Физические и химические критерии оценки детских игрушек

Обновлено: 26.04.2024

1.2. Размеры, масса (масса игрушки для детей до 3-х лет не должна превышать 100 г, для 7-ми лет – не больше 400 г и для детей до 10 лет – 800 г).

1.3. Расцветка игрушки.

1.4. Материал (основной и дополнительный), на каких частях.

1.6. Форма и конструкция.

1.7. Прочность и аккуратность изготовления.

1.8. Наличие легкого отделения мелких деталей, колючих, режущих,
слабо защищенных и других деталей, опасных с точки зрения детского травматизма.

2. Санитарная характеристика материала

2.И. Загрязненность материала (сырья), использование старого утиля.

2.2. Прочность фиксации красителя (краска расположена на поверхности ровным слоем, неровным, имеет выпуклости, трещины, дефекты окрашивания, прочность пленки).

2.3. Особенные и специальные санитарные признаки (огнебезопасность, способность рассеваться и др.).

3. Эстетическая и воспитательная характеристика игрушки (развивает начальные движения и восприятие, знакомит детей с элементами науки и техники, содействует художественному и музыкальному развитию детей, отображает предметы и образцы внешнего мира).

4. Органолептическая оценка игрушки (уровень запаха игрушек для детей до 3 лет – не больше 1 балла, от 3 до 7 лет – 2, для старших 7 лет – не больше 3 баллов).

5. Химический анализ игрушки (см. приложение 2).

6. Санитарно-гигиеническая (суммарная) оценка и рекомендации.

Приложение 2. Методики химического анализа детских игрушек

1. Проведение лабораторного определения прочности фиксации красителя:

а/ переход краски на салфетку после мойки игрушки холодной водой;

б/ стирание: +слабое, ++среднее, +++сильное, х – краска не вытирается:

– при протирании сухим тампоном;

– во время стирки в горячей воде (60 °С) с мылом не меньше 3 мин,

– во время стирки на протяжении 3 мин 2 % раствором хлорной извести комнатной температуры (18 °С).

2. Определение состояния красителей при действии на них на протяжении 2 мин 1 % раствора НСІ, КОН, NaHCO3.

Взять тампоны ваты, смоченные в кислоте, в щелочи, в содовом растворе и поочередно протереть окрашенные места игрушки. Если краска растворяется – вата окрашивается.

Если игрушка окрашена в несколько цветов, необходимо проверить на растворимость каждый вид краски.

О неудовлетворительной фиксации судят по изменению цвета использованных растворов, изменению цвета ватного тампона при нанесении их на поверхность игрушки, по изменению вида игрушки (потемнение краски, наличие липкой поверхности игрушки).

3. Определение свинца в краске.

Если краска растворимая, необходимо определить наличие свинца. Для этого тампон ваты смочить в 3-5 % растворе уксусной кислоты и протереть участок окрашенной игрушки, потом на вату нанести каплю 5 % раствора йодистого калия.

При наличии свинца в количестве больше, чем 0,1 %, вата закрашивается в желтый цвет за счет образования РbІ.

Во время гигиенической оценки оптических игрушек кроме вышеуказанных пунктов необходимо определять:

а/ силу увеличения (необходимо, чтобы отображение букв было высотой не меньше 2,75 мм)

б/ приближение предмета к глазам (при рассмотрении должно быть не ближе чем на 250 мм)

в/ межцентровое расстояние систем стереоскопу (норма 50-64 мм).

Приложение 3. Санитарно-гигиеническая характеристика школьных учебников

Схема санитарного исследования школьных учебников

1. Санитарно-гигиеническая характеристика:

    1. Название учебника и его короткое описание (автор, название, издательство, место и год издания, тираж, для какого класса (возраста) предназначенный.
    2. Качество переплета (материал, твердый, мягкий, на тканевой основе)
    3. Соединение (клеевое, проволочное, ниточное)
    4. Размеры.
    5. Масса.

2. Видимость текста:

2. 1. Качество бумаги (цвет, прозрачность, гладкость).

2.2. Качество печати (контрастность букв и фона, насыщенность, цвет, прочность краски).

3. Легкость для чтения

3.1. Гарнитура шрифта.

3.2. Кегль шрифта.

3.3. Высота малой буквы „н”, мм

3.4. Толщина основных штрихов, мм

3.5. Толщина соединительных штрихов, мм

3.6. Длина строки, мм

3.7. Формат издания, мм

3.8. Плотность набора

3.9. Количество переносов.

3.10. Интерлиньяж, мм

3.11. Апрош между словами, мм

4. Общая санитарно-гигиеническая оценка и рекомендации.

Приложение 4. Методика гигиенической оценки школьных учебников

Гигиеническая оценка школьных учебников проводится в соответствии с „Санітарними правилами оформлення шкільних підручників” № 1405-7676 и Госстандартом 7.21-80 „Підручники та навчальні посібники для І-Х класів загальноосвітньої школи. Видавниче оформлення і поліграфічне виконання” и заключается в оценке качества оформления учебника, то есть соответствия основных элементов оформления учебников гигиеническим требованиям, которые в значительной мере предопределены в первую очередь возрастным особенностями развития детей. При этом особенно важное значение имеет качество учебников для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного анализатора и недостаточным развитием у них навыков чтения.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника (качество переплета, использования шершавой, пористой, непроклеенной бумаги, которая легко вбирает влагу, приводит к быстрому загрязнению и порче учебника, мешает формированию гигиенических навыков у детей и влечет эпидемическую опасность).

Обложка учебника должна быть крепкой, сделанной из материала, который минимально может загрязняться. Для учебников используют твердые переплеты, покрытые бумажной, пленочной или сплошной тканевой обложкой с кантом, тканевой или бумажной спинкой, и мягкие переплеты на бумажной или нетканой основе. Учебники сшивают нитями, не допускается клеевое или проволочное соединение.

Максимальная масса школьного учебника не должна превышать 300 г. Общая масса учебников в расчете на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без массы ранца или портфеля) не должна превышать допустимых норм перенесения грузов на расстояние до 3 км. учениками І-III классов от 1,5 до 2 кг, IV-V – от 2 до 2,5 кг, УІ-УІІ – от 3 до 3,5 кг, VІІІ-Х(ХІ) – от 4 до 4,5 кг

Степень зрительной нагрузки при чтении зависит от:

  • условий видимости текста;
  • легкости для чтения.

Видимость текста определяется:

  • качеством бумаги (цвет, прозрачность, гладкость). Бумага должна быть белого или едва желтоватого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, гладкой и блестящей, плотной и не глянцевой. Прозрачность бумаги определяют за разницей коэффициентов отражения до и после подкладывания под страницу черной пластинки. Эти требования больше всего удовлетворяет бумага печатная № 1 и офсетная № 1 и № 2. Допускается применять печатную бумагу № 2, запрещается печатная бумага № 3 и газетная.
  • качеством печати(контрастность букв и фона, насыщенность, цвет и прочность краски).

Легкость для чтения определяется:

  • характером шрифта (гарнитурой, кеглем);
  • форматом полосы;
  • длиной строк;
  • интерлиньяжем;
  • апрошем.

Гарнитура – это вид или рисунок шрифта. Она должна иметь простые очертания с прямым черчением букв, быть четкой, выразительной, что достигается при определенных соотношениях ширины букв к их высоте, а также толщине основных (вертикальных) и соединительных (горизонтальных и наклоненных) штрихов.

Кегль – это размеры шрифта и набора, который включает высоту буквы и свободных пространств над и под буквой и измеряется в печатных пунктах (пункт равняется 0,376 мм).

Он должен отвечать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения. В частности, учебники для 1 класса (в т.ч. буквари и др.) должны набираться гарнитурами больших кеглей с очертаниями, которые приближаются к квадрату, и небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без насечек на концах букв, что значительно облегчает чтение и больше всего отвечает особенностям зрительного восприятия детей, которые учатся читать. В букваре весь текст набирается одной гарнитурой. Замена рисунка шрифта в букваре недопустима. Новые буквы в букварях выполняются не нарисованными, а печатными, не мельче кегля 48, за исключением образцов прописей.

Во II классе дети переходят от узнавания отдельных букв к свободному чтению. Тогда наиболее легко воспринимается шрифт с насечками на концах, которые ведут взгляд ребенка от буквы к букве. В учебниках для среднего и старшего школьного возраста постепенно переходят от больших кеглей к меньшим с соотношением ширины букв и их высоте 1:1,5 – 1:1,75 и соотношением толщины основных и соединительных штрихов 2:1-3:1.

В ІІІ-Х(ХІ) классах дополнительные тексты (примечания, объяснения, указатели, словари и тому подобное) допускается печатать шрифтом прямого или курсивного, нормального или полужирного черчения, а также курсивом с кеглем не ниже 8. Слова и фразы в тексте рекомендуется выделять прямым полужирным или жирным шрифтом, разбивка допускается лишь для отдельных слов.

Правильное сочетание требований к печати и набору, в частности уменьшение кегля шрифта с возрастом детей требует укорачивания длины строк. При оформлении учебников для младшего и среднего школьного возраста нельзя использовать набор в две колонки, поскольку частые переходы от строки к строке затрудняют восприятие текста и предопределяют зрительную усталость. В учебниках для VІІІ-ХІ классов из предметов, которые не требуют длительного непрерывного чтения (анатомия и физиология человека, география, словари, указатели и тому подобное), допускается набор в две колонки кеглем 10 при длине строк не меньше 63 мм и расстоянии между колонками не меньше 9-10 мм

Легкость чтения текста определяется также четкостью ограничения полосы набора окружающими полями, которые должны контрастировать с полосой набора, быть белыми, иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе от строки к строке боковым зрением четко воспринимались конец и начало строки. Оптимальные размеры полей определяются по разнице рекомендуемых форматов издания и полосы набора. Для обеспечения четкого восприятия текста между ним и рисунками создаются пробелы не меньше 12 пунктов для черно-белых и 18 пунктов для цветных рисунков.

Плотность набора, то есть количество знаков на площади 1 см2, должна составлять не больше 10 знаков при размерах кегля 14 и выше и не больше 15 знаков при размерах кегля 9-12. Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 см2 приходится не больше двух строк. Все строки за исключением заглавий и абзацев должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки.

Дополнительный текст подается с небольшим отступлением от вертикали, которая дает возможность быстро находить его в учебнике.

Плотность набора исследуют путем наложения на страницу специальной металлической пластинки с пятью отверстиями площадью 1 см2 каждое, коэффициент отражения бумаги – фотометром.

Количество переносов на страницу ограничивается, в частности в учебниках для младших классов, тремя-четырьмя.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации, выполненные светлыми, малонасыщенными красками с четкими деталями.

Интерлиньяж – расстояние между строками, размерами полей.

Апрош – расстояние между буквами и словами в строке.

Размеры шрифтов, интерлиньяж, апрош измеряют с помощью микроскопа с микрометрическим окуляром или микрометрической лупы (цена деления 0,1 мм), длину строк – металлической линейкой с миллиметровыми делениями. Четкость печати определяют с применением лупы с 2-5-разовым увеличением. Фактические размеры шрифтов определяют путем измерения малой буквы “н”.

Все измерения делают в трех местах учебника (в начале, в середине и в конце).

Требования к гарнитурам, кеглям шрифтов и их размеров, набора учебников для школьников разного возраста приведенные в таблице.

ГОСТ Р 53906-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

Toys. General safety requirements and test methods. Mechanical and physical properties

Дата введения 2012-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Тест-Пром" на основании требований технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт вводит национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

Настоящий стандарт устанавливает требования к физическим и механическим свойствам игрушек и методы испытания этих свойств. Стандарт распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет. Стандарт распространяется на новые игрушки с учетом назначения, прогнозируемой продолжительности нормального использования и предполагаемого поведения ребенка.

Стандарт не распространяется на продукцию, используемую не в соответствии с ее назначением, а также на следующие изделия, которые к игрушкам не относят:

- елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды;

- фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей до 14 лет;

- точные масштабные модели для взрослых коллекционеров;

- снаряды и устройства, которые применяют для коллективного пользования на игровых площадках;

- спортивный инвентарь, в том числе глубоководный;

- пиротехнические устройства и ударные капсюли, за исключением ударных капсюлей (пистонов), специально предусмотренных для создания звуковых эффектов в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие, в комплекте с игрушкой;

- катапульты и устройства для метания камней;

- снаряды для стрельбы из лука и стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками;

- электропечи, утюги и прочие функциональные изделия с номинальным напряжением более 24 В;

- изделия, содержащие нагревательные элементы и предназначенные для пользования в присутствии взрослых в дидактических целях;

- транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания;

- игрушечные машины с паровыми двигателями;

- велосипеды спортивные, дорожные, туристические и др., предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

- видеоигры, которые подключают к устройству с видеоэкраном и которые рассчитаны на номинальное напряжение более 24 В;

- трансформаторы для игрушек, питающиеся от сети, зарядные устройства для аккумуляторных батарей;

- средства спасания на воде, приспособления для плавания, в том числе надувные жилеты, манжеты и другие аналогичные изделия;

- защитные средства, предназначенные для занятий спортом, в том числе очки для плавания, солнечные очки и другие средства защиты глаз, а также велосипедные шлемы и шлемы для скейтборда (кроме имитаций, используемых для игр);

- летающие игрушки, которые запускают с помощью резинового шнура (например, ракеты и самолеты);

- луки для стрельбы, длины которых в ненатянутом состоянии превышают 120 см;

- "профессиональные" игрушки, выставляемые в общедоступных местах (универмаги, вокзалы и др.);

- пазл-мозаики (головоломки), включающие более чем 500 деталей;

- соски и пустышки для младенцев;

- копии огнестрельного оружия, имеющие высокое сходство с оригиналами;

- украшения для детей.

Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной в целом игрушке. Если игрушка должна быть собрана взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51555-99 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

ГОСТ 8.154-75 Государственная система обеспечения единства измерений. Приборы измерительные типа "Ухо искусственное". Методы и средства проверки

ГОСТ 12.1.050-86 Система стандартов безопасности труда. Методы определения шума на рабочих местах

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 490-2006 Кислота молочная пищевая. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 3520-92 Материалы оптические. Методы определения показателей ослабления

ГОСТ 3773-76* Реактивы. Аммоний хлористый. Технические условия

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 3773-72. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 4166-76 Реактивы. Натрий сернокислый. Технические условия

ГОСТ 4201-79 Реактивы. Натрий углекислый кислый. Технические условия

ГОСТ 4221-76 Реактивы. Калий углекислый. Технические условия

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия

ГОСТ 4234-77 Реактивы. Калий хлористый. Технические условия

ГОСТ 6592-73 Краски печатные. Метод определения закрепления краски на бумаге

ГОСТ 6691-77 Реактивы. Карбамид. Технические условия

ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 8074-82 Микроскопы инструментальные. Типы, основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 9013-59 Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17035-86 Пластмассы. Методы определения толщины пленок и листов

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 19300-86 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры

ГОСТ 20403-75 Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100 IRHD)

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 30782-2001 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Графическое условное обозначение возраста

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на офицальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 винтовая пружина: Пружина в форме спирали, которая может быть пружиной сжатия или пружиной растяжения (см. рисунок 1).


Рисунок 1 - Винтовая пружина

3.2 волокно: Волокнистый материал, части которого могут быть удалены с ворсовой поверхности игрушек.

3.3 доступность: Возможность касания ребенком всей детали или ее части, установленная по результатам испытаний.

3.4 заусенец: Острая неровность, образующаяся на кромках или поверхности материала при его некачественной резке или обработке.

3.5 зубные кольца: Игрушка, которую ребенок грызет при прорезывании зубов, предназначенная для облегчения состояния ребенка, связанного с ростом зубов.

3.6 игрушка для игры на воде: Надувная или ненадувная игрушка, несущая нагрузку массы ребенка и предназначенная для игр на мелководье под наблюдением взрослых.

3.7 игрушка, которую держат в руке: Игрушка, предназначенная для имитации звуков, которую необходимо держать в руке (например, трещотка, музыкальные игрушки и игрушечные пистолеты) за исключением околоушных игрушек, игрушек, которые заводит ребенок, и губных (духовых) игрушек.

4.1/ 4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Гигиеническая оценка одежды для детей, подростков и взрослых

Дата введения 2003-06-30

1. РАЗРАБОТАНЫ: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (Л.М.Текшева, Н.К.Барсукова, Л.Г.Надежина, Д.А.Андреев), Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России (Б.Г.Бокитько), ЦГСЭН в г.Москве (Л.А.Якушева), МИФИ [государственный университет] (А.А.Котляров).

2. РЕКОМЕНДОВАНЫ Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

3. УТВЕРЖДЕНЫ 29.06.03 и введены 30.06.03 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

4. ВВЕДЕНЫ взамен методических указаний N 1353-76 от 31 августа 1976 г. в части одежды.

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические указания определяют порядок организации и проведения гигиенической оценки одежды для детей, подростков и взрослых. Методические указания устанавливают требования к определению электризуемости, гигроскопичности, воздухопроницаемости материалов; санитарно-химических показателей, индекса токсичности; к проведению клинических испытаний.

1.2. Требования настоящих методических указаний обязательны для аккредитованных испытательных лабораторий, занимающихся гигиенической оценкой одежды для детей, подростков и взрослых.

1.3. Настоящие методические указания распространяются на изделия швейные и трикотажные бельевые; швейные и трикотажные платьево-блузочного и пальтово-костюмного ассортимента; чулочно-носочные; головные уборы; платочно-шарфовые; кожаные и меховые, а также на материалы для их изготовления (натуральные, подвергшиеся в процессе производства обработке; химические волокна и нити; пленки).

2. Перечень документов, представляемых для гигиенической оценки

Организация-изготовитель или организация, реализующая продукцию, представляет следующую документацию

для отечественной продукции:

- заявку на проведение гигиенической оценки, где указывают наименование и реквизиты организации-заявителя, вид продукции, материалы, из которых она изготовлена, область применения;

- уставные документы организации-заявителя;

- образцы продукции в количестве, необходимом для гигиенической оценки;

- нормативно-техническую документацию на продукцию;

- сведения об идентичности представленных для гигиенической оценки образцов выпускаемой или реализуемой продукции;

для импортной продукции:

- заявку на проведение гигиенической оценки установленного образца;

- документы, подтверждающие безопасность продукции, выданные официально уполномоченными на то органами (на языке страны и в переводе на русский язык);

- протоколы испытаний продукции (при их наличии);

- контракт (договор) на поставку данной продукции либо предконтрактную документацию;

- техническое описание продукции с указанием состава и области применения (использования);

- образцы продукции в количестве, необходимом для гигиенической оценки.

3. Методы определения показателей


3.1. Определение органолептических показателей

Определение органолептических показателей изделий (и/или вытяжек) проводят по инструкции N 880-71 "Санитарно-химические исследования изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами".

Для исследования запаха образцов берут колбу с притертой пробкой емкостью 300 мл, куда помещают образец размером 10х10 см и выдерживают при температуре (40±2) °С в течение 1 ч.

3.2. Определение электризуемости материалов

Электризуемость определяют по величине напряженности электростатического поля, единица измерения - кВ/м.

Отбор образцов проводят:

- для тканей - по государственному стандарту на ткани и штучные изделия текстильные, правила приемки и методы отбора проб;

- для трикотажных полотен - по государственному стандарту на полотна трикотажные, правила приемки и методы отбора образцов.

Образец должен иметь размеры 1х1 м.

Аппаратура и материалы:

- измеритель напряженности электростатического поля СТ-1 или другой измеритель с аналогичными метрологическими параметрами;

- плоский металлический электрод размером 500х500 мм и толщиной не менее 3 мм для размещения на его поверхности образцов;

- измерительная проводящая пластина диаметром 200 мм с закрепленными ограничительными стойками-изоляторами длиной 100 мм;

- валик диаметром 50 мм с длиной рабочей части не менее 500 мм; рабочая часть валика должна быть обернута одним слоем 100%-ной полиамидной ткани.

Образец и валик перед испытанием выдерживают в подвешенном состоянии не менее 24 ч в атмосферных условиях по государственному стандарту на материалы текстильные (климатические условия для кондиционирования и испытания проб и методы их определения). В этих же условиях проводят испытания.

Плоский металлический электрод и измерительную проводящую пластину протирают неокрашенной хлопчатобумажной тканью, смоченной этиловым спиртом, и просушивают в естественных условиях.

Подготовку измерителя электростатического поля к работе проводят в соответствии с руководством по эксплуатации. Преобразователь и стойки-изоляторы крепятся с одной стороны измерительной пластины.

1) образец разместить на поверхности плоского металлического электрода;

2) измерительную пластину установить по центру образца ткани на расстоянии 100 мм от поверхности образца, при этом стойки-изоляторы должны упираться в поверхность образца;

3) измерение напряженности электростатического поля проводят в покое в течение 3 мин. Результатом испытания считают максимальное значение напряженности электростатического поля ();

4) удалить прибор с поверхности образца;

5) провести валиком пять раз по поверхности образца так, чтобы давление на образец осуществлялось только за счет веса валика;

6) измерительную пластину установить по центру образца и осуществлять измерение напряженности электростатического поля после воздействия валиком в течение 3 мин. Результатом испытания считают максимальное значение напряженности электростатического поля после воздействия валиком ().

Каждое последующее измерение необходимо проводить после того, как напряженность электростатического поля плоского металлического электрода будет составлять менее 0,35 кВ/м.

Напряженность электростатического поля на поверхности образца в кВ/м вычисляют по формуле:


, где

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, помогая ему познавать окружающий мир, приучая к целенаправленной, осмысленной деятельности и способствуя развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Роль игрушки в жизни ребёнка

  • Познавательная – позволяет исследовать окружающий мир, познавать и моделировать предметную и социальную реальность.
  • Креативная – способствует формированию и реализации своих творческих способностей.
  • Психотерапевтическая – позволяет выражать и полноценно проживать свои чувства.
  • Коммуникативная– общение с игрушкой способствует формированию внутреннего диалога и внутреннего мира ребёнка.
  • Релаксационная – развлечение, отдых, источник положительных эмоций

Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение «Федеральный экспертный совет» Минобразования России, государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Критерии оценки игрушки

1. Конструкция игрушки , материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной) . Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.

3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления) .

4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней, обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.

7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка , защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие.

Провоцируют ребенка на агрессивные действия;

Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Критерии II группы связаны с качеством игрушки , направленными на обеспечение развития ребенка:

  • Полифункциональность , способствующая развитию творчества детей (игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях);
  • Возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности, в том числе с участием взрослого, и может инициировать совместные действия);
  • Дидактические свойства игрушки , необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • Эстетическая ценность , принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.

Характеристика каждого вида игрушек.

  • Сюжетные игрушки – это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства, посуда, мебель и др. игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
  • Дидактические игрушки – предназначены для интеллектуального и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в самой конструкции игрушки. К дидактич еским игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
  • Игрушки-забавы , «веселые игрушки». Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики и др. Игрушки-забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь их от нежелательных действий.
  • Спортивные игрушки предназначены для физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Они направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений. Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища. Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).
  • Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Эти игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты.
  • Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К театрализованным игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, в глазах ребенка они должны быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
  • Технические игрушки вводят детей в мир техники; они знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.
  • Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложения, представления, сочленение.
  • Игрушки-самоделки – изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артисты», элементы декораций, сюжетно- ролевой игры – «продукты». В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

Чем должна быть игрушка для ребенка? "Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни". Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Я ТАК ПРОВОЖУ ДИАГНОСТИКУ 3 РАЗА В ГОД. В КОНЦЕ ИТОГА ВИЖУ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОСЛЕ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ И ПЛАНИРУЮ СВОЮ РАБОТУ ИЗМЕНЯЮ ВНОШУ НОВШЕСТВА. СТАРАЮСЬ ЧТОБ МОИ ЗАНЯТИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ И ГОДОМ Б.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Я ТАК ПРОВОЖУ ДИАГНОСТИКУ 3 РАЗА В ГОД. В КОНЦЕ ИТОГА ВИЖУ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОСЛЕ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ И ПЛАНИРУЮ СВОЮ РАБОТУ ИЗМЕНЯЮ ВНОШУ НОВШЕСТВА. СТАРАЮСЬ ЧТОБ МОИ ЗАНЯТИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ И ГОДОМ Б.


Критерии оценки качества работы педагогов

Данные критерии , разработанные в учреждении могут быть использованы как методический материал.

Критерии оценки профессиональной деятельности - вопросы и решения

В начале 2013 года возник вопрос об утверждении различных критериев, оценивающих профессиональную деятельность педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Тем самым, данная статья.


Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития.


Контроль и критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения в ДОУ

Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию важная и обсуждаемая тема. Вашему вниманию представлены критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуем.


Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах.

Экспертиза игрушки Подготовила воспитатель Медведева Т . А .

“ Настоящий ребенок ” должен сделать три вещи - вырастить куклу, построить дом и наиграться в нем вдоволь . Игрушки обладают волшебной силой для детей любого возраста. Неудивительно, что многие родители, стремясь превратить жизнь своего ребенка в сплошной праздник, буквально заваливают игрушками детскую комнату (конечно, если позволяют средства). Но им следовало бы задаться вопросами: “ Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребенка, поднять ему настроение? Отвечает ли она возрасту и способностям малыша?

Игрушка, оказавшаяся в руках ребенка определяет характер и содержание детской игры. Понимая все это, неравнодушные педагоги, психологи, производители, авторы-разработчики объединились и создали Межрегиональную общественную организацию «Объединение независимых экспертов, игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей ». Основной целью Объединения является : - содействие защите прав детей на получение качественной продукции; - информирование общественности о продукции полезной для детей; - содействие развитию рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми

Одной из основных задач , которую решает Объединение экспертов, является: определение качества продукции для детей на основании различных видов экспертизы. Порядок проведения экспертизы . На экспертизу может быть представлена игровая, учебно-методическая и электронная продукция для детей, родителей и педагогов. Заказчиком экспертизы могут быть государственные и муниципальные органы, общественные организации, физические и юридические лица, заинтересованные в проведении психолого-педагогической экспертизы . Исполнителями экспертизы являются члены Объединения или эксперты - имеющие высшее образование (по профилю), необходимый опыт и квалификацию для проведения независимой, открытой, компетентной, объективной психолого-педагогической экспертизы.

Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям. 1. Социальная и психологическая безопасность игрушки. 1.1. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 1.2. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. 1.3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей. 1.4. Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка. 2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка. 3. Привлекательность игрушки для ребёнка. 4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие). 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

Дополнительные критерии 1. Возможность использования игрушки в коллективной игре. 2. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями). 3. Прочность и долговечность игрушки. 4. Использование экологически чистых материалов. 5. Качество описания игрушки. 6. Качество упаковки игрушки.

И грушки для детей в возрасте до 3 лет должны быть : безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже; достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов, порезов и т.п.; сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить; без грубых поверхностей и острых краев. Кроме того, они не должны попадать в горло или закручиваться вокруг шеи. Изделия, которые могут быть ошибочно приняты за игрушки, следует определять с помощью так называемых индикаторов. Наиболее важный из них - игровое значение. Далее следует размер: если он явно “ не по ребенку ” , то изделие не может быть расценено как игрушка. Высокая, излишняя детализация также может указывать на то, что изделие предназначено для взрослых. При покупке следует обращать внимание на упаковку и маркировку.

Игрушками не являются: декоративные и подарочные изделия ( изделия , предназначенные для свадьбы, дня рождения и т.п., старинные музыкальные шкатулки, изощренные наборы канцелярских принадлежностей, металлические значки, магниты, используемые на дверце холодильника), образовательные изделия (головоломки, стратегические игры в комплекте с правилами, калькуляторы, оформленные мультипликационными персонажами), замысловатые изделия (термосы привлекательной для ребенка формы, игрушки для домашних животных, куклы- марионетки, надувные бассейны с максимальной высотой уровня воды 0,4 м, глубиной 0,5 м, диаметром 1,8 м и объемом 2,3 м), детские книги, периодика с неигровым значением, комиксы, брелки для ключей, сувениры и т.д.

Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу: - заявление; - техническое описание игрушки; - образец (макет, модель) игрушки в 2-х экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; - фотографию образца (макета, модели) игрушки - рекомендации по использованию игрушки; - санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.

Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия из квалифицированных специалистов - экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров. В состав экспертной комиссии могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли , общественности . Состав экспертной комиссии, ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу. По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии . Отзыв экспертной комиссии является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям .

В заключении указываются: - наименование организации, проводящей экспертизу; - для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей заключение; - для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение. - название игрушки; - разработчик и изготовитель игрушки; - возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; - соответствует или не соответствует игрушка социально-психо - логопедагогическим критериям; - дата выдачи и регистрационный номер заключения. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы. Заключение действительно в течение трех лет. Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России .

Чем должна быть игрушка для ребенка? "Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни". Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

Кукла «Инна» отвечает всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, предъявленным к куклам для детей дошкольного возраста. Авторы рекомендуют ее детям от одного года и старше. У куклы доброе, привлекательное лицо; красивые, хорошо укрепленные волосы, которые можно расчесывать, закалывать, заплетать в косы. Кукла хорошо сидит, стоит, в положении лежа закрывает глаза. Одежда на кукле эстетически выдержана. Куклу очень приятно брать в руки, она привлекательна для маленьких детей, вызывает положительные эмоции и чувства. Единственный недостаток – отсутствие нижней одежды и пуговиц на курточке. Кукла «Инна» одобрена МОО «Экспертиза для детей», ей присвоена Первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 33/15-07 от 7 июня 2007г.

Домино « Транспорт изготовлено из дерева. Оно является экологически чистой, безопасной для маленьких детей, настольной игрой, которая знакомит с различными видами транспорта и на-правлена на развитие внимания и памяти. Домино «Транспорт» отвечает всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, учитывает возрастные особенно-сти детей. Домино «Транспорт» «Одобрено» МОО «Экспертиза для детей», ему присвоена первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 24/06-07 от 31.05.07г.

Игра предназначена для проведения тематических занятий с детьми 3 - 7лет. Она состоит из планшета с набором рамок-вкладышей, методических рекомендаций, приложе-ния с изображением детенышей домашних животных. Данные рамки-вкладыши знакомят детей с домашними животными, способствуют умению различать животных по образу, классифицировать по характерным признакам. Игра способствует развитию памяти, внимания, наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук. В методических рекомендациях содержится серия заданий, с помощью которых данная игра становится более интересной и увлекательной. Однако, производителю необходимо изменить возрастную адресность (авторы рекомендуют ее детям от 3-х до 7-ми лет). Заложенные в игре действия соответствуют потребностям детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 2-х до 5-ти). Художественные рамки-вкладыши «Домашние животные» одобрены МОО «Экспертиза для детей», им присвоена Первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 34/16-07 от 7 июня 2007г .

Читайте также: