Гигиеническая оценка игрушки гигиена

Обновлено: 04.05.2024

Детская игрушка - не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка.
Играя, дети познают окружающий мир. Игрушкой пользуются абсолютно все дети - и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям.

С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, пластмассы и др. К каждому из указанных материалов гигиенисты предъявляют определенные требования.
Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены.
В детских учреждениях обязательно должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. С этой целью каждой группе дошкольного учреждения необходимо иметь набор игрушек, которыми дети других групп не должны пользоваться.
Игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким.
Такие игрушки, как свистульки, губные гармошки, дудки, которые дети берут в рот, не допускаются ввиду опасности передачи со слюной инфекции от одного ребенка к другому. Взамен их можно применять такие озвученные игрушки, как погремушки, ручная гармонь, органчик, колокольчик, а также барабан.
Игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.
Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) необходимы крупные строительные материалы, дающие простор фантазии, сложные, позволяющие комбинировать: конструкторы, заводные игрушки и т. п.
Всем возрастам очень полезны игрушки, предназначенные для игр детей на воздухе. Прогулки тогда проходят с большим эмоциональным подъемом у детей, что немало способствует их оздоровительному эффекту.
Приобретать для детских учреждений нужно преимущественно такие игрушки, которые легко мыть и дезинфицировать (например, резиновые, металлические, деревянные) с хорошей отделкой, прочной и безопасной для детей окраской.

Уход за игрушками.

Игрушки постоянно переходят от одного ребенка к другому и поэтому могут стать переносчиками инфекции. Дети раннего возраста, играя, часто берут в рот игрушку, которую только что бросили на пол или загрязнили.
Как показывают наблюдения, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом борьбы с бактериальной обсемененностью игрушек является мытье юс горячей водой (не ниже 50°) с мылом и щеткой или пищевой содой в течение минуты. Мыть игрушки необходимо ежедневно, а не только по мере их загрязнения.
Хранить игрушки нужно в закрытых шкафах в группах раннего возраста, а для дошкольников - на полках, высота которых должна быть доступной детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


гигиенические требования к тестированию физической подготовленности детей

В данном материале перечислены требования к проведению диагностики детей дошкольного учреждения.


Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания"

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания","Задачи по формирова­нию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных норм".


Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды: требования СанПина, безопасность, охрана труда

Консультация для педагогов.


Проект на тему: «Санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям, раздаточному материалу, плакатам.»

Общие требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям.

Гигиенические требования к игрушкам

Данная публикация предназначина по здовому образу жизни для детей дошкольног возраста.Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизн.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ИГРУШКАМ

Игрушки являются предметом постоянного и широкого пользования и к ним предъявляются строгие гигиенические требования.

Игрушки играют важную роль как в жизни, так и в воспитании детей. Они способствуют познаванию окружающего мира, служат источником положительных эмоций. Выбор игрушки как средства воспитания основывается на возрастных особенностях ребенка. На 1-м году жизни игрушки должны развивать зрительное и слуховое восприятие, голосовые реакции, движения, позволяющие менять положение тела (садиться, вставать, цепляться руками за барьер). Наиболее распространенными являются игрушки из полимерных материалов - погремушки, кольца. Они должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, иметь яркую окраску, издавать звук. В конце 1-го года жизни для игры могут быть использованы куклы, звери, машины, игрушки - каталки.

В последующие годы ребенок активнее познает окружающую среду, у него развивается речь, совершенствуются движения. В этом возрастном периоде необходимо использовать более разнообразные и сложные игрушки, мозаики, палочки, кубики, строительные материалы, развивающие игры.

Игрушки подразделяются на 5 групп:

- игрушки для детей до года (ранний);

- от 1 года до 3 лет (ясельный);

- от 3 до 6 лет (дошкольный);

- от 6 до 10 лет (младший школьный);

- от 10 до 14 лет (средний школьный).

Детская игрушка должна быть безопасной и гигиеничной, соответствовать возрастным и умственным способностям ребенка.

Гигиенические требования, предъявляемые к играм и игрушкам, касаются материалов, из которых они изготовляются, конструкции и отдельных характеристик игр и игрушек, а также производства и реализации игрушек.

Действующим санитарным законодательством регламентируются сырье и материалы, разрешенные для изготовления игрушек.

Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны изготавливаться из легко дезинфицирующих материалов, не впитывающих влагу.

Содержание тяжелых металлов(барий, кадмий, хром, свинец, ртуть, селен) в игрушках регламентируется гигиеническими требованиями.

Гигиенические требования к конструкции и особенности игрушек относятся к органолептическим нормативам, оформлению, устойчивости как покрытий игрушек, так и полимерных материалов, используемых для изготовления игр и игрушек. Игрушки должны иметь гладкую, сухую поверхность, быть нелипкими. Игрушки всех видов не должны пахнуть.

Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к воздействию слюны, пота и влажной обработки.

Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА.

Профилактике травматизма и охране здоровья детей содействует требование к прочности крепления отдельных деталей игрушек (нос, звуковое устройство). Усилий ребенка для этого должно быть недостаточно. Все эти детали не должны отрываться при усилии в 10 кг.

Работники, непосредственно связанные с изготовлением и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний к работе на этом производстве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Производство и реализация игр и игрушек

Дата введения 1993-09-01

Научно-исследовательским институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России (Кайсина О.В., Сухарева Л.М., Чумичева О.А.); Московским городским центром Госсанэпиднадзора (Михайлова И.Л.); Московским областным центром госсанэпиднадзора (Лежнева А.Б.); Управлением санитарно-эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России (Епифанова Т.М.); научно-исследовательским институтом резиновых и латексных изделий Департамента химической промышленности Российской Федерации (Чикишев Ю.Б., Шумская Н.И.).

СанПиН 43-125-4142-86, "Список сырья и материалов", дополнения N 1, 2 к Санитарным правилам N 867-70 считать утратившими силу.

УТВЕРЖДЕНО Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 12 августа 1993 г. N 9

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

СанПиН распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с ГОСТом 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля".

Производству и реализации подлежат игрушки (игры), безопасность которых подтверждена сертификатом.

1. Требования к материалам

1.1. Для производства игрушек (игр) разрешается использовать:

сырье и материалы, включенные в Перечень (приложение 1);

другие материалы, получившие гигиеническую оценку и подтвержденные сертификатом.

1.2. Для изготовления игрушек (игр) допускается использовать производственные отходы материалов (вторичная переработка). Использование производственных отходов, поступающих с других неспециализированных по выпуску детских игрушек предприятий, допускается по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.3. Для производства игрушек не допускается применение материалов:

указанных в ГОСТе 25779-90 (п.1.3.);

натурального меха и кожи (для игрушек, предназначенных для детей до 3-х лет);

1.4. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

2. Требования и игрушкам

2.1. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек (игр), направляют продукцию в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для оценки и оформления гигиенического сертификата (приложение 3).

2.2. Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу-"типовому представителю".*

* "Типовой представитель" - образец игрушки, изготовленный по единой технологии применяемых материалов и красителей (вне зависимости от образца игрушки).

2.3. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.

2.4. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.

2.5. Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.

2.6. Уровень звука игрушки, издающий импульсный шум в качестве игрового момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБА.

2.7. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.

Гигиенически обоснованными являются следующие оптимальные цвета для фона:

Высота букв текста в настольно-печатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет, должна быть не менее 2,3 мм и не менее 1,75 мм - для детей старше 10 лет.

2.8. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластификаторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества миграции (ДКМ) для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

3. Требования к производству и реализации игрушек (игр)

3.1. Предприятие должно гарантировать выпуск продукции безопасной для здоровья ребенка, подтвержденной наличием сертификата.

3.2. Устройство и санитарное содержание производственных помещений, в которых изготавливаются игрушки (игры), должны отвечать действующим "Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию" N 1042-73* МЗ СССР.

* На территории Российской Федерации действуют СП 2.2.2.1327-03. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Работники, непосредственно связанные с изготовлением, контролем и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.

3.4. На потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:

от года до 3-х лет (ясельный);

от 3-х до 6-ти лет (дошкольный);

от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный);

от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).

3.5. Запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.

4. Санитарно-гигиенический контроль

4.1. Контроль за соблюдением санитарных правил и норм возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на этапе постановки игрушки на производство и при ее производстве и реализации.

На этапе постановки игрушки на производство проводится гигиеническая оценка ее, по результатам которой выдается гигиенический сертификат (прил. 2).

4.2. Для гигиенической оценки должны быть представлены: нормативно-техническая документация, образцы игрушек (не менее 3-х экземпляров) и рецептура применяемых материалов. При необходимости предприятие-изготовитель представляет описание технологического процесса. Образцы и копии документов возврату не подлежат.

При рассмотрении заявки на сертификацию продукции предприятие-изготовитель информируется о сроках проведения гигиенической сертификации, видах исследования и стоимости работ.

4.3. На импортные изделия и материалы должны быть представлены сертификаты, подтверждающие их безвредность для здоровья детей.

При отсутствии или отказе от выдачи сертификата импортные материалы и изделия подлежат экспертизе органами Государственного санитарного надзора в установленном порядке.

4.4. Госсаннадзор за выпускаемыми и реализуемыми игрушками (играми) проводится:

путем выборочного контроля образцов игрушек, взятых у изготовителя или в торговле; игрушки оплате и возврату не подлежат;

в порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией совместно с территориальными органами Госстандарта России.*

4.5. Надзор, проводимый органами Госстандарта и Госсанэпиднадзора России предусматривает взаимное признание результатов и испытаний.

4.6. При выявлении игрушек, не соответствующих настоящим требованиям, необходимо запретить (приостановить) производство или реализацию.

При решении вопроса о прекращении дальнейшего производства или реализации данных игрушек (игр) следует информировать вышестоящие органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие заинтересованные ведомства и организации.

4.7. Для оформления банка данных об использовании новых материалов для производства игрушек (игр) органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы обязаны ежегодно представлять в Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации данные о вновь согласованных материалах отечественного и импортного производства.

5. Лабораторные исследования

5.1. Образцы игрушек, предназначенные для исследования, должны быть изготовлены по технологии, утвержденной для их серийного производства, и представлены для исследований не раньше, чем через 10 дней, и не позже 30 дней после их изготовления.

Количество образцов, необходимых для исследования, зависит от характера и объема исследования и согласовывается заинтересованной организацией с учреждением, проводящим экспертизу. Минимальное количество - 3 образца. В тех случаях, когда изготавливаются крупногабаритные игрушки, для лабораторного исследования могут представляться отдельные детали игрушек, изготовленные по технологии, которая будет применяться при серийном производстве.

5.2. При постановке игрушки на производство образцы для исследования предъявляются предприятием-изготовителем; при выборочном или инспекционном контроле отбор образцов осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с оформлением соответствующей документации.

5.3. Органолептические исследования.

5.3.1. Игрушки из пластических масс тщательно промываются водой при температуре 37°С (без механической обработки, применения мыл или синтетических моющих средств), прополаскивают дистиллированной водой и просушивают при комнатной температуре.

5.3.2. При органолептических исследованиях образцов игрушек отмечается: внешний вид, характер поверхности (сухая, липкая, гладкая), наличие дефектов и запах.

Определение запаха игрушек (или вытяжек) проводится комиссией (не менее 5 человек) при комнатной температуре. Характер запаха отмечается описательно (посторонний, неприятный, специфический ароматический, неопределенный). Интенсивность запаха выражается в баллах в соответствии с нижеследующей шкалой (см. табл.1).

Определение интенсивности запаха*

* Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и др. синтетических материалов, предназначенных для контактов с пищевыми продуктами, утверждена Минздравом СССР, N 880-71 от 2 февраля 1971 года.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

2.4.7. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков

Дата введения 2001-02-02

1. РАЗРАБОТАНЫ Испытательным центром по гигиенической оценке издательской продукции Федерального НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава России (Текшева Л.М., Дадонова А.Я., Храмцов П.И., Барсукова Н.К.), Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России (Бокитько Б.Г.)

2. РЕКОМЕНДОВАНЫ Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России

3. УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем министра здравоохранения РФ Г.Г.Онищенко 4 октября 2000 г.

4. В государственной регистрации не нуждаются, т.к. не содержат новых правовых норм (письмо Минюста России от 01.11.00 N 9293-ЮД)

5. ВВЕДЕНЫ впервые

1. Общие положения и область применения

1.1. Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков" (далее санитарные правила) предназначены для организаций, занимающихся издательской или издательско-полиграфической деятельностью, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и направлены на профилактику заболеваний органов зрения и опорно-двигательного аппарата детей и подростков.

1.2. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и журнальных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления, является одной из мер профилактики зрительных нарушений.

1.3. Санитарные правила распространяются на издания книжные и журнальные для детей и подростков, кроме факсимильных и миниатюрных изданий.

1.4. Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.

1.5. Нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты) в части регламентации и обеспечения гигиенических требований к изданиям не должны противоречить настоящим санитарным правилам.

1.6. Книжные и журнальные издания для детей и подростков допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их настоящим санитарным правилам.

1.7. Гигиеническая оценка издательской продукции проводится для установления ее соответствия настоящим санитарным правилам.

1.8. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

2. Термины и определения

В целях настоящих санитарных правил используются следующие термины и определения.

2.1. Издание - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием, полиграфически самостоятельно исполненный, имеющий выходные сведения.

2.2. Удобочитаемое издание - издание, при чтении которого не развивается зрительное утомление.

Удобочитаемость издания зависит от его шрифтового оформления и качества полиграфического исполнения.

2.3. Шрифтовое оформление текста (основного, дополнительного, выделений) - определяется комплексом следующих параметров: группа, гарнитура и ее начертание, кегль и емкость шрифта, увеличение интерлиньяжа, длина строки.

2.4. Основной текст - текст, передающий главное содержание издания.

2.5. Дополнительный текст - текст, сопровождающий основной (практические задания, вопросы по теме, таблицы, примечания, приложения, сноски и т.п.).

2.6. Выделение текста - изменение полиграфического оформления частей текста (фраз или отдельных слов, букв, знаков) по сравнению с принятым для этого текста, с целью привлечь внимание читателя.

2.7. Группа шрифтов - шрифты, характеризующиеся единым характером их графического построения.

Шрифты подразделяются на шесть основных групп в соответствии с ГОСТом 3489.1-71. Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры.

2.8. Гарнитура - комплект шрифтов, характеризующихся одним характером их рисунка.

2.9. Начертание гарнитуры - комплект шрифтов одной гарнитуры, отличающихся:

- насыщенностью знаков (светлый, полужирный и жирный шрифт);

- постановкой знаков (прямой, наклонный и курсивный шрифт);

- пропорциями знаков (узкий, нормальный и широкий шрифт).

2.10. Кегль - размер шрифта, измеряемый в пунктах.

2.11. Емкость шрифта - количество знаков, умещающихся в строке длиной один квадрат.

2.12. Увеличение интерлиньяжа - расстояние между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемое в пунктах.

2.13. Пункт - единица длины в типографской системе мер, равен 0,376 мм.

2.14. Квадрат - единица длины в типографской системе мер, равен 48 пунктам (18,04 мм).

2.15. Полоса - площадь, отводимая на странице издания под набор текста и/или воспроизведение иллюстраций.

2.16. Подпись к иллюстрации (подрисуночная подпись) - текст, представляющий собой словесную характеристику иллюстрации (наименование, содержание, расшифровку основных обозначений и т.п.) и позволяющий рассматривать иллюстрации независимо от текста и связывая их с текстом, к которому они относятся.

2.17. Выворотка шрифта - белый шрифт на черном, сером или цветном фоне.

2.18. Характерные страницы - страницы с единообразным шрифтовым и/или иллюстративным оформлением, наиболее часто встречающиеся в издании.

2.19. Непериодическое издание - издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения.

2.20. Сериальное издание - издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило нумерованными и/или датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие.

2.21. Периодическое издание - сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и/или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.

2.22. Книжное издание - издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете.

2.23. Журнальное издание - периодическое издание, содержащее статьи и рефераты по различным вопросам, литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

2.24. Издание комбинированное - издание, включающее наряду с печатным текстом записи звуков (дискеты, CD-диски, аудиокассеты) и изображения на других материальных носителях (слайды, пленки, CD-диски, видеокассеты), а также игрушки, канцелярские принадлежности и др.

2.25. Книжка-игрушка - издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.

2.26. Издание факсимильное - издание, воспроизводящее какое-либо издание прошлых лет и с максимальной степенью подобия повторяющее все особенности его оформления: формат, внешний вид бумаги и переплета, особенности текста и иллюстраций, следы времени и т.д.

2.27. Издание миниатюрное - издание, имеющее формат, не превышающий 100х100 мм.

2.28. Полиграфические материалы - материалы, применяемые для изготовления издания (бумага, переплетные материалы - картон, обложечная бумага и др.; краски, пленки и т.п.).

3. Гигиеническая классификация изданий

3.1. Издания по гигиенической значимости подразделяются на две категории:

первая категория

вторая категория

- справочные (словари, энциклопедии, каталоги и т.п.);

- для досуга (стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды и т.п.).

Гигиеническая значимость издания определяется реальной зрительной нагрузкой при чтении.

Издания первой категории характеризуются большими объемами текста единовременного прочтения, что обусловливает непрерывный длительный процесс чтения и выраженную зрительную нагрузку.

Издания второй категории характеризуются небольшими объемами текста единовременного прочтения, что обусловливает эпизодический процесс чтения и незначительную зрительную нагрузку.

3.2. Издания в зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма подразделяются на следующие четыре группы:

для первой возрастной группы - издания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно;

для второй возрастной группы - издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;

для третьей возрастной группы - издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;

для четвертой возрастной группы - для детей старшего школьного возраста (подростков, в т.ч. абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно.

В выходные сведения изданий, предназначенных для детей до 4 лет, необходимо включить следующую информацию о читательском адресе: "Для чтения взрослыми детям".

4. Гигиенические требования к изданиям

4.1. Общие требования

Гигиенические требования к изданиям направлены на обеспечение их удобочитаемости и дифференцированы в соответствии с гигиенической классификацией изданий, установленной в настоящих санитарных правилах.

4.1.1. Издание следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в читательском адресе групп, если издание рассчитано на две возрастные категории.

4.1.2. Требования к шрифтовому оформлению не зависят от графической основы шрифта для изданий второй, третьей и четвертой возрастных групп.

4.1.3. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице должен быть не менее 10 мм.

Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.

Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм, кроме страниц с полосными иллюстрациями.

4.1.4. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.

4.1.5. При печати текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций оптическая плотность фона должна быть не более 0,3.

4.1.6. В издании не следует применять:

- шрифты узкого начертания;

- цветные краски на цветном фоне при кегле менее 20 пунктов и объеме текста более 200 знаков.

4.1.7. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

4.1.8. В раскрасках линия рисунка должна быть толщиной не менее 2 пунктов (жирная), минимальный габаритный размер элементов рисунка должен быть не менее 5 мм.

4.1.9. Дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения, в издании не допускаются:

- непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;

- затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;

1Игрушки - важнейшее средство воспитания ребенка. Они способствуют его своевременному нервно-психическому и физическому развитию, а также развитию речи, памяти, эмоций, положительно влияют на настроение и поведение.
2Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т. е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
3Выбор игрушки зависит, прежде всего, от возраста ребенка.
В грудном возрасте игрушки должны стимулировать движения (хватание, протягивание рук, бросание). С этой целью обычно используют: погремушки, шарики, кольца. Для детей от 1 года до 3—4 лет игрушки усложняются и становятся еще более разнообразными (мячи, каталки, грузовики, автобусы, кубики и т. д.). Они развивают координацию движений, ориентировку, стимулируют детское творчество, активное действие. У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью, пользуются образные игрушки: куклы, животные, транспорт, предметы обихода.
4.Музыкальные игрушки (органчики, барабанчики, детские рояли, гармоники), точно настроенные, правильно звучащие, развивают слух и музыкальную память ребенка.
Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки . Играя с ними, дети учатся различать цвет, форму, величину предмета. К таким игрушкам относятся матрешки, пирамиды, мозаика, разборные грибки. Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы, настольные печатные игры, лото, картинки. В играх детей дошкольного возраста значительное место занимают разнообразные технические игрушки: строительный материал, конструкторы. Важное значение для физического развития детей имеют мячи, обручи, прыгалки, вожжи, серсо. Эти игрушки объединяют и организуют детей для игр на воздухе, укрепляют детский организм.
Игрушки являются предметом постоянного и широкого пользования и к ним предъявляются строгие гигиенические требования.
5По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.
6Диаметр составных частей игрушек для детей в возрасте до 3- лет (пирамиды, наборы колец или шариков на стержнях) должен быть не менее 30 мм при минимальной высоте 12 мм. В качестве наполнителя погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм. Детали погремушек прочно скрепляются; резиновые и пластмассовые надувные игрушки обязаны иметь клапан с надежно закрепленной пробкой.
Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка — не превышать 400 г для детей дошкольного возраста и 800 г для детей младшего школьного возраста.
Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 дБ.
В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В. Для детей старшего школьного возраста разрешается изготовление электромеханических игрушек, подключаемых в сеть переменного тока (127—220 В), при наличии понижающих устройств и надежной электроизоляции.
Оптические игрушки (бинокли, фильмоскопы, калейдоскопы, зрительные трубы, волшебные фонари) обязаны иметь достаточную силу увеличения и давать изображение высотой не менее 2,75 мм. Совершенно недопустимо искаженное изображение рассматриваемых предметов или самопроизвольное изменение фокусировки оптической системы игрушки. В оптических игрушках без фокусирующего устройства (например, калейдоскоп) расстояние от глаз до рассматриемого изображения не должно быть меньше 250 мм. Бинокли без коррекции зрения должны иметь плоские параллельные стекла. В оптических игрушках непосредственного наблюдения (калейдоскопы, фильмоскопы, бинокли и т. д.) оправу, касающуюся кожи лица, делают из материала, допускающего влажную обработку и дезинфекцию. Это относится и к деталям музыкальных игрушек, которые дети берут в рот или прикладывают к губам. Такие игрушки упаковываются поштучно в закрытые пакеты из полимерных пленочных материалов. При продаже продавцу запрещается опробовать их и нарушать целостность упаковки.
6В целях предупреждения травматизма в игрушках типа «Ружье», «Пистолет», «Пушка» и др. запрещается использовать в качестве метательных снарядов любые острые предметы и взрывчатые вещества; метательные снаряды должны иметь предохраняющие устройства в виде наконечников из резины или других мягких и упругих материалов.
7При отделке твердых игрушек используют клеевые и масляные краски ярких цветов, на которые сверху наносят 2—3 слоя прозрачного лака или-натуральной олифы до образования прочной нерастворяющейся пленки. Прочность фиксации красок проверяют при мытье игрушек горячей водой с мылом (t=60°С) в течение 3 мин и 2% раствором хлорной извести (t=16—18°С) в течение 3 мин и последующей выдержки в течение 2 мин в 1% растворе соляной кислоты, 1 % растворе едкой щелочи (КОН) и в 1% растворе соды NaНСО з ). При прочной фиксации красок растворы остаются бесцветными. Если же один из растворов приобрел характерный оттенок красителя, то фиксация считается неудовлетворительной, при этом изменяется и внешний вид игрушки: поверхность ее теряет блеск, становится матовой, неравномерно окрашенной.
8Наиболее гигиеничными, легко поддающимися чистке и дезинфекции являются игрушки из резины, невоспламеняющихся пластмасс, поролона. Металлические и деревянные игрушки также широко представлены в детских учреждениях. 9 Однако есть игрушки, непригодные для коллективного пользования,— мягкие и духовые музыкальные. Мягкие игрушки быстрее и значительнее загрязняются, обсеменяются микрофлорой, а возможности их санитарной обработки ограничены. Духовые музыкальные игрушки (губные гармошки, дудки, свистульки) дети постоянно берут в рот, что создает возможность взаимного инфицирования. Эти игрушки предназначены для индивидуального пользования.
10.В дошкольном учреждении игрушки имеют строгую групповую принадлежность, т. е. они предназначены для игр детей только одной возрастной группы. Переносить игрушки из одной группы в другую не разрешается.
11.Так как наполняемость ясельных и дошкольных групп составляет 20—25 детей, то, естественно, что игрушки довольно быстро загрязняются и могут явиться причиной передачи ряда инфекционных заболеваний; особенно кишечных инфекций и глистных инвазий (заражение острицами, карликовым цепнем, аскаридами, власоглавом ).12 Игрушки в групповых комнатах следует хранить на открытых стеллажах и поддерживать в строгой чистоте.
В младшей ясельной группе игрушки моют 2 раза в день горячей водой (t не ниже 50°С) с мылом и щеткой в специальном тазу, который должен быть промаркирован.
Игрушки для детей более старшего возраста обрабатывают таким же образом ежедневно в конце дня. Металлические игрушки обмывают горячей водой (Ъ не ниже 80°С) и высушивают. Кукольную одежду стирают один раз в неделю и проглаживают горячим утюгом.
Мягкие игрушки следует ежедневно очищать от пыли и дезинфицировать. Обработку от пыли можно производить путем выбивания, вытряхивания, обработки пылесосом. Обеззараживание следует проводить естественным ультрафиолетовым излучением (выставлять их на прямой солнечный свет). Наилучший бактерицидный эффект достигается при облучении мягких игрушек бактерицидной ультрафиолетовой лампой в течение 30 мин на расстоянии 25 см. При большем расстоянии от лампы время облучения следует увеличивать.
Для поддержания чистоты игрушек имеет значение и ряд мер, предупреждающих или снижающих бактериальную загрязненность воздуха детских учреждений. Одним из важных мероприятий является борьба с пылью. Для этого необходимо благоустраивать и максимально озеленять участок детского учреждения, регулярно проводить очистку и поливку территории.
Перед входом в ясли-сад должны быть приспособления для очистки обуви (скребки, щетки, половики). В помещении все дети и обслуживающий персонал пользуются сменной обувью, что существенно снижает загрязненность и запыленность воздуха, пола, игрушек, ковров и дорожек. Последние следует ежедневно чистить пылесосом или выколачивать во дворе, а затем протирать чистой влажной щеткой.
Снижению запыленности и бактериальной загрязненности воздуха, игрушек и оборудования в детских учреждениях способствует также регулярная уборка помещений в групповых блоках. Текущую влажную уборку горячей водой следует проводить 2 раза в день во время прогулок детей. При возникновении в группе инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, болезнь Боткина, скарлатина и др.) текущую уборку необходимо проводить с использованием дезинфицирующих средств. Детские игрушки в этом случае следует кипятить, а не выдерживающие кипячения обрабатывать дезинфицирующими растворами.
Кроме текущей влажной уборки, еженедельно проводят генеральную уборку всех помещений группы с применением моющих средств и 0,5% осветленного раствора хлорной извести.
Для борьбы с пылью и бактериальным загрязнением воздуха следует регулярно проветривать помещения. Использование веранд для дневного сна оказывает заметное положительное влияние на состояние воздушной среды в игровых комнатах: бактериальная загрязненность воздуха игровых комнат при наличии веранд в 6.5 раза ниже, чем при их отсутствии.
Губительное действие на микрофлору помещений детских учреждений оказывает солнечная радиация. Прямые солнечные лучи должны попадать в помещение в течение 3 ч в день, что достигается только при оптимальной ориентации основных помещений для детей. Такой наилучшей ориентацией для всех районов нашей страны является южная сторона.
Не следует забывать, что источником интенсивного бактериального загрязнения воздуха, игрушек и прочего оборудования в детских учреждениях могут явиться сами дети и персонал. Такая опасность возникает при острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей — катаре, ангине, бронхите, трахеите, гриппе, когда из носоглотки в большом количестве выделяются патогенные штаммы стафилококков и стрептококков. При разговоре, кашле, чиханье происходит обильное обсеменение воздуха, окружающих предметов, в том числе игрушек. Поэтому совершенно необходимо при утреннем приеме выявлять заболевших детей и не допускать их в детское учреждение.
Для игр детей во время прогулок в детских учреждениях используют специально выделяемые игрушки и игровой инвентарь, которые хранятся под навесом игровой площадки во встроенном шкафу.
Серьезное внимание персонал детских учреждений должен уделять воспитанию гигиенических навыков у детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гигиенические требования к детской обуви в весеннее время года


Памятка для родителей «Гигиенические требования к детской обуви»

Обувь должна соответствовать форме стопы ребёнка, не нарушать её естественного развития. Она должна быть лёгкой, удобной, не стеснять ноги во время ходьбы. При подборе обуви важно учитывать сезон, кли.

гигиенические требования к игрушкам

гигиенические требования к игрушкам.


Гигиенические требования к детской одежде

Материал о назначении детской одежды, белья, подборе и уходе за одеждой и обувью по сезону.


Проект на тему: «Санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям, раздаточному материалу, плакатам.»

Общие требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям.


Гигиенические требования к детской одежде и обуви детей дошкольного возраста

Консультация для родителей.

Требования к детской игрушке

Сегодня полки детских магазинов заполнены яркими, привлекательными игрушками, на любой вкус и кошелек.Часто ли мы, родители, стремясь порадовать своих детей новой игрушкой, за.

Читайте также: