Группы требований предъявляемых к игрушке

Обновлено: 24.04.2024

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.
Министерством образования Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям двух уровней

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

  1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

  1. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
  2. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
  3. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Требования II уровня состоят в следующем:

  1. Полифункциональность игрушки . Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
  2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности . Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
  3. Дидактические свойства игрушки . Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.
  4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов . Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
    Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения. [4]

Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.
Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста. Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 дБ. В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В

Оптические игрушки (бинокли, фильмоскопы, калейдоскопы, зрительные трубы, волшебные фонари) обязаны иметь достаточную силу увеличения и давать изображение высотой не менее 2,75 мм. В дошкольном учреждении игрушки имеют строгую групповую принадлежность, т.е. они предназначены для игр детей только одной возрастной группы. Переносить игрушки из одной группы в другую не разрешается.[3]

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Требования ФГОС Дошкольного образования

К предметно-развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек , как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.[5]

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
— пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
— разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
— консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.[1]

1 Карабанова О.А., Алиева Э.Ф.,Радионова О.Р.,Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста// Карабанова О.А., Алиева Э.Ф.,Радионова О.Р.,Рабинович П.Д., Марич Е.М-М.; Федеральный институт развития образования,2014-96с.

2. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

3 . Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек») // Вестник образования. – 1995. – № 7; Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» // Официальные документы в образовании. 2004. – № 19.

от 17 мая 1995 года N 61/19-12

О психолого-педагогических требованиях к играм
и игрушкам в современных условиях

В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия и защиту от негативных воздействий.

Положение усугублено ослаблением деятельности региональных комиссий по игрушке при территориальных органах управления образованием. В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, включающий:

- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (проект) - приложение 1.

- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек (проект) - приложение 2.

Проекты документов обсуждены на семинаре-совещании 25 марта 1995 года с работниками дошкольного образования, представителями науки, сфер производства и реализации игр и игрушек.

Исходя из вышеизложенного Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

1. Региональным органам образования:

- совместно со структурными подразделениями Санэпидемнадзора и Госстандарта проанализировать состояние производства и насыщения рынка отечественными и зарубежными играми и игрушками в регионах;

- ознакомить специалистов дошкольного образования, руководителей предприятий и организаций по выпуску и реализации игр и игрушек с проектами документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек;

- активизировать работу региональных комиссий по игрушке;

- ввести практику консультирования с Художественно-техническим советом по игрушке Министерства образования РФ для ознакомления с экспозициями современных образцов игр и игрушек и получения консультаций специалистов.

2. Региональным органам управления образованием совместно с комиссиями по игрушке:

- развернуть работу педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению родителей с требованиями, предъявляемыми к играм и игрушкам; проведению консультаций для родителей по отбору и использованию игр и игрушек в семье на основе Методических указаний (приложение 3);

- предусмотреть с этой целью в планах курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений тематику по психолого-педагогической ценности игр и игрушек;

- знакомить через средства массовой информации население региона с работой территориальных комиссий по игрушке, рекомендовать обращаться в комиссию за консультацией по отбору и использованию игр и игрушек;

Заместитель
федерального министра образования,
член-корреспондент РАО
А.Г.Асмолов

Приложение 1
к письму Минобразовария России
от 17 мая 1995 года N 61/19-12
(проект)

Порядок проведения
психолого-педагогической экспертизы детских
игр и игрушек

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и критерии проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (далее именуются - игрушки) с целью разрешения их производства, импорта и реализации в Российской Федерации.

2. Настоящий Порядок предназначен для использования Художественно-техническим советом по игрушке при Министерстве образования Российской Федерации (далее именуется - ХТС по игрушке) и комиссиями по игрушке территориальных органов образования в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - комиссии по игрушке) и распространяется на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, импортом и реализацией игрушек.

3. Психолого-педагогическую экспертизу игрушек осуществляют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов, социологов, художников, искусствоведов, работников здравоохранения, промышленности и торговли.

4. Психолого-педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы которых подготовлены к серийному производству в Российской Федерации, или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.

Допускается проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их реализацией в торговой сети.

В целях более ранней проработки психолого-педагогической направленности игрушки рекомендуется направлять на психолого-педагогическую экспертизу на стадии разработки.

5. Для проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек на стадии постановки продукции на производство представляются: образец-эталон игрушки в двух экземплярах либо макет (модель) игрушки в одном экземпляре, ее техническое описание, конфекционная карта и сопроводительное письмо предприятия-изготовителя с указанием названия игрушки, ее размеров, материалов, из которых она изготавливается, возраста детей, для которых она предназначена, реквизитов предприятия и фамилии автора-разработчика игрушки.

Для проведения психолого-педагогической экспертизы импортируемых игрушек на стадии заключения контрактов или перед их реализацией торговой сетью представляются образец-эталон игрушки в двух экземплярах, сопроводительное письмо заявителя-организации (либо физического лица) с указанием предполагаемого возраста детей, для которых она предназначена, страны и предприятия-изготовителя.

Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения изменений в технологию их производства.

6. Представленные образцы-эталоны (макеты либо модели) игрушек и документация к ним регистрируются в день поступления и рассматриваются в течение 10 дней со дня регистрации.

7. Заявителям по итогам экспертизы выдается заключение. Заключение должно быть оформлено на бланке организации, проводившей экспертизу, подписано уполномоченным лицом, заверено печатью и должно содержать номер протокола и дату заседания, наименование предприятия-изготовителя, название игрушки, краткое описание образца-эталона, фамилию автора-разработчика и указание возраста детей, для которых она предназначена, а также один из выводов:

образец-эталон соответствует психолого-педагогическим требованиям; рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец-эталон имеет особую педагогическую ценность и рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец (макет либо модель) рекомендуется доработать (указываются конкретные замечания);

образец (макет либо модель) не соответствует психолого-педагогическим требованиям; реализация не допускается (указываются конкретные причины);

образец-эталон (макет либо модель) рекомендуется как игрушка-сувенир;

образец-эталон (макет либо модель) является специальной игрушкой и предназначен исключительно для продажи в специализированных магазинах (секс-шопах) либо для применения в психотерапевтической практике.

8. К образцам-эталонам выдается паспорт, в котором указываются номер протокола, дата заседания ХТС по игрушке или комиссии по игрушке, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью, возраст детей, для которых она предназначена, и предприятие - изготовитель игрушки. Паспорт прикрепляется к образцу-эталону и пломбируется.

9. Один экземпляр образца-эталона игрушки возвращается заявителю. Второй экземпляр образца-эталона игрушки хранится в ХТС по игрушке или в комиссии по игрушке. Сроки и порядок хранения определяют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке.

10. Наличие положительного заключения психолого-педагогической экспертизы игрушек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

11. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, является невозможность:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

12. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например в электрифицированных игрушках);

возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например коллективные постройки);

высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

13. В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание.

Специальные игрушки, используемые в психотерапевтических процедурах, могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия.

При психолого-педагогической экспертизе этих игрушек представляется инструкция по их применению с указанием специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.

Приложение 2
к письму Минобразовария России
от 17 мая 1995 года N 61/19-12
(проект)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к психолого-педагогической экспертизе
игр и игрушек

1. Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.

2. В Методических указаниях определены психолого-педагогические требования к играм и игрушкам (в дальнейшем - игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требования к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.

3. Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.

4. К Методическим указаниям прилагается общесоюзный классификатор "Промышленная и сельскохозяйственная продукция". Раздел: Игрушки и украшения елочные. (Москва: Издательство стандартов, 1985).

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям 2 уровней.

Требования I уровня являются обязательными* для предприятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии составления образцов требованиям I уровня.

* Исключение составляют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации. Это означает, что для предприятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различных налоговых льгот.

Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек по средствам требований I уровня основан на принципе "не навреди".

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

1.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

1.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людам и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

1.3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание и др.

При психолого-педагогической экспертизе такого рода специальных игрушек территориальные комиссии должны руководствоваться вышеуказанным Порядком.

Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия, другое.

Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.

Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.

Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педагогического потенциала.

Общие требования безопасности и методы контроля

Toys. General safety requirements and control methods

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством местной промышленности РСФСР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 30.07.90 N 2330

Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие изменения проголосовали*:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту EN 71-88

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

3.3; 3.4; 3.5.3; 3.9; 3.10; 3.11; 3.17; 3.25; 3.31; 3.37; 3.45; 3.50; 3.53.2; 3.72; 3.74; 3.79; 3.88

3.2; 3.30; 3.46; 3.73; 3.75; 3.77; 3.78; 3.82.1; 3.90.2

3.12; 3.54.1; 3.68.1; 3.82.1

6. Ограничение срока действия снято Постановлением Госсстандарта от 24.06.92 N 576

7. ИЗДАНИЕ (октябрь 2002 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1992 г., декабре 2001 г. (ИУС 9-92, 3-2002)

Переиздание (по состоянию на апрель 2008 г.)

ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованная в ИУС N 4, 2003 год, ИУС N 8 2003 год.*

* См. примечание ФГУП "Стандартинформ". - Примечание изготовителя базы данных.

Поправки внесена изготовителем базы данных.

Настоящий стандарт распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет, и устанавливает требования безопасности и методы испытания.

Стандарт не распространяется на пиротехнические игрушки, фейерверки, включающие ударные капсулы (за исключением пистонов*, предназначенных для игры), елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды, игрушки с двигателями внутреннего сгорания, оборудование для открытых детских площадок, спортивное оборудование, точные масштабные модели для взрослых коллекционеров, глубоководное снаряжение, фольклорные декоративные куклы и другие подобные предметы для взрослых коллекционеров, "профессиональные игрушки", выставленные в общественных местах, головоломки с количеством компонентов свыше 500 или головоломки без изображения, предназначенные для специалистов, пневматические ружья и пистолеты, пращи и катапульты, стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками, игрушечные паровые двигатели, велосипеды с высотой седла от пола более 635 мм, детские соски, точные копии огнестрельного оружия, бижутерию для детей, игрушки с питанием от сети.

* Пистонами считают предназначенные для игры изделия, содержащие пиротехнический состав, создающий звуковой эффект в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие.

Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной игрушке.

Если игрушка предназначается для сборки взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ТРЕБОВАНИЯ К СЫРЬЮ, МАТЕРИАЛАМ И КОМПЛЕКТУЮЩИМ ИЗДЕЛИЯМ

1.1. Для изготовления игрушек должны применяться материалы, разрешенные органами Министерства здравоохранения СССР или министерствами здравоохранения союзных республик.

1.2. Сырье и материалы должны отвечать гигиеническим требованиям (должны быть чистыми и неинфицированными).

1.3. В игрушках не допускается применять:

полимерные недублированные пленки размером более 100х100 мм, толщиной менее 0,038 мм (для изготовления фартуков и т.п.);

полимерные недублированные пленки, имеющие на каждом участке размером 30х30 мм площадь отверстий менее 1% площади участка;

древесину с червоточинами и выпадающими сучками;

стекло для изготовления игрушек для детей в возрасте до 3 лет;

стекло для изготовления игрушек для детей в возрасте старше 3 лет, за исключением, когда это необходимо для выполнения игрушкой ее функции;

неборосиликатное стекло для изготовления стеклянных сосудов, предназначенных для нагревания;

набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, деревянные щепки, осколки стекла или пластмассы и др.);

гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее, применяемые без внутренней оболочки, не являющейся внешней оболочкой игрушки;

ГОСТ Р 53906-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

Toys. General safety requirements and test methods. Mechanical and physical properties

Дата введения 2012-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Тест-Пром" на основании требований технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт вводит национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

Настоящий стандарт устанавливает требования к физическим и механическим свойствам игрушек и методы испытания этих свойств. Стандарт распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет. Стандарт распространяется на новые игрушки с учетом назначения, прогнозируемой продолжительности нормального использования и предполагаемого поведения ребенка.

Стандарт не распространяется на продукцию, используемую не в соответствии с ее назначением, а также на следующие изделия, которые к игрушкам не относят:

- елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды;

- фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей до 14 лет;

- точные масштабные модели для взрослых коллекционеров;

- снаряды и устройства, которые применяют для коллективного пользования на игровых площадках;

- спортивный инвентарь, в том числе глубоководный;

- пиротехнические устройства и ударные капсюли, за исключением ударных капсюлей (пистонов), специально предусмотренных для создания звуковых эффектов в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие, в комплекте с игрушкой;

- катапульты и устройства для метания камней;

- снаряды для стрельбы из лука и стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками;

- электропечи, утюги и прочие функциональные изделия с номинальным напряжением более 24 В;

- изделия, содержащие нагревательные элементы и предназначенные для пользования в присутствии взрослых в дидактических целях;

- транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания;

- игрушечные машины с паровыми двигателями;

- велосипеды спортивные, дорожные, туристические и др., предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

- видеоигры, которые подключают к устройству с видеоэкраном и которые рассчитаны на номинальное напряжение более 24 В;

- трансформаторы для игрушек, питающиеся от сети, зарядные устройства для аккумуляторных батарей;

- средства спасания на воде, приспособления для плавания, в том числе надувные жилеты, манжеты и другие аналогичные изделия;

- защитные средства, предназначенные для занятий спортом, в том числе очки для плавания, солнечные очки и другие средства защиты глаз, а также велосипедные шлемы и шлемы для скейтборда (кроме имитаций, используемых для игр);

- летающие игрушки, которые запускают с помощью резинового шнура (например, ракеты и самолеты);

- луки для стрельбы, длины которых в ненатянутом состоянии превышают 120 см;

- "профессиональные" игрушки, выставляемые в общедоступных местах (универмаги, вокзалы и др.);

- пазл-мозаики (головоломки), включающие более чем 500 деталей;

- соски и пустышки для младенцев;

- копии огнестрельного оружия, имеющие высокое сходство с оригиналами;

- украшения для детей.

Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной в целом игрушке. Если игрушка должна быть собрана взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51555-99 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

ГОСТ 8.154-75 Государственная система обеспечения единства измерений. Приборы измерительные типа "Ухо искусственное". Методы и средства проверки

ГОСТ 12.1.050-86 Система стандартов безопасности труда. Методы определения шума на рабочих местах

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 490-2006 Кислота молочная пищевая. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 3520-92 Материалы оптические. Методы определения показателей ослабления

ГОСТ 3773-76* Реактивы. Аммоний хлористый. Технические условия

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 3773-72. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 4166-76 Реактивы. Натрий сернокислый. Технические условия

ГОСТ 4201-79 Реактивы. Натрий углекислый кислый. Технические условия

ГОСТ 4221-76 Реактивы. Калий углекислый. Технические условия

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия

ГОСТ 4234-77 Реактивы. Калий хлористый. Технические условия

ГОСТ 6592-73 Краски печатные. Метод определения закрепления краски на бумаге

ГОСТ 6691-77 Реактивы. Карбамид. Технические условия

ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 8074-82 Микроскопы инструментальные. Типы, основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 9013-59 Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17035-86 Пластмассы. Методы определения толщины пленок и листов

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 19300-86 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры

ГОСТ 20403-75 Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100 IRHD)

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 30782-2001 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Графическое условное обозначение возраста

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на офицальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 винтовая пружина: Пружина в форме спирали, которая может быть пружиной сжатия или пружиной растяжения (см. рисунок 1).


Рисунок 1 - Винтовая пружина

3.2 волокно: Волокнистый материал, части которого могут быть удалены с ворсовой поверхности игрушек.

3.3 доступность: Возможность касания ребенком всей детали или ее части, установленная по результатам испытаний.

3.4 заусенец: Острая неровность, образующаяся на кромках или поверхности материала при его некачественной резке или обработке.

3.5 зубные кольца: Игрушка, которую ребенок грызет при прорезывании зубов, предназначенная для облегчения состояния ребенка, связанного с ростом зубов.

3.6 игрушка для игры на воде: Надувная или ненадувная игрушка, несущая нагрузку массы ребенка и предназначенная для игр на мелководье под наблюдением взрослых.

3.7 игрушка, которую держат в руке: Игрушка, предназначенная для имитации звуков, которую необходимо держать в руке (например, трещотка, музыкальные игрушки и игрушечные пистолеты) за исключением околоушных игрушек, игрушек, которые заводит ребенок, и губных (духовых) игрушек.

Как всем известно, в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей. А так как, ведущая деятельность - игра, то и к игрушкам должны быть особые требования. Игрушки неотделимы от игры.

Игрушки – предметы, изготовленные для игры, - средство игры, ее объект.

В настоящее время в обществе сложилось понимание игрушки как категории педагогической.

Воспитывающее значение игрушка приобретала в процессе общественного осознания ценности периода детства в общем цикле человеческой жизни.

Игрушки являются необходимым средством воспитания детей, служат делу формирования гармонично развитой творческой личности каждого ребенка. Для осуществления всестороннего воспитания нужны все виды игрушек : дидактические, сюжетно–образные, технические, спортивные театральные, музыкальные, празднично–карнавальные и игрушки-забавы, предметы–заместители (для развития фантазий). Введение этих предметов целесообразно с двухлетнего возраста.

Каждая игрушка используется в целях всестороннего воспитания, но одновременно она имеет преимущественное значения для нравственного (например, кукла) или физического (мяч, эстетического (музыкальная, театральная игрушка) или умственного развития детей (дидактические игры и игрушки). Важнейшими педагогическими требованиями к игрушке, является:

1. Безопасность. Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы, содержащие острые травмоопасные части, исключающие гигиеническую обработку. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см). Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены.

2. Эстетичность. Пока ребенок не получит достаточное представление об окружающем мире, ему лучше не играть в «мутантов», (фиолетовые слоны, малиновые жирафы, синие ежики и т. д). Иначе у ребенка разрушается стереотип нормального восприятия мира. Игрушка должна быть эстетически привлекательной, функциональной и «доброй», быть конструктивно правильной.

3. Соответствие возрасту. Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей Приблизительно с двух лет ребенок начинает интересоваться игрушечными животными, куклами. На этом этапе появляются любимые, значащие для ребенка вещи, любимые игрушки, которые помогают преодолеть трудные моменты для ребенка, например, разлуку с мамой или поступление в детский сад. В этот период лучше научить ребенка качать куклу, возить её в коляске, укладывать и кормить. Все эти процессы научат ребенка покровительству, проявлению заботы, сопереживанию. В раннем возрасте ребенок собирает и хранит различные природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Эти материалы могут быть наделены различным значением, кроме эстетического. В таком возрасте ребенку нравиться работать с различными материалами, гладкими, шершавыми, мохнатыми. Для этого используются книжки, имеющие разные на ощупь страницы. Большое значение и распространение получили так называемые, развивающие игры и игрушки : конструкторы, разные шнуровки, пазлы. Такие игрушки сделаны специально для того, чтобы развивать различные психические функции: память, внимание, восприятие, моторику. Но такие развивающие игрушки не должны замещать куклы и машинки для сюжетных игр.

В 3-4 года малыш начинает играть в ролевые игры. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах, должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы.

В возрасте 4-5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка. А вот наборы зверюшек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазии и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использование батареек и электричества. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других.

4. Многофункциональность. Желательна многофункциональность игрушки, возможность ее участия в интеллектуальном, творческом, физическом и духовном развитии детей. Игрушка должна оставлять простор для детского мышления, фантазии.

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

В методическом письме МО РФ от 17.05.05 № 61/19 – 12 сформулированы обязательные психолого-педагогические требования, предъявляемые к игрушкам.

Невозможно, чтобы игрушка могла :

• Провоцировать ребенка на агрессивные действия;

• Вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

• Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Итак, игрушки для детей дошкольного возраста должны быть в соответствии с предложенными требованиями.

1. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 n 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с "Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек", "Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек", "Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек")

Читайте также: