Филимоновская игрушка план конспект

Обновлено: 14.05.2024

Цель ООД: формирование у детей представления о многообразии народных промыслов, народной игрушки. Формирование уважительного отношения к народному творчеству.

Формировать умение детей передавать в лепке характерные особенности филимоновской игрушки – длинное тело, длинная шея, короткий хвост, короткие, крепкие ноги.

Закреплять способ лепки на основе цилиндра.

Совершенствовать навыки лепки : использовать усвоенные ранее приемы- вытягивания, сглаживание деталей.

Обобщить знания детей о филимоновской игрушке.

Продолжать работу по активизации словаря детей

Развивать творческие способности, интерес к лепке, умение планировать работу.

Развивать мелкие движения руки.

Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Воспитывать любовь и интерес к декоративно-прикладному творчеству; эстетические чувства при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со сверстниками и взрослыми; проявляет активность, инициативность и творчество во время лепки игрушки.

Интеллектуальные: проявляет интерес к изделиям народного декоративно-прикладного искусства; участвует в разговоре с педагогом, отвечает на вопросы; проявляет интерес к участию в совместной дидактической игре,

Физические: развивается мелкая моторика рук

-рассматривание образцов игрушек, иллюстраций

- беседа с детьми;

-чтение отрывка стихотворения.

Практические: показ способов лепки, самостоятельная работа детей при выполнении задания

Для педагога: ноутбук, запись музыки «В гости к сказке», «Со вьюном я хожу…», образец филимоновских игрушек, набор картинок к игре «Третий лишний», иллюстрации «Народная игрушка» для оформления выставки, пластилин, стека, доска, салфетка.

Для детей: пластилин, стеки, доски, влажные салфетки.

Предварительная работа: проведение ООД, чтение художественной литературы, беседы, дидактические и настольные игры

Активизация словаря: активизировать в речи названия народных промыслов (городецкая, гжельская, хохломская, богородская, дымковская, филимоновская);

План ООД :

1. Вводная часть – дидактическая игра «Третий лишний», сюрпризный момент- игрушки, спрятанные под салфеткой

2. Основная часть –

1. Беседа с детьми.

2. Рассматривание образцов. Показ способа лепки

4. Самостоятельная работа детей

3. Заключительная часть. Из сделанных работ оформляем выставку «Филимоновские игрушки»

Длительность ООД 25 мин.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Ход ООД.

Дети играют в группе. Звенит колокольчик.

Воспитатель: - Вы ко мне все подходите, и в кружочек становитесь. Я хочу предложить вам сыграть в игру «Третий лишний».

Вам нужно выбрать из 3-х картинок одну лишнюю и объяснить, почему так считаете.

Примерные вопросы к детям. Какая из картинок лишняя? Кто (что) изображено на ней? Почему думаете, что эта картинка лишняя?

Последний набор дымковские и филимоновские игрушки.

- Чем похожи филимоновские и дымковские игрушки и чем они отличаются друг от друга?

Воспитатель: Какая ждёт сегодня нас работа,

Поскорее узнать вам, конечно охота.

А мы будем ни клеить, ни резать, ни шить,

Мы будем, друзья игрушку лепить.

Педагог достает поднос с сюрпризом и снимает салфетку с игрушек. На подносе две филимоновские игрушки - олешек и барашек.

Воспитатель: - «Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей».

(Н. В. Денисов. Отрывок)

Воспитатель: - Вы скажите мне, откуда появилось это чудо? Вам не знакома эта игрушка? - Что же это за игрушки? (Ответы детей).

- Кто и где делает эти игрушки? ( Ответы детей: их делают мастера в деревне Филимоново, лепят из глины)

- Какие элементы филимоновской росписи можно увидеть на игрушках?

- Какие цвета встречаются в филимоновской росписи?

- Что необычного в фигуре игрушки?

- Ребята, хотите стать мастерами и слепить такие же игрушки? Ответ детей

Воспитатель: - Я предлагаю вам слепить филимоновского олешка или барашка, и устроить выставку наших игрушек.

Давайте их рассмотрим. Посмотрите и скажите, из каких частей они состоят.

Ответы детей: вытянутое туловище, короткие крепкие ноги, шея вытянутая толстая, голова, рога, хвост.

Воспитатель: Давайте вспомним последовательность лепки этой игрушки.

Один ребёнок (или воспитатель) рассказывает последовательность лепки, воспитатель показывает приемы лепки. Используется комбинированный способ лепки.

Воспитатель: Чтобы у вас все получилось, произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения.

Раз, два, раз, два

Станут дети - мастера

Сели - встали, сели - встали

И работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп

Ножки топ, топ, топ

Раз, два, раз, два

Стали дети мастера.

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров, предлагаю пройти в мастерскую и занять свои места за столами (дети садятся).

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки смогут вас порадовать. И не забывайте: Дело мастера боится. Все ваши игрушки мы поместим на нашу выставку. (Она оформлена в группе).

Самостоятельная работа детей под музыку. В процессе лепки воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.

По мере окончания работы дети выставляют их на импровизированную выставку, рассматривают работы друг друга, высказывают свое мнение. Для активизации анализа детских работ использованы вопросы о внешнем виде поделки, о способах оформления. Что получилось? Что не получилось? Какие были трудности?

Все игрушки не простые,

Кружочки, елочки, полоски-

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Фотоотчет о занятии по декоративной лепке «Филимоновская карусель» в старшей группе

Фотоотчет о занятии по декоративной лепке «Филимоновская карусель» в старшей группе С 18 по 22 января 2021 года в нашей группе проходит проектно-тематическая «Неделя творчества». В течении недели дети знакомятся с изделиями.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования

Огудневская детская школа искусств городского округа Щёлково

141135, Московская область, Щёлковский район, д. Огуднево, СДК тел. (496) 563-43-56, e - mail : ogudnevo _ dsi @ mail . ru

Конспект открытого урока

«Филимоновская игрушка»

Преподаватель по классу

«Беседы об искусстве»

Тема урока: Филимоновская глиняная игрушка

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний

1. Формирование графических умений и навыков в рисовании традиционных орнаментов филимоновской игрушки (птица).

2. Композиционные решения росписи птицы.

3. Воспитание любви к народному искусству.

1.Познакомить учащихся с историей появления филимоновской глиняной игрушки.

2.Научить рисовать основные элементы традиционных орнаментов филимоновской игрушки.

3.Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе.

Оборудование и материалы:

1.Таблицы-иллюстрации с изображением филимоновской игрушки.

2. Филимоновские глиняные игрушки.

3. Демонстрация слайдов. Музыкальный ряд: плясовые наигрыши, русские народные песни.

4.Художественные материалы (гуашь, кисти, баночка для воды, бумага, карандаш, ластик).

Использование компьютера на уроках для иллюстрации наглядного материала (фильмы, слайды, музыкальное сопровождение)

Здоровье сберегающие технологии

Творческий, дифференцированный подход к проведению занятий с детьми

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

3. Изучение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Закрепление материала.

6. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент.

Приветствие: (Положительный эмоциональный настрой на работу).

2. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с новым народным промыслом: удивительно красивой глиняной игрушкой - филимоновской. Вы научитесь выполнять элементы декоративной росписи, нарисуете эскиз росписи филимоновской птицы, которые украшают эту игрушку.

3. Изучение нового материала

Беседа об истории развития филимоновского промысла: Промысел филимоновской игрушки находится в деревне Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые - это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера! Они почти всегда со свистом. И среди них много разного глиняного народца в военных мундирах. Может быть, потому что деревню поставили еще при Петре I , и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты службой, то гончарили. Глины вокруг сколько хочешь, восемь сортов от розовой до черной. Запасайся нужной и лепи. Хочешь - посуду, хочешь – игрушки. Не только мужчины, но и женщины мяли в руках кусочки жирной, маслянистой глины. От этого свойства материала и особая, несколько вытянутая форма фигурок, их удлиненные шеи и головы.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Эти вынужденно условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Создающие ее гончары в какой-то момент убедились, что глиняной фигурке можно придать определенную живость, выразит в ней состояние души или передать ей черты характера. Этим филимоновская игрушка отличалась от изделий других игрушечных промыслов того времени.

Мастера в Филимонове больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полосам по желтому фону. Пользовались орнаментом, относящимся к самому древнему геометрическому стилю.

Только здесь и сохранился этот забытый другими графический прием. В самые давние времена ремесленники наносили краски в виде штрихов и черточек. Поэтому они увлеклись растительным и животным орнаментом, а черточки ушли в прошлое, задержавшись лишь в Филимонове. Здесь не только гончарные изделия, но и одежду и скатерти раскрашивали в красную полосочку. А женские наряды на фигурках покрывались ромбами, розетками и полосками. При этом орнамент часто напоминает мотивы народной вышивки.

Расписывали предметы гусиным или куриным пером, макая его в краски, разведенные на яйце. Потом несколько дней просушивали и отправляли в обжиг. Раньше для обжига применялись ямные гончарные горны. Теперь используют 800-градусный жар муфельных печей: отправляют туда изделия на двенадцать часов.

4. Практическая работа

Давайте мы попробуем выполнить главные элементы традиционной филимоновской росписи. Посмотрим внимательно на изображение игрушек. Это – линии, пятна, точки, звездочки, елочки, круги. Цветная палитра – ограничена малиновым, желтым, зеленым, фиолетовым и синим цветом. Вы можете использовать сегодня в нашей практической работе любой из названных цветов. Главная наша задача - это обращать внимание на красоту цветосочетания. Я буду выполнять работу на доске, а вы за мной кистью будете рисовать элементы филимоновской росписи. Приготовим лист бумаги, гуашь, тычок, палитру, колонковые кисти №1,2 , стакан с водой.

Преподаватель выполняет практическое задание на доске.

4.1. Кистью №1 выполняем строку наклонных параллельных линий вправо.

4.2. Кистью №1 выполняем строку наклонных параллельных линий влево.

4.3. Кистью №2 выполняем круги.

4.4. Тычком выполняем цветовые пятна.

4.5. Кистью №1,2 и тычком выполняем звездочки.

4.6. Кистью №1,2 выполняем елочки.

Физкультурная минутка

«Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем-

Рисовать опять начнем!»

Постановка художественной задачи

Педагог советует детям выполнить «декоративный эскиз» на листе бумаги. При этом он показывает дидактическую таблицу с элементами декора филимоновских птичек-свистулек. Дети рассматривают характерные элементы росписи птичек, создают свои декоративные эскизы.

Во время работы учащихся звучат плясовые наигрыши, русские народные песни.

На фоне музыки преподаватель читает стихи:

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

5 .Закрепление материала

1. С каким замечательным народным промыслом вы познакомились сегодня?

2. Где расположен этот промысел?

3. Какие элементы узора являются характерными для росписи филимоновской игрушки?

6.Подведение итогов урока

Презентация работ учащихся, выполненных на уроке.

«Вам понравилась филимоновская игрушка?»

«Вы хотите вылепить свою филимоновскую птицу-свистульку?»

«Этим мы и займемся с вами на следующем занятии.»

- Урок окончен. До свидания!

Самоанализ открытого урока «Филимоновская игрушка»

Урок проводился 13 апреля 2020 года в МБУ ДО Огудневской ДШИ на базе СДК Огуднево в 2(3) классе. Урок был проведен по программе «Композиция ДПИ и работа в материале».

Целью данного учебного занятия являлось формирование графических умений и навыков в рисовании кистью, декоративных элементов и композиции Филимоновской росписи птицы, воспитания любви к народному искусству.

На уроке были поставлены следующие задачи:

- познакомить учащихся с историей развития филимоновского промысла;

- научить рисовать кистью основные элементы декора филимоновской графики;

- научить создавать композицию росписи филимоновской птицы;

- развивать у учащихся потребности в творческой деятельности самовыражении, самоанализе;

- здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путем чередования труда и отдыха, создания комфортного доверительной атмосферы в классе.

Эти задачи, я считаю, достигнуты полностью.

Были использованы следующие методы и приемы:

На усвоение знаний :

- простота и доступность изложения материала;

- включение диалога «учитель-ученик».

На прочность знаний

-применение наглядных пособий;

На повышение интереса к предмету

- использование нетрадиционных форм урока;

- включение в ход урока музыкального сопровождения;

- метод создания художественной композиции.

Все этапы урока взаимосвязаны между собой и плавно перетекают друг в друга.

При проведении занятий учтены психологические и возрастные особенности детей.

Во время практической работы дети учатся пользоваться доступными графическими материалами, решать композиционные задачи, использовать средства художественной выразительности.

На уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся. На протяжении всего занятия ощущался положительный психологический настрой и творческая активность детей. Я считаю, что поставленная цель была достигнута, план реализован, расчетное время этапов урока совпало с реальным.

Дальнейшее развитие и формирование творческих способностей на уроках изобразительного искусства - это цель моей работы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Филимоновская игрушка.

  1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
  2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
  3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование для учащихся

  • модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»
  • краски
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш

Оборудование для учителя

  • филимоновские игрушки
  • плакаты «Филимоновская игрушка»
  • презентация



Вступление.

1. Прослушать звучание свистульки.

Что вы сейчас слушали?

Кто из вас знает из чего делали свистульки?

Свистулька является звуковой игрушкой,которую делают из обожжённой глины.

Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.

2. На уроке познакомимся с глиняными свистульками, а какими именно, узнаем , послушав ребят.

С какой именно игрушкой познакомимся, узнаем, послушав ребят.

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.

И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

3. Изучение нового материала. Беседа об истории развития промысла и

традиционном орнаменте филимоновской игрушки

Сегодня мы познакомимся с

удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, узнаем как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.

Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях

Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

· красный – символ земли, силы духа, огня и красоты

· желтый – цвет солнца и воздуха

· зеленый – цвет листвы и возрождения

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

4. Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
(В. Василенко)

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей.

Сейчас мы отправимся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники

И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.

- Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.

- Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!

- Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.


- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.


- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.

5. Объяснение последовательности росписи игрушки.

Вопрос: Посмотрите внимательно на игрушки. Какие цвета используются в росписи?

Для росписи мастерицы берут желтые, красные, зеленые цвета. А также синий и фиолетовый цвет, которым чаще расписывают кафтанчики и у животных и у птиц Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор.

6. Практическая работа. Поэтапная роспись игрушки.

Вот и мы попробуем стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки.

Вы будете украшать петушка У вас на партах лежат таблички с элементами филимоновской росписи. Они помогут вам во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Помните:

« От беспорядка всякое дело шатко».

Работайте аккуратно, старайтесь. Ведь не зря народные мастера говорили:

Какие труды, такие и плоды.

А чтобы работа ваша лучше спорилась, я включу вам Филимоновский вальс..

Приступаем к росписи филимоновского петушка

. Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый.

Берем толстую кисть №3, начинаем роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее Стараемся чтобы их контур был ровным. Завершаем работу желтым цветом. Хорошо промываем кисточку.

4.

2. .Дальше берем красный цвет (малиновый) Берем тонкую кисть №1. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого.

Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

Завершаем украшение красной краской.

3.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

7. Итог урока

Кто считает свою работу удачной, кто справился берет зеленый кружок.

Кто считает. Что надо еще поработать, что-то не получилось-желтый.

Выходят к доске.

- Почему игрушка называется филимоновской?

- В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

- Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная.

Цель:Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла.

Развивать познавательную активность

Расширять представления детей о народных промыслах

Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками

Развитие мелкой моторики

Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Материалы: картины с изображением игрушек филимоновских мастеров, изображение элементов росписи филимоновских игрушек, акварель по количеству детей, вода в баночках 1 на пару, тонкие кисти на каждого ребенка, листы – эскизы игрушек на листах для самостоятельной деятельности.

Ход НОД:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.

Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.

Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей).

Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое?. Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.

Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?

Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка. В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.

Глина в этих краях очень ластичная и жирная. При просушки филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.

Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.

Вы, может, слышали выражение от взрослых: «Довести до белого коления» Как вы думаете, что означает эта фраза? (ответы детей).

А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело – розовыми и твердыми, как камень.

Филимоновские игрушки, в отличии от дымковских игрушек, не отбеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.

А вы знаете, что роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером? (ответы детей). С кисточки краска на глину не пристает, а с гусиного пера пристает.

Сейчас я предлагаю вам превратить в филимоновских мастеров. Попробуем? (да). Закройте глазки. 1, 2, 3, ребят в мастеров преврати. Открывайте глаза мастера.

Дети имитирую слова воспитателя.

Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.

(Дети проходят за столы на которых лежат эскизы игрушек, краски, кисти и вода) Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

А что бы глаза не устали всегда говорили:

Мы на стульчиках сидим,

Во все стороны глядим:

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись.

Выше глазки поднимай,

Вверх смотри и не мигай.

Нарисуй глазами солнце,

Светит пусть оно в оконце.

Закрывай глаза, дружок,

Ночь шагнула на порог.

Утром снова открывай

Быстро – быстро поморгай.

Отдохнули глаза, подготовили руки, поставили мастера перед собой узоры игрушек, чтобы не забыть и не перепутать (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки).

Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки).

После окончания работы: 1, 2, 3 – мастеров в ребят преврати.

Сегодня мы с вами сделаем выставку игрушек – свистулек для наших родителей.

Метод проектов в ДОУ Хочу поделиться наработками проектной деятельности в нашем саду. Имея свидетельство тьютора программы модуля "Система педагогического проектирования.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Лошадка».

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

2. Учить расписывать шаблон угрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров.

Прививать любовь к народному искусству и народным промыслам.

Развивать мелкую моторику рук

Материалы: оригинал филимоновской игрушки и других народных игрушек. Ридер для выполнения упражнений. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Интерактивная доска; музыка с русской народной композицией; шаблоны филимоновских лошадок; краски трех цветов, кисти, ватные палочки, вода, салфетки.

Словарный запас: ребячья забава, гончар, “свистулечницы”.

Предварительная работа: Рисование на Ридере в программе paint с помощью стилуса по определенным образцам.

Ход занятия

Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками

Посмотрите, какие разные игрушки перед вами, все они сделаны руками человека.

Как такие игрушки называются?

С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии?

Дети: ответы - матрешка, дымковская?

Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»- игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой, а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.

Слайд презентации со 2 по 6

Так почему же именно филимоновская игрушка, а не ивановская?

А кем был Филимон?

А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую.

Чем они отличаются?

Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Педагог: Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики

Ладошки сложим мы вдвоем

Друг об друга мы потрем

Кулачки потом сожмем,

В руки кисточку возьмем.

Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.

Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.

Дети выполняют задание в электронных Ридерах

Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.

При работе помните правила росписи: узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.

Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приемов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. контроль объема и качества выполненной работы.

Какие красивые игрушки у вас получились! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью.

Давайте подведем итог нашей работе.

Какую игрушку мы сегодня расписывали?

Кто первый слепил такую игрушку?

Он был бы доволен вашей работой?

Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Прикреплённые файлы:

Лепка из глины. Филимоновская игрушка Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее:.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект занятия «Народная игрушка» Юлия Лебедева Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка».

Конспект занятия «Спички — не игрушка» «Спички – не игрушка» Программные задачи: продолжать разъяснять запрет на игру со спичками, причины возникновения пожара, уточнить знания.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.

Конспект занятия по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Дымковская и филимоновская игрушки»

Конспект занятия по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Дымковская и филимоновская игрушки» Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Конспект занятия «Спички детям — не игрушка» Тема «Спички детям – не игрушка» Цель. Создание социальной ситуации для расширения знаний детей о пожарной безопасности. Задачи: Обучающая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Программное содержание: • Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой.

Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа Программное содержание: 1) Образовательная задача. - продолжать знакомить с дымковской и филимоновской игрушками; их содержанием и приемами.

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка»

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.

Конспект занятия «Моя любимая игрушка»

Конспект занятия «Моя любимая игрушка» Проект «Моя любимая игрушка» Воспитатель: Кугатова М. М. Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы. Место реализации:.

Читайте также: