Форма игрушки должна отражать

Обновлено: 17.05.2024

Игрушка и её роль в воспитании слепого ребёнка.

Игровая деятельность многообразна, и внутри каждого её вида изо дня в день ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Для слепого ребенка игрушка приобретает особое значение. Глубокое нарушение зрения ограничивает возможность познавать окружающее пространство и действовать в нём. При определённых условиях игрушка может помочь слепому ребёнку увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.

Игра с игрушками, подобранными с учетом потенциальных возможностей ребёнка, способствует его психическому развитию, помогает формированию коллективной деятельности детей, учит ориентироваться в пространстве.

Очень важно научить слепого ребёнка играть с игрушкой. Этому предшествует подготовительная работа, в процессе которой его знакомят, если это возможно, с окружающими реальными предметами и их назначением, а затем сравнивают их с соответствующими игрушками.

С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы. Посредством игрушки ребенок лучше узнаёт окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия. Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребёнка в общении.

Игрушки подразделяются на виды, такие как:

1. Моторно-спортивные и тренировочные игрушки

3. Технические игрушки

7. Настольные игры.

Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию мелкой моторики, умению ребёнка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч. прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики (это мозаика, бирюльки и. т. д)

Сюжетно- образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это мягкие игрушки, куклы, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля.

Технические игрушки с механическим управлением : экскаваторы, автомобили, поезда, модели летательных аппаратов, игрушечные фотоаппараты и т. д. Эти игрушки демонстрируют физические законы и производственные процессы. Внимание ребенка. Играющего с технической игрушкой, направлено на управление ею.

К этому же виду относятся игрушки, предназначенные для конструирования- строительные наборы, конструкторы и т. д.

Музыкальные игрушки- это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребёнка.

Театральные игрушки –это куклы би-ба-бо, марионетки, теневой театр и т. д.

Игры-забавы это клюющие цыплята, утка, которая несёт яйца,

прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.

Настольные игры с дидактическими задачами и правилами- это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребёнку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

Психическое развитие слепого ребёнка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то же время, дети, лишенные зрения, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие. Для их полноценного развития необходимо развитие игровой деятельности.

Игровая деятельность способствует исчезновению навязчивых движений у слепого ребенка.

Игрушка для слепого ребенка является одним из средств познания окружающего мира. Поэтому для того. Чтобы избежать создания у него искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции этого предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы.

Для слепого ребёнка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Для них оптимальны игрушки средней величины (9-30 см).

Материал, из которого изготавливаются игрушки должен быть приятен для осязания и сходен с материалом натуральных предметов.

Учитывая, что у некоторых слепых детей есть цветоразличие, игрушки должны быть ярко окрашены.

Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребёнка. Поэтому для его игры предпочтительнее игрушки со звуковыми эффектами.

Необходимо, чтобы игрушка способствовала развитию игровой деятельности и воображению ребёнка. Этим задачам в первую очередь, отвечают игрушки- образы, такие как куклы.

Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы. У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза у куклы были вставленными, с приклеенными ресницами и чтобы они закрывались. Нос, уши,брови куклы должны быть четкими, удобными для осязания. Голова, руки и ноги обязательно должны быть подвижными. Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы носки или тапочки.

Первый год жизни ребёнка характеризуется активной ориентировочной деятельностью: ребёнок тянется к предмету, хватает, удерживает, бросает его. В это время кукла не выступает в функции человека- она предмет действия. Целесообразно купить фигурку из мягкого материала. Небольшие, с неподвижными руками и ногами фигурки людей удобны для игры.

На втором году жизни, играя, ребенок продолжает манипулировать куклой, как любым предметом. Однако уже может и самостоятельно действовать с ней по показу взрослых. Он часто завертывает и развертывает куклу, баюкает её. В этот период, помимо фигурок удобны простые резиновые куклы средних размеров (30-40 см).

Постепенно кукла в руках ребёнка «оживает» и в игре начинает применяться по назначению- выступает в функции человека. Ребёнок наделяет её жизнью. К трем годам всё больше места в жизни детей занимают сюжетно-ролевые игры, в которых они сами выбирают роли, сами придумывают сюжет. Содержание игр несложное, это повторение действий взрослых по обслуживанию малыша. Преобладают бытовые игры. В которых ребёнок куклу баюкает, катает, кормит, одевает и раздевает. Его интересует одетая кукла с подвижными руками и ногами. Удобнее куклы ростом 25-35 см.

Детей 5-7 лет интересуют сюжеты, отображающие разные события: путешествия, театр. стройку.

Разнообразная тематика игр. активность и более высокий объём сведений требуют и различных по содержанию и оформлению кукол средних размеров (35-45 см). нужны им куклы и больших размеров. Удобные для катания в колясках, для хороводных игр.

Детям старшего дошкольного возраста нужны комплекты кукол- семья, моряки, летчики (10-12 см).

Некоторые ошибочно считают, что мальчики совсем не играют и даже не должны играть с куклой. Своеобразный, с возрастом иной характер игр мальчиков побуждает родителей выбирать им «мальчишеские куклы». Так, футболист импонирует интересам мальчиков. В играх он спортсмен, космонавт, турист. Куклы нужны мальчикам не только в роли детей, но и в качестве пассажиров разных видов транспорта, шоферов, машинистов и т. д.

Именно в играх с куклами воспитываются чисто человеческие и глубоко социальные эмоции, внимание к людям.

Консультация для родителей «Роль папы в воспитании ребёнка» «Роль папы в воспитании ребёнка». Роль папы в воспитании своего ребёнка, пожалуй, переоценить очень трудно. Именно отец играет огромную.

Собрание бабушек и дедушек «Роль старшего поколения в воспитании ребёнка» Собрание бабушек и дедушек «Роль старшего поколения в воспитании ребёнка» Форма проведения: «Голубой огонёк». Ход встречи 1-ая ведущая.

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании ребёнка» Роль семейных традиций в воспитании ребёнка. Для родителей о семейных традициях. Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но.

Консультация. Роль сказкотерапии в воспитании дошкольников Роль сказкотерапии в воспитании дошкольника Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия.

Консультация «Роль мамы в воспитании ребёнка» Мама – это первый и самый главный человек в жизни каждого ребёнка. Роль матери в воспитании детей огромна, а многие даже не представляют.

Роль отца в воспитании ребенка. Согласно позиции Л. С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются.

Роль родителей в воспитании здорового ребёнка Роль родителей в воспитании здорового ребёнка. (папка - передвижка) Физкульт - Ура! Полноценное физическое развитие дошкольника.

Роль семьи в воспитании малыша Роль семьи в воспитании малыша. «…Все начинается с семьи. Умение прощать, любить и ненавидеть, Уменье сострадать И сложность в жизни видеть».

Роль семьи в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании ребенка Все начинается с семьи… Что же ребенок должен знать о понятии «семья», и какова роль семьи в воспитании.

Роль сказки в воспитании детей Мнoгoлетняя пpивычкa к лoгическoму мышлению увoдит взpoслoгo из миpa симвoлoв. Этo - глaвнaя пpичинa в paзличии вoспpиятия нapoдных скaзoк.

У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие,которое является ведущим в осознании окружающего мира.Вследствии этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей через другие анализаторы.Игры и игрушки дают нашим детям основы взаимоотношений между объектами окружающего мира,их характеристики и свойства,развивают мелкую моторику.

ВложениеРазмер
trebovaniya_k_igrushkam_dlya_slepyh_detey.docx 15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к игрушкам слепых детей

У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие, которое является ведущим в осознании окружающего мира. Вследствие этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей через другие анализаторы. Различные образцы материалов для ощупывания для развития тактильного восприятия. Речевое сопровождение и детальное описание всех предметов и действий. И, конечно, развитие игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте обладает основной информационной нагрузкой. Игры и игрушки дают нашим детям основы взаимоотношений между объектами окружающего мира, их ведущие характеристики и свойства, развивают мелкую моторику. Рассмотрим свойства игрушек, необходимых для развития игровой деятельности слепых детей.

  1. Цвет. Желательно выбирать игрушки ярких, насыщенных цветов, светящиеся или со световыми индикаторами. В первую очередь у слепых детей необходимо развивать остаточное зрение. Даже светоощущение может впоследствии очень помочь для ориентировки в пространстве. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте, что является важным стимулом развития остаточного зрения. При этом необходимо не только сохранить остатки зрения, но и научить ребенка ими пользоваться, что впоследствии будет стимулировать его познавательную деятельность и интеллектуальное развитие.
  2. Материалы и фактура. Материал должен быть приятным на ощупь, иначе ребенок будет отказываться от игрушки. Также, материалы и фактура игрушек должны быть разнообразными: дерево, пластмасс, металл, ткань, мех, резина с гладкой, шершавой, рифленой поверхностью. Это способствует развитию тактильной чувствительности и обогащает познания об окружающем слепого ребенка.
  3. Твердость и прочность. Твердый материал сохраняет форму предмета, что в познании форм объектов реальной жизни, отображенных в игрушках, компенсирует отсутствие зрения. Так же слепые дети в ходе игровой деятельности с игрушками прилагают к ним определенные усилия, сжимают, мнут, гнут, растягивают и даже кусают их. Могут стучать ими об пол или стены, что бы появился звук, что является одним из методов познания слепыми детьми окружающего мира через слуховой анализатор. Поэтому необходимо подбирать игрушки не только достаточно плотные и твердые, но и прочные, что б они не раскололись и не травмировали ребенка.
  4. Гигиенические требования. Как уже было сказано выше, обследование игрушек слепыми детьми проводится не только руками. При обследовании предметов окружающего мира все маленькие дети, а слепые в особенности, подносят их к лицу, обнюхивают, кусают, облизывают. Поэтому игрушки обязаны соответствовать определенным санитарно – гигиеническим нормам: должны отсутствовать мелкие отдельно прикрепленные детали, материалы должны быть нетоксичными, не пористыми, чтоб легко мыться.
  5. Звуковое сопровождение. Желательно, чтоб первые игрушки, а также многие последующие игрушки (мячи, другие передвижные игрушки, игрушки, изображающие представителей животного мира) слепого ребенка были озвучены. Это дает возможность малышу развиваться сразу по нескольким направлениям: во – первых, развитие слуховой функции, во — вторых – ориентирование в пространстве, в – третьих, обогащение знаний об окружающем мире. Так как у таких детей отсутствует зрительный образ предмета, то они строят свое узнавание его на звуковом сигнале. Так же, по звуку слепые дети хорошо ориентируются в пространстве, развивают возможность манипулирования предметами и общую моторную ловкость.
  6. Размер. У слепых детей должны быть игрушки разного размера, начиная от 9 см. Мелкие игрушки необходимы на первых трех годах жизни, когда ребенок только овладевает навыками распознавания формы, размера, структуры предмета и начинает производить элементарную классификацию и сравнение предметов. Это, в основном, простые геометрические фигуры: пирамидка, строительный конструктор. Игрушки же, отождествляющие объекты окружающего мира, наоборот, по возможности, должны отображать реальные пропорции (куклы, игрушки, изображающие представителей животного мира, фрукты, овощи), что отражало бы основные, существенные признаки натурального предмета.
  7. Запах. Материалы, из которых изготовлены игрушки, их части, покрытие, наполнитель должны быть без запаха. Сильный запах может оттолкнуть ребенка, вызвать аллергическую реакцию либо сформирует образ предмета, связанный с определенным запахом. Последнее крайне нежелательно, так как у слепых людей обоняние развито сильнее, чем у нормально зрячих, запах является таким же маркером предмета или объекта, как форма и цвет. Поэтому, не обладая зрительными ориентирами, слепой ребенок не будет узнавать идентичные предметы, если у них будет отсутствовать соответствующий запах. Это может путать ребенка, мешать верному восприятию окружающей реальности.

Крайне важно развивать сенсорные эталоны слепых детей с младенчества. Обучение формам, размерам, распознаванию материалов должно идти параллельно с обучением распознаванию запахов. Подобное совмещение позволяет развивать у слепого ребенка наиболее качественные знания об окружающем мире.

Так же не стоит опасаться давать слепым детям разборные игрушки: пирамидки, кубики, конструктор. Они благотворно влияют на развитие мелкой моторики и способствуют ориентировке в микро пространстве. При этом стоит соблюдать только одно правило: не оставляйте малыша одного с такими игрушками.

В заключение необходимо добавить, что игровая деятельность слепых детей развивается параллельно с деятельностью нормально видящих детей, проходит те же ступени по формированию основных игровых навыков и примерно в одинаковом возрасте, но при условии, что интеллект ребенка сохранен, и в отношении воспитания слепого ребенка были применены коррекционные средства и методы обучения.

Каким требованиям безопасности должны отвечать детские игровые площадки? Можно ли учесть такую площадку как единый обособленный комплекс? На какой КОСГУ следует отнести расходы на строительство (приобретение) игровых площадок?

В последнее время в нашей стране уделяется большое внимание укреплению здоровья подрастающего поколения. В первую очередь это происходит через вовлечение детей в занятия спортом, подвижными играми. Современные детские игровые площадки размещаются на придомовых территориях, в зонах мас­сового отдыха, а также на территориях образовательных учреждений. Какие требования предъявляются к данным сооружениям, как они учитываются на балансе образовательных организаций? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Безопасность детских игровых площадок.

С целью недопущения детского и подросткового травматизма на закрытом и открытом спортивном игровом оборудовании разработаны Рекомендации по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися (доведены Письмом Минобрнауки РФ от 18.10.2013 № ВК-710/09) (далее – Рекомендации).

Рекомендации подготовлены с целью оказания помощи органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, а также общеобразовательным организациям в деятельности по обеспечению безопасности физкультурно-спортивной образовательной среды образовательных организаций, в том числе:

  • при подготовке и приеме школ к новому учебному году в части усиления контроля за соответствием школьных спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря необходимым требованиям к условиям безопасности их эксплуатации (включая приобретение нового современного спортивного оборудования и инвентаря);
  • при организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися.

Требования безопасности.

Для снижения уровня травмоопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг необходимо выполнять следующие требования:

соблюдать правила эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений (открытых и закрытых), спортивного оборудования и инвентаря;

производить регулярное техническое освидетельствование спортивного оборудования и инвентаря;

соблюдать правила безопасности по конкретным видам спорта;

соблюдать эргономические требования к используемому спортивному оборудованию, снаряжению и инвентарю;

использовать спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, соответствующие конкретному виду спорта, включая средства индивидуальной защиты;

соблюдать режим занятий (тренировок);

иметь соответствующую квалификацию тренеру, инструктору;

осуществлять врачебный и педагогический контроль подготовки и проведения занятий, тренировок, соревнований;

обучать навыкам безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря;

обучать навыкам самоконтроля за состоянием своего здоровья при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий (тренировок, соревнований);

информировать о факторах риска и мерах по предупреждению травм;

обязательно проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, а также тренировок и соревнований по конкретным видам спорта;

иметь комплект действующих нормативных документов по обеспе­чению безопасности.

Методы контроля.

При осуществлении контроля за безопасностью при обслуживании потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг используются следующие методы:

визуальный контроль – осмотр физкультурно-спортивных сооружений (закрытых и открытых), трасс, маршрутов, спортивного оборудования и инвентаря на предмет их исправности и пригодности к эксплуатации;

инструментальный контроль – измерение температуры воздуха, воды, возможное техническое обследование спортивного оборудования и инвентаря, пр.;

социологические исследования – проведение опроса или интервьюирования потребителей услуг и итоговая оценка результатов опроса;

аналитический контроль – анализ содержания и правильности оформления документации, необходимой при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, – паспорта физкультурно-спортивного сооружения, медицинского журнала осмотра потребителей, паспортов (сертификатов) спортивного оборудования и инвентаря, пр.;

врачебно-педагогическое наблюдение – оценка уровня физической, технико-тактической, психологической и функциональной подготовленности потребителей, состояния их здоровья при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий (тренировок и соревнований);

экспертный контроль – выявление уровня знаний преподавателей (тренеров, инструкторов) о правилах безопасности обслуживания потребителей при оказании услуг и оценка уровня этих знаний.

Кроме того, содержание территории физкультурно-спортивных сооружений должно обеспечивать свободный проезд (подъезд) технических средств специальных служб (пожарная, спасательная техника, неотложная медицинская помощь, пр.).

Также эксплуатация физкультурно-спортивного, спортивного оборудования и инвентаря должна отвечать нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10[1].

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо пре­дусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту занимающихся на нем детей и подростков.

Необходимо регулярно проводить осмотр установленного сооружения с целью оценки его технического состояния на соответствие требованиям безопасности.

При этом особое внимание следует обращать:

на состояние несущих поверхностей и конструкций спортивного объекта, к которым крепится оборудование;

на крепление инвентаря и оборудования к поверхностям;

на сохранность и исправность конструкции оборудования (особенно соединений, хомутов, движущихся элементов, состояние покрытий (краски, лаки и т. п.), состояние деревянных и металлических поверхностей);

на соответствие оборудования и инвентаря требованиям СанПиН, стандартов безопасности;

на соответствие применяемого инвентаря и оборудования требованиям спортивных технологий.

При проведении закупочных процедур спортивно-развивающего оборудования рекомендуется указать, что к закупке допускается только сертифицированное оборудование. Оно должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным.

Рекомендуется закупать оборудование отечественного производства, конструкция которого позволит осуществлять быструю замену пришедшего в негодность элемента. Кроме того, в комплект поставки должен входить паспорт с подробной схемой сборки для обеспечения легкого монтажа и быстрой замены изнашивающихся элементов силами эксплуатирующей организации. Оборудование должно иметь гигиенические заключения на конечный продукт и на комплектующие составляющие. Гарантийный срок на продукцию должен составлять не менее 5 лет.

Общие требования к материалу изготовления спортивного оборудования (инвентаря) и условиям обработки:

1) для обеспечения эстетического восприятия и развития вкуса у подрастающего поколения рекомендуется использование пластиковых элементов, устойчивых к перепадам температуры, противоударных, устойчивых к воздействию ультрафиолетовых лучей, имеющих яркую, чистую цветовую гамму окраски, не выцветающую от воздействия климатических факторов;

2) допускается ограниченное (не более 10 %) выполнение элементов конструкции из древесины твердых пород дерева и влагостойкой фанеры со специальной обработкой, имеющей экологический сертификат качества и предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы. Все конструкции (их элементы) должны быть отполированы, острые углы закруглены;

3) для несущих конструкций оборудования должны применяться только металлические элементы, конструкции должны иметь надежные болтовые и хомутовые соединения и соответствующую обработку (влагостойкая покраска, антикоррозийное покрытие);

4) не допускается выполнение склизов для игровых и спортивно-развивающих комплексов из черного металла;

5) не допускается использование покрышек от автомобильной техники в виде ограждений, элементов благоустройства или элементов спортивных конструкций.

Требования к конструкциям спортивного оборудования должны исключать: наличие острых углов, застревание частей тела между элементами оборудования, попадание детей под оборудование (под его элементы) в состоянии движения оборудования (его элементов).

Сертификация спортивного оборудования и инвентаря.

Важное значение с точки зрения оснащения безопасным современным спортивным инвентарем и оборудованием имеет сертификация закупаемой продукции.

Сертификация является одной из форм подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификат подтверждает возможность применения спортивного инвентаря для нужд образовательной организации.

Бухгалтерский учет детской игровой площадки.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н[2] материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, принимаются к учету в качестве основных средств.

Кроме этого, согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Решение о том, к какому виду нефинансовых активов отнести детскую игровую площадку, должна принять комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. По нашему мнению, рассматриваемые нами объекты могут быть отнесены к основным средствам – сооружениям (Письмо Минфина РФ от 21.01.2016 № 02-05-11/2535). В соответствии с определением основных фондов в ОК 013-2014 (СНС 2008)[3] игровые площадки могут быть приняты к учету в составе сооружений с кодами ОКОФ 220.41.20.20.800 (сооружения спортивно-оздоровительные), 220.42.99.12 (сооружения для занятий спортом и отдыха). Последняя из названных группировок включает:

спортивные площадки для спортивных игр, главным образом на открытом воздухе, такие как футбол, бейсбол, регби, легкая атлетика, автомобильные или велосипедные гонки и скачки;

объекты для отдыха, например, площадки для игры в гольф, пляжные сооружения, горные убежища, парковые территории и парковые сооружения для отдыха.

Для ведения бухгалтерского учета сооружений применяется счет 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения» (п. 53 Инструкции № 157н).

В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, приобретение или строительство детских игровых площадок, которые планируется учитывать в составе основных средств, следует осуществлять за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Принимается к учету основное средство – недвижимое имущество по сформированной первоначальной стоимости. Она формируется на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств.

На балансовый учет объект недвижимости можно поставить только после государственной регистрации права собственности (оперативного управления) данным имуществом. Объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Соответствующие разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минфина РФ от 14.10.2015 № 02-07-10/58921.

Поступление и принятие к учету детских игровых площадок будет отражаться в соответствии с инструкциями № 162н[4], № 174н[5], № 183н[6] следующими типовыми бухгалтерскими операциями:

· Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

· Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

в) конструкторы и строительные наборы;

д) музыкальные игрушки.

Игрушки по степени готовности:

- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

- Из тканей, в том числе набивные игрушки.

- Из бумаги и картона.

- Из керамики, фарфора и фаянса.

- Из древесных материалов, папье-маше.

- Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

- Мелкие (размером от 3 до 10 см).

- Средние (размером от 10 до 50 см).

- Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

- Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

- Электронные (на компьютерной основе).

- Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

- Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Классификация игрушек А.С.Макаренко:

· Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

· Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)

· Игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

Практика подтверждает положение А.С.Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

На основе исследования Е.А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая и является общепринятой в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство ее в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

Классификация игрушек Е.А. Флериной

· Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.; они определяют сюжет игры).

· Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

· Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

· Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи.

В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

· Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить)

· Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

· Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

· Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

· Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры).

· Игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).

5. Основные педагогические, художественные, гигиенические требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ.

С педагогической функции игрушек неразрывно связаны ее художественно-эстетические качества. Игрушка народная или производственная является одним из первых произведений искусств, которая встречает детей на пороге их жизни и сочетает в себе скульптуру, графику, декоративное оформление. Она во многом может определить развитие художественного вкуса детей, их творческие способности, характер эстетического отношения к действительности. Еще советская педагогика, исходя их общих задач и принципов советского реалистического искусства, сформулировала некоторые эстетические показатели, обеспечивающие художественную полноценность.

1. Худ выразительность образа. Образ в игрушке должен быть особенно выразительными и строиться на реалистической основе. Образ в игрушке должен рассчитан на силы и возможности ребенка. При решении образа в игрушке художники как бы упрощают идею предмета, делают её совершено очевидной и преподносят детям в условной, иногда в несколько гиперболической форме. В игрушке не допустимы искажения, так как они могут повлечь за собой искажения в знании и представлении детей. Противопоказан в игрушках и сложный психологизм недоступный детям и чрезмерное увлечение формой за которыми теряется содержание и холодный натурализм который решает образ одухотворенности.

Форма игрушки. Отличие игрушки от модели и скульптуры. Игрушка должна отличаться от модели и от скульптуры. Модель – это равнодушное, механическое перечисление всех признаков и свойств предметов. В скульптуре, как правило, точно фиксируется состояние, что не располагает к игре. В игрушке художник творчески перерабатывает существенные на его взгляд признаки. Игрушка – живое, образное воспроизведение действительности, чем меньше ребенок, тем проще должна быть форма игрушки.

2. Динамичность и условность. Выступает в качестве основных особенностей формы в игрушке. Именно они позволяют игрушке легко входить в детскую игру. Динамичность в игрушке существенно отличается от того же свойства в мелкой скульптуре. То, что игрушка является неотъемлемой частью детского мира, ведет к особому условному строю всего игрушечного образа. Игрушка не анатомическое пособие. Для нее важна яркая образная игрушечная характеристика.

3. Цвет игрушки.Должен быть в игрушке особенно активным и действенным. Цвет должен помогать ребенку осваивать образ и делать его более доступным. Обычно для игрушек жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. Роль цвета ответственна в любой игрушке. Психологи высказывают предположение о том, что ребенок почти с момента рождения различает все цвета. Это делает возможным применение в игрушке широкой цветовой палитры.

4. Материал игрушки. Особую роль в создании выразительного образа имеет максимальное выявление физических и художественных свойств материала, что способствует формированию эстетической культуры детей. Важно полностью использовать специфические качества материала. Как и другие выразительные средства, он обязан раскрывать образ. Из разных материалов рождаются разные образы.

5. Конструкция игрушки. Должна быть простой, ясной и четкой с тем, чтобы делать игрушку удобной для игры, т.е. обеспечивать функциональный комфорт.

6. Композиционная законченность. Материал, цвет, форма, конструкция, не существуют в игрушке сами по себе. Они представляют единый художественный организм, композицию, где все компоненты находятся в сложной взаимосвязи. Только гармоническое их взаимодействие обуславливает определенную композиционную завершенность, а значит и художественную полноценность игрушки. Но она выявляется в полную силу, если художественное решение игрушки построено с учетом возрастных особенностей детей.

Художникам, создающим игрушку, следует помнить о недопустимости формализма и натурализма в игрушке, сатире и грубого юмора, которые характерны для некоторых современных зарубежных игрушек и детских книг. Создатели таких игрушек забывают о том, что за чрезмерным увлечением формой теряется конкретность образа, которое имеет особое значение в детском восприятии, а натурализм не может эмоционально воздействовать на живое воображение детей.

Нормы законодательства предписывают учитывать отдельные виды нефинансовых активов в особом порядке. Это относится, в частности, к сценическим костюмам, используемым в учреждениях культуры. В настоящей статье рассмотрим типичные вопросы практикующих специалистов по данной теме.

Сценическо-постановочные средства учреждений культуры представляют собой совокупность предметов материального оформления спектаклей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода. К сценическо-постановочным средствам относятся костюмы, белье, обувь, головные уборы, костюмный реквизит (бусы, пояса, кошельки, веера, броши и др.). Такие правила предусмотрены разд. 1 Временных методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 10.08.2007 № 1249 (далее – Рекомендации № 1249).

На каком счете следует учитывать сценические костюмы?

По общему правилу предметы одежды подлежат включению в состав материальных запасов (п. 99, 118 Инструкции № 157н [1] ). Однако в соответствии с разд. 1 Рекомендаций № 1249 сценические костюмы относятся к сценическо-постановочным средствам. Последние можно включить как в состав основных средств, так и в состав материальных запасов в зависимости от срока их полезного использования (разд. 2 Рекомендаций № 1249). Инструкции № 157н такой подход не противоречит. Это важно, поскольку Рекомендации № 1249 в настоящий момент применяются только в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкции № 157н.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств.

Таким образом, сценические костюмы в большинстве случаев отвечают указанным признакам и должны учитываться на счете, предназначенном для учета основных средств. Причем сказанное относится ко всем элементам сценического костюма (в том числе обуви, головным уборам и т. п.).

Справедливости ради стоит отметить, что не всегда суды подобный вариант учета расценивают как нарушение. Так, по материалам одного из дел проверяющие настаивали на том, что учет сценических костюмов в материальных запасах образует состав правонарушения. Суды первой и аппеляционной инстанций полностью были на стороне учреждения, указав, что костюмы, белье, обувь, головные уборы, костюмный реквизит (бусы, пояса, кошельки, веера, броши и пр.) относятся к сценическо-постановочным средствам театров и не учитываются в составе основных средств (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 № 17АП-4156/2010‑АК). Суд кассационной инстанции занял более осторожную позицию, указав, что возможность использования костюма на протяжения более 12 месяцев проверяющими не доказана и только поэтому нельзя говорить о нарушении, выразившемся в ненадлежащем учете основных средств (Постановление ФАС УО от 22.09.2010 № Ф09-7501/10‑С1 по делу № А60-63300/2009‑С9).

Вместе с тем подобных примеров судебного разрешения такой ситуации – единицы. Поэтому нежелание организовать учет основных средств сопряжено с рисками.

К какому коду ОКОФ относятся сценические костюмы?

Данный вопрос неизменно вызывает споры среди практикующих специалистов. Существуют различные точки зрения.

Классификатор ОКОФ (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359) содержит код 16 3696601 «Одежда сцены». Вместе с тем согласно Рекомендациям № 1249 термин «одежда сцены» (а точнее «дежурная одежда сцены») к сценическим костюмам не относится. К одежде сцены относится совокупность элементов, расположенных на всех планах и выполненных из ткани особого вида. Одежда сцены выполняет двойную функцию: и эстетическую, и техническую. Это театральный занавес, кулисы, арлекин.

Некоторые специалисты полагают, что сценические костюмы относятся к категории 16 3696605 «Бутафория сценическая», однако, наш взгляд, приравнивание костюмов к бутафории не совсем обоснованно. Под бутафорией понимаются не костюмы, а специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), используемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.

Еще один вариант – относить костюмы к категории 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды)». Несмотря на указание «кроме одежды», сторонники данного подхода ссылаются на Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», содержащее ссылку на ОКОФ и включающее категорию 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды), включая театральные костюмы». Если не считать сценические костюмы одеждой в том смысле, в каком этот термин употребляется, например, по отношению к спецодежде, форменной одежде и проч., сценические костюмы можно отнести к категории 16 1721090 «Изделия текстильные швейные прочие».

На наш взгляд, последняя позиция является более обоснованной.

Нужно ли проставлять инвентарный номер на элементах костюмов?

В соответствии с п. 46 Инструкции № 157н каждому инвентарному объекту основных средств, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Номер можно нанести вышиванием или прикреплением жетона. Другие варианты нанесения номеров (например, краской) могут причинить вред костюму. Однако в разд. 4 Рекомендаций № 1249 они предусматриваются. В частности, сказано, что нанесение инвентарных номеров на сценическо-постановочные средства может производиться краской (устойчивой по отношению к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, вышиванием и т. п. – с тем, чтобы их не видел зритель, но легко мог найти работник театра.

Нужно ли выделять в учете костюмы, находящиеся в запасе?

Не все костюмы задействуются в мероприятиях учреждения каждый год. Классический пример – костюмы Деда Мороза и Снегурочки, которые актуальны только в декабре. Поэтому возникает вопрос, нужно ли как‑то отражать данный факт в учете.

В соответствии с разд. 1 Рекомендаций № 1249 бухгалтерский учет сценических костюмов должен обеспечить:

  • контроль сохранности сценическо-постановочных средств;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления сценическо-постановочных средств, их внутреннее перемещение (из мастерских – в подразделения, обслуживающие сцену; из спектакля – в спектакль; из текущего репертуара – в запас) и выбытие (безвозмездная передача, реализация или ликвидация).

Поэтому каким‑либо образом выделять костюмы, находящиеся в запасе необходимо (например: путем введения отдельных субсчетов). Стоит отметить, что на сегодня отсутствуют материалы проверок деятельности учреждений, которые подтверждали бы, что контролирующие органы фиксируют отсутствие данного варианта организации учета как нарушение. Тем более, что доказать нахождение сценических костюмов в запасе может быть проблематично. Одни и те же костюмы могут использоваться сразу в нескольких мероприятиях.

Можно ли учитывать все элементы сценического костюма как одно основное средство?

Учет основных средств имеет определенные особенности, и на практике бухгалтер может быть заинтересован в уменьшении учетных единиц с тем, чтобы не учитывать отдельно такие элементы, как головные уборы, сценические рубашки и юбки, а учесть единый составной объект основных средств – сценический костюм.

В соответствии с п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Аналогичным образом в разд. 4 Рекомендаций № 1249 сказано, что отдельным объектом основных средств считается законченный предмет, предназначенный для выполнения отдельных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих отдельную работу.

На наш взгляд, к отдельным элементам сценического костюма это неприменимо, поскольку нет никаких препятствий для того, чтобы использовать их отдельно.

В каких случаях стоимость костюма будет увеличена?

Согласно п. 27 Инструкции № 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

В случае со сценическими костюмами бывает затруднительно принять решение, стоит ли в той или иной ситуации увеличивать отраженную в учете стоимость данного основного средства. Например: если учреждение приобретает бисер или кружево для украшения костюма, который уже числится в учете, у бухгалтера могут возникнуть сомнения при отражении данной операции.

Под достройкой понимается сооружение новых частей к основному средству. Причем новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения последнему ущерба. Поэтому о достройке речь может идти в случае учета такого основного средства, как объект недвижимого имущества.

Дооборудование – это дополнение основного средства новыми, ранее отсутствовавшими частями. Однако дооборудование применительно к сценическому костюму носит ироничный характер. Как правило, дооборудование приводит к появлению у имущества новых качеств и свойств.

Под реконструкцией и модернизацией понимают переоборудование основных средств, которое приводит к изменению их основных технико-экономических показателей.

Таким образом, все из обозначенных выше случаев изменения стоимости основных средств мало применимы к сценическим костюмам. О достройке, дооборудовании, реконструкции или модернизации можно говорить, если в результате проведенных работ улучшаются или повышаются первоначальные показатели функционирования основного средства (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.).

Поэтому, на наш взгляд, первоначальная стоимость костюма будет изменяться крайне редко. Возвращаясь к обозначенному выше примеру, стоимость бисера или кружева, которые использовали для украшения сценического костюма, не должна увеличивать его первоначальную стоимость.

В заключение перечислим некоторые выводы, касающиеся особенностей учета сценических костюмов:

Читайте также: