Фон для презентации глиняная игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушка


Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных пром.

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игр.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, сос.

Особенностью дымковской игрушки
является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины



Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного.

Для росписи используют контрастные
сочетания ярких цветов:
красного, малинового, жёлтого,
оранжевого, голубого, зеленого,
синего и черного

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам.

Каргопольская игрушкадымковская игрушкаковровская игрушкафилимоновская иг.

Каргопольская
игрушка
дымковская
игрушка
ковровская
игрушка
филимоновская
игрушка

Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей.

Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).

Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).







Этапы изготовления дымковской игрушки

Этапы изготовления
дымковской игрушки

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вят.

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили.
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней«примажут» стан, р.

Свернут блин,
и получится
колокол юбки
для барыни.
К ней«примажут» стан, ручки, головку.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 час.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотог.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Герои дымковской игрушки:Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Куп.

Герои дымковской игрушки:
Барыни.
Кормилицы.
Кавалеры.
Мужики.
Горожанки.
Купчихи.
Офицеры.
Скоморохи.
Звери.
Птицы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 184 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Оставьте свой комментарий

  • 29.11.2015 33283
  • PPTX 3.3 мбайт
  • 1706 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Болотова Ирина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

85 минут

«Психосоматические проявления эмоционального выгорания. Телесные практики»

79 минут

«Учет психологических особенностей учеников при проведении урока»

36 минут

«Основы коучинга как инструмент саморазвития»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Народная глиняная игрушка


Курс повышения квалификации

Теоретические и практические основы проведения творческих занятий с детьми дошкольного возраста


Курс повышения квалификации

Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР в условиях ДОУ


«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народная глиняная игрушка

Народная глиняная игрушка

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние вр.

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

 Фигурки из глины обязатель.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка. Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей. Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни, козлы, петухи с расписными хвостами. Дымковская игрушка

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий г.

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малинов.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельск.

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области. Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа. Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, черная.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическо.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они не.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева.

Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки-свистульки. Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома ,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям , это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Основной узор – это причудливые полоски жёлтых , лиловых, зелёных цветов

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из глав.

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга С.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –с.

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и.

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными , красными.

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными , красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Народная ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКАПрезентацию подготовили обучающиеся 2 класса МБОУ.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народная ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКАПрезентацию подготовили обучающиеся 2 класса МБОУ.

Народная ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Презентацию подготовили
обучающиеся 2 класса
МБОУ Чамеровская СОШ
Руководитель :Логинова Е.Н.

Содержание 1 Цели 2.Гипотеза 3.Введение 4.Разновидности глиняных игрушек.

4.Разновидности глиняных игрушек

5.Изготовление глиняных игрушек

6.Изготовление и роспись глиняных игрушек своими руками

ЦЕЛИ: -Познакомиться с промыслами глиняных игрушек. Задачи: -Научиться выде.

ЦЕЛИ:
-Познакомиться с промыслами глиняных игрушек.

-Научиться выделять характерные особенности росписи дымковской, каргопольской, абашевской и других игрушек (круги, волнистые, точки, горошины, клетки)

-Научиться изготавливать глиняные игрушки своим руками.
Гипотеза:
Сможем ли мы, не имея специальной подготовки и оборудования , изготовить глиняные игрушки в условиях школы?
Тип проекта: информационно-творческий

Издавна на Руси человек старался украсить свой дом. Иногда жители целой дерев.

Издавна на Руси человек старался украсить свой дом. Иногда жители целой деревни занимались каким-то одним видом художественного ремесла – народным промыслом. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Эти промыслы существуют и в наши дни.
Введение
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили. (З. Роот)
Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Глина проста и легка в обработке. Она очень пластична. Потому с самых древних времен глина стала одним из главных материалов, из которых создавал человек необходимые в быту вещи и произведения искусства, глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена. Самыми распространенными в народе изделиями из глины стали игрушки.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не то.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Игрушки имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.
Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

Виды глиняных игрушекДымковскаяКаргопольскаяФилимоновская

Виды глиняных игрушек
Дымковская
Каргопольская
Филимоновская

ГородецкаяСкопинскаяАбашевскаяТоржокская

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы.

Самой большой известностью пользуются
глиняные игрушки из Дымковской слободы
под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка.
Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных
деталей.
Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни,козлы,петухи с расписными хвостами.

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий г.

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.
Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится.

Каргопольская игрушка
Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области. Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа. Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Формы предельно упрощены.Окраска у большинства фигурок строгая-белая, чёрная.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские ф.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.
Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они не.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки .
Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

Филимоновская игрушкаВ Тульской области вблизи от старинного городка Одо.

Филимоновская игрушка
В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки-свистульки.
Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома ,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям , это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Основной узор – это причудливые полоски жёлтых, лиловых ,зелёных
цветов.
Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.
Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу».Птицы – знаки воскресен.

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу».
Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая
Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.
Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.

Торжокская игрушкаГончарный промысел в г.Торжке возник давно. Вначале гончар.

Торжокская игрушка
Гончарный промысел в г.Торжке возник давно. Вначале гончары лепили посуду, а из остатков глины лепили игрушки-свистульки. А в 1975 году мастера организовали цех по изготовлению игрушки. Птицы-павы, уточки,весёлые петухи-их лепят из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами (точки, капельки, овалы)

Абашевская игрушкаВ селе Абашево Пензенской области появились э.

Абашевская игрушка
В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик.
Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.
Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными ,
красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками и особые.

Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер.

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городец.

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу.
Городецкая игрушка

Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанск.

Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, принесли оригинальные керамические сосуды, представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.
Скопинская игрушка

Глиняная игрушка широко любима во многих областях России. Игрушка сохраняет м.

Глиняная игрушка широко любима во многих областях России. Игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в игрушках повторяются изображения женской фигуры , коня, оленя, птицы.
Как же делают глиняные игрушки
Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Раньше обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же - в специальных электрических печах. Обожжённые до красно-раскалённого состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведённого на молоке. Потом выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют от 4 до 8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведённые на яйце. В прошлом кисточка была самодельной из холщового лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
Изготовление глиняных игрушек

Изготовление игрушек своими руками1.Сначала подготовить глину, затем вылеп.

Изготовление игрушек своими руками
1.Сначала подготовить глину, затем вылепить игрушки.
2.Несколько дней просушить изделия.

3. Затем обработать игрушки клеем ПВА, чтобы краска не растекалась.4.После эт.

3. Затем обработать игрушки клеем ПВА, чтобы краска не растекалась.
4.После этого расписать игрушки гуашевыми красками.

Теперь игрушки стали гораздо наряднее.

Теперь игрушки стали гораздо наряднее.

Как выяснилось ,у нас дома тоже есть глиняные игрушки. Мы их принесли в школу.

Как выяснилось ,у нас дома тоже есть глиняные игрушки. Мы их принесли в школу ,чтобы показать одноклассникам и сравнить покупные игрушки с самодельными.
Мы сделали вывод : игрушки, созданные своими руками, почти не отличаются от покупных.

Вот такие замечательные игрушки у нас получились. Игрушки из глины вылепить н.

Вот такие замечательные игрушки у нас получились.
Игрушки из глины вылепить не сложно, нужно запастись терпением и иметь большое желание научиться чему то новому.
Наша гипотеза подтвердилась. Мы изготовили из глины игрушки в условиях школы.

Выводы Нельзя забывать нашу русскую культуру. Через русскую народную игрушку.

Выводы
Нельзя забывать нашу русскую культуру. Через русскую народную игрушку мы знакомимся с русским народным творчеством. В разных районах России существовали уникальные центры народных промыслов. У каждой народной игрушки свой язык знаков, символов и цветов.
Все глиняные изделия имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и местными традициями тех мест, где зарождался промысел. Несмотря на то, что глиняная народная игрушка уже исчезла из игры детей, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, как сувенир и сейчас служит украшением современного интерьера.

Народная глиняная игрушка 900igr.net

№ слайда 1

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времен

№ слайда 2

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

 Фигурки из глины обязательно у

№ слайда 3

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под

№ слайда 4

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка. Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей. Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни, козлы, петухи с расписными хвостами. Дымковская игрушка

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геом

№ слайда 5

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый,

№ слайда 6

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской

№ слайда 7

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области. Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа. Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, черная.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое с

№ слайда 8

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в с

№ слайда 9

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут

№ слайда 10

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на

№ слайда 11

Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки-свистульки. Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома ,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям , это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Основной узор – это причудливые полоски жёлтых , лиловых, зелёных цветов

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных

№ слайда 12

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солн

№ слайда 13

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – с

№ слайда 14

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свис

№ слайда 15

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и дли

№ слайда 16

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными , красными, в с

№ слайда 17

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными , красными, в самых неожиданных сочетаниях.


№ слайда 1

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не тольк

№ слайда 2

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и

№ слайда 3

Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Образы дымковской игрушки:Образы дымковской игрушки: Барыни в пестрых юбках Брав

№ слайда 4

Образы дымковской игрушки:Образы дымковской игрушки: Барыни в пестрых юбках Бравые кавалеры и всадники Важные петухи и индюки Водоноски, кормилицы, няни Женихи и невесты Бараны, кони, коровы Веселые карусели

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комби

№ слайда 5

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строиться по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одое

№ слайда 6

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барын

№ слайда 7

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого,

№ слайда 8

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Каргопольская игрушка

№ слайда 9

Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой с

№ слайда 10

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволж

№ слайда 11

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.


№ слайда 12

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылеп

№ слайда 13

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».


№ слайда 14

Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и ба

№ слайда 15

Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не уступает другим. Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не уступает другим.

Читайте также: