Гигиенические требования к детской одежде обуви игрушкам

Обновлено: 14.05.2024

Помещены рекомендации и гигиенические требования к детской одежде: назначение, использование детского белья, одежды и обуви по сезону, в различных видах деятельности, предотвращение использования загрязненной одежды.

ВложениеРазмер
гигиенические требования к детской одежде 17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиенические требования к детской одежде.

Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она защищает от излишней потери тепла, в жаркую – не препятствует теплоотдаче.

Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев, качества ткани.

Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся проводником тепла.

Высокой теплозащитной способностью, хорошей воздухопроницаемостью обладают шерсть, мех, ватин, трикотаж, фланель, поролон, байка, из них шьют одежду для холодного времени года.

Для летней одежды используют гигроскопичные, хорошо и быстро впитывающие и постепенно испаряющие влагу ткани, т.к. они способствуют охлаждению тела; это – батист, бязь, ситец, сатин.

Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, т.к. она задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела.

Таким образом, одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, тесные воротнички и горловины.

Одежда и обувь дошкольника

Детское белье , в том числе и постельное, шьют из белых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижнее белье должно быть на проймах, бретели плохо держатся на плечах у ребенка. Покрой повседневной одежды простой, без излишних украшений, затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук. В верхней одежде желательно иметь карман для носового платка.

Одежда для прогулок должна защищать детей от холода и атмосферной влаги, исключать поступление холодного воздуха через застежки, воротники, рукава. Поэтому лучше приобретать одежду не менее чем из двух слоев: нижнего – теплозащитного (высокопористого, упругого материала) и верхнего – ветрозащитного. Полностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются.

В прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов детям рекомендуется надевать шерстяные вязаные шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы – меховые шапки или шапки-ушанки.

Любая обувь, предназначенная для детей , должна иметь надежные и удобные застежки, не препятствующие движению. Открытые туфли сжимают тыльную часть стопы, вызывая быстрое утомление мышц и нарушая кровообращение.

Важно, чтобы детская обувь была легкой, удобной, имела эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжение стопы кзади, широкий носок и каблучок высотой 5-10 мм. Каблук необходим: он несколько повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви.

Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы и ноги ребенка, потливости и отеку ног, искривлению пальцев, врастанию ногтей, образованию пяточной шпоры, мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь затрудняет движения, вызывает потертости ног.

Ширина детской обуви в области пальцев ног должна составлять 40% от ее длины, что отвечает анатомическому строению стопы ребенка (не вызывает искривления большого пальца). Носок приподнят кверху на 15 мм., между кончиками пальцев и передней частью обуви остается пространство в 0,5 – 1 см. удобной считается такая обувь, в которой можно свободно шевелить большим пальцем. Средний годовой прирост длины стопы у дошкольников 10-11 мм., поэтому раз в 2-3 месяца проверяйте, не стала ли обувь ребенку тесной. При подборе обуви надо учитывать не только размер, но и полноту ноги, которая у детей дошкольного возраста сильно варьирует.

Для повседневной носки не рекомендуется резиновая и лакированная обувь, т.к. она обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, способствует образованию опрелости ног.

В теплое время года наряду с кожаной рекомендуется носить обувь из различных текстильных материалов, используемых целиком или в комбинации с кожей.

Зимой в холодную погоду используют валенки, но время пребывания в них не должно быть длительным, т.к. симметричная форма носочной части может оказать отрицательное влияние на формирование детской стопы. Носить валенки в помещении нельзя, это способствует потливости ног, возникновению плоскостопия, расслабляет связочный аппарат, мешает закаливанию ребенку.

Спортивная обувь предназначается только для музыкальных и физкультурных занятий, спортивных игр, туристических походов. Носят ее с шерстяными носками или вкладными стельками, хорошо впитывающими влагу.

Загрязнившуюся одежду надо своевременно чистить, стирать, кипятить и гладить (например, за 10 дней носки вес одежды увеличивается на 11%, снижаются ее гигроскопичные и тепловые свойства, ткань пропитывается потом, салом и в ней увеличивается количество микробов).

Белье и комнатную одежду следует менять при каждом загрязнении и после каждого купания ребенка. Носки, колготы, гольфы – не реже чем через каждые 2-3 дня. Смена белья для детей старше 2 лет производится раз в 5-7 дней. Постельные принадлежности проветривают, сушат раз в месяц; а одеяла 1-2 раза в год стирают.

С первых дней пребывания ребенка в детском саду мы прививаем ему навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном малыш должен аккуратно сложить одежду на стульчик, а дома повесить на специальные плечики. Проснувшись, раньше, чем приступить к одеванию, он откидывает одеяло на заднюю спинку кровати для проветривания простыни и пододеяльника, затем одевается и застилает свою постель.

Значение одежды для сохранения здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности человека очень велико. Одежда используется для защиты тела от неблагоприятных воздействий внешней среды и для обеспечения комфортного теплового состояния организма путем создания вокруг него оптимального микроклимата. Эти назначения одежды особенно важны для детского организма, так как особенности его терморегуляции создают возможность более легкого, чем у взрослого, нарушения теплового состояния: перегревания или охлаждения, а кожа детей нежна и легкоранима. Поэтому к одежде детей предъявляются особые, повышенные требования. Эти требования не могут быть едиными для всех видов одежды или тканей, ее составляющих. Они зависят как от метеорологических условий, так и от конкретного назначения одежды и вида деятельности детей.

В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое не препятствовать наибольшей теплопотери. Поэтому верхняя зимняя одежда должна достаточно плотно прилегать, иметь более замкнутую конструкцию, препятствующую проникновению холодного воздуха под одежду. Ткани для такой одежды должны иметь низкие показатели воздухопроницаемости. Гигроскопичность тканей также должна быть небольшой, чтобы меньше адсорбировать водяные пары из воздуха.

Летняя одежда, особенно для жаркой и сухой погоды, должна быть максимально открытой и свободной, обеспечивающей хорошую вентиляцию пододежного пространства.

Известно, что кожа принимает активное участие в обменных процессах организма с окружающей средой: поглощает кислород, выделяет жидкие и газообразные продукты обмена. Поэтому одежда не должна препятствовать свободному доступу воздуха к телу, обеспечивая нормальный процесс кожного дыхания. В первую очередь это относится к одежде, прилегающей к телу: белье, легкое летнее платье и т. п. Ткани для таких изделий должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью, хорошей гигроскопичностью.

Общими для любой одежды являются следующие гигиенические требования: мягкость, легкость, удобный покрой и красивый фасон, соответствие возрасту и размерам тела детей.. Движения, особенно на свежем воздухе, являются сильнейшим стимулом нормального роста и развития организма. Детям свойственна большая естественная подвижность, и одежда не должна ей препятствовать.

Одежда не должна быть слишком длинной и широкой, а также тесной, затрудняющей свободные движения ребенка. Кроме того, грубая и тесная одежда сдавливает кожные покровы и находящиеся в них кровеносные и лимфатические сосуды, тем самым нарушая нормальное функционирование внутренних органов и систем организма. В младшем возрасте, когда скелет очень податлив механическим воздействиям, такая тесная и узкая одежда может способствовать нарушению правильной осанки и развитию различных искривлений позвоночника. Тугие пояса, лифы, резинки, высокие тесные воротнички, стягивающие манжеты и т. п. из ассортимента детской одежды должны исключаться.

Кроме того, одежда должна быстро и легко надеваться и сниматься, быть красивой, воспитывать эстетический вкус у ребенка. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движения и делает детей неуклюжими.

Комфортность состояния и самочувствия ребенка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно контактирующая с кожными покровами.

В соответствии с функциональным назначением одежда и изделия подразделяются на одежду и изделия 1-го, 2-го и 3-го слоев.

К одежде 1-го слоя относятся изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей пользователя: нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные и другие аналогичные изделия.

К одежде 2-го слоя относятся изделия, имеющие ограниченный контакт с кожей пользователя: платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, платья-костюмы, свитеры, джемпер и другие аналогичные изделия.

К одежде 3-го слоя относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы (на подкладке) и другие аналогичные изделия.

Белье — это первый слой- одежды. Для мальчиков и девочек оно состоит из рубашки, майки, трусов.

Нижнее детское белье шьют из тканей мягких, тонких, имеющих высокую воздухо- и паропроницаемость, хорошую гигроскопичность и смачиваемость (гидрофильность). Этим требованиям в наибольшей степени отвечают тонкие и мягкие хлопчатобумажные и льняные ткани, вискозное и трикотажное хлопчатобумажное полотно. Однако последнее из-за того, что оно более плотно прилегает к телу (особенно при обильном потоотделении), не рекомендуется носить при высокой температуре воздуха. Запрещается нижнее белье для детей новорожденных, ясельного и младшего дошкольного возраста из синтетических и ацетатных волокон. Белье должно иметь свободный покрой, не сдавливать тело, не иметь толстых рубцов. Одежда во время сна не должна стеснять ребенка.

Изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей в возрасте до 1 года должны быть изготовлены из натуральных материалов; соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях для новорожденных должны быть выполнены на лицевую сторону; внешние и декоративные элементы (кружева, шитье, аппликации и другие), выполненные из синтетических материалов, не должны непосредственно контактировать с кожей ребенка.

Легкое платье — это второй слой одежды. Для девочек — это платье или юбка с блузой, сарафан; для мальчиков — рубашка и штанишки (короткие или длинные). Покрой легкого платья должен быть свободным, чтобы в летнее время обеспечивать максимальное обнажение тела. Платье делают короткими, с короткими рукавами или без них, с широким вырезом у шеи, лучше сарафаны. На детей ясельного и дошкольного возраста в жаркие дни надевают трусы и майки.

Для пошива летних платьев применяют Тонкие хлопчатобумажные и льняные ткани, ситец, сатин, батист и т. п. Для пошива изделий для детей ясельного и дошкольного возраста используют также фланель и бумазею, которые даже при частой стирке меньше, чем шерстяные ткани, теряют гигиенические свойства. В жаркую погоду не рекомендуются для постоянной носки платья из шелковых тканей. Детям нельзя носить платья из капрона и других синтетических (полимерных) материалов. Летняя одежда должна быть светлых тонов, которые отражают тепловые (инфракрасные) и хорошо пропускают ультрафиолетовые лучи, необходимые для здоровья детей.

Форменная одежда для девочек из шерстяной «школьной» ткани в значительной мере отвечаетгигиеническим требованиям. В настоящее время традиционной становится форма в виде юбки, жакета или жилета. Блузки могут быть различными как по цвету, материалу, так и по покрою. Праздничная форма — белая блузка. Для мальчиков рекомендуется форменная одежда из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна.

Одежда детей в помещении определяется температурой воздуха. При температуре 20° С и выше одежда должна быть такой же, как и в летнее время. С понижением температуры воздуха в помещении теплозащитный эффект одежды должен повышаться. Например, при температуре 16—17°С для девочек рекомендуется 3—4-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, платье (байковое, полушерстяное, шерстяное) , трикотажная кофта, колготки, на ногах — теплые тапочки или туфли.

Наиболее распространенной зимней верхней одеждой для детей являются зимнее пальто и меховая шуба. Меховые шубы целесообразно носить в районах с суровыми климатическими условиями (низкие температуры воздуха и сильные ветры). В условиях умеренного климата с целью закаливания организма детей рекомендуется более легкая одежда. Для верха такой одежды рекомендуется использовать ткани, имеющие небольшую массу, низкие показатели воздухопроницаемости и влагоемкости (плащевая ткань с водоотталкивающей пропиткой и т. п.). Утеплителем могут быть шерстяной или полушерстяной ватин, сочетание его с синтетическим мехом или ватой с обязательной хлопчатобумажной или вискозной подкладкой.

Для детей младших возрастов, проводящих значительную часть времени на открытом воздухе в движении, более приемлемой является зимняя одежда в виде комбинезона или полукомбинезона. В суровых климатических условиях рекомендуется зимняя одежда замкнутой конструкции, с защитными приспособлениями от проникновения холодного воздуха под одежду и с дополнительным слоем утеплителя. Для районов с сильными ветрами зимнюю одежду надо шить из более плотной ткани, чем детский драп; в «пакет» одежды могут быть введены ветрозащитные прокладки.

Для переходного времени года (осень, весна), а также для занятий физкультурой на воздухе в зимнее время рекомендуется надевать трикотажные костюмы из шерстяного и хлопчатобумажного трикотажа (с шерстяным или полушерстяным начесом>; при наличии ветра дополнительно необходимо надевать куртку из плащевого материала, «лаке» с подкладкой и т. д. Очень удобна одежда, состоящая из брюк, куртки и пристегивающегося к брюкам жилета, который позволяет изменять теплозащитные свойства одежды.

Предпринимателям, и организациям, занимающимся выпуском и реализацией детской одежды напоминаем, что в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» государственной регистрации и декларированию подлежит следующая одежда из текстильных материалов: купальные изделия, изделия бельевые( белье нательное, пижамы), ползунки, пеленки, распашонки, кофточки, чепчики , головные уборы 1-го слоя (летние)и аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей до 3-х лет. Изделия трикотажные: пижамы, кальсоны, панталоны, фуфайки, комбинации, купальные изделия, пеленки, чепчики, ползунки, распашонки, кофточки, трусы, майки, фартуки нагрудные , колготки, чулки, получулки, головные уборы 1-го слоя(летние) и аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей до 3-х лет. Остальная продукция ( в зависимости от возраста ребенка и вида одежды) подлежит сертификации или декларированию.

При покупке одежды для детей рекомендуем :

-не приобретать одежду «с рук», на стихийных рынках;

-детскую одежду приобретать в специализированных организациях торговли (магазинах, супермаркетах, рынках и т.д.);

-при покупке обратить внимание на маркировку .

Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой и читаемой. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка продукции должна содержать следующую информацию:

страна, где изготовлена продукция;

фирменное наименование изготовителя (продавца или уполномоченного представителя иностранного изготовителя);

адрес изготовителя (продавца или уполномоченного представителя иностранного изготовителя);

наименование и (или) вид (назначение) изделия;

знак обращения на рынке;

срок службы продукции (при необходимости);

возраст пользователя (при необходимости).

вид и массовая доля (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия;

размер изделия в соответствии с типовой размерной шкалой;

принятый в Российской Федерации символ по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Бельевые изделия для новорожденных сопровождаются указанием Предварительная стирка обязательна.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви.

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Обувь предназначена для защиты ног от неблагоприятных условий внешней среды: холода, загрязнений, различных повреждений. Главное требование к ней — полное соответствие размерам и форме стопы. Обувь для ребенка должна быть мягкой, легкой, иметь эластичную подошву с невысоким каблуком.

Основное требование к одежде детей – ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к детской одежде хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая одежду детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется детская одежда, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.

Любая обувь должна быть достаточно просторной в области пальцев, иначе наступит деформация стопы. Задник ее плотно удерживает пятку, чтобы она не двигалась кзади и кнаружи и не скользила к носку. Если обувь подобрана правильно – это позволяет ребенку свободно двигать пальцами. Ноги у детей быстро растут. Обувь, из которой они выросли, сдавливая стопу, нарушает в ней кровообращение, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании и развитии. В связи с этим необходимо постоянно следить, не сдавливают ли ботинки или туфли стопу ребенка. Большая обувь, купленная на вырост, так же вредна, как и тесная. К тому же она часто служит причиной потертостей.

Родители порой смотрят только на цену одежды, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67% состоящей из химических волокон. В такой костюм можно одеваться на праздник, но, ни в коем случае, нельзя носить ее в школе.

Немало важно для родителей знать, что современная школьная форма должна отвечать всем гигиеническим требованиям, но при этом быть – стильной, разнообразной, модной. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.

В последнее время широкое распространение получила спортивная обувь. Некоторые ее виды (кеды, кроссовки) используются не только для занятий спортом, но и для повседневной носки на улице и дома. Это неправильно и вредно. Каждый вид спортивной обуви должен соответствовать своей цели и использоваться не постоянно, а временно, строго по своему назначению. Все виды детской обуви должны хорошо крепиться. Хлопчатобумажные колготки, гольфы, носки для детей имеют высокую гигроскопичность. Подобные изделия из синтетических волокон совершенно не способны впитывать влагу, вследствие чего ноги в них потеют, летом перегреваются, а зимой, наоборот, сильнее охлаждаются.

При выборе одежды (школьной формы) и обуви:

1. Внимательно изучите маркировку одежды (ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия).

2. Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на нем указана химчистка – лучше отказаться от такой одежды для ребенка, химические вещества могут быть вредны для здоровья вашего школьника, который проведет почти целый день в этом костюме.

3. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов. Рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.

4. Цвет детской одежды (школьной формы) следует выбирать спокойный, приглушенный. Яркие цвета повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение.

5. Лучше избегать сочетание цветов типа черное-белое, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль.

6. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели.

7. Определите необходимый размер обуви для ребенка, измерив сантиметром длину подошвы ребенка. Правильно подобранной обувью считается обувь, когда расстояние от конца большого пальца до внутренней поверхности ботинок или туфель должно составлять 0,5 – 1 см.

8. Выбирая обувь ребенку, необходимо примерять ее на обе ноги. При этом ребенок должен не сидеть, а стоять, тогда на стопу будет падать нагрузка от всей массы тела.

9. При выборе обуви для зимы следует отдавать предпочтение обуви из фетра, сукна, можно использовать утепленные ботинки или сапожки.

10. Валенки желательно надевать только при большом морозе и ни в коем случае не оставаться в них в помещении, так как по своей форме они не отвечают многим требованиям, предъявляемым к детской обуви. Это же относится и к резиновым сапожкам. Их можно использовать только в дождливую погоду или для прогулки по мокрой траве. Внутрь резиновых сапожек нужно положить суконную стельку и надевать их поверх шерстяного носка, хорошо впитывающего влагу.

11. В качестве летней обуви для детей целесообразно приобретать туфли, сандалии, босоножки, изготавливаемые из кожаных или текстильных материалов. Чтобы ноги ребенка не перегревались, верх летних туфель должен быть ажурным, это обеспечит циркуляцию воздуха и предохранит стопу от перегревания.

12. Приобретая детскую одежду (школьную форму) и обувь необходимо обратить внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность. В настоящее время для детской одежды и обуви, как отечественного, так и импортного производства данным документом является сертификат соответствия; для одежды первого слоя (нижнее белье) – свидетельство о государственной регистрации.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2022 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
В.Е.КОВШИЛО
22 марта 1985 г. N 3234-85

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОБУВИ

Гигиенические требования составлены: Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР и НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР с использованием материалов ЦНИИ травматологии и ортопедии им.Н.П.Приорова и НИИ антропологии МГУ.

Методические указания предназначены для работников органов и учреждений здравоохранения.

I. Общие положения

Важное значение для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения имеет рациональная обувь. Утвержденная стандартизация деления обуви по ее назначению ГОСТ 23251-83 предусматривает выпуск: круглосезонной обуви, летней, зимней и весенне-осенней обуви. Наряду с этим выпускается повседневная, модельная, домашняя, дорожная, национальная, спортивная и другие виды обуви.

Обувь как специальная часть одежды охраняет организм от неблагоприятных метеорологических воздействий (высокой и низкой температуры, дождя, снега, ветра, пыли) и механических повреждений.

Для того чтобы детская обувь соответствовала своему назначению, она должна отвечать ряду гигиенических требований, вытекающих из анатомо-физиологических особенностей организма ребенка и в первую очередь - его стопы.

Стопа вместе с вышележащими отделами нижней конечности по своему строению и функции представляет собой важный и сложный орган.

Стопа человека имеет сводчатое строение. В продольном направлении образуется продольный свод, а в поперечном - поперечный. В продольном своде различают наружную, опорную часть и внутреннюю или рессорную. Обувь должна способствовать сохранению свода и его рессорной функции.

На тыльной поверхности стопы сосуды и сухожилия проходят очень поверхностно под кожей, поэтому следует избегать чрезмерного сдавливания стопы во избежание нарушения кровообращения и ухудшения функции мышц.

Важной функцией обуви является обеспечение благоприятного микроклимата вокруг стопы. Физико-гигиенические свойства материала, из которого изготовлена обувь, должны способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима в обуви при любых микроклиматических условиях внешней среды. Этим определяются гигиенические требования к конструкции обуви, ее размерам и отдельным ее элементам.

II. Размер и конструкция обуви

Обувь всех видов должна соответствовать форме и размеру стопы, поскольку с возрастом форма и размеры стопы меняются, выделено семь возрастно-половых групп, каждой из которых присущи особенности и размеры обуви (см. табл.1).

Возрастные и половые

N обуви (длина в мм)

Девочки и мальчики до года

Девочки и мальчики 1-3 года

Девочки и мальчики 4-7 лет

школьная для девочек

Девочки 13-17 лет

подростковая для девочек

школьная для мальчиков

Мальчики 13-17 лет

подростковая для мальчиков

Особое положение занимает группа детей до 1 года. Обувь для детей этого возраста (пинетки) служит лишь защитой стопы от переохлаждения и не несет никаких нагрузок, связанных с ходьбой.

У детей дошкольного возраста половые различия в размерах стоп проявляются очень слабо, поэтому для возраста до 7 лет обувные колодки могут быть общими для девочек и мальчиков. Для школьников же от 8 до 17 лет обувь должна производиться с учетом половых особенностей.

Основным показателем необходимых размеров обуви служит длина стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (1 или 2).

По введенной в СССР метрической системе нумерация обуви соответствует длине стопы. Единицей измерения в системе нумерации обуви принят миллиметр. Разница между номерами составляет 5 мм.

Длина следа детской обуви всегда больше, чем длина стопы, т.к. в носочной части впереди пальцев имеется припуск, равный 10 мм, в связи с: а) увеличением длины стопы за счет ее естественного роста, равняющимся в среднем полугодовому приросту стопы; б) удлинением стопы во время ходьбы и под действием нагрузок.

Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы примут согнутое положение, что в дальнейшем может привести к патологическому изменению их формы. Короткая обувь не дает возможности пальцам стопы правильно, свободно размещаться внутри обуви, что со временем приведет к появлению когтеобразной или молоткообразной деформации пальцев. На стопах появляются потертости, мозоли, могут врастать ногти.

В таблице 1 приведено распределение детей и подростков на возрастно-половые группы и соответствующие каждой группе род и номера обуви.

Размеры обуви определяются не только номером, но и полнотой. При одной и той же длине стопа может иметь разные поперечные и объемные размеры (полноты). В связи с этим ГОСТом 3927-75 "Колодки обувные" предусмотрен выпуск детской обуви трех полнот в пределах каждого размера.

При конструировании внутренней формы детской обуви следует учитывать веерообразное расхождение пальцев, в результате которого детская стопа наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне плюснефаланговых суставов, как у взрослых. В связи с этим носочная часть обуви должна быть шире пучковой. (Пучковая часть - часть стопы на уровне плюснефаланговых суставов.)

III. Отдельные элементы обуви

В обуви различают следующие основные элементы: верх (носочная часть, задник, союзка, берцы и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук).

Стелька - внутренняя деталь обуви, расположенная по всей плантарной (ходовой) поверхности стопы. Она имеет тесный контакт с кожей стопы ребенка и играет важную роль в создании комфортного температурно-влажностного режима во внутриобувном пространстве.

Отвечая форме детской стопы, стелька должна иметь наиболее широкий размер в носочной части обуви, у основания последних фаланг. В целях обеспечения нормального функционирования стопы стелька обуви должна обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью и должна изготавливаться только из натуральной кожи.

Подошва является основным элементом низа обуви. К числу наиболее важных показателей обуви, обеспечивающих нормальное функционирование опорно-двигательного аппарата, относятся: гибкость, толщина, масса (вес), теплозащитные свойства.

Требование достаточной гибкости обуви, не препятствующей работе мышц и свободе движения пальцев, имеет исключительное значение для детской развивающейся стопы.

Ходьба в обуви с недостаточной гибкостью ограничивает движения суставов стопы, нарушает походку, вызывает быстрое утомление и дополнительные энерготраты организма, что может способствовать развитию плоскостопия, особенно у детей.

Материал о назначении детской одежды, белья, подборе и уходе за одеждой и обувью по сезону.

ВложениеРазмер
rekomendatsii_k_odezhde_doshkolnika.docx 17.87 КБ



Предварительный просмотр:

Гигиенические требования к детской одежде.

Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она защищает от излишней потери тепла, в жаркую – не препятствует теплоотдаче.

Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев, качества ткани.

Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся проводником тепла.

Высокой теплозащитной способностью, хорошей воздухопроницаемостью обладают шерсть, мех, ватин, трикотаж, фланель, поролон, байка, из них шьют одежду для холодного времени года.

Для летней одежды используют гигроскопичные, хорошо и быстро впитывающие и постепенно испаряющие влагу ткани, т.к. они способствуют охлаждению тела; это – батист, бязь, ситец, сатин.

Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, т.к. она задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела.

Таким образом, одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, тесные воротнички и горловины.

Одежда и обувь дошкольника

Детское белье , в том числе и постельное, шьют из белых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижнее белье должно быть на проймах, бретели плохо держатся на плечах у ребенка. Покрой повседневной одежды простой, без излишних украшений, затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук. В верхней одежде желательно иметь карман для носового платка.

Одежда для прогулок должна защищать детей от холода и атмосферной влаги, исключать поступление холодного воздуха через застежки, воротники, рукава. Поэтому лучше приобретать одежду не менее чем из двух слоев: нижнего – теплозащитного (высокопористого, упругого материала) и верхнего – ветрозащитного. Полностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются.

В прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов детям рекомендуется надевать шерстяные вязаные шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы – меховые шапки или шапки-ушанки.

Любая обувь, предназначенная для детей , должна иметь надежные и удобные застежки, не препятствующие движению. Открытые туфли сжимают тыльную часть стопы, вызывая быстрое утомление мышц и нарушая кровообращение.

Важно, чтобы детская обувь была легкой, удобной, имела эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжение стопы кзади, широкий носок и каблучок высотой 5-10 мм. Каблук необходим: он несколько повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви.

Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы и ноги ребенка, потливости и отеку ног, искривлению пальцев, врастанию ногтей, образованию пяточной шпоры, мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь затрудняет движения, вызывает потертости ног.

Ширина детской обуви в области пальцев ног должна составлять 40% от ее длины, что отвечает анатомическому строению стопы ребенка (не вызывает искривления большого пальца). Носок приподнят кверху на 15 мм., между кончиками пальцев и передней частью обуви остается пространство в 0,5 – 1 см. удобной считается такая обувь, в которой можно свободно шевелить большим пальцем. Средний годовой прирост длины стопы у дошкольников 10-11 мм., поэтому раз в 2-3 месяца проверяйте, не стала ли обувь ребенку тесной. При подборе обуви надо учитывать не только размер, но и полноту ноги, которая у детей дошкольного возраста сильно варьирует.

Для повседневной носки не рекомендуется резиновая и лакированная обувь, т.к. она обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, способствует образованию опрелости ног.

В теплое время года наряду с кожаной рекомендуется носить обувь из различных текстильных материалов, используемых целиком или в комбинации с кожей.

Зимой в холодную погоду используют валенки, но время пребывания в них не должно быть длительным, т.к. симметричная форма носочной части может оказать отрицательное влияние на формирование детской стопы. Носить валенки в помещении нельзя, это способствует потливости ног, возникновению плоскостопия, расслабляет связочный аппарат, мешает закаливанию ребенку.

Спортивная обувь предназначается только для музыкальных и физкультурных занятий, спортивных игр, туристических походов. Носят ее с шерстяными носками или вкладными стельками, хорошо впитывающими влагу.

Загрязнившуюся одежду надо своевременно чистить, стирать, кипятить и гладить (например, за 10 дней носки вес одежды увеличивается на 11%, снижаются ее гигроскопичные и тепловые свойства, ткань пропитывается потом, салом и в ней увеличивается количество микробов).

Белье и комнатную одежду следует менять при каждом загрязнении и после каждого купания ребенка. Носки, колготы, гольфы – не реже чем через каждые 2-3 дня. Смена белья для детей старше 2 лет производится раз в 5-7 дней. Постельные принадлежности проветривают, сушат раз в месяц; а одеяла 1-2 раза в год стирают.

С первых дней пребывания ребенка в детском саду мы прививаем ему навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном малыш должен аккуратно сложить одежду на стульчик, а дома повесить на специальные плечики. Проснувшись, раньше, чем приступить к одеванию, он откидывает одеяло на заднюю спинку кровати для проветривания простыни и пододеяльника, затем одевается и застилает свою постель.

Читайте также: