Филимоновской игрушки этапы технологии

Обновлено: 02.05.2024

Родилась Тульской области в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Народный мастер с 1981 года, член Союза художников России. с 1987 г., член комиссии по народным промыслам при ВТОО СХР (г. Москва). Потомственная мастерица, училась мастерству у прабабушки Дербенёвой Авдотьи Григорьевны, бабушки Карповой Антонины Ильиничны и мамы Марченковой Марии Николаевны. Работы хранятся в краеведческом и художественном музеях г. Тулы, в Русском музее г. Санкт-Петербурга. Имеет множество дипломов, грамот, награждена наградным знаком” За достижения в культуре”.

О ПРОМЫСЛЕ :

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева в удивительных местах Тульского края, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Сколько существует деревня Филимоново, столько и существует филимоновская игрушка, одна из самых древних в России. Из поколения в поколение передавали мастерицы секреты своего искусства детям, внукам. Игрушку делали всегда, и когда был голод, и когда были войны, что называется, и в горе, и в радости. Лепили с поздней осени, сушили на русской печи или на лежанках. В феврале-марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках.

Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. в связи с именем князей Воротынских, подаривших деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоановича к рождеству Пречистыя в Настасов монастырь деревня Филимоново». Появиться на свет деревня могла много раньше и возможно в древности, как и весь Одоевский край, «обитаема» была вятичами.

Предание гласит, что «глиняное дело» начал тут горшечник Филимон, прибыл он в здешние края по желанию князя Воротынского, а было это во времена Ивана Грозного. Тощие, недостаточные для развития земледелия почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения в Филимонове и соседних деревнях гончарного ремесла. На игрушки шла глина особого сорта – «синика», запасы ее находились лишь вокруг Филимонова.

Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве. Почти все скульптурки - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. Так же, как и другие животные, птица несет в себе символическое значение. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая. Существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков «и «курочек»: и в парах, и в одиночку. У «петушков» присутствует хвостик вместо свистка, а курочка изображается чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.

Очень распространен сюжет дерущихся «петушков» или парные композиции с солдатом, барынькой, лисой или медведем. Статные барыни с детьми и птицами подмышкой, горделивые кони, важные всадники, длинноногие солдаты, танцующие пары, семьи на скамейках. Популярны сюжеты «Медведь смотрится в зеркало», «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста». Фигурки тесно сплетены друг с другом или соединены общим основанием.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу.

Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

Процесс изготовления игрушки длительный: «Сначала надо накопать и замочить в воде «глинку», - так ласково называла глину Антонина Ильинична Карпова. Затем через какое-то время необходимо её вымесить как тесто, дать «отдышаться» и через 3-4 дня можно лепить. Игрушка постоит, потом по сырой «глинке» прокалывается свисток, еще раз проглаживается и может ставиться сушить. Подсохнет и в обжиг, а после обжига начинается роспись в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда и голубой цвет применяли, и фиолетовый. Краски прозрачные, и при наложении одной на другую образуются ещё 2-3 цвета. Так и получается игрушка цвета радуги».

Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным или зеленым. Животные традиционно расписывались разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д. Любители филимоновской игрушки называют ее «маленькой радугой» или «солнышком».

Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Создатели игрушки – это многие поколения. Их чудесные игрушки пользовались неизменным успехом не только на ярмарках, но и на художественных выставках всех рангов – от областных до международных, приобретались музеями и коллекционерами, как ценнейшие экспонаты народного творчества.

В настоящее время в Филимонове старых мастериц не осталось. Но, к счастью, выросло новое поколение художников, которое помнит, любит, сохраняет, использует многовековой опыт своих предков и по-своему его развивает. Так, Гончарова Алла Ивановна является представительницей четвертого поколения известных мастериц: прабабушка Авдотья Григорьевна Дербенева, бабушка Антонина Ильинична Карпова, мать Марченкова Мария Николаевна. Дочь Аллы Ивановны Романова Анна Вячеславовна потомственная мастерица в пятом поколении. С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Новое поколение мастеров стремится не только лепить игрушку, но и готовить себе смену. На сегодняшний день единственное в Тульской области учебное заведение - Одоевская детская школа искусств, где преподавание лепки и росписи филимоновской игрушки ведется строго в соответствии с традициями и канонами этого старинного промысла. Многие ученики, окончив основной курс занятий в школе, продолжают обучение, получая мастер–классы у народных мастеров, становятся студентами художественных колледжей и вузов.

Художественные промыслы, рассеянные по всей России как жемчужины, являются уникальным явлением в жизни народа. Для Тульской области такой жемчужиной является филимоновская игрушка, прославившая свою деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущих поколений. В наше время промысел стабильно развивается, интерес к игрушке растёт, многие её знают и любят.

Гончарный промысел. Филимоновская игрушка.

(из интервью Гончаровой А.И. )

Рассказывает народный мастер Алла Ивановна Гончарова: «Сама глина – живая. Даже когда ее заготавливаешь, уже с ней начинаешь общаться. Не имеется ввиду, что словесно. А через руки наверное душа туда что-то вкладывает. Это одно. А когда начинаешь лепить - с игрушкой растворяешься. Становишься одним целым. Ритм рисунка играл какую-то роль. Я так думаю, что может быть это какое-нибудь заклинание было, может быть наши предки вкладывали не только душу, но они еще пытались своих близких от чего-то уберечь. То есть это как свистки - обереги».

«С самого раннего детства рядом с бабушкой, мамой я впитывала любовь к игрушке, и непроизвольно училась мастерству. Часто вспоминаю, о чём говорили во время лепки, росписи – вся жизнь перед глазами. Бабушка рассказывала, как тяжело жилось: войны, голод, но игрушка отвлекала, привносила в жизнь радость. Когда рассматриваю игрушки, сделанные бабушкой ли прабабушкой – вижу отпечатки пальцев, запечатленные, закаленные огнём прикосновения – незабываемые ощущения, как будто-то бы прикасаюсь к родным рукам, невольно проверяю себя: «Так же я леплю?». О чём думала Авдотья Григорьевна Дербенёва, когда лепила? Что происходило вокруг? Что она переживала в эти минуты? Вопросы, вопросы… и светлая грусть. Возможно, они рады за нас, за то, что мы не прервали традицию!?

Я однажды спросила бабушку: «Ты рада, что я продолжила твое дело?». Недолго думая, улыбаясь, глядя мне в глаза, она ответила: «Тяжело это, дочушка» И сердце наполнилось радостью и гордостью: «Пусть тяжело! Кто-то должен продолжить! А как же иначе! А теперь уже и своей жизни не представляю без игрушки. Мы ведь с ней единое целое!»

Филимоновская игрушка поражает не только своей яркой росписью, формой и пластикой, но и своей удивительной глиной. Во время обжига игрушки в печи с глиной происходит удивительное превращение. Синяя от природы глина, или «синика» высыхая при комнатной температуре, становится серой и невзрачной. Но вот из печи, где проводится обжиг, мастер вынимает ярко белую или слегка розоватого оттенка игрушку! Это ли не чудо?!

Из синей и не очень привлекательной заготовки мы получаем белую или слегка розоватую игрушечку, готовую к росписи. Белый цвет является идеальным фоном для нанесения краски.

Но прежде чем вы приступите к росписи игрушки, мы хотим вас познакомить с некоторыми секретами филимоновской игрушки. Ведь в старые времена и цвет и каждый элемент росписи имел свое значение.

Почему были выбраны три цвета? И почему именно эти?

Красный цвет – символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и красоты.

Желтый - цвет солнца, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем.

Зеленый цвет – символ возрождения жизни.


Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку (белка и собака) №3. Сверяясь с расписанной игрушкой или с изображением любой игрушки с нашего сайта, наносим желтую краску. Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.

Обращаем внимание на то, что та часть свистка, к которой человек прикасается губами - не расписывается. Поэтому не забудьте при нанесении желтой краски отступить от крайней части свистка не менее 1 см.


Берем малиновую краску (мастерицы называют ее малинкой или «фуксиновой») и кисточку №1. Проводим тонкие линии по контуру желтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины.

Обратите внимание, что линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.


Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным - рот.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Сегодня - рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки.

Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню - Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины - глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна - гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета - желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи - зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь - традиционный рисунок

11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

14. Готовая игрушка

16. Основные герои - барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка - это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

17. А это все стадии изготовления

16. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

18. Несколько игрушек из местного музея

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.

Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.

Филимоновская игрушка - барашек

История

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.

Филимоновские игрушки

О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Филимоновские игрушки - упряжка

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.

Раскрашенные филимоновские игрушки

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.

Лепка филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Роспись филимоновской игрушки

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Филимоновские узоры

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Заготовки для филимоновских игрушек

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
  2. Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
  4. В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Этапы изготовления филимоновской игрушки - петушка

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

Шаблоны - силуэты филимоновских игрушек

  1. Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
  2. Детям выдают шаблоны игрушки.
  3. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  4. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  5. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Раскрашивание силуэта филимоновской лошадки

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

Читайте также: