Филимоновская игрушка петушок рисунок

Обновлено: 29.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детского сада на тему: «Рисование филимоновских игрушек Петушка и Курочки»

Цель: научить детей приёмам росписи филимоновских игрушек.

Задачи: образовательные: познакомить детей с элементами филимоновской росписи, рассказать об истории промысла, расписать фигурки птиц на бумаге; воспитательные: воспитывать интерес к народному промыслу, воспитывать терпение и настойчивость при выполнении творческой работы; развивающие: развивать восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

Предварительная работа: рассматривание филимоновских игрушек и картинок их изображающих.

Материалы и оборудование: филимоновские игрушки, картинки, листы А4 с нарисованными карандашом контурами петушка и курочки, листы А5, краски гуашевые или акварельные, кисти, баночки с водой, клеёнки, восковые мелки черные, аудиопроигрыватель.

Звучит русская народная музыка без слов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые игрушки-свистульки я вам принесла! (Показывает игрушки, какие есть в группе). Сделаны эти игрушки в Тульской области, в селе Филимонове. Давным-давно в этом селе добывают глину – белую, эластичную, тягучую и мягкую. Раньше там все девочки и женщины делали игрушки, а сейчас в Филимонове есть мастерская керамических игрушек. Но традиции сохраняют, свистульки делают вручную, сушат, вытягивают, так как глина немного «садится», обжигают в муфельной печи при очень высокой температуре и расписывают специальными красками, используя гусиное пёрышко. Ребята, какие цвета вы видите на свистульке? (Желтый, красный, зелёный, синий). Иногда используют и фиолетовый цвет. Фигурки бывают в виде животных (показывает картинки): барашки, олени, медведи, лошадки, уточки, петушки; а также сельские барышни и кавалеры. Все филимоновские игрушки – свистульки. Свисток находится в хвосте животного. А все фигурки людей держат на руках животное, и в его хвостике тоже есть свисток!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовск.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Горы»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовск.

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”
Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовска им. C. И. Мамонтова”
Филимоновой Екатерины Александровны

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Филимоновская игрушка появилась в Тульской обл.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново.
По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день.
Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛАРодина филимоновской игрушки- деревня Филимоново Одоевского р.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА
Родина филимоновской игрушки- деревня Филимоново Одоевского района Тульской области.
Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело.
Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕКБольшинство изделий, созданные филмоновскими мастер.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕК
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.


Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета.

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.
Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, п.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Были у филимоновских игрушек и образы.
Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам. . Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАПервый этап. Игрушку “желтят”. По белому фону игрушки на.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Первый этап. Игрушку “желтят”. По белому фону игрушки наносят первый цвет- желтый.
Это основа для дальнейшей росписи.
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, где все зависит от воображения мастерицы.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАВторой этап. Используют красный цвет или малиновый. Лини.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Второй этап. Используют красный цвет или малиновый. Линии должны быть тонкими. Роспись ведется по контуру желтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, елочки, розетки, геометрические узоры.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАТретий этап. Накладывают изумрудно- зеленый цвет. Традиц.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Третий этап. Накладывают изумрудно- зеленый цвет.
Традиционно называется зеленка. Тонкими линиями роспись ведется между красными линиями.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи, идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашиваются одним цветом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Рисование «Филимоновский петушок». Возраст 6–7 лет

Все дети любят рисовать, но если через рисование их знакомить с различными видами росписи, то таким образом мы решаем не только задачи развития творческих способностей, но и знакомим их с народными промыслами.

Так мы решили нарисовать филимоновского петушка. Разобрав особенности филимовской росписи мы приступили к работе. Для рисования нашего петушка мы использовали заготовки из бумаги вырезанных петушков, гуашь, кисти, салфетки и баночки с водой. Отличительной чертой филимоновской росписи являются элементы в виде линий, точек и узор изображается в виде веточек и своеобразных цветов. Цветовая гамма характерная для этого вида росписи жёлтая, красная и зеленая. Каждый ребёнок опираясь на основные элементы, сам выбирал варианты как раскрасить своего петушка. По окончанию работы, вывесив петушков на выставку мы проанализировали их. Каждый ребёнок рассказал почему именно так раскрасил своего петушка.


Мастер-класс «Рисование нетрадиционным способом «Розы для любимой мамы». Старший возраст

Мастер-класс «Рисование нетрадиционным способом «Розы для любимой мамы». Старший возраст Цель: Расширять представления детей о цветах. Развивать фантазию детей. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук. Ребенок.

Детский мастер-класс «Петушок — золотой гребешок». Рисование ладошками с использованием штампов. Средняя группа

Детский мастер-класс «Петушок — золотой гребешок». Рисование ладошками с использованием штампов. Средняя группа Детский мастер класс «Петушок- золотой гребешок» Рисование ладошками с использованием штампов. Средняя группа. Цель: формирование у детей.

Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст.

Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст. Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» (средний дошкольный возраст) Сентябрь 1. Тема: «Рисунок про детский сад» Учить рисовать предметы, находящиеся в детском саду, соотносить предметы по высоте, развивать.

Отчёт о занятии. Рисование по мотивам литературного произведения «Золотой петушок».

Отчёт о занятии. Рисование по мотивам литературного произведения «Золотой петушок». Добрый день дорогие коллеги, друзья и гости моей страницы. Представляю Вашему вниманию отчёт о занятии: рисование по мотивам литературного.

Корни филимоновской игрушки уходят в глубокую древность – по данным археологов, возраст этой традиции от семисот до тысячи лет! Картинки с изображением филимоновской игрушки – или глиняных предметов, очень ее напоминающих – можно встретить в учебниках по древней истории.

филимоновская игрушка картинки

Они были найдены при раскопках курганов девятого – одиннадцатого веков в районе города Одоева. Кажется невероятным, но загадочные знаки и символы, начерченные на археологических находках, до сих пор сохраняются в филимоновской росписи! Поистине, это один из древнейших художественных промыслов на отечественной территории!


Краткое содержимое статьи:

Таинственный дед

У традиции есть свой центр – это деревня Филимоново Одоевского уезда Тульской губернии. Легенда об истории его возникновения появилась значительно позже. О доисторических курганах в ней речи нет. Деревня получила наименование от легендарного деда Филимона – по преданию дед был не только игрушечником и гончаром, но и богомазом, и… беглым каторжником!


Из остатков глины от гончарного производства Филимон лепил игрушки – и нечаянно основал многовековой народный промысел. Заодно подарив имя родному селу. Сегодня филимоновская игрушечная история не менее популярна и знаменита, чем дымковская или каргопольская – она стала одним из ключевых региональных брендов и востребованным туристическим сувениром!


Из чего сделаны лошадки?

Легенда останется легендой, однако доля правды в ней присутствует – фигурки действительно изготовлялись из остатков глины от гончарных дел. Синика – местная глина – до обжига имеет характерный черно-синий цвет, почему и получила свое название. Синика отличается особенной пластичностью и жирной фактурой, идеальной для лепки и обжига.

  • Пласты синики залегали на глубине. Верхние слои почвы непрочные – поэтому колодцы для заготовки копали по морозу. Иначе обвалятся!
  • Синика должна была отлежаться несколько дней в темном влажном месте.
  • Затем ее замачивали в воде. Временами переворачивая.
  • Отмокшую синику клали на пол и разминали. Прямо ногами. Это был своеобразный деревенский праздник с танцами босиком на синике под гармонь. Растоптанный пласт присыпали золой и убирали. Потом повторяли. Чем больше задорных танцев на благо производства, тем лучше фигурки!
  • Подготовленную синику нарезали на пластины – заготовки. Хранили, защищая от высыхания – иначе треснет!


Современная их раскраска сформировалась в девятнадцатом веке – тогда изобрели химические анилиновые краски.


Поэтому роспись настолько неправдоподобно яркая для древней! Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зеленка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!


Яркая палитра и древние знаки

Роспись имела свою последовательность и наносилась поэтапно – сначала желтый цвет, затем поверх него красный, в конце зеленый. Применяли тонкие полоски, круги, точки и короткие линии на ярком белом фоне.


Чем позже нанесение, тем тоньше кисточка. Орнаменты несли сложную символику. Круги и звездочки – солярные символы, елочки – Древо Жизни, треугольники – сельскохозяйственное плодородие, засеянная пашня.


Точки в треугольниках – зерно. Зигзаги и дуги – дождь, волны – небесные воды. Главное, о чем думали крестьяне в эпоху рискованного земледелия!


Теперь вы знаете, как нарисовать филимоновскую лошадку или барыню! Можно идти за карандашом и начинать экспериментировать.


Но сначала познакомимся с персонажами.







Типы фигур

  • Антропоморфные – люди, барыни, солдаты, кормилицы, всадники. Трактовки могут быть от профанных до глубоко символических, от бытовых комических зарисовок до древних богинь плодородия, отвечавших за младенцев и урожай.
  • Зооморфные – сельские животные. Лошадки, козы, бараны. И дикие – олени, медведи. Могли быть как предметами для игр, так и оберегами. Божествами, впрочем, не были – в такое не поиграешь. Но их атрибутами или помощниками вполне могли служить.
  • Птицы – петушки, гуси и даже павлины. Символически птицы считались посредниками между мирами.
  • Многофигурные композиции – уже не для игры, а для украшения интерьера. Говорят, появились уже в двадцатом веке. Сложные сюжеты с участием перечисленных персонажей. И не только – в отдельных сюжетах есть, например, дерево или повозка.


У фигур длинные шеи и лаконичные, но выразительные лица и морды – точечки и черточки на ярко-белом фоне. Похоже на современное искусство! Недаром фото необычных и узнаваемых статуэток есть в каждом буклете Тульской области!


Ближе к людям!

Кажется, увеличь солдата или павлина раз в десять – и будет арт-объект для международной выставки! Это искусство доступно на разных уровнях – от государственных художественных галерей до раскрасок для детского сада. Заполучить их, кстати, несложно.


Раскраски можно сохранить и распечатать с интернет-сайта фабрики. В сети есть большой выбор шаблонов и презентаций, как с образцами расписанных фигур, так и контурных рисунков для свободного полета фантазии.


Обратите внимание: для разукрашивания рисунка почти безупречно подойдут обычные офисные маркеры. Отличный подарок коллегам – антистресс-раскрашивание остается в тренде уже не первый год!


Есть возможность и поучаствовать в настоящем производстве – на нем проводятся мастер-классы по лепке и раскрашиванию. Главное – соблюдать аккуратность и расписывать заготовку с каждой стороны поочередно, держась руками только за белый фон.

Иначе можно нечаянно смазать невысохшие полосы и нарядные солнышки. Акриловым краскам требуется время, чтобы подсохнуть. Глиняная заготовка выдается на мастер-классе – слепленная вами просто не успеет высохнуть.


Звуки музыки

А еще они музыкальны – многие фигурки имеют собственный свисток и являются оригинальным музыкальным инструментом. А из нескольких филимоновских статуэток можно составить ансамбль. Или даже оркестр.


Если вы приехали на вместительном экскурсионном автобусе – вы сможете проверить это на практике.


Музыкальная индустрия была женским делом – дед-основатель, если существовал, то надежно забылся. Мастерицы начинали обучаться с детства – девочки игрушечницы так и звались “свистульками”. Участие в семейном заработке для детей было важным шагом во взрослую жизнь.


Традиции изготовления игрушки предполагают фантазию. Иначе промысел утратил бы привлекательность и интерес. А он жив и радует людей целое тысячелетие! Просто посмотрите на картинки филимоновской игрушки и проникнитесь оптимизмом многовековой выдержки!














































Филимоновская роспись в детском саду

Веселая и нарядная филимоновская игрушка известна всем. Собачки, лошадки, петухи и овечки со свистульками, раскрашенные яркими красками, никого не оставляют равнодушным. Особенно они нравятся малышам. В детских садах филимоновская роспись входит в программу обучения детей рисованию. Ребятишек знакомят с ее основами и историей создания игрушки. Их учат раскрашивать шаблоны филимоновской игрушки для рисования, тем самым приобщая к народному творчеству.

История появления игрушки

История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину. Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи. Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита. В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.

Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду. Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали — из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.

Особенности создания филимоновской игрушки

Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.

В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.

Особенности изделий

Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

    Уточка символизирует воду. С изготовления этой фигурки начиналось обучение ремеслу. В древности она была оберегом для маленьких детей.
  1. Всадник на лошади или просто лошадка изображают Велеса — языческого бога удачи и плодородия.
  2. Петушок охраняет домашний очаг от несчастий.
  3. Козочка, олень, бык и барашек с трехцветными кольцами на шеях отгоняют злых духов.
  4. Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
  5. Курочка — символ благополучия.
  6. Барышня в нарядной юбке — это особый оберег. Он символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с утицей в левой. Эта фигурка является символом огромного семейного счастья.

Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

  • танцующие солдаты и барышня — их называли люботой;
  • солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
  • Иван, который поймал Жар-птицу;
  • чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.

Как рисовать по шаблону

При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты. Игрушки не детализированы — филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками. Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей — в птице, которую они держат подмышкой.

Символика цветов и узоров

Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:

  • окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
  • треугольники — это символы земли;
  • зигзаги олицетворяют воду;
  • елочки — трава и деревья.

Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой. Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл. Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:

  • жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
  • красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
  • зелёный обозначает природу и возрождение жизни.

Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.

Этапы росписи

Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:

  1. Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
  2. Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
  3. Аналогичным образом производится озеленение игрушки.

Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи — белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.

Занятия в детском саду

Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки — на нем проще всего учиться росписи.

История филимоновской игрушки

Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.

Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.

Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).

Читайте также: