Филимоновские глиняные игрушки свистульки

Обновлено: 18.05.2024

Гончарное дело в деревушке Филимоново было развито с шестнадцатого столетия. Земли в тех краях не могли похвастаться богатством и урожайностью. По этой причине люди нашли выгоду в продажах глиняных горшочков и мисок. Из остатков сырья мастера изготавливали маленькие свистульки. С тех пор и появились филимоновские игрушки.

Как организовался филимоновский промысел?

Если верить преданию, то деревушка получила своё название в честь горшечника Филимона, который был первым, кто нашёл на этих землях залежи мягкой глины. После чего жители и стали лепить различные предметы. На протяжении нескольких сотен лет гончарное дело процветало в этих местах. Мастерами создавались кирпичи, печные трубы и глиняная посуда. Для свистулек выделялись остатки от утвари. Из маленьких кусочков нельзя было сделать крупные предметы, однако для свистулек они хорошо подходили. Первое время все сделанные из остатков фигурки отдавались малышам, после чего люди решили попробовать их продавать на ярмарках.

По традиции лепкой игрушек занимались девушки. Данному ремеслу их обучали с семи лет. Навык передавался от поколения к поколению. Бабушками передавался опыт обжига и росписи. Вырученные деньги с продаж свистулек принято было откладывать как приданое для будущей невесты.

Уже ближе к середине XIX столетия популярность филимоновских игрушек распространилась и на остальные регионы. Вот только после революции промыслу суждено было угаснуть. В деревне насчитывалось не так много девушек, продолживших данное ремесло. В 1960-х годах лепке научились некоторые искусствоведы и собиратели. После чего обучаться решили и юные художники, а к 1980-м годам искусство филимоновской игрушки вновь смогло полноценно занять свою нишу.

Виды глиняных игрушек

Все филимоновские игрушки делались в виде свистулек. Обычно, умельцы пытались изображать людей и животных. Бывали и композиции, в которых участвовало сразу несколько образов. Популярными были фигурки влюблённых пар. Чтобы изготовить игрушку, формы подбирались без наворотов и мелких элементов. Как мужские, так и женские фигурки имели узкие, короткие туловища, тонкие талии с переходом в штаны или юбку объёмных размеров. Голова походила на конус и практически не имела отличий по ширине с шеей. Украшением служил головной убор, как правило, платок, шляпка и т.п. Что касается игрушек в виде животных, то мастера могли изображать много национальных видов. Отличались они лишь рогами или ушами, так как прочие пропорции были схожи.

Будем вам признательны за поддержку лайком, подпиской на наш канал и репостом на вашей странице в соцсетях!

Это древнее ремесло деревни Филимонова. Поселения произошло от каторжника, всю жизнь занимавшимся гончарным делом, создавал игрушки. Они то и прославили деревню в будущем.

Игрушки делали женщины, девочек с самого детства обучали лепить свистульки. В СССР ремесло стали забывать, эти изделия запрещено было продавать.

Несколько мастериц сохранили ремесло до 50-х годов. В это время начался подъем производства. В наше время филимоновские игрушки в Тульской области и не только.

Виды игрушек

Основные образы игрушек, которые создаются:

  • Уточка — символ воды и жизни; оберег самых маленьких;
  • Лошадь – знак движения вперед к целям;
  • Петушок — символ семьи и верности;
  • Бычок, коза, баран — оберег от злых духов;
  • Корова — знак благосостояния и удачи;
  • Курочка – символ благополучия в браке;
  • Барышня — символ семейного счастья;
  • Танцевальная пара военного и барышни – оберег на любовь и счастье;
  • Молодой удалец Иван — знак удачи;
  • Солдата – в знак долголетия;
  • Девушка, пьющая чай — символ самовароварения;
  • Елочка – знак плодородия;
  • Барыня — оберег очага от зла;
  • Олень — символ богатого осеннего урожая;
  • Медведь — знак доброты;
  • Яркий петух — оберег мечты и счастья;
  • Птичка с широким крыльями — посредник между добром и злом;
  • Собака — символ преданности и верности;
  • Индюк — знак плодородия и защиты земли от зла.

Нет четкого шаблона при создании и раскрашивании игрушки. Мастер разминает глину и формирует заготовку по своему усмотрению.

Технология

Филимоновскую игрушку изготавливают из мягкой темно-зеленой глины. Сначала вырисовывают эскиз будущего изделия, далее лепят по макету игрушку, затем сушат и обжигают в печи. После сушки игрушка становится светло-серого цвета, а после обжига — белого.

Филимоновская глина не жирная, позволяет создавать любую форму, не обращая внимание на трещины.

Как нарисовать силуэт и узор на свистульке рассказывается в видео.

Роспись игрушки

Сегодня игрушки окрашивают акрилом. Традиционные цвета филимоновской игрушки: малиновый, зеленый и желтый.

Зверей расписывают цветными полосами по туловищу. Зеленой или малиновой краской окрашивают голову или грудь. Также на игрушки наносят узоры солнца, растительности, старых сказочных мотивов.

При росписи фигурок одежду делают нарядной. На шляпы наносят цветные полосы, ворот верхней и нижней одежды гардероба украшают яркими штрихами, пятнами, ветками.

Символизм промысла

На фигурках животных и людей изображают короткие и длинные кольцевые линии, точки, круги. Эти символы берут начало с язычества и олицетворяют защиту добра от зла, борьбу с нечистой силой.

Например, большое количество черточек на игрушке символ урожайности, денег и счастливой жизни. Точки — зерно, если их много, это символ достатка. Квадрат, ромб и завитки — символ вспаханного поля. Зигзаги с дугами — знаки добра и плодородия. Волнистые линии — небесные воды, а шар – луна или солнце.

Заключение

Филимоновская игрушка — часть древнего женского промысла. Это старославянская культурная традиция, которая известна во всем мире.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.


Филимоновская игрушка является одной из старейших элементов декоративного отечественного ремесла деревни Филимонова под Тульской областью. По археологическим сведениям промыслу больше 700 лет. Каково его происхождение и как создают народный шедевр? Об этом расскажем далее.


История промысла

История возникновения филимоновской игрушки очень богатая. Это древнее прикладное художественное ремесло, зародившееся в Белевском уезде деревне Филимонова. По легенде название поселения произошло от беглого каторжника, который всю жизнь занимался гончарным делом и создавал глиняные фигурки, в том числе и игрушки. Позднее они стали популярны и прославили деревню, в частности филимоновская свистулька.

Археологи же придерживаются мнения, что игрушки появились в начале верхнего палеолита и подтверждают это найденными глиняными черепками 11 века в Снердковском и Жемчужниковском кургане.

Лепили игрушки женщины, поскольку это было несложным и творческим делом. Девочек обучали создавать свистульки с самого детства. В советское время ремесло начало постепенно забываться, поскольку торговля этих изделий была запрещена и предпринимателей стали заставлять уничтожать их.

Оставалось немного мастериц, которые не бросили ремесло и сохранили его к 50-м годам, когда произошел подъем производства, и стали возрождаться культурные древнерусские традиции. Сегодня филимоновские игрушки создают и мужчины в Тульском крае, а также неравнодушные к искусству люди.


Виды филимоновских игрушек

Фигурки создавались в самых разных образах. В основном, мастера, как и в прошлом, так и сегодня создают:

  • Уточку — символ воды и жизни; оберег для самых маленьких;
  • Лошадь или коня со всадником – в честь древнерусского бога Велеса, движения вперед к новым целям и преодоления страхов;
  • Филимоновскую игрушку петушок — знак семьи, верности и единства;
  • Бычка, козу, барана — оберег от злых сил;
  • Корову — элемент процветания и удачи, благосостояние рода;
  • Курочку – в знак брака и благополучия в нем;
  • Барышню — символ семейного счастья, языческой богини Мокоши, ответственную за появление здорового потомства и здоровья детей;
  • Танцевальную пару военного с барышней, Люботу – оберег на любовь и счастье;
  • Молодого удальца Ивана по сказке о Жар-птице — символ удачи;
  • Солдата с орудием или другой вещью – в знак долголетия и счастья в деревне;
  • Девушку, пьющую чай — символ самовароварения, удачи в работе;
  • Елочку или другое дерево – в знак долголетия и плодородия;
  • Барыню — женщину, охраняющую очаг от зла, ремесла и являющуюся покровительницей рождаемости и матерей;
  • Оленя — символ продолжения рода, богатого осеннего урожая;
  • Медведя — тотемного животного народов севера, покровителя всех лесных зверей; знака доброты, оберега от зла и безопасности матерей;
  • Силуэт волка — символ крепкой любовной связи и доброты;
  • Яркого петуха — одного из сильнейших оберегов мечты, счастья;
  • Птичку с широкими размашистыми крыльями — вестника наступления весеннего времени и посредника между добром и злом, небом и землей; символа борьбы с тьмой и благих вестей с выше;
  • Собаку — преданного заступника человека и его друга; символ дружбы, бесконечной преданности и верности;
  • Индюка — женский знак, дарующий плодородие и защиту земли от зла.

Это интересно! Характерная особенность создаваемых игрушек в том, что нет четкого шаблона для создания и раскрашивания фигурки. Мастер просто разминает глину руками и формирует макет по своему вкусу.

Технология изготовления

Каждая филимоновская игрушка создается из мягкой глины темно-зеленого цвета. Вначале мастер вырисовывает силуэт будущего изделия, затем лепит фигурку по нарисованному макету, сушит и обжигает в печи (температура 980-1100 градусов), где оно чуть-чуть усыхает и превращается в полноценную фигурку. Во время сушки глина подсыхает и обретает светло-серый цвет, а после обжига и вовсе становится белой, что позволяет рисовать на ней все что угодно.

По сравнению с другой глиной, филимоновская не жирная, а значит, можно создавать любую форму и не обращать внимание на появляющиеся трещинки. Кстати, как нарисовать поэтапно силуэт и узор на свистульке можно посмотреть на видео.

Технология заготовки синики

Синика — глина для филимоновских игрушек. Чтобы создать фигурку, ее нужно еще заготовить. Во времена Киевской Руси это делали зимой. В почве создавались круглые колодцы, и оттуда бралась глина. Почему именно в это время? В морозы земля затвердевает и не обваливается.

После изъятия глины из мест хранения, ее прятали в холод на пару дней, а потом заливали водой, периодически переворачивая и похлопывая ее лопаткой. Далее ее вынимали и клали на пол в стожок, а затем топтали. Топтание продолжалось до тех пор, пока из глины не получался блин. Потом на него посыпали золу. После убирали в стог. Затем процедура топтания с посыпкой золы продолжалась несколько раз.

Как только глина получалась пригодной для лепки, ее нарезали на пластины, и они использовались как заготовки для игрушечных изделий. Чтобы синики не пересыхали, получившиеся блины накрывались тряпкой. Но такую технологию использовали ранее. Сегодня она более автоматизированная и менее трудоемкая. Кстати, на тульском производстве поделки можно купить сразу.


Роспись филимоновской игрушки

Раньше ее расписывали природными красками, полученными из сока растений. Сегодня же их окрашивают с помощью акрила. Традиционными цветами для росписи филимоновской игрушки, как и 700 лет назад, остаются малиновые, зеленые и желтые оттенки. Несмотря на ограниченность в цвете, все изделия на фото и в жизни получаются интересными и яркими.

Зверей традиционно расписывают разноцветными полосами по туловищу и шее. Зеленой или малиновой краской покрывают голову или грудь, возводя дань языческим традициям. Кроме однотонного покрытия и полос, игрушки украшают изображениями солнышка, растительности, узорами, старыми известными сказочными мотивами.

При создании фигурок филимоновской росписью одежду создают нарядно и смело. Шляпы дополняют с помощью цветных средних полос, ворот верхней и нижней части гардероба — с содействием чудного орнамента — ярких штрихов, элементов пятен, веток и розеток.


Символизм филимоновской игрушки

Создание картинки филимоновской игрушки и ее самой приходится на время языческой веры, тогда, когда люди боготворили природные явления, а особенно стихию огня, воды, земли и воздуха. Как правило, поэтому на фигурках животных и людей есть небольшие и длинные кольцевые линии, точечки, замкнутый круг. Все эти знаки символизируют защиту добра от зла, борьбу с нечестью.

Так, засеянное поле или множество черточек на игрушке символизирует урожайность, деньги и счастливую жизнь. Точки — зернышки. Их множество символизирует достаток. Квадрат и ромб, завитки — символ перепаханного поля. Зигзагообразные линии с дугами, если кратко, — знаки добра, плодородия земли. Кривые волны означают небесные воды, а шар – луну или солнце.


Заключение

Филимоновская игрушка — частица древнейшего исконно женского промысла, окруженная легендами. Это не только возрождающееся искусство, но и старославянская культурная традиция, известная всему миру.

Смотрела на днях материалы по народным промыслам России. И вдруг увидела фотографию яркой свистульки. У меня такая же дома на полочке стоит, сыну в детстве купила на выставке. Ну как удержаться и не узнать про нее?!

Филимоновская игрушка, фото № 1

Знакомьтесь, филимоновская игрушка!

Филимо́новские игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали только в 19 веке, когда изделия народного ремесла поставили на поток. Промысел, сформировался в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Гончарили здесь всегда мужчины, женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и прочие. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.

Филимоновская игрушка, фото № 2

Филимоновская игрушка, фото № 3

Филимоновская игрушка, фото № 4

Филимоновская игрушка, фото № 5

Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок.

Филимоновская игрушка, фото № 6

Филимоновская игрушка, фото № 7

Филимоновская игрушка, фото № 8

Филимоновская игрушка, фото № 9

Филимоновская игрушка, фото № 10

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — "синики". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Роспись выполнялась анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает языческие мотивы.

Филимоновская игрушка, фото № 11

Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа. Кстати, по поводу "детскости" работ. Так как мастера работали семейно, то изготовлению игрушек массово привлекались дети, девочки. Думаю, что наверняка это наложило отпечаток на манеру росписи игрушки.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Присмотритесь к игрушке. Знакомые узоры, не правда ли?

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.

Кстати, история глиняных игрушек-свистулек насчитывает уже тысячелетия. В самой глубокой древности звучащие глиняные изделия служили средством общения и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Позже свистульки утеряли сакральный смысл и превратились в детскую игрушку, в своеобразный музыкальный инструмент.

Удивительно, насколько филимоновская игрушка имеет древние сакральные корни! Игрушка-свистулька, символичная роспись, древняя примитивная форма фигурок. И все эти традиции бережно сохранились и прошли через века!

Послушайте, как пишет об игрушке поэт Н. Денисов:

"Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон."

Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее "Филимоновская игрушка" в городе Одоеве Тульской области.

Филимоновская игрушка, фото № 13

Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество. "Жемчужиной народного искусства" называют филимоновскую игрушку.

Читайте также: