Галина дайн русская игрушка

Обновлено: 04.05.2024

25 октября 1941 г.
Родилась в городе Данилове Ярославской области.

1960 - 66 гг.
Училась в ИНСТИТУТЕ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ им. И.Е. РЕПИНА (Руководитель диплома К.В. Корнилович)

1959 - 60 гг.
Экскурсовод Загорского ист.-худ. музея - заповедника

1966 - 69 гг.
Младший научный сотрудник художественно - педагогического отдела ВНИИ игрушки, Загорск

1976 г.
Защитила диссертацию на соискание ученой степени канд. искусствоведения "ИСКУССТВО ИГРУШКИ" в МГУ им.Ломоносова (Науч.рук. доктор искусствоведения, профессор М.А. Ильин)

1969 - 86 гг.
Главный хранитель ХУДОЖЕСТВЕННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИГРУШКИ АПН СССР

1983 г.
Член союза художников России

1986 - 91 гг.
Старший научный сотрудник НИИ Художественной Промышленности

1993 г.
Награждена премией Международного банка "Восток" "За развитие российского искусствознания и музейного дела".

1997 г.
Ведёт активную педагогическую и методическую работу по приобщению детей к народной культуре по уникальной авторской программе. Создатель музея "ДЕТСКИЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ" в школе №3 города Хотькова, который стал лауреатом конкурса школьных музеев Подмосковья. Вертепное представление музея - дважды лауреат Всероссийского фестиваля школьных и семейных вертепов, проводимого под эгидой Всероссийского Союза театральных деятелей. В 2004 году школа стала победителем областного тура Всероссийского тура "Лучшей школы России" в номинации "школа этнокультурных традиций".

Награждена медалью "В память 850-летия Москвы"

1991 - 2009 гг.
Преподаватель худ. - граф. факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова, специалист культурного центра Хотькова

2002 г.
Награждена медалью Российского Союза исторических городов и регионов "За вклад в наследие народов России"

2006 г.
почетная грамота Министерства культуры Московской области

2008 г.
почетная грамота Губернатора Московской области

2010 г.
медаль Сергиево-Посадского муниципального района Московской области «За отличие»

2012 г.
знак «Благодарю» Губернатора Московской области

2014 г.
знак Преподобного Сергия Радонежского Губернатора Московской области*

* Положение о знаке Преподобного Сергия Радонежского
1. Знаком Преподобного Сергия Радонежского награждаются лица, замещающие государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, за заслуги в государственном управлении, развитии местного самоуправления, в сфере экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения, в развитии спорта, укреплении законности на территории Московской области и иные заслуги перед Московской областью.
2. Лицу, награжденному знаком Преподобного Сергия Радонежского, вручаются знак, звезда знака, миниатюрная копия знака и удостоверение к знаку.
3. Знак Преподобного Сергия Радонежского носится на ленте знака на шее.
4. Звезда знака носится на правой стороне груди.
5. Раздельное ношение знака и звезды не допускается.
6. Для особых случаев и возможного повседневного ношения предусматривается миниатюрная копия знака.
7. При ношении на форменной одежде используется планка, обтянутая лентой знака, которая располагается после лент государственных наград Российской Федерации и (или) СССР.

Биография

Галя Круглова с бабушкой Александрой Максимовской, г.Данилов, ул.Кирова, д.90

«X научные чтения, посвященные памяти И.П. Болотцевой» (Ярославль, 2005)
Галина Львовна Дайн - исследовательница русской народной куклы

Змеева Е. О.
аспирант каф. культурологии и журналистики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Исследовательница русской народной игрушки Галина Львовна Дайн, родившаяся и выросшая на Ярославщине, в г. Данилове, одновременно и благодарный, и сложный «предмет для исследования». Когда в творческой биографии одного человека органичным и естественным образом синтезированы и значимый вклад в академическую науку, и «хождение в народ», не так просто дифференцировать именно научную составляющую.

Г.Л. Дайн принадлежит к тому типу исследователей, которые, однажды найдя «свою» область, «свой» тематический комплекс научных проблем, посвящают все усилия, талант и энергию глубокому изучению и популяризации этого предмета. Такой тематикой для Галины Львовны стала русская народная игрушка и детская культура. Публикация нескольких книг й множества статей, популяризаторская и просветительская деятельность, проведение невероятного количества экспедиционных полевых исследований, хранительская, экспозиционная, педагогическая работа и даже создание музея «Детский народный календарь» - все это так или иначе связано с темой игрушки в контексте традиционной культуры.

Галина Львовна пришла в искусствознание и сформировалась как ученый под влиянием Ольги Владимировны Кругловой (1924-1986), бывшей для нее не только родственницей, но и Учителем. О.В. Круглова - известный специалист в области русского народного творчества, автор изданий «Русская народная резьба и роспись по дереву» и «Народная роспись Северной Двины». «Ревностным собирателем и исследователем народного искусства» называет свою наставницу Г.Л. Дайн, посвящая ей одну из своих книг 1 . Переняв от Ольги Владимировны любовь к русскому народному творчеству, ученица избрала собственный путь.

То, сколько сделала Галина Львовна как популяризатор русской народной игрушки, традиционной детской культуры, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Мы же ограничимся рассмотрением вклада Г.Л. Дайн в изучение традиционной народной куклы, постоянно находящейся в фокусе научного интереса Галины Львовны на протяжении долгого периода с 1970-х годов по сегодняшний день.

Диссертационное исследование Г.Л. Дайн, носящее название «Искусство игрушки» 2 , посвящено крестьянской и кустарной кукле XIX - начала XX вв. Нужно сказать, что для 1970-х годов сам выбор именно куклы в качестве основного предмета научных изысканий был достаточно смелым. Культурный и эстетический феномен куклы занимает неоднозначное положение в научном пространстве. Только сейчас кукла завоевывает право быть не просто «забавой женского пола», как назвал ее когда-то Ж.-Ж. Руссо, а вполне адекватным и серьезным объектом научных изысканий. Для советской школы искусствоведения эта проблематика была однозначно периферийной. Одной из причин этого служила очевидная необходимость междисциплинарного подхода к изучению явления куклы. Выбор предмета исследования Дайн обосновывает несколькими факторами: возможностью наиболее отчетливой демонстрации взаимосвязи общественных функций и художественных особенностей игрушки, наиболее выпуклой обрисовки природы и специфики игрушки, а также возможностью введения нового фактического материала.

Принципиально важным теоретическим положением этой работы является дефиниция, данная Галиной Львовной для игрушки. Г.Л. Дайн, акцентируя функциональную природу игрушки, ее неразрывную связь с игрой, впервые в советской искусствоведческой традиции определяет игрушку как синтетичный вид искусства, совмещающий в себе художественные средства, принадлежащие прикладному и изобразительному искусствам, а также элементы театрального и музыкального искусств.

Подчеркивая важность общественной роли народной игрушки, Дайн переносит акцент с материала, традиционно служившего основанием для искусствоведческой классификации игрушек, на выполняемую игрушкой функцию, изменяющуюся с течением времени. Это изменение оказывает непосредственное влияние на идейно-художественное содержание игрушки. Подобный функционально ориентированный подход позволил автору обратить внимание на такой практически неизученный тип игрушки, как крестьянская кукла из текстиля.

Тряпичная кукла не осознавалась искусствознанием того времени как серьезный предмет для исследований. Вдумчивого изучения удостаивались традиционные игрушки из дерева, из глины (например, монография А.К. Чекалова, изданная на немецком языке в 1972 г., или книга И.Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка», 1975 г. 4 ), но кукла из текстиля, одна из самых распространенных игрушек в детском быту в традиционной культуре, оставалась за рамками какого-либо научного осмысления. Вот почему диссертацию Г.Л. Дайн, защищенную в 1976 году, можно считать первым в истории русского искусствознания исследованием традиционной куклы из текстиля. Несмотря на то, что с момента появления этой работы прошло почти 30 лет, она и сегодня не утрачивает своей актуальности, оставаясь наиболее комплексным и основательным исследованием данного предмета.

Основываясь на уникальном материале, собранном в ходе трудоемкого процесса опрашивания пожилых людей, в основном - женщин, выросших в условиях традиционной культуры, на изучении музейных коллекций, этнографических источников, Дайн формулирует тезис о повсеместной распространенности тряпичной куклы в детском быту русской деревни XIX- начала XX вв., ее устойчивости и универсальности как вида игрушки. Подчеркивая синкретичный характер традиционной куклы, автор демонстрирует соотношение ее художественного содержания и формы с функциями, которые выполняла игрушка: магической, педагогической и эстетической.

В работе «Искусство игрушки» прослежена «родословная» тряпичной куклы, раскрыта ее связь с семантикой женского образа, «с древними представлениями о женщине-прародительнице», «с магическими действиями, культом плодородия и женского начала» 5 . Именно в этой связи с древними анимистическими воззрениями славян Г.Л. Дайн увидела первопричину безликости традиционной куклы. Другим, не менее важным, семантически значимым элементом кукольного облика, также генетически связанным с почитанием Великой Матери, автор называет тщательно обозначенную грудь.

По сути, именно Г.Л. Дайн впервые придала тряпичной кукле статус полноправного произведения народного искусства. Одной из отправных точек актуализации этого феномена в современном контексте, сегодняшней вспышки интереса к фольклорной кукле, стала диссертация «Искусство игрушки» и написанные на ее основе книги «Русская народная игрушка» (1981 г.) 6 , «Русская игрушка» (1987 г.) 7 .

Иллюстрированный альбом «Русская игрушка», изданный в 1987 году, остается уникальным во многих смыслах и по сей день. Во-первых, это наиболее полная публикация коллекции народной игрушки Художественно-педагогического музея игрушки, во-вторых, достаточно большой тираж этой книги, удачно совпавший с «предперестроечным» временем ее выхода в свет, сделал ее наиболее доступным иллюстрированным изданием, посвященным русской игрушке. Этот альбом, в отличие от раритетных букинистических или дорогих современных книг по игрушке, можно найти не только в крупных библиотеках и частных книжных собраниях специалистов, но и в небольших, сельских библиотеках и среди книг, которыми пользуются художники, для многих из которых он стал своеобразным учебником, настольной книгой.

Книги Галины Львовны, изданные в 1980-ые гг., также как и последовавшие за ними «Игрушечных дел мастера» (1994 г.) 8 , «Детский народный календарь» (2001 г.) 9 замечательны сочетанием профессионального, основательного подхода к изучению народной игрушки и традиционной детской культуры с трогательной теплотой и любовью автора к предмету исследования, что, конечно же, не может не уловить, не прочувствовать читатель. Эта преданность, увлеченность традиционной игрушкой, народным искусством необыкновенно заразительна и достойна восхищения. Еще одна черта, которую нельзя не отметить, - это неподдельное уважение и искренние интерес и благодарность, даже преклонение, которые Г.Л. Дайн испытывает не только к мастерам и художникам игрушки, но и к каждой деревенской старушке-хранительнице ценностей традиционной культуры.

В заключение хотелось бы отметить, что со свойственной ей невероятной энергией Галина Львовна продолжает работать над любимой тематикой, увлекая, «заражая» ей молодых исследователей, своих учеников. Как известно, даром «делиться» обладает далеко не каждый ученый, тем ценнее это качество для глубокого знатока в своей отрасли науки, каковым и является Г.Л. Дайн.

1 Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М-., 1994.

2 Дайн Г.Л. Искусство игрушки (художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX - нач. XX вв.): Дисс. . канд. искусствоведения. М., 1976.

3 Tschekalov, Alexander K. Russisches Volksspielzeug. Dresden, 1972.

4 Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975.

5 Дайн Г.Л. Искусство игрушки (художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX - нач. XX вв.): Дисс. . канд. искусствоведения. М., 1976. С. 41.


«Азбука “Русская игрушка”: от ауки до яблока» – девятая книга серии «Игрушка в культуре России» – содержит 108 статей с названиями самых распространённых видов русских народ ных игрушек, с описанием их устройства, места и времени производства, использования в играх.


Содержит семь очерков, написанных автором по материалам поездок и экспедиций 1989–1992 годов на промыслы русской народной игрушки в Московскую, Воронежскую, Архангельскую, Курскую области.


Содержит 9 очерков, написанных по результатам экспедиций 1984–1988 годов на промыслы русской народной игрушки в Рязанскую, Нижегородскую, Калужскую, Московскую, Кировскую области. Впервые публикуются материалы экспедиций на Чукотку, в Башкирию и Хакасию, авторская полевая фотосъёмка и записи из дневников. Текст сопровождают 670 фотографий, среди них – 180 изображений экспонатов Художественно-педагогического Музея игрушки ВШНИ, 5 мастер­-классов по традиционной игрушке русских, татар, башкир, хакасов.

Для специалистов учреждений культуры и образования, искусствоведов, художников, мастеров.


Показывает опыт приобщения к народной традиции через игрушку. Содержит авторские неизданные материалы о мастерах народной игрушки, исследования сотрудников музеев Архангельска, Вологды, Череповца, Рязани о малоизвестных коллекциях игрушек, статьи педагогов из Москвы и Подмосковья, Саратова, Екатеринбурга, Камышина, Перми о практике освоения народной культуры и православной традиции в их единстве. Текст сопровождают 615 фотографий и 6 мастер-­классов по тряпичной кукле.

Для специалистов, работников музеев, воспитателей и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений, мастеров, художников, любителей народного искусства.


Содержит авторские статьи разных лет (1967–2013), рассказы, очерки и воспоминания других авторов о мастерах ­игрушечниках народных промыслов, художниках, исследователях, коллекционерах русской и советской игрушки. Текст сопровождают 400 иллюстраций: неизвестные фотоснимки из архивов НИИХП и ВНИИ игрушки, неопубликованные материалы из семейных собраний и архивов Н.А. Киселёва, М.А. Ломакиной, С.Г. Романова (Москва), М. Дайн, Ворносковых (г. Хотьково, Московская обл.).

Для специалистов и тех, кто интересуется игрушкой, её искусством и ремеслом, значением в культуре.


Дополненное и переработанное переиздание книг 2007–2008 гг., вызвавших большой читательский интерес. Вас ждут новые находки и имена, новые мастер-­классы. Возрождаясь во множестве авторских вариаций, текстильные игрушки обогащают современное лоскутное шитьё, поднимая его на уровень полноценного вида искусства. В этом осязаемом рукотворном искусстве важны не только мастерство, интеллект, талант создателей. Изначально принципиален исходный материал как основа текстильного формотворчества. Сама ткань, её свойства и качества, её эстетика чаще всего побуждают к работе, творчеству, самовыражению. Книга содержит 823 иллюстрации, в том числе 155 художественных и технических рисунков, показывающих процессы изготовления лоскутных кукол и мячиков.

248 страниц, формат А4, твёрдый переплёт, более 1000 иллюстраций. Книга отпечатана в Европе, тираж 3000


О живой сергиевской традиции в постсоветской России. Цель автора – привлечь общественное внимание к традиционной игрушке, увеличить число сторонников её возрождения. Нам всем необходимо понять, что игрушка эквивалентна нации, её культуре. Народ, не имеющий своей отечественной игрушки, теряет самобытное лицо, отрекаясь сам от себя. Противостоять этому – наш гражданский и патриотический долг.

Книга содержит 25 уроков мастерства. Их дают лучшие мастера, художники, педагоги Сергиева Посада и Богородского. Мастер­-классы по резной, токарной, выпильной и подвижной игрушке из дерева, по росписи матрёшки, выжиганию, изготовлению игрушки из папье­-маше, одеванию кукол, вырезанию из бумаги иллюстрируют более 1000 фотографий и рисунков.


Книга 2 посвящена крупнейшему в России художественному промыслу народной игрушки, ставшему уникальным явлением отечественной и мировой культуры.

«Сергиев Посад – столица русской игрушки» – результат работы многих лет с коллекцией и архивом Музея игрушки, с мастерами и художниками промысла. В книге впервые публикуются типы сергиевских кукол и различные способы их одевания, «старые секреты» изготовления бумажных лепных игрушек (папье-­маше), устройства механизмов для подвижных и звуковых игрушек. Технология традиционного производства иллюстрирована рисунками и неизвестными фотографиями начала ХХ века, найденными в архивах и семейных альбомах жителей города.

































Дайн Галина Львовна - кандидат искусствоведения, признанный специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры, автор около 280 публикаций. Работы Дайн имеют ценное научное и практическое значение, используются в школах и вузовских учебных программах, на занятиях в домах народного творчества, эстетических центрах и клубах, художественных школах, в кружках фольклорного направления и православных гимназиях.

Деревянная игрушка народов России.

Деревянная игрушка народов России.

Деревянная игрушка народов России. запись закреплена

Знакомьтесь - Дайн Галина Львовна - кандидат искусствоведения, признанный специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры (г. Хотьково Моск.обл.)

Галина Львовна автор более 280 публикаций. Работы Дайн имеют ценное научное и практическое значение, используются в школах и вузовских учебных программах, на занятиях в домах народного творчества, эстетических центрах и клубах, художественных школах, в кружках фольклорного направления и православных гимназиях

Биография
Исследовательница русской народной игрушки Галина Львовна Дайн, родившаяся и выросшая на Ярославщине, в г. Данилове, одновременно и благодарный, и сложный «предмет для исследования». Когда в творческой биографии одного человека органичным и естественным образом синтезированы и значимый вклад в академическую науку, и «хождение в народ», не так просто дифференцировать именно научную составляющую.
Г.Л. Дайн принадлежит к тому типу исследователей, которые, однажды найдя «свою» область, «свой» тематический комплекс научных проблем, посвящают все усилия, талант и энергию глубокому изучению и популяризации этого предмета. Такой тематикой для Галины Львовны стала русская народная игрушка и детская культура. Публикация нескольких книг й множества статей, популяризаторская и просветительская деятельность, проведение невероятного количества экспедиционных полевых исследований, хранительская, экспозиционная, педагогическая работа и даже создание музея «Детский народный календарь» - все это так или иначе связано с темой игрушки в контексте традиционной культуры.
Галина Львовна пришла в искусствознание и сформировалась как ученый под влиянием Ольги Владимировны Кругловой (1924-1986), бывшей для нее не только родственницей, но и Учителем. О.В. Круглова - известный специалист в области русского народного творчества, автор изданий «Русская народная резьба и роспись по дереву» и «Народная роспись Северной Двины». «Ревностным собирателем и исследователем народного искусства» называет свою наставницу Г.Л. Дайн, посвящая ей одну из своих книг1. Переняв от Ольги Владимировны любовь к русскому народному творчеству, ученица избрала собственный путь.
То, сколько сделала Галина Львовна как популяризатор русской народной игрушки, традиционной детской культуры, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Мы же ограничимся рассмотрением вклада Г.Л. Дайн в изучение традиционной народной куклы, постоянно находящейся в фокусе научного интереса Галины Львовны на протяжении долгого периода с 1970-х годов по сегодняшний день.
Диссертационное исследование Г.Л. Дайн, носящее название «Искусство игрушки»2, посвящено крестьянской и кустарной кукле XIX - начала XX вв. Нужно сказать, что для 1970-х годов сам выбор именно куклы в качестве основного предмета научных изысканий был достаточно смелым. Культурный и эстетический феномен куклы занимает неоднозначное положение в научном пространстве. Только сейчас кукла завоевывает право быть не просто «забавой женского пола», как назвал ее когда-то Ж.-Ж. Руссо, а вполне адекватным и серьезным объектом научных изысканий. Для советской школы искусствоведения эта проблематика была однозначно периферийной. Одной из причин этого служила очевидная необходимость междисциплинарного подхода к изучению явления куклы. Выбор предмета исследования Дайн обосновывает несколькими факторами: возможностью наиболее отчетливой демонстрации взаимосвязи общественных функций и художественных особенностей игрушки, наиболее выпуклой обрисовки природы и специфики игрушки, а также возможностью введения нового фактического материала.
Принципиально важным теоретическим положением этой работы является дефиниция, данная Галиной Львовной для игрушки. Г.Л. Дайн, акцентируя функциональную природу игрушки, ее неразрывную связь с игрой, впервые в советской искусствоведческой традиции определяет игрушку как синтетичный вид искусства, совмещающий в себе художественные средства, принадлежащие прикладному и изобразительному искусствам, а также элементы театрального и музыкального искусств.
Подчеркивая важность общественной роли народной игрушки, Дайн переносит акцент с материала, традиционно служившего основанием для искусствоведческой классификации игрушек, на выполняемую игрушкой функцию, изменяющуюся с течением времени. Это изменение оказывает непосредственное влияние на идейно-художественное содержание игрушки. Подобный функционально ориентированный подход позволил автору обратить внимание на такой практически неизученный тип игрушки, как крестьянская кукла из текстиля.
Тряпичная кукла не осознавалась искусствознанием того времени как серьезный предмет для исследований. Вдумчивого изучения удостаивались традиционные игрушки из дерева, из глины (например, монография А.К. Чекалова, изданная на немецком языке в 1972 г., или книга И.Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка», 1975 г.4), но кукла из текстиля, одна из самых распространенных игрушек в детском быту в традиционной культуре, оставалась за рамками какого-либо научного осмысления. Вот почему диссертацию Г.Л. Дайн, защищенную в 1976 году, можно считать первым в истории русского искусствознания исследованием традиционной куклы из текстиля. Несмотря на то, что с момента появления этой работы прошло почти 30 лет, она и сегодня не утрачивает своей актуальности, оставаясь наиболее комплексным и основательным исследованием данного предмета.
Основываясь на уникальном материале, собранном в ходе трудоемкого процесса опрашивания пожилых людей, в основном - женщин, выросших в условиях традиционной культуры, на изучении музейных коллекций, этнографических источников, Дайн формулирует тезис о повсеместной распространенности тряпичной куклы в детском быту русской деревни XIX- начала XX вв., ее устойчивости и универсальности как вида игрушки. Подчеркивая синкретичный характер традиционной куклы, автор демонстрирует соотношение ее художественного содержания и формы с функциями, которые выполняла игрушка: магической, педагогической и эстетической.
В работе «Искусство игрушки» прослежена «родословная» тряпичной куклы, раскрыта ее связь с семантикой женского образа, «с древними представлениями о женщине-прародительнице», «с магическими действиями, культом плодородия и женского начала»5. Именно в этой связи с древними анимистическими воззрениями славян Г.Л. Дайн увидела первопричину безликости традиционной куклы. Другим, не менее важным, семантически значимым элементом кукольного облика, также генетически связанным с почитанием Великой Матери, автор называет тщательно обозначенную грудь.
По сути, именно Г.Л. Дайн впервые придала тряпичной кукле статус полноправного произведения народного искусства. Одной из отправных точек актуализации этого феномена в современном контексте, сегодняшней вспышки интереса к фольклорной кукле, стала диссертация «Искусство игрушки» и написанные на ее основе книги «Русская народная игрушка» (1981 г.)6, «Русская игрушка» (1987 г.)7.
Иллюстрированный альбом «Русская игрушка», изданный в 1987 году, остается уникальным во многих смыслах и по сей день. Во-первых, это наиболее полная публикация коллекции народной игрушки Художественно-педагогического музея игрушки, во-вторых, достаточно большой тираж этой книги, удачно совпавший с «предперестроечным» временем ее выхода в свет, сделал ее наиболее доступным иллюстрированным изданием, посвященным русской игрушке. Этот альбом, в отличие от раритетных букинистических или дорогих современных книг по игрушке, можно найти не только в крупных библиотеках и частных книжных собраниях специалистов, но и в небольших, сельских библиотеках и среди книг, которыми пользуются художники, для многих из которых он стал своеобразным учебником, настольной книгой.
Книги Галины Львовны, изданные в 1980-ые гг., также как и последовавшие за ними «Игрушечных дел мастера» (1994 г.)8, «Детский народный календарь» (2001 г.)9 замечательны сочетанием профессионального, основательного подхода к изучению народной игрушки и традиционной детской культуры с трогательной теплотой и любовью автора к предмету исследования, что, конечно же, не может не уловить, не прочувствовать читатель. Эта преданность, увлеченность традиционной игрушкой, народным искусством необыкновенно заразительна и достойна восхищения. Еще одна черта, которую нельзя не отметить, - это неподдельное уважение и искренние интерес и благодарность, даже преклонение, которые Г.Л. Дайн испытывает не только к мастерам и художникам игрушки, но и к каждой деревенской старушке-хранительнице ценностей традиционной культуры.
В заключение хотелось бы отметить, что со свойственной ей невероятной энергией Галина Львовна продолжает работать над любимой тематикой, увлекая, «заражая» ей молодых исследователей, своих учеников. Как известно, даром «делиться» обладает далеко не каждый ученый, тем ценнее это качество для глубокого знатока в своей отрасли науки, каковым и является Г.Л. Дайн.

Краткая биография Дайн Г.Л.
25 октября 1941 г. Родилась в городе Данилове Ярославской области.
1960 - 66 гг. Училась в ИНСТИТУТЕ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ им. И.Е. РЕПИНА (Руководитель диплома К.В. Корнилович)
1959 - 60 гг. Экскурсовод Загорского ист.-худ. музея - заповедника
1966 - 69 гг. Младший научный сотрудник художественно - педагогического отдела ВНИИ игрушки, Загорск
1976 г. Защитила диссертацию на соискание ученой степени канд. искусствоведения "ИСКУССТВО ИГРУШКИ" в МГУ им.Ломоносова
1969 - 86 гг. Главный хранитель ХУДОЖЕСТВЕННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИГРУШКИ АПН СССР
1983 г. Член союза художников России
1986 - 91 гг. Старший научный сотрудник НИИ Художественной Промышленности
1993 г. Награждена премией Международного банка "Восток" "За развитие российского искусствознания и музейного дела".
1997 г. Ведёт активную педагогическую и методическую работу по приобщению детей к народной культуре по уникальной авторской программе. Создатель музея "ДЕТСКИЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ" в школе №3 города Хотькова, который стал лауреатом конкурса школьных музеев Подмосковья. Вертепное представление музея - дважды лауреат Всероссийского фестиваля школьных и семейных вертепов, проводимого под эгидой Всероссийского Союза театральных деятелей. В 2004 году школа стала победителем областного тура Всероссийского тура "Лучшей школы России" в номинации "школа этнокультурных традиций".
Награждена медалью "В память 850-летия Москвы"
1991 - 2009 гг. Преподаватель худ. - граф. факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова, специалист культурного центра Хотькова
2002 г. Награждена медалью Российского Союза исторических городов и регионов "За вклад в наследие народов России"
2006 г. почетная грамота Министерства культуры Московской области
2008 г. почетная грамота Губернатора Московской области
2010 г. медаль Сергиево-Посадского муниципального района Московской области «За отличие»
2012 г. знак «Благодарю» Губернатора Московской области
2014 г. знак Преподобного Сергия Радонежского Губернатора Московской области*

на фото книги Галины Дайн из серии "Игрушка в культуре России" в настоящее время вышло 9 книг.

Галина Дайн - Русская игрушка

Альбом познакомит читателя с русской народной игрушкой, с ее прошлым и настоящим. Перед нами раскроются страницы русской потешной летописи, они расскажут о значении игрушки, о промыслах и мастерах-игрушечниках России, об уникальной коллекции Художественно-педагогического музея игрушки АПН СССР. Сила культурной традиции сохранила русскую народную игрушку и центры ее производства до сих пор. Во многих краях и областях нашей страны живут и работают мастера-игрушечники. Их творчество основано на животворной памяти того, что было веками родственно и любимо русским человеком, во что вкладывалось чувство жизни, мира, красоты. Все это делает…

Галина Дайн - Игрушечных дел мастера

Автор книги, кандидат искусствоведения, сотрудник Научно-исследовательского института художественной промышленности, рассказывает о встречах с мастерами игрушки во время поездок и экспедиций по нашей стране. Книга богато иллюстрирована наиболее интересными образцами народных игрушек из собрания Художественно-педагогического музея игрушки РАО, произведениями из частных коллекций.

Галина Дайн - Русская народная игрушка

Игрушка — самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Поэтому мы бережно храним народную игрушку как национальный исторический памятник. Книга иллюстрирована лучшими образцами игрушек народных мастеров, которые хранятся в Музее игрушки. Для специалистов, а также широкого круга читателей — любителей русского народного искусства.

Читайте также: