Гендерная дифференциация игр и игрушек

Обновлено: 18.05.2024

Трудно точно назвать дату появления первой детской игрушки. Уже в первобытном обществе, как только люди научились обрабатывать камень, появились первые фигурки животных и прочих предметов, которые использовались для игр детей. В то время взрослые, скорее всего, на интуитивном уровне понимали необходимость игрушек для малолетних членов общества.

В современном обществе каждый взрослый понимает, что игрушки – это не просто способ игры и развлечения. Это действенный метод знакомства маленького человечка с окружающим миром. В самые первые месяцы игрушки помогают развивать моторику, чувства осязания, зрения. Позже ребёнок на примере игр и игрушек моделирует жизненные ситуации и взаимоотношения в обществе, фантазирует и рисует своё понимание, как должно происходить. В любом случае игры помогают ребёнку развиваться и познавать окружающую действительность.

Разделение игрушек: так ли это важно?

Как невозможно определить момент появления игрушек, также трудно отследить точку отсчёта условного разделения игр и игрушек на "мальчиковые" и "девчачьи". С незапамятных времен девочки играли в кукол, а мальчики в солдатиков. Гендерные различия закладывались в игрушки взрослыми, и далее все шло по проторенной дороге: дети вырастали и навязывали такое разделение своим детям.

Эти игрушки фактически определяли домашние "обязанности" будущей женщины.

Конечно, всегда были и есть универсальные игрушки – мячи, конструкторы, спортивный инвентарь и прочее. Но даже в нынешнее время можно увидеть родителей, у которых может вызвать непонимание желание мальчика поиграть в куклы или девочки – в солдатиков.

Девочка и мальчик играют в куклы

Игрушки – это познание окружающего мира

Взрослые должны отдавать себе отчёт, что игры для маленьких детей – это способ познания мира. И на первых порах этот мир ограничен рамками квартиры или дома. Потом он распространяется на уличные прогулки. Поэтому ребёнок старается моделировать происходящие вокруг него ситуации.

Ведь папа нянчится со своим малышом? Почему тогда мальчик не может поиграть с куклой, как будто она его ребёнок? Мама часто водит машину, когда ездит с ребёнком за покупками (например). Почему девочка не может поиграть в машинки?

Поэтому все разделения довольно условны и являются скорее каким-то пережитком прошлого.

Девочка и мальчик играют в куклы

Дети могут и должны играть в разные игрушки. Это позволит им гармонично развиваться. То, что мальчик, например, будет играть с куклой, может стать основой того, что он будет хорошим папой в своё время. А девочка, увлекающаяся машинами, сможет быстрее изучить правила дорожного движения.

Главное в игрушках – это чтобы они были безопасны для ребёнка. А воспитание лучших "мужских" и "женских" качеств в детях родители должны проводить на примере собственного поведения.

Многие родители устали от розовых и синих игрушек. В 2015 году Белый дом, выступая перед СМИ и многими производителями игрушек и экспертами, провел конференцию на тему гендерных стереотипов в игрушках. Одна из британских компаний стремится установить категоризации игрушек и книг только для определенного пола.

Исследователи обеспокоены тем что, игрушки были разделены по признаку пола.

Ясно, что разделение на розовые и голубые игрушки, куклы и чайные наборы на одной стороне, а грузовые автомобили и строительные блоки с другой стороны на самом деле появилось недавно. В 1970-е годы, игрушки, в США не всегда продавались с ясными гендерными различиями.

Хотя это может показаться тривиальным вопросом, игрушки помогают детям освоить новые навыки и интеллектуально развиваться, говорит Динелла. Куклы игрушечные кухонные наборы хороши для обучений детей последовательность событий и навыков языка. Строительные блоки, как Lego и головоломки могут научить навыкам, которые помогут заложить основу для обучения математике. Куклы также могут научить детей как заботиться о другом человеке

Гендерные предпочтения для игрушек появляются только после того, как дети узнают о своей половой принадлежности. Младенцы не показывают никакого предпочтения, говорит Браун.

Возраст от трех до пяти лет, очень важен для детей, говорит Браун, в этом возрасте дети обращают особое внимание на розовый или синий цвет игрушки. Ученые провели эксперимент, если взять грузовик и показать девочке группу других девочек, играющих с грузовиком, то она скорее - всего будет играть с ними.

Создание общих игрушек пошло в неправильном направлении, говорит Браун: «Теперь есть розовый вариант школьного автобуса» спрашивая недоверчиво, почему компания по производству игрушек не может дать что-то не относящееся к половым признакам, подобно розовому школьному автобусу?

Это может показаться нелогичным, игрушки стали настолько резко гендерной сегрегацией в то время, когда, например, женщины составляют большинство студентов колледжа. Браун предполагает, что всякий раз, когда есть много культурных изменений в одном направлении, есть люфт в другом направлении.

Это не только розовые и синие коробки, которые вторгались игрушки маркетинга в последние годы: это также распространение принцесс и супергероев.

Куклы для девочек в 1960-е годы были роли традиционных женщин, в то время - как домохозяйки и матери - в то время как фигурки мальчиков были профессии, как ученый, инженер или ковбой.

В последние годы, стали важной частью рабочая сила женщин, можно было бы ожидать, что куклы для девочек будут в основном иметь профессии, которые отражают те из работающих матерей, которые покупают их для своих детей. Вместо этого, ученные говорят, что там был переход к фантазии ролей, многие куклы становятся принцессами и поп-звездами, а фигурки для мальчиков становятся супергероями.

В то время как дети любят играть принцессой и супергероем, такие игрушки являются «преувеличением мужественности и женственности».

Может с низким содержанием жира быть хуже для общества, чем цельное молоко?

«Если вы не Кейт Миддлтон, шансов чтобы быть принцессой, практически нет.»: - говорит Браун.

Как вкусы развиваются, все три исследователя надеются, что в один прекрасный день, игрушки перестанут распределены по полу и вместо того, чтобы быть классифицированы по типу, как головоломки игрушки, куклы или детские велосипеды. Там еще будет платье-куклы и игрушки монстр грузовиков в этом мире, но вместо того, чтобы быть просто розовой или синей игрушкой они станут любым цветом радуги и будут на рынке для всех детей.

Выбор игрушек, Браун говорит, должны быть основаны на личных детских интересах, а не от их пола.

«Все игрушки являются гендерно нейтральными», говорит Браун. «То, что не является нейтральной игрушкой не продаются».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого.

Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра - это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра - главная развивающая деятельность .

Дети всех возрастов познают мир с помощью различных игр, и в этом прекрасно помогают игрушки, которые должны соответствовать физическому и психологическому возрасту ребенка, ведь детство - очень важный период в становлении личности ребенка-дошкольника. В дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Малыши быстро растут, развиваются, постигают нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку, сочувствие в минуты огорчения.

Куклы, машинки конструктор, мозаика, кубики - все они участвуют в процессе социальной адаптации и даже помогают решать разные психологические проблемы. Роль игрушек для детей - дает большие представления об окружающем его мире. Дидактические игры - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.

В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно с удовольствием подчинять свое поведение этим правилам. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит к трем, четырем годам. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Итак, игра для ребёнка 2-3 лет очень важное, интересное и полезное занятие, и важно, что бы родители видели что, игра – это не пустое развлечение.

Вид проекта : Групповой, информационный.

Участники проекта : Дети 1 младшей группы «Неваляшка», воспитатели, родители.

Цель : Дать представление детям об игрушках, учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками.

-активизировать мыслительную деятельность детей, настроить их на занятие посредством отгадывания загадок;

-способствовать формированию у детей навыки взаимодействия друг с другом;

- создать условия в группе для гендерного воспитания детей;

-развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

- способствовать развитию у детей умения сочувствовать и сопереживать;

-формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.

1.Подготовительный этап:

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, подбор методической литературы.

- Разработка мероприятий с детьми по проекту «Игры и игрушки».

2. Основной этап реализации проекта:

Цель : активное участие детей и родителей в проекте «Игры и игрушек»; улучшение взаимопонимания между детьми в группе.

Срок реализации проекта : 1 неделя.

Работа с родителями

Содержание мероприятий

Наглядная агитация о проведении проекта «Игры и игрушек»

Рекомендации родителям «Игры ребенка 2-3-х лет»

Беседа с родителями о любимых игрушках своих детей

Игрушки мальчиков и девочек

Папка передвижка «Будущий мужчина», «Будущая женщина».

Перспективный план проведения мероприятий по теме проекта

«Игры и игрушки»

Совместная деятельность детей и взрослых

1.Чтение стихотворений об игрушках

А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»

2. Создание игровых ситуации:

- «Построим дом для наших игрушек», «Зайка заболел», «Уложим куклу спать».

4. Подвижные игры

«Мой веселый звонкий мяч», «Догони мяч»

5.Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки», «Подбери одежду для мальчика».

1.Рассматривание картин, иллюстраций («Игры детей»)

2. Настольные и дидактические игры:

- «Собери картинку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек».

3.Отгадывание загадок об игрушках.

4. Подвижная игра

1. Чтение худ. литературы:

- знакомство с потешками, пестушками, прибаутками, колыбельными, использование их в режимных моментах воспитателями.

2. Знакомство с русскими народными играми, повторение ранее знакомых:

- «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит»

3. Игры с матрешками, неваляшками, пирамидками.

4. СРИ «К нам пришла доктор», «Я капитан».

1.Обыгрывание стихотворений об игрушках

А. Барто «Мишка», «Мяч», «Зайка», «Бычок».

2.Создание игровой ситуации:

- «Построим дом для зверят».

Познакомить детей с разными формами ролевого взаимодействия; вносить в игру элементы новизны.

4. Рассказ сказки «Теремок» с помощью игрушек (резиновых), обыгрывание.

- Построим гараж для машин.

2.Слушание любимых песенок. Побуждать к выполнению танцевальных движений.

4. Закрытие недели:

- итоговое мероприятие ( дискотека с любимыми игрушками).

3. Заключительный этап.

Создание мини-музея «Любимые игрушки девочек и мальчиков». Рассказывание об игрушках. Учить детей по вопросам составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ, активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качество предметов.

«Попади в круг»

Дети стоят в кругу на два шага от обруча. У них в руках мячики. По сигналу

Они бросают мячи в круг, берут из круга. Отмечаем детей, которые попали в

Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки

Надевай скорее, ну же:

Снизу шире, сверху – уже (пирамидка)

На одной ноге кружится,

А устанет – спать ложится (юла)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (матрешка)

Он резиновый и круглый

Так и проситься на руки,

Чтоб подбросить и поймать,

По дорожке покатать (мяч)

У нее колеса есть, руль, четыре дверки -

Возит в кузове Андрей

Для Танечки конфетки (машина).

«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати».

Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда), закреплять умение узнавать и называть одежду ( шорты, юбка, рубашка, платье и т.д.).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить , какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.

«К нам пришла доктор».

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки - зайку, мишку, куклу.

- «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Даша, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор».

«Доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

- Доктор! У нас в группе заболел мальчик - Артем, давай его вылечим.

Проводится прием больных.

Обыгрывание стихотворений про игрушки

Обратить внимание детей на игрушки , которые пришли к ним в гости .

Чтение стихотворений про игрушки А . Барто :

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Беседа с детьми какой зайчик : маленький, серенький, добрый (дети все повторяют за воспитателем)

- Скажите дети, а зайчик умеет прыгать? (ответы детей) .

Давайте зайчика развеселим и попрыгаем как зайки.

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки)

А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

- Пальчики разомнем? Повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика «Топ-топ, топотушки»

Топ-топ, топотушки. (Ладошки стучат по столу)

Пляшут зайки на опушке. (Показать «зайчиков» )

Топ-топ, топотушки. (Ладошки стучат по столу)

Пляшут лапки, (Потрясти кистями рук)

Пляшут ушки. (Показать «зайчиков» )

- Кто это у нас заскучал…мишка. Какие у него лапы? Есть ли у него хвостик, как у зайки. Ой, а мишка упал (чтение стихотворения про мишку)

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

- Пожалеем мишку (дети гладят медведя)

- А как же мишка ходит (ходьба с детьми переваливаясь с ноги на ногу) .

Мишка косолапый по лесу идет

Шишки собирает, песенки поет,

Шишка отскочила прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою, топ.

- И слоник с бычком заскучали. Смотрите дети какое большие уши и длинный у слона хобот, а у бычка большие острые рога.

Слайд 1. Содержание всех образовательных областей основной общеобразовательной программы детского сада предусматривает, согласно ФГОС ДО, всестороннее развитие игровой деятельности детей с учётом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.

Слайд 2. Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в ходе которой каждый ребёнок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, осознаёт себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения – входит в культуру и общество, социализируется.

Слайд 3. Под гендером понимается как социальный или социально-психологический пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врождённым признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.

Слайд 4. Компоненты гендерного воспитания :

Гендерная роль предполагает дифференциацию деятельности, статусов, прав и обязанностей человека в зависимости от его половой принадлежности. Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей и правил поведения, предписанных в конкретном обществе. В связи с этим можно дать общую характеристику гендерного ролевого стереотипа, формирующегося у мальчиков и у девочек уже в дошкольном детстве :

Мальчики: мужчин принято оценивать по профессиональным успехам; предпочитаемая область деятельности – инструментальная сфера, созидательный труд; мужчины обладают такими качествами как сила, уверенность, надежность, ответственность, умение ставить цели и достигать их даже в трудных обстоятельствах.

Девочки: женщин принято оценивать по нравственным качествам, чувствам и поведению; предпочитаемая область деятельности женщин – экспрессивная сфера (исполнительский и обслуживающий труд, так или иначе связанный с отношениями между людьми); женщины обладают такими качествами как доброта, нежность, любовь к детям, преданность семье и роду, заботливость, терпеливость, умение обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации.

Слайд 5. Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают «слабый», так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными. У детей формируются неадекватные или недостаточно чёткие гендерные установки, личностные качества и модели поведения. Проблема гендерных различий становится особенно актуальной на фоне господства в педагогике доминирующей идеи идентичного воспитания мальчиков и девочек.

К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая». Российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели – женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности.

Слайд 6. Специфика игровой деятельности мальчиков и девочек

Игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными и о всех этих ситуациях охотно общаются с подружками и куклами.

В играх мальчиков увлекает сам сюжет и, в первую очередь, действия героев, а для девочек наибольший интерес и ценность представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы, чем у мальчиков. Они тяготеют к многократным повторам с небольшими вариациями, поэтому уровень развития игровых умений у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков.

Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, прячут и отыскивают и др.) В играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому нередки споры, обиды, конфликты, выяснение отношений и борьба за лидерство. Игры мальчиков более действенны, чем у девочек. Они выбирают конструктор, строительный материал, игрушки, изображающие транспорт и технику, а также сборно-разборные игрушки.

Игры девочек более словесны. Девочки охотно играют в «Семью», «Дочки-матери», «Больницу», «Супермаркет», «Конкурс красоты» и т. д.

Мальчики добровольно и осмысленно принимают на себя мужские роли. Играют в «Автосервис», «Пожарные», «Такси», «Стройку» и др.

Иногда можно наблюдать как многие дети ассоциируют свой пол с искажённым поведением : девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию. Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Методы работы педагога с учетом гендерного воспитания

Слайд 7. Современные исследования показали, что сюжетно-ролевые игры – оптимальный способ преодоления негативных ролевых стереотипов детей. Например, игры «Больница», «Поликлиника» и другие идеально подходят для решения данной задачи. Мальчики и девочки могут меняться ролями. Воспитатели и родители с помощью гибкого распределения ролей могут деликатно корректировать те или иные негативные проявления в полоролевом поведении детей.

Проблемные ситуации с этическим содержанием: «как должен поступить мальчик, девочка», «кто прав, как поступить?»

Дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?», «Профессии»

Игровое моделирование и прогнозирование ситуаций

Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка?

Как необходимо вести себя мальчику (девочке, чтобы не случилось неприятностей?»

- Юля и Валя не поделили куклу.

Что может произойти, если никто не уступит?

Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.

- У Тани день рождения. Ты:

А) даришь ей свой рисунок;

Б) поздравляешь её;

В) не обращаешь внимания;

Методика гендерного воспитания дошкольников должна включать систему педагогических ситуаций, которые требуют от педагога принятия решения, в основе которого лежат понимание и доверие.

Слайд 8. Большое внимание необходимо уделять влиянию детской литература и телевидения.

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления.

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т. п, как на пример, так и антипример для подражания.

Слайд 9. Наше дошкольное учреждение можно рассматривать, как целенаправленно организованную среду, которая является для ребенка моделью социума. Мы стараемся разнообразить игровую предметно-пространственную среду, чтобы создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, что помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Чтобы, начать играть в новую сюжетно-ролевую игру, мы с детьми и родителями читаем книги, просматриваем в интернете ту или иную профессию, изучаем какие предметы-помощники нам нужны для игры и совместно с родителями изготавливаем атрибуты для игры. Ведь современные игрушки промышленного производства находятся во власти рынка, который не считается с гендерными и индивидуальными запросами ребёнка. Действия с покупными игрушками зачастую сводятся к монотонному повторению одних и тех же игровых действий, и игра быстро угасает. Детям больше нравится играть той игрушкой, которую они изготовили вместе с педагогами или родителями из любого подручного материала. Игрушки-самоделки длительное время побуждают к играм, так как не спешат расставаться с делом рук тех, кто им очень дорог, и долго находятся под впечатлением созданного.

Во время детских игр стараемся обращать внимание мальчиков на то, что они защитники, должны помогать девочкам, уступать им, заботиться о них, а девочкам в свою очередь подсказываем, что они нежные, хрупкие, миролюбивые.

Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) предметно-игровой среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми.

Слайд 10. В своей работе я использую данные рекомендации по организации сюжетных игр с учетом гендерного воспитания, привлекая к этой работе семью. Для организации сюжетных игр мы с детьми не только знакомимся с новой информацией об игре, но и готовим вместе с детьми и родителями новые атрибуты, которые обогащаю сюжет игры. При подготовке условий игры воспитатель обговаривает и уточняет выполнение игровых ролей, которые выполняют дети: «Ты выполняешь роль капитана, ты как мужчина должен быть мужественным, должен принимать решение, быть справедливым и смелым». «Ты в роли продавца должна быть доброжелательна, внимательна и вежлива, не забывай, что ты девочка».

Дифференцированная предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности детей (игровую, интеллектуальную, физическую, поисково-исследовательскую и др.) и при этом выступает основой для развития самостоятельной деятельности каждого ребёнка с учётом индивидуальных и гендерных интересов. Но и конечно надо работать в тесной взаимосвязи с семьей по вопросам гендерного воспитания.

Слайд 11. Семья – это главный социальный институт в развитии ребенка, поэтому первоначально процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи, родители, должны сделать так, что бы это становление было ясным, понятным, и конечно, безболезненным для малыша. Особо важна роль папы в воспитании мальчиков. Потому что главный аспект воспитания это пример.

Умный папа говорит своему сыну «Сначала мы заботимся о маме, потому что она женщина, потом о коте, потому что он зависит от нас, а потом уже о себе, потому что мы мужчины».

И. А. Лыкова, Е. И. Касаткина, С. Н. Пеганова. Играют девочки. – М., 2014

И. А. Лыкова, Е. И. Касаткина, С. Н. Пеганова. Играют мальчики. – М., 2014

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей.

Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников «Я слышу - и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю» Японская пословица. Актуальность: занятия оригами позволяют детям удовлетворить.

Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования.

Особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям.

Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть.

Проблема гендерного воспитания старших дошкольников Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Родительское собрание «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» Цель родительского собрания – повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному.

Современная кукла Барби в игровой деятельности у дошкольников

Современная кукла Барби в игровой деятельности у дошкольников Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Играя с куклой ребёнок включается в мир людей;в игре он отражает свой.

ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно.

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого.

Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра - это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра - главная развивающая деятельность.

Дети всех возрастов познают мир с помощью различных игр, и в этом прекрасно помогают игрушки, которые должны соответствовать физическому и психологическому возрасту ребенка, ведь детство - очень важный период в становлении личности ребенка-дошкольника. В дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Малыши быстро растут, развиваются, постигают нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку, сочувствие в минуты огорчения.

Куклы, машинки конструктор, мозаика, кубики - все они участвуют в процессе социальной адаптации и даже помогают решать разные психологические проблемы. Роль игрушек для детей - дает большие представления об окружающем его мире. Дидактические игры - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.

В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т. е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно с удовольствием подчинять свое поведение этим правилам. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит к трем, четырем годам. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Итак, игра для ребёнка 2-3 лет очень важное, интересное и полезное занятие, и важно, что бы родители видели что, игра – это не пустое развлечение.

Вид проекта : Групповой, информационный.

Участники проекта : Дети 1 младшей группы «Неваляшка», воспитатели, родители.

Цель: Дать представление детям об игрушках, учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками.

-активизировать мыслительную деятельность детей, настроить их на занятие посредством отгадывания загадок;

-способствовать формированию у детей навыки взаимодействия друг с другом;

- создать условия в группе для гендерного воспитания детей;

-развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

- способствовать развитию у детей умения сочувствовать и сопереживать;

-формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.

1. Подготовительный этап:

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, подбор методической литературы.

- Разработка мероприятий с детьми по проекту «Игры и игрушки».

2. Основной этап реализации проекта :

Цель: активное участие детей и родителей в проекте «Игры и игрушек»; улучшение взаимопонимания между детьми в группе.

Срок реализации проекта : 1 неделя.

Работа с родителями

1 Наглядная агитация о проведении проекта «Игры и игрушек»

2 Рекомендации родителям «Игры ребенка 2-3-х лет»

3 Беседа с родителями о любимых игрушках своих детей

Игрушки мальчиков и девочек

Папка передвижка «Будущий мужчина», «Будущая женщина».

Перспективный план проведения мероприятий по теме проекта

«Игры и игрушки»

День Совместная деятельность детей и взрослых

Понедельник 1. Чтение стихотворений об игрушках

А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»

2. Создание игровых ситуации:

- «Построим дом для наших игрушек», «Зайка заболел», «Уложим куклу спать».

4. Подвижные игры

«Мой веселый звонкий мяч», «Догони мяч»

5. Дидактические игры : «Подбери одежду для девочки», «Подбери одежду для мальчика».

Вторник 1. Рассматривание картин, иллюстраций («Игры детей»)

2. Настольные и дидактические игры :

- «Собери картинку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек».

3. Отгадывание загадок об игрушках.

4. Подвижная игра

- «Попади в круг»

Среда 1. Чтение худ. литературы:

- знакомство с потешками, пестушками, прибаутками, колыбельными, использование их в режимных моментах воспитателями.

2. Знакомство с русскими народными играми, повторение ранее знакомых:

- «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит»

3. Игры с матрешками, неваляшками, пирамидками.

4. СРИ «К нам пришла доктор», «Я капитан».

Четверг 1. Обыгрывание стихотворений об игрушках

А. Барто «Мишка», «Мяч», «Зайка», «Бычок».

2. Создание игровой ситуации:

- «Построим дом для зверят».

Познакомить детей с разными формами ролевого взаимодействия; вносить в игру элементы новизны.

4. Рассказ сказки «Теремок» с помощью игрушек (резиновых, обыгрывание.

Пятница 1. Строительные игры»

- Построим гараж для машин.

2. Слушание любимых песенок. Побуждать к выполнению танцевальных движений.

4. Закрытие недели:

- итоговое мероприятие (дискотека с любимыми игрушками).

3. Заключительный этап.

Создание мини-музея «Любимые игрушки девочек и мальчиков». Рассказывание об игрушках. Учить детей по вопросам составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ, активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качество предметов.

«Попади в круг»

Дети стоят в кругу на два шага от обруча. У них в руках мячики. По сигналу

Они бросают мячи в круг, берут из круга. Отмечаем детей, которые попали в

Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки

Надевай скорее, ну же:

Снизу шире, сверху – уже (пирамидка)

На одной ноге кружится,

А устанет – спать ложится (юла)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (матрешка)

Он резиновый и круглый

Так и проситься на руки,

Чтоб подбросить и поймать,

По дорожке покатать (мяч)

У нее колеса есть, руль, четыре дверки -

Возит в кузове Андрей

Для Танечки конфетки (машина).

«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати».

Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда, закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т. д.).

Ход игры : Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.

«К нам пришла доктор».

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки - зайку, мишку, куклу.

- «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Даша, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор».

«Доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

Воспитатель :

- Доктор! У нас в группе заболел мальчик - Артем, давай его вылечим.

Проводится прием больных.

Обыгрывание стихотворений про игрушки

Ход занятия:

Обратить внимание детей на игрушки, которые пришли к ним в гости.

Чтение стихотворений про игрушки А. Барто:

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Беседа с детьми какой зайчик: маленький, серенький, добрый (дети все повторяют за воспитателем)

- Скажите дети, а зайчик умеет прыгать? (ответы детей).

Давайте зайчика развеселим и попрыгаем как зайки.

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки)

А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

- Пальчики разомнем? Повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика «Топ-топ, топотушки»

Топ-топ, топотушки. (Ладошки стучат по столу)

Пляшут зайки на опушке. (Показать «зайчиков»)

Топ-топ, топотушки. (Ладошки стучат по столу)

Пляшут лапки, (Потрясти кистями рук)

Пляшут ушки. (Показать «зайчиков»)

- Кто это у нас заскучал…мишка. Какие у него лапы? Есть ли у него хвостик, как у зайки. Ой, а мишка упал (чтение стихотворения про мишку)

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

- Пожалеем мишку (дети гладят медведя)

- А как же мишка ходит (ходьба с детьми переваливаясь с ноги на ногу).

Мишка косолапый по лесу идет

Шишки собирает, песенки поет,

Шишка отскочила прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою, топ.

- И слоник с бычком заскучали. Смотрите дети какое большие уши и длинный у слона хобот, а у бычка большие острые рога.

Спать пора, уснул бычок

Лег в коробку на бочок,

Сонный мишка лег в кровать

Только слон не хочет спать,

Головой кивает слон, он

Слонихе шлет поклон.

- Покажите как кивает головой слон (делаем наклоны головой).

- Молодцы, ребята! Сколько вы теперь стихов знаете!

- А теперь пора прощаться, скажем игрушкам до свидания!

Дети прощаются с игрушками.

Проект «Игры и игрушки» по гендерному воспитанию в первой младшей группе












Досуг по гендерному воспитанию в средней группе «Девочки и мальчики» Досуг по гендерному воспитанию в средней группе №6 «Радуга» Д/С №18 «Виктория» г. Анапа. Дата проведения: 06.07.2016 Провела: Скокова Н. В.

Конспект открытой НОД по гендерному воспитанию «Едем к бабушке, дедушке» в первой младшей группе

Конспект открытой НОД по гендерному воспитанию «Едем к бабушке, дедушке» в первой младшей группе Описание материала: конспект НОД для воспитателей ДОУ, направленный на полоролевую социализацию детей. НОД в игровой форме способствует.

Конспект занятия по гендерному воспитанию в первой младшей группе «День рождения Маши и Пети»

Конспект занятия по гендерному воспитанию в первой младшей группе «День рождения Маши и Пети» Конспект по гендерному воспитанию в 1 младшей группе «День рождения Маши и Пети» Воспитатель: Смердина Е. М. Цель: формировать первичные.

Краткосрочный проект «Любимые игрушки» в первой младшей группе Название проекта "Любимые игрушки" Разработчики проекта Каменских Галина Викторовна Сроки реализации проекта Краткосрочный (ноябрь, 2016).

Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей младшей группы на 2017–2018 учебный год Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей младшей группы На 2017-2018 учебный год Составила: Воспитатель Корякова А. В..

Познавательно-речевой проект «Наши любимые игрушки» в первой младшей группе Познавательно-речевой проект «Наши любимые игрушки» в 1 младшей группе «Пчёлка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский.

Проект по гендерному воспитанию для средней группы «Дружат мальчики и девочки» Актуальность проекта: Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут.

Презентация «Проект по физкультуре в первой младшей группе «Подвижные игры как средство закрепления основных движений» Проект по образовательной области «Физическая культура» в первой младшей группе «Подвижные игры как средство закрепления основных движений».

Проект по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Волшебная водичка» Информационная карта проекта Название проекта «Волшебная водичка» Тип проекта Познавательно-исследовательский Вид проекта Среднесрочный.

Творческий проект «Мои любимые игрушки» в первой младшей группе Паспорт проекта Тема проекта: «Мои любимые игрушки» Основной разработчик проекта: воспитатель МБДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска Крампит Т. С. Тип.

Читайте также: