Группировка игрушек венгер л а

Обновлено: 17.05.2024

В статье представлены обобщённые результаты эмпирического исследования по изучению уровня сенсорного развития детей третьего года жизни с помощью методик Л. А. Венгера «Группировка игрушек», Е. А. Стребелёвой «Разбери и сложи матрёшку» и «Собери цветок», М. И. Земцовой «Какой предмет на ощупь», Л. С. Цветковой «Что звучит?». Описаны выявленные в ходе исследования критерии, показатели и уровни сенсорного развития детей первой младшей группы. Представлен комплекс мероприятий для сенсорного развития детей третьего года жизни в процессе предметной деятельности с игрушками.

В настоящее время проблема сенсорного развития в раннем детстве занимает важное место в педагогической и психологической теории и практике. А. Н. Ганичева и С. В. Бердник [3] отмечают, что ей посвящено значительное количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Задачи сенсорного развития детей включают совершенствование процессов зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия; формирование представлений о внешних свойствах предметов; овладение эталонами формы, цвета, величины, звука и прочими [1, 4, 6].

Исследования Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюгиной и Н. Б. Венгер [2]; А. Н. Ганичевой, Н. С. Муродходжаевой, Н. Б. Полковниковой, А. И. Савенкова и О. В. Цаплиной [4] и других свидетельствуют о сензитивности раннего возраста для развития у детей сенсорных способностей. В этих работах отмечено, что период раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования восприятия с помощью органов чувств и для расширения представлений об окружающем мире ребёнка.

Целью нашего исследования было теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективного педагогического сопровождения сенсорного развития детей третьего года жизни в процессе предметной деятельности с игрушками. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил предположить, что эффективное сенсорное развитие детей третьего года жизни возможно при следующем педагогическом сопровождении:

  • поэтапном ознакомлении детей третьего года жизни с сенсорными эталонами в процессе предметной деятельности с игрушками (сначала – восприятие эталонов, затем – переход к действию с ними, потом – закрепление, актуализация слова в словаре ребёнка) [2, 3];
  • использовании разнообразных обучающих приёмов в работе с детьми в процессе предметной деятельности с игрушками (сопоставления, наложения, сравнения) [2, 3, 6];
  • расширении многообразия сенсорных объектов развивающей предметно-пространственной среды группы дошкольной образовательной организации, основанном на принципе доступности [1, 2, 3, 4];
  • привлечении родителей к совместной с детьми предметной деятельности с игрушками в ходе современных интересных форм работы по специальному обучению родителей [1, 3, 5, 6].

На констатирующем этапе эмпирической работы перед нами стояла цель по выявлению актуального состояния уровня сенсорного развития детей третьего года жизни в контрольной и экспериментальной группах. Эта цель конкретизировалась в следующих задачах: 1) определить критерии, показатели и уровни сенсорного развития детей третьего года жизни; 2) изучить актуальный уровень сенсорного развития детей контрольной и экспериментальной групп; 3) сравнить результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах.

На основе анализа научной и методической психолого-педагогической литературы по теме исследования в ходе решения первой задачи была разработана таблица. В ней были обобщены критерии, показатели и уровни сенсорного развития детей третьего года жизни, а также подобраны диагностические методики для измерения показателей сенсорного развития детей (Таблица 1).

Таблица 1. Критериально-уровневая шкала оценки актуального состояния сенсорного развития детей третьего года жизни

Подбор диагностических методик обеспечивал реализацию следующих задач. Методика Л. А. Венгера «Группировка игрушек» использовалась для изучения уровней освоения сенсорных эталонов формы, а также. Методика «Собери цветок» Е. А. Стребёлевой была нацелена на определение уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей третьего года жизни. Методика Е. А. Стребёлевой «Разбери и сложи матрёшку» решала задачу выявления уровня сформированности эталонов величины у детей третьего года жизни. Методика исследования слухового восприятия Л. С. Цветковой «Что звучит?» была направлена на определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков (звучащих игрушек). Методика М. И. Земцовой «Какой предмет на ощупь?» использовалась для изучения уровня сформированности тактильного восприятия.

Разработка технологии сенсорного развития детей третьего года жизни в процессе предметной деятельности с игрушками началась с выявления актуального уровня сенсорного развития воспитанников первой младшей группы. Сбор эмпирических данных проводился в дошкольном отделении № 425 ГБОУ «Школы № 1236 имени С. В. Милашенкова» г. Москвы. Всего в эмпирическом исследовании участвовало 40 детей двух первых младших групп, которые были поделены на равные по числу обследуемых экспериментальную и контрольную группы, по 20 детей в каждой. Процедура обследования проходила в привычных для детей условиях группы. Сравнительные результаты актуального уровня сенсорного развития детей показаны в гистограмме на Рис. 1.

Рис.1. Обобщённые результаты выявления актуального уровня сенсорного развития детей третьего года жизни в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе исследования

Полученные результаты позволили сделать вывод, что дети экспериментальной и контрольной групп при проведении пяти диагностических методик показали сходные результаты. В обеих группах присутствовали дети с высоким, выше среднего, средним и низким уровнями. В экспериментальной и в контрольной группах наибольшее количество детей имели уровень выше среднего и средний. То есть преимущественно обследуемые дети понимали задания, но испытывали затруднения при сопоставлении зрительных предметов по форме и величине, а так затруднялись в различении цветов, звуков и при тактильном обследовании различных по фактуре предметов. Результаты констатирующего этапа эмпирической работы подтвердили потребность в разработке специальной технологии сенсорного развития детей третьего года жизни.

Такая технология была разработана в процессе формирующего этапа эмпирической работы. Она представлена в Таблице 2 планом из комплекса игр и игр-занятий для сенсорного развития детей в процессе предметной деятельности с игрушками на учебный год.

Разработанный комплекс игр и игр-занятий включал работу по решению трёх основных задач. Первая – формирование знаний о сенсорных эталонах цвета; величины; формы; тактильных эталонах (гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, скользкий, твёрдый, хрупкий) и эталонах звука (звук колокольчика, звук горошин в коробочке, звук барабана, звук дудки, звуки ксилофона, звук бубна, звук треугольника, звуки различных животных, звуки различных видов транспорта, звуки речи, звуки птицы). Вторая – развитие умения различать и называть сенсорный эталон. Третья задача – обучение способам обследования предметов для определения соответствующих сенсорных эталонов.

Таблица 2. План сенсорного развития детей третьего года жизни в процессе предметной деятельности с игрушками


Проблема формирования сенсорных эталонов в современной педагогике достаточно востребована и изучена. Вопросом развития сенсорных способностей через дидактические игры и в процессе предметной деятельности занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи — педагоги и психологи. И в своем исследовании мы обратились к трудам таких зарубежных ученых, как J. Piaget, D&Е. Gibson, M. Montessori, F. Fröbel.

Важным моментом концепции J. Piaget, заслуживающим нашего внимания, является то, что ученый обратил внимание на совершенствование перцептивной деятельности через восприятие. Концепции D.&Е. Gibson впервые раскрыли и проанализировали систему изменяющихся в ходе развития отношений между информацией и восприятием.

Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов. Нами рассмотрена и, отличная от зарубежной, позиция отечественных представителей психолого-педагогической науки — А. И. Ануфриевой, Т. Г. Васильевой, Р. И. Теплицкой, А. Р. Лурии, В. Г. Нечаевой и др.

Сейчас система воспитания и образования, реализует новую концепцию дошкольного воспитания, которая уже не опирается на критерии усвоения определенных знаний, приобретения навыков и умений каждым ребенком, а стремится к поиску неформальных, альтернативных путей развития личности ребенка. В современной отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к дидактическим системам F. Fröbel, M. Montessori, G. J. Dekroli, которые следовали основному принципу образования Песталоцци, который говорил, что обучение должно строиться в соответствии с естественным ходом умственного развития ребенка.

Сенсорное воспитание (развитие) как нельзя лучше отвечает этим принципам и формирует полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира. На данный момент в отечественной педагогике все больше исследователей заинтересованы в создании системы сенсорного воспитания. Теоретически обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств детей младшего дошкольного возраста; обсуждаются и внедряются изменения в практике дошкольного образования на основе правительственных постановлений, касающихся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Все это позволяет говорить о высокой актуальности выбранной нами темы. В нашем исследовании мы обратились к изучению процесса формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения), также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития.

К трем годам у ребенка появляется желание взаимодействовать со взрослым, что дает возможность взрослому (воспитателю, родителям) руководить деятельностью ребенка. Основная задача этого взаимодействия — способствовать расширению и углублению естественные для раннего возраста урони развития. Это возможно при умелом руководстве традиционными в раннем возрасте видами деятельности. При этом, конечно, необходимо знать, чему и как учить, какие методы использовать.

Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально. Но вместе с тем есть некий минимум умений в развитии, который соответствует уровню трехлетнего ребенка:

1) Умеет играть. Использует игрушки и предметы-заместители для построения простейшей последовательности игровых действий.

2) Способен построить предмет из двух деталей (домик из кубика и призмы, стульчик для куклы из кубика и кирпичика). Воспринимает постройку как игровой материал.

3) Проявляет желание рисовать. Рисует изображения, узнаваемые для него, которые может описать.

Определяющим будет являться то, что наблюдая за игрой нам необходимо выяснить — ребенок играет? Или манипулирует предметами, повторяя действия взрослого? На основании исследований Л. А. Венгер отметим некоторые характеристики игры в младшем дошкольном возрасте.

По мнению исследователя, ребенок играет, если: воспринимает игрушечную машинку как настоящую, видит в кукле настоящего ребенка, готовит в игрушечной посуде воображаемую еду и принимает ее за настоящую.

Мы использовали методику восприятия сенсорных эталонов Л. А. Венгер с целью выявления первоначального уровня сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста. Мы руководствовались следующими критериями: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.

На начало учебного года дети показали следующие результаты. В диагностике и участие дети младшей возрастной группы, в количестве 21 человек. Низкий уровень восприятия сенсорных эталонов был выявлен у 3 детей. Это означает, что ребёнок не понимает и не принимает задания даже в условиях обучения (показа взрослым). Средний уровень у большинства детей — 15 человек. Дети данной группы действуют, не ориентируясь на образец, а после обучения продолжают опускать игрушки без учета основного принципа. Качественный высокий уровень показали 3 человека. На этом уровне ребенок опускает игрушки, но не во всех случаях ориентируется на образец, но заинтересован в конечном результате и стремится к нему после обучения.

Для того чтобы успешно формировать развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте, рекомендуется использовать ведущий вид деятельности ребенка — игру. Нами с этой целью используются дидактические игры. Через дидактическую мы сможем развивать у детей внимание, зрительную память, умение группировать предметы по цвету. Помочь детям сформировать творческие, мыслительные способности, развивать восприятие и воображение. Такие игры нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.

Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возраст ни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

  1. Абельская Т., Неопихонова Я. Проблема развития в немецкой психологии и ее влияние на советскую педологию и психологию // Педология. — 1932. — № 4. — С. 27–36.
  2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: «Просвещение», 1969. — С. 34–38.
  3. Усова А. П., Сакулина Н. П., Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Поддьяков Н. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. — М.: «Просвещение», 1965.

Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, ребенок, развитие, внимание, окружающая действительность, окружающий мир, основа познания мира, полноценное восприятие, ранний возраст, сенсорное воспитание.


Сенсорное развитие ребенка — буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. считает, что сенсорное воспитание направленно на формирование у детей процессов восприятия, ощущения, наглядного представления и т. д.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

По мнению Курашовой Р. А. сенсорным развитием у человека является развитие его способностей впечатлений о внешних качествах предмета: форме; цвете; вкусе; запахе; размере; положении предмета в пространстве.

Курашова Р. А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:

1) формирование сенсорных эталонов;

2) обучение способам исследования предмета (различение размера, формы, цвета, развитие глазомера);

3) обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).

Известный зарубежный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.

Л. С. Выготский рассматривает такую деятельность как речевое общение, чтение, письмо, счет и рисование, как особые формы поведения, образующиеся в процессе социально-культурного развития ребенка.

Таким образом, сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др.

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным; устойчивой связи между словами — названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) еще не образовалось. Восприятие ребенка раннего возраста носит предметный характер, то есть все свойства предмета. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У ребенка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т. д.

Работа по формированию сенсорных эталонов регулярно проводится в детском саду, начиная с раннего возраста. Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей основываются на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы, в детском саду используем такие игры, как «Что катится, что не катится». Дети с удовольствием играют в эти игры. Игры и упражнения на восприятие величины «Спрятать ладошки», проводятся параллельно с играми на восприятие формы «Разложи фигурки по домикам». Когда дети научатся действовать с помощью проб, тогда величины предметов сопоставляется зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводим с предметами «Цветные кубики». Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако было замечено, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно — двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. В работе с дошкольниками используются разнообразные игры для развития тактильно — двигательного восприятия, например игра на осязание «Круглое квадратное», а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Для развития слухового восприятия мы используем дидактические игры — «Кто позвал?» Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения.

Работа с детьми проводится в основном индивидуально, но используется и подгрупповая форма работы. В результате работы у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов; зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины; ориентировки в пространстве.

В целом, необходимо отметить, что при проведении работы направленной на сенсорное развитие дошкольников, дети старались выполнять задания самостоятельно. Многие воспитанники хорошо ориентируются в цветах, геометрических фигурах. Особые затруднения возникают при выполнении заданий на тактильные ощущения.

  1. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991
  3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.
  4. Бордовская, Н.В., Реан А. А. Педагогика [Текст] /Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб: Питер,2000.
  5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988.
  6. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973..
  7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  8. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981
  9. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника [Текст] / В. А. Сухомлинский. — М.: Учпедгиз, 1961

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, зрительное восприятие, игра, ранний возраст, ребенок, сенсорное развитие, цвет, двигательное восприятие, детский сад, чувственное познание.

Похожие статьи

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

сенсорное воспитание, ребенок, цвет, зрительное восприятие, игра, ранний возраст, сенсорное развитие, двигательное восприятие, детский сад, чувственное познание.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале.

ранний возраст, ребенок, раннее детство, зрительное восприятие, величина предметов, предмет, действие, восприятие, двухлетний возраст, индивидуальная работа.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета).

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад.

Природа как средство сенсорного воспитания детей.

ранний возраст, игра, ребенок, цвет, сенсорный эталон цвета, Восприятие цвета, сенсорное воспитание, образовательная деятельность, дошкольный возраст, развитие.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

игра, ребенок, педагог, цвет, предмет, сенсорное воспитание, сенсорное развитие, занятие, геометрическое тело, какой цвет.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

младший дошкольный возраст, ребенок, развитие, внимание, ранний возраст, полноценное восприятие, основа познания мира, окружающий мир, окружающая действительность, сенсорное воспитание.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей. игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через.

сенсорное развитие, игра, ребенок, окружающий мир, ранний возраст, сенсорное воспитание, величина, предмет, цвет, дидактический материал.


Здоровье детей во многом зависит от того, каким он увидит окружающий мир, как взрослый ему его представит.

Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсорной сферы.

Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме , цвете, положении в пространстве, величине, а так же запахе, вкусе и т. п.

В области общей и специальной психологии вопросами формирования и развития сенсорной сферы занимались такие авторы как: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Луриа, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев и др., однако публикаций посвященных решению данного вопроса с детьми дошкольного возраста с ЗПР до сих пор не достаточно.

Цель исследования: разработать и апробировать программу по развитию у дошкольников с задержкой психического развития сенсорных эталонов.

Проанализировать психолого – педагогическую литературу об особенностях психолого – педагогического развития дошкольников с задержкой психического развития

Выявить особенности сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития.

Разработать и апробировать содержание программы по коррекции и развитию сенсорной сферы у дошкольников с задержкой психического развития.

Сформулировать выводы по результатам данной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются особенности сенсорного развития, которые проявляются в несформированности сенсорных эталонов и их возможно развивать если:

- Использовать сенсорные эталоны, направленные на развитие цвета, формы и величины различной модальности;

-При проведении занятий с детьми использовать принцип последовательности и индивидуальности;

- Использовать игру, как основной метод развивающей работы

- создать проблемные ситуации в дидактической игре;

Для проведения нашего исследования нами были выбраны три диагностические методики Е.А. Стребелевой

Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера)

Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А Венгера

Разложи и сложи матрешку.

Задание методике «Дом животного» направлено на умение действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.

Мы кладем перед ребенком доску и предлагаем ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая при этом на каждое животное. Затем мы по очереди и последовательно вставляем фишки в углубления и объясняем: «У собаки есть свой дом он желтый, у курицы домик белый, у рыбы голубой, у кошки вот какой - черный». Далее мы помогаем ребенку расставить первые две фишки, потом ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

2. Задание № 2 «Группировка игрушек» направлено на выявление уровня развития восприятия формы. Умения использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, т. е выполнение группировки по форме.

Мы расставили на столе коробки перед ребенком, обращая внимание ребенка на эталон образец: «Смотри. Здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь (квадрат)». Затем вынимаем из мешочка первый предмет(любой) и говорим: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга), (показ квадрата) (показ треугольника?)». После того как ребенок указывает на один из эталонов, мы говорим: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимаем следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. А затем просим разложить все игрушки по коробкам ребенка самостоятельно.

Задание № 3 « Разложи и сложи матрешку» направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Мы показываем ребенку матрешку и просим его посмотреть, что там есть, т. е собрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просим собрать их все в одну. В случае затруднения проводим обучение.

Результаты исследования по методике «Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения коррекционной работы.

Проанализировав второе задание, мы пришли к выводу , что среди детей контрольной группы с заданием справились (75%) 9 человек, но допускали ошибки, (66,7%) 8 человек действовали не ориентируясь на образец. (25%) 3 человека не принимали и не понимали задание. Среди детей экспериментальной группы также справились с заданием (75%) 9 человек, (25%) 3 человека не справились с заданием.

Результаты исследования уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны по методике «Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения коррекционной работы».

Проанализировав третье задание оказалось, что и в контрольной и экспериментальной группе все справились с заданием. В контрольной группе 42% (5 человек) детей приняли и поняли задание, но выполнили его методом перебора вариантов. Остальные 58% (7 человек) приняли задание, но не учитывали величину частей матрешки. В экспериментальной группе 58% (7 человек) приняли задание, но выполняли его методом проб

Результаты исследования уровня развития ориентировки на величину по методике «Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения программы

По результатам нашего обследования, можно сделать вывод, что результаты между подгруппами с задержкой психического развития не значимы. Дети имеют одинаковый уровень развития сенсорных эталонов. (приложение2, таблица 2)

Разработанная нами программа была апробирована в октябре – декабре 2017 года. Развивающие занятия проводились с одной подгруппой в количестве 12 человек. Дети увлеченно и с большим желанием выполняли задания, предусмотренные нашей программой.

Для выявления эффективности коррекционной программы нами была проведена повторная диагностика уровня сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития. Нами использовались те же методики, что и при первом исследовании (приложение 1) Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня.

Результаты исследования умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета по методике «Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера)» в контрольной группе и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения программ

Результаты исследования уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны по методике «Группировка игрушек
(адаптированный вариант методики Л.А. Венгера)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения коррекционной работы».

Проанализировав результаты третьего задания мы увидели, что дети с задержкой психического развития контрольной и экспериментальной группы стали успешнее справляться с заданием, стали выделять большие и маленькие предметы, различать их по высоте. (33%) 4 ребенка из экспериментальной группы правильно составили сериационный ряд.

Результаты исследования уровня развития ориентировки на величину по методике «Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения программы

Результаты между группами дошкольников с задержкой психического развития в контрольной и экспериментальной группе значимы, следовательно, мы можем сделать вывод о различии групп.

До проведения нашей развивающей программы дети обеих групп примерно одинаково справлялись с заданиями. То после апробации мы видим, что дети экспериментальной группы с заданиями стали справляться гораздо успешнее, а именно:

По методике «Дом животного» дети экспериментальной группы улучшили свои результаты, появились представления об оттенке цвета

При группировке игрушек дети научились словесно обозначать форму предметов, соотносить предметы друг с другом.

При методике разбери и сложи матрешку дети стали уметь выделять большие и маленькие предметы, научились составлять сериационные ряды.

Согласно итогов проведенной работы и полученных данных показатели развития сенсорных эталонов у дошкольников с задержкой психического развития экспериментальной группы значительно улучшились.

Результаты коррекционной развивающей работы

По данным исследования мы установили, что уровень сенсорного развития у дошкольников с задержкой психического развития из экспериментальной группы в процессе коррекционной работы повысился. Дети усвоили сенсорные эталоны, умеют обобщать и классифицировать предметы по форме, цвету, величине.

Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Доктор психологических наук, профессор Леонид Александрович Венгер с коллегами экспериментально доказали, что ребенок дошкольного возраста способен решать сложные интеллектуальные задачи посредством особого рода схематических представлений — наглядных моделей. Под наглядной моделью Л.А. Венгер понимал «представление в образной, но более или менее условной и схематизированной форме, отображающее различные (в том числе и скрытые от непосредственного наблюдения) виды отношений между объектами».

Наглядная модель помогает детям понять логику сказки. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета. Поэтому к одной и той же сказке можно возвращаться несколько раз.

После того как дети овладеют построением модели сериационного ряда, перейдите к изображению более сложных действий, которые совершают персонажи. Прежде чем разыгрывать сюжет, вместе с детьми постройте на фланелеграфе предметную наглядную модель исходной ситуации сказки. Если дошкольники сами не догадываются, как изобразить действие, покажите им.

  • «Колобок» (Колобок — желтый кружок, заяц — маленький серый, волк — большой серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый, роли старика и старухи могут исполнять обычные куклы).
  • «Волк и семеро козлят» (волк — большой серый кружок, коза — большой белый, козлята — маленькие белые).
  • «Три медведя» Л.Н. Толстого (медведи — бумажные полоски разной длины, Маша — полоска, равная по длине «Мишутке», но другого цвета — «У Машеньки красное платьице»).


При разыгрывании помогите детям не просто играть с предметами-заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки. Это научит их анализировать основные события и связь между ними, делать не то, что хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи, — показывать основные действия и события сказки.

Читайте также: