Глиняные игрушки орловской области

Обновлено: 28.04.2024

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

В окрестностях деревни Чернышино много хорошей глины различных сортов. Издавна там сформировался гончарный промысел, и этому подтверждение — найденные в деревне многочисленные обломки домашней глиняной посуды, куски черепичных крыш и дымовые трубы, а в 1928 году был найден и старый горн для гончарного производства.

Со времен крепостного права так повелось, что женщинам не давали денег на собственные нужды, и они старались подрабатывать: продавали молоко, яйца, холсты, а некоторые лепили из глины игрушки. Занятие игрушками переросло в самостоятельный игрушечный промысел.

Любимым чисто женским праздником в этих краях был обряд «Похороны кукушки», который проводили в мае-июне. Кукушечье пёстрое оперение стало основой в раскраске игрушек: пёстрые полосочки по светлому фону. Говорят, мастериц так и звали «кукушками» или «тетерошницами».

Кукушка — «божья» птица, вещая, она предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природные явления. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что изначально привело к культу бога Рода.

Особенности чернышинской игрушки

Игрушки лепят из светлой чернышинской глины, обжигают и раскрашивают двумя-тремя цветами из небольшой палитры: фиолетовый, жёлтый, красный, серовато-синий. Роспись наносится полосками параллельно или в виде ромбов, треугольников, квадратов.

Любимый сюжет — кукла-баба в переднике и юбке-колоколе, с детьми или без, в народном костюме и в характерном головном уборе орловской женщины.

Остальные сюжеты — коньки, птички, барашки, всадники и всадницы. Эти игрушки имеют свистульку, которую местные называются «свистуньки». Форма таких игрушек достаточно условна: ножки короткие, приземлённые, если есть всадник, то он чуть возвышается над спиной коня, у него даже нет ног. Интересно, что домашних птиц вообще не лепили, возможно, из суеверия.

Как и другие типы народной игрушки, чернышинская видоизменялась в соответствии с переменами в окружающей жизни мастериц. Постепенно забывались обряды, пропадал интерес к магическим и символическим образам.

Игрушку продолжали лепить до середины ХХ века, и одежда кукол, головные уборы, роспись, постепенно приобрели вид более современный. И всё равно основа образа Матери-Земли, Кормилицы, общества сохранилась в народной памяти.

В наше время, когда народные мастера свободны от политизированности, вновь возвращаются древние языческие образы дев-русалок, берегинь, поляниц и других.

Мастера

В деревне Чернышино в самом начале нашего столетия этим промыслом было занято значительное количество женщин, но, как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сокращаться.

В 1930-е годы игрушку лепили женщины: П.П. Чумичева, её дочери — М.Л. Фомина, П.П. Клинина, Т.П. Алёнкина.

После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Е.Д. Шеляева до 1950-х годов.

В настоящее время возрождением чернышинского промысла занимается народный мастер России, член ВТОО «Союз художников России» Фролова Наталья Николаевна. Она много общалась с Анной Харитоновной Афанасовой (1929-2017г.г.), училась у неё. В коллекции Натальи Николаевны есть образцы работ Анны Харитоновны.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного райо.


Курс повышения квалификации

Туризм и краеведение: актуальные вопросы методики и организации учебной деятельности в ДОД


Курс повышения квалификации

Тайм-менеджмент современного учителя (обучающий тренинг)


Курс повышения квалификации

Туризм и краеведение: актуальные вопросы методики и организации учебной деятельности в ДОД


«Мотивация в профессиональном саморазвитии. Комьюнити-сообщества»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного райо.

МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества №2 Железнодорожного района г.Орла

Педагог Кожанчиков Игорь Алексеевич.
ОРЛОВСКАЯ НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Что такое игрушки?. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащ.

Что такое игрушки?. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям".
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Сюжеты глиняной игрушки архаичного типа восходят к древним языческим божествам.Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Плешковская глиняная игрушка Плешковский промысел один из древнейших пр.

Плешковская глиняная игрушка
Плешковский промысел один из древнейших промыслов центра России зародился в д. Плешково (Ливенский район Орловской области) в 17 веке и стал одним из древнейших промыслов центра

Чернышенская игрушка
Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России

Орловская (Курская) игрушка
Орловская глиняная игрушка создавалась в Курской области.
Разновидности Орловской игрушки

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушкаИстория сохранила имена самобытных игрушечниц Оль.

Плешковская глиняная игрушка
История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной(1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой(1911-1990 гг.). Продолжают традиции плешковского промысла ученики А.М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов, Наталья Николаевна Фролова и их дети Александр и Анна.

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушкаНа земле Чернышенской игрушечным промыслом стали.

Чернышенская глиняная игрушка
На земле Чернышенской игрушечным промыслом стали заниматься с 17 века. История сохранила имена самобытных мастериц Чумичевой Марии Павловны и Клениной Пелагеи Павловны. Здешние сюжеты примечательны тем, что, кроме коней и уток здесь лепили кукушку, коня трёхглавого, женские фигурки с различными головными уборами. Как плешковская, чернышевская игрушка архаична, но более разнообразна по росписи. Известна так же мастерица Афанасова Анна Харитоновна 1929 года рождения, которая переняла мастерство у своей бабушки Чумичевой Марии Павловны

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Орловская (Курская)глиняная игрушка ..Возрождение орловской игрушки связ.

Орловская (Курская)глиняная игрушка

.
.
Возрождение орловской игрушки связывается с такими именами, как Виктором Васильевичем Маркиным и Иваном Федоровичем Гункиным. Орловская глиняная игрушка создавалась в Курской области, названа так потому, что в то время Курск входил в состав Орловской губернии. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в орловской есть сюжет, выделяющий игрушку: перевёртыш , т.е при перевороте игрушки она перевоплощалась из одного животного в другое. Её персонажи олицетворяют героев русских сказок, которые обладают способностью перевоплощаться, оборачиваться то лягушкой, то волком, то медведем, то птицей. Так же характерен всадник- мужчина, одетый в женское платье(это оборотень, перевёртыш).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Народное творчество Орловского краяПлешковская игрушка


Курс повышения квалификации

Обучение на тренинге как форма (вид) внеурочного мероприятия в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Особенности организации учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы психологии спорта и физической культуры в деятельности тренера-преподавателя и учителя ФК в учреждениях общего и дополнительного образования


«Как занять ребенка, если под рукой ничего?! Игры с бумагой для младших школьников.»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народное творчество Орловского краяПлешковская игрушка

Народное творчество
Орловского края
Плешковская игрушка

Плéшковская игрушка — русский художественный промысел, возникший в селе Плешк.

Плéшковская игрушка — русский художественный промысел, возникший в селе Плешково Ливенского района Орловской области.

О промысле известно с XVII века. По преданию, ежегодно в мае жители деревни с.

О промысле известно с XVII века. По преданию, ежегодно в мае жители деревни свистели в глиняные свистульки, празднуя «Свистунью». Само Плешково произошло от слова плешина, место, свободное от растительности, где рядом находилось месторождение глины. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью и могли быть не только свистульками.
ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА

История сохранила имена самобытных мастеров Ольги Даниловны Малютиной, Алек.


История сохранила имена самобытных мастеров Ольги Даниловны Малютиной, Александры Михайловны Иваниловой.

Игрушки д.Плешково Ливенского района Орловской области. 1969, 1976 годы. Авто.

Игрушки д.Плешково Ливенского района Орловской области.
1969, 1976 годы. Автор А.М. Иванилова.
ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА

Заслуженный работник культуры РФ Комов Н.П.Плешковская игрушка очень празднич.

Заслуженный работник культуры РФ Комов Н.П.
Плешковская игрушка очень праздничная, — считает Николай Петрович, — там сама глина нарядная: блестящая, с вкраплениями слюды, при лепке сочная, мягкая как пластилин.

Н.Н. Фролова. В 1991 году присвоено почетное звание «Народный мастер России».

Н.Н. Фролова.
В 1991 году присвоено почетное звание «Народный мастер России». Член ВТОО «Союз художников России» с 1993 года. Работы Фроловой находятся: в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Загорском музее игрушки, Красноярском городском музее, Московском Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, Нижегородском художественном музее, Новосибирской картинной галерее, Новосибирском краеведческом музее, Орловском областном краеведческом музее.
Н.

Н.Н. Фролова внесла свою лепту в возрождение орловской глиняной игрушки, про.

Н.Н. Фролова внесла свою лепту в возрождение орловской глиняной игрушки, продолжает традиции народных орловских игрушечных промыслов.


При обжиге плешковская глина приобретает светло-розовый или телесный оттенок.

При обжиге плешковская глина приобретает светло-розовый или телесный оттенок, а слюда в её составе придаёт особый посеребрённый вид. Раскраска обычно выполнялась в синий и красный цвета (иногда зелёный) в виде свободно расположенных пятен, нанесенных тёртым кирпичом и соком лопуха и конопли. Синяя краска приготавливалась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов. Лепились конь, женщина, солдат, уточка, петушок, курица, корова, баран, олень, птица-русалка с человеческим лицом (алконост или сирин).



Любимова Тамара АлександровнаПод руководством Т.А. Любимовой был открыт этно.

Любимова Тамара Александровна
Под руководством
Т.А. Любимовой был открыт этнографический музей на Станции детского и юношеского туризма и экскурсий. Руководит кружком плешковской игрушки в школах г. Орла.

Учащиеся коррекционной школы- интерната со своими поделками – плешковскими с.

Учащиеся коррекционной школы- интерната со своими поделками – плешковскими свистульками.

История плешковской игрушки требует современного осмысления её духовной ценн.

История плешковской игрушки требует современного осмысления её духовной ценности, сохранению и возрождению в моём родном крае.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 160 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

Оставьте свой комментарий

  • 19.10.2021 300
  • PPTX 10.4 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клименко Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

47 минут

«Формирование семейных ценностей у школьников на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

29 минут

««Стань остроумнее» – 12 упражнений для разминки мозга.»

126 минут

«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – школа № 52 города Орла

Проект в рамках темы краеведческих работ

"Народные промыслы Орловского края"

Выполнил: Кирячкова Елизаветта ,

8 класс, МБОУ школа №52.

Научный руководитель: учитель изо и черчения

Афанасьева Олеся Викторовна

Орловский спис . 4

Народный костюм . 5

Глиняная чернышинская игрушка. 6

Глиняная плешковская игрушка. 8

Ливенская гармошка. 9

Деревянная резьба. 10

Мценское кружево. 11

Тряпичная кукла. 12

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского списа, создание ливенских гармошек.

Целью проекта является формирование любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение к культуре и традициям народа. Задачи решаемые в ходе работы это анализ и систематизация материала по теме Орловские традиционные промыслы.

Орловский спис

Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.

До нас дошли вышивки XVIII - начала XX века: полотенца, скатерти. Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: набора и росписи. Преобладающий цвет – различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных бранок – узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее – черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: стожок, вороний глазок, сумка с кочергой, волна, дробнушки, сосна, подковка и др. В списе преобладают традиционные мотивы: древо жизни, птица-пава, лягушка-рожаница. Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха (замашняя), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Глиняная чернышинская игрушка

Благодаря работе исследователей народного искусства Орловской области стала известна орловская игрушка д. Плешково Ливенского района и с. Чернышино Новосильского района. Наличие залежей белых огнеупорных глин способствовало развитию гончарного и игрушечного промыслов. В сравнении с другими игрушками, например дятьковскои и филимоновской, орловская игрушка отличается самобытностью. Это женские фигуры, всадники, животные и птицы. А лепка и роспись, как и в каждом промысле, оригинальны. В персонажах есть своя выразительность. Мастера расписывают игрушки, сдержанно позволяя любоваться фактурой и цветом. (Народные промыслы Орловской области. - С. 10)издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках - Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком.

Глиняная плешковская игрушка

Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой История сохранила имена самобытных игрушечниц из Плешково Ольги Даниловны Малютиной (1885-1974), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990), мастериц из Чернышино П.П.Чумичевой, её дочерей М.Л.Фоминой, П.П.Клининой, Т.П.Аленкиной. Ныне возрождением чернышинского промысла занимаются народные мастера Анна Харитоновна Афанасова (1929) и Наталья Николаевна Фролова (1955). Плешковская и Чернышинская игрушка представлены в экспозиции единственного в России музея игрушки в г. Сергиев Посад Московской области.

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.
С. Есенин

Полюбилась во многих уголках России и ливенка - разновидность гармони, впервые изготовленная в г.Ливны в первой половине XIX века. В давнее время свадьба ли, вечеринка ли, проводы в армию не обходились без ливенки. Патриархом гармони, вероятно, по праву можно назвать Е.Ф.Занина. Он основоположник династии Заниных - мастеров, исполнителей и популяризаторов самобытного инструмента: сына Фёдора, внука Ивана, правнука Валентина. Кстати Валентин причастен к возрождению инструмента в 60-х гг. ХХ века, создал ансамбль «Ливенские гармошки». Ливенка звучала и звучит у нас в стране и за рубежом. О ливенке восхищённо писали А.А.Фет, Н.С.Лесков, И.А.Бунин, С.А.Есенин, К.Г.Паустовский. Лев Толстой, говорят, специально приезжал в Ливны её послушать. И местный поэт хорошо назвал ливенку «королевой крестьянского бала». (Рыжкин Г. Ливенские дали. - С.204-206; Народные промыслы Орловской области. - С. 13).

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.

Издавна человек украшал своё жилище. Один из самых древних элементов дома - деревянная резьба. В Орловской области наиболее распространены следующие мотивы резьбы: 1. Морская волна; 2. Копьеобразный; 3. Растительный; 4. Сердца; 5. Солнца.Немало домов с оригинальной резьбой находится в Орле на улице Посадской. Своеобразная резьба и на доме, где вместе с родителями, братьями и сестрами жила будущая жена Л.Н.Андреева Александра Михайловна Велигорская (ул.2-я Посадская, 9). (Орловский вестник. – 2006. - 23 августа. - С.20). Деревянные избы с резьбой строили люди зажиточные: купцы, служащие, чиновники, дворяне. В родовых гнёздах прописались новые люди. Забыты имена резчиков и заказчиков. Редкое исключение - Дом-музей Л.Н.Андреева (ул. Пушкарная, 41). Известно, что здание построено в 1874 году по проекту отца писателя. Да ещё один восхитительный особняк на улице Панчука. В огромном доме, украшенном необычным для Орла профилированной накладной резьбой в стиле барокко, живут в окружении соседей потомки первого хозяина дома. Это был некий орловец Ильманин. Для себя и одной из любимых дочерей ко дню её свадьбы он заказал срубить великолепный дом. Орловский деревянный декор выполнен, в основном, методом пропиловки. Метод пришёл во второй половине ХIХ века на смену пышной корабельной рези, характерной для поселений на Волге и нижней Оке. (Орловский вестник.- 2001. - 14 декабря.- С. 7).

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 - 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома.И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом продолжения рода, и занимательные игры в куклы только поощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нитки, а чаще всего путаную коноплю, оставшуюся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитками в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали химический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли плели недлинную косу и подсовывали под платок или самодельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие маленьких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их травой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

Различают куклы-обереги, пеленашки, столбушки, неразлучники, кувадки для подвешивания над люлькой, кукла тещи, кукла свахи, цыганка, бабочка, зерновушка, набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.

Читайте также: