Филимоновская игрушка проект введение

Обновлено: 27.04.2024

В современном мире, где дети перегружены обилием информации и избалованы разнообразием игрушек народное творчество обладает особой нравственной, познавательной и, конечно же, эстетической ценностью.

Национальные игрушки являются особым видом народного творчества, которые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство прекрасного, развивают познавательные способности, образное мышление и воображение. А также играют огромную роль в развитии патриотических чувств ребенка, так как хранят в себе исторический опыт многих поколений.

Знакомство детей с одним из старинных промыслов России - Филимоновской игрушкой, будет способствовать художественно – эстетическому, нравственно- патриотическому, творческому развитию младших дошкольников.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через ознакомление с одним из видов русских народных промыслов - филимоновской игрушкой

- приобщать детей к народной культуре;

- познакомить детей с филимоновским промыслом, его историей и традициями;

- создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

- развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

- развивать познавательные способности, образное мышление и воображение, мелкую моторику, цветовосприятие и цветосочетание.

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа

- прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Участники проекта : воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта : информационно – творческий, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : октябрь – май, 2020 – 2021г.

Информационные ресурсы - научная и педагогическая литература по теме.

Материально - технические ресурсы: магнитофон, компьютер, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, раскраски, фотографии, образцы филимоновских изделий, материал для продуктивной деятельности.

Методы и приемы:

- метод наглядности (рассматривание наглядных пособий - подлинных изделий, открыток, иллюстраций, альбомов и др.);

- словесный (беседа, художественное слово, указания, пояснения, объяснения);

- практический (самостоятельное создание детьми декоративных изделий);

- исследовательский (постановка проблемных вопросов);

- мотивационный (поощрение).

Планируемый продукт: создание мини – музея «Филимоновская игрушка», выставка детского и совместного творчества.

Этапы реализации проекта :

I этап: подготовительный (организационно-диагностический).

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор необходимого материала (художественная литература, иллюстрации, дидактический материал, наглядные пособия и т. д.);4

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- подготовка просветительского материала для работы с родителями (консультации, памятки, журнал и т. д.);

- создание развивающей среды

II этап: основной (практический).

Проведение занятий: лепка рельефная декоративная по мотивам народной пластики «Филимоновские игрушки – свистульки», рисование декоративное «Укрась птичку»

Чтение художественных произведений: стихи, потешки, загадки.

Беседы: «Народные игрушки», «Филимоновская свистулька», «Народные умельцы», «История возникновения филимоновской игрушки»

Рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов.

Просмотр видеоматериала «Филимоновская игрушка»

Свободная продуктивная деятельность: роспись бумажных силуэтов игрушек, лепка из пластилина, глины, теста, работа с раскрасками

Дидактические игры «Продолжи узор», «Найди филимоновские игрушки», «Парные картинки», «Сложи узор»

Народные игры и забавы

Пальчиковая гимнастика «Давайте сделаем»

Экскурсии в изостудию (просмотр выставок)

Проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек

Работа с родителями

Консультации «Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства», «Филимоновская игрушка – средство для детского творчества», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Памятка «Творим вместе с детьми», рекомендации «Знакомим детей с филимоновской игрушкой»

Совместные рисунки, поделки из глины, соленого теста «Филимоновская игрушка»

Совместная работа по созданию в группе мини - музея «Филимоновская игрушка»

III этап: заключительный (итоговый).

- обобщение результатов работы;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки;

- создание группового мини-музея «Филимоновская игрушка»

- у воспитанников сформируются первоначальные представления об истории возникновения народного промысла – филимоновская игрушка, его богатстве и разнообразии, особенностях орнамента, используемых цветах и формах;

- раскроются творческие способности детей, умение в самостоятельной художественной деятельности применять полученные на занятиях знания, умения, навыки;

- укрепится интерес детей к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа;

- повысится компетентность родителей в вопросе приобщения детей к культурному наследию;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.

Вывод по проекту

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное художественно – эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, а значит, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Познавательный проект с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность»

Познавательный проект с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность» Воспитатели : Роводзянова М. Ю., Симакова Н. В. Участники проекта: Воспитатель, дети младшей группы, родители. Тип проекта: краткосрочный,.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В младшем.

Проект «Наш друг — Мойдодыр» для реализации с детьми младшего дошкольного возраста Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте,.

Проект театральной недели для младшего дошкольного возраста

Проект театральной недели для младшего дошкольного возраста В рамках "Года театра-2019" с 25 февраля по 1 марта в нашем детском саду прошла "Театральная неделя". Цели: • Нравственное воспитание детей.

Сюжетная лепка «Игрушка — пластилиновый ежик» для совместного и индивидуального творчества с детьми дошкольного возраста

Сюжетная лепка «Игрушка — пластилиновый ежик» для совместного и индивидуального творчества с детьми дошкольного возраста Изготовление данной поделки предназначено для детей дошкольного возраста. Назначение: пластилиновая игрушка. Цель: Учить лепить пластилиновую.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

История промысла

«ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0515/0003ae94-bbcf0350/1/hello_html_m2f6395fa.jpg

Выполнила : учащаяся студии «Образ»

СОБОЛЕВА СОФЬЯ СЕРГЕЕВНА

Руководитель: педагог дополнительного образования

ВОЕВОДИНА НАДЕЖДА ЛЬВОВНА

Ефремов 2018 г.

История возникновения Филимоновской игрушки

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый – дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

· сначала накладывают желтые полосы и пятна;

· потом их обводят красным;

· затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.

Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

CIMG0090.JPG

Моя работа выполнена в технике аппликация по мотивам Тульского промысла Филимоновская игрушка. При изготовлении был использован материал: фетр, тесьма, бусинки. Я считаю, что данная работа может использоваться для украшения интерьера и напоминать и традициях нашего народа, вносит в повседневную жизнь яркие краски и поднимать настроение!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Проект Филимоновская глиняная игрушкаВыполнила: Михайлова Светлана Николаевн.


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы трудового законодательства и охраны труда в образовательной организации

Курс профессиональной переподготовки

Противопожарная профилактика в строительстве


Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект Филимоновская глиняная игрушкаВыполнила: Михайлова Светлана Николаевн.

Проект
Филимоновская глиняная игрушка
Выполнила:
Михайлова
Светлана Николаевна
Учитель технологии

Цель: Формирование знаний учащихся об истории создания филимоновской глиняно.

Цель:
Формирование знаний учащихся об истории создания филимоновской глиняной игрушки.
Задачи:
Изучить историю создания филимоновской глиняной игрушки;
Изучить технологию изготовления народной игрушки;
Изучить особенности филимоновской глины;
Выявить особенности росписи филимоновской игрушки.
Основополагающие вопросы:
Народная глиняная игрушка – это история нашей страны?
Проблемные вопросы:
О чем рассказывают глиняные игрушки;
Особенности росписи глиняной игрушки;

Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушк.

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники, павлины
И солдатики – войска цвет.
Есть среди них фигурка такая
Непонятная для меня,
Молчаливая, не простая,
И глаза ее – сноп огня.
И узор из кругов и линий
Обегает подола край:
Красно – черный, порою синий, -
В руки взяв, смотри и играй.
Создана рукою умельцев,
Говорит все еще она
О младенческих снах земледельца,
Где за солнцем спешит луна.
В. Василенко

История филимоновской игрушкиПромысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевс.

История филимоновской
игрушки
Промысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевском районе Тульской области в среде местных гончаров.
Кто и когда сделал первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Технология изготовления филимоновской игрушкиПромысел зародился благодаря пр.

Технология изготовления филимоновской
игрушки
Промысел зародился благодаря превосходной по своему качеству глине, залежи которой находились совсем рядом с Филимоново. Наличие природного материала способствовало развитию гончарного промысла. Над обработкой глины трудились целыми семьями. Мужчины изготавливали посуду, женщины лепили игрушки.
Природные свойства местной глины отразились на внешнем облике игрушки. Глина под Одоевом была очень жирная и пластичная. Из-за этого при просушке она деформировалась и покрывалась мелкими трещинками. Поэтому в технологию филимоновской игрушки пришлось добавить еще одно действие - мастера обычно заглаживали их влажными руками. Это давало неожиданный эффект – после таких «поглаживаний» фигурка утончалась и вытягивалась, приобретая изящную форму. После обжига глина приобретала ровный белый цвет. Изделие после такой обработки не требовало грунтовки.

Роспись филимоновской игрушкиБольшинство традиционных филимоновских игрушек –.

Роспись филимоновской
игрушки
Большинство традиционных филимоновских игрушек – это свистульки. После того, как глину очистили, просушили в течение 2 дней на солнце, ее обжигали в печи. Следующий этап технологии изготовления филимоновской игрушки был самым ответственным - роспись игрушки.
По технологии изготовления филимоновской игрушки раскрашивались они яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце. Кисточек ранее не было и в помине. Вместо них мастерицы использовали куриное перо. Палитра, с одной стороны, скупая – только малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета, но, с другой стороны, игрушки все равно всегда получались яркими и веселыми. Но можно сравнить роспись филимоновской игрушки с росписью других игрушек и увидеть разницу.
Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.

Современные мастера филимоновской игрушкиПроизводство филимоновских игрушек с.

Современные мастера филимоновской игрушки
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.
Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ работ мастериц).
Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Выводы:В результате проведенного исследования учащиеся изучили историю создан.

Выводы:
В результате проведенного исследования учащиеся изучили историю создания филимоновской игрушки;
Изучили особенности росписи филимоновской игрушки;
Сравнили природные свойства филимоновской глины с другими видами глины;
Можно сделать вывод, что удлиненные пропорции фигурок объясняются природными свойствами местной глины, жирной и пластичной.

Результаты проекта:Визитная карточка проекта Презентация учащегося «Роспись п.

Результаты проекта:
Визитная карточка проекта
Презентация учащегося
«Роспись петушка»
«Особенности росписи глиняной игрушки»
Публикация
«Народные глиняные игрушки»
Выставка работ учащихся;
Участие в школьной конференции
«Первые шаги в науку».

Список источников Литература: Горячева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сдела.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Участники проекта : дети, родители, воспитатель, учитель-логопед.

В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы любви к прикладным видам искусства, истории и традициям. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний.

Знакомство детей с филимоновской игрушкой в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Формирование у детей навыков обводить по трафарету, правильно держать кисть, наносить аккуратно мазки при работе с красками, а также карандашами, фломастерами и восковыми мелками; подбирать палитру цветов, соответствующие филимоновскому орнаменту.

Цель проекта : знакомство детей с Филимоновской игрушкой, историей и традициями изготовления.

Задачи проекта :

1. Приобщать детей к русскому народному прикладному искусству в условиях дошкольной практической творческой деятельности.

2. Оформление образца элементами декоративного орнамента.

3. Обратить внимание детей на разнообразие узора, изображение «дерева жизни», цветов.

4. Воспитывать интерес и художественно-эстетическое отношение к народному прикладному искусству.

5. Совершенствовать навыки рисования, использовать различные материалы.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством – Филимоновской игрушкой, беседа об истории возникновении промысла.

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, знакомство с особенностями выполнения письма и изготовления изделий.

1. Развитие детского интереса к одному из видов прикладного искусства.

2. Развитие инициативы и любознательности, со стороны детей, в получении новых знаний и умений.

Знакомство с историей и традициями Филимоновской игрушки воспитывает эстетическое отношение к предметам культуры и искусства.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование + работа с ножницами

Тема: «Филимоновская игрушка» (Петушок, барашек, свинка)

1. Познакомить и закрепить знания детей о филимоновской игрушке.

2. Формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

3. Закрепить умение обводить по трафарету, прорисовывать декоративные элементы и узоры.

4. Закрепить навыки работы с ножницами, вырезать по контуру.

Тема: «Филимоновская игрушка» (Петушок)

1. Закрепить умение разминать пластилин, раскатывать, придавать форму заготовки, разглаживать неровности.

2. Закрепить умение отделять от большого куска небольшие кусочки, раскатывать колбаски, выполнять орнамент.

ОО «Речевое развитие»

Тема: «Филимоновская игрушка»

1. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

2. Закрепить умение составлять описательные предложения и пересказ по дидактическим картинкам.

3. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

4. Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию.

5. Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

6. Совершенствовать умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Стихи про Филимоновскую игрушку.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет.

Есть среди них фигурка,

Так непонятная для меня,

И глаза ее – сноп огня.

И узор из кругов и линий

Обегает подола край:

В руки взяв, смотри и играй.

Но она строга, как богиня,

Властелинша полей и нив,

Может быть, в ее взоре синем

Отражается древний миф?

Всем по нраву глиняные забавы!

Наши курочки в окно –

А как Петя – петушок

Рано – рано поутру

Нам споет – ку-ка-ре-ку!

Филимоновский козлик

Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же :

Наш козлик из Филимоново

Раскрашен ярко, здорово.

Был у мастериц в руках,

Загляденье, просто ах!

И она уж так старалась,

Легко глина поддавалась.

Глину солнце подарило,

Тайну глины ей раскрыло.

Вот и козлик наш готов,

Посмотри – ка, он каков!

На ногах зеленые копытца,

Ему на месте не стоится,

Рожки красные торчат,

Глазки удивленные глядят.

Мастерица краски набрала

И везде полоски навела.

Сверху вниз и поперек,

Между ними уголок.

Полоски красные, зеленые,

На ножках веточки сосновые.

Ну, игрушка, просто диво,

Загляденье, как красива!

И не зря ведь говорится:

«Дело мастера боится» Сидорова Галина

Игрушки разрисованы,

Они из Филимоново.

Словно солнышко горят.

В руках приятно подержать.

Они, как солнце желтоваты,

Но, их шеи длинноваты.

Петушки, и, поросята.

Медвежата и козлята.

За кисти, краски взялись.

Вот зелено-красные полоски,

Солнце, елки и горошки.

В сказку мы с тобой попали,

Такое чудо, где видали?

Ярмарка, для вас ребята.

Слышен свист далековато.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор. (В. Василенко)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора!

Кони, барышни, барашки

Длинношеи и стройны.

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки)

С переливами поет, утром будит весь народ.

Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)

Ходит князь по двору,

Придирается ко всему.

Раньше всех он встаёт,

Громко песенки поёт. (Петушок)

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей. (Филимоновская игрушка)

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть. (Приседания.)

Рядом со столом идем, (Ходьба на месте.)

И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)

Фотоотчет «Филимоновская игрушка»

Фотоотчет «Филимоновская игрушка» В январе в подготовительной группе я проводила занятия по ознакомлению ребят с народными промыслами,познакомила с историей создания "Филимоновской.

Конспект НОД «Филимоновская Игрушка» для средней группы Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему:«Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста[/b] Цель: эстетически.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка Конспект занятия по окружающему миру Подготовила:Чуксина Э. Г. Тема: Филимоновская игрушка Цель Знакомство с народным промыслом – филимоновская.

Консультации для родителей «Филимоновская игрушка — жемчужина народного искусства» «Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства» Филимоновская игрушка, впервые упоминается в летописи XVI века. В самом сердце.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Проект «Дымковская игрушка» Проект на тему «Дымковская игрушка» Тип проекта: долгосрочный, информационно-творческий. Участники проекта: дети второй младшей группы,.

Проект «Глиняная игрушка» . Проект: «Глиняная игрушка» 2. Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы воспитатели Данилова А. М., Пустовалова.

Рекомендация для родителей «Филимоновская игрушка-жемчужина народного искусства» «Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства» Филимоновская игрушка впервые упоминается в летописи XVI века. В самом сердце России,.

Участники: дети подготовительной к школе группы, педагог доп. образования.

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты, В любом произведении декоративно- прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который - наша задача. В нашей местности глиняная расписная игрушка - свистулька большая редкость, поэтому мы решили как можно больше рассказать о ней, сделать своими руками и расписать. Так началась работа над проектом.

Проект посвящен актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине. На мой взгляд, просто необходимо хранить традиции нашего народа, чтобы знать историю своей страны, семьи. Каждый, кто является гражданином России, должен беречь и способствовать сохранению художественного наследия своих предков, а во – вторых, в любом современном обществе происходят большие изменения, которые могут повлиять на традиционную народную культуру как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому считаю интересным проследить характер таких изменений на примере филимоновской игрушки.

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведения искусства. Способствовать увеличению кругозора детей, обогащать лексический запас, видеть красоту игрушки.

• Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки.

• Воспитывать любовь к народному искусству России.

• Познакомить с процессом ее изготовления, многообразием форм.

• Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

• Беседа. Чтение стихов, рассказов о народных игрушках.

Просмотр презентации: «История филимоновской игрушки».

• Рассматривание народных игрушек из глины, иллюстраций.

• Раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;

• Лепка игрушки.

Методы и приемы:

• Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий)

• Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)

• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование скульптурного пластилина).

• Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, в проектной деятельности используется следующий нетрадиционный метод: метод «подмастерья» : весь процесс работы рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка.

В ходе художественно — творческих работ необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего проекта ориентир идет на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

В ходе реализации данного проекта предполагаем, что у детей сформируется интерес к филимоновской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, потешек, загадок, игр.

Перспектива данной деятельности:

Использовать выполненную детьми продуктивную деятельность в создании эстетической среды, в оформлении праздников и досугов, подарков.

Продолжать знакомство с другими народными промыслами России.

Создать мини музей.

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим».

План проекта :

1. Создание выставки игрушек народно-прикладного творчества.

2. Консультация для родителей:«Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства»

3. Беседа об истории филимоновской игрушки. Просмотр презентации.

4. Слушание аудиокассеты: «Русские народные потешки и частушки»

5. Лепка игрушек из скульптурного пластилина.

6. Покрытие основы.

8. Создание мини - музея, выставки детских работ.

1. Асташина Е. История глиняной игрушки. Народное творчество. 2007. №2.

2. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.

4. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях — Ростов-на-Дону «Феникс», 2002. 4.

5. Усупова А. П. Русское народное творчество детскому саду — М. Издательство «Просвещение», 1972.

6. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду — М. «Просвещение», 1984.

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Фотоотчет о неделе игры и игрушки по теме «Дымковская игрушка»

Фотоотчет о неделе игры и игрушки по теме «Дымковская игрушка» В этом году тематическая неделя была посвящена Дымковской игрушке. Дымковская игрушка – один из русских народных, глиняных художественных.

Книга-игрушка «Сказки»

Книга-игрушка «Сказки» Представляю книгу выполненную своими руками. Называется она «Сказки». Для её изготовления мне понадобился картон, ткань, фетр. Это книга-игрушка.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Конспект занятия декоративная лепка по мотивам народной пластики «Филимоновская игрушка» в средней группе Цель: знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

Читайте также: