Гигиенические требования к учебным пособиям и детским игрушкам

Обновлено: 02.05.2024

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Цель занятия: освоить гигиенические требования к детской мебели, оборудованию, к их размещению. Освоить гигиенические требования к книгам, учебникам, учебным пособиям, игрушкам.

План занятия:

1. Освоить методику маркировки, подбора мебели и оборудования для детей дошкольного и школьного возраста.

2. Освоить принципы расстановки мебели.

3. Провести маркировку мебели.

4. Освоить методику оценки соответствия книг, учебников, учебных пособий, игрушек гигиеническим требованиям.

Основные вопросы занятия:

1. Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели.

2. Гигиенические требования к мебели дошкольных учреждений.

3. Гигиенические требования к мебели школ (парты, столы, стулья, классная доска).

4. Гигиенические требования к оборудованию учебных кабинетов.

5. Возрастные особенности физиологии чтения.

6. Гигиенические требования к книгам, учебным пособиям, учебникам (удобочитаемость, масса учебного издания, качество полиграфических материалов и бумаги, печать школьных учебников).

7. Гигиенические требования к мониторам (яркость, контрастность, размеры знаков, отражающая способность экранов).

8. Гигиенические требования к игрушкам (сырье, материалы, безопасность, требования к конструкции, размерам, объему, окраске, содержанию солей тяжелых металлов, оформлению).

БЛОК ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели.

Правильное оснащение учреждения для детей мебелью и ее наличие в домашних условиях имеют важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Вопросы подбора мебели в соответствии с длиной тела детей, ее маркировки, расстановки в учебных помещениях, рассаживания детей в соответствии с состоянием зрения и слуха, оценка посадки детей являются важной составной частью деятельности медицинских и педагогических работников по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения.

Для детей дошкольного возраста используются различных размеров детские столы, стулья, кровати, предназначенные для ДОУ и домашних условий.

Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Это создается доброкачественным внешним оформлением учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

Санитарные правила устанавливают требования к массе, шрифтовому оформлению и качеству учебных изданий, а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов.

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1 -3 (4)-х классов; 400 г для 5 - 6-х классов; 500 г для 7 - 9-х классов; 600 г для 10 - 11-х классов.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в санитарно-эпидемиологическом отношении.

Для изготовления учебников должна применяться бумага, предназначенная только для печати книжных изданий (офсетная, типографская, книжно-журнальная) с показателем белизны 74 - 88%. Не допускается применение газетной бумаги.

Величина зрительной нагрузкипри чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость), печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски), а удобочитаемость - характером печатных знаков (размер шрифта - кегль), гарнитурой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы набора и расположением текста на странице (длина строки, увеличение интерлиньяжа - пробел между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемых в пунктах, размер полей).

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, «рваным» и серым очком.

Гигиенические требования к мониторам.

В последние годы значительный объем информации поступает к детям посредством видеодисплейных терминалов, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования.

Яркость нормируется для облегчения приспособления к самосветящимся объектам.

Часто фактором, способствующим быстрому зрительному утомлению, становится контрастмежду фоном и символами на экране.

Размеры знаков на мониторе должны составлять, если пользователь смотрит на экран с расстояния 50 см (минимальное расстояние, допустимое с гигиенических позиций) - от 0,46 до 1,75 см.

Для облегчения работы с различными знаками нормируется отношение ширины знака к его высоте (от 0,5 до 1,0; лучше от 0,7 до 0,9).

Отражательная способность экранадолжна быть не более 1%. Для снижения количества бликов и облегчения концентрации внимания корпус монитора должен иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4 - 0,6 (светло-серый, светло-бежевый тона) без блестящих деталей и с минимальным числом органов управления и надписей на лицевой стороне.

Приближаются новогодние праздники, а с ними и хлопоты родителей по приобретению подарков детям.

В жизни каждого ребенка важную роль играют игрушки. Правильный выбор игрушек – дело ответственное, но, к сожалению, родители, бабушки и дедушки не всегда знают, на что обратить внимание при покупке, чтобы игрушка не только порадовала внешним видом, но и была полезна для ребенка и, главное - безопасна.

В настоящее время требования к безопасности игрушек устанавливает «Технический регламент о безопасности игрушек», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798. Этим документом и должен руководствоваться продавец.

Покупателю же при выборе детской игрушки, в первую очередь, следует обратить внимание на маркировку, которая в обязательном порядке должна содержать: наименование игрушки, указание страны, где она изготовлена, наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, а также указание минимального возраста ребенка, для которого предназначена игрушка, дату изготовления (месяц, год). При необходимости, маркировка игрушки содержит сведения об основном конструкционном материале (для детей до 3 лет), способах ухода, сроке годности и условиях хранения.

Маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, должна быть выполнена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.

Учитывая, что маленькие дети имеют склонность все тянуть в рот, ребенку до 3-х лет не следует покупать игрушки с мелкими деталями, которые могут попасть в пищевод или дыхательные пути, что может нанести вред здоровью ребенка, вызвав повреждение (перфорацию) желудка и кишечника или вызвать удушье.

Игрушки и материалы для их изготовления должны быть внешне чистыми, без повреждений: если это металлическая игрушка – без проявлений ржавчины. Пластиковая – без сколов и трещин. Чистота и целостность поверхности материала проверяется визуально.

Кромки игрушек должны отвечать следующим требованиям:

- доступные кромки не должны быть острыми и иметь заусенцев, трещин и зазубрин, доступные металлические кромки должны быть загнуты, завернуты, закручены или защищены полимерным покрытием;

- доступные кромки стеклянных деталей должны быть закруглены или защищены (кроме предметных и покровных стекол микроскопов);

- поверхность или доступные края игрушек или деталей, изготовленных из древесины, должны быть без зазубрин.

Приводные механизмы игрушек должны быть недоступными для пользователя. Не должны быть доступными для пользователя спиральные пружины.

Швы мягконабивных игрушек должны быть прочными, выдерживающими растягивающую нагрузку, чтобы исключить доступ пользователя к наполнителю. Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем.

Шнуры к игрушкам, предназначенным для того, чтобы их тянули за собой, не должны иметь скользящих узлов или петель.

Масса погремушек для детей грудного возраста должна быть не более 100 г. Поверхностное окрашивание и роспись погремушек не допускается. Игрушки, контактирующие со ртом пользователя (дудочки, гудки и другие аналогичные изделия), также не должны иметь поверхностного окрашивания.

Игрушки с электрическим приводом должны иметь выключатель, автоматически отключающий ток, при этом игрушка не должна опрокидываться. В надувных игрушках, предназначенных для игры на воде, отверстия должны закрываться пробками. Такие игрушки должны иметь невозратные клапаны, обеспечивающие гермитичность игрушки. Швы игрушек должны быть прочными и не разрушающимися. Игрушки должны быть пожаро- и взрывобезопасными.

Упаковка должна быть безопасной и исключать риск, связанный с удушьем ребенка.

Перед выпуском в обращение все игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза.

Подтверждение соответсвия игрушек осуществляется в форме сертификации, поэтому если при покупке игрушки возникают сомнения в качестве, покапатель вправе потребовать от продавца предоставления сведений о сертификате соответствия на выбранную игрушку.

С детского возраста ребенок сталкивается с необхо​димостью усвоения значительного объема информации. Несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия инфор​мации.

Процесс чтения – это активная работа органа зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей важно, как и в каких условиях они читают.

Безусловно, книга – лучшая альтернатива компьютеру, особенно для детей младшего школьного возраста. К печатным изданиям, в том числе, учебной литературе, предъявляются определённые требования, несоблюдение которых может негативно сказаться на здоровье ребенка.

Требования безопасности, предъявляемые к учебным изданиям для детей и подростков, установлены положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидем иологическом благополучии населения», технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), санитарных правил СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессиональног о образования».

Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Нарушение гигиенических требований к оформлению книг вызывает напряжение зрения, утомление глаз и может вести к стойким изменениям в строении и функциях органов зрения (близорукость и другим) и ухудшению качества учебной работы школьников. При чтении книг с мелкой, неразборчивой печатью учащиеся быстрее утомляются.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет и санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в эпидемиологическ ом отношении.

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, недостаточным развитием у них навыка чтения, что делает сам по себе процесс чтения трудным и утомительным. Поэтому к изданиям первой ступени предъявляются более жесткие требования, например, в прописях для освоения начальных навыков письма регламентируется расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв (от 5 до 8 мм), а также рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15 град.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника должен соответствовать функциональным возможностям организма учащегося и не должен превышать:

300 г для 1-4 классов;

400 г для 5-6 классов;

500 г для 7-9 классов;

600 г для 10-11 классов.

Обращаем внимание, что вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 г.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Адрес Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю: г. Барнаул, ул. М. Горького, 28. Адреса и телефоны территориальных отделов размещены здесь .

Читайте также: