Городецкая деревянная игрушка сообщение 3 класс

Обновлено: 12.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Городецкая игрушка. Сергей Соколов


Много слов написано о городецкой росписи, а вот о городецкой игрушке сказано не в пример меньше. Изданы прекрасные книги с прялками и досками, но информацию об игрушках и игрушечниках нужно собирать по крохам, по отдельным абзацам. А ведь явление это для русской игрушки значимое. Правда, промысел не умер - кое-какие фигуры делают на фабрике. Но они лишь отдаленно напоминают изделия старых искусных мастеров.
Тем радостнее, что в настоящее время работает замечательный резчик, художник Сергей Соколов.
















СЕРГЕЙ СОКОЛОВ – ПУТЬ МАСТЕРА ИЗ ГОРОДЦА

Городец – древний город в Нижегородской области. Когда-то он был столицей княжества. Потом запустел и превратился в село. Славу ему стали добывать не князья, а искусные мастера, виртуозно владевшие топором. Вроде бы этим на Руси никого не удивишь. Но городецкие мужики, за чтобы не брались, творили нечто особенное. В бурях ХХ века многие из их умений забылись, и в XXI вполне могли бы кануть в Лету. Если бы не Сергей Соколов. Сегодня он – главный хранитель городецкой художественной работы с деревом.

Сергей Федорович родился в 1960 году. Детство будущего резчика-виртуоза прошло на Студеной – одной из улочек старого Городца. В этом городе все напоминает о седой старине. В центре едва ли не каждый дом украшен удивительной красоты резьбой. Но к середине ХХ века резчиков здесь почти не осталось. Городецкие мужчины теперь работали с железом, а не с деревом. Вот и отец Сергея, Фёдор Агапович Соколов, был токарем по металлу.

Сергей в отца рос парнем рукастым. И в то же время с детства в нем жила тяга к художественному творчеству. На всю жизнь запал Сергею в душу однажды увиденный по телевизору фильм: мальчику не давали вырезать; и вот он чистит картошку, а из под ножа появляются картофельные скульптурки. После просмотра этого фильма у Сергея Соколова появились первые мечты о резьбе.

Но до их воплощения было ещё ой как далеко. Путь к своему делу, делу жизни, для Сергея Федоровича не был простым. Как положено два года он отслужил в армии (1978 – 1980). Окончил Горьковское профессионально-техническое училище № 6, где получил востребованную профессию радиомеханика. Работал телевизионным мастером. Душа, однако, жаждала чего-то большего. Молодой телемастер обожал всякие выставки, собирал художественные открытки. Но просто созерцать красоту, ему тоже было мало. Жила потребность сотворить нечто собственными руками. Но что?

В 1983 году Соколов увидел альбом Сергея Тимофеевича Коненкова, скульптура удивительной судьбы и чрезвычайно широкого диапазона дарования. Сергею особенно запали в душу чудные деревянные скульптуры Коненкова из «лесного цикла»: «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1910), «Старик-лесовик» (1917). Захотелось сделать что-то подобное. Сергей достал из поленницы березовую плаху и начал вырезать. Сразу конечно воплотить задуманное не удалось. Тем более, что инструментов у него, по сути, не было. Вырезал Сергей просто заточенной отверткой. Но упорство взяло своё. Начало получаться. А, когда получается, хочется ещё. И вот тут вмешался Его Величество Случай.

Однажды зимой 1990 года Сергей Соколов пришел ремонтировать телевизор к очередному клиенту. А это был не кто-нибудь, а Валерий Георгиевич Зеленин – легенда городецкой резьбы по дереву. Зеленин помог инструментами, советами. Соколов считает его своим учителем.

После этой судьбоносной встречи Сергей Федорович Соколов оставил работу радиомеханика и засел за резьбу. Ушёл, что называется в свободное плавание. В тридцать лет, имея семью и двоих детей, не побоялся круто изменить свой жизненный путь.

Начинал Сергей Соколов с небольших деревянных скульптурок. Главные герои – мудрые и улыбчивые старички – дед и бабка. От коненковских вещей Сергей взял для них прищур и взгляд с хитринкой. Стесняясь, начинающий мастер принес несколько своих резных старичков в Городецкий историко-краеведческий музей, показал директору, Вере Викторовне Бровиной. С трепетом ждал оценки. А заезжие туристы их вдруг разом купили. Да ещё других запросили.

Скульптур из этой серии Сергей Федорович сделал много, благо спрос был большой. Людям сразу полюбился образ обаятельного дедушки. Старичок с гармошкой, с котом – все работы сразу находили покупателя. Практически все скульптуры из этого цикла сейчас находятся в частных коллекциях. Вырезал их Соколов из березы и немножко тонировал.

Профессионально занявшись резьбой по дереву, Сергей Федорович стал изучать городецкие традиции этого вида искусства. Он с головой погрузился в мир нижегородской «глухой» резьбы. Само это название действовало на него завораживающе.

Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Так украшали корму и борта волжских судов и лобовую доску крестьянской избы (эта доска закрывает место соприкосновения фронтона крыши с верхним венцом сруба).

Основой узора нижегородской глухой резьбы является волнообразно идущая растительная ветвь. В прибрежных районах Волги в орнамент часто вводили изображения полуженщин-полурыб (здесь их величают «фараонками»), львов, двуглавых орлов, сказочной птицы Сирин и прочих диковинных существ.

Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной (улица Андрея Рублева, 16). Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных. Неизвестный мастер в середине XIX века выполнил его в стиле городецкой домовой резьбы. В бурном ХХ веке шедевр едва не погиб. В музее уцелела только его верхняя часть. В 1994 году Сергею Соколову доверили воссоздать это чудо искусства, и с тех пор оно не перестает радовать жителей и гостей Городца.

Работа над надвратной доской дома графини Паниной принесла Соколову известность и ещё большую востребованность. С 1995 года он режет пряничные доски для ООО «Городецкий кондитер». Массовое производство печатных пряников в Городце началось в XVII веке. С помощью пряничной доски отпечатывали лицевую сторону пряника. Отсюда и название – печатный пряник. Изображения на пряничных досках были чрезвычайно разнообразны. Это сказочные птицы, рыбы, веселые лошадки, симпатичные котики. С середины XIX в. на пряниках появляются пароходы и

паровозы. После революции 1917 года промысел затух. Его возрождение произошло в 1970-е. Тогда пряничные доски начал делать резчик фабрики «Городецкая роспись» Валерий Зеленин. Сейчас без покупки местного печатного пряника из Городца не уезжает ни один турист. И многие из этих сладких шедевров созданы фантазией С.Ф.Соколова.

Традиционные сюжеты городецких пряничных досок и домовой резьбы в середине 1990-х вдохновили Сергея Соколова на создание цикла резных панно. Эта форма художественной обработки дерева начала развиваться мастерами фабрики «Городецкая роспись» (М.А. Логинов, В.Г. Зеленин, А.Я. Колов) в 1970-е годы. Соколов сумел здесь сказать своё слово. Панно Сергея Федоровича «Птица Алконост» и «Китоврас» привлекли внимание главного знатока городецкого народного искусства С.П.Чуянова, который в 1996 году написал о молодом мастере в крупнейшей областной газете «Нижегородская правда». Чуянову особенно понравился добрый крестьянский юмор, пронизывающий вещи Соколова.

Ещё один источник вдохновения для Сергея Федоровича в этот время – Библия, жития святых. Он с увлечением копирует древние иконы. Плодом осмысления библейских сюжетов в крестьянском, народном восприятии стало панно «Искушение Адама».

В это время к Соколову приходит признание уже и на всероссийском уровне. В 1997 году на II всероссийском фестивале «Тайны дерева» он занимает 3 место. А в 1998 году на III фестивале с панно «Борис и Глеб» и «Застолье» завоевывает Гран-при.

Итак, одна вершина покорена, что дальше? Совершенствовать себя в резьбе или искать новые формы самовыражения? В 1998 году Сергей находится на перепутье. Возникает мысль попробовать себя в живописи. Его привлекает творчество Кандинского, городецкого художника Расторгуева. Однако мастера ожидает совсем другой поворот биографии.

Толчок к нему дала выставка деревянной игрушки из Германии и России «Хапельман & матрешка», которая проходила в Нижнем Новгороде с 12 августа по 19 сентября 1999 года. Там Соколов обратил внимание на произведения своих земляков-городчан (И.А.Мазина, Ф.С. и Т.Ф.Краснояровых) и поразился, насколько они обаятельные и, что называется, живые. Немедленно захотелось заняться именно этим.

История городецкой игрушки насчитывает как минимум полтора века. Один её вид берет начало от балбешек середины XIX века. Согласно Далю «балбёшка» – это «чурбашек», «чурка», «болвашек». Такой чурбашек раскалывали пополам. Получалось поленце, плоское спереди и полукруглое сзади. На его передней ровной поверхности ножом создавали контур фигуры. Заднюю часть обстругивали, но не шлифовали. Ведь её не нужно было покрывать краской. Переднюю часть раскрашивали. Эти куклы-балбешки чаще всего изображали «барынь», «нянек» и «кормилиц». А ещё котов и петухов. Главным средоточием промысла являлось село Курцево.

В более – менее крупных размерах этот промысел существовал недолго. Уже вначале ХХ века топорно-щепная балбёшка не выдержала конкуренции фабричной игрушки, а также кустарной игрушки из Сергиева Посада и правобережной части Балахнинского уезда (современный Чкаловский район).

В 1922 года центром бывшего Балахнинского уезда стал Городец. Естественно игрушки сделанные в правобережной части уезда, в Новинках, Леденцове, Телячьеве (запряжки коней, «колески»-каталки) в искусствоведческой литературе тоже стали называть «городецкими». А во второй половине ХХ века с легкой руки основателя фабрики «Городецкая роспись» Аристарха Евстафьевича Коновалова эти «тройки», «кони в упряжи», каталки стали делаться уже в самом Городце. Это и есть второй вид городецкой игрушки.

Особого искусства в изготовлении таких вещичек достиг Тимофей Федорович Краснояров из Курцева. Кроме того, этот мастер разработал уникальные движущиеся композиции с использованием музыкальной шкатулки. Это уже третий вид городецкой игрушки.

Сергей Соколов освоил все три её ипостаси. Начал с топорно-щепной балбешки. Поначалу использовал реальные щепки, которые всегда остаются после колки дров. Потом стал делать полукруглые березовые щепки специально. Выпиливал нужный контур электрическим лобзиком. Лицевую сторону расписывал. Причем наносил краску (акварель) сразу на дерево без грунтовки. Потом покрывал олифой. Позднее Сергей Федорович стал грунтовать свои вещи натуральной олифой и перешел от акварели к темпере, которая дает более насыщенный яркий цвет.

Образцом служили фотографии шедевров старых мастеров. Соколов работал строго в рамках их канонов. Поэтому тыльную сторону куклы он лишь обстругивал, но не шлифовал и не раскрашивал, чтобы было можно видеть фактуру необработанного дерева. Сюжеты традиционны для городецкой росписи. Мне особенно милы его парень в синей рубахе с барышней-скромницей. В соответствии с традицией лица их белы, а на белом фоне уверенными черными штрихами даны глаза, носы, губы. А как точны движения губ и бровей!

Есть у Соколова и серия красных и бурых коней на колесиках. Это дань той городецкой игрушке, которая родом из Новинок, Леденцова, Телячьева – из нынешнего Чкаловского района. Один такой скакун имеется в моей коллекции. Кстати колесики это отдельная история. Как сделать так, чтобы колесики свободно крутились, но не слетали – без клея, гвоздей или других приспособлений? Эта старинная хитрость народных мастеров Сергею Соколову хорошо известна.

Параллельно Сергей Федорович научился делать игрушки в стиле Тимофея Красноярова. Начал с упряжек. Эти забавные лошадки с лихими возницами пользовались особым спросом.

Потом Соколов стал разгадывать секрет знаменитых движущихся игрушек Тимофея Красноярова. Все оказалось просто и потому гениально. Есть ручка, которой вы вращаете деревянный круг, спрятанный внутри игрушки. Он крутится и трется о другую плоскость с закрепленными на ней фигурками, приводя в движение уже её. Таков принцип действия «Карусели» Красноярова и других его шедевров этого типа. Соколов по этому образцу сделал свою «Карусель», которая быстро нашла покупателя.

Целый ряд чудесных работ Сергея Соколова радует посетителей Детского музея в Городце. Вот принц верхом на скакуне. Конь стоит на колесиках и когда катится, доблестный принц взмахивает мечом. Ну, чем не диво для ребенка? А это заяц с печальными глазами. Глядя на него, сразу в памяти всплывают строки Рубцова, Помните? «Заяц в лес бежал по лугу, я из лесу шёл домой. Бедный заяц с перепугу так и сел передо мной». В спинке у зайца тайничок. Такие любил делать в своих игрушках Тимофей Краснояров.

Ну и, конечно, нельзя без кота. Кот Соколова мудр. Глаза его зелены. Игрушка плоская. Изображение создается выемками, которые подкрашены акварелью. Здесь мастер вплотную подошел к созданию нового типа городецкой игрушки – игрушки собственно Соколовской.

Поиски мастера в этой области видны уже в панно «Падение Икара» (2003). Оно выполнено в технике контурной резьбы с подкраской акварелью. Похожая техника будет использована Соколовым и при создании его новых авторских игрушек.

Для городецкой игрушки – это совершенно новый тип. Такого не делал никто. И в то же время по манере, по духу – эти вещи на 100 % городецкие. Традиционные городецкие игрушки всегда раскрашивались. Но Соколову, как резчику хотелось сохранить фактуру дерева. Как же тогда создать на плоскости изображение? Вот здесь-то на помощь и приходят контурная резьба, плосковыемчатая резьба и украшение плоскости геометрическим узором. Цвет же или совсем не используется и или играет вспомогательную роль подкраски. С его помощью мастер делает акцент на отдельных выемках.

К вершинным достижениям игрушек этого типа следует отнести серию, сделанную Сергеем Федоровичем в 2010 году. Начнем с добрых единорога и оленя и разъяренного льва. Вообще то в городецкой традиции гнев для царя зверей совсем не характерен. Впрочем, и злой лев Соколова

внутри добр и разгневан скорее несовершенством мира, нежели чем-то иным. Во всех трех игрушках краска не используется совсем. Не коснулась кисть и кота-философа, равно как и держащего его в объятиях веселого парня. Обошелся без подкраски тот же кот в другой ситуации. Теперь он держит в лапах птицу. (Впрочем, и он, и она переживают эту ситуацию поистине философски).

Большинство новых игрушек Соколова – на радость детям – снабжены колесиками. А есть и те, которые способны к механическому движению. Например, удивительный Георгий Победоносец, на ходу методично, обрушивающий на голову змея удары копья.

В 2010 году Соколов представил свои шедевры на выставке «И дерево расскажет сказку…» в доме графини Паниной в Городце. Творить сказку мастер продолжает и дальше. В игрушке он по-настоящему нашел себя. В его стиле – стиле «наива» (в лучшем смысле этого слова!) огромное количество возможностей и тем. «Все мы дети», – говорит Сергей Федорович, – «может степень детскости разная». А поскольку народное искусство обращено именно к детскому в человеке, искусство Соколова всегда будет востребовано.

Доктор исторических наук,
профессор Ф.А. Селезнев,
заведующий кафедрой истории России и краеведения
ННГУ им. Н.И. Лобачевского


P.S. Страничка мастера на facebook. Рекомендую к просмотру.
Там можно найти работы этого мастера (игрушки, пряничные доски), фотографии городецких донец, фотографии из музеев Нижегородской области, домовой резьбы, старых домов Городца и другое.


Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.

Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.

Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.

Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.

Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.

Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.

Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.

gorodeckaya-rospis

Народные промыслы не могут восприниматься как архаичные, давно неактуальные художественные направления. Например, городецкая роспись, история которой интересна не только художникам, является одним из брендов народной культуры России. История возникновения городецкой росписи, место, где зарождался уникальный промысел, процесс создания работ – все это тесно переплетенная жизнь простого народа, история страны и влияния извне.

Интересные факты и свидетельства о городецкой росписи, символизм образов и тот путь, который искусство народа проделало в день сегодняшний, с энтузиазмом изучают культурологи и историки, да и просто любознательные люди. О том, почему героями расписных русских изделий становились львы и барсы, о значении коня и птицы в работах городецких мастеров, и о том, чем отличается теневка от замалевки, читайте далее.

История городецкой росписи

starinnaya-gorodeckaya-rospis

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.

gorodeckaya-rospis

Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.

Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.

Познавательное видео посвященное появлению росписи на прялках.

Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.

Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

О мотивах

gorodeckaya-rospis

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Интересные факты о другом популярном виде росписи — гжели, можно прочитать в статье: «История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня».

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Город Городец, расположенный в Нижегородской области был основан почти одновременно с Москвой, в 1152 году. Другое его название Малый Китеж. История этих мест необыкновенно богата и динамична, что обусловлено расположением в одном из самых оживленных мест Поволжья. Кроме этого, рядом находилось два богатейших источника культуры и изобразительного искусства: Макарьевский монастырь и Феодоровская обитель. Сочетание этих факторов наложило свой отпечаток на становления промысла, занимающегося изготовлением уникальных расписных деревянных и глиняных игрушек.

В чем отличительная особенность городецкой игрушки?

Традиционными персонажами промысла служат барыни, кавалеры, петухи, утки, бараны, коты, лошади. Глиняные игрушки-свистульки объединяет похожая форма: туловище напоминает по форме пирамиду на трёх ногах. Примечательная так же и расцветка. Городецкая игрушка расписывается темной эмалевой краской. Фоновыми цветами служат оранжевый, красный, желтый, синий, зеленый. Поверх фона наносятся светлые пятна разных тонов. Так же в канонической традиции промысла принято «серебрить» отдельные части фигур: кончик хвоста-свистка, копыта, рожки, уши, птичьи гребешки. Именно после нанесения «серебра» фигурки покрываются пятнами эмалевой краски, в качестве завершающего штриха росписи. Это могут быть красные отметины по желтому цвету фона, молочно-белые в свою очередь по красному и другие варианты. В некоторых случаях игрушки расписывают в хохломской традиции. Городецкая игрушка представляет собой не только свистульки. Это могут быть и более сложные скульптурные конструкции. Копилки, представляющие собой башенки-домики, задорных котов или русалок. В качестве сюжета мастерам служат описания народных гуляний, бытовые сцены, различные фольклорные образы.

Деревянная городецкая игрушка.

Кроме этого окрестности древнего города Городец славятся своими деревянными игрушками. В первую очередь это каталки. Их изготовление было процессом весьма сложным. Каждое изделие делалось без единого гвоздя и без применения клея. Для создания одной каталки необходимо было выточить около тридцати деталей и просверлить примерно пятьдесят отверстий. А потом идеально подогнать все части. Разумеется, и деревянные изделия покрывались красивой росписью. Традиционными элементами служили цветы, бутоны, в узор могли включать птиц и вазы.

Нижегородский край известен тем, что там проживали люди самых различных религиозных воззрений. Это накладывало своеобразный отпечаток на местное изобразительное искусство. Городецкая глиняная и деревянная игрушка является не только предметом русского народного промысла, но и носителем истории и культуры этого региона.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Читайте также: