гавриловна Карпова, выставлявшаяся в Москве.

Игрушку «Любота» Анны Иосифовны Дербенёвой переняли все мастерицы промысла: очень понравился солдат, который, танцуя с барыней, распластал ноги по её юбке.


В 1967 г. в Филимонове открылась игрушечная мастерская, но её массовая продукция оказалась довольно грубой, приобрела несвойственные традиционной свистульке сюжеты и орнаменты. Сейчас в селе мастериц совсем не осталось, основной центр производства игрушки перенёсся в Одоев. При содействии художника Николая Васильевича Денисова (1932-2002) там в 1984 г. была основана мастерская, в которой молодёжь, в том числе и приехавшая из других городов, узнавала секреты древнего искусства от потомственных филимоиовских игрушечниц.


Сейчас в Одоеве работают шесть народных мастеров: В. Н. Масленикова, Е. А. Орлова, В. Б. Першин, Р. В. Орлов, Е. И. Кехаиди и И. К. Левитина. В Москве лепят игрушку потомки А. Г. Карповой. Само же Филимонове» стало местом проведения ежегодного фестиваля народных промыслов «Поляна керамистов» .


Першин Владимир Борисович
Народный мастер с 1991 года



Любота Першина

Начал заниматься лепкой филимоновской игрушки в 1987 году в Одоеве. Учился у старейшей мастерицы Дербеневой А. И. и у жены - Орловой Е. А.



Любота Евдокимова Е. К.

Одна из комнат усадьбы

Родовая усадьба (на основании записи в метрической книге из Богородице Рождественской церкви села Анастасова Одоевского района Тульской области) с 1692 года Авдотьи Григорьевны Дербеневой, известной филимоновской «игрушечницы», прабабушки Гончаровой А. И. и Орловой Е. А.

Фамильный дом

Именно на исторической родине игрушки Вы познакомитесь с той самой традиционной филимоновской игрушкой, которая передавалась из поколения в поколение от прабабушек и чаще по женской линии, достоверного художественного образа в пластике и росписи.

Открытие Этнографической усадьбы филимоновских мастеров «Любота»

Вы познакомитесь с филимоновским промыслом и примите участие в мастер-классах по лепке и росписи филимоновской игрушки вместе с потомственными мастерами трёх поколений.

Вы увидите, как сохраняется и продолжается многовековая родословная традиция филимоновской игрушки из династии Карповых, Лукьяновых, Масленниковых, Марченковых, Гончаровых, Орловых на территории исторической родины филимоновского промысла.

Игрушки на просушке

Традиции в пластике и росписи филимоновской игрушки передавались из поколения в поколение, на протяжении более, чем четырех столетий: от мамы к дочке, от бабушки к внучке, от свекрови к невестке.

Готовые игрушки

Промысел сохранился, пережив самые трудные времена, он не исчез, его не нужно восстанавливать по старинным рукописным книгам. Игрушка жива, она рядом с нами, и мы надеемся, что так будет всегда.

Ткацкий станок в интерьере усадьбы

Игрушка всегда разная словно живое существо, в которое каждый мастер вдыхает свою неповторимую жизнь. Жизнь яркую, сочную, наполненную солнцем и положительной энергией.

Белёвское кружево

Отдавая дань предкам, здесь решились на создание такого замечательного проекта как творческая мастерская «Любота» в деревне Филимоново и готовы поделиться с Вами своей очень дорогой семейной историей.


Филимоновская игрушка является одной из старейших элементов декоративного отечественного ремесла деревни Филимонова под Тульской областью. По археологическим сведениям промыслу больше 700 лет. Каково его происхождение и как создают народный шедевр? Об этом расскажем далее.


История промысла

История возникновения филимоновской игрушки очень богатая. Это древнее прикладное художественное ремесло, зародившееся в Белевском уезде деревне Филимонова. По легенде название поселения произошло от беглого каторжника, который всю жизнь занимался гончарным делом и создавал глиняные фигурки, в том числе и игрушки. Позднее они стали популярны и прославили деревню, в частности филимоновская свистулька.

Археологи же придерживаются мнения, что игрушки появились в начале верхнего палеолита и подтверждают это найденными глиняными черепками 11 века в Снердковском и Жемчужниковском кургане.

Лепили игрушки женщины, поскольку это было несложным и творческим делом. Девочек обучали создавать свистульки с самого детства. В советское время ремесло начало постепенно забываться, поскольку торговля этих изделий была запрещена и предпринимателей стали заставлять уничтожать их.

Оставалось немного мастериц, которые не бросили ремесло и сохранили его к 50-м годам, когда произошел подъем производства, и стали возрождаться культурные древнерусские традиции. Сегодня филимоновские игрушки создают и мужчины в Тульском крае, а также неравнодушные к искусству люди.


Виды филимоновских игрушек

Фигурки создавались в самых разных образах. В основном, мастера, как и в прошлом, так и сегодня создают:

  • Уточку — символ воды и жизни; оберег для самых маленьких;
  • Лошадь или коня со всадником – в честь древнерусского бога Велеса, движения вперед к новым целям и преодоления страхов;
  • Филимоновскую игрушку петушок — знак семьи, верности и единства;
  • Бычка, козу, барана — оберег от злых сил;
  • Корову — элемент процветания и удачи, благосостояние рода;
  • Курочку – в знак брака и благополучия в нем;
  • Барышню — символ семейного счастья, языческой богини Мокоши, ответственную за появление здорового потомства и здоровья детей;
  • Танцевальную пару военного с барышней, Люботу – оберег на любовь и счастье;
  • Молодого удальца Ивана по сказке о Жар-птице — символ удачи;
  • Солдата с орудием или другой вещью – в знак долголетия и счастья в деревне;
  • Девушку, пьющую чай — символ самовароварения, удачи в работе;
  • Елочку или другое дерево – в знак долголетия и плодородия;
  • Барыню — женщину, охраняющую очаг от зла, ремесла и являющуюся покровительницей рождаемости и матерей;
  • Оленя — символ продолжения рода, богатого осеннего урожая;
  • Медведя — тотемного животного народов севера, покровителя всех лесных зверей; знака доброты, оберега от зла и безопасности матерей;
  • Силуэт волка — символ крепкой любовной связи и доброты;
  • Яркого петуха — одного из сильнейших оберегов мечты, счастья;
  • Птичку с широкими размашистыми крыльями — вестника наступления весеннего времени и посредника между добром и злом, небом и землей; символа борьбы с тьмой и благих вестей с выше;
  • Собаку — преданного заступника человека и его друга; символ дружбы, бесконечной преданности и верности;
  • Индюка — женский знак, дарующий плодородие и защиту земли от зла.

Это интересно! Характерная особенность создаваемых игрушек в том, что нет четкого шаблона для создания и раскрашивания фигурки. Мастер просто разминает глину руками и формирует макет по своему вкусу.

Технология изготовления

Каждая филимоновская игрушка создается из мягкой глины темно-зеленого цвета. Вначале мастер вырисовывает силуэт будущего изделия, затем лепит фигурку по нарисованному макету, сушит и обжигает в печи (температура 980-1100 градусов), где оно чуть-чуть усыхает и превращается в полноценную фигурку. Во время сушки глина подсыхает и обретает светло-серый цвет, а после обжига и вовсе становится белой, что позволяет рисовать на ней все что угодно.

По сравнению с другой глиной, филимоновская не жирная, а значит, можно создавать любую форму и не обращать внимание на появляющиеся трещинки. Кстати, как нарисовать поэтапно силуэт и узор на свистульке можно посмотреть на видео.

Технология заготовки синики

Синика — глина для филимоновских игрушек. Чтобы создать фигурку, ее нужно еще заготовить. Во времена Киевской Руси это делали зимой. В почве создавались круглые колодцы, и оттуда бралась глина. Почему именно в это время? В морозы земля затвердевает и не обваливается.

После изъятия глины из мест хранения, ее прятали в холод на пару дней, а потом заливали водой, периодически переворачивая и похлопывая ее лопаткой. Далее ее вынимали и клали на пол в стожок, а затем топтали. Топтание продолжалось до тех пор, пока из глины не получался блин. Потом на него посыпали золу. После убирали в стог. Затем процедура топтания с посыпкой золы продолжалась несколько раз.

Как только глина получалась пригодной для лепки, ее нарезали на пластины, и они использовались как заготовки для игрушечных изделий. Чтобы синики не пересыхали, получившиеся блины накрывались тряпкой. Но такую технологию использовали ранее. Сегодня она более автоматизированная и менее трудоемкая. Кстати, на тульском производстве поделки можно купить сразу.


Роспись филимоновской игрушки

Раньше ее расписывали природными красками, полученными из сока растений. Сегодня же их окрашивают с помощью акрила. Традиционными цветами для росписи филимоновской игрушки, как и 700 лет назад, остаются малиновые, зеленые и желтые оттенки. Несмотря на ограниченность в цвете, все изделия на фото и в жизни получаются интересными и яркими.

Зверей традиционно расписывают разноцветными полосами по туловищу и шее. Зеленой или малиновой краской покрывают голову или грудь, возводя дань языческим традициям. Кроме однотонного покрытия и полос, игрушки украшают изображениями солнышка, растительности, узорами, старыми известными сказочными мотивами.

При создании фигурок филимоновской росписью одежду создают нарядно и смело. Шляпы дополняют с помощью цветных средних полос, ворот верхней и нижней части гардероба — с содействием чудного орнамента — ярких штрихов, элементов пятен, веток и розеток.


Символизм филимоновской игрушки

Создание картинки филимоновской игрушки и ее самой приходится на время языческой веры, тогда, когда люди боготворили природные явления, а особенно стихию огня, воды, земли и воздуха. Как правило, поэтому на фигурках животных и людей есть небольшие и длинные кольцевые линии, точечки, замкнутый круг. Все эти знаки символизируют защиту добра от зла, борьбу с нечестью.

Так, засеянное поле или множество черточек на игрушке символизирует урожайность, деньги и счастливую жизнь. Точки — зернышки. Их множество символизирует достаток. Квадрат и ромб, завитки — символ перепаханного поля. Зигзагообразные линии с дугами, если кратко, — знаки добра, плодородия земли. Кривые волны означают небесные воды, а шар – луну или солнце.


Заключение

Филимоновская игрушка — частица древнейшего исконно женского промысла, окруженная легендами. Это не только возрождающееся искусство, но и старославянская культурная традиция, известная всему миру.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Читайте также: