Филимоновская игрушка титульный лист

Обновлено: 19.05.2024

В современном мире, где дети перегружены обилием информации и избалованы разнообразием игрушек народное творчество обладает особой нравственной, познавательной и, конечно же, эстетической ценностью.

Национальные игрушки являются особым видом народного творчества, которые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство прекрасного, развивают познавательные способности, образное мышление и воображение. А также играют огромную роль в развитии патриотических чувств ребенка, так как хранят в себе исторический опыт многих поколений.

Знакомство детей с одним из старинных промыслов России - Филимоновской игрушкой, будет способствовать художественно – эстетическому, нравственно- патриотическому, творческому развитию младших дошкольников.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через ознакомление с одним из видов русских народных промыслов - филимоновской игрушкой

- приобщать детей к народной культуре;

- познакомить детей с филимоновским промыслом, его историей и традициями;

- создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

- развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

- развивать познавательные способности, образное мышление и воображение, мелкую моторику, цветовосприятие и цветосочетание.

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа

- прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Участники проекта : воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта : информационно – творческий, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : октябрь – май, 2020 – 2021г.

Информационные ресурсы - научная и педагогическая литература по теме.

Материально - технические ресурсы: магнитофон, компьютер, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, раскраски, фотографии, образцы филимоновских изделий, материал для продуктивной деятельности.

Методы и приемы:

- метод наглядности (рассматривание наглядных пособий - подлинных изделий, открыток, иллюстраций, альбомов и др.);

- словесный (беседа, художественное слово, указания, пояснения, объяснения);

- практический (самостоятельное создание детьми декоративных изделий);

- исследовательский (постановка проблемных вопросов);

- мотивационный (поощрение).

Планируемый продукт: создание мини – музея «Филимоновская игрушка», выставка детского и совместного творчества.

Этапы реализации проекта :

I этап: подготовительный (организационно-диагностический).

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор необходимого материала (художественная литература, иллюстрации, дидактический материал, наглядные пособия и т. д.);4

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- подготовка просветительского материала для работы с родителями (консультации, памятки, журнал и т. д.);

- создание развивающей среды

II этап: основной (практический).

Проведение занятий: лепка рельефная декоративная по мотивам народной пластики «Филимоновские игрушки – свистульки», рисование декоративное «Укрась птичку»

Чтение художественных произведений: стихи, потешки, загадки.

Беседы: «Народные игрушки», «Филимоновская свистулька», «Народные умельцы», «История возникновения филимоновской игрушки»

Рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов.

Просмотр видеоматериала «Филимоновская игрушка»

Свободная продуктивная деятельность: роспись бумажных силуэтов игрушек, лепка из пластилина, глины, теста, работа с раскрасками

Дидактические игры «Продолжи узор», «Найди филимоновские игрушки», «Парные картинки», «Сложи узор»

Народные игры и забавы

Пальчиковая гимнастика «Давайте сделаем»

Экскурсии в изостудию (просмотр выставок)

Проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек

Работа с родителями

Консультации «Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства», «Филимоновская игрушка – средство для детского творчества», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Памятка «Творим вместе с детьми», рекомендации «Знакомим детей с филимоновской игрушкой»

Совместные рисунки, поделки из глины, соленого теста «Филимоновская игрушка»

Совместная работа по созданию в группе мини - музея «Филимоновская игрушка»

III этап: заключительный (итоговый).

- обобщение результатов работы;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки;

- создание группового мини-музея «Филимоновская игрушка»

- у воспитанников сформируются первоначальные представления об истории возникновения народного промысла – филимоновская игрушка, его богатстве и разнообразии, особенностях орнамента, используемых цветах и формах;

- раскроются творческие способности детей, умение в самостоятельной художественной деятельности применять полученные на занятиях знания, умения, навыки;

- укрепится интерес детей к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа;

- повысится компетентность родителей в вопросе приобщения детей к культурному наследию;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.

Вывод по проекту

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное художественно – эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, а значит, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Познавательный проект с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность»

Познавательный проект с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность» Воспитатели : Роводзянова М. Ю., Симакова Н. В. Участники проекта: Воспитатель, дети младшей группы, родители. Тип проекта: краткосрочный,.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В младшем.

Проект «Наш друг — Мойдодыр» для реализации с детьми младшего дошкольного возраста Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте,.

Проект театральной недели для младшего дошкольного возраста

Проект театральной недели для младшего дошкольного возраста В рамках "Года театра-2019" с 25 февраля по 1 марта в нашем детском саду прошла "Театральная неделя". Цели: • Нравственное воспитание детей.

Сюжетная лепка «Игрушка — пластилиновый ежик» для совместного и индивидуального творчества с детьми дошкольного возраста

Сюжетная лепка «Игрушка — пластилиновый ежик» для совместного и индивидуального творчества с детьми дошкольного возраста Изготовление данной поделки предназначено для детей дошкольного возраста. Назначение: пластилиновая игрушка. Цель: Учить лепить пластилиновую.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОУ


Курс повышения квалификации

Особенности развивающих методик раннего развития детей


Курс профессиональной переподготовки

Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС


«Как приручить маленького командира (инструкция для родителей)»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Филимоновские игрушки
Виртуальная экскурсия
для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей

Маршрут экскурсии
Для выбора маршрута щелкните по картинке
История промысла
Технология изготовления
Элементы
росписи
Галерея
Дидактическая игра
«МАГАЗИН ИГРУШЕК»
Пояснительная записка

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Говорят, что еще во времена Ивана Грозного прибыл в эти места гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем не приветливо, ведь из-за нее, черной, урожая не было никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой да спасительницей река Унь, полная рыбки некрупной, но сытной.

Ловко получалось у Филимона это до сих пор не ведомое дело, лепить посуду да игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить ни кому не нужную глину.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие, отбою от покупателей не было. А как-то раз он дырочку в игрушке проковырял, чтоб свистела. Звонкая свистулька еще больше детям и взрослым на ярмарке понравилась. И стал Филимон свистульки мастерить, и детвора к нему учиться прибегала, уж больно дело это интересное.

Взрослые прониклись к мастеру уважением и тоже стали лепить, к Филимону за советом ходить.

Научились игрушки да посуду лепить в деревне все, от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор запела, заиграла мягкая глина под руками мастеров. Гончарили мужчины, а женщины и дети лепили звонкие свистульки.
МАРШРУТ

Лепят филимоновскую игрушку из черной глины. Глина эта жирная тягучая, поэтому всю игрушку из одного куска вылепливают, вытягивая все ее части. Затем игрушки сушат в теплом, но темном помещении.
Технология изготовления

Технология изготовления
В старину в течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.
Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду и игрушки (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

После обжига игрушки становятся белоснежными. Вот такая удивительная она, глина филимоновская – от жара из черной в белую превращается!
Технология изготовления

В старину мастера расписывали игрушки куриными и утиными перышками, а теперь – тонкими кисточками. Красок всего три: желтая, красная (ярко розовая) и синяя. Но мастера варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый, синий на красный - фиолетовый.
Технология изготовления

Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Технология изготовления

Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.

А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят:

Цвет малиновый и синий,
Жёлтый – яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки –
Музыкальные свистки,

По-народному – свистульки,
Лепят в области их Тульской
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!
Нина Агошкова

Филимоновские узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. По старинному поверью символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
Элементы росписи

Элементы росписи
Солнце
Вода
Земля
Плодородие
МАРШРУТ

«Барынька».
Женская глиняная фигурка. Этот образ - продолжение рода всего живого.

«Медведь с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.

«Свинья с поросятами».
Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в дом.

«Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.

Конь – слуга Солнца. Он символизировал как солнце, так и воду. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать и защиту.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

Корова символизирует плодородие, могущество и добрую силу.

В наши дни филимоновские мастера радуют нас забавными сюжетными композициями.
МАРШРУТ

Магазин игрушек
Задачи:
Закреплять представления о народном декоративно-прикладном искусстве.
Закреплять умение дифференцировать предметы народного искусства.
Развивать восприятие и внимание.
Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.
Содержание игры:
Дети рассматривают демонстрируемый слайд и находят среди многих филимоновскую игрушку, называют ее. В случае правильного ответа, при щелчке на эту игрушку, раздается звук «колокольчик» и игрушка перемещается на полочку в верхней части слайда. В случае не верного ответа, при щелчке ни каких действий не происходит и раздается звук «молоточек». Игра продолжается пока вся полка не будет заполнена.

Найдите филимоновские игрушки

Правильно.
Это филимоновские игрушки.
МАРШРУТ

Пояснительная записка
Тема: «Филимоновская игрушка»
Цель экскурсии: формирование представлений о филимоновской игрушке.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления филимоновской игрушки.
Учить выделять характерные особенности пластики и росписи игрушки.
Формировать представления о символизме филимоновской росписи.
Упражнять в узнавании филимоновских игрушек.
Актуальность экскурсии:
Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству России.
Образовательный эффект
Формирование представлений о филимоновской игрушке.
Развитие познавательной активности и познавательных процессов.
Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству России.
Маршрут экскурсии:
История промысла.
Технология изготовления.
Элементы росписи.
Галерея.
Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Краткое описание документа:

Цель: Создать условия для знакомства детей с народным промыслом «Филимоновская игрушка» - изделием декоративно-прикладного искусства российских мастеров.

Задачи: формировать умение замечать и находить основные средства выразительности филимоновской росписи: цвет, орнамент, элементы орнамента; научить выделять особенности элементов орнамента филимоновской росписи (нарядность и весёлость бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, ёлочки, розетки); продолжать развивать интерес к изучению народных промыслов; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев; обратить внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества; развивать творческие способности детей, воображение, память, внимание, восприятие формы и размера. Формировать и расширять знания, умения и навыки безопасной работы с различными материалами.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.

Актуальность проекта. Современные дети, а порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом. И хорошо, что сегодня происходит возвращение к народным традициям, ценностям. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца и многое другое. Интерес к произведениям народных мастеров усиливается. И наша задача – поддерживать и приобщать детей к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству.

Так, при знакомстве декоративно – прикладным искусством, мы рассматривали народные игрушки. Воспитанники рассмотрели игрушки и задали вопросы: «Почему игрушки назвали филимоновскими?»,

«Кто изготавливал игрушки?», «Как рождается игрушка?»

Так и родился наш проект «Филимоновская игрушка».

Проект: творческо-познавательный.

Цель проекта: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей возникновения игрушки.

2. Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.

3. Формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

4. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Участники проекта: старший воспитатель: Казакова Людмила Викторовна, воспитатели: Кузнецова Нина Васильевна, Кутырева Татьяна Геннадьевна, Тушина Елена Александровна; воспитанники старшей группы (возраст от 5 до 6 лет) и родители.

Сроки реализации: краткосрочный (01.11.2018 г по 31.11.2018 г.)

Материальное обеспечение проекта:

  1. Составление презентации «Филимоновская игрушка».
  2. Разработка группового проекта, конспектов мероприятий.
  3. Оформление папки-передвижки «История филимоновской игрушки».

Ожидаемые результаты:

1. У воспитанников сформируются первоначальные представления об истории «Филимоновской игрушки».

2. Сформируется у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3.Раскроются творческие способности у детей, самостоятельность в создании своей необычной игрушки.

Реализация проекта:

1этап: Подготовительный этап.

2этап: Творчески-познавательный.

3этап: Заключительный.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

  1. Анализ методической литературы.
  2. Подборка материала о филимоновской игрушке.
  3. Оформление папки-передвижки «История филимоновской игрушки».
  4. Подготовка презентации «Филимоновская игрушка».
  5. Составление конспекта развлечения « Ярмарка игрушек».
  6. Изготовление родителями детских костюмов и атрибутов для развлечения «Ярмарка игрушек»

2 этап: творческо-познавательная деятельность

  1. Беседа «Творчество филимоновских мастеров».
  2. Оформление книжного уголка в группе для детей и информационной зоны для родителей.
  3. Рассматривание образцов филимоновской росписи.
  4. Просмотр видеоматериала «В мастерской филимоновской игрушки».
  5. Лепка игрушек из соленого теста
  6. Рисование «Роспись филимоновской игрушки».
  7. Пластилинография
  8. Проведение развлечения «Ярмарка игрушек».

3 этап: заключительный

На заключительном этапе организовали совместно с родителями мини-музей «Народные промыслы».

В итоге проведённой работе по проекту можно отметить следующие результаты:

1. У воспитанников сформировались первоначальные представления об истории филимоновской игрушки.

2. У воспитанников появилась потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания своей необычной игрушки.

Совместная детско-взрослая деятельность






Детские работы




Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Читайте также: