Филимоновская игрушка петух поэтапно

Обновлено: 05.05.2024

Родилась Тульской области в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Народный мастер с 1981 года, член Союза художников России. с 1987 г., член комиссии по народным промыслам при ВТОО СХР (г. Москва). Потомственная мастерица, училась мастерству у прабабушки Дербенёвой Авдотьи Григорьевны, бабушки Карповой Антонины Ильиничны и мамы Марченковой Марии Николаевны. Работы хранятся в краеведческом и художественном музеях г. Тулы, в Русском музее г. Санкт-Петербурга. Имеет множество дипломов, грамот, награждена наградным знаком” За достижения в культуре”.

О ПРОМЫСЛЕ :

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева в удивительных местах Тульского края, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Сколько существует деревня Филимоново, столько и существует филимоновская игрушка, одна из самых древних в России. Из поколения в поколение передавали мастерицы секреты своего искусства детям, внукам. Игрушку делали всегда, и когда был голод, и когда были войны, что называется, и в горе, и в радости. Лепили с поздней осени, сушили на русской печи или на лежанках. В феврале-марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках.

Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. в связи с именем князей Воротынских, подаривших деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоановича к рождеству Пречистыя в Настасов монастырь деревня Филимоново». Появиться на свет деревня могла много раньше и возможно в древности, как и весь Одоевский край, «обитаема» была вятичами.

Предание гласит, что «глиняное дело» начал тут горшечник Филимон, прибыл он в здешние края по желанию князя Воротынского, а было это во времена Ивана Грозного. Тощие, недостаточные для развития земледелия почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения в Филимонове и соседних деревнях гончарного ремесла. На игрушки шла глина особого сорта – «синика», запасы ее находились лишь вокруг Филимонова.

Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве. Почти все скульптурки - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. Так же, как и другие животные, птица несет в себе символическое значение. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая. Существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков «и «курочек»: и в парах, и в одиночку. У «петушков» присутствует хвостик вместо свистка, а курочка изображается чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.

Очень распространен сюжет дерущихся «петушков» или парные композиции с солдатом, барынькой, лисой или медведем. Статные барыни с детьми и птицами подмышкой, горделивые кони, важные всадники, длинноногие солдаты, танцующие пары, семьи на скамейках. Популярны сюжеты «Медведь смотрится в зеркало», «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста». Фигурки тесно сплетены друг с другом или соединены общим основанием.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу.

Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

Процесс изготовления игрушки длительный: «Сначала надо накопать и замочить в воде «глинку», - так ласково называла глину Антонина Ильинична Карпова. Затем через какое-то время необходимо её вымесить как тесто, дать «отдышаться» и через 3-4 дня можно лепить. Игрушка постоит, потом по сырой «глинке» прокалывается свисток, еще раз проглаживается и может ставиться сушить. Подсохнет и в обжиг, а после обжига начинается роспись в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда и голубой цвет применяли, и фиолетовый. Краски прозрачные, и при наложении одной на другую образуются ещё 2-3 цвета. Так и получается игрушка цвета радуги».

Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным или зеленым. Животные традиционно расписывались разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д. Любители филимоновской игрушки называют ее «маленькой радугой» или «солнышком».

Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Создатели игрушки – это многие поколения. Их чудесные игрушки пользовались неизменным успехом не только на ярмарках, но и на художественных выставках всех рангов – от областных до международных, приобретались музеями и коллекционерами, как ценнейшие экспонаты народного творчества.

В настоящее время в Филимонове старых мастериц не осталось. Но, к счастью, выросло новое поколение художников, которое помнит, любит, сохраняет, использует многовековой опыт своих предков и по-своему его развивает. Так, Гончарова Алла Ивановна является представительницей четвертого поколения известных мастериц: прабабушка Авдотья Григорьевна Дербенева, бабушка Антонина Ильинична Карпова, мать Марченкова Мария Николаевна. Дочь Аллы Ивановны Романова Анна Вячеславовна потомственная мастерица в пятом поколении. С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Новое поколение мастеров стремится не только лепить игрушку, но и готовить себе смену. На сегодняшний день единственное в Тульской области учебное заведение - Одоевская детская школа искусств, где преподавание лепки и росписи филимоновской игрушки ведется строго в соответствии с традициями и канонами этого старинного промысла. Многие ученики, окончив основной курс занятий в школе, продолжают обучение, получая мастер–классы у народных мастеров, становятся студентами художественных колледжей и вузов.

Художественные промыслы, рассеянные по всей России как жемчужины, являются уникальным явлением в жизни народа. Для Тульской области такой жемчужиной является филимоновская игрушка, прославившая свою деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущих поколений. В наше время промысел стабильно развивается, интерес к игрушке растёт, многие её знают и любят.

Гончарный промысел. Филимоновская игрушка.

(из интервью Гончаровой А.И. )

Рассказывает народный мастер Алла Ивановна Гончарова: «Сама глина – живая. Даже когда ее заготавливаешь, уже с ней начинаешь общаться. Не имеется ввиду, что словесно. А через руки наверное душа туда что-то вкладывает. Это одно. А когда начинаешь лепить - с игрушкой растворяешься. Становишься одним целым. Ритм рисунка играл какую-то роль. Я так думаю, что может быть это какое-нибудь заклинание было, может быть наши предки вкладывали не только душу, но они еще пытались своих близких от чего-то уберечь. То есть это как свистки - обереги».

«С самого раннего детства рядом с бабушкой, мамой я впитывала любовь к игрушке, и непроизвольно училась мастерству. Часто вспоминаю, о чём говорили во время лепки, росписи – вся жизнь перед глазами. Бабушка рассказывала, как тяжело жилось: войны, голод, но игрушка отвлекала, привносила в жизнь радость. Когда рассматриваю игрушки, сделанные бабушкой ли прабабушкой – вижу отпечатки пальцев, запечатленные, закаленные огнём прикосновения – незабываемые ощущения, как будто-то бы прикасаюсь к родным рукам, невольно проверяю себя: «Так же я леплю?». О чём думала Авдотья Григорьевна Дербенёва, когда лепила? Что происходило вокруг? Что она переживала в эти минуты? Вопросы, вопросы… и светлая грусть. Возможно, они рады за нас, за то, что мы не прервали традицию!?

Я однажды спросила бабушку: «Ты рада, что я продолжила твое дело?». Недолго думая, улыбаясь, глядя мне в глаза, она ответила: «Тяжело это, дочушка» И сердце наполнилось радостью и гордостью: «Пусть тяжело! Кто-то должен продолжить! А как же иначе! А теперь уже и своей жизни не представляю без игрушки. Мы ведь с ней единое целое!»

В некоторых уроках стадии лепки имеют названия,для удобства запоминания детьми.

Берем комочек глины и делаем из него цилиндрик.

Основание цилиндра увеличиваем перераспределением глины с боков,работаем большим пальцем). Толщину цилиндра уменьшаем до плановой толщины ножки игрушки-стадия "печать".

Полностью формируем ножку петушка, сгоняя основную массу глины вверх- стадия "грибок".

Верхний кусок глины, "шляпка гриба", сдавливается с двух сторон так, чтобы в середине не было воздуха.Важно- после соединения глины нет необходимости сдавливать сильнее. Половину получившегося "гребня"("салфетница","чебурек))" ) заглаживаем и сбоку и с торцов- формируем хвост.Хвост не должен быть тонким как бумага, зачастую его толщина около 0,5см. Вторую часть "гребня" можно просто сжать в комок.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (9)

Из комка глины формируем шею обжиманием со всех сторон и заглаживанием.

Необходимо выпрямить шею петуха до вертикального состояния- нажимаем у основания хвоста и просто давим на шею до выпрямления.Важно- популярная ошибка у детей= толстое тело и мало глины на шею.Исправление- сверху пальцем или палочкой подразрезать тело и распределить глину на шею и хвост.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (14)

Заглаживаемшею, сгоняя немного глины на верх.Здесь может потребоваться вода при большом количестве трещинок.Оптимально использовать мокрую губку или учить детей"мочим не саму глину, а только увлажняем руки"

Утолщение на конце шеи формируем в голову-закруглили,загладили.Потом с боку прищипываем и обминаем со всех сторон клювик.

Всё, что выше клюва- сдавливаем с двух сторон,формируем гребень.

Окончательно заглаживаем,тщательно обжимаем под головой, проверяем ножку( обычно немного оседает)

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (21)

Последние изменения- из кусочка глины делаем "каплю" и смачив водой прикрепляем под клювом, примазываем верх к самому клюву и голове.

Палочкой(стек) надрезаем гребень и обозначаем глаза.

Глина – замечательный материал, из неё можно слепить вазу и чаш ку, игрушку и копилку, подсвечник и свистульку. Но тех, кто начинает работать с глиной, подстерегают сложности. Например, мы лепим курочку или петушка – к туловищу прилепляем шею, к ней голову, а к голове клюв, вставляем снизу ноги, а сзади хвост. Вроде все хорошо и можно радоваться успеху. Но, когда глина подсыхает, начинаются проблемы – отваливаются ноги и хвост, отпадает голова и крылья и после обжига, получаем мы не петушка, а «суповой набор» - все по отдельности. Именно для того, чтоб избежать подобных проблем, много лет назад мастера игрушечники, работающие в Филимоновском промысле, придумали способ лепки из одного куска. Способ этот подсказала им сама глина – пластичная, жирная, послушная. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной. Почти все филимоновские игрушки – свистульки, и только у индюка и петушка сзади не свисток, а хвост. Сейчас мы хотим рассказать, как лепится традиционная лошадка, но если вы не умеете делать свисток, то вместо него можно слепить хвост.

Итак, мы берем кусок глины и хорошенько переминаем его. Глина должна быть однородной, камушки и корешки выбрасываем, твердые комочки - отправляем в корыто с водой – размокать. Однородному комку придаем форму шарика.

Если бы мы хотели слепить колобка, то облегченно вздохнув, мы могли бы уже мыть руки. Но мы выбрали игрушку посложней и поэтому продолжим лепить. Колобок мы положим на стол, ладонь положим сверху и немного прокатаем его. Должен у нас получиться толстенький цилиндр.

Если у вас получилась сосиска, значит, вы слегка перестарались и сможете из неё слепить лишь таксу. Цилиндр мы держим одной рукой и плавно поворачиваем, а большим пальцем другой руки будем смещать глину с середины цилиндра к его краю. Потом комок перевернем и так же сгоним глину к другому краю. У нас получится огрызок яблока, не очень тщательно объеденный в середине.

Далее возьмем стек, который филимоновские мастера, называют пичужкой, и с его помощью разделим выступающие части яблока с одной и другой стороны, но не с торца, а сбоку. Торопиться не будем и из четырех долек постараемся сделать четыре ноги, одинаковые по толщине. Это комочки превратятся в ноги коня, если мы станем обжимать их со всех сторон, таким образом, чтоб они вытянулись в виде морковки, то есть у основания были толстенькими, а у концов тонкими.

Перевернем игрушку, поставим на ноги, если ноги окажутся одинаковые и по длине, то, радостно вздохнув, приступим к верхней части. Глину с одного края превратим в шею, из другой сделаем камеру свистка. Но свисток оставим на потом, а сейчас займемся шеей. Её будем вытягивать, так же как и ноги «морковкой», она должна получиться - мощной длинной, гладкой.

Верхнюю тонкую часть шеи загнем вперед и немного опустим – это будет мордочка, а самый верх шеи с помощью стека разделим на две части – это уши нашей лошадки. И мордочке и ушам придаем ту же конусовидную форму морковки.

Если от ваших теплых рук, игрушка покрылась мелкими трещинками – самое время их загладить влажными пальцами. Не будем спешить и тщательно отгладим все шероховатости и неровности, иначе расписывать такую игрушку будет сложно. Я думаю, всякий, глядя на нашу игрушку, скажет, что это четвероногое животное, но не каждый поймет, что это лошадка. Для большего сходства мы сделаем ей гриву, а именно двумя пальцами сплющим шею со стороны спины по всей длине.

Если мы решим сделать лошадке хвост вместо свистка, то это значительно упростит нашу задачу. Комок глины, над задними ногами мы обжимаем и немного вытягиваем. Придаем хвосту форму метелки и затем, сплющив с боков, прижимаем к туловищу. Круглым концом стека делаем нашей лошадке глаза нос и рот, подписываем её и оставляем на столе для просушки и любования. Если же мы не боимся трудностей, то переходим к изготовлению свистка.

Мастера, придумали немало способов его изготовления. Можно сделать свисток без камеры, при этом свист будет пронзительный и высокий, а можно с камерой и звук будет сочный и густой.

Перефразирую заголовок: как слепить из пластилина филимоновскую народную игрушку - петух, а заодно и курицу.

Настоящих филимоновских игрушек я в реальной жизни не видела и леплю по фотографиям. Вот мой секрет мастерства - нахожу в интернете картинку поинтереснее и леплю "с натуры":

Филимоновский петушок

А теперь расскажу подробно.

Урок лепки филимоновской игрушки Петух

Лепить буду из пластилина - из одного куска, вот примерно такой величины :

Пластилин

Чем характерны филимоновские игрушки? Кроме очень специфической росписи, в глаза сразу бросается их удлинённость и извилистость. Особенно это относится к шее, филимоновские звери явно произошли от жирафов или змей.

Кусок пластилина разминаю и леплю фигуру вроде рогатки:

Лепим филимоновского петушка

Вы уже догадались где будет голова, а где хвост? Сейчас уточним:

Филимоновский петух лепка.

Хвост загнём, туловище вытянем до толщины шеи, шею тоже вытянем и странно изогнём. Лапы заменяет стилизованная круглая подставка.

Теперь детализируем. Вытянем из головы небольшой гребень, клюв и бородку. Ну, вот вам игрушка - филимоновский петух из пластилина. Я его даже слегка подкрасила в фоторедакторе, чтобы выглядел готовым.

Народная игрушка филимоновский петух

На этом не остановимся, дальше лепим курочку.

Лепим из пластилина филимоновскую игрушку Курица

Филимоновская курица

Ну, эта игрушка чуть более упитанная. И шея не такая уж безразмерно-длинная.

Лепим курочку

Этапы те же,что и у Петуха. Но Курица проще выглядит. Но у неё есть очень характерная для народной игрушки деталь - хвост сделан так,чтобы в нём была свистулька.То есть,я в пластилиновом варианте эту внутреннюю полость с горошинкой делать не буду,но покажу,что туловище слегка вздуто,а хвост-трубка.

Лепка -филимоновская курица

И вотфилимоновская Курица готова. Сразу познакомим её с Петухом:

Филимоновские игрушки -Петух и Курица

Ну что ж - совет да любовь!

Как слепить из пластилина филимоновские игрушки Петуха и Курицу вам рассказала Марина Новикова.

Филимоновская роспись – один из видов народного творчества родом из Тульской области, а именно из деревни Филимоново, где активно развивалось гончарное дело. Глина в этих местах очень пластичная и жирная. Изначально она черно-синего цвета, а после обжига становится белой или чуть розовой. Мастера делали посуду, мастерицы – игрушки-свистульки. Получившиеся глиняные изделия расписывали особым образом желтыми, красными и зелеными полосками.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская игрушка отличается своими вытянутыми формами. Все животные – собаки, олени, козлики, петухи, лошади – имеют длинные шеи и тонкие ноги. Отличаются животные между собой только формой головы, рогами и ушами. Из людей основные персонажи – барыни, солдаты, всадники, редко изображали крестьянок. Люди тоже имеют непропорционально вытянутые формы. Почти все игрушки – свистульки. Свисток расположен у животных в хвосте, а у людей – в курице, которую они несут подмышкой.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

До сих пор сохранились общества мастеров в Тульской области, которые промышляют игрушкой, придумывая новые сюжеты, но по-прежнему придерживаясь традиционной росписи.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Учимся технике

Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.

Чтобы потренироваться в росписи, необходимо подготовить лист бумаги и желтую, зеленую и красную краску (гуашь или акварель).

Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:

  1. Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
  1. С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
  1. Провести полосы посередине желтых и белых полос;
  1. Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.

Кроме того, необходимо соблюдать толщину всех полосок и расстояние между ними, они не должны «сползать» или перекрывать друг друга полностью.

Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.

Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • игрушка-свистулька в виде лошадки;
  • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
  • кисти разного размера;
  • вода в баночке;
  • тряпка для рук и кистей.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Как раскрашиваем:

  1. Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

  1. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

  1. От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

  1. Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

  1. Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых;

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Важно раскрашивать игрушку постепенно, сначала с одной стороны, потом с другой. При необходимости дать время на высыхание, чтобы не браться руками за свежие полосы и не оставлять пятен.

Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Для детей мастер-класс будет не только развивающим мелкую моторику и восприятие цветов, но и обучающим и познавательным, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков.

Читайте также: