Филимоновская игрушка всадник на коне

Обновлено: 17.05.2024

Филимоновский народный промысел зародился на Тульской земле в Одоевском районе, в деревне Филимоново. Специалисты затрудняются назвать точное время его возникновения, но некоторые исторические источники указывают на XVI век. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона — беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза (то есть иконописца) и игрушечника.

К середине XIX века филимоновские изделия уже были хорошо известны за пределами Одоевского уезда. По традиции, посуду делали гончары-мужчины, а игрушками-свистульками занимались женщины. Окрестные жители звали их «свистуличницами». Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства, не прерывая эту линию даже в самые трудные времена. В сложные годы голода или сражений игрушек становилось меньше, но окончательно они никогда не исчезали.

Лепили изделия, как правило, с поздней осени. Сушили на русской печи или на лежанках. В феврале–марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках. В разных семьях были свои секреты лепки и раскраски, но основной стиль оставался схожим и сохранялся веками.

Филимоновскую игрушку формировали из местной глины — «синики». Пластичная и жирная, при просушке она легко деформировалась: в глине возникали мелкие трещинки, которые мастерицы заглаживали влажной рукой. При этом формы фигурки вытягивались, приобретая изящные изогнутые линии.

После обжига «синика» приобретала ровный белый цвет, поэтому игрушки даже не нужно было грунтовать. Окрашивали их обычно в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда применяли голубой и фиолетовый оттенки. Краски часто были полупрозрачные, и при наложении одной на другую образовывали еще два-три цвета. Так фигурки получали радужные расцветки.

Современные филимоновские мастера лепят игрушку из той же глины, что и старые гончары. Они обжигают ее в муфельных печах и расписывают яркими акриловыми красками. Какую бы сложную форму ни задумал художник, традиционную игрушку всегда делают свистулькой.

Филимоновский народный промысел зародился на Тульской земле в Одоевском районе, в деревне Филимоново. Специалисты затрудняются назвать точное время его возникновения, но некоторые исторические источники указывают на XVI век. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона — беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза (то есть иконописца) и игрушечника.

К середине XIX века филимоновские изделия уже были хорошо известны за пределами Одоевского уезда. По традиции, посуду делали гончары-мужчины, а игрушками-свистульками занимались женщины. Окрестные жители звали их «свистуличницами». Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства, не прерывая эту линию даже в самые трудные времена. В сложные годы голода или сражений игрушек становилось меньше, но окончательно они никогда не исчезали.

Лепили изделия, как правило, с поздней осени. Сушили на русской печи или на лежанках. В феврале–марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках. В разных семьях были свои секреты лепки и раскраски, но основной стиль оставался схожим и сохранялся веками.

Филимоновскую игрушку формировали из местной глины — «синики». Пластичная и жирная, при просушке она легко деформировалась: в глине возникали мелкие трещинки, которые мастерицы заглаживали влажной рукой. При этом формы фигурки вытягивались, приобретая изящные изогнутые линии.

После обжига «синика» приобретала ровный белый цвет, поэтому игрушки даже не нужно было грунтовать. Окрашивали их обычно в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда применяли голубой и фиолетовый оттенки. Краски часто были полупрозрачные, и при наложении одной на другую образовывали еще два-три цвета. Так фигурки получали радужные расцветки.

Современные филимоновские мастера лепят игрушку из той же глины, что и старые гончары. Они обжигают ее в муфельных печах и расписывают яркими акриловыми красками. Какую бы сложную форму ни задумал художник, традиционную игрушку всегда делают свистулькой.

филимоновская игрушка - всадник на коне

В музеях и частных собраниях современная филимоновская игрушка довольно широко представлена произведениями конца 1950 – 1970-х годов. Это тот период, когда промысел оживился и обновился благодаря вниманию сотрудников НИИ художественной промышленности, музейных работников, а также коллекционеров и любителей глиняной игрушки. Однако подъем длился недолго, так как вскоре очаг народного творчества в Филимонове перестал существовать. Поэтому филимоновские игрушки, выполненные даже в 1970-е годы, сейчас уже становятся раритетом.

филимоновская игрушка - семья

А.И.Карпова. Семья. Середина 1960-х гг.

Игрушки, созданные в 1950-1970-е годы, количественно превосходят редкие образцы рубежа XIX-XX веков. Поэтому на их примере можно полнее представить ассортимент старых изделий. Самые характерные персонажи – барыни, солдаты, всадники и крестьянки, все – несколько увеличенных размеров (более20 сантиметров, иногда даже 30-35). Несмотря на это, в их формах по-прежнему ощущается определенное изящество, плавность, грациозность линий и особая пластичность лепки, обусловленная мягкостью и податливостью глины, а также профессионализмом мастериц, свободно владеющих местными приемами ремесла.

филимоновская игрушка

А.Г.Карпова.Солдат с курицей и цыпленком. Вторая половина 1960-х гг. А.И.Карпова.Любота. Вторая половина 1960-х гг. А.Г.Карпова.Солдат с уткой.1968г.

Практически все филимоновские игрушки – это свистульки.Обычно свисток расположен сзади, в хвосте животных и птиц. Там же, где хвост слишком мал, например, у свиньи, свисток совмещен с задней ногой. У барынь и солдат свисток расположен на фигурках птиц, которые они держат в руках. Однако наличие свистка – скорее дань традиции: размеры и вес многих игрушек весьма внушительны.

филимоновская игрушка

А.Г.Карпова. Молодки с детьми. 1968г.

Эту, по сути, скульптуру и лепили «скульптурным способом», используя палец в качестве станка. Женские фигуры тянули целиком, от юбки до головы, при этом очень ловко закручивая шляпку. Юбки получались очень устойчивыми, высокими, с плавным пологим расширением книзу. Верхняя же часть тулова была слишком маленькой. Ее уравновешивают фигурки ребенка и птицы: ребенок – на одной руке барыни, а птица – в другой. Причем женские персонажи лепили двух видов: барынь и крестьянок Различие – в формах юбок и головных уборов. У барынь юбки – колоколообразные, на головах – модные шляпки с высоким верхом, а иногда и с настоящим куриным пером, воткнутым в глиняное тесто. Отверстие для него протыкали иголкой в сырой глине, перед обжигом, а само перышко часто подкрашивали яркими красками. У крестьянок колокол юбки несколько спрямленный, линии его соответствуют очертаниям народной одежды. На голове вместо шляпки повойник – местный головной убор. Крестьянки чаще держат в руках уточек. Думается, это не случайно: утка в славянской мифологии – символ воды, она связана с образом берегини, праматери всего сущего. Интересно, что в русской народной вышивке языческую богиню часто тоже изображали с птицами в руках, уткой или петухом – символом утра и солнца.

Очень своеобразны филимоновские солдаты – высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию с погонами и пуговицами, полосатых или цветных штанах, маленькой шляпе с козырьком или с полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Солдат здесь делают без подставок, поэтому каблуки создают дополнительную опору для не очень устойчивых фигурок. Под мышкой солдаты тоже, как и барыни, держат птиц.

филимоновские игрушки -птицы

Образ птицы, любимый и распространенный в игрушечных промыслах, многократно и довольно разнообразно повторяется в Фиоимонове. Здесь существует много вариантов «уточек», «петушков» и «курочек». «Петушки» и «курочки» есть и в парах, и в одиночку. У «петушков» - характерный гребешок и хвостик вместо свистка, а «курочку» изображают чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.

Распространен в филимоновской игрушке сюжет дерущихся «петушков», а также парные композиции: «Солдат кормит курицу», «Лиса и петух». «Уточки», в отличие от «курочки» и «петушка», имеют своеобразную форму, не похожую на предыдущих птиц. Они больше напоминают дракончиков на двух ногах с третьей опорой на свисток.

филимоновские игрушки

А.Г.Карпова. Медведь с чашкой ягод. 1968г. Е.А.Орлова. Лиса с зеркалом. 1983г.

Образы животных, как и птиц, в Филимонове несколько таинственны: у них не всегда легко определить прообраз, потому что их подлинная сущность скрыта от глаз за внешней, условно-фантастической формой. В филимоновской игрушке есть фигурки не то волка, не то медведя, не похожие на свой оригинал. Медведи здесь не такие, какими их изображают в Каргополе, Дымкове или Скопине. У филимоновского мишки – узкая волчья морда и тонкое гибкое тело, он сидит на задних лапах, иногда с зеркалом в передних, напоминая скорее фантастического зверя – оборотня.

филимоновская игрушка

Все эти игрушки созданы в определенной стилистической манере. Здесь не фактический, не натуралистический подход к изображаемому объекту, а именно стилистический – ведь художник вполне сознательно перерабатывает форму так, чтобы она смотрелась не как анатомическая иллюстрация, а как поэтическое произведение.

филимоновская игрушка

А.Г.Карпова.Коза. 1968г. А.Г.Карпова.Волк с ягненком в зубах. 1968г. А.И.карпова.Конь. 1970г.

Таковы и филимоновские кони – стройные, высокие, с маленькой изящной головкой на длинной шее. И хотя шея у них по длине не уступает шее жирафа, конь все равно сразу же и безошибочно узнается. В магических представлениях вятичей конь – один из символов, передающих многогранный образ солнца. Поэтому роспись в виде кольцеобразных линий, среди которых преобладают красный и желтый цвета, смотрится очень органично.

Тут следует отметить, что красные и желтые краски есть обязательно на всех игрушках без исключения. Реже используются синяя и зеленая. В современной игрушке, для росписи которой применяются анилиновые красители, вместо красного может быть малиновый, а вместо синего – фиолетовый цвет. В сравнении с ними более благородный колорит старых игшрушек значительно выигрывает.

В целом, если иметь в виду сюжеты, филимоновские игрушки гораздо однообразнее, чем каргопольские или вятские. Но некоторое однообразие не мешает филимоновской игрушке быть изощренной, утонченной и даже рафинированной. Ей присуща и особая экспрессия. По пластической выразительности филимоновская ярче любой другой русской игрушки.

филимоновская игрушка- коровы

П.И.Илюхина.Корова. А.Ф.Масленникова.Корова. Конец 1960-х гг.

Загадочный мир филимоновских игрушек един и многолик в то же время. Его единство рождено одной художественной традицией, индивидуальные манеры как будто растворяются в общих чертах местного стиля. Однако эту традицию развивали и варьировали многие мастерицы, каждая в меру своих творческих способностей.

филимоновская игрушка

А.Г.Карпова. Доярка скоровой.Конец 1980-х гг. Е.К.Евдокимова. Всадник на трехголовом коне. 1981г.

Создатели игрушки – это династии Масленниковых, Карповых, Дербеневых, Евдокимовых, Зайцевых. До наших дней самобытный стиль филимоновской пластики дошел в работах уроженок деревни, старейших мастериц, заслуженных художниц РСФСР: А.Г.Зайцевой (1897 – 1985), А.И.Карповой (1910 – 1983), А.Г.Карповой (1911 – 1992); членов Союза художников СССР: А.Ф.Масленниковой (1910 – 1970), А.И.Дербеневой (1909 – 1990), Е.К.Евдокимовой (1912 – 1993), Е.И.Лукьяновой (1912 – 2002). Это они во второй половине XX века дали новую жизнь древнему игрушечному промыслу и принесли ему широкую популярность. Их творения неизменно пользовались успехом не только на местных ярмарках, но и на художественных выставках разных рангов, как областных, так и международных, музеи и коллекционеры приобретали их как ценнейшие экспонаты народного творчества.

филимоновская игрушка - коровы

Е.И.Карпова. Коровы. конец 1960-х гг.

Особенно великолепны сохранившиеся в музеях и частных коллекциях игрушки Александры Федоровны Масленниковой. Она любила лепить животных. Ее коровы воплощают своеобразную красоту, наивность и горделивое кокетство. Иной пластикой отличаются коровы Елены Ивановны Карповой. У ее коровок короткие ноги и головы с тяжелыми большими рогами, налепы вокруг глаз напоминают очки. Основные цвета росписи - желтые и темно-синие; полосы перемежаются орнаментальными мотивами.

филимоновская игрушка

А.Г.Зайцева.Петух.1983г. А.Г.Карпова.Петух.1968г. Е.А.Орлова.Пастух.1983г.

В игрушках Александры Гавриловны Карповой своеобразно сочетаются грубоватость и изящество, все ее игрушки вытянутых, удлиненных пропорций. Роспись классическая для Филимонова – полоски; несколько сумрачный колорит– малиновых, темно-зеленых и лиловых оттенков.

Антонина Ильинична Карпова большое внимание уделяет лепке. Ее фигурки обладают выразительными линиями силуэта, тонко проработанной моделировкой объемов. Роспись их яркая, многоцветная. Особый творческий почерк у Анны Иосифовны Дербеневой: строгая фронтальность игрушек часто нарушается, присутствуют новые мотивы в орнаменте.

В Филимонове сейчас уже нет старых мастериц, а на месте самой деревни возводятся дачи и коттеджи. Но в Туле и Одоеве живут и работают потомки нескольких знаменитых игрушечных династий: А.И.Гончарова (внучка А.И.Карповой, правнучка А.Г.Дербеневой), Е.А.Орлова (внучка А.И.Дербеневой и А.Ф.Масленниковой), которые приобщили к лепке игрушек своих детей.

В 1980-х годах в г.Одоеве серьезно увлекся филимоновским искусством художник Н.В.Денисов, который не только сам лепил игрушку, но и привлекал к этому делу молодых учеников.

филимоновская игрушка

В поисках интересных тем для уроков просматривала свои залежи материалов по народной игрушке. Обнаружила среди них большой конспект статьи про филимоновскую игрушку. Статью читала лет десять назад в журнале «Антиквариат». Не смотря на то, что я уже писала немного о филимоновской игрушке, решила, что этот материал не будет здесь лишним.

Впервые наши современники смогли познакомиться с филимоновскими игрушками на выставке русской народной игрушки, состоявшейся в Москве в 1959 году. Стройные барыни в юбках колоколом, с тонкими талиями и изящными головками, всадники на удивительных лошадях, напоминающих жирафов, небывалые полосатые звери сразу привлекли внимание посетителей. Эти яркие игрушки с геометрическими узорами желтого, малинового, синего и зеленого цвета, сильно отличались от хорошо известных к этому времени дымковских барынь, кормилок и всадников. Они стали открытием не только для любителей русского народного искусства, но и для специалистов.

филимоновская игрушка - барыни

Очаг народного творчества в деревне Филимоново, который после десятилетий забвения вновь затеплился в 1950-е годы, был обнаружен сотрудниками НИИ художественной промышленности во время экспедиционного обследования Тульской области. Несколько пожилых мастериц в расположенной вдалеке от дорог деревне вспомнили – очевидно под влиянием успехов дымковских умелиц и возникшего в те годы общего интереса к народному искусству – полузабытое уже ремесло лепки игрушек.

филимоновская игрушка - конь, лось, корова

Филимоновские творения выглядят гораздо архаичнее дымковских, что и породило ошибку в проспекте выставки 1959 года, где были неправильно указаны даты их создания: «VIII – XX века». На самом же деле, филимоновские игрушки, представленные в экспозиции, были выполнены тогда же в 50-е годы XX века, но в их формах, орнаменте можно проследить тысячелетнюю традицию. Очень похожие фигурки из глины (X – XI век) были найдены археологами при раскопках в Киеве. Силуэты филимоновских игрушек напоминают рисунки старинных народных вышивок из северных областей России.

филимоновская игрушка - кувшинчик

Более того, некоторые специалисты сравнивают формы и роспись филимоновских изделий с доисторическими рисунками пещер Сахары или видят в них сходство с индийской народной пластикой. Однако наибольшее сходство по лепке и по росписи филимоновские игрушки имеют с древнегреческой терракотовой скульптурой. Так или иначе, ясно одно – они созданы в соответствии с теми глубинными закономерностями творчества, которые сближают порой даже очень отдаленных и географически и по времени художников.

филимоновская игрушка - барыня

Более знакомая широкому кругу зрителей дымковская игрушка таких ассоциаций не вызывает, напротив, она воспринимается как типично русское явление, вроде матрешки и балалайки. Образное различие произведений из двух центров – Дымкова и Филимонова – можно объяснить и тем, что если вятские мастерицы испытали на себе сильное влияние города, то Филимоново на протяжении всей своей истории оставалось глухой деревней, лежащей вдали от дорог. К концу XIX века изделия многих народных промыслов, и дымковского в том числе, стали декоративными сувенирами, уйдя далеко от своих древних прототипов. Филимоновская же игрушка продолжала оставаться крестьянской по своему существу потому, что ее создатели были крепко связаны с деревенским трудом, с землей, и воспринимали мир на рубеже XIX и XX веков точно так же, как и их предки в древние времена. Однако далеко не всему находится объяснение – в истории филимоновского промысла все еще много загадок.

Как правило, изготовление глиняных игрушек неотделимо от гончарного ремесла. Когда стали заниматься гончарством в Филимонове – неизвестно. Есть предание о горшечнике Филимоне, который начал здесь «глиняное дело». Прибыл он сюда еще при Иване Грозном. От старика Филимона будто бы и название деревни пошло, и гончарное дело зародилось.

филимоновская игрушка - коза, доярка с коровой

Однако, судя по всему, филимоновская игрушка явно связана с более глубокими пластами истории. Безусловный факт, что филимоновский промысел возник на территории бассейна Оки, где в древности обитали племена вятичей. Поэтому можно предположить, что в облике глиняных фигурок из Филимонова закрепились черты племенной магии. Ведь известно, что в далекие времена практически повсеместно глиняные фигурки носили культовый характер, а затем они утратили свое религиозное назначение, став любимой детской забавой или украшением жилища.

Самые ранние сведения о промысле относятся лишь ко второй половине XIX века, когда он уже приобрел черты развитого производства, а деревня Филимоново была известна своими гончарами и «свистулечницами» далеко за пределами Одоевского района. Тогда семьдесят пять из ста деревенских домов кормились гончарством; семейным делом была и лепка игрушек. Земля здесь скудная, без подсобного промысла невозможно было выжить. А вот богатые залежи хорошей глины нескольких сортов способствовали развитию гончарного и игрушечного ремесла.

Кстати сказать, все, кто когда-либо побывал в Филимонове, отмечают великолепие пейзажа в этом районе. Деревня расположена в прекрасной местности, пересеченной живописными оврагами, поросшими орешником. Особенно красива здесь река Упа, в водах которой отражаются вековые ивы. Нет сомнений, что красота здешней природы сыграла не последнюю роль в развитии у филимоновских мастериц высокого чувства прекрасного.

Так же как и в других районах производства керамики, мужчины здесь занимались «настоящим» делом – тянули на гончарных кругах горшки, кринки, печные трубы, изготавливали черепицу. А лепка игрушек, которая, как и везде, считалась чем-то второстепенным, не заслуживающим серьезного внимания, была уделом женщин. Девочки начинали работать рано, с 5-6 лет. Они посвящали лепке игрушек все свободное от сельскохозяйственных работ время – занимаясь этим с поста и до Пасхи целые дни.

филимоновские мастерицы

Игрушечное ремесло приносило семьям неплохой доход. За сезон мастерица изготовляла две-три тысячи игрушек, которые продавались по цене 3-7 копеек за штуку. Таким образом девушки не только помогали семьям, но и готовили себе приданое.

Зарабатывали филимоновские девушки иногда поболе мужчин-гончаров, а потому считались завидной партией и были самыми разборчивыми невестами.

NB Так как материал про филимоновскую игрушку получился довольно объемный, я разбила его на три части. Постараюсь в ближайшее время опубликовать остальные.

Читайте также: