Гендерные стереотипы в игрушках

Обновлено: 11.05.2024

По словам ученых из Калифорнийского университета, маленьким детям необходимо позволять играть с разными игрушками, а не только с теми, которые считаются подходящими им по половому признаку.

Эксперты уверяют: разнообразие игрушек позволит обеспечить ребенку более гармоничное развитие, а также избежать формирования гендерных стереотипов в раннем возрасте.

Исследование специалистов показывает, что разделение игрушек по половому признаку может поспособствовать тому, что в будущем ребенок сделает неправильный выбор профессии.

Таким образом, мальчики, играющие в детстве с определенными игрушками, предназначенные для их пола, в будущем чаще выбирают профессии, связанные с математикой, а девочки, которым покупают куклы, лучше справляются с воспитанием детей.

Ученые не считают верным то, что родители покупают предметы, развивающие пространственные навыки или научные знания, только мальчикам. Ошибкой они называют и то, что девочкам мамы и папы предпочитают дарить только те игрушки, которые формируют у человека чувство эмпатии и вербальные навыки.

Следовательно, подобные ограничения влияют на то, что в будущем у ребенка отсутствуют те или иные навыки, необходимые ему для жизни и работы.

Более того, именно так закрепляется гендерный стереотип, согласно которому мальчики обладают лучшими познаниями в точных науках, а девочкам больше подходят гуманитарные науки.

Результатом такого воспитания, по мнению специалистов, может стать отказ человека от реализации своих умений в определенной сфере.

В то же время, разнообразные игрушки в детстве помогут человеку в будущем сделать правильный выбор специальности, основываясь на собственных интересах.

Ранее о вреде и пользе детских игрушек рассказали эксперты в области педиатрии. Сотрудники Университета Северной Аризоны определили, то электронные игрушки, которые говорят, ходят, проигрывают музыку и издают разные звуки, способствуют торможению развития языковых навыков у детей.

Несмотря на то, что такие предметы производители характеризуют, как развивающие игрушки, они снижают качество и количество языковых элементов в арсенале ребенка.

Однако традиционные игрушки помогают детям активнее общаться с родителями.


Ещё сто лет назад можно было встретить разделение образовательных учреждений на мужские и женские. Сейчас нас всё ещё окружают гендерные стереотипы, в образовании они тоже есть. Наш блогер, учитель химии и биологии Дмитрий Логинов, рассказывает, стоит ли учителю ориентироваться на пол и гендер учеников.

С самого рождения

Первое, что родители хотят знать о ребёнке — это его пол. Эта особенность личности способна во многом повлиять на дальнейшую судьбу ребёнка. Пол — это те анатомо-биологические особенности, на основе которых люди определяются как мужчина и женщина. При этом чисто биологическое понимание пола неоднородно, учёные выделяют пол генетический, определяемый кариотипом, пол гонадный, то есть определяемый половыми железами. Гонадный пол определяет формирование у мужчин семенников, а у женщин — яичников; он же определяет и ещё одну составляющую пола — это пол гормональный. Гормональный пол — это способность половой железы вырабатывать специфические для пола гормоны. В свою очередь, преобладание гормонов определяет уже пол морфологический, что связанно со строением наружных и внутренних половых органов и именно по данным показателям человеку при рождении определяют пол гражданский (акушерский), который и записывают в свидетельстве о рождении.

Однако в определении биологического пола не всё так однозначно, особенно когда мы говорим о не только биологической, но и о социальной сущности человека. Во-первых, в любом теле присутствуют анатомические признаки противоположного пола в зачаточном состоянии, то же можно сказать и половых гормонах. Во-вторых, нормальное биологическое развитие само по себе не делает человека мальчиком или девочкой в социально-психологическом и личностном смысле, и пол биологический, с имеющимися у него характеристиками, должен быть дополнен психологическим и социальным полом. Поэтому учёные всех областей — биологи, психологи, философы, филологи, педагоги и другие — обращаются к такой категории, как психологический пол или гендер.

Гендер — это социально-психологическая характеристика личности, с помощью которой люди определяют понятия «мужчина» и «женщина». Он начинает формироваться в результате социализации ребёнка с первых моментов его жизни. Происходит это входе усвоения норм поведения, которые воспроизводятся по мере осознания себя как представителя мужского или женского пола.

Как правило, гендерная социализация базируется на гендерных стереотипах, которые воспроизводятся из поколения в поколение

К сожалению, они не всегда соответствуют реально существующим особенностям личности ребёнка, но с усилием прививаются родителями. В любом случае мужчинам и женщинам в обществе приписываются конкретные роли, которые, как считается, определяются биологическим полом.

Мужское и женское

Согласно эволюционной теории пола, которая была предложена доктором биологических наук В. Геодакяном, в истории эволюции борются две противоречивые тенденции, одна из которых — необходимость сохранения и передачи по наследству того, что уже создано и необходимо при жизни в конкретных условиях, а другая — потребность в развитии и расширении среды обитания. Данные тенденции стали причиной возникновения консервативной и прогрессивной подсистем. Женская подсистема получила роль консервативной, а мужская — прогрессивной.


«Ты что, хочешь геем вырасти?» И ещё 5 токсичных фраз, ломающих ребёнка

Данные подсистемы не смогли существовать в одном теле. Так появились два типа организмов — мужской и женский. Из данного подхода девочки и женщины крепче физически и психически, что заложено в их биологическую программу, в то время как на мужчинах «отрабатываются» возникающие в ходе эволюции новшества.

О данной закономерности и роли мужского и женского полов говорил и Чарльз Дарвин, отмечая, что самцы многих видов животных отличаются большей изменчивостью черт и способностей, чем самки того же вида. Этим как раз и объясняется большая вероятность проявления гениальности и умственной отсталости у мужчин, в то время как среди женщин умственное развитие более стабильно и не так часто обращается в крайности.

Почему у них разный стиль мышления, выражения эмоций?

Традиционно мальчикам/мужчинам присваивается активная жизненная позиция, стремление к лидерству, усвоение информации и формирование опыта через разрешение проблемной ситуации. В противовес им девочкам/женщинам, как правило, присваивается пассивная жизненная позиция, подчинённая социальная роль и получение информации и формирование опыта в репродуктивном ключе.

С чем связано формирование подобных стереотипов? Ответ на этот вопрос даёт обращение к животной сущности человека. Установлено, что у видов млекопитающих, где забота о потомстве возлагается на самок, самцы вынуждены прилагать максимум усилий, чтобы именно их избрала самка для продолжения рода, а значит, они должны проявлять агрессивность, соревновательность — это путь к избранию самкой.

Человек, как биологический вид — Homo Sapiens — относится к группе млекопитающих, у которых в ходе эволюции ответственность за потомство возлагается на женщину. В данном понимании можно согласиться с А. И. Савенковым, который утверждает, что в рамках традиционных социально-культурных канонов, у мужчин желательным является ориентация на исследовательское поведение, в то время как у женщин оно необязательно и даже отрицательно.

В реалиях современной действительности данное распределение ролей потеряло свою актуальность

Это связанно с существенными изменениями в социальной и культурной сферах, однако гендерная социализация осуществляется в рамках устоявшихся стереотипов, что не всегда положительно сказывается на формировании личности ребёнка.

Примеры негативных гендерных стереотипов

1. «Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины». Жестокие реалии XX века доказали обратное. Войны, голод и революции показали, что женщины выносливее мужчин. Они выживали при таких кровопотерях, при которых мужчины неминуемо умирали. В блокадном Ленинграде выжило больше женщин, чем мужчин. Сегодня женский век длиннее, женщины реже страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, реже болеют раком, успешнее сопротивляются неблагоприятным экологическим факторам.

На самом деле психологически мужчины — существа более ранимые, чем женщины. Одиночество мужчин более глобально, чем женское. В одиночестве женщину могут утешить дети, семья, необходимость заботится о ком-то. Мужчина же может почувствовать себя одиноким неожиданно и резко безо всяких на то причин. Это экзистенциальное одиночество, от которого ничто и никто не спасает. Так стоит ли при любых обстоятельствах рассматривать мужчин как сильных и волевых?

2. «Женщина без мужчины — неполноценный член общества» и «Порядочная женщина должна выйти замуж, родить детей и быть такой как все» — излюбленный народный стереотип (прошу заметить, не народная мудрость). Отсюда следует, что если женщина разведена или свободна, её порядочность автоматически ставится под сомнение. Мы забываем, что судьба каждого человека уникальна и неповторима, и любой сам по себе является самодостаточной личностью.

Не пора ли нам пересмотреть неизвестно кем и когда установленные стандарты и критерии?

Нужно ли обучать мальчиков и девочек одинаково?

Безусловно, учитывать индивидуальные особенности мальчиков и девочек в процессе обучения важно и нужно. Есть множество подтверждений этому в современной биологии и нейропсихологии, существенным из них является наличие, так называемой, функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У мальчиков/мужчин, как правило, преобладающее правое полушарие, что объясняет их склонность к творчеству, конкретно-образному мышлению, способности оперировать абстрактными понятиями. В свою очередь у большинства девочек/женщин отмечается преобладающее левое полушарие, предопределяющее их склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логическому мышлению, способность оперировать словами, условными знаками и символами.

Биологическая данность — преобладание правого или левого полушария — это лишь некоторый исходный потенциал

Его изменение возможно в ходе формирования различных социальных контактов, что часто и происходит, когда случайно, реже умышленно, ребёнка воспитывают не в соответствии с традиционными представлениями о социальной роли пола.

Согласно концепции андрогинии С. Бем, существуют четыре типа людей с различной гендерной идентичностью: с преобладанием фемининных, маскулинных, андрогинных (сбалансированных) и недифференцированных характеристик. Наиболее успешным, по мнению С. Бема, является андрогинный тип, обладающий высокой адаптивностью, гибкостью поведения и толерантностью в межличностных отношениях. При этом физический пол индивида и его психический гендер могут не совпадать.


Больше лайков мальчикам: как гендерные стереотипы воспроизводятся в соцсетях

Учитывая социальный характер формирования гендера и то, что гендер и пол могут расходиться, можно говорить о гендерной доминанте индивида. В. П. Симонов под гендерной доминантой понимает преобладание феминных или маскулинных качеств у личности, что далеко не совпадет с её полом.

Для мальчиков и девочек с маскулинной доминантой характерно стремление в обучении к наилучшему результату и соревнованию, в то время как для детей с феминной доминантой определяющими являются продукт и эмоциональная атмосфера в процессе работы.

Если рассмотреть особенности представления визуальной информации, то для учащихся с маскулинной доминантой необходимо делать упор на визуализацию информации и располагать её столбиками. Для учащихся с доминантой феминной важны конкретные письменные задания и расчёты, а визуальная информация лучше усваивается, если её расположить горизонтально.

Важным моментом является способность личности оценить себя, часто педагоги в работе с детьми используют такой методический приём, но, необходимо понимание, что в феминно-ориентированых коллективах самооценка далека от объективности и важен комментарий хода и результатов учения извне. Для маскулинно-ориентированных коллективов характерна большая индивидуальность в обучении и объективность в оценке его результатов.

Рассуждения о половой принадлежности ученика привели нас к выводу, что они не имеют важности при обучении

Необходимо помнить о гендерной доминанте, формирование которой происходит с первых моментов появления ребёнка на свет в ходе социализации, при этом в реалиях современной действительности, делая акцент на природосообразном развитии индивидуальности ребёнка вполне нормальным является не настаивать на строгом следовании в обучении и воспитании существующим традиционном гендерным стереотипам. Логично обучать диффернцированно согласно гендерной доминанте, но не грубо разделяя по признаку пола.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Гендерно нейтральный подход к воспитанию детей предполагает соответствующие игрушки.

В одном юмористическом американском сериале герой спрашивает героиню, что подарить ее сыну на день рождения. «Что-то гендерно нейтральное!». «Что-то такое, чтобы он не догадался, что он мальчик? - уточняет герой. А я думал подарить ему туристический нож . ». Конечно, это шутка, но попробуем разобраться, что же такое гендерно нейтральные игрушки и зачем они нужны.

Как появились игрушки для мальчиков и девочек?

В древности роли мужчин и женщин были предопределены зарание и детей приучали через игру к тому, чем им придется заниматься всю жизнь. Для мальчика – это была война и охота. Для девочки - дом, семья, хозяйство. Отсюда - деревянный меч и лук для мальчика, кукла и посуда - для девочки. Но времена меняются роли мужчин и женщин в семье и социуме тоже, а значит, и детские игрушки становятся более разнообразными.

Но, если в мире взрослых девушка может стать военной а парень - поваром, то игрушечных автоматов для девочек и набора посуды для мальчиков вы не найдете.

Часто разделение игрушек не имеет практической основы. Так, китайские исследователи провели эксперимент. Предложили двум группам детей кучу самых разных игрушек. Первой не сказали ничего, второй - что желтые игрушки - для мальчиков, зеленые - для девочек. Первая группа весело и с удовольствием играла, вторая - тревожилась и тратила кучу времени на то, чтобы выбрать игрушки подходящие для своего пола. А то вдруг сверстники будут смеяться?

Всегда ли уместна маркировка?

Иногда маркировка по половому признаку ничем не оправдана. Например - пластилин «для мальчиков» и «для девочек», который отличается только цветом коробки - розовой или синей. А когда сыну на завтра в садик надо срочно купить пластилин, а продавец говорит, что есть только «для девочек», то возникает вопрос, а почему у вас нет просто «пластилина для детей»?

Рациональным, мне лично, кажется подход, при котором на коробках игрушек изображены двое детей. Например, конструктор, в который играют мальчик и девочка, или детская кухня, где присутствуют оба ребенка.

Нейтральный подход - это не навязывать мальчику синюю машинку, девочке - куклу в разовом платье, а попытаться взглянуть на ассортимент игрушек шире, а также не ставить искусственных запретов.

Как играют дети?

Доцентка кафедры психологии Ратгерского университета Ванесса Лобью в ходе исследований выяснила, что дети начинают замечать и использовать гендерные поведенческие модели (выбирать игрушку голубого или розового цвета) примерно в возрасте 2-3 лет. В 5-7 лет многие дети предпочитают играть со сверстниками своего пола и выбирают игрушки, которые считают приемлемыми для мальчиков или для девочек. Но в 7-10 лет эти грани стираются. Дети выбирают занятия и модели поведения в соответствии со своим мироощущением. Поэтому если двухлетний мальчик просит в магазине куклу - это еще не говорит о том, что в будущем он будет недостаточно мужественным. А девочка гоняющая с мальчиками в футбол - недостаточно женственной. Но в 10 лет уже можно говорить о личных интересах и предпочтениях.

дети играют в мяч

Хотя часто, нужно задать себе вопрос, а действительно ли эта игрушка для ребенка определенного пола?

Мальчик на площадке просит у девочек игрушечную колясочку, в которой сидит заяц. Девочки разрешают. Мамы девочек переглядываются, а мама мальчика комментирует: «Хочешь покатать зайца в коляске? Прекрасно! Вырастешь, создашь семью, будешь хорошим отцом!». Через 10 минут малышу надоела коляска, и он пошел играть в доганялки. Еще не известно, каким он вырастет, но главное что на уровне подсознания не будет установки: Коляски, малыши, пеленки - это исключительно женские штучки.

У моей дочки есть стереотипно девичьи игрушки: куклы, наборы розового лего, и прочее. Также она может играть фигурками супергероев брата. Иногда сын разбирает ее розовую лего-карету и строит из кирпичиков конюшню, или берет игрушечную кроватку и бережно укладывает спать Бэтмена. Иногда они вдвоем выстраивают в комнате динозавров и устраивают баталии, спасая принцессу - куклу, которая сидит на шкафу. Мы не разделяем игрушки, и никаких проблем при этом нет.

Но важно понять, что гендерно-нейтральный подход предполагает не воспитание андрогенного ребенка, без понятия половой пренадлежности, а свободу выбора. В том числе розовых пони для девочек без страха быть высмеянной за инфантильность и набора солдатиков для мальчика - без риска, что его сочтут агрессивным.

Игрушки «унисекс»

Вместе с тем, примерно половина игрушек у нас «нейтральные». Одинаково интересные для детей обоих полов:

  • Кубики, брусочки, разнообразные строительные материалы;
  • Конструкторы: кирпичики лего из которых можно построить все что угодно, магнитные, механические конструкторы с набором детских отверток, гаечных ключей и.т.д;
  • Пазлы с нейтральными рисунками (животные, пейзажи);
  • Электронные игрушки: роботы, радиоуправляемые машинки, самолетики;
  • Мягкие игрушки. Бежевый медвежонок нравится как сыну так и дочке. Вальдорфский пупс в желтом комбинезоне может быть как мальчиком, так и девочкой, в зависимости от того, кем его представит ребенок в процессе игры;
  • Спортивный инвентарь: набор для бадминтона, детский боулинг, скакалки, мячи;
  • Настольные игры: джанго, домино, лото, мозаика и тому подобное.

Также я стараюсь придерживаться нейтральной цветовой гаммы. Проще говоря, выбирая мяч, покупаю не розовый или синий, а зеленый. И все довольны.

Слушать ребенка

Хорошо если дети могут выбрать игрушки в соответствии со своими интересами и имеют возможность играть так, как им этого хочется. Вмешательство родителей при этом, целесообразно разве для соблюдения техники безопасности. Если девочку отчитывают за игры в войнушку, а мальчика за приготовление песочных пирожков - это дико. Если родители девочки категорически против кукол, или мальчика - против пистолетиков и танков, - это всего лишь подмена одной диктатуры другой.

Если воспринимать понятия нейтральности и свободы слишком буквально можно и двухлетнего мальчика доставать вопросами: "Ты считаешь себя мальчиком или девочкой?", "Ты хочешь надеть платье или шорты?" Что должен ответить ребенок, который еще не имеет жизненного опыта? Поэтому во всем важен баланс и рациональный подход.

Нужны ли мальчикам куклы? Этот вопрос не дает покоя изобретателям игрушек уже несколько десятилетий. С одной стороны психологи признают, что куклы нужны даже мальчикам, но другой стороны. Одна мысль о том, что их сын, будущий мужчина, герой и супермен будет играть какими-то дурацкими куклами, вызывает раздражение у многих родителей.

Мужские игры: куклы для мальчиков разрушают гендерные стереотипы, изображение №1

Но если отрешиться от всех этих гендерных стереотипов и оглянуться назад, легко увидеть, что куклы у мальчиков всегда были — в конце 19-начале 20 века — это тряпичный Голли (тряпичный чернокожий весельчак и проказник, герой детских книг Флоренс Кейт Аптон) или куклы шотландских солдатов-горцев.

Игрушечный Голливог и голландские куколки, некогда принадлежавшие писательнице Форенс Кейт Аптон.

Правда, Голли был карикатурным чернокожим, его черты лица были до того гротескны, что человека он напоминал с трудом, но вот с шотландским солдатом все было иначе — их производили многие известные кукольные компании и, по сути, это были настоящие куклы — личико миловидное и детское, ручки-ножки подвижные. Из мужской атрибутики — только военная амуниция.

Кукла шотландского горца — не кукла, но солдат

Но здесь важно было донести до сознания мальчика — это не кукла, это солдат. Примерно как обычный оловянный солдатик, только покрупнее и намного фунциональней.

«Я собираюсь найти для Херинга куклу шотландского солдата, - писала одна женшина в конце 19-века подруге. - Он, конечно, мальчик и ему нет дела до кукол, но настоящий шотландский содат — это совсем другое дело».

Правда, это был женский взгляд на вещи. В своем романе «Мантикора» Робертсон Дэвис описывает ситуацию, когда такая кукла послужила поводом для большого семейного скандала:

"Для отца не имело значения, что кукла изображала солдата, – он увидел, что я завернул ее в кукольное одеяло из запасов Каролины и взял с собой в кровать. Он разбил куклу о стену и жутким голосом потребовал у Нетти ответа – уж не хочет ли она воспитать из его сына неженку, а если так, то какие у нее дальнейшие планы? Может быть, платья? Не учит ли она меня мочиться сидя, чтобы я мог пользоваться женскими туалетами в гостиницах, когда вырасту? Я рыдал, а Нетти была просто убита, хотя и не пролила ни слезинки. Меня уложили в постель, но я никак не мог успокоиться, пока в меня не влили огромное количество какао».

У шотландских горцев были очень симпатичные лица

Во время Первой Мировой войны дети, одержимые сражениями, играли не только в солдатиков — в Великобритании вовсю продавался кукольный cолдат-тренажер Unconscious Doll Exerciser. В 1915 году его разработал и запатентовал не кто-нибудь, а сам Юджин Сандор (Eugene Sandor) - известный силач-бодибилдер.

Юджин Сандор — автор и создатель полезной спортивной куклы для мальчиков

Это была не простая игрушка — в руках солдата были мощные пружины, наподобие тех, что мы встречаем в современных эспандерах. Играя с этим могучим солдатом в специальные игры, ребенок развивал мышцы. Автор предлагал детям игровые упражнения — их варианты с фотографиями публиковались в газете Daily Mirror ( 8 сентября, 1915 год).

Инструкции к игрушке-тренажеру были опубликованы на страницах Daily Mirror 8 сентября, 1915 года

Cилач позаботился и о здоровье девочек — для них кукольный тренажер выпускался в обличье медсестер или маленьких мальчиков. Иногда у этих тренажеров отрывались руки, и детям это даже нравилось — ведь тогда можно было играть в госпиталь и в инвалидов войны. Солдат без рук и ног дети в те годы видели предостаточно.

Теперь куклу-тренажер Юджина Сандора можно найти только в музеях

После войны и вплоть до середины века в сфере кукол для мальчиков было затишье — конечно, куклы-мальчики выпускались, но они никогда не предназначались для мальчиков. Ситуация изменилась в 60-е гг, когда девочки всего мира уже играли в Барби.

Ларри Рейнер, дизайнер известной компании «Ideal Toy Company» однажды сидел с коллегами на «мозговом штурме» и придумывал взрослых родственников для модной тогда куколки Тамми. За столом зазвучали предложения: кто-то сказал, что хорошо бы отец Тамми был пожарным, а дядя — скажем, полицейским, и в этот момент в голове у Ларри вспыхнула идея: кукла-солдат!

Не такой солдатик, каких было к этому моменту великое множество, и которые продавались большими коробками (в Америке они назвались «зеленые человечки — классических солдатиков можно увидеть в мультфильме «История игрушек»), а полноценный боец, у которого двигаются руки и ноги, которому можно менять аксессуары и форму. После заседания по Тамми Ларри тут же пошел к своему директору и рассказал о своей идее. Но тот был категоричен и сразу забраковал проект.

- Мальчишки никогда не будут играть с куклами!

Тогда Ларри рассказал о своей идее агенту по игрушечным патентам Стэну Ветсону.

Слово «кукла» по совету Левина было вычеркнуто из лексикона всех сотрудников и солдата называли “игровой фигуркой” (action figure).

Джи ай Джо — первая кукла для мальчиков, которая пользовалась огромным успехом

Имя кукольного солдата Джи Ай Джо было придумано довольно быстро - так принято было называть солдат во Время Первой мировой войны. Это имя просто обозначало любого солдата без всяких особенностей. Один из многих, безымянный герой войны.

В отличие от всех других солдатиков, Джи ай Джо был первым бойцом, который умел менять позы. Его тело имело огромное количество точек артикуляции – он мог отдавать честь, ползать, держать в руках оружие, бегать, сидеть, прыгать. И да, он умел отлично стоять ( в отличие от своего собрата Кена, который, конечно, ему и в подметки не годился).

Как мы видим всю первую половину века куклы для мальчиков ассоциировались с войной. В 1985 году Hasbro рискнула и выпустила на рынок мирную куклу для мальчиков раннего возраста — тряпичного карапуза с виниловой головой, Мистер Бадди. (Buddy).

Мистер Бадди должен был стать лучшим другом маленьких мальчиков

Мистер Бадди изображал мальчика лет трех — у него были довольно условные мультяшные черты лица, пуговичный нос и веснушки. Бадди довольно настойчиво рекламировали по ТВ, но кроме засевших в памяти слов рекламной песенки от него ничего не осталось — просуществовал он недолго и стать всеобщим любимцем малышей ему было не суждено.

Чуть раньше, когда началось движение за равенство полов и люди заговорили о разрушении гендерных стереотипов, издательство Harper Collins выпустила неоднозначную книгу Шарлотты Золотау «Кукла Уильяма (William's doll”)

Книга Шарлоты Золотау вызвала множество споров в обществе

В ней рассказывается о страстном желании маленького Уильяма иметь куклу — самую обыкновенную куклу в белой рубашечке и чепчике. Кукла нужна ему не для войны — он мечтает катать ее в коляске, кормить из бутылочки и укладывать спать. И хочет он куклу, потому что мечтает поиграть в отца! Конечно, дети, соседи и родители не понимают его странного желания — они обзывают его нюней, «девчонкой», а обескураженный отец каждый день приносит ему «мужские» игрушки — то баскетбольное кольцо, то большую железную дорогу с электрическим поездом. Уилли прекрасно играет в баскетбол, любит возиться со своим поездом, но куклу хотеть не перестает. Мечту мальчика исполняет бабушка — лично она не видит ничего странного в желании мальчика «попрактиковаться» в отцовстве перед взрослой жизнью.

Книга превратилась в своеобразный манифест разрушителей гендерных стереотипов, но несмотря на то, что ее активно переиздавали в течение тридцати лет, куклы для мальчиков так и не стали обыденностью.

До появления в мире игрушек волшебных мальчиков Wander Crew!

Куклы для мальчиков Wonder Crew — победители премии TOTY-2018 в номинации «Кукла года»

Walmart, Target, ToysRus — с полок всех этих магазинов отовсюду на вас смотрят эти симпатичные круглолицые малыши. Wonder Crew — это не классические action figure, как Джи ай Джо или Спайдермен. Не младенцы, о которых мечтал Уильям в книге Шарлотты Золотау. Это action friends — чрезвычайно уютные и обнимательные друзья, с которыми можно стать супергероями, строителями и рок-звездами!

Автор этой серии, психотерапевт Лорел, не планировала создавать игрушки — она успешно работала в своей сфере уже 12 лет. Но однажды ее маленький сын пришел из садика и рассказал, что «мальчики не плачут»! Лорел внимательно выслушала его и ужасно огорчилась — ей не хотелось, чтобы ее ребенок рос под влиянием гендерных стеротипов и подавлял свои чувства. В своей частной практике Лорел часто сталкивалась с проблемами, которые испытывают мужчины во взрослой жизни - многие из них возникают как раз из-за навязанных идей маскулинности. Мужчина должен быть сильным! Кто это сказал?

Лорел Вайдер, автор кукол Wonder Crew

«Мы учим наших сыновей быть сильными и уверенными в себе, но когда они сталкиваются с собственными чувствами, их вера в себя подрывается. И это приводит к изоляции, депрессии и иногда — к вспышкам агрессии, - рассказывает Лорел. - Я, конечно, знала об этих стеореотипах, но когда мой собственный сын стал их жертвой, очень расстроилась».

Лорел стала размышлять на эту тему и пришла к выводу, что научить детей не подавлять свои чувства могут игрушки. Она начала анализировать современные игрушки и с удивлением обнаружила, что дружбе, сочувствию и сострадание посвящены лишь игрушки для девочек. Мальчикам такие игровые сценарии просто не предлагаются — почему? Наверное, потому что «мальчики не плачут».

Wonder Crew: днем — супергерой, вечером — обыкновенный малыш

Лорел стала думать, какие игрушки могут научить маленьких мальчиков не подавлять свои эмоции. Она общалась с огромным количеством малышей и пришла к выводу, что им нравятся два типа игрушек — это фигурки супергероев (с ними можно переживать удивительные приключения!) и плюшевые звери (их можно обнимать и брать с собой повсюду).

Лорел решила объединить эти игрушки в одну. В результате появились Wоnder Crew – у них мягконабивное тяжеленькое тельце, виниловые руки, ноги и голова. У них милые детские лица, но при этом все они — супергерои. В комплекте к каждой кукле идет набор аксессуаров и для ребенка — например, маска и плащ и героя, жилет и каска строителя.

Все куклы Wonder Crew продаются в комплекте с костюмом для ребенка

Все куклы Wonder Crew продаются в комплекте с костюмом для ребенка И называться эта игрушка стала не action figure, а action friend.

После успешной кампании на «Кикстартере» Лорел отправила первую партию игрушек бекерам и получила такое количество благодарных отзывов о родителей, что была потрясена. «Родители благодарили меня за то, что я помогла из сыновьям получить новый игровой опыт, - вспоминает Лорел. - Родители рассказывали мне, как они были взволнованы, наблюдая, как их сыновья общаются, играют и заботятся о своих новых приятелях! Это было волшебно!»

Сейчас Лорел продолжает заниматься частной практикой и одновременно — принимает активное участие в разработке игрушек Wоnder Crew и аксессуаров к ним.

Не удержалась и собрала удивительный набор детских игрушек, от которого так и веет сексизмом. Наслаждайтесь!

По запросу «Игрушки для девочки» гугл выдает нам бесконечное количество пластмассовой бытовой техники и предметов для уборки: тут вам и холодильники, и чайники, и пылесосы, и микроволновки (увлекательно, наверное), и даже кухня «Как у мамы». Про количество всевозможных пупсов и колясок я даже говорить не буду.

Гендерные стереотипы в мире детских игрушек, изображение №1

На одном из сайтов увидела раздел «Машинки для девочек», но они все розовые или няшные (будьте осторожны, не купите своей дочке машинку для мальчика, а то ведь…а то что?). Кстати, цвет, это отдельная тема.

Гендерные стереотипы в мире детских игрушек, изображение №2

Среди профессионально-ориентированных наборов для девочек наибольшей популярностью пользуются кассовые аппараты (эй, кассирша) и салоны красоты. Максимум – это наборы юного доктора или ветеринара. Вот твой потолок, женщина.

Гендерные стереотипы в мире детских игрушек, изображение №3

Для мальчиков же помимо всевозможных машин, самолетов, железных дорог и солдатиков производители приготовили лего с интересными сюжетами («Ограбление банкомата», как вам?) и роботов-конструкторов, а еще бомбические наборы для физических опытов. Среди прочих отдельное внимание заслуживает набор «Чудеса НА КУХНЕ», который учит веселым экспериментам с использованием привычных предметов, а не предлагает сымитировать процесс приготовления пищи, как это предлагают девочкам.

Гендерные стереотипы в мире детских игрушек, изображение №4

Гендерные стереотипы в мире детских игрушек, изображение №5

Круг профессиональных ролей, которые может примерить на себя мальчик широк: ребенок имеет возможность вообразить себя плотником, механиком, пожарным, поваром, доктором, дантистом или даже детективом и шпионом.

Гендерные стереотипы в мире детских игрушек, изображение №6

Вот и все, а выводы делайте сами. Это лишь единичный пример того, как общество с малых лет насаждает глупое стереотипное мышление о девочках и мальчиках, об их умственных способностях, ролях в социуме и жизненном предназначении.

p.s. у меня в детстве были классные игрушки, спасибо моим родителям. Мои любимые: деревянные конструкторы-сказки, хаотичное ведро лего элементов, и плюшевый заяц с морковками на лапах.

Читайте также: