Филимоновская игрушка сочинение 6 класс

Обновлено: 01.05.2024

Цель урока : научить уч-ся описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды, добиться привлечения познавательного материала, повторить сведения по теории сочинений.

Оборудование: мини выставка изделий прикладного искусства, выставка Филимоновских игрушек, книжная выставка.

- Какие бывают игрушки?

- Из какого материала делают игрушки?

- Какая ваша любимая игрушка?

(дети хорошо знакомы с разнообразными игрушками, подчас довольно сложной конструкции с применением телеуправления, компьютерной техники. Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт. Но редко увидишь у детей традиционную народную потешку, разве что птичку-свистульку да матрешку.)

- Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и Павловская шаль, и вещи из дерева, глины. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

- Давайте выясним значение выражения «народное декоративно-прикладное искусство»

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.

Задание: сделать морфемный разбор слова прикладной , подобрать однокоренные слова (клад, кладовая, кладоискатель).

В.И.Даль в своем словаре приводит такие пословицы: Где лад, там и клад. На что клад, коли в семье лад. Толк да лад, тут и клад (запишите эти пословицы).

III. Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. Предмет описания – одна из Филимоновских игрушек, которые вы здесь видите.

- Посмотрите на эти игрушки. Из какого материала они сделаны?

- Как они разрисованы?

Все эти фигурки разрисованы в основном полосками: красная -жёлтая - зелёная; красная - жёлтая - зелёная.

- Давайте обратим внимание на изменение значения слова красный. В древности оно имело значение «красивый, прекрасный», а сейчас обозначает цвет. Однако в языке первое значение оставило свой след в целой группе слов: красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота и т.д.

Постоянные эпитеты в устном народном творчестве тоже сохранили первоначальное значение этого слова: красный молодец, красна девица.

Словарь Владимира Даля отмечает такие сочетания: красная изба (чистая), красный угол в избе (передний), красная лавка (под окнами на улицу), красное крыльцо (парадное), красный денек (ведряный), красный поезд (свадебный).

Даль приводит и выразительные пословицы: Красную речь – красно слушать, Красному гостю – красное место, Первому гостю – первое место и красная ложка.

Краски: яркие, глаз радующие, желтая, красная, зеленая.

Филимоновские узоры: полоски, елочки, точки, кружочки, снежинки.

Форма игрушки: вытянутая, плавная.

Итак, игрушки разрисованы яркими красками, глядишь — и в глазах рябит, как от солнышка. Называются игрушки филимоновскими.

- Как вы думаете, почему филимоновские игрушки так назвали?

Игрушки эти делают в Тульской области в деревне Филимоново Одоевского района. В красивейшем месте высоко над рекой выстроилась деревня двумя рядами кирпичных домов. Сразу бросается в глаза кирпичная кладка изб — значит, богаты здешние края глиной. Глины около Филимонова много (аж 6 расцветок): серой, желтой, зеленой, белой, красной. А для игрушек брали совсем другую глину — синикой зовут. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Жители, чтобы прокормиться, лепили на продажу игрушки. Лепили в Филимонове игрушки женщины и девочки, начиная с 7—8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — больше зимой и весной.

Местная глина — синика — иссиня-чёрного цвета, жирная, тягучая. Эта глина легко мнётся, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Нет необходимости лепить её по частям, примазывая, их друг к другу. И вот комок этой глины в руках у мастерицы становится сначала колоколом юбки, и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку. В руках у мастерицы не остаётся ни одного лишнего комочка – весе точно рассчитано. Только уточку — свисток под мышкой у барыни — всегда лепят отдельно (показать игрушку «Барыня»). Тем же способом делают и другие игрушки. Хочет мастерица слепить свистульку — оленя или корову — отделяет нужный кусок глины и привычно ловко изгибает его в толстый жгут. И тут же из одной его половины вытягивает четыре прочные ноги — подставки и свисток, а из другой -- длинную-предлинную шею с крохотной головкой странного животного (показать игрушку «Олень»).

Готовые игрушки стоят и сохнут. Лепка, однако, не закончена. Мастерицы по несколько раз ещё «правят» готовые свистульки. «Глина у нас не послушная, и пока устроится, по три раза гладим», — обижаются они. В самом деле, синика будто живая. Застывая, глина «садится», «бугрится», «ведёт» игрушку. Игрушка то слегка «присядет» на один бок, то немножко покачнётся назад, то едва заметно склонится вперёд. Вся она словно тихо, медленно шевелится, движется. Тогда мастерицы снова возвращаются к игрушке, в которой раз гладят её поверхность, где надо, «подтягивают» и так — пока

она совсем «не замрёт». Наконец, форма застыла, и игрушки медленно сохнут в тёплом помещении, иногда по несколько дней. При высыхании светлеют и твердеют, «как каменные». Потом - обжиг в печи.

В старину печи для обжига в Филимонове устраивали на склонах оврагов. И сейчас два таких горна сохранились на окраине деревни. Выложены горны местным кирпичом, имеют круглую форму, широкие, глубокие, а под ними печь с топкой в сторону оврага. Обжиг начинался по весне, когда к первым весенним ярмаркам готовили на продажу посуду и игрушки. Это было целым событием в деревне Филимоново. Собирались вокруг горнов не только мастера, а кто хотел, «и бабы, и детки — сейчас горн будут топить!». Изделия плотно укладывали по стенам. Сверху горн закрывали черепицей, чтобы жарче топился. Печь закладывали берёзовыми дровами, понемногу огонь разгорался. 8—9 часов продолжался обжиг. Потом жар спадал, и горн медленно остывал. С волнением и тревогой ожидали результат обжига. Верили, что удача в руках умелого мастера. В процессе обжига происходит удивительное превращение — глина теряет свою природную окраску и становится белой (показать белую игрушку).

В наше время игрушки обжигают не в земляном горне, а в большом электрическом муфеле.

После обжига игрушки раскрашивают. В старину краски на яйцах разводили, кисточки из куриных перышек делали. Красят их в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, ёлочки, цветка, ягодки, кружочка, точечки. Смотришь на филимоновскую игрушку, и глаз ликует от переливчатой пестроты.

Немного мастериц осталось в Филимонове, но промысел не умрет. Во многих населенных пунктах Тульской области группы энтузиастов создают студии по изготовлению игрушек. Молодые мастера прошли курс обучения у ветеранов, приобрели навыки и делают уже неплохую игрушку.

Создана такая студия художественно-прикладного искусства и в с. Спасское («Зодь»).

1.Украшать, красота, Филимоново, Филимоновская игрушка, талантливые мастера.

Основная мысль сочинения.

Внимательно рассмотрите игрушки и скажите, что вас в них привлекает, что нравится? (необычность, простота, что они игрушки-свистульки)

Какие мысли у вас возникают, когда вы рассматриваете филимоновские игрушки? (весело на душе, радостно, игрушки какие-то фантастичные).

Что бы вы сказали о мастерицах филимоновских игрушек? (это небогатые люди; у них развита фантазия; это женщины с крепкими цепкими пальцами; это труженицы).

Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к филимоновским игрушкам. («Чудо-игрушка», «Филимоновская красота», «Филимоновские свистульки», «Звонкоголосая игрушка», «Глиняное чудо»)

Работа над композицией и планом сочинения.

- Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трех частей.

Для нашего сочинения он может быть таким:

Вступление: кратко рассказать о народном прикладном искусстве, филимоновской игрушке.

Основная часть: описание игрушки.

Общий вид игрушки (материал, форма, цвет).

Описание изготовления и красок игрушки.

Впечатление от филимоновской игрушки.

Заключение: мое отношение к игрушке, мастерству художников-земляков, к народному прикладному искусству.

V. Самостоятельная работа.

Озаглавить свое сочинение и описать одну из игрушек.

-Что больше всего вас заинтересовало?

- Что было удачного в работах и ответах одноклассников?

VI. Домашнее задание: дописать сочинение;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по теме "Филимоновская игрушка"

Конспект занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема:Филимоновская игрушка.


Презентация "Филимоновская игрушка"


филимоновская игрушка


Конспект занятия по лепке в старшей группе "Филимоновские игрушки-свистульки "Котята"

Цель: • Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - .


Урок по ФГОС "Филимоновская игрушка"

Данная методическая разработка предназначена для введения по стандартам второго поколения в программу по изобразительному искусству. Она рассматривает новый подход к планированию и структурной регламе.

Филимоновская игрушка. Занятия по лепке из пластилина для групп детей 5, 6 и 7-8 лет.

Игрушки выполняются полностью из пластилина.


Сжатое изложение "Филимоновская игрушка"

Текст создан с учетом регионального компонента.Рекомендована работа в течение 2-х уроков: на 1-м уроке ведется подготовительная работа с использованием изображений разных филимоновских игрушек (в инте.

«Филимоновские игрушки» оригинальны, выразительны и запоминаются яркими образами. Игрушки индивидуальны и неповторимы. Они созданы добрыми и умелыми руками потомственных мастеров. Каждая игрушка — это авторский подлинник, а не тиражная продукция. Народный Мастер создает единственную в своем роде игрушку.

Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки.

Все филимоновские игрушки – свистульки. Они лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решето наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди - солдаты, барыни

2)животные - олени, коровы, петухи наседки

3) многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка. Сюжет игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Филимоновскими мастерами в течение многих лет проводится детский фестиваль народного творчества «Поляна» ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами участвуют в мастер-классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древни и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Своеобразный город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. Все детские работы, изготовленные на мастер-классах, экспонируются на выставке, так же в программе конкурс и ярмарка декоративно - прикладных изделий

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века , но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960 -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядно

У КАЖДОЙ ФИГУРКИ СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Женская фигура олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.

Доможириха - вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил
глиняную женскую фигуру. Этот образ - продолжение рода всего живого.

Медведь - один из ведущих персонажей народных сказок - предвещал
пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь - считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь - это время, свет, богатырская сила.

Птицы - знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери - земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве —

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты - от предков далеких времён.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон

Моё отношение к игрушке

Мне понравилась филимоновская игрушка. Она разукрашена своеобразно. Хоть она и проста, но очень красива. Своими ярками цветами, она поднимает настроение. Я думаю, что после всего прочитанного, вы сами заинтересуетесь такое игрушкой, как филимоновская! Попробуете сделать такую игрушку?! Но как говорится Умному человеку и семидесяти ремесел мало!


Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет?

А в Одоевском районе Тульской области до сих пор делают такие необычные глиняные игрушки. Называются они филимоновскими потому, что зародились в деревне Филимоново.

Пропорции филимоновских игрушек удивляют. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, за серо-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.


После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет. На белом фоне краски словно горят. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Расписывают игрушки причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

- сначала накладывают желтые полосы и пятна;
- потом их обводят красным;
- затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской жизни. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли добрую духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

А теперь предлагаем вам стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновскую игрушку. Можно скопировать этот рисунок, а можно самим придумать узор.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».

Описание игрушки

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.

Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:

• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);

• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);

• Птицы (петух, гусь, павлин);

• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).

Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.

Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.

Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).

Как играть?

Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.

Плюсы и минусы

Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.

Новый век

И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.

Читайте также: