Глиняные игрушки рязанской области

Обновлено: 16.05.2024

Мир народной игрушки
разнообразен, удивителен и во
многом неповторим. История
русской игрушки насчитывает
многие тысячелетия. С древних
времен игрушка является
проявлением любви взрослых к
детям, средством для общения.
В народной игрушке отразились
представления наших древних
предков о мире.
Из поколения в поколение, от
матери к дочери, от деда к внуку,
от отца к сыну передавали
мастера секреты изготовления
игрушек. Бережно хранят и
преумножают эти традиции
мастера крупнейших центров
народного творчества России –
Дымково, Филимоново, Каргополя
и многих других.

Сапожковская игрушка
Село
Александро-Прасковьинка
расположено в Рязанском крае, в
Сапожковском районе. В народе его
называют просто – Глинки, потому,
что там находились залежи глины. В
селе, не одно столетие, почти всё
население занималось гончарством.
Только вот сейчас мастеров почти
не осталось. Гончарное дело в
Глинках сошло «на нет» и остались
лишь смешные игрушки, которые
умеют лепить по традиции лишь
несколько стариков, да любители,
успевшие
перенять
у
них
мастерство.

Сапожковская глиняная игрушка
может быть покрыта зелёной
поливой, а может быть без глазури,
с раскраской. Цветовая гамма не
велика. Преобладают коричневооранжевый, синий, зеленоватый
цвета. Всё выглядит очень просто и
незамысловато.

Много свистулек, которые здесь называют «улютки».
Они в виде привычных домашних животных — собачек,
лошадок, кисок, птичек. Есть ощущение, что мастер
мало заботится об аккуратности, но всё получается
очень выразительно, самобытно, у каждой фигурки есть
свой характер.

Демидовская игрушка
Игрушки выполненные
мастерами села Демидово
Шацкого района.
Демидовские фигурки
вылеплены из глины. Их
легко отличить от
остальных по кокетливым
барыням. Птичку-свистульку
они держат не под мышкой,
как в филимоновских
игрушках, а на груди, перед
собой. В их шляпки
вставлены перышки. Юбка,
как правило, разделана
полосатой или клетчатой
росписью как домотканая.

Также интересны демидовские
всадники. Поражает простота
приема, который передает
движение: всадник составляет
единое целое с конем. Другие
сюжеты демидовских игрушек
немногочисленны и типичны
для глиняных русских
свистулек. Это баранчики,
уточки, петушки и прочие
домашние животные.

Скопинская игрушка
Заслуженную славу и известность
городу Скопину, расположенному
на юге Рязанской области, на
левом берегу реки Верды,
принесли оригинальные
декоративные керамические
сосуды, и глиняная игрушка.
Скопинская игрушка
представлена, в основном,
выразительными фигурками
животных, среди которых больше
всего медведей и всадников –
«солдат». Реже встречаются
композиции на подставочках,
очевидно, предназначенные
скорее для украшения комодов,
чем для игры детей.

Для игрушек
характерна простота
форм; к обычным
персонажам
русской игрушки здесь
прибавили драконов и
легендарную птицу
«Скопу». Игрушки не
расписывали,
использовали цветные
(зеленую, желтую)
глазури или обварку из
разных составов, чтобы
варьировать цвет от
светло-бежевого до
красно-коричневого.

Вырковская игрушка
В деревне Вырково Касимовского
района изготовлением глиняной
игрушки стали заниматься чуть
больше 100 лет назад.
Большинство Вырковских игрушек
представляли собой свистульки,
зачастую правдиво передававшие
издаваемые животными звуки
(свинья хрюкала, петух кукарекал и
т.д.)

Для Вырковской игрушки
характерны миниатюрные
изображения людей и
животных в движении,
отличающиеся правдивостью
передачи поз и движений.
Мастерами создавались и
жанровые композиции,
изображавшие сценки пляски,
борьбы и т.д. Вырковская
игрушка украшена скромной
поливой из белой и желтой
глины и свинцового сурика.
«Без нее светлоты нет и
ласки», — говорят мастера.
Блестящая глазурь
обволакивает головки фигурок,
украшает главные детали и
одновременно выделяет
естественную красоту глины.

Излюбленная игрушка вырковских мастеров —
конек-дудка. Вырковский конек полон
движения. Длинная шея с изящной головкой
круто выгнута, ноги-подставки энергично
выставлены вперед, от короткого узкого
туловища устремлен назад свисток-дудка.

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.


» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Сюжетная игрушка

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Известна керамической игрушкой Рязанская область. В городах Скопин, Сапожок и близлежащих деревнях издавна жили мастера-игрушечники. Крупнейший гончарный промысел действовал в деревне Вырково Касимовского района.

Целыми семьями занимались крестьяне гончарством. Всем хватало дела. Тяжелую работу делали мужчины: копали и возили глину , рубили ее и мяли, делали гончарные изделия на ручном кругу, а женщины и дети, начиная с 8 — 9 лет, лепили игрушки.

Сушили их на сковородах в русской печи, обжигали вместе с горшками в горнах, построенных прямо посреди улицы. Затейливыми получались вырковские дудки, которые даже свистели по-разному. Петух давал два звука, высокий и низкий, будто кукарекал, медведь — низкий и долгий, напоминающий рев, свинья издавала короткие низкие звуки, похожие на хрюканье.

Вырковские игрушки

Вырковские игрушки

Вырковские игрушки своеобразны по пластическому исполнению. Наивные фигурки привлекают живостью лепки, трепетным ощущением природы материала. Глядя на них, мы чувствуем мягкость, податливость глины , ее способность принимать желаемые формы.

Излюбленная игрушка вырковских мастеров — конек-дудка. Он бывает двух- и трехголовым, будто едет пара или тройка лошадей. Вырковский конек полон движения. Длинная шея с изящной головкой круто выгнута, ноги-подставки энергично выставлены вперед, от короткого узкого туловища устремлен назад свисток-дудка.

Вырковский конек

Вырковский конек и собака

Вырковская керамика украшена скромной поливой из белой и желтой глины и свинцового сурика. » Без нее светлоты нет и ласки», — говорят мастера. Блестящая глазурь обволакивает головки фигурок, украшает главные детали и одновременно выделяет естественную красоту глины.

Вырковская игрушка

Вырковская игрушка

Вырковские игрушки : 4 комментария

Вырковская игрушка — русский народный художественный промысел, возникший в деревне Вырково Касимовского района Рязанской области, России . Производство глиняных игрушек в деревне Вырково и соседней с ней деревне Ярыгино зародилось в начале XX века на основе широко распространенного в этих деревнях гончарного промысла. Расцвет промысла пришелся на 30-е годы. К концу XX века традиция изготовления игрушки в д.Вырково оказалась прерванной. Последним мастером, выполнявшим образцы глиняной Вырковской игрушки по заказу российских музеев и коллекционеров, был Иван Леонтьевич Листов

В настоящее время вырковская игрушка представлена в экспозициях Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина и Касимовского краеведческого музея. Вырковскую игрушку изготавливали из добываемой в окрестностях Выркова красной глины. Игрушки украшались светло-коричневой поливой, как и бытовая посуда.
Вылепленные игрушки сушились в русских печах на сковородах и покрывались жидкой глазурью, представляющей собой смесь свинцового сурика и купороса в воде. Затем игрушки обжигались в горнах. Потеки поливы при этом передавали пятнистую окраску животных

В Выркове игрушки лепили не только для детской забавы, а считалось, что подаренная игрушка принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот и был в Выркове обычай, особенно по праздникам дарить детям игрушки радовать новой потехой : свистулькой с ярмарки.
К концу ХХ века традиция изготовления игрушки в д. Вырково оказалась прерванной. Последним мастером, выполнявшим образцы глиняной вырковской игрушки по заказу российских музеев был Иван Леонтьевич Листов. Теперь такие игрушки можно увидеть только в музеях в Касимовском краеведческом, Рязанском художественном музее, в Загорском музее игрушек, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

В Выркове, на базарах Тумы и Касимова я покупала глиняные изображения петушков и баранчиков, поражающих своим однообразием. Это однообразие и бедность форм современной вырковской игрушки с одной стороны, а с другой упадок техники её выделки, по всей вероятности, объясняются чисто экономическими факторами — уменьшением спроса на глиняную игрушку, вследствие вытеснения последней фабричными изделиями.
Эта группа игрушек напоминает собою глиняные изображения коней, собак и лошадей, которых очень много в коллекции Рязанского Музея и которые были собраны в 1916-1921 годах. Выделки их отличается примитивным однообразием и наивностью формы, что, однако, не лишает их той фантастической выразительности, которая достигается очень тонким подчеркиванием того или иного признака, характеризующего данное животное: у собак — отвислые уши и высунутый язык, у коней — сильно выгнутая шея, у лосей парные копыта и третий рог на лбу, который может ввести в заблуждение, если не предположить, что этак изображается холка лося.

ВЫРКОВСКАЯ ИГРУШКА. ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА С. ВЫРКОВО КАСИМОВСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Искусство изготовления игрушки происходит из глубокой древности. Первоначально игрушка была культовым, обрядовым предметом, инструментом древней магии. Позже к детской игрушке-свистульке перешли функции оберега, так как считалось, что свист отпугивает нечистые силы.

Неподалеку от Касимова, за синим Сынтульским озером есть деревня Вырково. Когда-то жили в этой деревне гончары…

Важна ли история маленькой деревни для понимания истории любого государства? Думаю, что важна, а для такого государства, как наша Россия, в особенности.

Деревня Вырково Касимовского района, где прежде занимались гончарством, расположилась по левой стороне Оки в 20 км от когда-то значительного торгового центра – г. Касимова, в знаменитых Муромских лесах, на окраине древней земли Мещерской. В ту пору в деревне Вырково и близь лежащей к ней деревне Ярыгино (Ерыгино) было сосредоточение гончарного промысла в уезде.

И когда-то в середине XIX века жизнь гончарная ключом здесь била. Уже никто не помнит, как местные умельцы нашли поблизости месторождение прекрасной для дел горшочных красной глины. Для работы глина нужна была особая, не простая – гончарная, которую из стари народ называл «скуделью» (отсюда и гончара стали величать скудельником). А само слово «глина» буквально означало – «скользкая». И вот эту особую глину добывали вырковцы в двух километрах от деревни в местечке, названном в народе Курицино. Земля ведь не только зерно родит, но и такой вот добротный материал. Благодаря глине и жила деревня. Целыми семьями крестьяне добывали глину, месили, мяли её, делая из неё самую разнообразную утварь – и посуду, и игрушки. Более двухсот лет жили в Выркове гончары. И было их не двое, не трое – вся деревня лепила горшки и кувшины, делала квасники и игрушки-свистульки. В 30-е годы ХХ века 350 мастеров кормились нелегким промыслом. У Семенова-Тян-Шанского в его известном труде «Россия» упоминается о горшочном промысле в этих местах. Завет беречь фамильное ремесло передавался от отца к сыну.

В Выркове мастерами-гончарами становились исключительно мужчины. Женщин держали на подхвате, доверяя им самую простую, черновую, работу. Правда, по рассказам мастеров, каждая мать в д. Вырково обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки-свистульки. Такие игрушки раньше в деревне называли «сопелками», «гудухами», «улютками». Мальчишек начинали учить гончарному делу лет с 11. Дети лепили в основном игрушки — свистульки в виде коньков, петушков, медведей, которых потом продавали на рынке. С этими игрушками не расставалась вырковская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Цена игрушек была очень низкая. За горшок мастер брал столько зерна, сколько в него войдет, а за свистульку — одно куриное яйцо. Особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят. Один слепил лошадь, впряженную в глиняный возок. Другой – вертящуюся карусель. Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Фантазия старых вырковских мастеров была неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Замечательны фигурки мужичков и медведей, жанровые сценки пляски, борьбы. Динамичные в движении игрушки из Выркова выделяются среди других народных центров оригинальностью своего стиля. Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков, то лепили из целого куска, а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали, помогая палочкой которой обрабатывали выступающие части: гребни птиц, кокошники. Глаза, рот, нос вырисовывали той же палочкой по сырой глине. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики, которые придавали свистульке особое звучание. После лепки игрушку просушивали, закаливали в печи. В Выркове игрушки никогда не расписывали, а покрывали зеленой поливой. Перед обжигом в горнах их сушили на сковородах в печах. Глиняные игрушки называли «сопелками», «гудухами», «улютками». С этими игрушками не расставалась деревенская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Раньше у каждого дома дымились горны. Почти в каждом доме стояли на лавках горшки, цветочницы, жаровни, чашки, квасники. Красивые, не похожие друг на друга. Гончарное производство сказывалось и на быте и нравах местных жителей. Даже в медицине, при лечении нарывов, кроме народных средств – творога и печеного лука, вырковцы и ярыгинцы употребляли глину. Да и один другого сельчане в шутку звали «глиномазами». Гончарное производство в Выркове и Ярыгине развивалось до самой Великой Отечественной войны, накануне которой был построен завод, объединивший всех гончаров в артель. После войны, с приходом в быт рязанцев дешевой заводской посуды, гончарный промысел вырковцев изжил себя. Оставались лишь одиночки-мастера. В 60-80 годы прошлого века мастера лепили только игрушки-свистульки. Оказывается, в основе формы свистульки – вытянутый с одной стороны и замкнутый с другой – цилиндр, конус или овал. Быстрыми движениями скатывает мастер свистульку из тонкого пласта глины, сохраняя внутри пустоту. Затем сузив, оттягивает свисток. А для извлечения звука необходимо два круглых боковых отверстия (в боках птицы, коня, барана) и прямоугольное отверстие внизу свистка, которые прорезаются, когда глина слегка подсохнет и стенки становятся достаточно крепкими, чтобы не деформироваться. Тогда только на конце свистка прочищают отверстие, в которое дуют для свиста.

Еще в 1931 году Малинина писала: «При исследовании выделки игрушек в Выркове, я встретилась с двумя группами таковых. Разбираясь в этом явлении более внимательно, я поняла, почему коллекция игрушек средне - Окского Областного Музея носит также двойной характер.

В Выркове, на базарах Тумы и Касимова я покупала глиняные изображения петушков и баранчиков, поражающих своим однообразием.

Это однообразие и бедность форм современной вырковской игрушки с одной стороны, а с другой упадок техники её выделки, по всей вероятности, объясняются чисто экономическими факторами - уменьшением спроса на глиняную игрушку, вследствие вытеснения последней фабричными изделиями. Эта группа игрушек напоминает собою глиняные изображения коней, собак и лошадей, которых очень много в коллекции Рязанского Музея и которые были собраны в 1916-1921 годах. Выделки их отличается примитивным однообразием и наивностью формы, что, однако, не лишает их той фантастической выразительности, которая достигается очень тонким подчеркиванием того или иного признака, характеризующего данное животное: у собак - отвислые уши и высунутый язык, у коней - сильно выгнутая шея, у лосей парно-копытность и третий рог на лбу, который может ввести в заблуждение, если не предположить, что этак изображается холка лося.

В этой серии игрушек можно отметить признаки влияния старых традиционных форм, - например, выгнутая шея коней встречается как в деревянных, так и в пряничных изображениях. Глиняные кони бывают одноголовые, двух и трёхголовые. По всей вероятности, так изображаются пары и тройки. Что касается другой группы игрушек Музея, то она представляет собою изображения людей и животных, более разнообразных по форме и отличающихся реалистичностью выполнения. Таковы - петух, свинья, собака, бык, корова, уточка, заяц, медведь, волк и др. Люди взяты в очень интересных позах - поющий человек, аккомпанирующий себе на гармонике, и дама в шляпке с муфтой. Реалистичность их изображения дополняется ещё и особым характером звуков, которые эти игрушки издают при выдувании в имеющиеся у них отверстия. Вместо обычного пронзительного свистка, типичного для глиняных свистушек, свинья, например, издает короткие и низкие звуки, напоминающие хрюканье,

петух - два звука - высокий и низкий (кукареканье), медведь - низки и долгий - рев и, наконец, дама при выдувании в два отверстия, имеющиеся на шляпке, издает короткую трель звуков, изображающую женскую болтовню или речь. Очень большой интерес в фигурной игрушке представляют женские фигурки, которые всегда чем-нибудь сопровождаются, настоящая игрушка - барыня с муфтой представляет собою несомненную вариацию архаической женской фигурки - женщины с птицей.

Вот эту вторую группу игрушек, возможно сравнить с игрушками, которые мне удалось ещё, кроме вышеупомянутых петушков, встретить и купить в Выркове. Одна из них изображает четырехколесную крестьянскую телегу с впряженной в неё лошадью. При этом телега вылеплена с фотографической точностью - кузов и колеса снимаются, оси отделяются, есть и шкворень, и чека. Весь интерес этой игрушки заключается в том, что она движется, колеса вертятся, а лошадь можно запрягать и распрягать в веревочную сбрую. Ещё более сложную и интересную своей конструкцией и динамикой игрушку, а также необычайно выразительностью сделал этот же мастер (Василий Кулешов - мальчик лет 15-ти) для Касимовского музея. Игрушка изображает вертящуюся карусель. Все части игрушки разбираются, её можно перевозить, не боясь разбить.

Хочется немного рассказать о двух вырковских мастерах: Листове Иване Леонтьевиче и Тарасове Павле Ивановиче.

Листов Иван Леонтьевич (1909 – 1990) – родился в деревне Вырково. Это был потомственный гончар-игрушечник. Иван Леонтьевич очень активно работал до 1940 года. Вновь начал лепить игрушки в 1974 году, после того как в 1960-х годах вместе с Павлом Ивановичем Тарасовым по заказу Касимовского краеведческого музея выполнил партию игрушек. Как рассказывали об Иване Леонтьевиче, он был человеком в любой работе талантливым. Игрушки делать выучился у тетки, когда был мальчишкой. Повзрослев, стал крутить горшки. Больше сорока ярких игрушек выполнил он на заказ Рязанского художественного музея. Иван Леонтьевич Листов был участником отечественных и зарубежных выставок. Игрушки И.Л. Листова хранятся в центральных музеях Москвы, Петербурга, Рязани.

Тарасов Павел Иванович (1910 – 1975) родился в д. Ерыгино. Потомственный гончар-игрушечник. Игрушки Ивана Леонтьевича Листова и Павла Ивановича Тарасова отличались необычайной живостью и были трогательны в стремлении мастеров одушевить фигурки, изобразить движение собачки с хвостиком трубкой, зайцы, верблюды, коровы с медведями были очень выразительны. Вылепили мастера и смешные жанровые сценки: медведь борется с человеком, дровосеки, пляска под гармошку. Несмотря на пластическое несовершенство фигурок, они отличаются большой наблюдательностью, которая вообще свойственна крестьянским художникам. Касимовские игрушки как бы живут в пространстве, они требуют кругового осмотра. Медведи, твердо стоящие на четырех лапах, с оскаленной пастью – реальны. Особенно был хорош медведь П.И. Тарасова – не сказочный образ, нарисованный фантазией человека, а зверь, увиденный наяву.

Иван Леонтьевич Листов, поддавшись уговорам одного из коллекционеров в конце 1970-х годов, вновь стал лепить игрушки. Видимо материальная поддержка явилась стимулом творческого подъёма. Но мастер так увлекся, что из его рук стали выходить всё более интересные образы. Иван Леонтьевич работал с увлечением не только по заказам, но и для собственного удовлетворения. Игрушки его были чрезвычайно остроумны по замыслу, в них – как бы сам мастер – балагур и неутомимый собеседник, с порога предупреждавший, что «любит говорить побасками».

Гончарному промыслу нашего края повезло как немногим промыслам. Его подробно описала этнограф М.Д. Малинина в 1931 году, когда вырковские и ярыгинские мастера работали в полную силу. М.Д. Малинина отметила, что «особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят лет 15. Один слепил лошадь, по-настоящему впряженную в глиняный возок на колёсах со шкворнем и чекой. Другие сочиняли жанровые композиции. Особенно искусно выполнялись свистки: свинья натурально хрюкала, петух кукарекал, а «бабы» издавали трель звуков, как бы подражая скороговорке или болтовне. Пятнадцатилетний Василий Кулешов лепил интересные и сложные игрушки – вертящуюся карусель. Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Этим же мальчиком была сделана ещё одна интересная игрушка – гончар за работой. С одной стороны, эта игрушка представляла черты реализма, а с другой – это характерная примитивность. С фотографической точностью вылеплен гончарный круг, положение рук гончара, его прямая и строгая посадка. Традиционно грубы и примитивны лицо, формы, длина конечностей и шляпа.

В заметке «Гончарных дел мастера» А. Сенин пишет, что ему в руки попала умная и редкая книга М.Д. Малининой «Техника гончарства Мещеры д. Вырково и Ерыгино Касимовского района»[i].

Совсем старые касимовские игрушки сохранились лишь в описании, по которому можно составить представление о забавном и разнообразном мире касимовского «глиняного пантеона».

Здесь, видимо, сказались впечатления от ближайшего шумного города с его базарами и ярмарками, праздничными гуляниями и развлечениями, оттуда такие игрушки, как «верблюды» (на которых приезжали купцы из Астрахани и Средней Азии), глиняные карусели, «вождение медведей».

О них очень точно написала И.Я.Богуславская: «…эскизная манера лепки сочетается в них с живой выразительностью фигурок, правдивой передачей поз и жестов».

И действительно, образы на редкость достоверны…

Кони, вылепленные Василием Петровичем Есиным: приземистые, с тонкими туловищами. Лишь касимовских коней отличала законченность, отработанность, доводящая образ до символа. Может и правы искусствоведы, говоря, что вырковские кони довольно архаичны. Но фантазия старых вырковских мастеров неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Не отсюда ли К.И.Чуковский почерпнул образ своего «Тяни-Толкая»? Четырехглавого коня-свистульку выполнил мастер Антонов Кирилл Никитович в 1934 году – отец вырковского гончара Антонова Тимофея Кирилловича[ii].

В Выркове игрушки лепили не только для детской забавы, а считалось, что подаренная игрушка принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот и был в Выркове обычай, особенно по праздникам дарить детям игрушки – радовать новой «потехой»: свистулькой с ярмарки.

К концу ХХ века традиция изготовления игрушки в д. Вырково оказалась прерванной. Последним мастером, выполнявшим образцы глиняной вырковской игрушки по заказу российских музеев, был Иван Леонтьевич Листов. Теперь такие игрушки можно увидеть только в музеях — в Касимовском краеведческом, Рязанском художественном музее, в Загорском музее игрушек, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

1. Богуславская Л. Русская глиняная игрушка. 1975. Л.Искусство, с.10 – 11, с.34 – 35.
2. Дайн Г.А. Русская народная игрушка. 1981. Москва «Советская Россия», с.57 – 58.; 1985. с.5.
3. Дайн Г. Русская игрушка (альбом). Москва, «Советская Россия», 1987.
4. Горбунов, Потапов В. Касимовская земля (История родного края). Рязань. 2001.
5. Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. Рязанская глиняная игрушка. Рязань. 1994, с.132. (Рязанский этнографический вестник).
6. Сенин А. Гончарных дел мастера, «Приокская правда», 20 августа 1967.
7. «Гончар», «Рязанский комсомолец». 1ноября 1980. с.4.
8. «Родом из Выркова», «Рязанский комсомолец», 28 февраля 1987.
9. «Здесь каждый взгляд неповторим», «Мещерская новь», 31июля 2001. с.1.
10. «Фантазер из Выркова», «Панорама города, 5 марта 2008, №10. с.67.
11. Паньков В. «Гончар», «Родина», 1990, №2, с.22- 23. О гончаре д.Вырково И.Есине.
12. Фрумкин А. «Рязанские глиняные игрушки» Дошкольное воспитание. 1971. №6. с.88 – 91.
13. «Гончарный промысел деревень Вырково и Ярыгино Касимовского района» (реферат), авторы Звягинцева Алина, Тутин Василий, научный руководитель Белозерова Т.В. – руководитель объединения «История родного края», Касимов. 2002.
14. «Вырково» (отчет о походе), автор Анисимова Екатерина, научный руководитель Вьюгина Н.Ю., учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ №4», 1998.
15. Е.М.Можаева «Русские игрушечные кони», М., «Советская Россия», 1976.
[i] М.Д.Малининой «Техника гончарства Мещеры д. Вырково и Ерыгино Касимовского района» (Рязанский Средне-Окский музей) – Рязань. 1931г. (исследования и материалы).
[ii] Фот

Старинные игрушки

Старинные игрушки

Старинные игрушки запись закреплена

САПОЖКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Сапожковская игрушка из деревни Александра-Прасковьинка Сапожковского района Рязанской области. В народе деревню эту до сих пор называют Глинки - в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями, которые продавались на базарах и ярмарках. Лепка глиняной игрушки здесь сопутствовала производству гончарной посуды. Потомственные игрушечницы Марфа И. и Анна Н. Сычевы, Бородулина Ольга И., Анастасия И. Жутова, Анна А. Силкина, Тимофей А. Кондратов.

Создавали здесь небольшие компактные фигурки с традиционными характером лепки и набором сюжетов, древние архаичные образы:

- маленькие свистульки в виде птичек с едва намеченными формами;
- всадники с туловом-цилиндром, словно вырастающим из спины коня;
- женские фигурки в юбках колоколом и кокошниках, с натуралистически выполненной грудью (баба-оберег),
- фигура же солдата отличается от женского образа лишь наличием гармони на месте груди.

Формам игрушек придавалось больше значения, чем цвету. В росписи использовали помимо полосок и традиционную поливу зеленого цвета.

Вот барышня с гармошкой, как раз с поливой. Ну правда хороша?) Сапожковские игрушки древние, языческие, статичные, монументальные, с цельной нерасчлененной формой, приземистых пропорций. Местная глина не давала возможностей пластики и изящества.

Игрушка архаична абсолютно, монументальна, даже в малой форме, выразительна без лишних подробностей, баба с крестом – так это два младенца и две груди, кормилица, все же ясно, зачем детали? Все лишь намечено, условно, обобщенно.

Читайте также: