Глиняная игрушка свистулька где форма вытянутая

Обновлено: 18.05.2024

Сегодня глиняную свистульку встретишь на каждой ярмарке, где её не только видно, но и слышно. История самого народного керамического изделия уходит в глубину веков. До того, как стать ярмарочным сувениром, глиняная свистулька (дудка, гудуха, свистун) была важным языческим инструментом для вызывания дождя, оберегом от нечистой силы, а заодно музыкальным инструментом.

Считается, для забавы свистульки начали изготавливать лишь в XIX веке. Традиции многих гончарных центров, которые тогда возникли, сохранились до сих пор, и в современной России живут и работают потомственные свистулечники. Сберечь удалось не только форму и орнамент, но и голос свистульки, который зависит от качества глины и слуха мастера.

Свистопляска из глубины веков

Когда на Руси впервые раздался глиняный свист, узнать невозможно. Историки ручаются за то, что более тысячи лет русские гончары изготавливали глиняные дудки различных форм. Самые ранние археологические находки этих изделий относятся к X веку, но мастерили свистульки гораздо раньше.

В языческие века дудки играли важную роль в обрядах и наделялись магическими свойствами. Известно, что с их помощью пытались вызвать дождь в засуху и распугать нечистую силу. Делали свистульки и в качестве музыкальных инструментов – для себя и по заказу для ярмарочных выступлений. Музыкальные дудки были нарочито неказистыми, отличаясь от всех прочих отсутствием рисунков и орнаментов.

Скоморохи

Считается, что слово «свистопляска» тоже пошло от игрушек-свистулек. Например, в Вятской губернии дети подыгрывали на глиняных дудках родителям, бравшим в руки балалайки, в дни поминовения предков, и это называлось свистопляской.

Долгое время свистульки, да и игрушки тоже, считались побочным промыслом русских гончаров – их лепили наскоро из остатков глины, которая шла, прежде всего, на изготовление посуды. Однако с XIX века они стали самостоятельным направлением и отвоевали себе часть гончарного прилавка. А когда на смену посудной керамике пришёл металл и фабричные изделия, игрушки стали залогом выживания для гончара.

О чём свистит корова?

Чаще всего русские свистульки имеют форму животного, как правило, птицы. Традиционно «поют» глиняные утки, куры, совы, голуби и пернатые неопределённых типов. Также делали свистульки в форме других животных, например, коров, которые должны были насвистеть владельцам крепкую семью и здоровье. С птичьими свистульками народные поверья связывали привлечение в дом богатства и благополучия.

Жбанниковская свистулька-корова

При сходных технологиях производства глиняных свистулек в разных регионах России существовали свои местные особенности. Например, кое-где изготавливали водяных соловьёв, которые начинали петь переливчатым голосом после наполнения водой. Для других игрушек попадание воды, напротив, было равносильно паденью на землю – свистулька могла раскрошиться в руках.

Разновидностей свистулек великое множество. Наиболее известны каргопольская, жбанниковская, абашевская, плешковская, старооскольская. И дымковская, конечно. Сегодня изготовлением традиционной игрушки-свистульки занимаются, в основном, дипломированные художники и педагоги народных студий, но и кустарей в этом деле немало. Мастера со стажем говорят, что прокормиться игрушкой можно, но разбогатеть вряд ли получится – слишком дорого свистульку не продашь, а сил и средств на её создание уходит немало.

Потомки мастеров

В Нижнем Новгороде Анну Терешину называют волшебницей и хранительницей традиций. С именем мастера связывают сохранение легендарного жбанниковской игрушки, которая родилась в местном селе Жбанниково в XVII веке. Анна – прямой потомок, по крови и ремеслу, мастеровой династии Тимофеевых, с которыми связывают развитие промысла.

Анна Терешина

Обучалась изготовлению игрушки она у матери, Прасковьи Тимофеевой, а ту научил отец. Дед был потомственным гончаром, и все его дети занимались этим ремеслом: сыновья делали горшки, дочери – игрушки-свистульки. Анна Терешина с гордостью рассказывает, что её дед торговал своими изделиями не только на ярмарках в Нижегородской области, но и в Москву возил. Благодаря чему стал по местным меркам состоятельным человеком.

А его внучка не только до столицы, но и в зарубежные страны добралась со своими свистульками. На испанском фестивале народных мастеров мэр города Теруэль, восхищённый голосом и видом терешинских-тимофеевских петушков и баранов, устроил для Анны аудиенцию.

Мастер глиняной игрушки из Каргополя Валентин Шевелёв вспоминает, что лепке игрушек его научил дед. Сначала давал поиграть, а увидев интерес у внука, взялся за обучение. «Говорил – садись, в жизни пригодиться, – вспоминает мастер. – А так не хотелось. Ребята на лыжах вышли, с горок катаются, а мне игрушку лепить. Сейчас вспоминаю это время как самое лучшее».

Свистулька из Филимоново

Потомки мастеров сыграли важную роль и в сохранении филимоновской игрушки, которая происходит из Тульской области. В середине прошлого века в Филимоново остались лишь три мастерицы, которые помнили традиции. Объединение усилий их потомков и группы выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища позволило сохранить промысел.

А вот в селе Абашево Пензенской области сохраняют секреты абашевской игрушки в школе. Здесь открыт музей глиняной игрушки, где можно услышать рассказ о выдающихся мастерах, проводятся и занятия по лепке. Технологию изготовления свистульки здешний житель знает так же, как алфавит – со школы.

Абашевская свистулька

Как делают свистульку

Шаг первый. Выбор глины

Глина, пригодная для изготовления горшка или тарелки, может не подойти для свистульки. Мастера берут глину, в которой не более 10 – 15 % песка. Если его больше, изделие может не слепиться, а если меньше – даст не тот звук.

Шаг второй. Лепка

После добычи и специальной подготовки глины мастер вылепливает небольшой шар, из которого делает чашу с толстыми стенками. После этого сводит концы, чтобы получился шар, полый внутри (в нём будет формироваться звук), с продолговатым свистком.

Шаг третий. Работа над свистком

Для того, чтобы игрушка зазвучала, нужно сделать несколько отверстий с помощью трубочки или палочки, которые у гончаров называются пичужками. Некоторые дают глине подсохнуть, но в этом случае есть опасность, что изделие потрескается.

Свистулька жбанниковская

Первое отверстие делается в свистке, втрое на стыке свистка и пустотелой камеры. Отверстия должны быть правильной круглой формы, для этого они тщательно вычищаются от глины, различных шероховатостей и заусенцев. Для того, чтобы игрушка могла менять голоса и исполнять музыку, мастера делают отверстия по бокам. При игре их можно будет закрывать пальцами, изменяя тональность. Принято делать до шести отверстий.

Мастер нередко настраивает звук, регулируя размер отверстий, с мягкой глиной в руках. Голос будущей свистульки уже понятен, после обжига он станет громче и звонче.

Шаг четвёртый. Завершение фигуры

Получившийся шаг со свистком может стать основанием для любой фигуры, превратиться в птицу, быка или наездника, сидящего верхом на бочонке. После того, как фигурка готова, следует обжиг и роспись.


Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство

На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.


Филимоновская игрушка является одной из старейших элементов декоративного отечественного ремесла деревни Филимонова под Тульской областью. По археологическим сведениям промыслу больше 700 лет. Каково его происхождение и как создают народный шедевр? Об этом расскажем далее.


История промысла

История возникновения филимоновской игрушки очень богатая. Это древнее прикладное художественное ремесло, зародившееся в Белевском уезде деревне Филимонова. По легенде название поселения произошло от беглого каторжника, который всю жизнь занимался гончарным делом и создавал глиняные фигурки, в том числе и игрушки. Позднее они стали популярны и прославили деревню, в частности филимоновская свистулька.

Археологи же придерживаются мнения, что игрушки появились в начале верхнего палеолита и подтверждают это найденными глиняными черепками 11 века в Снердковском и Жемчужниковском кургане.

Лепили игрушки женщины, поскольку это было несложным и творческим делом. Девочек обучали создавать свистульки с самого детства. В советское время ремесло начало постепенно забываться, поскольку торговля этих изделий была запрещена и предпринимателей стали заставлять уничтожать их.

Оставалось немного мастериц, которые не бросили ремесло и сохранили его к 50-м годам, когда произошел подъем производства, и стали возрождаться культурные древнерусские традиции. Сегодня филимоновские игрушки создают и мужчины в Тульском крае, а также неравнодушные к искусству люди.


Виды филимоновских игрушек

Фигурки создавались в самых разных образах. В основном, мастера, как и в прошлом, так и сегодня создают:

  • Уточку — символ воды и жизни; оберег для самых маленьких;
  • Лошадь или коня со всадником – в честь древнерусского бога Велеса, движения вперед к новым целям и преодоления страхов;
  • Филимоновскую игрушку петушок — знак семьи, верности и единства;
  • Бычка, козу, барана — оберег от злых сил;
  • Корову — элемент процветания и удачи, благосостояние рода;
  • Курочку – в знак брака и благополучия в нем;
  • Барышню — символ семейного счастья, языческой богини Мокоши, ответственную за появление здорового потомства и здоровья детей;
  • Танцевальную пару военного с барышней, Люботу – оберег на любовь и счастье;
  • Молодого удальца Ивана по сказке о Жар-птице — символ удачи;
  • Солдата с орудием или другой вещью – в знак долголетия и счастья в деревне;
  • Девушку, пьющую чай — символ самовароварения, удачи в работе;
  • Елочку или другое дерево – в знак долголетия и плодородия;
  • Барыню — женщину, охраняющую очаг от зла, ремесла и являющуюся покровительницей рождаемости и матерей;
  • Оленя — символ продолжения рода, богатого осеннего урожая;
  • Медведя — тотемного животного народов севера, покровителя всех лесных зверей; знака доброты, оберега от зла и безопасности матерей;
  • Силуэт волка — символ крепкой любовной связи и доброты;
  • Яркого петуха — одного из сильнейших оберегов мечты, счастья;
  • Птичку с широкими размашистыми крыльями — вестника наступления весеннего времени и посредника между добром и злом, небом и землей; символа борьбы с тьмой и благих вестей с выше;
  • Собаку — преданного заступника человека и его друга; символ дружбы, бесконечной преданности и верности;
  • Индюка — женский знак, дарующий плодородие и защиту земли от зла.

Это интересно! Характерная особенность создаваемых игрушек в том, что нет четкого шаблона для создания и раскрашивания фигурки. Мастер просто разминает глину руками и формирует макет по своему вкусу.

Технология изготовления

Каждая филимоновская игрушка создается из мягкой глины темно-зеленого цвета. Вначале мастер вырисовывает силуэт будущего изделия, затем лепит фигурку по нарисованному макету, сушит и обжигает в печи (температура 980-1100 градусов), где оно чуть-чуть усыхает и превращается в полноценную фигурку. Во время сушки глина подсыхает и обретает светло-серый цвет, а после обжига и вовсе становится белой, что позволяет рисовать на ней все что угодно.

По сравнению с другой глиной, филимоновская не жирная, а значит, можно создавать любую форму и не обращать внимание на появляющиеся трещинки. Кстати, как нарисовать поэтапно силуэт и узор на свистульке можно посмотреть на видео.

Технология заготовки синики

Синика — глина для филимоновских игрушек. Чтобы создать фигурку, ее нужно еще заготовить. Во времена Киевской Руси это делали зимой. В почве создавались круглые колодцы, и оттуда бралась глина. Почему именно в это время? В морозы земля затвердевает и не обваливается.

После изъятия глины из мест хранения, ее прятали в холод на пару дней, а потом заливали водой, периодически переворачивая и похлопывая ее лопаткой. Далее ее вынимали и клали на пол в стожок, а затем топтали. Топтание продолжалось до тех пор, пока из глины не получался блин. Потом на него посыпали золу. После убирали в стог. Затем процедура топтания с посыпкой золы продолжалась несколько раз.

Как только глина получалась пригодной для лепки, ее нарезали на пластины, и они использовались как заготовки для игрушечных изделий. Чтобы синики не пересыхали, получившиеся блины накрывались тряпкой. Но такую технологию использовали ранее. Сегодня она более автоматизированная и менее трудоемкая. Кстати, на тульском производстве поделки можно купить сразу.


Роспись филимоновской игрушки

Раньше ее расписывали природными красками, полученными из сока растений. Сегодня же их окрашивают с помощью акрила. Традиционными цветами для росписи филимоновской игрушки, как и 700 лет назад, остаются малиновые, зеленые и желтые оттенки. Несмотря на ограниченность в цвете, все изделия на фото и в жизни получаются интересными и яркими.

Зверей традиционно расписывают разноцветными полосами по туловищу и шее. Зеленой или малиновой краской покрывают голову или грудь, возводя дань языческим традициям. Кроме однотонного покрытия и полос, игрушки украшают изображениями солнышка, растительности, узорами, старыми известными сказочными мотивами.

При создании фигурок филимоновской росписью одежду создают нарядно и смело. Шляпы дополняют с помощью цветных средних полос, ворот верхней и нижней части гардероба — с содействием чудного орнамента — ярких штрихов, элементов пятен, веток и розеток.


Символизм филимоновской игрушки

Создание картинки филимоновской игрушки и ее самой приходится на время языческой веры, тогда, когда люди боготворили природные явления, а особенно стихию огня, воды, земли и воздуха. Как правило, поэтому на фигурках животных и людей есть небольшие и длинные кольцевые линии, точечки, замкнутый круг. Все эти знаки символизируют защиту добра от зла, борьбу с нечестью.

Так, засеянное поле или множество черточек на игрушке символизирует урожайность, деньги и счастливую жизнь. Точки — зернышки. Их множество символизирует достаток. Квадрат и ромб, завитки — символ перепаханного поля. Зигзагообразные линии с дугами, если кратко, — знаки добра, плодородия земли. Кривые волны означают небесные воды, а шар – луну или солнце.


Заключение

Филимоновская игрушка — частица древнейшего исконно женского промысла, окруженная легендами. Это не только возрождающееся искусство, но и старославянская культурная традиция, известная всему миру.

Читайте также: