Физиолого гигиеническое обоснование соответствия игрушек возрастно половым особенностям ребенка

Обновлено: 01.05.2024

В понятие "суточный режим" входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов) [3, 6]. В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией аналогичные отклонения отмечаются и в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.

Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Согласно современным представлениям теории функциональных систем организма, выработка динамического стереотипа, а также и его смена происходят постепенно, в течение определенного периода времени, при многократно повторяемых условиях [7]. Отмечено, что чем меньше ребенок, тем труднее формируется динамический стереотип, и маленький ребенок более чувствителен к любым изменениям в нем.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
- сон;
- пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- воспитательная и учебная деятельность;
- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
- самообслуживание, помощь семье;
- приемы пищи;
- личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1). В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет. Причем на начальном этапе обучения в школе в условиях повышенных умственных и физических нагрузок также необходимо организовать дневной сон для первоклассников, который является фактором, обеспечивающим нормально протекающую адаптацию к образовательному процессу. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.

Таблица 1. Продолжительность сна у детей

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы). Пребывание на воздухе для школьника желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.

Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка [2]. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия [3]. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) - два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Продолжительность и кратность занятий в течение дня и недели для детей, не посещающих ДОУ, должна соответствовать рекомендуемой, как и для детей организованных коллективов. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

В настоящее время для дошкольников имеется большой выбор дополнительных образовательных услуг. Гигиенисты рекомендуют проводить занятия по дополнительному образованию для детей 4-го года жизни не чаще одного раза в неделю, продолжительностью не более 15 минут; для детей 5-6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю и не более 25 минут; для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. Недопустимо проводить эти занятия за счет времени прогулок и сна.

В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть школьные занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам. В настоящее время санитарными правилами установлена следующая предельная нагрузка на школьников при 5 дневной учебной неделе: 1-е классы - 20 часов, 2-4-е классы - 22 часа, 5-й класс - 28 часов, 6-9-е классы - 29-32 часа, 10-11-е классы -33 часа; при 6-дневной учебной неделе нагрузка может быть увеличена: 2-4-е классы -25 часов, 5-й класс - 31 час, 6-9-й классы -32-35 часов, 10-11-й классы - 36 часов (1-е классы занимаются только по 5-дневной учебной неделе) [1]. Однако различными исследованиями (Института возрастной физиологии РАО, Научного центра здоровья детей РАМН) установлено значительное превышение учебной нагрузки во многих образовательных учреждениях, особенно с углубленным изучением ряда дисциплин [4, 6]. Составление расписания уроков должно осуществляться не только исходя из возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной работоспособности учеников с учетом так называемой физиологической стоимости каждого урока, соотношения уроков со статическими и динамическими видами деятельности. Любое увеличение учебной нагрузки (например, дополнительное введение информатики и иностранного языка) изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым, увеличивая ежедневное утомление школьников и снижая их адаптивные возможности.

Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).

Игровой деятельности дошкольников отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок в первой и второй половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Игры должны быть разнообразными, индивидуальными и групповыми, ролевыми, дидактическими, подвижными. Так, дидактические игры аналогичны учебным занятиям, характеризуются малой подвижностью, обеспечивают эмоциональную окраску бодрствования. Подвижные игры, особенно на открытом воздухе, способствуют укреплению организма, повышают его выносливость, совершенствуют движения. Ежедневно свободное время учащиеся могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение. Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора. Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые 15-20 минут для младших и 20-25 минут для старших школьников. Общее время просмотра телепередач и работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа для младших школьников и 2 часа для школьников средних классов. Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях (однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников - 1,5-2,5 часа.

Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Дошкольники и школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. Помимо завтрака и ужина в домашних условиях учащиеся в группах продленного дня должны обеспечиваться 2-разовым питанием, а в школах полного дня -3-разовым питанием. Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно предложить ему стакан молока или кефира.

Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку, продолжительность которой должна составлять не менее 2 часов для учащихся начальных классов и не менее 1,5 часов для учащихся средних классов. Самоподготовка (выполнение домашнего задания) должна начинаться не ранее 16:00 часов. Для первоклассников желателен послеобеденный пассивный отдых (сон) в течение 1-1,5 часов.

В период каникул и в выходные дни следует увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные занятия, соревнования, экскурсии, походы, больше отводить времени творческой деятельности учащихся. На этом важно акцентировать внимание родителей, поскольку даже в каникулярное время у детей преобладают статические виды деятельности (просмотр телепередач, занятия за компьютером).

Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.

Режим дня – это динамическая система распределения нагрузки и отдыха, которая обеспечивает сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Режим дня ребенка основан на всестороннем учете особенностей его роста, развития, условий жизни и предназначен для установления физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется обучение и воспитание. Таким образом, режим является основой оздоровительного и профилактического воздействия на организм всех факторов учебно-воспитательной работы.
^ Обоснование режима дня учащихся. Режим должен учитывать возрастные особенности ребенка, включать нормальную для него продолжительность сна, его пребывание в общеобразовательной и специальной (музыкальной, художественной, спортивной) школах. Любой элемент режима дня школьника должен осуществляться в благоприятных условиях (например, готовиться к урокам надо в уютном и гигиенически правильно оборудованном месте, спать в хорошо проветренном помещении и т. д.).
Чтобы помочь ребенку и его родителям составить научно обоснованный режим дня учащегося, классный руководитель на родительском собрании информирует о примерном распорядке дня, поясняя назначение каждого элемента режима для успеваемости и сохранения здоровья школьника. Вот некоторые из таких рекомендаций.
Вставать после ночного сна ребенок должен в 7–7.30 ч утра. Это приемлемо для учеников первой и второй смены. Затем ребенок делает утреннюю зарядку, совершает туалет, завтракает и отправляется в школу, куда он должен прийти за 10–15 мин до начала занятий, чтобы подготовиться к уроку.
Возвращаться домой ребенок должен примерно в одно и то же время, это воспитывает пунктуальность и экономит время. Домой ученик должен идти не торопясь, чтобы не тратить лишнюю энергию и иметь возможность побыть на свежем воздухе.
Дома ученик переодевается, моет руки и обедает. После этого младшие школьники (особенно первоклассники и дети, перенесшие болезни) должны спать 1–1,5 ч, что необходимо для восстановления сил и укрепления нервной системы.
Здоровые ученики начиная со второго класса после обеда могут отдыхать на свежем воздухе, например кататься на лыжах, коньках, санках, играть в подвижные игры и др. После этого ребенок приступает к выполнению домашних заданий (прежде всего средней и повышенной трудности).
За 1,5–2 ч до сна дети ужинают.
Расписание уроков. Чередование учебных дисциплин в расписании уроков обеспечивает переключение деятельности коры мозга и поэтому предупреждает утомление детей и соответствует педагогическим требованиям.
В I–III классах проводятся четыре урока. В IV классе допускается (не чаще двух раз в неделю) увеличение количества уроков до пяти. В V–IX классах бывает по пять уроков ежедневно, в X–XI – по шесть уроков.
Работоспособность школьников в течение учебного дня различна. Первоначально она нарастает и достигает максимума (на втором уроке в младших классах и на третьем – в старших), а потом начинает снижаться в связи с возникновением и нарастанием утомления. Последний (пятый-шестой) урок для многих детей является самым трудным. Учитель должен организовать его так, чтобы дольше сохранить работоспособность учеников.
Различается работоспособность учеников и в течение недели: в первые дни она выше, к концу недели – снижается. Таким образом, при составлении расписания необходимо чередовать предметы, чтобы степень умственного напряжения соответствовала работоспособности организма. Самая большая учебная нагрузка должна приходиться на середину недели, самая маленькая – на понедельник и субботу. Чтобы дети полноценно отдохнули, ученикам I–IV классов на выходные дни рекомендуется вовсе не давать заданий и существенно сокращать их ученикам среднего школьного возраста. То же касается и каникул.
^ Продолжительность учебного года. Учебный год в общеобразовательной школе начинается 1 сентября. Он состоит из четырех учебных четвертей, которые разделяются каникулами разной продолжительности.
Анализируя утомляемость детей в течение четверти и года в целом, ученые заметили, что снижение работоспособности особенно заметно к концу этих периодов. Однако правильно организованный отдых способствует ее восстановлению.

Рекомендуется в первый день после каникул уроки начинать с повторения пройденного материала. Таким образом создается своеобразный мостик от известного, но забытого, к неизвестному, которое предстоит познать и выучить. Этот принцип имеет физиолого-гигиеническую основу – проторение условных связей и профилактику утомления.
^ Физиолого-гигиеническое обоснование продолжительности урока и перемен. Учебно-воспитательный процесс в школе различается в возрастном плане. Урок в общеобразовательной школе длится 45 мин, однако в результате изучения работоспособности ученые пришли к выводу, что для учеников I класса эта нагрузка заметно превышает норму и урок для них нужно сократить до 35 мин. Исследование продолжительности активного внимания это подтверждает. Например, у семилетних детей период активного внимания составляет 10–12 мин, у десятилетних – 16–20 мин, у одиннадцати-двенадцатилетних – до 25 мин, у более старших школьников – до 30 мин. Отсюда следует, что продолжительность объяснения нового материала в каждой возрастной группе не должна превышать длительности периода активного внимания.
В ходе исследования динамики продуктивности работы учащихся было выяснено, что на уроках (особенно в начальных классах) нельзя в работе с детьми использовать лишь один вид деятельности, ее надо обязательно разнообразить, переключать детей с одного вида работы на другой. Это обусловлено тем, что при смене вида деятельности изменяется характер раздражений, в результате чего возбуждаются различные анализаторы и, следовательно, разные участки коры головного мозга, давая возможность торможения ранее функционирующим клеткам и тем самым продлевая работоспособность школьников.
Кроме того, особое место в смене деятельности занимают физкультурные паузы, проводимые учителем. Они также способствуют снятию утомления. В младших классах физкультурные паузы проводят со второго урока, а в старших – с третьего. Сигналом для их проведения является начало снижения работоспособности: в младших классах это происходит через 25–30 мин от начала урока, а в старших – через 30–35 мин. Для учеников I класса в первую четверть физкультурные паузы рекомендуется проводить два раза за урок – через 15–20 и 30–35 мин. Продолжительность пауз определяет учитель, ведущий урок.
Необходимо заметить, что у учеников I–II классов первая сигнальная система преобладает над второй. В связи с этим при организации урока надо, рассчитывая на чувственное восприятие предмета, использовать наглядные пособия, вовлекать в сферу деятельности зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, а если возможно, то и осязание.
Важную роль в организации урока играет соблюдение гигиенических норм и правил рассаживания учеников за партами (столами), создание воздушно-теплового режима и др.
Перемены между уроками предназначены для отдыха учеников и учителей, а также для того, чтобы учащиеся могли перейти в кабинеты, лаборатории и классы, в которых будут проводиться следующие уроки. Правильное в физиолого-гигиеническом плане проведение перемен является обязательным условием полноценного труда на очередном уроке.
Перемены длятся 10 мин, а после второго урока – 30 мин. В некоторых случаях вместо одной тридцатиминутной перемены допускаются две двадцатиминутные (после второго и третьего уроков). Другие сокращения недопустимы, потому что повышают нагрузку на учащихся и предрасполагают к развитию переутомления и, следовательно, неврозов.
Во время перемены дети отдыхают от умственной деятельности. Не следует использовать перемены для подготовки к очередному уроку. Ученики выходят в проветренное рекреационное помещение или на открытую спортплощадку (в зависимости от погоды). На большой перемене предлагаются горячие завтраки.

1.1. Закрепить теоретические знания об анатомо-физиологических и возрастных особенностях развития организма детей и подростков, основных критериях и показателях гигиенической оценки детских игрушек, учебных пособий и школьных учебников.

1.2. Ознакомиться методиками санитарно-химического исследования детских игрушек.

1.3. Усвоить методики гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.

Исходные знания и умения

2.1.1. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.

2.1.2. Физические и химические критерии оценки детских игрушек.

2.1.3. Гигиенические требования к учебным пособиям.

2.2.1. Осуществлять гигиеническую оценку детских игрушек.

2.2.2. Осуществлять гигиеническую оценку учебных пособий

Вопросы для самоподготовки

3.1. Физиолого-гигиеническое обоснование соответствия игрушек возрастно-половым особенностям ребенка.

3.2. Характеристика игрушек за их возрастным и дидактическим назначением.

3.3. Гигиенические требования к сырью, материалам и краскам, которые используются для производства игрушек.

3.4. Методы гигиенической оценки игрушек.

3.5. Условия, которые определяют степень зрительной нагрузки во время чтения.

3.6. Требования к издательскому оформлению и полиграфическому выполнению школьных учебников.

3.7. Требования к гарнитуре, кеглю шрифта, размеру шрифта и его набору.

3.8. Методика гигиенической оценки учебных пособий для детей школьного возраста.

Задание (задачи) для самоподготовки

4.1. Перечислите гигиенические требования к сырью, материалу и краскам, которые используются для производства игрушек.

4.2. Дайте гигиеническую оценку пирамиды с набором колец диаметром 35-45 мм. Материал – дерево. Краска – масляная.

4.3. Назовите критерии оценки школьных учебников, которые характеризуют легкость учебника для чтения.

5. Структура занятия

На практическом занятии, которое проводится на протяжении 2 часов в учебной лаборатории кафедры, студенты знакомятся с методиками изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков, овладевают методиками санитарно-химического исследования детских игрушек и методиками гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.

Самостоятельная работа заключается в проведении санитарно-химического исследования детских игрушек для детей разного возраста и оценке соответствия печатной продукции возрастным особенностям и дидактическим требованиям.

Студенты получают схемы санитарного исследования игрушек (приложение 1) и методики химического анализа игрушек (приложение 2). Во время выполнения экспертных исследований дается санитарно-гигиеническая характеристика игрушки, санитарная характеристика материала, эстетическая и воспитательная характеристика, проводится химический анализ игрушки и дается общая гигиеническая оценка и рекомендации. Методика химического анализа включает проведение лабораторного определения прочности фиксации красителей, их состояния при действии щелочей, кислот и солей и определения концентрации свинца.

Для проведения гигиенической оценки учебных пособий студенты получают у преподавателя школьный учебник и в соответствии с схемой (приложение 3) осуществляют его санитарную экспертизу за приведенными методиками ( приложение 4).

1.1. Закрепить теоретические знания об анатомо-физиологических и возрастных особенностях развития организма детей и подростков, основных критериях и показателях гигиенической оценки детских игрушек, учебных пособий и школьных учебников.

1.2. Ознакомиться методиками санитарно-химического исследования детских игрушек.

1.3. Усвоить методики гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.

Исходные знания и умения

2.1.1. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.

2.1.2. Физические и химические критерии оценки детских игрушек.

2.1.3. Гигиенические требования к учебным пособиям.

2.2.1. Осуществлять гигиеническую оценку детских игрушек.

2.2.2. Осуществлять гигиеническую оценку учебных пособий

Вопросы для самоподготовки

3.1. Физиолого-гигиеническое обоснование соответствия игрушек возрастно-половым особенностям ребенка.

3.2. Характеристика игрушек за их возрастным и дидактическим назначением.

3.3. Гигиенические требования к сырью, материалам и краскам, которые используются для производства игрушек.

3.4. Методы гигиенической оценки игрушек.

3.5. Условия, которые определяют степень зрительной нагрузки во время чтения.

3.6. Требования к издательскому оформлению и полиграфическому выполнению школьных учебников.

3.7. Требования к гарнитуре, кеглю шрифта, размеру шрифта и его набору.

3.8. Методика гигиенической оценки учебных пособий для детей школьного возраста.

Задание (задачи) для самоподготовки

4.1. Перечислите гигиенические требования к сырью, материалу и краскам, которые используются для производства игрушек.

4.2. Дайте гигиеническую оценку пирамиды с набором колец диаметром 35-45 мм. Материал – дерево. Краска – масляная.

4.3. Назовите критерии оценки школьных учебников, которые характеризуют легкость учебника для чтения.

5. Структура занятия

На практическом занятии, которое проводится на протяжении 2 часов в учебной лаборатории кафедры, студенты знакомятся с методиками изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков, овладевают методиками санитарно-химического исследования детских игрушек и методиками гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.

Самостоятельная работа заключается в проведении санитарно-химического исследования детских игрушек для детей разного возраста и оценке соответствия печатной продукции возрастным особенностям и дидактическим требованиям.

Студенты получают схемы санитарного исследования игрушек (приложение 1) и методики химического анализа игрушек (приложение 2). Во время выполнения экспертных исследований дается санитарно-гигиеническая характеристика игрушки, санитарная характеристика материала, эстетическая и воспитательная характеристика, проводится химический анализ игрушки и дается общая гигиеническая оценка и рекомендации. Методика химического анализа включает проведение лабораторного определения прочности фиксации красителей, их состояния при действии щелочей, кислот и солей и определения концентрации свинца.

Для проведения гигиенической оценки учебных пособий студенты получают у преподавателя школьный учебник и в соответствии с схемой (приложение 3) осуществляют его санитарную экспертизу за приведенными методиками ( приложение 4).

1.1. Закрепить теоретические знания об анатомо-физиологических и возрастных особенностях развития организма детей и подростков, основных критериях и показателях гигиенической оценки детских игрушек, учебных пособий и школьных учебников.

1.2. Ознакомиться методиками санитарно-химического исследования детских игрушек.

1.3. Усвоить методики гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.

Исходные знания и умения

2.1.1. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.

2.1.2. Физические и химические критерии оценки детских игрушек.

2.1.3. Гигиенические требования к учебным пособиям.

2.2.1. Осуществлять гигиеническую оценку детских игрушек.

2.2.2. Осуществлять гигиеническую оценку учебных пособий

Вопросы для самоподготовки

3.1. Физиолого-гигиеническое обоснование соответствия игрушек возрастно-половым особенностям ребенка.

3.2. Характеристика игрушек за их возрастным и дидактическим назначением.

3.3. Гигиенические требования к сырью, материалам и краскам, которые используются для производства игрушек.

3.4. Методы гигиенической оценки игрушек.

3.5. Условия, которые определяют степень зрительной нагрузки во время чтения.

3.6. Требования к издательскому оформлению и полиграфическому выполнению школьных учебников.

3.7. Требования к гарнитуре, кеглю шрифта, размеру шрифта и его набору.

3.8. Методика гигиенической оценки учебных пособий для детей школьного возраста.

Задание (задачи) для самоподготовки

4.1. Перечислите гигиенические требования к сырью, материалу и краскам, которые используются для производства игрушек.

4.2. Дайте гигиеническую оценку пирамиды с набором колец диаметром 35-45 мм. Материал – дерево. Краска – масляная.

4.3. Назовите критерии оценки школьных учебников, которые характеризуют легкость учебника для чтения.

5. Структура занятия

На практическом занятии, которое проводится на протяжении 2 часов в учебной лаборатории кафедры, студенты знакомятся с методиками изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков, овладевают методиками санитарно-химического исследования детских игрушек и методиками гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.

Самостоятельная работа заключается в проведении санитарно-химического исследования детских игрушек для детей разного возраста и оценке соответствия печатной продукции возрастным особенностям и дидактическим требованиям.

Студенты получают схемы санитарного исследования игрушек (приложение 1) и методики химического анализа игрушек (приложение 2). Во время выполнения экспертных исследований дается санитарно-гигиеническая характеристика игрушки, санитарная характеристика материала, эстетическая и воспитательная характеристика, проводится химический анализ игрушки и дается общая гигиеническая оценка и рекомендации. Методика химического анализа включает проведение лабораторного определения прочности фиксации красителей, их состояния при действии щелочей, кислот и солей и определения концентрации свинца.

Для проведения гигиенической оценки учебных пособий студенты получают у преподавателя школьный учебник и в соответствии с схемой (приложение 3) осуществляют его санитарную экспертизу за приведенными методиками ( приложение 4).

Читайте также: