Филимоновская игрушка урок изо 5 класс

Обновлено: 10.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по теме:

«Древние образы в современных народных игрушках».

«Филимоновская игрушка».

- способствовать ознакомлению учащихся с художественным промыслом Филимоновская игрушка, с особенностью росписи и лепки;

- создать условия для расширения знаний о художественных народных промыслах, народных умельцах;

- воспитание интереса и любви к родной культуре;

- способствовать развитию образных представлений, художественного вкуса.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, экран, презентация.

Для учащихся: таблицы с образцами росписи, цветные карандаши, восковые мелки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка .

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере - осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно- эстетической сфере – овладевают художественным ( эстетическим ) вкусом;

в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях игрушек; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные : осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно – творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности; стремятся использовать художественные умения для создания красивой композиции.

Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; овладевают способностями оценивать результаты художественно –творческой деятельности, собственной и одноклассников; активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.)

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись и тихонечко сели.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами- одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Россия славится своими традиционными народными промыслами. Назовите самые известные. Слайд 3.

Есть еще один традиционный промысел, который вот уже несколько столетий радует нас своими неповторимыми образами. Это – глиняная игрушка.

В глубокой древности игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли ими свой дом.

- Как вы думаете, для чего?

Игрушки обладали магической силой и в представлении предков, оберегали людей от всякого зла.

Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь предела нет фантазии мастеров - игрушечников. Хотите вы познакомиться с такими игрушками. Как и у любого промысла у таких игрушек есть свое название. Попробуйте угадать это название.

Слайд (и предложенных букв составить название)

(Филимоновская игрушка) Правильно. Это и будет темой нашего урока.

Слайд Поставить цели урока вам помогут слова: узнать, применить

Работа с информацией. Работа в группах.

У вас на партах лежит информация о филимоновской игрушке.

1 группа – История промысла Филимоновской игрушки

2 группа – Какие образы мы можем встретить в Филимоновской игрушке.

3 группа – Основные элементы росписи и цвета, используемые в орнаменте Филимоновской игрушки

Правила работы в группе

1. Говорите коротко, по делу.

2. Выслушивайте все мнения.

3. Не согласны – предлагайте свои идеи.

4. Работайте дружно.

5. Соблюдайте дисциплину.

От группы представитель отвечает на предложенные вопросы.

Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни.

Я думаю, что будет верным утверждение, что это сказочные образы игрушек. Почему? И живут они в сказочной деревне Филимоново. А как она выглядит, давайте пофантазируем. ( ответы детей)

Прежде чем создать такую деревню, немного отдохнем.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахали,

Друг на друга посмотрели,

Шесть - на место тихо сели.

В каждой деревне были мастера, которые делали игрушки, назывались они игрушечных дел мастера, иногда сами мастера расписывали игрушки, но были и художники, которые занимались росписью.

Хотели бы вы побыть в роли художников?

1 группа – рисует дома

2 группа – рисует деревья

3 группа – рисует животных

4 группа – наклеивает.

Практическая работа.( во время работы звучит музыка)

Вывешивается работа на доску. Оценивается работа.

Слайд Оцените свою работу по критериям.

1. Правильно выполнен орнамент, узор – 2 балла
2. Использованы верные цвета – 2 балла
3. Рисунок выполнен аккуратно – 1 балл

Поднимите кружочки: красные – «5», желтые – «4», зеленые – «3»

Поработали творчески и с интересом.

Вернемся к целям урока. Выполнили или нет?

Если не испытали никаких трудностей при выполнении работы – красный кружок

Если испытали какие – либо трудности - желтый кружок.

Преобладает красный цвет – цвет творчества. Я желаю вам творческих успехов.

приобретение опыта создания художественного образа дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек через их роспись.

Дать сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, каргопольские, филимоновские игрушки, учить передавать в лепных изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; лепить фигурки по мотивам народных игрушек, освоить их декоративную роспись; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески

и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; развивать творческие способности детей

Научить передавать единство формы и декора в игрушке.

Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

компьютер, экран, презентация 1 «Древние образы в современной народной игрушке», презентация 2 «Технология создания глиняных игрушек», учебник и рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса, игрушки.

игрушка из глины (пластилина), (вариант: рисунок игрушки) одного из промыслов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения : узнают об элементах дымковской, коргопольской и филимоновской росписи, научатся выполнять декоративную работу.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – научиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о приемах рисования элементов декоративной росписи игрушек;

регулятивные – научится принимать и сохранять учебную задачу;

коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности.

Организационная структура урока

1. Организация класса

1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

2. Проверка рабочего места.

3. Организация внимания.

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Слушают учителя.

Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний учащихся

1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

1. Загадать загадку.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.

Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поёт, не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
А зовут её … (народная игрушка)

Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности.

- Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи. Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. (К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным.) Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. -Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Возвращаемся к началу урока.

- Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены игрушки, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

2. Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве?

3. Делаю вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба).

Предлагаю открыть учебники.

Слушают, участвуют в формулировании цели.

2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах.

- самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели;

- дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек.

3. Изучение нового материала

1. Сформулировать тему и учебную задачу урока.

2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?».

2.Демонстрирую слайд 1 в презентации 1 и сообщаю тему урока.

3. Задаю вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

4. Постановка художественной задачи.

5. Показываю приёмы и последовательность выполнения одной игрушки.

Базовый уровень - рисунок игрушки) одного из промыслов.

Высокий – лепка игрушки по схеме в учебнике или свистульки по продемонстрированной схеме.

1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок.

2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

3. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов.

Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

4. Закрепление новых знаний и способов действий.

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию.

1. Предлагаю самим выполнить игрушку, используя традиции одного из промыслов.

2. Обеспечить контроль

за выполнением задания.

1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат.

осуществляют работу по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки).

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

осуществляют взаимоконтроль, оценивание.

межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой.

5. Этап контроля

Контроль за правильностью выполнения способа действия.

1. - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

Дать инструкцию по выполнению диагностической работы.

2. Предлагаю рассказать, какие способы применили при создании своего образа игрушки и декорирования.

3. Задаю задание по разгадыванию кроссворда

1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов.

2. Разгадывают кроссворд в рабочей тетради.

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

рефлексия своих действий.

осуществляют пошаговый контроль по результату.

6. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

- А вы знаете, что мы познакомились только с тремя промыслами. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. Организация дифференцированного ДЗ.

Информация о домашнем задании (2 мин). Базовый: Занести в словарь и выучить определения (солярные знаки, народные промыслы). Повышенный: найти в интернете понятие «солярные знаки» и рассказать об их значении в народном творчестве.

Высокий: сделать презентацию «Расписные глиняные игрушки».

Представление права выбора ДЗ.

Делают выбор ДЗ, задают вопросы.

участвуют в обсуждении вариантов ДЗ.

осуществляют выбор в выполнении ДЗ.

1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников.

Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

1. - Где мы с вами сегодня «побывали», и с каким искусством познакомились?

2. - Где можно познакомиться с искусством глиняной игрушки?

3. - Что вы узнали нового?

4. - Почему называют глиняную игрушку народным искусством?

5. - Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему? Учитель: --предлагаю выбрать смайлик (улыбка - понравилось, печаль-нет) – понравился ли ученикам урок. Учитель: А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд!

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

2. Убирают рабочее место.

- умеют использовать речь для регуляции своего действия;

- строят понятные для собеседника высказывания.

- дают объективную самооценку результатов своей деятельности.

3. Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов - Москва: Белый город, 2004. – 47с.

4. Пономарев Е. Я познаю мир: История ремесел / Е. Пономарев, Т. Пономарева– М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 200 – 416 с.: ил.

Данный урок изобразительного искусства – это урок знакомства с глиняной игрушкой: дымковской, каргопольской, филимоновской.

Урок соответствует принципам обучения. Материал доступный, научный.

Урок соответствует психофизическим особенностям школьников.

Дидактический материал, используемый на уроке, соответствует теме урока и способствует реализации поставленных целей.

Этапы урока логически увязаны. Они развивают интерес учащихся к народному промыслу, истории, воспитывают аккуратность и последовательность.

Обучение проводи тся информационно-коммуникативным, деятельностным, проблемным методами.

Спланированы комфортные условия каждому ребенку.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Свистулька «Птичка ». МБОУ-СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Брянской области Автор: Марина Владимировна Малыгина учитель ИЗО первой категории 2014 – 2015 уч. год

Все филимоновские игрушки – свистульки. Это делает их более забавными и интересными. Свистулька – птичка, свистулька – корова, даже «барыня» и «солдат» держат под рукой птичку – свистульку, которую мастерицы из Филимоново называют «курицей ». Но сделать свисток – совсем не простая задача. Поэтому возьмем несложные формы. Например, вот такую маленькую птичку или кувшинчик. Их можно сделать в виде кулонов, если привязать к ним красивую веревочку.

Возьмем кусочек глины величиной чуть больше грецкого ореха. Разомнем из него пластину, обернем вокруг пальца, чтобы сделать полую (пустую внутри) форму. Сожмем нашу полую форму на пальце с одной стороны, придав ей форму цилиндра. Снимем с пальца. С другой стороны вылепим горлышко кувшина или готовку птички (смотря, что вы выбрали). Стараемся не смять внутреннюю полость формы, когда лепим горлышко кувшина или головку птицы. Теперь лепим свисток по схеме.

Полая форма птички уже готова. Стеком вертикально протыкаем дырочку вниз. Вытаскиваем стек и пальцем примнем слегка спинку птички сверху. Можно двумя пальцами слегка сжать цилиндр свистка. Горизонтально проткнем плоским тонким стеком цилиндр свистка так, чтобы кончик стека вышел над спинкой птички. «Язычок» должен получится прямо напротив щели, в которую затем будем дуть. Пробовать получится звук или нет можно сразу в процессе лепки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Филимоновские глиняные игрушки Подготовила учитель МКОУ «Верхнелуговатской СО.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


«Имидж современного студента как часть образовательной среды»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Филимоновские глиняные игрушки Подготовила учитель МКОУ «Верхнелуговатской СО.

Филимоновские глиняные игрушки Подготовила учитель МКОУ «Верхнелуговатской СОШ» Кутищева В.Н.

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Фил.

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки. Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской обла.

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕК Большинство изделий, созданные филмоновскими масте.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕК Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки. Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от д.

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы. Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Отличительная особенность филимоновских игрушек – выт.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

ПОЭТАПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ: 1. Сперва лепилась предварительная форма фигур.

ПОЭТАПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ: 1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки. 2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки. 3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

РОСПИСЬ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Палитра для росписи была довольно скудная – чащ.

РОСПИСЬ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый. Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки. Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: изобразительное искусство. Тема урока: Филимоновская игрушка.Работа соответствует теме урока и требованиям ФГОС. Данная презентация составлена с учётом структурных этапов урока. Обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие, поэтапную организацию познавательной деятельности. Дано практическое задание.

Просмотр содержимого документа
«5 kласс "Филимоновская игрушка"»

Учитель изобразительного искусства КирсановаН.В. МАОУ лицей № 10 Города Советска Калининградской области

Учитель изобразительного искусства КирсановаН.В.

Города Советска Калининградской области

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. https://www.youtube.com/watch?v=rMIOgxVx3ww

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32596/episode_id/291448/video_id/291448/

По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.

Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.

Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками.

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками.

Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.



Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


«Имидж современного студента как часть образовательной среды»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:


История игрушки Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области.

История игрушки Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. (В. Василенко)

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружи.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали иг.

Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Особенности филимоновской игрушки Условно все игрушки можно разделить на неск.

Особенности филимоновской игрушки Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

Особенности филимоновской игрушки 2) животные – олень, корова, конь, баран, к.

Особенности филимоновской игрушки 2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

Особенности филимоновской игрушки 3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

Особенности филимоновской игрушки 3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

Особенности филимоновской игрушки 4) многофигурные композиции – чаепитие, тро.

Особенности филимоновской игрушки 4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Филимоновские игрушки имеют характерно вытянутые фигуры. Оказывается все дело.

Филимоновские игрушки имеют характерно вытянутые фигуры. Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. Пос.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет. Расписывают свистульки прямо по белой обожжённой глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

Последовательность росписи Сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом и.

Последовательность росписи Сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным или розовым; затем зеленым, реже синим и фиолетовым.

Узоры филимоновских игрушек: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треуг.

Узоры филимоновских игрушек: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминали о связях человека и природы и по старинному поверью, несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Основным элементом филимоновской росписи часто выступают полоски. Иногда их д.

Основным элементом филимоновской росписи часто выступают полоски. Иногда их дополняют более сложным узором. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, розовым, зеленым, желтым. Но орнамент на юбках, передниках и штанах у кукол разнообразный. Лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь глаза и рот-пятнышки.

Почти все игрушки - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть. А где же с.

Почти все игрушки - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть. А где же свисток? В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящес.

Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

Рефлексия Почему игрушка называется филимоновской? Особенности филимоновской.

Рефлексия Почему игрушка называется филимоновской? Особенности филимоновской игрушки? Какие цвета традиционны при росписи игрушки? Нравятся ли вам эти игрушки?

ЗАДАНИЕ: Выполнить роспись эскиза игрушки в стиле Филимоново

ЗАДАНИЕ: Выполнить роспись эскиза игрушки в стиле Филимоново

ЗАДАНИЕ: Приготовьте для работы необходимые цвета:

ЗАДАНИЕ: Приготовьте для работы необходимые цвета:

Образцы игрушек и росписи

Образцы игрушек и росписи

Образцы игрушек и росписи

Образцы игрушек и росписи

Образцы игрушек и росписи

Образцы игрушек и росписи

Образцы игрушек и росписи

Образцы игрушек и росписи

Желаю творческих успехов!

Желаю творческих успехов!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 089 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Древние образы в современных народных игрушках

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
  • Учебник: «Мировая художественная культура», Солодовников Ю.А.
  • Тема: § 5. Храм и космос

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 08.12.2020 305
  • PPTX 25.2 мбайт
  • 33 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ботвиновская Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

69 минут

«Влияние искусства на формирование личности ребенка»

90 минут

«Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников»

144 минуты

«Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: