Филимоновская игрушка план урока

Обновлено: 08.05.2024

- выделение основных характеристик филимоновской игрушки.

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- проявление интереса к изучению темы;

- развитие художественного познания мира.

- узнавать историю возникновения филимоновской игрушки ;

- изображать элементы филимоновской росписи, расписывать филимоновскую игрушку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: для учителя: учебник, презентация, шаблоны. Для пед. показа: плакат с изображением элементов филимоновской росписи.

для учащихся: листы формата А5: белый и желтый, гуашь, кисть.

Содержание деятельности учителя

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

Актуализация знания и опыта

Ребята, когда вы все были маленькими, с чем вы играли? А какие вы знаете игрушки?

А вы знаете, что это за игрушка? (Филимоновская игрушка) – на слайде филимоновская игрушка .

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

Умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

Кто догадался, какова будет тема нашего урока? (Филимоновская игрушка). А какую цель поставим? (Научиться расписывать филимоновскую игрушку).

Самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель.

Умение самостоятельно определять круг учебных задач

4.Решение учебной задачи

Эвристический полилог, наглядный

Наглядный, словесное пояснение

Сегодня мы познакомимся с глиняной филимоновской игрушкой. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона:

Шёл дед по дороге. Шёл он дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому развивалось еще гончарное ремесло. Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

На слайде филимоновская игрушка:

Какую форму имеет филимоновская игрушка? (Вытянутую). Какие преобладают в ней цвета? (Желтый, красный, зеленый, синий). Каким узором украшены филимоновские игрушки? (Полоски, точки, круги). В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии.

Как вы думаете, что обозначает круг (солнце), треугольник (земля), елочки (символ растительности и плодородия)? Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

-Олень — символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений, дарят на свадьбу.

Конь — олицетворение всего живого, символ воды. Солнца, пладородия.

Птица — рассвет, пробуждение Земли.

Тренировка в изображении элементов, роспись игрушки: А сейчас давайте потренируемся в изображении элементов филимоновской росписи (линии, точки, круги). Теперь я покажу вам, как украсить наше животное (пед.показ): сначала я пятном изображаю копытца, для этого беру красный цвет. Затем красным цветом изображаю среднюю линию. Теперь я украшу лошадь: изображаю горизонтальные линии, для этого я возьму красный цвет, изображаю их на одинаковом расстоянии, но оставлю место, чтобы затем сделать зеленые линии. Также беру красный цвет и изображаю вертикальные чуть закругленные линии вдоль туловища.

А теперь внимательно послушайте, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

На каждой парте лежит шаблон. Вы по очереди обводите его, вырезаете и украшаете животное, затем мы поместим их на наше панно.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования

Огудневская детская школа искусств городского округа Щёлково

141135, Московская область, Щёлковский район, д. Огуднево, СДК тел. (496) 563-43-56, e - mail : ogudnevo _ dsi @ mail . ru

Конспект открытого урока

«Филимоновская игрушка»

Преподаватель по классу

«Беседы об искусстве»

Тема урока: Филимоновская глиняная игрушка

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний

1. Формирование графических умений и навыков в рисовании традиционных орнаментов филимоновской игрушки (птица).

2. Композиционные решения росписи птицы.

3. Воспитание любви к народному искусству.

1.Познакомить учащихся с историей появления филимоновской глиняной игрушки.

2.Научить рисовать основные элементы традиционных орнаментов филимоновской игрушки.

3.Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе.

Оборудование и материалы:

1.Таблицы-иллюстрации с изображением филимоновской игрушки.

2. Филимоновские глиняные игрушки.

3. Демонстрация слайдов. Музыкальный ряд: плясовые наигрыши, русские народные песни.

4.Художественные материалы (гуашь, кисти, баночка для воды, бумага, карандаш, ластик).

Использование компьютера на уроках для иллюстрации наглядного материала (фильмы, слайды, музыкальное сопровождение)

Здоровье сберегающие технологии

Творческий, дифференцированный подход к проведению занятий с детьми

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

3. Изучение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Закрепление материала.

6. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент.

Приветствие: (Положительный эмоциональный настрой на работу).

2. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с новым народным промыслом: удивительно красивой глиняной игрушкой - филимоновской. Вы научитесь выполнять элементы декоративной росписи, нарисуете эскиз росписи филимоновской птицы, которые украшают эту игрушку.

3. Изучение нового материала

Беседа об истории развития филимоновского промысла: Промысел филимоновской игрушки находится в деревне Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые - это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера! Они почти всегда со свистом. И среди них много разного глиняного народца в военных мундирах. Может быть, потому что деревню поставили еще при Петре I , и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты службой, то гончарили. Глины вокруг сколько хочешь, восемь сортов от розовой до черной. Запасайся нужной и лепи. Хочешь - посуду, хочешь – игрушки. Не только мужчины, но и женщины мяли в руках кусочки жирной, маслянистой глины. От этого свойства материала и особая, несколько вытянутая форма фигурок, их удлиненные шеи и головы.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Эти вынужденно условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Создающие ее гончары в какой-то момент убедились, что глиняной фигурке можно придать определенную живость, выразит в ней состояние души или передать ей черты характера. Этим филимоновская игрушка отличалась от изделий других игрушечных промыслов того времени.

Мастера в Филимонове больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полосам по желтому фону. Пользовались орнаментом, относящимся к самому древнему геометрическому стилю.

Только здесь и сохранился этот забытый другими графический прием. В самые давние времена ремесленники наносили краски в виде штрихов и черточек. Поэтому они увлеклись растительным и животным орнаментом, а черточки ушли в прошлое, задержавшись лишь в Филимонове. Здесь не только гончарные изделия, но и одежду и скатерти раскрашивали в красную полосочку. А женские наряды на фигурках покрывались ромбами, розетками и полосками. При этом орнамент часто напоминает мотивы народной вышивки.

Расписывали предметы гусиным или куриным пером, макая его в краски, разведенные на яйце. Потом несколько дней просушивали и отправляли в обжиг. Раньше для обжига применялись ямные гончарные горны. Теперь используют 800-градусный жар муфельных печей: отправляют туда изделия на двенадцать часов.

4. Практическая работа

Давайте мы попробуем выполнить главные элементы традиционной филимоновской росписи. Посмотрим внимательно на изображение игрушек. Это – линии, пятна, точки, звездочки, елочки, круги. Цветная палитра – ограничена малиновым, желтым, зеленым, фиолетовым и синим цветом. Вы можете использовать сегодня в нашей практической работе любой из названных цветов. Главная наша задача - это обращать внимание на красоту цветосочетания. Я буду выполнять работу на доске, а вы за мной кистью будете рисовать элементы филимоновской росписи. Приготовим лист бумаги, гуашь, тычок, палитру, колонковые кисти №1,2 , стакан с водой.

Преподаватель выполняет практическое задание на доске.

4.1. Кистью №1 выполняем строку наклонных параллельных линий вправо.

4.2. Кистью №1 выполняем строку наклонных параллельных линий влево.

4.3. Кистью №2 выполняем круги.

4.4. Тычком выполняем цветовые пятна.

4.5. Кистью №1,2 и тычком выполняем звездочки.

4.6. Кистью №1,2 выполняем елочки.

Физкультурная минутка

«Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем-

Рисовать опять начнем!»

Постановка художественной задачи

Педагог советует детям выполнить «декоративный эскиз» на листе бумаги. При этом он показывает дидактическую таблицу с элементами декора филимоновских птичек-свистулек. Дети рассматривают характерные элементы росписи птичек, создают свои декоративные эскизы.

Во время работы учащихся звучат плясовые наигрыши, русские народные песни.

На фоне музыки преподаватель читает стихи:

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

5 .Закрепление материала

1. С каким замечательным народным промыслом вы познакомились сегодня?

2. Где расположен этот промысел?

3. Какие элементы узора являются характерными для росписи филимоновской игрушки?

6.Подведение итогов урока

Презентация работ учащихся, выполненных на уроке.

«Вам понравилась филимоновская игрушка?»

«Вы хотите вылепить свою филимоновскую птицу-свистульку?»

«Этим мы и займемся с вами на следующем занятии.»

- Урок окончен. До свидания!

Самоанализ открытого урока «Филимоновская игрушка»

Урок проводился 13 апреля 2020 года в МБУ ДО Огудневской ДШИ на базе СДК Огуднево в 2(3) классе. Урок был проведен по программе «Композиция ДПИ и работа в материале».

Целью данного учебного занятия являлось формирование графических умений и навыков в рисовании кистью, декоративных элементов и композиции Филимоновской росписи птицы, воспитания любви к народному искусству.

На уроке были поставлены следующие задачи:

- познакомить учащихся с историей развития филимоновского промысла;

- научить рисовать кистью основные элементы декора филимоновской графики;

- научить создавать композицию росписи филимоновской птицы;

- развивать у учащихся потребности в творческой деятельности самовыражении, самоанализе;

- здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путем чередования труда и отдыха, создания комфортного доверительной атмосферы в классе.

Эти задачи, я считаю, достигнуты полностью.

Были использованы следующие методы и приемы:

На усвоение знаний :

- простота и доступность изложения материала;

- включение диалога «учитель-ученик».

На прочность знаний

-применение наглядных пособий;

На повышение интереса к предмету

- использование нетрадиционных форм урока;

- включение в ход урока музыкального сопровождения;

- метод создания художественной композиции.

Все этапы урока взаимосвязаны между собой и плавно перетекают друг в друга.

При проведении занятий учтены психологические и возрастные особенности детей.

Во время практической работы дети учатся пользоваться доступными графическими материалами, решать композиционные задачи, использовать средства художественной выразительности.

На уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся. На протяжении всего занятия ощущался положительный психологический настрой и творческая активность детей. Я считаю, что поставленная цель была достигнута, план реализован, расчетное время этапов урока совпало с реальным.

Дальнейшее развитие и формирование творческих способностей на уроках изобразительного искусства - это цель моей работы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Филимоновская игрушка.

  1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
  2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
  3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование для учащихся

  • модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»
  • краски
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш

Оборудование для учителя

  • филимоновские игрушки
  • плакаты «Филимоновская игрушка»
  • презентация



Вступление.

1. Прослушать звучание свистульки.

Что вы сейчас слушали?

Кто из вас знает из чего делали свистульки?

Свистулька является звуковой игрушкой,которую делают из обожжённой глины.

Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.

2. На уроке познакомимся с глиняными свистульками, а какими именно, узнаем , послушав ребят.

С какой именно игрушкой познакомимся, узнаем, послушав ребят.

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.

И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

3. Изучение нового материала. Беседа об истории развития промысла и

традиционном орнаменте филимоновской игрушки

Сегодня мы познакомимся с

удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, узнаем как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.

Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях

Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

· красный – символ земли, силы духа, огня и красоты

· желтый – цвет солнца и воздуха

· зеленый – цвет листвы и возрождения

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

4. Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
(В. Василенко)

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей.

Сейчас мы отправимся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники

И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.

- Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.

- Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!

- Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.


- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.


- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.

5. Объяснение последовательности росписи игрушки.

Вопрос: Посмотрите внимательно на игрушки. Какие цвета используются в росписи?

Для росписи мастерицы берут желтые, красные, зеленые цвета. А также синий и фиолетовый цвет, которым чаще расписывают кафтанчики и у животных и у птиц Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор.

6. Практическая работа. Поэтапная роспись игрушки.

Вот и мы попробуем стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки.

Вы будете украшать петушка У вас на партах лежат таблички с элементами филимоновской росписи. Они помогут вам во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Помните:

« От беспорядка всякое дело шатко».

Работайте аккуратно, старайтесь. Ведь не зря народные мастера говорили:

Какие труды, такие и плоды.

А чтобы работа ваша лучше спорилась, я включу вам Филимоновский вальс..

Приступаем к росписи филимоновского петушка

. Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый.

Берем толстую кисть №3, начинаем роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее Стараемся чтобы их контур был ровным. Завершаем работу желтым цветом. Хорошо промываем кисточку.

4.

2. .Дальше берем красный цвет (малиновый) Берем тонкую кисть №1. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого.

Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

Завершаем украшение красной краской.

3.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

7. Итог урока

Кто считает свою работу удачной, кто справился берет зеленый кружок.

Кто считает. Что надо еще поработать, что-то не получилось-желтый.

Выходят к доске.

- Почему игрушка называется филимоновской?

- В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

- Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый

Предметные: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи и форме. Познакомить с творчеством мастеров филимоновского промысла. Расширить кругозор детей о художественных народных промыслах. Формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Метапредметные: умение анализировать новый материал и применять его на практике, развивать образное мышление, мелкую моторику, глазомер.

Личностные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; интерес к филимоновскому промыслу. Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

а) для обучающихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, подставка под кисти, заготовка для росписи.

б) для учителя: интерактивная доска, компьютерная презентация, образец готового изделия, Толковый словарь.

Зрительный ряд: выставка филимоновских игрушек, костюмы.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.

2. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём мы будем говорить на уроке.

Синий лес, холмы и косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

- Какова тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?

- Узнать о филимоновской игрушке, познакомиться с приёмами росписи, научиться некоторым из них.

3. Беседа о народном промысле.

- Почему игрушка получила такое название?

На высоком берегу реки Упы стоит деревушка Филимоново (Слайд). Именно этих местах около 500 лет назад проходил гончар по имени Филимон. Кто такой гончар? Работа со словарём. (Слайд). Он обнаружил залежи мягкой, жирной глины синего цвета. До сих пор её называют синика.

- Что можно сделать из глины?

- Филимон поселился в этих местах и начал лепить из глины горшки. Как вы думаете, как назвали деревню, где он поселился?

- От деда Филимона гончарному промыслу обучились его соседи. Мужчины из глины лепили посуду: крынки, кувшины, миски, тарелки. А женщины лепили игрушки: барынь, солдат, коров, лошадей, медведей… (Слайды) Детей приучали к ремеслу с 7-8 лет.

- Как вы думаете, когда, в какое время года, крестьяне занимались лепкой из глины: зимой или летом? Почему?

- Правильно, работали зимой. Работали женщины, не покладая рук, днём – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

- Где продавали игрушки?

- На ярмарках (Слайд) игрушки стоили дёшево и быстро раскупались. Поэтому мастерицам приходилось лепить их много.

- Можно ли расписывать игрушку сразу после лепки?

- Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная погода, все готовые изделия обжигали в специальных печах – горнах (Слайд). В склоне глубокого оврага была вырыта печь. В неё плотными рядами укладывали посуду, а между горшками ставили игрушки. Зажигали огромные костры. Для всех жителей деревни этот день был торжественным событием. Они нарядно одевались и собирались около печей посмотреть на обжиг. И перед ними происходило чудо: в печь ставились тёмные игрушки, а вынимали – белые по цвету, готовые к росписи.

- В чём отличие филимоновских игрушек от других? Посмотрите, что есть у каждой игрушки?

- Филимоновские игрушки – это игрушки-свистульки.

- Как вы думаете, для чего нужны свистки?

- нашидалёкие предки свистом игрушек отпугивали злых духов и нечистую силу, а по праздникам приветствовали бога солнца Ярило.

- А где же спрятаны свистки?

- Обратите внимание на форму игрушек. Могут ли быть у настоящих лошадей, коров, медведей такие длинные шеи?

- Филимоновские игрушки имеют вытянутую форму и выглядят изящными и стройными. Дело в том, что глина при сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивают её поверхность. «Подтягивать» и поглаживать её приходится дней пять. С каждым подтягиванием игрушка удлиняется по форме.

- Ну и главное отличие – роспись, орнамент. Что такое орнамент? Работа со словарём (Слайд).

- Посмотрите на игрушку и определите «любимые» цвета филимоновских мастеров.

- Расписывать игрушки стали лишь 200 лет назад, когда появились анилиновые краски. Мастерицы разводили краски на яичном желтке и расписывали игрушки куриным или гусиным перьями. Считалось, что краска с пёрышка ложится чётко и ровно.

- Какие орнаменты присутствуют в росписи игрушек?

- Прежде всего, это цветные полосы. Круги. Треугольники, точки, веточки ели (Слайд). Эти элементы пришли из далёких времён и символизируют солнце, воду, землю, растения.

4. Работа в группах (карточки).

Определите, какие древние символы зашифрованы в этих орнаментах. Проверка по слайдам.

5. Рассказ о мастерах-игрушечниках (Слайды)

7. Практическая работа детей. Роспись заготовок по мотивам филимоновского промысла (Слайды-последовательность росписи).

6. Выставка работ обучающихся.

Самая насущная забота

Всякого труда и ремесла –

Это, чтобы новая работа

Лучше прежней сделана была.

- Я вам желаю удачи в последующей работе.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- А теперь давайте порадуемся весеннему деньку (дети свистят в свистульки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Освоить простейшие элементы филимоновской росписи и способы нанесения их на поверхность.

Развивающие:

- Закрепить знания об истории филимоновской игрушки

- Совершенствовать навыки кистевой росписи.

- Развивать усидчивость, аккуратность и старательность в работе.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, экран, видеоролик про филимоновскую игрушку творческой мастерской «Любота», фотографии филимоновских свистулек, таблица с элементами филимоновской росписи

Для учащихся: шаблоны, гуашь, кисти, баночка для воды, клеёнка

I Организационный момент (1 мин)

1. Установление рабочей дисциплины

2. Проверка готовности к уроку

III Основная часть (10 мин)

2.Показ видеоролика «Филимоновская игрушка»

IV Практическая часть (21 мин)

1. Педагогический показ

2. Самостоятельная работа детей

V Подведение итогов (5 мин)

1. Просмотр работ (ярмарка игрушек)

VI Уборка рабочего места (1 мин

Ещё раз здравствуйте ребята! К нам пришли гости, преподаватели нашей школы. Посмотреть, какую красоту мы с вами создаём на наших уроках.

У нас сегодня с вами очень интересный урок, а тема его: Роспись филимоновской игрушки

Скажите пожалуйста у вас у всех есть дома игрушки? А из каких материалов они сделаны?

А как вы думаете из чего раньше делали игрушки 100-200 лет назад? (из дерева, соломки и глины.)

Правильно! Но мало какие игрушки из ткани, соломы и дерева сохранились до наших времён, самые прочные оказались глиняные игрушки. Вот о них мы с вами и поговорим более подробно. Все вы, наверное, слышали о дымковской игрушке. А знаете ли вы что-нибудь про филимоновскую игрушку?

Это очень необычная и яркая игрушка с секретом, про который я расскажу позже.

Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Обнаружили в этих местах залежи отличной глины и начали лепить из нее горшки да игрушки. Глина в Филимоново жирная и пластичная, практически чёрного цвета. А игрушки из неё получаются сказочные, с длинными шеями, вытянутыми туловищами, но маленькими головами и ножками. Оказывается, при высыхании глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, удивительно изящные формы. Лепили лошадей, оленей, баранов, птиц, барынь, всадников и фантазийных зверей. А секрет этих игрушек в том, что практически все они свистульки. Свистки спрятаны в хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Как правило, лепили и расписывали игрушки женщины, а помогали им в работе ребята, которых приучали к этому ремеслу с 7-8 лет (такие же как вы по возрасту). Затем все готовые изделия закладывали в специальные печи для обжига и ожидали чуда-появления преображённых огнём глиняных изделий. Дело в том, что после обжига серо-зелёная глиняная игрушка становилась белой.

Ребята, а теперь давайте посмотрим видеоролик о создании филимоновской игрушки.

Обратили внимание в видеоролике как поменялся цвет игрушки? После обжига белую игрушку расписывали. А затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах и Туле.

Вот и мы сегодня, как те ребята- помощники, будем расписывать филимоновскую игрушку, вернее шаблон игрушки и представим себя игрушечных дел мастерами. А в конце урока сделаем ярмарку игрушек.

Но для начала посмотрите ещё раз внимательно на фотографии и скажите какие основные цвета используются в росписи?

А какие узоры чаще всего встречаются в филимоновской росписи? (полоски, точки, круги, овалы, треугольники, «ёлочки». Узоры эти не простые, каждый что-то означает. Косые или волнистые линии-символы небесных вод и дождя, дающие плодородие земле. Треугольник - земля, точки- символы зерна, круг - солнце, елочки - символ растительности.

Читайте также: