Филимоновские игрушки свистульки лепка во второй младшей группе

Обновлено: 19.04.2024

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

ВложениеРазмер
filimonovskie_igrushki.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной организованной деятельности с детьми подготовительной группы по изобразительной деятельности

Лепка рельефная декоративная по мотивам народной сказки

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

Формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству;

лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики.

Материалы, инструменты, оборудование:

4-5 филимоновских игрушек (курочка, лиса, козёл и пр.), поворотный диск или подставка для демонстрации игрушек, декорация для разыгрывания миниспектакля; дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами филимоновского народного промысла; картон яркого цвета для фона; пластилин белого цвета (или соленое тесто); дощечки или клеёнки; стеки; салфетки бумажные или матерчатые; свистки для воздушных шариков или другие (по возможности); альбом детского творчества «Филимоновская игрушка».

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность :

Альбом для детского художественного творчества «Филимоновская игрушка».

Комплект технологических карт по лепке «Филимоновские игрушки».

История филимоновской игрушки

Г ончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.

История филимоновского промысла

По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.

Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках . Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. Эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и вскоре искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.

Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Техники филимоновских мастеров

Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.

Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.

Изначально филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители : их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и тогда мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.

Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.

В 2009 году недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России «Музей филимоновской игрушки » .

Воспитатель показывает детям филимоновские игрушки (ставит на поворотный диск, вращает, чтобы дети видели фигурку со всех сторон):

- Это не простые игрушки, а расписные и называются они филимоновские игрушки-свистульки. Делают такие игрушки из глины, а глину выкапывают из земли. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Лепят из неё петушков и курочек, лошадок и козликов, медведей и разных других зверушек. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что на длинношеих жирафов похожи. Все они не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшин, у петушков – под хвост, у мишек – под лапой… И во все игрушки можно посвистеть. А еще такие игрушки называют расписными, потому что все они расписаны яркими узорами. Украшают их чаще всего цветными полосками, а еще елочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зелёные.

Давайте мы с вами будем лепить игрушки – курочку или петушка, кто кого захочет. Лепить будем из одного кусочка глины (соленого теста). Раскатаем столбик (цилиндр, колбаску) и согнем дугой – вот голова, а вот хвостик. Вытянем пальчиками клюв, прищепим гребешок, сплющим хвост, вставим глазки из бусинок – птичка готова. Слепим подставку и прижмем к ней нашу птичку – вот так. А теперь прикрепим птичку на цветной картон, чтобы получилась картина, - укладываем и аккуратно прижимаем ладошкой.

Дети рассматривают со всех сторон игрушку, вылепленную воспитателем, и сами начинают лепить птичку (курочку или петушка) по мотивам филимоновской игрушки. Затем выбирают цвет картона для фона и прикрепляют вылепленные поделки, чтобы получились рельефные картины.

Цели: знакомство с филимоновской игрушкой; лепка фигурок по мотивам народной пластики.

Задачи: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства; учить детей лепить фигурки в стилистике по мотивам народной пластики, рассматривать, обследовать и сравнивать разные фигурки (петушок, курочка, лиса, медведь и др.); воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материал: филимоновские игрушки (оригиналы, поворотный диск для рассматривания игрушек, картинки с изображением филимоновских игрушек, пластилин, стека, салфетки для рук, доски для лепки, образец педагога, картон яркого цвета под фон; альбом детского творчества «Филимоновские игрушки».

Содержание

1. Вводное слово педагога.

Перед детьми на поворотном диске стоят филимоновские игрушки. Педагог вращает его так, чтобы дети видели фигурки со всех сторон.

2. Беседа педагога.

– Это, ребята, не простые игрушки, а расписные, и называются они «филимоновские игрушки». Делают такие игрушки из глины, а глину выкапывают из земли. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Лепят из нее петушков и курочек, лошадок и козликов, медведей и разных других зверушек. Все игрушки – забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так, что похожи на длинношеих жирафов. Это игрушки-свистульки. Во все можно посвистеть (педагог показывает). А еще такие игрушки называют расписными. Как вы думаете, ребята, почему? (Они красивые, яркие, нарядные.)

– Правильно, они все расписаны яркими узорами. Украшают их чаще всего цветными полосками, а еще – елочками, пятнышками, простыми ягодками и цветками, похожими на солнышко. И краски народные мастера-умельцы берут яркие – желтые, красные, зеленые.

3. Практическая часть.

– Давайте и мы с вами сегодня превратимся в мастеров-умельцев и будем лепить игрушки – курочку или петушка, кто кого захочет. Лепить будем из одного куска пластилина.

Освоение техники лепки:

• Раскатаем столбик (колбаску) и согнем его дугой – вот голова, а вот хвостик.

• Вытянем пальчиками клюв, прищепим гребешок, сплющим хвост, вставим глазки из бусинок – птичка готова.

• Слепим подставку и прижмем к ней нашу птичку на цветной картон, чтобы получилась картина, укладываем и аккуратно прижимаем ладошкой.

Пальчиковая игра «Стадо идет!».

Стадо, слышите, идет? Топать ножками.

Выходите из ворот,

У коров круглы бока – Согнуть мизинец и указательный

Надоите молока, «Доить» корову.

За работу пастушку Высоко поднимать и опускать ноги.

Дайте сыру, творожку, Ладошки раскрыты и вытянуты

Дети рассматривают со всех сторон игрушку, вылепленную педагогом, и сами начинают лепить курочку или петушка по мотивам филимоновской игрушки.

4. Итог (рефлексия).

Анализ готовых работ. Организация выставки детского творчества «Мы – народные умельцы!».

Конспект занятия в первой младшей группе «Игрушки» Цели: 1. Образовательная: Вызывание у ребенка на действие логопеда двигательной и словесной реакции. Формирование двухсловной фразы, используя.

Конспект НОД по декоративной лепке по мотивам каргопольской игрушки в подготовительной группе МБОУ «СШ № 90 п. Кулой» структурное подразделение «Детский сад № 148 «Подснежник» КОНСПЕКТ открытого занятия по декоративной лепке.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе по теме «Филимоновские лошадки»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе по теме «Филимоновские лошадки» Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе По теме: «Филимоновские лошадки» Цель: Создание условий для знакомства детей с народным.

Конспект занятия в младшей группе «Игрушки» Конспект занятия в младшей группе. Тема: «Игрушки». Цель:закрепить умения детей читать наизусть стихотворения А. Л. Барто цикл «Игрушки»;.

Конспект занятия по лепке «Солнышко» в младшей группе Цель:учить раскатывать пластилин прямым движением рук Задачи: образовательные-формировать процес к работе развивающие-развивать внимание.

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Птичка» Образовательная область: «Познавательное развитие», Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Мухомор»

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Мухомор» Дата: 23.04.2018 Педагог: Стасовская Оксана Николаевна Тема: «Мухомор» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Цель:.

Конспект занятия по лепке «Утенок» в младшей группе

Конспект занятия по лепке «Утенок» в младшей группе Программное содержание: Обогатить пассивный и активный словарь детей по данной теме. Упражнять в звукоподражании. Познакомить детей с потешкой.

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе «Птичка» Конспект занятия по лепке во второй младшей группе составитель Сальникова Е. А. Москва Конспект занятия по лепке “ Птичка“. Программные задачи.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Направление образовательной области: художественно-эстетическое развитие.

Продуктивный вид деятельности: рисование.

Тема: "Филимоновские игрушки-свистульки".

Цель: Формировать умение украшать контурный силуэт игрушки декоративными элементами филимоновской росписи в рамках заданной формы (лошадки).

Задачи:

- способствовать умению рисовать узоры на силуэтах - проведение тонких прямых линий кисточкой;

- развивать "зрительскую" культуру, характерные элементы декора и чувство цвета;

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы:

демонстрационный: филимоновские игрушки, посылка с письмом, наглядно-дидактическое пособие по теме.

раздаточный: силуэты филимоновской лошадки на каждого ребенка, нарисованные на бумаге (формат А-5,краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Словарная работа: филимоновская игрушка, барыня, эскиз, линия, мастера-гончары, глина.

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки. Спасибо, мои хорошие. Ребята, а вы любите сказки? А у нас сегодня не простое занятие, а сказочное, на котором мы будем раскрашивать интересные игрушки. Но для начала я расскажу вам сказку об игрушках, которые начали лепить в селе Безымянное.

«Ни далеко, ни близко, за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жил в той деревне мастер-гончар по имени Филимон. Из глины он лепил всякую посуду. Лепил из местной глины, которая была необычного цвета - серого с синевой. Но была та глина не простая, а волшебная! Стоило посуде из той глины постоять ночку в жаркой печи, и превращалась она из синей в белую.

Было у Филимона три дочери, они умели хорошо петь, но Филимон сильно переживал, что дочки его не могут работать с глиной и стал он их учить лепить.

Однажды дед Филимон пошел накопать еще глины, задал он дочкам задание налепить посуды. Но, вернувшись, Филимон увидел вместо посуды игрушки, да не простые, а со свистульками. Стал ругать своих дочерей, за то, что они бездельничали. А дочки сказали, нам так скучно лепить посуду было, что мы запели песни и не заметили, как вылепили игрушки. Поворчал немного Филимон, простил дочерей, но запретил петь песни во время работы.

Дочери вышли замуж и приехали со своими детками к деду Филимону в гости. Филимон дал своим внукам игрушки, что сделали когда-то его дочери, но внукам игрушки не понравились, они сказали деду, что игрушки некрасивые. Задумался Филимон, подумал-подумал и решил их раскрасить красками.

И украсились некрасивые игрушки яркими нарядами. Наутро пришли внучата увидели игрушки и разобрали, кому какая понравилась, показали они свои игрушки другим детям. И сталиу деда Филимона просить сделать еще игрушки, для других детей, с других деревень. Так прославились игрушки, что деревню прозвали Филимоново, а игрушки филимоновскими.»

Воспитатель: - Понравилась вам сказка?

Воспитатель: - Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик увидела у себя на столе посылку, давайте ее откроем.

Воспитатель: - Посмотрите здесь письмо! А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Быстрее ветра я скачу,

«Цок-цок» – копытами стучу,

Я громко «иго-го» кричу,

Садись на спину – прокачу! (лошадка)

Воспитатель зачитывает письмо

Основная часть

Воспитатель: - Ребята, поможем лошадке? Давайте посмотрим, что это за рисунки?

Воспитатель: - Ребята, все филимоновские игрушки-свистульки. Характерные особенности их заключаются в том, что они вытянуты, будто к солнышку тянутся. Посмотрите на лошадку. Ноги у них короткие, толстые, а шея при этом длинная и маленькая голова. Расписаны разными узорами - желтой, зеленой и красной краской. Животные расписываются разноцветными полосками. Украшают игрушки «ветвистой ёлочкой», «звёздочкой» лучистой или солнышком. А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, ёлочки– символ растительности и жизни.

Воспитатель: - Ну что, ребята, попробуем? А чтобы у нас все получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте все возле своих стульчиков ровно.

Физкультминутка

Раз-два, раз-два - стали дети мастера.

(руки поднимают вверх, затем к груди)

Сели, встали, сели, встали

Мы работать не устали.

Ручки наши - хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки наши - топ, топ, топ.

Раз-два, раз-два - наши дети мастера.

Воспитатель: - Вот вы и превратились в мастеров. Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.

Пальчиковая гимнастика

Стоит в поле теремок

(ладошки соединяем домиком)

Он ни низок, ни высок

(показывают вниз руки и вверх)

Дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

Вокруг терема забор

(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

Чтобы не забрался вор.

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг!

(Руки развести в стороны)

Практическая часть

Воспитатель: - Пора и за работу. Мы с вами будем раскрашивать свистульку-лошадку. Рисовать мы будем по эскизу.

1. Возьмем толстую кисть, намочим ее в воде и набираем ею желтый цвет, если кисточка намочилась сильно, обмакните ее в салфетке, помните, что хвостик кисточки не любит много воды и краски. Теперь проводим на бумаге поперек туловища две желтые полосы. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее. Теперь от поперечной полосы на туловище проводим полоски вдоль,от ног к хвосту, и от ног к мордочке нашей лошадки.

2. Теперь смываем кисть в воде, берем тонкую кисть, опустили в воду, убираем лишнюю воду и набираем кистью красную гуашь, начинаем рисовать полоски по краю желтых полосок, по двум сторонам.

3. Снова смываем с кисточки красную краску, убираем лишнюю воду и окунаем кисть в зеленую гуашь и не забываем, что кисточка не любит много краски. Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых полос.

Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте, их разложим на подоконник, а когда они высохнут, мы их обязательно разложим в раздевалке, чтобы они всех нас радовали. Сегодня на занятии мы повстречались с филимоновскими игрушками, были мастерами. Вы все очень хорошо справились с этой работой!

Воспитатель: - Ребята, нам надо снова превратится в детвору, а для этого давайте все вместе скажем волшебные слова "Раз-два, раз-два - снова все мы детвора".

Воспитатель: - Спасибо всем за внимание! Надеемся, что наши гости тоже смогут раскрасить прекрасную филимоновскую игрушку. А для этого мы им подарим вот этих замечательных лошадок.

«Мои любимые рыбки». (Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию во II младшей группе)

«Мои любимые рыбки». (Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию во II младшей группе) Мои любимые рыбки». (Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию во II младшей группе). Приоритетная образовательная область:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Снеговик» Цели: - расширять представления детей о зиме; - закреплять понятие о величине (большой -поменьше - маленький, форме (круглая); - упражнять.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Домашние животные»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Домашние животные» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Тема: «Домашние животные»Занятия по нетрадиционным техникам рисования.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Мои любимые рыбки» Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками рыб. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Колобок» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Колобок». Цель: Учить детей создавать выразительный.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Репка» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Репка». Цель: Вызвать у детей интерес к созданию.

Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки»

Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки» Конспект ООД по лепке Тема: Филимоновские игрушки-свистульки Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Ёлочка к празднику» во второй младшей группе Цель: 1. Продолжать учить рисовать дерево, прямой ствол, ветки; 2. Развивать художественно-творческие способности детей посредством не-традиционной.

Конспект по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Полет в космос» Программное содержание: - Развитие памяти, внимания, речи детей; - Развитие творческих способностей и воображения; - Развитие стремления.

«Сосульки». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе Тема: Сосульки Программные задачи: Продолжать учить правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного.

Цель образовательной деятельности: расширять знания детей о народной филимоновской игрушке-свистульке посредством малых фольклорных жанров.

Интеграция и задачи образовательных областей:

• продолжать обогащать представления детей о мире предметов в изобразительном народно-прикладном искусстве родного края;

• расширять и уточнять знания о филимоновской игрушке;

• формировать интерес к народному искусству;

• активизировать познавательную деятельность.

• развивать художественно-творческие способности детей;

• учить составлять узор на трафарете из горизонтальных линий разного цвета;

закрепить знания цветов: зеленый, красный, желтый;

• следить за правильным положением руки и кисти, добиваясь слитного, непрерывного движения;

закрепить умение правильно пользоваться краской: набирать на кисть, снимать лишнюю о край баночки;

• воспитывать эстетические чувства, любовь к народной филимоновской игрушке.

Чтение художественной литературы:

• приобщать к словесному искусству через чтение и прослушивание стихотворений;

• воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение.

• воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца;

• продолжать формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

• развивать способность эмоционально воспринимать музыку.

• развивать двигательную активность в процессе игр и пляски.

1. Рассматривание народных филимоновских игрушек-свистулек.

2. Просмотр книжек-раскрасок: «Про филимоновские свистульки»,

«Разноцветные лошадки».

3. Рассматривание образцов элементов филимоновской росписи.

4. Показ презентации «Филимоновская игрушка».

5. Чтение и заучивание стихотворений.

6. Индивидуальная работа с детьми.

7. Наблюдение за работой воспитателя в лепке игрушек из глины и в их росписи.

Методы и приемы: беседы, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, использование электронных образовательных ресурсов.

Материал и оборудование:

1. Гуашевые краски 3-х цветов: красная, жёлтая, зелёная; кисти.

2. Филимоновские игрушки.

3. Трафареты лошадки и петушки (размер альбомного листа)

4. Костюм деда Филимона, корзина, лошадка.

5. Музыкальное сопровождение: «Ах, вы, сени…», «Из-за леса.».

-Здравствуйте, детишки! Я - дедушка Филимон, к вам в гости пришёл. Как у вас красиво! А сколько у вас красивых игрушек! У меня тоже есть игрушки. Я хоть дедушка и старый, а в игрушки люблю играть. А игрушки у меня не простые. Идите, посмотрите, что я вам в корзине принёс (достаёт из корзины игрушки.)

«Вот Петя-петушок, у него красивый гребешок.

Петушок молодой, кочеток молодой»

А вы знаете стишок про петушка? Ну-ка, почитайте дедушке (дети читают хором и индивидуально) :

1. «Кто проснулся рано? Петушок, поднял кверху красный гребешок.

Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку! Кто ещё лежит на боку? Ку-ка-ре-ку!».

2. «Вот барашек крутороженький, у него быстрые ноженьки.

По лесам ходил, по дворам бродил, весело играл, деток потешал».

(Свистит в игрушку.)

3. «Вот коровушка: Му-у-у! молоком вас напою-ю-ю!».

- Диана, прочитай, пожалуйста, стихотворение про корову (девочка читает, а потом все дети вместе)

«На лугу пасётся пёстрая корова,

Даст она нам к вечеру молочка парного».

4. А вот конь расписной скачет, машет головой,

Весь расписан пёстро в яркие полоски»

- Кто это дети? Правильно, лошадка. Она яркая, красивая, расписная. Эти игрушки, ребята, я сам слепил и разрисовал. Посмотрите, детки, какие узоры у этих игрушек? (Полосочки). Какого цвета эти полосочки? (Зелёные, жёлтые, красные). Посмотрите, а у меня штаны тоже в полосочку (дети рассматривают костюм). Ксюша, покажи красную полоску. Алёша, а это какая полоска? (Жёлтая). Полина, найди зелёную полоску.

- Дети, а вы умеете рисовать полосочки? Покажите дедушке? (показ у доски ребёнком проведения горизонтальных линий на трафарете, а затем все вместе в воздухе показывают направление рисования полосочек).

- А сейчас, детишки, садитесь и потрудитесь, порадуйте дедушку (дети садятся за столы, воспитатель раздаёт трафареты).

- Вот тебе лошадка, а тебе петушок. Сейчас мы их украсим цветными полосочками (самостоятельная работа детей за столами, оказание помощи при надобности).

- Ах, вы, умнички мои! Какие красивые узоры нарисовали. Полосочки разные – зелёные, жёлтые, красные. Хорошо потрудились. И за это я вас хочу прокатить на своей лошадке. Она у меня быстрая (воспитатель достаёт палку-лошадку).

«Вы думаете, это простая палка? Это же лошадка! Нет, я не шучу.

Со мной садитесь, покрепче держитесь, по двору, по саду я вас прокачу».

(дети, имитируя движения лошадки, скачут, приговаривая «цок-цок-цок», а дед Филимон поёт под музыку «Из-за леса…») :

«Из-за леса, из- за гор едет дед Филимон,

На дубовой лошади, цок-цок-цок! Тпру-тпру-тпру! Приехали!»

(подходит к столику с игрушками) - Дети, у моих игрушек есть маленький секрет, все они могут играть, свистеть. Послушайте! (свистит в игрушку, а потом поёт и раздаёт игрушки детям) :

«Ах, свистульки, вы, свистульки, расписные вы мои,

Вас я красил и лепил и ребятам подарил.

Налетай-ка, детвора, в еселиться вам пора,

Будем петь и плясать и в свистулечки играть».

(дети дуют в свистульки, играют, свистят, а дедушка Филимон пляшет под музыку «Ах, вы, сени…») :

«Ребятишки веселятся и в свистулечки свистят,

А свистулечки играют Филимона веселят.

Филимон пошёл плясать, лапоточки выставлять,

А потом ещё вприсядку - эта пляска для ребят».

(дети пляшут, веселятся под музыку вместе с дедушкой Филимоном).

- Дорогие дети, хорошо я у вас погостил. Да пора мне домой собираться, в свою деревеньку Филимоново. Игрушки - свистульки оставляю вам в подарок, играйте на здоровье, пусть всегда у вас будет весело. Где моя лошадка? Поехал! До свидания!

Образовательная область «Художественное творчество в контексте ФГТ» Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение следующих задач: Развитие продуктивной.

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Интеграция образовательных областей: «Художественно эстетическое развитие» «Речевое развитие», «физическое развитие».

Задача: Познакомить детей с филимоновской игрушкой: история возникновения, материал, элементы росписи.

  1. Прививать любовь к народным промыслам, уважение к труду русских умельцев;
  2. Формировать у детей интерес к художественным произведениям русских мастеров.
  3. Воспитывать эстетическое отношение к народной культуре и предметам прикладного творчества.
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину.
  5. Обогатить речь детей новыми словами: мастерица, удальцы, филимоновская.
  6. Активизировать в речи детей слова: народная, глиняная, свистулька, роспись, печь.
  1. Изготовление атрибутов
  2. Подготовка иллюстративного материала и музыкального сопровождения.
  3. Беседы, рассматривание презентаций, иллюстраций по теме «народная игрушка»
  4. Заучивание стихотворений.
  5. Повторение игру «карусели»
  6. Закрепление знаний о свойствах глины.
  7. Подготовка ребенка на роль Марьи – Искусницы.

Материалы и оборудование:

фланелеграф, мольберт, печь, гусиное перо, краска, сказка в картинках, филимоновские игрушки, иллюстрации с элементами росписи, глина, заготовки из глины, народный костюм.

Воспитатель: - Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Ребятки, а в каком городе мы с вами живем? А в какой области находится город Ефремов? Мы с вами живем на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.

Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте старую добрую сказку (дети сели на стульчики, воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показ картинками на фланелеграфе).

Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была. И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали ее за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил ее и понес в свое царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю красивые перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в село Дымково, и родился чудесный промысел дымковской игрушки. Другое перо упало в деревню Филимоново Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую игрушку.

Вот о ней мы сегодня и поговорим. А поможет нам в этом Марья – Искусница. Давайте отправимся к ней в гости.

В путь зовет нас всех дорога,

Нам идти совсем немного.

(подходим к домику, детей встречает Марья)

Марья: - здравствуйте гости, дорогие. Я – Марья – Искусница, всем мастерам русским помогаю, промысел старинный сохраняю. Проходите ко мне в избу, рассаживайтесь.

Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.

И живут там мастерицы, что добро в дома несут.

А добро там не простое, и не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

(Марья села, раскрашивает поделку)

Воспитатель: - Сказ начнем рассказывать, а вы слушайте, да запоминайте, мастерице нашей не мешайте.

Воспитатель: Это – филимоновская игрушка. Какая это игрушка? А хотите знать, почему ее так называют? Легенда говорит о том, что жил когда – то дед Филимон. Он и делал игрушки. Вот и назвали деревню, в которой жил дед Филимон, Филимоново. Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта игрушка? (глина). Значит она…(глиняная). Посмотрите и скажите, какие вы здесь видите игрушки? (дети называют). Ребята, эти игрушки напоминают мне африканских жирафов. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что у них длинные шеи как у жирафов.

Воспитатель: У всех животных так сильно вытянуты шеи, что коровы были похожи на жирафов, а медведи – на змея – Горыныча с одной головой.

Воспитатель: Кто мне скажет, какие элементы использовались в росписи этих игрушек?

Дети: тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

Воспитатель: Какого цвета краски использовали мастера, при росписи игрушек?

Дети: Красные, белые, желтые, зеленые.

Воспитатель: Филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их куриным или гусиным пером. Основные цвета – это красный, зеленый, желтый, белый. Игрушки получаются яркими, красивыми. Животных традиционно расписывали разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно белой или зеленой, делали голову или грудь. И получались вот такие забавные и веселые игрушки.

О филимоновских игрушках сложено много стихотворений. И сейчас мы послушаем одно из них.

Ой, свистулечка, какая,

И чуть – чуть пузатая.

Ты откуда, уточка?

Уточка свисти моя:

Воспитатель: ребятки, а как вы думаете, почему уточка свистит? Филимоновские игрушки – это не простые игрушки, а свистульки, которые делали специально к праздникам. Давайте попробуем посвистеть в них.

А теперь мы отдохнем и поиграем в игру «Карусели».

Воспитатель: А чем же занимается наша Марья – Искусница? Давайте посмотрим. (подходим). Марья лепит игрушки, давайте понаблюдаем, как она это делает.

В деревне Филимоново много оврагом, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Руки у мастериц ласковые, нежные. Берет мастерица в руки кусок глины, разминает его в руках долго – долго, греет своими руками. Затем начинает лепить: вытягивает тело, ноги, руки, голову. И гладит, ласкает, разговаривает с ними. Потом вылепленные игрушки ставили в печь ряд за рядом на березовые поленья. Дров в печи много, горят они долго и жарко. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А после остывают медленно – медленно. А когда их вынимают из печи, оказывается, что из черных они стали бело – розовыми, и твердыми как камень. И только тогда начинается роспись. Да не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой обожженной глине не прилипает, а с гусиного пера пристает.

Из глины какого цвета начинают лепить игрушки?

Что делает с игрушкой после того, как ее вылепили?

Где ее обжигают?

Какая цветом становится обожженная игрушка?

Чем расписывали игрушку?

Какие краски использует мастерица?

Марья: Ребята, а у меня для вас есть подарки – филимоновские игрушки, только не простые, а разрезные. Соберете их и узнаете, что это за игрушки.

Воспитатель: Спасибо, Марья – Искусница. Мы обязательно соберем эти игрушки.

Марья: Пожалуйста! До новых встреч!

Отдохнули мы по праву,

Мастерам воздали славу.

Что ж, теперь домой пойдем.

Что узнали – не забудем,

Долго – долго помнить будем!

С какой игрушкой мы познакомились сегодня? Давайте соберем картинки и посмотрим, у кого какая получилась игрушка.

Собирает разрезные картинки.

Наша тульская земля славиться народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой Родиной – Тульским краем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План конспект интегрированной позновательно-образовательной деятельности "Филимоновская игрушка"

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; созд.


Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой.


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.


Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети .

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Читайте также: