Городецкая роспись игрушки для детей

Обновлено: 27.04.2024

1. Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи.

2. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.

3. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

4. Закрепить знания детей о характерных особенностях разных видов росписи.

Материалы: украинская керамика, гуашь, бумага, салфетка (на каждого ребенка), банка с водой.

Ход образовательной деятельности

– Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию. Декоративное рисование – это украшение различными орнаментами предметов быта, т. е. украшение посуды, шкатулок, предметов мебели. Орнаменты, которые мастера используют для росписи своих изделий, бывают самые разные. Посмотрите, какую красивую выставку изделий я сделала для вас. Полюбуйтесь на эти чудесные красочные яркие узоры.

– Ребята, вспомните и назовите, какие росписи вы знаете. (хохломская, гжельская, городецкая). Ребята, а из чего сделаны эти предметы и какой росписью они расписаны? (Эти предметы сделаны из дерева, а расписаны городецкой росписью)

–Сегодня мы поближе познакомимся с городецкой росписью. (Слайд 2). Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. (Слайд 3). Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. (Слайд4). Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой – либо другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов (слайд 5), напоминающих купавки, бутоны, ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц – фазанов, петухов, кукушек, голубей.

Послушайте стихотворение о городецкой росписи:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Игра «Кто быстрее соберет узор? »

Надо составить из геометрических фигур городецкий узор. Перед каждым ребёнком лежит конверт с элементами городецкой росписи. Дети называют элементы, из которых составили узор.

– Ребята, а хотите стать мастерами и мастерицами? У меня есть не расписанные заготовки разной формы, я предлагаю вам придумать свой городецкий узор и расписать их самостоятельно. А чтобы вам было легче посмотрите на экран, там есть подсказки для росписи досок. (Слайды 6, 7, 8). А потом мы их все посмотрим.

Самостоятельно-художественная деятельность детей.

Роспись выполняется в несколько этапов.

– Украсим доску купавками. Вначале рисуем цветовые пятна. В середине узора крупное круглое цветовое пятно – купавка, слева и справа тоже такие круглые крупные пятна – это будут бутоны. (Слайд 9). Теперь украшаем основной цветок. (Слайд 10). Рисуем точку. Далее рисуем лепестки купавки в форме дуг. Купавка готова. Рисуем зелёной краской веточки слева и справа. Примакиванием кисточки рисуем вдоль веточек листочки.

Пока подсыхает краска, предлагаю отдохнуть.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора.

Итак, краска подсохла, можно нанести оживку. (Слайд 11)

- Какие элементы используются в городецкой росписи.

- С чего начинаем рисовать городецкие цветы.

- На сырую или на сухую краску наносится оживка.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе

«Городецкие мотивы»

Цель: Развивать интерес к народному творчеству, к городецкой росписи.

· Познакомить с многообразием вариантов решений композиционных задач городецкой росписи.

· Учить получать розовый и голубой цвет пластилина путем смешивания красного и белого пластилина, синего и белого пластилина.

· Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.

· Закрепить полученные ранее навыки, знания и приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий.

· Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.

· Воспитывать умение оценивать работу сверстников.

· Волшебная книга (коробка, оформленная под книгу).

· Конверты с образцами городецких цветов

· Шаблоны разделочных дощечек из картона желтого цвета,

· Пластилин красного, розового, синего, голубого, зеленого и белого цветов.

· Влажные салфетки для рук,

· Образец выполненной работы,

· Наглядный материал по городецкой росписи (в том числе - по этапам выполненный рисунок по элементам городецкой росписи - бутон, листик, ромашка, розан).

· Три образца досок с разной композицией узоров.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое».

Воспитатель: Ребята, в библиотеке я взяла книгу, она мне очень понравилась, я хочу вас познакомить с ней. Вот первая страница и на ней написана сказка, послушайте ее.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею, воспевали в своих песнях и сказках. Умели они и создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, полочки, панно) они украшали яркой, нарядной росписью.

Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей земле. Велел царь забрать ее во дворец. Когда Даша увидела царских солдат, она все поняла и не захотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо. Превратилась она на глазах солдат в прекрасную Жар-птицу. Летела, и ярко горели на солнце ее перья. С тех пор летает над землей красавица Жар-птица и роняет на землю свои перья. Кто находит перья, начинает замечать красоту и становится мастером.

Ребята, а вам хотелось бы найти такое перо Жар-птицы?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Давайте, посмотрим, о чем книга нам еще расскажет. (Воспитатель переворачивает страницу, а там лежат конверты с изображением пера Жар-птицы. В конвертах находятся цветы выполненные по мотивам городецкой росписи.)

Ребята, смотрите что я нашла в книге, здесь лежать конверты. Что на нем изображено?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: (Воспитатель раздает конверты детям.)Да, жар-птица подарила нам свои перья.

Посмотрите, что находиться в конвертах?

Дети: Городецкие цветы.

Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. Для этого я буду загадывать загадки, а вы показывайте и говорите отгадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).

Воспитатель: Молодцы! Что же нам еще расскажет книга?

Воспитатель достаёт три доски расписанные (разные композицией узоров), а одну без узоров.

Дети с воспитателем рассматривают узоры на предложенных образцах, обращая внимание на воздушность росписи - элементы друг до друга не дотрагиваются.

Городецкая роспись необычная,

Композиция здесь симметричная.

В букеты собраны цветы необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет.

На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.

(Дети отвечают, что надо расписать доски.)

Воспитатель: (Открывает книгу и достает оттуда пластилин.) Ничего не пойму, почему в книге оказался пластилин? Мы же на прошлых занятиях рисовали городецкую роспись красками. Наверно книга нам предлагает попробовать нарисовать городецкую роспись пластилином.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),

После физминутки дети берут пластилин и проходят на свои места.

Воспитатель:Мы немного отдохнули и сейчассмотрите внимательно, я покажу, как можнонарисовать городецкую роспись пластилином.

Бутончик: сделать шарик, прижать его пальцем к картону на намеченное место. Получается круг, наверх еще шарик, но меньше размером, полоска - скатать жгут из пластилина и прижать пальцем.

Ромашка: круг - шарик, лепестки – палочки.

Розан: круг - шарик, лепестки – шарики разной величины.

Листочки можно выполнить так: - скатать полочку, расплющить пальцем, потом пальцем размазать и вытянуть кончик. Затем стеком процарапать жилочки, которые в рисунке мы выполняли черной краской.

Завершение работы - оживка, скатывание двумя пальцами (большим и указательным) маленьких шариков и украшение ими работы.

Воспитатель: Перед тем как начинать творить красоту, выполним зрительную гимнастику:

Справа купавки, (взгляд вправо)

Слева розан, (взгляд влево)

Вверху завиток, (взгляд вверх)

Внизу лепесток. (взгляд вниз)

По кругу глазами мы обведём. (круговые движения глаз по часовой стрелке)

О Городецком узоре всё узнаём. (круговые движения глаз против часовой стрелке)

Закроем глаза. (глаза закрыты ладонями)

И наступает кругом темнота.

По чёрному полю, кони бегут,

По чёрному небу, тучи плывут.

Птицы летают, цветы расцветают.

А у ребят, глаза отдыхают.

Глазки откройте, всем улыбнитесь.

И за работу дружно беритесь.

Дети под музыку выполняют работу. Индивидуально воспитатель подсказывает детям, композицию, заполнение пространства, технику рисования пластилином, направляет детей на создание своего орнамента.

В конце занятия - выставка детских работ, обсуждение их. Упор сделать на правильность и аккуратность, соблюдение правил городецкой росписи (сочетание цветов, симметричность, композиция). Особо отметить, если дети в рамках росписи к образцу преподавателя сумели внести что- то свое, индивидуальное.

Примерные вопросы для анализа работ:

- Расскажи, какие элементы росписи ты использовал? (2 ребенка.)

- Аккуратно ли выполнены работы?

- Выберите работы, где розаны выполнены аккуратно. (3 детей.)

- Почему ты выбрал эту работу?

Воспитатель: Вы настоящие художники!

Мы выполняли одно и то же задание, а у каждого получилась своя, отличная от других работа. Это потому, что вы разные, так и должно быть: ведь и взрослые художники тоже рисуют по-разному, одни и те же предметы.

И ещё мы теперь знаем, что и рисовать можно не только красками, но и пластилином».


Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.

Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.

Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.

Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.

Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.

Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.

Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.

Городецкая игрушка – уникальный вид народного художественного промысла, родившийся в Городецком районе Нижегородской области. Городецкая роспись давно на слуху, она широко известна наравне с хохломской и гжельской. И особое место в ней отводится производству оригинальных игрушек.

Нижегородская земля богата на всякого рода промыслы. Будучи торговым центром, она заставила местных ремесленников, которые не могли похвастаться плодородными почвами и богатыми урожаями, переориентироваться на развитие промыслов художественного направления.

Особенной популярностью пользовалось изготовление деревянных изделий. Мастерам удавалось создавать удивительно изящные предметы бытовой утвари, среди которых были и знаменитые городецкие ложки. Вырезали их топорами – этот достаточной грубый способ обработки оставлял много щепок, из которых впоследствии и стали делать игрушки.

Изготовление игрушек оказались гораздо более перспективным направлением. Они всегда пользовались спросом, а процесс их создания для мастеровитых ремесленников представлялся не такой уж сложной задачей. Настоящим хитом того времени был городецкий конь-качалка. Кони эти были разных видов. И особое внимание уделялось деталям конструкции и их росписи.

Главная сложность заключалась в том, что достаточно сложные игрушки, в композиции которых были сами кони, полозья и сани, собирались без использования гвоздей и клея. Необходимо было максимально точно и аккуратно подогнать детали друг к другу. При этом игрушка должна была быть достаточно прочной, чтобы дети не могли её сломать.

Со временем конструкции становились всё сложнее. В повозках появлялись резные куклы, а сами игрушки уже могли двигаться. Специальные механизмы приводили конструкцию в движение: фигурки людей меняли положение тел и даже танцевали. Однако не забывали при этом мастера и о главной «фишке» городецкой игрушки – её росписи.

Деревянные изделия украшались крупными розовыми бутонами, грациозными вороными конями, жар-птицами и разного рода бытовыми сценками. Игрушки буквально пылали яркими цветами и замысловатыми узорами. При этом буйство красок и затейливость декора выступала залогом продаваемости изделия.

К сожалению, сейчас найти настоящую городецкую игрушку ручной работы найти не так уж просто. Однако всегда можно самому попробовать сделать собственное изделие для личного пользования или в подарок близким.

Ещё больше творческих идей, фактов и лайфхаков ищите в «Зимнем» и «Летнем» альбомах Юлии Савенковой . В своих альбомах для творчества художник делится не только опытом в организации семейного досуга, но и пошаговыми мастер-классами с доступными объяснениями использования различных художественных приёмов.

gorodeckaya-rospis

Народные промыслы не могут восприниматься как архаичные, давно неактуальные художественные направления. Например, городецкая роспись, история которой интересна не только художникам, является одним из брендов народной культуры России. История возникновения городецкой росписи, место, где зарождался уникальный промысел, процесс создания работ – все это тесно переплетенная жизнь простого народа, история страны и влияния извне.

Интересные факты и свидетельства о городецкой росписи, символизм образов и тот путь, который искусство народа проделало в день сегодняшний, с энтузиазмом изучают культурологи и историки, да и просто любознательные люди. О том, почему героями расписных русских изделий становились львы и барсы, о значении коня и птицы в работах городецких мастеров, и о том, чем отличается теневка от замалевки, читайте далее.

История городецкой росписи

starinnaya-gorodeckaya-rospis

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.

gorodeckaya-rospis

Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.

Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.

Познавательное видео посвященное появлению росписи на прялках.

Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.

Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

О мотивах

gorodeckaya-rospis

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Интересные факты о другом популярном виде росписи — гжели, можно прочитать в статье: «История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня».

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.

Давным — давно на берегу Волги в городе Городце жил один Мастер.

Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева.

И была у него невеста — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы — голубые и розовые, зеленые листья.

Работали Мастера радостно, весело, и изделия у них получались светлые, душевные, красивые.

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 1

Но вот однажды подступили к городу со всех сторон люди, с желанием захватить Городец.

Стали думать жители города, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? За всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет.

И вот тогда вызвался наш Мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер.

Прилетел он в соседний Город и встретил там Старца.

Мудрец говорит Мастеру:

- Знаю зачем пришел. На окраине есть ручей. Набери ту воду, напои всех людей.

Так и сделал Мастер.

Напоил всех водой целительной.

Обниматься друг с другом все стали, словно друзья, которые давно не виделись.

На радости той, Мастера показали и рассказали искусство Городецкого Мастерства.

МММ… Сколько красоты все вместе сотворили!

И из поколения в поколение передавать стали секреты Мастерства.

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 2

Городецкие изделия.

Мы продолжаем путешествие по старинным русскому городу, знаменитый на весь мир своими художественными промыслами.

Городец стоит на реке Волге. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам.

В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку.

Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия в этом городе. А как они необычно расписаны!

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 3

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 4

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 5

Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно!

Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий.

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 6

Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные?

Городецкий растительный орнамент переплетается с Городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются.

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 7

Также в росписи бывают «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 8

Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный.

Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора.

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 9

Где много цветов называется - «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре — самый крупный и красивый цветок - «розан» или «купавка», по бокам — цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера

Из липы доски сделаны.

И прялки, и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники.

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 10

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 12

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 13

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 14

Разбор творчества и ручной работы в сказках. Часть 3. Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом. Городецкие изделия. Задорные частушки, фото № 15

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Задорные Городецкие частушки.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мыс улыбкой на лице

Вам споем о ГОРОДЦЕ!

Кто рисует Городец —

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы —

Это всв для красоты!

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо - конь и чудо - птица —

Значит это ГОРОДЕЦ!

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов —

Это всё труды прекрасных

Рисовали мы цветы

Красоте той нет конца —

Это всё из Городца!

Городец да Городец,

Кто от туда — молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

Можно задать дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»?

Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

Что сегодня делают в Городце?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни люди продолжают с глубокой симпатией относиться к изделиям Городецкого промысла?

Читайте также: