Группировка игрушек адаптированный вариант методики л а венгера

Обновлено: 16.05.2024

Приступая к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить задания.

Задания для обследования детей 3—4 лет

№ п/п Наименование задания
1 Поиграй (набор сюжетных игрушек)
2 Коробка форм
3 Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)
4 Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А.Венгера)
5 Сложи разрезную картинку (из трех частей)
6 Достань тележку (со стрежнем; адаптированный вариант методика С.Л. Новоселовой)
7 Найди пару (сравнение картинок)
8 Построй из кубиков
9 Нарисуй
10 Сюжетные картинки

ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек).

Задание направлено:

§ на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик.

Проведение обследования:

взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка:

§ проявление интереса к игрушкам;

§ наличие интереса к одной игрушке;

§ характер действий с ними - адекватные или неадекватные, специфические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия.

§ процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию.

§ (всего на игру отводится 10—15 мин.).

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

1 ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 ребенок начинает выполнять совместные с взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий, отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых

(катает куклу, сажает ее за стол, кормит), проявляет интерес к игрушкам и

действиям с ними, но играет молча, подражает действиям взрослого.

4 ребенок выполняет ряд логически последовательных действий, объединяя их

сюжетом, сопровождает свои действия речью.

КОРОБКА ФОРМ.

Задание направлено:

§ на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) коробка с пятью прорезями: полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») десять объемных геометрических фигур, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.


Проведение обследования:

психолог берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а пытается силой заталкивать фигуру то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

§ принятие и понимание задания;

§ способы выполнения: хаотичные действия или целенаправленные пробы;

§ отношение к результату своей деятельности.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

1 ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения задание не понимает.

2 ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия, после обучения не переходит к выполнению задания методом проб.

3 ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, после обучения пользуется методом проб.

4 ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его методом

целенаправленных проб либо практическим примериванием.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Нажмите, чтобы узнать подробности

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера).

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежащей в основе дальнейшего планирования образовательной работы.

Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждение.

Оценка индивидуального развития ребенка, обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы по отношению к каждому воспитаннику, позволяет судить о качестве образования.

Нормативно - правовой базой педагогической диагностики являются следующие документы:

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществляется посредством: оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования);

психологической диагностики развития детей, при необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Проведение оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики, которая проводится педагогическим работником.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)

Оптимизации работы с группой детей

Что же такое педагогическая диагностика?

Диагностика - (греч.) - «познание, определение».
Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса.

Задача – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Направленность - познание его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

- понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного

развития, предвидение его поведения в будущем

Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ОУ используются:

- изучения продуктов деятельности детей

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Виды педагогической диагностики:

Вводная: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, по результатам диагностики своевременная коррекция программ развития, планирование работы на будущий год.

Итоговая: оценка эффективности педагогических воздействий, выявление достигнутого уровня развития способностей детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.


Здоровье детей во многом зависит от того, каким он увидит окружающий мир, как взрослый ему его представит.

Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсорной сферы.

Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме , цвете, положении в пространстве, величине, а так же запахе, вкусе и т. п.

В области общей и специальной психологии вопросами формирования и развития сенсорной сферы занимались такие авторы как: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Луриа, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев и др., однако публикаций посвященных решению данного вопроса с детьми дошкольного возраста с ЗПР до сих пор не достаточно.

Цель исследования: разработать и апробировать программу по развитию у дошкольников с задержкой психического развития сенсорных эталонов.

Проанализировать психолого – педагогическую литературу об особенностях психолого – педагогического развития дошкольников с задержкой психического развития

Выявить особенности сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития.

Разработать и апробировать содержание программы по коррекции и развитию сенсорной сферы у дошкольников с задержкой психического развития.

Сформулировать выводы по результатам данной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются особенности сенсорного развития, которые проявляются в несформированности сенсорных эталонов и их возможно развивать если:

- Использовать сенсорные эталоны, направленные на развитие цвета, формы и величины различной модальности;

-При проведении занятий с детьми использовать принцип последовательности и индивидуальности;

- Использовать игру, как основной метод развивающей работы

- создать проблемные ситуации в дидактической игре;

Для проведения нашего исследования нами были выбраны три диагностические методики Е.А. Стребелевой

Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера)

Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А Венгера

Разложи и сложи матрешку.

Задание методике «Дом животного» направлено на умение действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.

Мы кладем перед ребенком доску и предлагаем ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая при этом на каждое животное. Затем мы по очереди и последовательно вставляем фишки в углубления и объясняем: «У собаки есть свой дом он желтый, у курицы домик белый, у рыбы голубой, у кошки вот какой - черный». Далее мы помогаем ребенку расставить первые две фишки, потом ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

2. Задание № 2 «Группировка игрушек» направлено на выявление уровня развития восприятия формы. Умения использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, т. е выполнение группировки по форме.

Мы расставили на столе коробки перед ребенком, обращая внимание ребенка на эталон образец: «Смотри. Здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь (квадрат)». Затем вынимаем из мешочка первый предмет(любой) и говорим: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга), (показ квадрата) (показ треугольника?)». После того как ребенок указывает на один из эталонов, мы говорим: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимаем следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. А затем просим разложить все игрушки по коробкам ребенка самостоятельно.

Задание № 3 « Разложи и сложи матрешку» направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Мы показываем ребенку матрешку и просим его посмотреть, что там есть, т. е собрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просим собрать их все в одну. В случае затруднения проводим обучение.

Результаты исследования по методике «Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения коррекционной работы.

Проанализировав второе задание, мы пришли к выводу , что среди детей контрольной группы с заданием справились (75%) 9 человек, но допускали ошибки, (66,7%) 8 человек действовали не ориентируясь на образец. (25%) 3 человека не принимали и не понимали задание. Среди детей экспериментальной группы также справились с заданием (75%) 9 человек, (25%) 3 человека не справились с заданием.

Результаты исследования уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны по методике «Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения коррекционной работы».

Проанализировав третье задание оказалось, что и в контрольной и экспериментальной группе все справились с заданием. В контрольной группе 42% (5 человек) детей приняли и поняли задание, но выполнили его методом перебора вариантов. Остальные 58% (7 человек) приняли задание, но не учитывали величину частей матрешки. В экспериментальной группе 58% (7 человек) приняли задание, но выполняли его методом проб

Результаты исследования уровня развития ориентировки на величину по методике «Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения программы

По результатам нашего обследования, можно сделать вывод, что результаты между подгруппами с задержкой психического развития не значимы. Дети имеют одинаковый уровень развития сенсорных эталонов. (приложение2, таблица 2)

Разработанная нами программа была апробирована в октябре – декабре 2017 года. Развивающие занятия проводились с одной подгруппой в количестве 12 человек. Дети увлеченно и с большим желанием выполняли задания, предусмотренные нашей программой.

Для выявления эффективности коррекционной программы нами была проведена повторная диагностика уровня сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития. Нами использовались те же методики, что и при первом исследовании (приложение 1) Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня.

Результаты исследования умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета по методике «Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера)» в контрольной группе и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения программ

Результаты исследования уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны по методике «Группировка игрушек
(адаптированный вариант методики Л.А. Венгера)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения коррекционной работы».

Проанализировав результаты третьего задания мы увидели, что дети с задержкой психического развития контрольной и экспериментальной группы стали успешнее справляться с заданием, стали выделять большие и маленькие предметы, различать их по высоте. (33%) 4 ребенка из экспериментальной группы правильно составили сериационный ряд.

Результаты исследования уровня развития ориентировки на величину по методике «Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения программы

Результаты между группами дошкольников с задержкой психического развития в контрольной и экспериментальной группе значимы, следовательно, мы можем сделать вывод о различии групп.

До проведения нашей развивающей программы дети обеих групп примерно одинаково справлялись с заданиями. То после апробации мы видим, что дети экспериментальной группы с заданиями стали справляться гораздо успешнее, а именно:

По методике «Дом животного» дети экспериментальной группы улучшили свои результаты, появились представления об оттенке цвета

При группировке игрушек дети научились словесно обозначать форму предметов, соотносить предметы друг с другом.

При методике разбери и сложи матрешку дети стали уметь выделять большие и маленькие предметы, научились составлять сериационные ряды.

Согласно итогов проведенной работы и полученных данных показатели развития сенсорных эталонов у дошкольников с задержкой психического развития экспериментальной группы значительно улучшились.

Результаты коррекционной развивающей работы

По данным исследования мы установили, что уровень сенсорного развития у дошкольников с задержкой психического развития из экспериментальной группы в процессе коррекционной работы повысился. Дети усвоили сенсорные эталоны, умеют обобщать и классифицировать предметы по форме, цвету, величине.

1) Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес (перечислить, какие берет для игры).

2) Насколько этот интерес стоек.

3) Адекватно ли употребление игрушек. (Имеется в виду использование предмета в соответствии с его назначением.)

4) Каков характер игры (в этом пункте подробно записывается, что именно делает ребенок с каждой из игрушек).

Если ребенок не играет, это не говорит о каких-либо отклонениях в его развитии. Ребенок может не играть из-за присутствия чужих людей, перемены обстановки и т. д.

Внимание (фиксируется при выполнении самостоятельной и организованной взрослым деятельности).

1) Длительность сосредоточения внимания.

2) Переключение внимания.

Очень часто при выполнении самостоятельной деятельности ребенок дает худшие показатели, чем при осуществлении организованной взрослыми деятельности. Это ни в коем случае не является неблагоприятным фактором. Неблагоприятным показателем является «перескакивание» внимания, которое не следует путать с истощаемостью. Истощаемость может быть следствием физической слабости ребенка, отсутствия тренировки в выполнении заданий. Неустойчивое же внимание у детей старше 3 лет может указывать на нарушения эмоционально-волевой или интеллектуальной сферы. Противоположностью неустойчивого внимания являются трудности переключения внимания, также указывающие на возможность каких-либо отклонений.

Контактность. Отмечается:

¾ насколько легко и быстро ребенок устанавливает контакт со взрослыми

¾ какова длительность и полнота контакта

¾ заинтересован ли в контакте

¾ поддерживает ли сам контакт или порывает его в ответ на замечание и отказ дать требуемую ребенком игрушку

¾ охотно ли подчиняется взрослому

¾ заинтересован ли в оценке взрослого

Если ребенок не вступает в контакт или контакт с ним затруднен, это не является показателем снижения интеллекта или отставания в развитии. Ребенок может не сразу налаживать контакт со взрослым или вообще не вступать в контакт с ним потому, что он стесняется, не привык к общению с незнакомыми людьми и смущен новой обстановкой.

Реакция на одобрение. Отмечается, радуется ли одобрению, ждет ли его или равнодушен к нему.

Реакция на замечание. Отмечается, есть ли какая-либо реакция на замечание или ребенок не понимает, что ему сделали замечание; исправляет ли поведение в соответствии с замечанием.

Отношение к неудаче. Отмечается, замечает ли ребенок неправильность своих действий, исправляет ли ошибку; дает ли эмоциональную реакцию на неудачу – отказывается ли от продолжения работы, спокоен ли при поисках решения или злится.

Отсутствие оценки неудачи ребенком старше 5 лет может свидетельствовать о снижении интеллекта или отставании в развитии. Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку (в том числе отказ от продолжения работы) не является показателем снижения интеллекта, так как это есть своеобразная оценка неудачи.

Моторика. Отмечается:

¾ устойчива или неустойчива походка (спотыкается, падает, задевает нога за ногу, шаркает);

¾ является ли походка спастической или стремительной;

¾ хорошо ли ребенок сидит без поддержки;

¾ имеются ли патологические движения (навязчивые движения, стереотипии, тики, тремор);

¾ являются ли движения координированными и целесообразными (не производит ли лишних, ненужных, нет ли сопутствующих);

¾ отличаются ли мелкие движения точностью и ловкостью;

¾ какая рука является ведущей.

Эмоционально-волевая сфера. Фиксируется, активен или пассивен ребенок, деятелен или инертен, бодр или вял, с удовольствием ли работает или из подчинения, как относится к трудностям, спокоен или возбужден, жизнерадостен или мрачен и др.

Нарушения эмоционально-волевой сферы (пассивность, инертность, вялость, возбудимость, двигательная расторможенность) не могут являться следствием снижения слуха, а указывают в ряде случаев на наличие каких-либо дополнительных дефектов (включая соматическую ослабленность) или на снижение интеллекта.

3. Адаптированные методики диагностики познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью:

После того как оканчивается проверка слуха и речи, следует приступить к обследованию интеллектуального развития ребенка.

Обследующий садится па маленький стул напротив ребенка. Весь необходимый для обследования материал находится справа от взрослого так, чтобы было удобно брать необходимые предметы, но остается закрытым от ребенка.

Читайте также: