Городецкая игрушка конь качалка

Обновлено: 28.03.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Городецкая игрушка. Сергей Соколов


Много слов написано о городецкой росписи, а вот о городецкой игрушке сказано не в пример меньше. Изданы прекрасные книги с прялками и досками, но информацию об игрушках и игрушечниках нужно собирать по крохам, по отдельным абзацам. А ведь явление это для русской игрушки значимое. Правда, промысел не умер - кое-какие фигуры делают на фабрике. Но они лишь отдаленно напоминают изделия старых искусных мастеров.
Тем радостнее, что в настоящее время работает замечательный резчик, художник Сергей Соколов.
















СЕРГЕЙ СОКОЛОВ – ПУТЬ МАСТЕРА ИЗ ГОРОДЦА

Городец – древний город в Нижегородской области. Когда-то он был столицей княжества. Потом запустел и превратился в село. Славу ему стали добывать не князья, а искусные мастера, виртуозно владевшие топором. Вроде бы этим на Руси никого не удивишь. Но городецкие мужики, за чтобы не брались, творили нечто особенное. В бурях ХХ века многие из их умений забылись, и в XXI вполне могли бы кануть в Лету. Если бы не Сергей Соколов. Сегодня он – главный хранитель городецкой художественной работы с деревом.

Сергей Федорович родился в 1960 году. Детство будущего резчика-виртуоза прошло на Студеной – одной из улочек старого Городца. В этом городе все напоминает о седой старине. В центре едва ли не каждый дом украшен удивительной красоты резьбой. Но к середине ХХ века резчиков здесь почти не осталось. Городецкие мужчины теперь работали с железом, а не с деревом. Вот и отец Сергея, Фёдор Агапович Соколов, был токарем по металлу.

Сергей в отца рос парнем рукастым. И в то же время с детства в нем жила тяга к художественному творчеству. На всю жизнь запал Сергею в душу однажды увиденный по телевизору фильм: мальчику не давали вырезать; и вот он чистит картошку, а из под ножа появляются картофельные скульптурки. После просмотра этого фильма у Сергея Соколова появились первые мечты о резьбе.

Но до их воплощения было ещё ой как далеко. Путь к своему делу, делу жизни, для Сергея Федоровича не был простым. Как положено два года он отслужил в армии (1978 – 1980). Окончил Горьковское профессионально-техническое училище № 6, где получил востребованную профессию радиомеханика. Работал телевизионным мастером. Душа, однако, жаждала чего-то большего. Молодой телемастер обожал всякие выставки, собирал художественные открытки. Но просто созерцать красоту, ему тоже было мало. Жила потребность сотворить нечто собственными руками. Но что?

В 1983 году Соколов увидел альбом Сергея Тимофеевича Коненкова, скульптура удивительной судьбы и чрезвычайно широкого диапазона дарования. Сергею особенно запали в душу чудные деревянные скульптуры Коненкова из «лесного цикла»: «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1910), «Старик-лесовик» (1917). Захотелось сделать что-то подобное. Сергей достал из поленницы березовую плаху и начал вырезать. Сразу конечно воплотить задуманное не удалось. Тем более, что инструментов у него, по сути, не было. Вырезал Сергей просто заточенной отверткой. Но упорство взяло своё. Начало получаться. А, когда получается, хочется ещё. И вот тут вмешался Его Величество Случай.

Однажды зимой 1990 года Сергей Соколов пришел ремонтировать телевизор к очередному клиенту. А это был не кто-нибудь, а Валерий Георгиевич Зеленин – легенда городецкой резьбы по дереву. Зеленин помог инструментами, советами. Соколов считает его своим учителем.

После этой судьбоносной встречи Сергей Федорович Соколов оставил работу радиомеханика и засел за резьбу. Ушёл, что называется в свободное плавание. В тридцать лет, имея семью и двоих детей, не побоялся круто изменить свой жизненный путь.

Начинал Сергей Соколов с небольших деревянных скульптурок. Главные герои – мудрые и улыбчивые старички – дед и бабка. От коненковских вещей Сергей взял для них прищур и взгляд с хитринкой. Стесняясь, начинающий мастер принес несколько своих резных старичков в Городецкий историко-краеведческий музей, показал директору, Вере Викторовне Бровиной. С трепетом ждал оценки. А заезжие туристы их вдруг разом купили. Да ещё других запросили.

Скульптур из этой серии Сергей Федорович сделал много, благо спрос был большой. Людям сразу полюбился образ обаятельного дедушки. Старичок с гармошкой, с котом – все работы сразу находили покупателя. Практически все скульптуры из этого цикла сейчас находятся в частных коллекциях. Вырезал их Соколов из березы и немножко тонировал.

Профессионально занявшись резьбой по дереву, Сергей Федорович стал изучать городецкие традиции этого вида искусства. Он с головой погрузился в мир нижегородской «глухой» резьбы. Само это название действовало на него завораживающе.

Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Так украшали корму и борта волжских судов и лобовую доску крестьянской избы (эта доска закрывает место соприкосновения фронтона крыши с верхним венцом сруба).

Основой узора нижегородской глухой резьбы является волнообразно идущая растительная ветвь. В прибрежных районах Волги в орнамент часто вводили изображения полуженщин-полурыб (здесь их величают «фараонками»), львов, двуглавых орлов, сказочной птицы Сирин и прочих диковинных существ.

Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной (улица Андрея Рублева, 16). Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных. Неизвестный мастер в середине XIX века выполнил его в стиле городецкой домовой резьбы. В бурном ХХ веке шедевр едва не погиб. В музее уцелела только его верхняя часть. В 1994 году Сергею Соколову доверили воссоздать это чудо искусства, и с тех пор оно не перестает радовать жителей и гостей Городца.

Работа над надвратной доской дома графини Паниной принесла Соколову известность и ещё большую востребованность. С 1995 года он режет пряничные доски для ООО «Городецкий кондитер». Массовое производство печатных пряников в Городце началось в XVII веке. С помощью пряничной доски отпечатывали лицевую сторону пряника. Отсюда и название – печатный пряник. Изображения на пряничных досках были чрезвычайно разнообразны. Это сказочные птицы, рыбы, веселые лошадки, симпатичные котики. С середины XIX в. на пряниках появляются пароходы и

паровозы. После революции 1917 года промысел затух. Его возрождение произошло в 1970-е. Тогда пряничные доски начал делать резчик фабрики «Городецкая роспись» Валерий Зеленин. Сейчас без покупки местного печатного пряника из Городца не уезжает ни один турист. И многие из этих сладких шедевров созданы фантазией С.Ф.Соколова.

Традиционные сюжеты городецких пряничных досок и домовой резьбы в середине 1990-х вдохновили Сергея Соколова на создание цикла резных панно. Эта форма художественной обработки дерева начала развиваться мастерами фабрики «Городецкая роспись» (М.А. Логинов, В.Г. Зеленин, А.Я. Колов) в 1970-е годы. Соколов сумел здесь сказать своё слово. Панно Сергея Федоровича «Птица Алконост» и «Китоврас» привлекли внимание главного знатока городецкого народного искусства С.П.Чуянова, который в 1996 году написал о молодом мастере в крупнейшей областной газете «Нижегородская правда». Чуянову особенно понравился добрый крестьянский юмор, пронизывающий вещи Соколова.

Ещё один источник вдохновения для Сергея Федоровича в этот время – Библия, жития святых. Он с увлечением копирует древние иконы. Плодом осмысления библейских сюжетов в крестьянском, народном восприятии стало панно «Искушение Адама».

В это время к Соколову приходит признание уже и на всероссийском уровне. В 1997 году на II всероссийском фестивале «Тайны дерева» он занимает 3 место. А в 1998 году на III фестивале с панно «Борис и Глеб» и «Застолье» завоевывает Гран-при.

Итак, одна вершина покорена, что дальше? Совершенствовать себя в резьбе или искать новые формы самовыражения? В 1998 году Сергей находится на перепутье. Возникает мысль попробовать себя в живописи. Его привлекает творчество Кандинского, городецкого художника Расторгуева. Однако мастера ожидает совсем другой поворот биографии.

Толчок к нему дала выставка деревянной игрушки из Германии и России «Хапельман & матрешка», которая проходила в Нижнем Новгороде с 12 августа по 19 сентября 1999 года. Там Соколов обратил внимание на произведения своих земляков-городчан (И.А.Мазина, Ф.С. и Т.Ф.Краснояровых) и поразился, насколько они обаятельные и, что называется, живые. Немедленно захотелось заняться именно этим.

История городецкой игрушки насчитывает как минимум полтора века. Один её вид берет начало от балбешек середины XIX века. Согласно Далю «балбёшка» – это «чурбашек», «чурка», «болвашек». Такой чурбашек раскалывали пополам. Получалось поленце, плоское спереди и полукруглое сзади. На его передней ровной поверхности ножом создавали контур фигуры. Заднюю часть обстругивали, но не шлифовали. Ведь её не нужно было покрывать краской. Переднюю часть раскрашивали. Эти куклы-балбешки чаще всего изображали «барынь», «нянек» и «кормилиц». А ещё котов и петухов. Главным средоточием промысла являлось село Курцево.

В более – менее крупных размерах этот промысел существовал недолго. Уже вначале ХХ века топорно-щепная балбёшка не выдержала конкуренции фабричной игрушки, а также кустарной игрушки из Сергиева Посада и правобережной части Балахнинского уезда (современный Чкаловский район).

В 1922 года центром бывшего Балахнинского уезда стал Городец. Естественно игрушки сделанные в правобережной части уезда, в Новинках, Леденцове, Телячьеве (запряжки коней, «колески»-каталки) в искусствоведческой литературе тоже стали называть «городецкими». А во второй половине ХХ века с легкой руки основателя фабрики «Городецкая роспись» Аристарха Евстафьевича Коновалова эти «тройки», «кони в упряжи», каталки стали делаться уже в самом Городце. Это и есть второй вид городецкой игрушки.

Особого искусства в изготовлении таких вещичек достиг Тимофей Федорович Краснояров из Курцева. Кроме того, этот мастер разработал уникальные движущиеся композиции с использованием музыкальной шкатулки. Это уже третий вид городецкой игрушки.

Сергей Соколов освоил все три её ипостаси. Начал с топорно-щепной балбешки. Поначалу использовал реальные щепки, которые всегда остаются после колки дров. Потом стал делать полукруглые березовые щепки специально. Выпиливал нужный контур электрическим лобзиком. Лицевую сторону расписывал. Причем наносил краску (акварель) сразу на дерево без грунтовки. Потом покрывал олифой. Позднее Сергей Федорович стал грунтовать свои вещи натуральной олифой и перешел от акварели к темпере, которая дает более насыщенный яркий цвет.

Образцом служили фотографии шедевров старых мастеров. Соколов работал строго в рамках их канонов. Поэтому тыльную сторону куклы он лишь обстругивал, но не шлифовал и не раскрашивал, чтобы было можно видеть фактуру необработанного дерева. Сюжеты традиционны для городецкой росписи. Мне особенно милы его парень в синей рубахе с барышней-скромницей. В соответствии с традицией лица их белы, а на белом фоне уверенными черными штрихами даны глаза, носы, губы. А как точны движения губ и бровей!

Есть у Соколова и серия красных и бурых коней на колесиках. Это дань той городецкой игрушке, которая родом из Новинок, Леденцова, Телячьева – из нынешнего Чкаловского района. Один такой скакун имеется в моей коллекции. Кстати колесики это отдельная история. Как сделать так, чтобы колесики свободно крутились, но не слетали – без клея, гвоздей или других приспособлений? Эта старинная хитрость народных мастеров Сергею Соколову хорошо известна.

Параллельно Сергей Федорович научился делать игрушки в стиле Тимофея Красноярова. Начал с упряжек. Эти забавные лошадки с лихими возницами пользовались особым спросом.

Потом Соколов стал разгадывать секрет знаменитых движущихся игрушек Тимофея Красноярова. Все оказалось просто и потому гениально. Есть ручка, которой вы вращаете деревянный круг, спрятанный внутри игрушки. Он крутится и трется о другую плоскость с закрепленными на ней фигурками, приводя в движение уже её. Таков принцип действия «Карусели» Красноярова и других его шедевров этого типа. Соколов по этому образцу сделал свою «Карусель», которая быстро нашла покупателя.

Целый ряд чудесных работ Сергея Соколова радует посетителей Детского музея в Городце. Вот принц верхом на скакуне. Конь стоит на колесиках и когда катится, доблестный принц взмахивает мечом. Ну, чем не диво для ребенка? А это заяц с печальными глазами. Глядя на него, сразу в памяти всплывают строки Рубцова, Помните? «Заяц в лес бежал по лугу, я из лесу шёл домой. Бедный заяц с перепугу так и сел передо мной». В спинке у зайца тайничок. Такие любил делать в своих игрушках Тимофей Краснояров.

Ну и, конечно, нельзя без кота. Кот Соколова мудр. Глаза его зелены. Игрушка плоская. Изображение создается выемками, которые подкрашены акварелью. Здесь мастер вплотную подошел к созданию нового типа городецкой игрушки – игрушки собственно Соколовской.

Поиски мастера в этой области видны уже в панно «Падение Икара» (2003). Оно выполнено в технике контурной резьбы с подкраской акварелью. Похожая техника будет использована Соколовым и при создании его новых авторских игрушек.

Для городецкой игрушки – это совершенно новый тип. Такого не делал никто. И в то же время по манере, по духу – эти вещи на 100 % городецкие. Традиционные городецкие игрушки всегда раскрашивались. Но Соколову, как резчику хотелось сохранить фактуру дерева. Как же тогда создать на плоскости изображение? Вот здесь-то на помощь и приходят контурная резьба, плосковыемчатая резьба и украшение плоскости геометрическим узором. Цвет же или совсем не используется и или играет вспомогательную роль подкраски. С его помощью мастер делает акцент на отдельных выемках.

К вершинным достижениям игрушек этого типа следует отнести серию, сделанную Сергеем Федоровичем в 2010 году. Начнем с добрых единорога и оленя и разъяренного льва. Вообще то в городецкой традиции гнев для царя зверей совсем не характерен. Впрочем, и злой лев Соколова

внутри добр и разгневан скорее несовершенством мира, нежели чем-то иным. Во всех трех игрушках краска не используется совсем. Не коснулась кисть и кота-философа, равно как и держащего его в объятиях веселого парня. Обошелся без подкраски тот же кот в другой ситуации. Теперь он держит в лапах птицу. (Впрочем, и он, и она переживают эту ситуацию поистине философски).

Большинство новых игрушек Соколова – на радость детям – снабжены колесиками. А есть и те, которые способны к механическому движению. Например, удивительный Георгий Победоносец, на ходу методично, обрушивающий на голову змея удары копья.

В 2010 году Соколов представил свои шедевры на выставке «И дерево расскажет сказку…» в доме графини Паниной в Городце. Творить сказку мастер продолжает и дальше. В игрушке он по-настоящему нашел себя. В его стиле – стиле «наива» (в лучшем смысле этого слова!) огромное количество возможностей и тем. «Все мы дети», – говорит Сергей Федорович, – «может степень детскости разная». А поскольку народное искусство обращено именно к детскому в человеке, искусство Соколова всегда будет востребовано.

Доктор исторических наук,
профессор Ф.А. Селезнев,
заведующий кафедрой истории России и краеведения
ННГУ им. Н.И. Лобачевского


P.S. Страничка мастера на facebook. Рекомендую к просмотру.
Там можно найти работы этого мастера (игрушки, пряничные доски), фотографии городецких донец, фотографии из музеев Нижегородской области, домовой резьбы, старых домов Городца и другое.

Конь в жизни русского крестьянина – это и показатель его состоятельности, и верный помощник, и самое желанное приобретение. И, конечно, такой герой крестьянской жизни не мог не отображаться в народном творчестве. Знаменитая городецкая роспись, кони которой легко отличимы от лошадей других промыслов, тоже поет гимн главному помощнику крестьянина.

Легко узнаваемый образ, традиционно черный конь был острохарактерным и по цвету, и по форме. Написанный в два этапа, он и сегодня является одним из центральных элементов обучения городецкой росписи. Научиться его рисовать можно с помощью поэтапной техники, или же с использованием шаблонов. В данном материале вы узнаете, что символизировал конь в городецком промысле, какие традиции лежат в основе его изображения, и как новичку научиться рисовать коня по-городецки.

Символ коня в городецкой росписи

kon-v-gorodeckoj-rospisi

Если говорить о самых красивых элементах промысла, то это, вне сомнений, будет городецкая лошадка. Умение нарисовать ее – это уже виртуозное владение кистью, выдерживание канона. Ни один профессиональный городецкий мастер не мог признаваться таковым, пока не покажет искусный рисунок с конем в центре изображения.

Многие века художники обращались к образу коня. Он считался символом света, возрождения солнечного тепла, самой жизни. Конь был добрым и верным помощником пахаря, без которого на селе прожить было почти невозможно. Оттого такое почитание животного, стремление изобразить его как сильного, благородного и красивого героя; существо даже наделялось некоторыми сказочными, мистическими чертами.

Изображение лошади использовалось и в других видах росписи. Об этом в данной статье : «Символика и элементы мезенской росписи».

По характеру изображения конь в городецкой росписи всегда величав, всегда торжественен. Художники рисуют не усталое от тяжкого труда животного, а сказочную Сивку-Бурку, под которой земля горит, которая гордо бьет копытом о землю. У скакуна изящные тонкие ноги, на нем богатая упряжка, а пышный его хвост струится водопадом. Не животное, а картинка!

gorodeckaya-loshad

Изображались городецкие кони часто по бокам от большого дерева, могла окружать лошадок и цветочная гирлянда. Мастера с большой любовью, терпеливо и тщательно украшали героя, стремясь изобразить его максимально эстетично, ярко, филигранно.

Традиционно в городецкой росписи лошадь черная. Этот канон обращен еще к тем временам, когда местные прялки украшала не роспись, а резьба. Вырезанный из черного (или, как его называли, мореного) дуба конь врезался в светлое прялочное донце. А так как работа эта была физически тяжелой, умельцы принялись закрашивать лошадку на прялке черным цветом, так и дешевле было. Так конь и остался строго черным: и на расписных деревянных досках, и на других изделиях городецкого промысла.

Как нарисовать лошадь? Мастер-класс

Тот конь, что изображается с помощью трафаретов, настоящими мастерами не признавался. Но если вы новичок в изобразительном искусстве и пытаетесь постичь основы городецкой росписи, то можете попробовать два способа изображения коня – поэтапное рисование по Коновалову и Соколовой, а также рисование по шаблону. Первый способ более ценный, но и более сложный.

В следующем видео показывается способ рисования городецкого коня.

Учиться рисовать нужно на плотной акварельной бумаге. Сначала художник тренирует руку на бумаге, делает множество повторений, и только потом переносит изображение на дерево. Для работы по рисованию лошади поэтапно в стиле городецкой росписи вам понадобятся: акварельная бумага, черная краска, краска другого яркого цвета, белая краска и беличьи кисти разных размеров.

Рисование коня поэтапно:

    1. Не тонкой кистью, черной краской делается первый мазок. Если до того вы уже рисовали птицу, то мазок будет сродни тому, каким прорисовывалась ее грудь и шейка. К данному мазку нужно приписать еще один, вместе с первым он должен образовать каплевидный элемент. В нем будут просматриваться изогнутая шея и грудная клетка лошади.
    2. К передней части тулова следует приписать очертание седла. А от задней части седла нужно писать круп животного.
    3. К изящной шее художник пририсовывает маленькую продолговатую головку округлой формы. К головке животного приписываются маленькие острые ушки.

    poehtapnaya-rospis-gorodeckoj-loshadki

    1. Далее нужно дописать к туловищу верхние отделы ног, передняя же традиционно будет поднятой.
    2. Затем к верхним отделам ног приписываются нижние части – от коленца до копыт. Не нужно следовать анатомической правильности, образ лошади у городецких мастеров всегда обобщенный, но при этом колоритный и убедительный. Копыта рисуются как черные остроконечные листочки.
    3. Хвост рисуется плавными, легкими кистевыми движениями.
    4. Теперь нужно ярко закрасить седло, прописать уздечку.
    5. Настало время белильной разживки – ею прорисовывают круглый глаз животного, тонкими штришками описывают его гриву, хвост. Мелкие мазки оттеняют копытца коня.

    poehtapnaya-rospis-gorodeckogo-konya

    Сегодня можно рисовать и белых, и красных лошадей. Можно рисовать и пару лошадей, которым доводится счастливо пастись на цветочном лугу. Но каноничный конь черный, потому учиться писать главного городецкого героя лучше традиционным путем.

    Использование шаблонов

    Если вы следуете традициям городецкой росписи, рисуете коней, которые пасутся на лугу, может возникнуть проблема с симметрией изображения. Например, один конь получается хорошо, а вот другой, который должен стать зеркальным отображением первого, никак не получается. В такой ситуации и приходят на помощь декоративные шаблоны. Нужно нарисовать коня на плотной бумаге, вырезать его, перевернуть и приложить к поверхности, которая будет расписываться.

    Так, с помощью шаблона, удается создать безукоризненные симметричные городецкие композиции. Шаблоны применяются и в детском творчестве. Ребенок в силу возраста еще не способен повторить точно городецкого коня, шаблоны и трафареты упрощают эту задачу. У маленького художника есть силуэт, и ему остается только красиво его расписать.

    Если хочется утилитарных вещей, то можно всей семьей, к примеру, с помощью шаблонов расписать лошадку-качалку. Приобрести деревянную игрушку, которая пока ничем не украшена, и самостоятельно ее расписать. Получится красивая и символичная вещь: маленькая игровая лошадка с изображением сказочного городецкого коня.

    raskraska-gorodeckogo-konya

    В магазинах творчества могут продаваться наборы с трафаретами, шаблонами и прописями в стиле разных народных промыслов. Если удастся найти такое пособие, это будет ценным приобретением для освоения традиционной росписи.

    Городецкий конь – выразительный, изящный, сказочный. Так и хочется, чтобы его изображение выходило точь-в-точь таким, как на работах профессионалов. С помощью мастер-классов, пособий, шаблонов это желание может успешно реализоваться.

    Просматривала фотографии королевских домов и вдруг. видите маленький принц Гарри сидит на коне-качалке, который явно имеет российские корни? Точнее это городецкая игрушка с характерным силуэтом и росписью.

    Будь это на каких-нибудь советских или уже российских фото, взгляд пожалуй, даже бы не зацепился. Ну у кого в 80-х не было жостовских подносов или посуды с хохломской росписью. Но видеть их в интерьере Кенсингтонского дворца довольно удивительно.

    На следующем фото можно разглядеть подробнее. И сам силуэт коника и роспись на нем не оставляют сомнений в его русском происхождении.

    Более того, именно таких коников можно встретить на Авито или других интернет-площадках. Точь-в-точь! Даже расцветка аналогичная.

    Первая версия, что это подарок кого-то из королевской родни с русскими корнями. Ведь британская корона была связана родственными узами с Романовыми. Более, того, когда была необходимость идентифицировать останки царской семьи, двоюродный брат Елизаветы II Принц Майкл был одним из тех, у кого брали пробу для анализа ДНК. А покойный принц Филипп - прямой потомок Николая I.

    Но оказывается и сама Диана имеет русские корни. Правда, ведет свою родословную не от Романовых а от Рюриковичей. А именно киевского князя Владимира Великого (Красное Солнышко), чья дочь Мария Добронега вышла замуж за польского князя Казимира, а потом их потомки благодаря монархическим бракам стали частью родословной семьи Спенсеров.

    В-общем, мастеровые, которые создают Городецкую игрушку - конь-качалка одна из самых знаменитых ее изделий, утверждают, что этого коника заказала сама Леди Диана. Как видим, по фото, это было еще в 80-х годах прошлого века.

    Кстати, подарок коня-качалки для маленького наследника - это хорошая и довольно старая традиция. Она восходит к самым древним корням. Изображения коня рисовали или вырезали на люльках младенцев мужского пола. Даже в в традициях феншуя есть совет разместить фигурки коня.

    У королевской семьи уже накопилась целая коллекция коней-качалок. Каждый - индивидуален. Вот у Гарри - городецкий. Кстати, несколько лет назад было даже шутливое движение пригласить Гарри "на царство". Мол британский престол ему не светит, потому что у него есть старший брат, у которого уже появился наследник. Поэтому, пусть правит в России, раз родственные связи позволяют. Тем более, он еще в младенческом возрасте оседлал русского коня 😉

    А в 2016 году Барак Обама во время визита в Великобританию посетил Кенсингтонский дворец, где теперь живут Кейт Мидлтон и Принц Уильям. Американский президент подарил тогда двухлетнему Принцу Джоржу коня-качалку, но уже сделанного по американским традициям и украшенного с использованием символики британской короны.

    Городецкая игрушка – уникальный вид народного художественного промысла, родившийся в Городецком районе Нижегородской области. Городецкая роспись давно на слуху, она широко известна наравне с хохломской и гжельской. И особое место в ней отводится производству оригинальных игрушек.

    Нижегородская земля богата на всякого рода промыслы. Будучи торговым центром, она заставила местных ремесленников, которые не могли похвастаться плодородными почвами и богатыми урожаями, переориентироваться на развитие промыслов художественного направления.

    Особенной популярностью пользовалось изготовление деревянных изделий. Мастерам удавалось создавать удивительно изящные предметы бытовой утвари, среди которых были и знаменитые городецкие ложки. Вырезали их топорами – этот достаточной грубый способ обработки оставлял много щепок, из которых впоследствии и стали делать игрушки.

    Изготовление игрушек оказались гораздо более перспективным направлением. Они всегда пользовались спросом, а процесс их создания для мастеровитых ремесленников представлялся не такой уж сложной задачей. Настоящим хитом того времени был городецкий конь-качалка. Кони эти были разных видов. И особое внимание уделялось деталям конструкции и их росписи.

    Главная сложность заключалась в том, что достаточно сложные игрушки, в композиции которых были сами кони, полозья и сани, собирались без использования гвоздей и клея. Необходимо было максимально точно и аккуратно подогнать детали друг к другу. При этом игрушка должна была быть достаточно прочной, чтобы дети не могли её сломать.

    Со временем конструкции становились всё сложнее. В повозках появлялись резные куклы, а сами игрушки уже могли двигаться. Специальные механизмы приводили конструкцию в движение: фигурки людей меняли положение тел и даже танцевали. Однако не забывали при этом мастера и о главной «фишке» городецкой игрушки – её росписи.

    Деревянные изделия украшались крупными розовыми бутонами, грациозными вороными конями, жар-птицами и разного рода бытовыми сценками. Игрушки буквально пылали яркими цветами и замысловатыми узорами. При этом буйство красок и затейливость декора выступала залогом продаваемости изделия.

    К сожалению, сейчас найти настоящую городецкую игрушку ручной работы найти не так уж просто. Однако всегда можно самому попробовать сделать собственное изделие для личного пользования или в подарок близким.

    Ещё больше творческих идей, фактов и лайфхаков ищите в «Зимнем» и «Летнем» альбомах Юлии Савенковой . В своих альбомах для творчества художник делится не только опытом в организации семейного досуга, но и пошаговыми мастер-классами с доступными объяснениями использования различных художественных приёмов.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

    Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

    Столичный центр образовательных технологий г. Москва

    Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

    от 3 170 руб. 1900 руб.

    Количество часов 300 ч. / 600 ч.

    Успеть записаться со скидкой

    Форма обучения дистанционная


    Курс повышения квалификации

    Методика преподавания раздела физической культуры "Гимнастика" в рамках дистанционного образования

    Курс повышения квалификации

    Актуальные вопросы организации безопасной среды в дополнительном образовании


    Курс повышения квалификации

    Современные педтехнологии в деятельности учителя

    • Сейчас обучается 124 человека из 40 регионов


    «Развитие памяти и внимания при скорочтении»

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Презентацию подготовила:
    Ученица 1 класса
    Отделения ДПТ
    МБОУДО ДШИ
    г. Поронайска в с. Восток
    Волынцева Дарина
    руководитель Батманова С.В.

    Теоретическая часть конкурсной работы Городецкая роспись

    Конкурсная работа ЛОШАДКА-КАЧАЛКА по мотивам городецкой росписи
    Цель работы :
    Расписать лошадку-качалку в технике Городецкая роспись
    Задачи:
    изучить историю возникновения росписи;
    мотивы росписи;
    технические приёмы;
    основные элементы росписи.

    Городецкая роспись — русский народный художественный промысел, который существует с середины XIX века в районе города Городец
    Городец - прекрасный город на берегу Волги в 60 км от Нижнего Новгорода.

    Городецкая роспись - яркая, лаконичная, в ней используются различные жанровые сцены, прописываются фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, посуду и разного рода сувениры из дерева.

    Изначально городецкая роспись, как и многие другие художественные промыслы, встречалась на доске прялок. Прялки расписывались сюжетными сценами, цветочными узорами и были предметом гордости.

    В РОСПИСИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ОРНАМЕНТ. ОРНАМЕНТ — ЭТО ЖИВОПИСНОЕ ИЛИ ГРАФИЧЕСКОЕ УКРАШЕНИЕ ИЗ СОЧЕТАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ, РАСТИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ЖИВОТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ — ЭТО КРУГИ, СКОБКИ, ТОЧКИ, КАПЛИ, ДУГИ, ШТРИХИ, СПИРАЛИ.

    Мотивы городецкой росписи
    Фантастические цветы — розаны, купавки, ромашки с симметричными листьями. Они сплетаются между собой в пышные гирлянды.

    Городецкие животные – это сказочные кони и птицы.

    Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица – символ счастья, а цветы – здоровья и процветания.

    В городецкой росписи существует три вида композиции:
    ЦВЕТОЧНАЯ РОСПИСЬ

    Цветочная композиция с включением мотива «конь» или «птица».

    СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ
    выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах.

    Приёмы росписи
    Городецкая роспись исполняется в определённой последовательности:
    В начале, не зависимо от мотива, наносится лёгкий эскиз карандашом. Затем выполняется так называемый «подмалёвок», нанесение основного тона. Затем производилась «тенёвка» - нанесение элементов росписи – скобок, кругов, точек, капелек.
    Тенёвка или тенёжка делалась чёрной краской или цветом на два, три тона темнее подмалёвка. В конце сюжет оживляли белой краской. Назывался этот приём «разживкой». Её наносили поверх тенёвки или подмалёвка используя всё те же элементы – скобки, точки, капельки.

    Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время нас чарует и восхищает сказочный городец. По сей день есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями.

    Конкурсная работа ЛОШАДКА-КАЧАЛКА по мотивам городецкой росписи
    Моя работа выполнена по мотивам городецкой росписи. Работа выполнялась по этапам:
    Освоение элементов росписи;
    Эскиз на бумаге гуашью;
    Роспись лошадки-качалки выполненной из картона гуашевыми красками с добавлением клея ПВА;
    Покрытие изделия лаком.

    Спасибо за внимание!

    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • по всем предметам 1-11 классов

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Дистанционные курсы для педагогов

    Видеолекции для
    профессионалов

    • Свидетельства для портфолио
    • Вечный доступ за 120 рублей
    • 311 видеолекции для каждого

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 921 181 материал в базе

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    • ЗП до 91 000 руб.
    • Гибкий график
    • Удаленная работа

    Другие материалы

    «Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
    • Курс профессиональной переподготовки «Педагог среднего профессионального образования. Теория и практика реализации ФГОС нового поколения»
    • Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»
    • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
    • Курс повышения квалификации «Дуальное образование как основа подготовки в СПО по ТОП-50»
    • Курс повышения квалификации «Анализ финансово-хозяйственной деятельности в образовании»
    • Курс повышения квалификации «Современный менеджмент образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
    • Курс повышения квалификации «Становление и развитие профессионального сознания в контексте введения профессионального стандарта»
    • Курс профессиональной переподготовки «Педагогика и психология в системе специального образования»
    • Курс повышения квалификации «Дополнительное образование в системе спортивного менеджмента по ФГОС»
    • Курс повышения квалификации «Методическая работа преподавателя вуза в современных условиях»
    • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»
    • Курс профессиональной переподготовки «Организация услуги по воспитанию детей в специальной (коррекционной) школе-интернат»

    Оставьте свой комментарий

    • 11.03.2022 131
    • PPTX 12.9 мбайт
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Батманова Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    40%

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    62 минуты

    «Специфика преподавания английского языка с учетом ФГОС»

    64 минуты

    «Развитие эмоционального интеллекта»

    60 минут

    «Клиповое мышление и профилактика его развития у обучающихся»

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Читайте также: