Глиняные игрушки на руси известны с глубокой древности 2011 год в сша считается

Обновлено: 19.05.2024

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.




Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.



В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые .В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.



Возникновение дымковского промысла связано с трагическим событием в истории России. По преданию, к весеннему поминовению жителей Хлынова (Вятки) и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, когда "своя своих не познаша", лепило население заречной слободы Дымково глиняные свистульки: коней, баранов, козлов, уточек.. .Три дня жители Вятки от мала до велика свистели в нарядные свистульки, и эти дни назывались "свистопляска". Четыреста лет свистели, а наши сибиряки у них по свисту выиграли!



Известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке?

Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и много цветным, выполнен рифлёно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. По нему можно определить время, когда была создана та вещь.

Ещё в каменном веке земледельцы, жившие на Украине, делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зёрнами пшеницы и бросали в огонь. Магический обряд должен был приносить плодородие нивам. Затем фигурки отдавали детям. На Руси с достопамятных времён развивается народный промысел по созданию дымковской игрушке.

по моему это абашевская игрушка. по крайней мере очень похоже.. .

Село Абашево Пензенской области - старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями.

Впервые село Абашево упоминается в писцовых книгах Шацкого уезда 1616 года. Село барское, владельцами его были исторические личности: царский стольник Иван Пыжов, князь Голицын.

Особенно прославили село Абашево мастеровые люди - горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В XIX - XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник - мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Занималось этим 162 хозяйства.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах - сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали "каланчиками" (осколками битой посуды) . Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил.

Все игрушки-свистульки изготавливаются индивидуально и являются оберегом.

Каждая Абашевская игрушка-свистулька имеет свой паспорт с датой изготовления, подписанный мастером!

Паспорт Абашевской игрушки-свистульки выполнен из толстого гланцевого картона, все надписи в нем выполнены серебрянной краской.

Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова) .
Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска») , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка» .
Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

[ссылка появится после проверки модератором]
Дымковская игрушка

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья". Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему весельем взрослых и детей.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.

Куклы

Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4-х тысяч лет. Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней, они были очень дорогими и принадлежали преимущественно аристократам.

Только в XIX столетии появилось массовое производство игрушек. Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы стали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников. Игрушки так всем понравились, что на Маргарет буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую по пошиву игрушек, в которой трудилась Маргарет с сёстрами. А через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». В 1901 году Маргарет запатентовала своего мишку, который опирался на все четыре лапы. А через год появился первый плюшевый мишка - игрушка, обожаемая детьми и взрослыми во всём мире. Племянник Маргарет, Рихард Штайфф, художник по профессии, придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах.

02.jpg

Но тогда у медвежонка ещё не было имени… Далеко от Германии, по ту сторону Атлантического океана, жена русского эмигранта украсила витрину своей лавки медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками. Он настолько понравился посетителям, что те захотели его купить. Владельцам пришлось срочно наладить пошив этих игрушек. А вскоре хозяин лавки обратился к тогдашнему президенту США с просьбой использовать его имя для медвежонка и получил согласие. К тому же в это время произошла интересная история с самим президентом Теодором Рузвельтом. Он, будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведённого под его выстрел медведя. История эта попала в газеты. Так в Америке, а затем и в Европе, плюшевых медведей стали называть Тедди.

А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.

Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.

03.jpg

А для чего же нужны игрушки?

Игрушки, как игры, выполняют различные образовательные и воспитательные функции. При этом они ещё способствуют развитию творческих способностей; помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.

Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними малыши начинают распознавать звуки и цвета, что влияет на развитие памяти, восприятия, умения сопоставлять.

Обыкновенные кубики формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности. Такие игрушки, как шарики и мячики, помогают ребёнку развить координацию движений и ловкость.

Лепка из пластилина, глины, игры с песком влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Кроме того, благодаря этим материалам, дети могут создавать игрушки самостоятельно, то есть данный вид деятельности развивает креативность мышления.

Игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.

04.jpg

В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!

a) Сравнение образцов народных глиняных игрушек.

b) Тайны глиняной игрушки

c) Практическая работа. Мастер-класс по лепке игрушки-оберега

3. Заключение 11

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров

В них красота родной природы

И тайна давняя веков.

Каждый прошедший день, что был вчера, позавчера, становится историей нашей страны. Как ни печально, но народное творчество, старина стали почти забытыми. Знать же историю и традиции предков необходимо уже потому, что без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение к Родине, я в этом убеждена.

Большая часть народных промыслов утрачена, особенно в городе, и это не дает возможности реального приобщения к народной культуре. Решению этой проблемы могут помочь занятия в творческих объединений на основе народного искусства.

Занятия творческого объединения «Криничка» я посещаю уже 4-ый год. На занятиях мы изготовляем различные изделия и игрушки из глины. Наша руководительница на занятиях знакомит нас с историей глиняного промысла, с технологией изготовления игрушек русскими народными мастерами.

Глиняная игрушка — одна из самых древнейших форм творчества. Мир ее удивительно разнообразен. Здесь живут рядом миф и реальность, традиции и современность. Отражены общественный уклад русского народа, быт, нравы, окружающая природа.

Проблема: русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, к сожалению, совсем несправедливо забыты

Объектом исследования я выбрала народные игрушки из глины, изготовленные мастерами различных школ лепки.

Проблемные вопросы: Для чего лепили игрушки древние люди? Что означают образы и элементы росписи народной игрушки?

Исходя из этих размышлений, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой из глины.

• Расширить знания о русской глиняной игрушки, проанализировав информацию из ресурсов Интернет и литературы по данной теме;

• Исследовать значение образов народной глиняной игрушки и элементов росписи для создания и оформления глиняной игрушки – оберега;

• Составить анкету и провести опрос среди одноклассников и родителей и сделать выводы по результатам анкетирования;

• Донести до сверстников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

• Вызвать чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

• Приобщать родителей к совместной деятельности.

Я выдвинула гипотезу: если я поделюсь с одноклассниками тайнами глиняной игрушки, то возможно, кого-то заинтересует этот вид деятельности.

В конце моей исследовательской работы, я решила сделать с одноклассниками маленькую глиняную игрушку-оберег.

Для подтверждения своей гипотезы я выбрала следующие методы:

a) Обращение за информацией в интернет;

b) Анализ печатных источников: Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л. : Художник РСФСР, 1981; Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005;

c) Консультация со специалистами.

a) Работа в уголке «Русской старины» Велижского ДДТ, с целью сравнения образцов народных игрушек;

a) Мастер-класс «Изготовление глиняной игрушки-оберег» :

b) Анкетирование одноклассников и их родителей: что мы узнали о тайнах глиняной игрушке;

c) Изготовление буклета для родителей «Тайны глиняной игрушки».

Этапы исследовательской деятельности

Месяц, число март апрель

Этапы 51 15 119 222 229 5

Определение темы, цели, задачи, выдвижение гипотезы, составление плана работы

Работа с печатными источниками Обращение за информацией в интернет. Обработка материала

Исследовательская работа : сравнение образцов игрушек. Обработка материала

Консультация со специалистами. Поиск материала в Интернете: образы язычества в русской народной глиняной игрушке. Обработка материалов.

Мастер-класс с одноклассниками на тему «Тайны глиняной игрушки» Анкетирование одноклассников.

Практическая работа : мастер-класс «Лепка игрушки-оберега»

Подготовка рекомендаций, буклета для родителей «Тайны глиняной игрушки».

Формулировка и оценка результатов. Оформление работы

Презентация работы

1. У одноклассников появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров;

2. В результате знакомства с тайнами глиняной игрушки я найду единомышленников и смогу с ними делиться новыми секретами лепки на занятиях в творческом объединении «Криничка»;

3. Родителей заинтересует деятельность творческого объединения по лепке из глины «Криничка».

4. Мои работы смогут занять достойное место на выставках по декоративно-прикладному творчеству.

Глава 1. Анализ литературы.

Для того чтобы заинтересовать ребятам, необходимо самой знать гораздо больше и глубже изучаемый материал.

«В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам. Их дарили друг другу на праздники, ими наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла» (Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005, стр 5).

В давние времена мастерицы не просто лепили и расписывали игрушки или предметы обихода, а использовали для этого знаки семантики, символы, несущие строго определенное значение. И эти тайны глиняной игрушки я захотела узнать.

Глава 2. Исследовательская работа.

a) Тайны глиняной игрушки.

Цель: Узнать тайны образов и росписи глиняной игрушки.

• Сравнить образцы народных глиняных игрушек разных регионов России (дымковская, филимоновская, каргопольская);

• Выделить основные образы, элементы узора, цветовую гамму росписи, узнать их значение;

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. … Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Для своего исследования я выбрала образцы известных народных игрушек : дымковские, филимоновские, каргопольские. Я сравнила игрушки по форме, элементам узора и цветовой гамме. Результаты сравнения игрушек, я представила в виде таблицы (см. Приложение 1)

Сравнивая игрушки, я обратила внимание на то, какие фигурки лепили русские мастера из глины.

Давным-давно, тысячи лет назад люди лепили фигурки животных, птиц, людей не для игры, а в качестве оберегов. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.

Например, считалось что игрушка - свистулька отгоняет своим свистом злых духов. Птица — это символ радости, счастья, это душа предков, знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Лепили женскую фигурку с детьми - преклонялись Богине земли.

Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Образ мишки имеет несколько смыслов: тотем, предок, родич; божественная сила, символ могущества, плодородия. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы. Конь — главный символ солнца и оберег. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать. Фигурки коней, петухов прикрепляют и сейчас на своих домах. Могучие кони охраняют кровли изб от злых сил - «защитники». Изображение оленя и всех рогатых связано с тем, что наши предки думали, что рогами поддерживают солнышко, чтобы оно не упало. Рога были признаком плодородия и могущества Олень — символ изобилия, символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Баран, корова — символ плодородия, могущества и бодрой силы. Козел — добрая сила. Вот как богат на фантазию русский народ.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники, а древнейшие символы, которые мастер должен был хорошо знать. Мы склонны понимать символическое изображение, прежде всего как элемент украшения. Но для древних славян дело обстояло иначе. Символы имели магическое значение; они предназначались для охраны от злых духов, для достижения успеха, для привнесения добра в мир.

И это вторая тайна глиняной игрушки, раскрыть, которую мне помогла книга Федотова Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

На дымковских, каргопольских и других игрушках часто встречается знак солнца, предмет особого поклонения наших предков (см. Приложение 2) Солярные знаки - всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце - древнейший знак коловорота, движения солнца

Квадраты, ромбы, пересекающиеся линии - крупный квадрат заполняют обычно квадратики, точки - древний символ засеянного поля, связано с магией плодородия. Символизирует распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывает на сезоны

Волнообразные линии, зигзаг - условные изображения воды в народной росписи

Из этой же книги я узнала третью тайну народной игрушки : В давние времена мастерицы не просто расписывали игрушки в определенной цветовой гамме, а использовали для этого цвета, несущие строго определенное значение. Каждый цвет также что-нибудь символизировал:

• Желтый, красный – солнце,

• Голубой, синий – воду.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

• Глиняные игрушки имеют обобщённую форму.

• В росписи игрушек присутствуют знаки, которые несут глубокий символический смысл.

• В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов.

Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла.

• Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

b) Практическая работа. Мастер-класс по лепке оберега.

Изучив тайны глиняной игрушки, я поделилась своими знаниями с одноклассниками и провела мастер-класс по изготовлению игрушки-оберега из глины (см. Приложение 3)

c) Анализ анкет одноклассников по теме проекта.

Так как цель моего исследования: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой, я составила анкету из 5 вопросов (см. Приложение 4, направленную на получение данных по количеству детей проявивших интерес к лепке после мастер-класса.

- Большинство одноклассников в свободное от учёбы время предпочитают вид деятельности – компьютерные игры 50% и лишь 11% увлекаются лепкой.

- Я смогла убедить большинство, что народная игрушка может быть предметом изучения истории родного края – 83%.

- Моих одноклассников заинтересовала тайна образов в народной игрушке – 100%.

- Больше половины четвероклассников заинтересовались занятиями в творческом объединении «Криничка» - 56%.

Вывод: Анализ анкетирования показал, что у большинства одноклассников после проведения мастер-класса появился интерес к занятиям лепкой и к истории народной игрушки.

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Проведя учебно–исследовательскую работу, я нашла ответы на эти вопросы.

Вывод: Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности, когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм.

И сейчас во многих российских городах и селах существуют производства игрушки, дымковской, филимоновской, каргопольской. Раньше эти игрушки использовались по назначению: в них играли дети. Что же стало с глиняными поделками? Они стали сувенирами. Глиняные игрушки и изделия сегодня – замечательные подарки.

В своей исследовательской работе я приоткрыла лишь некоторые тайны народной глиняной игрушке. Но если вы захотите узнать, что общего между греческим мифическим Кентавром и нашей каргопольской игрушкой Полкан, чем отличаются глиняные птицы Сирин, Гамаюн и Алконост, с какой целью русские мастера изготавливали игрушку Тяни-толкай? Приходите к нам в творческое объединение по лепке из глины «Криничка».

Материалы на печатной основе

1 Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л. : Художник РСФСР, 1981,-34 с.

2 Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М., 1975,-120 с.

3 Осетров Е. Краса ненаглядная. Рассказы о русских народных художественных промыслах. М. : Малыш, 1985.- 48с.

4 Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

5 Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005, -56 с.

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» «Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» Подготовила: инструктор по труду высшей.

Конспект НОД по прикладному творчеству «Работа с тканью. Вышивание салфетки» (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Учить детей вышивать салфетку, используя шов «вперед иглу с перевивом». 2. Закрепить технику вышивания - «стебельчатый.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе. Воспитатель 1 категории Жмуйдецкая.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления.

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление глиняной игрушки «Зайка» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Методическая разработка мастер-класса «Изготовление.

Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Велижский Дом детского творчества Смоленской области.

Проект по декоративно-прикладному искусству Автор проекта: Елена Сергеевна Асанова Содержание 1. Аннотация проекта 2. Введение 3. Актуальность и социально-экономическая значимость.

Сопроводительное письмо к презентации «Организация кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Аюна» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе.

Занятие студии народной глиняной игрушки: «Сорока-белобока» Подготовительная группа студии народной глиняной игрушки «Сказка». Занятие по лепке из глины: «Сорока-белобока». Цель: Познакомить детей.

Читайте также: