Глиняные игрушки в доу

Обновлено: 17.05.2024

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

ВложениеРазмер
proekt_narodnaya_igrushka.docx 846.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 38 г. о. Самара

Образовательный проект

«Народная игрушка из глины»

г. Самара Автор Лошкарева Наталия Николаевна

«Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

  • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки из глины.
  • Научить изготовить игрушку.
  • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

По характеру предметной области: Социализация

По составу – групповой

По продолжительности средней продолжительности (2.04.15- 28.04.15.)

Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Узнать разнообразие игрушек из глины, содержание игр с ними
  • Уметь организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
  • Научиться изготавливать глиняные игрушки.

Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у Дымковской игрушки»

Предполагаемый продукт проекта: Выставка творческих работ детей.

Схема осуществления проекта

Интегра-ция образова-тельных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей

Работа с родителями

2.Беседа о жизни детей в прошлом, о их занятиях, играх, игрушках.

3.Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства 4.Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом.

5.Сюжетно- ролевая игра» Мага-

зин игрушек», «Идем в музей».

1.Подбор русских народных сказок

2.Подбор дидактических игр

3.Альбомы «Народная дымковская игрушка».

4.Иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

1. Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) 2Наглядная агитация, папки-передвижки.

.3Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке»,

1.Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»

2. Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая)

3.НОД «В гости к сороке»

5.Рассматривание иллюстрации разновидности народной игрушки 6.Иллюстрации в книгах Выставка народных игрушек

4Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»

1.Театрализованная игра «Репка из матрёшки» 2.Загадки о народных промыслах Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц,

3.Д.игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»

4. Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни»

5.Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку»

«Как сделать игрушку вместе с ребенком»

2.Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем»

ция»Народ-ные игры в

1. Рисование НОД«Дымковский конёк»

2. Аппликация «Украсим барышню»

3. Конструирование «Магазин игрушек»

4.Разучивание частушек 5.Хороводная игра «В небе жаворонок пел»

6.Пляска «Мы матрёшки»

7.Оркестр народных игрушек»

1Вечер развлечения «В гостях у Дымковской барышни»

Выставка творческих работ детей

Родители участвуют в подготовке проведения развлечения.

Вывод: Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.

Опрос детей 02.04.15. Принимало участие 18 детей.

1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?

2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

Ты знаешь как с ней можно играть?

3.У тебя дома есть народные игрушки?

Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой.

Опрос детей 27.04.15. Принимало участие 18 детей

Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.

2. Участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группы воспитатели Данилова А. М., Пустовалова А. В., музыкальный руководитель – Панова Л. Г.

3. Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту :

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, окружающий мир, кружок «Мастера и мастерицы».

4. Тип проекта : исследовательский, творческий

Проблема: в современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к народной глиняной игрушке. Опрос детей показал, что дети плохо различают изделия народных промыслов, отличие их друг от друга

Одним из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненным и народным является игрушка. Традиции ремесла и искусства игрушки передавались из поколения в поколение. Игрушка близка к фольклору, она создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Особый интерес у детей вызвала глиняная игрушка свистулька, возникло желание освоить технологию изготовления такой игрушки.

7. Цель проекта : Изучение народных промыслов, глиняных игрушек.

8. Задачи проекта :

1. Определить: Что такое глиняная игрушка?

2. Исследовать историю возникновения глиняной игрушки.

3. Изучить глиняную игрушку в современности.

4. Выяснить процесс изготовления глиняной игрушки.

5. Представить глиняную игрушку в исполнении детей и родителей.

9. Необходимое оборудование: глина, стеки, акриловая краска, кисти, баночка, лак.

10. Предполагаемый продукт проекта : глиняная игрушка – свистулька.

Участники проекта :

Срок реализации проекта : апрель - май 2018 года.

Принципы реализации проекта :

• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для проявления способностей каждого ребенка.

• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия педагога и ребенка

• Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста

• Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

• Принцип последовательности. Заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности.

Формы реализации проекта : :

• Посещение библиотеки (поиск информации).

• Беседа «Глиняная игрушка».

Практические занятия: изготовление глиняной игрушки.

№П/П ЭТАП ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Выбор и обоснование проекта Постановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Беседа о глиняной игрушке. Поиск литературы, иллюстраций. Просмотр презентации «Глиняная игрушка».

2. Выбор изделий, материалов и инструментов. Просмотр презентаций в интернете по изготовлению игрушки – свистульки из глины Приготовление материалов и инструментов.

3. Выбор оптимальной технологии. Планирование работы с опорой на технологические карты. Повторение правил безопасного труда. Запись плана работы.

4. Практическая работа и корректировка деятельности. Критерии оценки качества изделий. Изготовление глиняной игрушки, которая должна звучать.

5. Корректирование проекта. Предложения по усовершенствованию. Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации.

6. Защита проекта. Праздничная защита коллективного проекта. Защита проекта.

1) Беседа с презентацией «Глиняная игрушка».

1 История возникновения глиняной игрушки.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко 2 тысячелетию до Рождества Христова.

Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веках, это были свистульки в виде коней, птиц, фигурок людей.

Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу".

Игрушечное производство в 17-18 веках достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью: лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами.

Уникальный центр народного творчества - деревня Хлуднево, Калужской области.

Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой – женский промысел - изготовление глиняной игрушки.

Широко известны такие народные промыслы как - Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

2 Глиняная игрушка в современности.

Если раньше в старину глина использовалась человеком в бытовых целях. Из нее изготавливали посуду (горшки, тарелки, детские игрушки и сувениры. То в наше время глина и изделия из нее стали как видом декоративно-прикладного творчества, изучаемое детьми в кружках. Глиняные изделия используются как сувениры, подарки и все реже в быту.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная

глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Практические занятия: изготовление и оформление глиняной игрушки.

Процесс изготовления глиняной игрушки.

Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки прост до безобразия : смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера, есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепой абстракцией.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой.

А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

1) Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту.

2) Выставка детских работ.

3) Презентация проекта.

№ п/п Мероприятие Сроки Ответственные

1. Разработка и утверждение плана проекта 12-13 апреля Дети. Педагоги. Родители

2. Экскурсия в библиотеку 16 апреля Воспитатели, родители

3. Просмотр презентаций о народных промыслах 17 апреля Данилова А. М.

4. Игра «Народные промыслы» 18 апреля Пустовалова А. В.

5. Выставка «Глиняная свистулька» 19 апреля Панова Л. Г.

6. Дидактическая игра «Лото по народным промыслам» 20 апреля Пустовалова А. В.

7. Занятие лепка из глины «Птички» 23 апреля Данилова А. М.

8. Игра «Что, где, когда?» 24 апреля Пустовалова А. В.

9. Музыкальное занятие «Чарующий звук» 25 апреля Панова Л. Г.

10. Мастер-класс «Птичка – свистулька» 27 апреля Данилова А. М., родители. дети

11. Оформление глиняной игрушки 3 мая Данилова А. М.

12. Презентация проекта 11 мая Дети

Наименование Цена (р.) Количество (шт.) Стоимость (р.)

1 Глина для лепки 115 2 230

2 Краски акварельные 200 200

Себестоимость: 430 : 16 шт. = 26 р. 80 коп.

Методические материалы для проекта

Учебник: Конышева Н. М. Чудесная мастерская: М. : Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000. – 160 с. ; ил

Книги: Федотов Г. Я. дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел.

Кн. для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с., ил.

Ожидаемые результаты: Предполагается, что в результате реализации проекта дети

1. историю возникновения глиняной игрушки;

2. применение глиняной игрушки в современности;

3. процесс изготовления глиняной игрушки.

1. находить нужный материал в дополнительной литературе;

2. использовать для дополнительных сведений материалы библиотеки;

3. лепить и оформлять глиняную игрушку;

Основы художественного ремесла. В. А. Барадулина, М., «Просвещение», 2007.

Народное декоративно-прикладное искусство. Л. Д. Роднели, М., «Просвещение», 2014.

Сказку сделаем из глины, теста, снега и пластилина. В. С. Горичева, М. И. Нагибина, Ярославль - «Академия развития», 2008.

А. А. Грибовская «Детям о народном искусстве» Учебно-наглядное пособие. М., «Просвещение», 2012.

Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся». М., «Просвещение», 2014.

Свободная интернет – энциклопедия «Википедия».

Лепка «Разноцветные глиняные снежинки»

Лепка «Разноцветные глиняные снежинки» Оборудование:ткань (желательно натуральных волокон,скалка,глина,стеки,трафарет,зубочистки (или другие тонкие палочки,емкость с водой,влажные.

Краткосрочный проект «Неделя игры и игрушки» Проект «Неделя игры и игрушки» Цель проекта. Дать представление детям об игрушках. Создать праздничное настроение. Способствовать развитию.

Краткосрочный проект на тему «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Дюймовочка» Воспитатель : Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.

Презентация «Игрушки не простые — глиняные, расписные» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 128 Игрушки не.

Проект «Игрушки» для детей 2–3 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА(2-3года) Тема.

Проект «Игрушки» (первая младшая группа)

Проект «Игрушки» (первая младшая группа) Тип проекта: познавательно - творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: групповой. Участники проекта: дети группы.

Проект «Игры-игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 «Городок» г. Мытищи Московская область ПРОЕКТ «ИГРЫ И ИГРУШКИ».

Проект «Наши игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок» (3 корпус) Проект «Наши игрушки» для детей раннего.

Краткосрочный проект «Игрушки» ГБОУ 2120 Д-4 СЛОНИКИ ТЕМА: «ИГРУШКИ» Воспитатель: Меджидова Ф. К. 2018. Тип проекта: исследовательско – творческий.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Михневский центр развития ребенка – детский сад «Осинка Ступинского муниципального района

Конспект образовательной деятельности

в средней группе

по теме: «Игрушка из глины»

Подготовила и провела:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Каминская С.В.

Цель: Продолжать знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства на примере дымковской игрушки. Учить слушать воспитателя. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные элементы и цветовую гамму. Воспитывать любовь к Дымковской игрушке и людям, сделавшим ее. Формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Задачи: Образовательные

· Знакомить детей с промыслами русского народа, процессом изготовления Дымковской игрушки.

· Обогащать лексику яркими эпитетами, сравнениями.

Развивающие:

· Развивать умение устанавливать связь между поделками и людьми, их сравнением.

· Развивать навыки Дымковской росписи, используя характерные для данного промысла эпитеты и цветовую гамму.

Воспитательные

· Воспитывать любовь к русской народной игрушке, народному быту.

· Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Области:

· В ходе образовательной деятельности реализуются задачи по следующим образовательным областям:

Здоровье:

· Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Физическая культура:

· Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.

Социализация:

· Формирование патриотических чувств.

· Воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам.

Познание:

· Формирование ценностей картины мира, расширение кругозора детей.

Коммуникация:

· Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Чтение художественной литературы:

· Развитие литературной речи;

· Приобщение к собственному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Художественное творчество:

· Развитие детского творчества;

· Приобщение к изобразительному искусству.

Музыка:

· Приобщение к музыкальному искусству.

Демонстрационный материал:

- Иллюстрации с изображением дымковской росписи;

Раздаточный материал:

- Фигурки Дымковских игрушек, вылепленных из соленого теста (по количеству детей).

- Краски гуаш на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой, подставки для рисования.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель предлагает сесть.

Славилась Россия чудо-мастерами Дерево и глину в сказку превращали Красками и кистью красоту творили, Своему искусству молодых учили.

То есть это мастера, которые делали игрушки из глины. И назвали эти игрушки Дымковские. Почему Дымковские? Вы сейчас узнаете. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город Киев, видно заречную слободу Дымково (слобода это село или деревня). Зимой, когда топятся печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, все село будто в дымку, здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера. У детей не было игрушек как у вас сейчас. И задумали тогда взрослые порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки и расписали их красками. Так и появились Дымковские игрушки: барыни, козлики, лошади, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям. Вначале были свистульки. Всю зиму взрослые лепили их для ярморки. Из небольшого глиняного шарика с отверстием, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка (воспитатель показывает игрушки). Эти свистульки продавались на ярморке. Взрослые охотно покупали их для детей. Заливной свист свистулек слышался на всю округу. Свист свистулек зазывал народ на ярморку, или народные гулянья, веселился народ. (воспитатель демонстрирует свист) . Но вот приходит зима и снова в Дымково принимаются за дело. И так каждый год. Много, много лет. Сто, сто пятьдесят. А может и более того. Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки своим внучкам. Так дошло до наших дней. Теперь в центре города Киров есть художественные мастерские, где изготавливают Дымковские игрушки.

Если заглянуть в мастерскую, то мы увидим: мешки с мелом, ящики с красками, молоко, глину. Вот почти и все, что нужно для изготовления чуда, которым любуются все. Любая фигурка это ручная работа, сделанная в единственном экземпляре. Сейчас в мастерских специальные печи обжига. А раньше игрушки закаливали в русских печах. Печи топили жаркими березовыми дровами, и ставили фигурки в печь. Из печи они выходили закаленные, крепкие, звонкие. Потом разводили на молоке мел и белили игрушки. А затем наступала пора расписывать их. Если мы рассмотрим узор, то увидим, что он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.… Зато краски яркие – малиновые, красные, зеленые, желтые. Каждый цвет словно соперничает друг с другом. Когда смотришь на игрушки, на душе становится радостно и празднично! А ведь все это из глины. А посмотришь на глину – ничего на ней, кроме крапивы, не растет.

Хотите заглянуть в одну из мастерских и полюбоваться игрушками? (воспитатель приглашает в мастерскую полюбоваться Дымковской игрушкой)

1. Из глины козлик в яблоках Собою хорош, очень пригож.

2. А вот олень на стройных ногах, Вся краса у оленя в рогах.

3. Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!

4. Что за конь! Только тронь – Со всадником вместе Ускачет верст за двести!

5. Конь домчит до карусели. На седло залез Емеля. Влез, встал, засвистал, Засвистал и поскакал.

6. Поглядите, каковы, И нарядны, и новы Расписные сани И пригожий Ваня!

7. Всех нарядом удивил, Крылья важно распушил, Хвост, как солнечный цветок, Ярко-красный гребешок!

8. Корова с дояркой

9. А вот дымковские барыни: У них руки крендельком, Щеки будто яблоки С ними издавна знаком Весь народ на ярморке.

10. По улице мостовой Шла девица за водой, Шла девица за водой, За холодной ключевой.

11. В лодке кавалер с барышней.

Все, что окружало людей то они и лепили: свистульки, всалников, карусели, барышень. И все это продавали на ярморке, где проходили гулянья.

Давайте мы с вами поводим хоровод. Приглашайте гостей. (Хоровод пришла весна)

Воспитатель: Хотели бы вы стать мастерами и расписать свою Дымковскую игрушку? Приглашаю всех к столу расписать козлика. (Звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Как называлось село где изготавливались игрушки? (Дымково)

Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом Голубые дали, а село большое Дымково назвали.

Воспитатель: Из чего лепили игрушки? (Глина)

Белоснежны на березке Кружочки, клеточки, полоски – Простой казался бы узор, Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Действительно взор отвести не в силах. Нравятся вам игрушки?

Что мы видим! Это диво! Сколько радости вокруг! Все игрушки так красивы, Аж захватывает дух!

Действительно дух захватывает.

Волшебницам вятским Родной стороны Большое спасибо сказать мы должны За то, что их руки не устают И сказочных кукол для всех создают.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.



ПРОЕКТ

https://www.culture.ru/storage/images/67f085add98fc0fc9a1f5edaebf32885/78d2390da30a530a5499046612321621.jpg

Подготовила и провела

воспитатель средней группы №11

МБДОУ «Детский сад №14 «Кораблик»

Хомченко Любовь Федоровна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

https://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/03/Filimonovskaya_igrushka_2-768x768.jpg

Игрушка – это часть культуры народа. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью. Она имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации.

В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей.

Являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.


МАТРИЦА ПРОЕКТА

1. Пояснительная записка: Значимость народной игрушки

2. Актуальность, проблемы.

3. Цель и задачи, предполагаемые результаты .

4. Материально-техническое обеспечение, продукт проекта.

5. Этапы реализации проекта

6. Формы и методы работы с детьми и родителями по образовательным областям

7. Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям

8. Результаты по проекту

9. Перспектива развития проекта

https://www.culture.ru/storage/images/383aefa6dfbed02a8c5925e1ac9ed8df/4d9f482e6519ba06e8d911e37d068c89.JPG


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека… »

К. Д. Ушинский

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой

Продолжительность: среднесрочный (январь- март 2021г.)

Участники проекта : воспитатели, воспитанники средней группы №11,

Актуальность

В наше время дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки.

Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с глиняными игрушками дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс.


Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не вла-деет достаточной информацией о русской народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки необходимо знакомить детей с народной глиняной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России .

Способствовать формированию познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с народной глиняной игрушкой.

ü познакомить с разнообразием русских народных глиняных игрушек

ü знать характерные особенности разных промыслов ;

ü развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.

ü развивать желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

ü развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

ü обогащать и расширять словарный запас детей;

ü воспитывать интерес к истории и культуре русского народа, к народному творчеству, патриотические чувства.

Родители:

ü повышать компетентность родителей в вопросах воспитания с исполь-зованием народно - прикладного искусства

ü развитие совместного творчества родителей и детей;

ü развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

ü заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

ü привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством ;

Педагоги

ü пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки;

ü разработать методические рекомендации для педагогов и родителей

ü подобраны дидактические игры по теме проекта


Предполагаемые результаты

Ø для педагогов

¾ повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

¾ создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с народной игрушкой

¾ поддерживание эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и педагогами.

Ø для детей

¾ познакомятся с народными промыслами (Филимоново, Дымково, Каргопольская игрушка), их характерными особенностями;

¾ повышение интереса детей к народной глиняной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

¾ развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

¾ возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности ;

¾ активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.

Ø для родителей

https://i2.wp.com/mam2mam.ru/upload/medialibrary/5bd/35212c2cd153f015f24a458de90feb66.jpg

¾ активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ

¾ осознание родителями важности поддержки интереса у детей к народной культуре;

¾ участие родителей в совместной деятельности с детьми по созданию глиняных игрушек для мини – музея народной игрушки


Используемые педагогические технологии

ü Проектный метод.

ü Здоровье сберегающие технологии.

ü Обучение в сотрудничестве.

ü Информационно - коммуникационные технологии.

ü Исследовательские методы в обучении.

Работа над проектом осуществлялась

ü во время непрерывной образовательной деятельности;

ü в ходе режимных моментов;

ü в самостоятельной деятельности детей;

ü в совместной деятельности.

Материально-технические ресурсы:

Ø Телевизор для просмотра презентаций, мультфильмов

Ø Наглядно-методические пособия

Ø Предметы декоративно-прикладного искусства для выставки народной игрушки

Ø Настольные игры и дидактические игры: пазлы, лото, домино и др

Ø Игровые и изобразительные материалы.

Продукт проекта

Ø Методические рекомендации для родителей, педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой .

Ø Создание картотек: дидактические игры, загадки, стихи, потешки, подвижные игры, физ.минутки и пальчиковые игры о народных игрушках

Ø Информационно-методический материал для родителей (сборник консультаций) о народной игрушке

Ø Создание мини – музея «Народная игрушка» с игрушками, созданными из глины основе народных промыслов

Ø Презентации «Проект «Мир глиняной игрушка», «Педагогам о народной глиняной игрушке»

Форма итогового мероприятия:

Вечер развлечения «Ярмарка народных глиняных игрушек»


Этапы проекта

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (информационно-аналитический)

Цель : Создание организационных условий обеспечивающих реализацию педагогической системы работы по проблеме.

Ø Определение темы, целей и задач проекта;

Ø Подбор и изучение литературы по теме;

Ø Выявление уровня знаний детей о народной игрушке;

Ø Анализ пространственно-предметной среды группы;

Ø Подбор наглядно-дидактического материала;

Ø Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;

Ø Составление перспективного плана работы по данной теме;

Ø Анкетирование родителей «Ч то знает ваш ребенок о народных глиняных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

2 этап – ОСНОВНОЙ (организационно-практический)

Цель : Оптимизация процесса ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Ø Проведение занятий по ознакомления с различными видами глиняной игрушки

Ø Подбор презентаций о народных промыслах

Ø Составление картотек стихов, загадок, дидактических и подвижных игр к проекту

Ø Мастер-класс в виде презентации для родителей по созданию игрушки, консультации для родителей по теме проекта;

3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – итоговый (презентация проекта).

Цель: Подведение итогов работы про проекту.

Ø Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Ø Соотнесение результатов с поставленными целями;

Ø Формулировка выводов; обобщение опыта в форме презентации,

Ø Отчет на педагогическом совете с использованием презентации.

Ø Проведение вечера развлечения «Ярмарка глиняных игрушек»

Ø Выставка работ детей по теме проекта

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА



Формы и методы работы с детьми и родителями

по образовательным областям

Ø Работа с детьми

¾ Знакомство с видами игрушек, разнообразием материалов

¾ Знакомство с промыслами (Дымково, Филимоново, Каргопольская игрушка)

¾ Обыгрывание ситуаций в сюжетно -ролевых играх «Магазин игрушек», «Ярмарка», «Семья»

¾ Просмотр мультфильмов по сказкам.

¾ Дидактические игры: пазлы, лото, домино и др..

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0760/0011ba9f-27319f75/hello_html_4994d925.jpg

¾ Чтение стихотворений, сказок и их обсуждение.

¾ Загадывание загадок об игрушках, промыслах.

¾ Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений, потешек

¾ Словесные дидактические игры

¾ Рассматривание народных игрушек, дидактических пособий

¾ Чтение стихотворений и рассказов, сказок

¾ Прослушивание русских народных песен

¾ Конструирование, аппликация и лепка игрушек


Ø Работа с родителями

¾ Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

¾ Анкетирование родителей «Ч то знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

¾ Помощь в пополнении уголка народной игрушки.

¾ Презентация «Мастер-класс по созданию глиняной игрушки»

¾ Презентация для группового сайта родителей «Знакомство с народной глиняной игрушкой»

¾ Совместное изготовление родителей с детьми глиняных игрушек для мини-музея

¾ Консультации «История народной игрушки», «Русская народная глиняная игрушка», «Загадка дымковской игрушки»

https://www.i-igrushki.ru/upload/iblock/d8c/d8c5c81ed987eaa1ee9d0d53eddc1bcf.jpg

¾ Помощь родителей в распечатке и изготовлении раскрасок, дидактических игр и пособий к проекту «Мир глиняной игрушки»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МК ДОУ «Кировский детский сад»




« ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»

Исполнитель: Петров Ваня

Воспиатанник подгот. группы

Кировского детского сада

Руководитель: Бухтоярова Ирина Анатольевна

Кировского детского сада.

1. ВВЕДЕНИЕ ………. 2

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………. 4

· История создания глиняной игрушки

· Выбор изделия, материала и оборудования

· Этапы выполнения проекта

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………. …. 9

· Результаты проделанной работы

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. 10

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы: У меня много разнообразных красивых игрушек из современных материалов. Мне нравится ими играть. Но меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием .

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны . В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Гипотеза: я предположил ,что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга.

Цель исследования: – Узнать как можно больше о глиняной игрушке, её истории, особенностях .

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

3.Приобщиться к искусству народного промысла.

4.Слепить и оформить изделия народного промысла дымковскую

филимоновскую, каргопольскую глиняную игрушку.(слайд 2)

Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Из большого многообразия народных промыслов глиняной игрушки основной проблемой моей работы является выбор моделей, которые я буду лепить.

Методы исследования: Посещение занятий кружка лепки из глины, рассматривание образцов игрушек, репродукций и иллюстраций, материалы из Интернет-ресурсов.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (слайд 3)

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

triffid_01

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X - XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI - XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, мне необходимо ознакомиться с основными направлениями художественных промыслов, которые развиты в нашей стране.

Дымковская игрушка (слайд 4)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/093d/00028dc4-a567e2fa/hello_html_4115b5a7.jpg

Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

Филимоновская игрушка (слайд 5)

e964326e5dd036707865aea0c50a599d

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

Каргопольская игрушка (Слайд 6)

%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B112

В Каргополье есть игрушка

Очень старая. Зверек

Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду. Животных в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Свои исследования я поместил в сравнительную таблицу (см. Приложение ).

В разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

Для выбора проекта изделия я изучил историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Я тоже пожелал стать немного мастером и изготовить игрушки по мотивам промыслов Дымки, Филимоново, Каргополя.

Определиться с материалом и оборудованием мне помогла руководитель моего проекта Ирина Анатольевна.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовал местную глину, добытую в с. Первомайское Мишкинского района.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее сбрызгивают водой (см. Приложение ).

Глина готова к работе.

Теперь с помощью стеки можно приступить к лепке игрушки.

(Практическая часть. Поэапное выполнение.) (слайды 7,8,9)

После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи изделия (Слайд 10 ).

В презенации я показал как я лепил каргопольскую игрушку.

На занятиях кружка лепки из глины «Волшебная глина»(слайд 11) я много узнал о народных промыслах и изготовил дымковскую барышню и филионовского козлика.(слайд 12) Эти работы представляю вашему вниманию.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 12)

Изучив историю и технологию создания глиняной игрушки, основные направления художественных промыслов и их различия, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:

· Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.

· У каждого промысла были свои секреты и традиции. Форма игрушек всегда пластична, но в разных местах России мастера оригинально подходили к созданию ее образа.

· Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

· Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

3. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

4. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

5. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

6. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

7. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

8. Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987

9. Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997

-меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием.

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры.(слайд 1).

- Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.(слайд 2)

- Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону(слайд 3).

- Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области.(слайд 4)

- Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки,(слайд 5)

- Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 6,7,8,9)

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

Читайте также: