Глиняная карусель дымковская игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Итоговый урок в5 классе Урок закрепления и обобщения полученных знаний, умений и навыков по разделу Народные промыслы, дымковская игрушка.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_2.doc 439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.

В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий.

Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Не забыта! Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает :

“Глазам – радость, душе – отрада!”

“ Глазам – радость, душе – отрада!”

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урок: урок-сказка.

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы).

  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
  • продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  • систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;
  • развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
  • развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
  • закрепить навыки кистевой росписи;
  • продолжать учить детей пользоваться печаткой-тычком при росписи объёмной формы ;
  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Оборудование: (урок проходит в кабинете изобразительного искусства)

  • оригинальные образцы дымковской игрушки выполнен ные мастерами промысла;
  • модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);
  • цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;
  • таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
  • рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек
  • таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
  • раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;
  • Поворотные круги для росписи объёмных форм;
  • глиняные игрушки на каждого ребёнка;
  • печатки-тычки различного диаметра;
  • краски темперные;
  • палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
  • вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
  • Песня «Дымковская карусель»;
  • Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»
  • Стихи о дымковской игрушке;
  • Сказка о Дымке;
  • Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).
  1. Исполнение песни «Дымковская карусель». Вводная часть (игровая). Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (мультимедийная презентация).
  2. Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
  3. Игра «Найди свой узор».
  4. Физминутка.
  5. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).
  6. Практическое выполнение задания.
  7. Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».

1. Вводная часть урока (игровая).

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. Под музыку в кабинет входит Дымковская барыня и исполняет песню «Дымковская карусель»

  • Учитель. – Ребята! Посмотрите кто к нам пришёл? (Дымковская барыня)
  • Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
  • Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
  • С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
  • Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

  • Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация)

  • Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
  • Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
  • Какие цвета брали для росписи игрушек?
  • Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
  • в ряд;
  • в шахматном порядке;
  • в клетке между линиями.
  • Обратите внимание на точки:
  • между кольцами;
  • на кольцах;
  • по краю колец.
  • Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

Дети садятся за столы.

2. Упражнение на закрепление изученного материала (выполнение упражнения на закрепление навыка кистевого приёма росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы «Дорисуй юбку»).

  • Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

3. Игра «Найди свой узор».

  • Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).

5. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).

  • Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
  • Учитель. –
  • Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
  • Какие?
  • Какие элементы росписи будете использовать?
  • Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

6. Практическое выполнение задания (во время работы детей помогаю им, подсказываю, как лучше выполнить задание, после выполнения, собираю работы у себя на столе, при этом читаю стишки о каждой игрушке).

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Сидит на спинке

У красивой свинке!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

7. Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен, кто не дорисовал свои работы, мы с вами их доделаем на следующем уроке. На этом наш урок закончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи.


Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг.

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и.

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской.


План-конспект урока "Изобразительное искусство". 6 класс. Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

План - Конспект урока ИЗО для 6 класса.(№1)Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.


План-конспект урока "Изобразительное искусство". 6 класс. Тема: «Рисунок - основа изобразительного искусства»

План-конспект урока ИЗО для 6 класса (№2).Тема: «Рисунок - основа изобразительного искусства».


План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в.

Алина Алексеева
Дымковская карусель своими руками.

Дорогие коллеги гости моего блога вот и выдалась минутка, для того, чтобы показать вам нашу работу с сыном, которую сделали для выставки. Мы долго думали из чего же сделать сами Фигурки. Мы их лепили из пластилина, из солёного теста, из глины, из гипса, но проблема состояла в том, что карусель должна быть легкой, так как она должна висеть на картоне. И тут пришла идея сделать фигурки из бумаги, крыша из папье-маше, каркас карусели из плинтусов. Начали делать эскизы фигурок, необходимо определиться размером. Нарисовали и раскрасили с двух сторон гуашью.

Дымковская карусель своими руками.

Каркас карусели заменили плинтуса разными узорами, но одинаковые по ширине. Мы их тоже раскрасили.



Золотые ромбики и квадратики на фигурках и карусели изобразили золотой бумагой.


Крышу и каркас приклеили клеем ПВА на картон и закрепили тонкой проволочкой. Приложили наши фигурки.


Вырезали фигурки и закрепили на карусель проволочкой.


К выставке "Культурное наследие России -2014" мы готовы.

Фотоотчет «Рисунки на асфальте»

Фотоотчет «Рисунки на асфальте» Здравствуйте, дорогие гости моего блога. Сегодня я продолжаю рассказ о нашем лете -2013года. На неделе «Наши руки не для скуки» мы много.

Итоговая выставка за первый год занятий в кружке «Мукасолька»

Итоговая выставка за первый год занятий в кружке «Мукасолька» В нашем дошкольном кружке "Мукасолька" занимались дети от 4 до 6 лет. За год мы сделали много поделок из теста. К сожалению здесь все не.

Лена Новикова
Мастер класс «Весёлая карусель!» по дымковской росписи.

Мастер-класс

"Весёлая карусель"

[/b](дымковская роспись).

Мастер класс «Весёлая карусель!» по дымковской росписи.

На прошедшей неделе у нас в садике проходила тематическая неделя по знакомству детей с декоративным творчеством Дымковских и Городецких мастеров. Перед тем, как провести занятия по лепке и украшению Дымковских лошадок, пришлось тщательно подготовиться. Чтобы занятие было интересным и не голословным, понадобилось приготовить несколько образцов лошадок и, конечно же, саму карусель.

Сначала я залила тёплой водой брекеты купленной глины, покрыла их влажной тряпкой и оставила на два дня. Спустя положекнное время, замесила глинистое тесто и приготовилась к лепке. Из одного брекета глины получается примерно шесть - восемь игрушек, (всё зависит от их величины).

Сначала делим приготовленный кусок глины на части: 1-(самый большой)-туловищеи голова, 4-одинаковых небольших кусочка- ноги, 2-грива и хвост.

Лепим из большого куска туловище, вытягиваем из него шею и голову, поднимаем шею вверх.

Шею с головой можно слепить и потом, когда лошадка уже будет стоять на ногах.

Хвост и гриву лепим из двух жгутиков, скрученных между собой в косичку.



Хочу поделиться маленьким секретом, как соединять детали между собой:

Передтем, как прилеплевать ногу к туловищу, или гриву к шее, смажте места соединений глиняной кашицей, только затем начинайте примазывать деталь. Так ножки и рожки не отвалятся после сушки.

Принцып лепки оленей, козликов и барашков тот же, другими лепятся рога и хвосты.



Сохнуть игрушки оставляем до тх пор, пока вся глина не потеряет влагу (примерно неделю).У меня игрушки просохли задва дня, так как стояли около печки.

Затем игрушки покрывают водоэмульсионной белой краской, лучше влагостойкой, чтобы руки не пачкались при росписи.

Так как муфельной печи у нас нет, игрушки остались без обжига.


По ходу дела из подручных материалов смастерила карусель.




Дальше стала расписывать игрушки, руководствуясь схемами и образцами Дымки.






Дети вдохновились увиденными игрушками, проведённой, беседой, показанной видио презентацией о дымковских творениях и с большим удовольствием приняли участие в изготовлении собственных игрушек. Несколько фотографий помогут перенестись в творческую атмосферу детской мастерской. Хотя вся работа по созданию Весёлой карусели проходила в три этапа, дети ни на минуту не теряли интереса к процессу работы.













" Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил. "

Мастерская дымковской росписи (фотоотчет)

Мастерская дымковской росписи (фотоотчет) Цель: Учить использовать нетрадиционные методы рисования при раскрашивании гипсовых игрушек – лошадок и петушков, с помощью "Дымки". Задачи:.

Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.

Дидактическая игра «Весёлая карусель» Дидактическая игра «Весёлая карусель»[/b] изготовитель: учитель – логопед Костенко Ю. В. Цель: развитие речи ребенка, развитие словесно.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки В ходе тематической недели " Дымковская игрушка"мы с детьми лепили из глины лошадок. Помочь раскрасить пригласили родителей. Есть в России.

Мастер-класс по витражной росписи

Мастер-класс по витражной росписи Витражная роспись с давних пор привлекает людей. Цветное стекло, ярко играющее на солнце, завораживает и детей и взрослых. Витражной росписи.

Мастер-класс по росписи ткани

Мастер-класс по росписи ткани Салфетка для мамы. Материал: • одно полотно белой ткани (бязь или плотный ситец) размером 30х30; • трафарет "Цветы" (можно выбрать любые,.

Открытое мероприятие по конструктивно-модельной деятельности «Весёлая карусель»

Открытое мероприятие по конструктивно-модельной деятельности «Весёлая карусель» В работе применяем инновационный конструктор Полидрон "Проектирование".Конструктор предназначен для проектной деятельности. С его помощью.

Конспект занятия «Украсим узором по мотивам дымковской росписи» Художественное творчество. Рисование, средняя группа из опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад №3 д. Ясенцы Буевой А. Г. Тема: " Украсим.

Как-то у нас в саду проходила неделя народно-прикладного искусства, где дошкольники с интересом осваивали основы дымковской росписи. Дети занимались аппликацией,слушали стихи, работали в нетрадиционной технике оформления работ. Итогом нашей совместной работы стало изготовление веселой карусели. Подобную игрушку я видела на страницах интернета, посмотрите, что получилось у нас. Выкладываю пошаговое изготовление карусели.

Основание-круг и круглую палочку мне выпилил муж. Их я обклеила яркой оберточной бумагой и само клейкой. Палку вставила в отверстие круга.

Дидактическое пособие «Веселая карусель» (дымковская роспись)

Крышу карусели вырезала из плотной бумаги и тоже обклеила желтой самоклейкой.


Надрезала круг и склеила конус.



Затем вырезала шаблон петуха из картона и украсила орнаментом дымки.


Вставила украшенного петушка в верхушку конуса и соединила крышу с основанием.



На занятии по рисованию мои пятилетки раскрашивали лошадок. У каждого получилось свое неповторимое животное. Их я решила использовать для создания карусели. При помощи ленточек и скотча подклеила каждую к основанию крышки.



Напоследок украсила основание и крышу карусели дымковской росписью.


В результате получилась вот такая игрушка.



Мини-музей «Дивная роспись»

Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Уголок народно-прикладного искусства

Уголок народно-прикладного искусства В нашей группе есть уголок Народно-прикладного искусства, в котором есть хохлома, матрешки, лапти. Уголок мы организовали совсем недавно,.

Создание вязаной дымковской игрушки способствует формированию у детей интереса к народно-прикладному искусству "Дымковская игрушка", своей Родине и ее истории.

ВложениеРазмер
metod._razrabotka.docx 717.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Композиция «Карусель» по мотивам дымковской игрушки»

(сокращенная версия работы)

Кощеева Юлия Владимировна

Педагог дополнительного образования МКУ ДО «Дом детского творчества»

г. Нолинска Кировской области

История возникновения промысла

Дымковская игрушка – одна из визитных карточек не только Вятского края, где её изготавливают, но и всей России-матушки. Она имеет практически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками завоевывают сердце того, кто их видит, раз и навсегда.

Для детей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, глядя на это, хочется смеяться и балагурить, потому что яркие краски и контрастные рисунки настраивают на чрезвычайно позитивный лад, как говорят наши современники. А наши предки, которые это чудо придумали, сказали бы, что такой игрушке сердце радуется!

Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась дымковская игрушка. Козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане - изначально, в основном, женщины и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины. Толчком к возникновению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Именно для этого праздника изготавливалась дымковская игрушка.

Начали отмечать этот день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Поначалу каждый год справляли тризну по погибшим. Потом она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздника и наловчились местные мастера делать яркие и голосистые фигурки, которые позже получили название «дымковская игрушка». История, для детей и их веселого свиста начавшаяся, получила продолжение, потому что свистульки эти полюбились и взрослым. А позже к ним добавились игрушки.

Методика создания вязаной игрушки

Повзрослев, каждый человек в душе остаётся ребёнком. Остаётся желание что-то создавать, творить!

Создание вязаной дымковской игрушки способствует формированию у детей интереса к народно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», своей Родине и её истории.

Происходит знакомство с характерными особенностями дымковской техники выполнения не из привычных материалов (пластилина, глины), а из обычных ниток при помощи крючка. Соблюдаются все особенности выполнения дымковской игрушки: изготовление отдельных геометрических фигур с последующим соединением частей в готовую игрушку.

Знакомство с характерными видами росписи дымковской игрушки, учитывая при вязании цвет пряжи, элементы и орнаменты для украшения, помогают создать игрушку, схожую с оригиналом (вылепленную из глины).

При создании вязаной Дымковской игрушки дети закрепляют знания и умения вязания игрушек – сувениров различного вида сложности.

Для работы необходимо:

100 г . – пряжи белого цвета;

20 г. - пряжи жёлтого цвета;

20 г. - пряжи зелёного цвета;

15 г. - пряжи тёмно- синего цвета;

10 г. - пряжи голубого цвета;

25 г. - пряжи красного цвета;

По 5 г. - пряжи чёрного и сиреневого цвета;

Бисер, бусины, пайетки для украшения сувенира.

Цвет пряжи – белый

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.

2 ряд – в каждый ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =16 ст. б/н;

3 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2ст б/н =24 ст. б/н;

4-15 ряды =24 ст. б/н;

16 ряд - в каждый 5 –й ст. б/н провязать по 2ст б/н =30 ст. б/н;

17 - 21 ряды =30 ст. б/н;

22 ряд - в каждый 3 –й ст. б/н провязать по 2ст б/н =36 ст. б/н;

23-25 ряды =36 ст. б/н;

Разделить всё вязание на две части по 18 ст. б/н. Далее каждую деталь вязать отдельно.

26-28 ряды =18 ст. б/н;

Присоединить жёлтую нить

2 ряд – с передней части лапы выполнить 3 прибавления по 3 ст. б/н через 1 ст. б/н основания;

Далее провязать ряд до конца ст. б/н без прибавления столбиков.

3 ряд – в петли прибавки предыдущего ряда вывязать по 3 ст. б/н.

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо;

1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;

2 ряд – в каждый ст. б/н провязать по 2 ст б/н =16 ст. б/н;

Цвет пряжи – чёрный

Цепочку из 4 в. п. замкнуть в кольцо;

1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;

2 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =12 ст. б/н;

Цвет пряжи – жёлтый

3 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =18 ст. б/н;

4-6 ряды - 18 ст. б/н;

Деталь клюва наполнить синтепоном. С двух сторон детали чёрной нитью вышить «петельки».

Деталь бородки (4 шт.)

Цвет пряжи – красный

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо;

1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;

2-4 ряды – 8 ст. б/н;

Деталь наполнить синтепоном.

5 ряд – каждые 1-й и 2 –й ст. б/н провязать вместе.

Нижняя часть (1 шт.)

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.

1 ряд - 7 ст. б/н в кольцо;

2-4 ряды – 7 ст. б/н;

5 ряд – каждые 1-й и 2-й ст. б/н провязать вместе.

Деталь не наполнять.

Боковая часть (2 шт.)

Цепочку из 3 в. п. замкнуть в кольцо;

1 ряд - 6 ст. б/н в кольцо;

2-4 ряды – 6 ст. б/н;

5 ряд – каждые 1-й и 2-й ст. б/н провязать вместе.

Деталь не наполнять.

Цвет пряжи – красный

Цепочку из 7 в.п. обвязать 12-ю рядами столбиков без накида за заднюю петлю.

Цвет пряжи – белый

Цепочку из 25 в.п. обвязать 6-ю рядами ст. б/н, выполняя прибавления с двух сторон цепочки.

Оформление детали крыла

Выполнить вышивку узором «сетка» розовой нитью с двух сторон. Этой же нитью по краю детали выполнить обвязку узором «рачий шаг», оставив центральную часть - «спинку» без обвязки.

На детали крыльев пришить рюшку.

Цвет пряжи – зелёный

Цепочку из 30 в. п. обвязать 1 рядом ст. с/н, ступая в каждую петлю основания по 2 ст. б/н =60 ст. б/н.

Цвет пряжи – белый. Цепочку из 25 в.п. обвязать 4 -мя рядами ст. б/н, выполняя с одной стороны детали прибавления, а с другой – повороты ряда, заменяя

1 ст. б/н воздушной петлей.

5 ряд – не довязывать до конца ряда по 5 ст. б/н. с двух сторон;

6 - 16 ряды - не довязывать до конца ряда по 2 ст. б/н. с двух сторон.

Внутренняя деталь соединяет между собой все основные детали сувенира – головы, туловища и хвоста.

Цвет пряжи – белый

Цепочку из 24 в. п. замкнуть в кольцо

Обвязать 10-ю рядами ст. б/н.

Деталь наполнить синтепоном.

Дополнительные детали (украшения)

Цвет пряжи – тёмно –синий

Цепочку из 50 в.п. обвязать ст. с/н, ступая в каждую петлю цепочки по 2 раза =100 ст. с/н.

По краю рюшку обвязать полустолбиками, ступая за заднюю стенку -

с нижней стороны нитью голубого цвета, с верхней стороны – красной.

Цвет пряжи – белый

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.

2 ряд – (цвет пряжи – жёлтый) в каждый ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =16 ст.б/н.

В серединку каждого кружка пришить по бордовой бусинке.

Соединить с внутренней стороны обе детали хвоста по краю ст. б/н. Деталь вывернуть на лицевую сторону. Вставить внутрь детали картон. Нижнюю часть детали хвоста обвязать узором «рачий шаг».

По краю детали хвоста с внутренней стороны пришить рюшку тёмно-синего цвета.

На лицевую деталь хвоста пришить украшения – кружочки.

С обратной стороны хвоста пришить 4 кружочка, выполненных красной и жёлтой пряжей.

Пришить внутреннюю деталь, соединяя детали хвоста, головы и туловища. Сверху пришить деталь крыльев, хвоста. Пришить дополнительные детали.

План – конспект занятия, проведённого в Доме детского творчества

Объединение «Сувенир», первый год обучения.

Расписная Дымковская игрушка – «Барыня», связанная крючком.

Задача: Научить выполнять изделие, состоящее из нескольких деталей с каркасом из картона.

1. Познакомить с процессом изготовления Дымковской игрушки крючком.

2. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, аккуратность, самостоятельность в работе.

3.Воспитывать интерес, уважение к народным промыслам своего края.

4.Развивать умение выполнять детали крючком различной геометрической формы, творческое воображение.

Оборудование для детей: «Технологическая карта» изготовления Дымковской игрушки - «Барыня»; по 50г. пряжи белого цвета для изготовления головы игрушки; крючки №1,№2, ножницы;

Оборудование для педагога : несколько видов Дымковской игрушки – «Олень», «Индюк», «Барыня» и т.д.

Шаблон Дымковской игрушки из плотного картона и наряды к ней.

Дымковская игрушка «Барыня», выполненная педагогом крючком из обычных ниток.

  1. Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию.
  2. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.

Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без весёлых нарядных Дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. О Дымковской игрушке немало написано специальных статей и очерков и даже стихов.

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

На столе – ещё сырая глина,

Грубый, не оформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит…нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поёт, бесхитростно – светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

В слободе Дымково, под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и весёлые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний.

Послушайте сказку: Жил – был комочек глины. Дождик его мочил, солнышко сушило. Однажды лежал он себе в овраге. Шла мимо женщина: «Вот то, что я искала». Взяла она комочек и положила его в корзину. Пришла женщина домой поставила корзину в кладовую, а там уже было много – много таких же кусочков.

Много времени прошло. Настала зима.

Принесли комок глины в избу и положили на стол. А на столе лежит уже столько всего: вода в тазике, молоко, яйца, мел. В комнате тепло, весело полыхают в печи дрова. Взяли добрые руки мастерицы кусочек глины, раскатали его колбаской, взяли другой кусочек глины, расшлёпали его в лепёшку, а её свернули воронкой – конусом. Оказалось, что это юбочка. Сверху прилепили туловище с ручками, головку, на головку надели высокий кокошник, дали в руки коромысло, вылепили ведёрки. Получилась Барышня – водоноска.

(Во время рассказывания сказки все элементы демонстрируются – шаблоны, вырезанные из плотного картона).

Ждёт. Сохнет игрушка три дня и три ночи. А потом поставили её в печь. Из печи Барыня вышла закалённая, крепкая. Потом развели мел в молоке и побелили водоноску. Вот настала пора расписывать игрушку. А на столе у мастерицы много красок. Какую взять?

- Поможем мастерице. Вспомним, какими красками раскрашивают Дымковскую игрушку?

-Синий, красный, зелёный, жёлтый. Можно ещё взять оранжевый и малиновый.

- Ещё напомним мастерице, какие узоры можно использовать в росписи (кружочки, кружочки с рисунком, волнистые линии, точки и т.д.)

(Показ карточек с элементами).

Всё вспомнила мастерица и расписала игрушку. Так простой серый комочек глины превратился в яркую, нарядную Барыню.

Мы сегодня тоже начнём выполнять Дымковскую игрушку, но немного необычную.

Вместо глины и красок мы будем использовать яркие нитки. А вместо кисточек мы будем пользоваться крючками для вязания.

- На какие части можно разделить всю игрушку? И какую геометрическую фигуру напоминает каждая часть?

-Голова-шар, юбка- конус, туловище и ведёрки – цилиндр, кокошник и передник – половина плоского круга, коромысло – узкий прямоугольник и и.д.

3) Практическая часть.

Сегодня мы выполним только одну деталь нашей Барыни – голову.

- Пряжа какого цвета понадобится?

Белая. Имитация побеленной глины.

- Какую геометрическую форму напоминает голова?

Самостоятельное выполнение детали по «Технологической карте» под наблюдением педагога.

На следующем занятии мы продолжим выполнение Дымковской игрушки – Барыни.

- Какие материалы и инструменты понадобятся для изготовления туловища и юбки?

- подумать, какой сувенир на тему Дымковской игрушки хотели бы связать;

- написать проект на тему «Применение вязаной Дымковской игрушки или ее элементов (украшения) в быту».

Читайте также: