Филимоновская игрушка занятие в доу

Обновлено: 26.04.2024

Программное содержание: продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно – прикладного искусства, выделять элементы росписи.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Закрепить приём рисования концом кисти. Активизировать речь детей, подбирать эпитеты прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров умельцев, интерес к их работе, желание повторить узор игрушки.

Материал: силуэты из бумаги филимоновских петушков, кисти толстые и тонкие, краски акварельные, вода в непроливайках, павло-посадский платок, корзина маленького размера, игрушки-свистульки филимоновских мастеров: девица с петухом, уточка, петушок; плакат «филимоновские узоры», счётные палочки жёлтого, зелёного, красного цвета, музыка релакс.

- рассматривание филимоновских игрушек;

- беседа о народных промыслах;

- чтение стихотворений, потешек, загадок;

- рисование филимоновского козлика;

- рассматривание альбома « Филимоновские игрушки - свистульки».

- зажелтение силуэтов филимоновского петушка.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Дети встают полукругом на ковре, здороваются с гостями .

Воспитатель: Ребята, вам нравятся сюрпризы? (ответы детей)

Дети: Да, нравятся.

Воспитатель: Посмотрите, на столе нас ждёт какой-то сюрприз. В красивом узелке. Вам интересно узнать, что же там лежит?

Воспитатель развязывает узелок, а в нём корзинка, в ней филимоновские игрушки-свистульки.

« Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы, что добро в дома несут,

А добро там не простое, и не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.»

Эти игрушки сделали в деревне Филимоново. Что вы можете о них рассказать?

Дети: это разноцветные игрушки, ни свистят

Воспитатель: Да, верно, все эти игрушки являются свистульками. У них длинные шеи.

Воспитатель: а какие цвета используют мастера?

Дети: жёлтый, красный, зелёный.

Воспитатель: что делает сначала мастер?

Дети: делает зажелтение, т. е. делает её жёлтой, а потом уже рисует узоры, сначала красным цветом, а затем зелёным.

Воспитатель обращает внимание детей на плакат «филимоновские узоры».

Воспитатель: Дети, какие узоры вы узнаёте на этом плакате?

Дети: колесо, ёлочки, звёздочки, полоски, точки, круги.

Воспитатель: Посмотрите ребята ещё раз на филимоновские игрушки, у них есть одна отличительная особенность. Может кто-то из вас догадался?

Дети: длинная шея, маленькая головка.

Воспитатель: Верно, они вытянуты, будто чему-то удивляются. Молодцы, вы назвали все отличительные особенности филимоновских игрушек.

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столам и изобразить филимоновский узор ёлочку из счётных палочек. ( Дети выкладывают узоры разнообразя различными сочетаниями цвета палочек). Работают стоя у столов.

В завершении дети рассматривают узоры друг у друга, обращают внимание что кто-то сделал узор из одного цвета палочек, а кто-то применил все 3 цвета: жёлтый, красный, зелёный.

Воспитатель: Дети, а кто из вас знает стихи о филимоновских мастерах, игрушках

1. « Индя – индючок, ты похож на сундучок

Сундучок не простой: зелёный, красный, золотой».

2. « Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил».

3. « Посмотри, как хороша, эта девица-душа:

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт».

Звучит космическая музыка

Воспитатель: А теперь можно открыть глазки и посмотрите на экран: на нём

Филимоновская деревушка. Синий лес, холмы косогор. Лепят там из глины игрушку. И расписывают до сих пор.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Именно туда прибыл гончар (человек делающий посуду из глины) Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки.

А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям понравилось.

Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом ходить, за помощью.

Гончарили (делали посуду) мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки.

Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах.

Все игрушки очень весёлые, и когда их много - это праздник.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратится в филимоновских мастеров. А что мы с вами будем делать вы узнаете из моей загадки.

« Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю,

Детям спать не даю».

Про кого моя загадка?

Дети: « про петушка».

Воспитатель: Правильно! Давайте перед работой разомнём наши пальчики. Повторяйте вместе со мной.

«Он встаёт на заре, (соединяем большие и указательные пальцы)

Он поёт во дворе, (открываем и закрываем «клювик»)

На голове гребешок, (смыкаем пальцы в открытый замок)

Кто же это? Петушок ». ( открываем и закрываем замок из пальцев)

Самостоятельная деятельность детей, декоративное рисование .

Воспитатель обращает внимание детей на правильную посадку за столом, придерживание силуэта петушка левой рукой, рисование концом кисти, кисть держать тремя пальцами там, где у неё металлическая рубашка.

Во время рисования звучит музыка релакс.

Воспитатель: Сейчас мы вновь превратиться в детей: 1, 2, 3 возвращение приди.

Пока работы подсыхают воспитатель проводит рефлексию:

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось?

- Чем вы сегодня занимались?

- Вам было трудно рисовать филимоновский узор?

- Какие красивые петушки у вас получились!

(Дифференцированная оценка работ, дети отмечают лучшие, рассказывают о своей работе, воспитатель показывает творческие находки в рисунках детей).

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» : формировать умение слушать сказку, отвечать на поставленные вопросы.

«Художественное творчество» : продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах; закреплять умение рисовать гуашевыми красками, используя приемы: концом кисти, плашмя, формировать умение ритмично располагать узор на форме.

«Социализация» : воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к труду народных мастеров.

Оборудование: ковролин, плоскостные изображение героев сказки, схема с филимоновскими узорами, кисти, краски, подставки по количеству детей, глиняные изделия.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Хотите одну из них послушать?

В самом центре России, на высоком берегу реки стоит деревня. (Рассказывая, воспитатель прикрепляет на ковролин изображения реки, домов, людей и т. д. по ходу рассказа) Вдоль проселочной дороги рядами выстроились домики.

Однажды пришел в эту деревню человек, которого звали Филимон. Он обнаружил в этих местах отличную глину. Ребята, что можно делать с глиной, как её применять?

Правильно, из глины можно лепить. Вот и Филимон стал лепить из глины горшки и других научил. В честь него эту деревню назвали Филимоново.

Мужчины в Филимоново лепили посуду, а женщины - игрушки-свистульки. Это были петушки, козлики, барыни, кони. Дети помогали взрослым. Долгими зимними вечерами собирались все вместе и изготавливали различные изделия. Весной в огромной печи, которую специально для этого возводили, обжигали и игрушки и посуду. Это было зрелище необычной красоты. Игрушки получались белые, так как местная глина при обжиге белеет.

В те давние времена в деревнях не было красок и поэтому игрушки не расписывали. Когда появились краски, местные мастера стали украшать росписью глиняные игрушки. И они стали вот такими.

Посмотрите на них внимательно и скажите, какого цвета краски использовали умельцы? (Желтую, зеленую, синюю, красную). Украшали фигурки разными элементами. Чаще всего использовали чередующиеся полоски 2-х цветов, круги, которые обозначали солнце, звездочки, елочки, которые обозначали растительность, треугольники, которые обозначали землю.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки

Вот смотрите, этих лошадок нужно сделать яркими, нарядными. Хотите помочь им? Давайте украсим их, чтобы они отправились на праздник разнаряженные.

Лошадок мы будем украшать различными узорами, которые мы вспоминали. Использовать будем 3 цвета – красный, зеленый и жёлтый. Не забывайте, что элементы узора должны чередоваться. Начнем украшать. (Показ воспитателя) Работаем только кончиком кисти, чтобы линии получились тонкие и ровные. Работа детей.

Нарядные лошадки у нас получились?


Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни»

Конспект НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни» НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни». МАДОУ «Детский Сад №76 комбинированного вида» Подготовила воспитатель: Трехина Е. А.

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Избушка на опушке»

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Избушка на опушке» Цель: учить составлять целое из частей. Задачи: закрепить знание геометрических фигур квадрат и треугольник; формировать последовательность.

Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Бабочка. Монотипия» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение - детский сад №1 «Колокольчик» Конспект НОД по ИЗО в подготовительной.

Конспект НОД по ОО «Развитие речи» в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Конспект НОД по ОО «Развитие речи» старшая группа. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Цель: Учить детей составлять рассказы на.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Натюрморт» Тема: «Натюрморт» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. 2. Учить детей рисовать с натуры различные предметы,.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес»

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес» Тема: «Зимний лес» Цель: Продолжать учить рисовать сюжетную композицию на мятой бумаге с помощью различных художественных материалов. Упражнять.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки»

НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки» Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами необычный день, на улице падает снег, скоро наступят новогодние праздники, будем встречать на.

Занятие по рисованию «Филимоновская игрушка» Занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка». Цели: Познакомить детей с новым видом них росписи. Сравнивать и находить сходство.

Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки и ее отличительные особенности.

Задачи:

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.

2. Научиться украшать узорами фигурку, ориентируясь на образцы.

Воспитательные:

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

2. Учить расписывать шаблон игрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров.

Предварительная работа:

• рассматривание филимоновских игрушек,

• беседа о народных промыслах,

• рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки»,

• роспись шаблонов игрушек филимоновской росписью.

Ход занятия:

Беседа по картинкам:

- Что изображено на картинках? (игрушки- козлик, лошадка, барыня)

- Как эти игрушки называются? (филимоновские)

- А где делают такие игрушки? (в деревне Филимоново)

- А почему игрушки называют филимоновскими, а деревню Филимоново? (раньше жил в деревне дед Филимон, лепил игрушки из глины, вот и получили они такое название)

- А в наше время, кто делает филимоновские игрушки? (мастера)

Рассматривание элементов росписи:

Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому и родился такой промысел – глиняные свистульки.

Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое? Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.

Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?

Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка. В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.

Глина в этих краях очень эластичная и жирная. При просушке Филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.

Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревни в овраге. Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.

- А теперь я прочитаю вам стихотворение про филимоновскую игрушку:

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

- Красивое стихотворение? Как вы считаете, это стихотворение подходит под описание филимоновской игрушки? Почему?

- А теперь, давайте встанем и немного подвигаемся.

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

И, как птица полечу.

А потом присяду, встану.

И нисколько не устану.

Я попрыгаю немного.

И пешком пойду в дорогу.

Если надо, побегу.

Все на свете я смогу!

Игра «Распиши филимоновские игрушки».

- Ребята, а давайте и мы почувствуем себя мастерами по росписи филимоновских игрушек.

- Вначале деятельности детей вспомнить: какие красками рисуют филимоновские мастера (красная, синяя, жёлтая, зелёная, какие расписывают узоры (точки, полоски, снежинки, ёлочки, ломанная линия –«заборчик»). Дети внимательно рассматривают образцы, а потом самостоятельно расписывают свои «игрушки».

Итог занятия.

- О чём мы сегодня говорили? С какими народными умельцами мы познакомились? Кому мы сегодня помогали расписывать «игрушки»? Справились ли вы? Конечно. Молодцы, ребята.

- Теперь, дети, вы знаете, что наш русский народ очень талантливый, потому что умеет создавать такие красивые предметы.

«Велика Россия наша, и талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах на весь мир молва идёт». И. Кадухина.

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Моя мама» Конспект занятия по изобразительной деятельности. Составил педагог дополнительного образования: Мунгалова А. С. Тема: «Моя мама». Цель: развивать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИ Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИЗ подготовил.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Мячик»

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Мячик» тихотворение В. Берестова «Котенок». Рисование гуашью «Цветные мячики». ОО «Коммуникация, познавательно-исследовательская, продуктивная,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Выставка кошек» Тема: Рисование. Выставка кошек. Цель: Побуждать детей рисовать кошек, передавать в рисунке движение изображаемого образа, характерные особенности.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

Занятие по рисованию «Филимоновская игрушка» Занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка». Цели: Познакомить детей с новым видом них росписи. Сравнивать и находить сходство.

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Лошадка».

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

2. Учить расписывать шаблон угрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров.

Прививать любовь к народному искусству и народным промыслам.

Развивать мелкую моторику рук

Материалы: оригинал филимоновской игрушки и других народных игрушек. Ридер для выполнения упражнений. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Интерактивная доска; музыка с русской народной композицией; шаблоны филимоновских лошадок; краски трех цветов, кисти, ватные палочки, вода, салфетки.

Словарный запас: ребячья забава, гончар, “свистулечницы”.

Предварительная работа: Рисование на Ридере в программе paint с помощью стилуса по определенным образцам.

Ход занятия

Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками

Посмотрите, какие разные игрушки перед вами, все они сделаны руками человека.

Как такие игрушки называются?

С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии?

Дети: ответы - матрешка, дымковская?

Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»- игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой, а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.

Слайд презентации со 2 по 6

Так почему же именно филимоновская игрушка, а не ивановская?

А кем был Филимон?

А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую.

Чем они отличаются?

Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Педагог: Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики

Ладошки сложим мы вдвоем

Друг об друга мы потрем

Кулачки потом сожмем,

В руки кисточку возьмем.

Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.

Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.

Дети выполняют задание в электронных Ридерах

Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.

При работе помните правила росписи: узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.

Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приемов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. контроль объема и качества выполненной работы.

Какие красивые игрушки у вас получились! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью.

Давайте подведем итог нашей работе.

Какую игрушку мы сегодня расписывали?

Кто первый слепил такую игрушку?

Он был бы доволен вашей работой?

Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Прикреплённые файлы:

Лепка из глины. Филимоновская игрушка Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее:.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект занятия «Народная игрушка» Юлия Лебедева Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка».

Конспект занятия «Спички — не игрушка» «Спички – не игрушка» Программные задачи: продолжать разъяснять запрет на игру со спичками, причины возникновения пожара, уточнить знания.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.

Конспект занятия по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Дымковская и филимоновская игрушки»

Конспект занятия по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Дымковская и филимоновская игрушки» Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Конспект занятия «Спички детям — не игрушка» Тема «Спички детям – не игрушка» Цель. Создание социальной ситуации для расширения знаний детей о пожарной безопасности. Задачи: Обучающая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Программное содержание: • Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой.

Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа Программное содержание: 1) Образовательная задача. - продолжать знакомить с дымковской и филимоновской игрушками; их содержанием и приемами.

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка»

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.

Конспект занятия «Моя любимая игрушка»

Конспект занятия «Моя любимая игрушка» Проект «Моя любимая игрушка» Воспитатель: Кугатова М. М. Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы. Место реализации:.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема занятия: «Филимоновская игрушка».

Цель : приобщение к истокам русской культуры.

Материалы: Презентация «Филимоновское чудо». Игрушки сделанные тульскими мастерами и детьми нашего детского сада.

Ход занятия.




В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, на высоком берегу реки Уны, стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.

Воспитатель: А теперь дети, внимательно послушайте легенду, о том как возник филимоновский промысел.

Появился однажды в тех местах мужик беглый каторжник, Филимоном его кликали. Остерегались по началу местные люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Был Филимон мастером гончарного дела, богомазом и игрушечником. В честь деда Филимона и была названа деревня, а также весь гончарный промысел.

 Филимоновская игрушка – русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине 19 века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали «семейно», сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Весной до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная, сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни - Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.


На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.

После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Краску-порошок мастерицы растворяют на яйце, отчего она глянцевито блестит. Краски кладут прямо на белый фон, а порой, чтобы наряднее было, сначала фигурку закрашивают желтой краской.

Во спитатель: Ребята, а вы когда-нибудь держали в руках свистульку? (ответы детей). Свистулька – очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. И ведь у каждой свистульки свой неповторимый голос. Свистульки часто вешали на шею детям, это был и поющий оберег, и забавная игрушка.

Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Мужчин, изготавливающих посуду называли гончарами, а женщин и девушек делающих игрушки-свистульки прозывали «свистуличницами». Девичье ремесло приносило семьям немалый доход. Каждая мастерица за сезон изготовляла 2-3 тысячи игрушек, продавались они по цене от 3 до 7 копеек за штуку. Благодаря своему ремеслу филимоновские девушки считались самой завидной партией в округе и были разборчивыми невестами, ведь они зарабатывали порой больше мужчин гончаров.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте внимательно рассмотрим узор на игрушках. Посмотрите, какой он яркий, необычный.

Читайте также: