Губайдуллина цикл музыкальные игрушки

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Обзор творчества А. Шнитке и С. Губайдулиной

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.

Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) – один из выдающихся композиторов второй половины ХХ века, советский и немецкий композитор , педагог и музыковед . Его музыка – это сложный, трагический мир. Она отражает наше время, противоречивое, дисгармоничное. Основными жанрами в творчестве Шнитке являются симфонические и камерные инструментальные произведения: симфонии, концерты для различных инструментов, пьесы для оркестра, кончерто-гроссо, фортепианный квинтет, квартеты, струнное трио, Гимны для ансамбля и ряд других. Есть у него сценические произведения – балеты «Лабиринты», «Эскизы», «Пер Гюнт» (балет в трех актах с эпилогом на одноименную пьесу Г. Ибсена), хоровая и камерная вокальная музыка. Шнитке писал музыки для театра и кино. Она звучит в кинофильмах «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Белый пудель», «Агония», в мультфильмах. Всего Шнитке написал музыки к 30-ти кинофильмам.

Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний , 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Альфред Шнитке родился в городе Энгельсе. Первые уроки музыки получил в Вене, где его отец работал переводчиком в газете. Затем он поступил в музыкальное училище имени Октябрьской революции в Москве на хоровое отделение.

В 50-е годы Шнитке учился в МГК в классе сочинения профессора Е. К. Голубева и у него занимался в аспирантуре. С консерваторией Шнитке был связан и в дальнейшем – до 1972 года вел класс композиции.

Уже в студенческие годы он стал изучать новую композиторскую технику, увлекался додекафонией. В своих произведениях он ставил вперед собой не только чисто технические задачи, но и «нравственно-моральные проблемы». Так дипломной работой композитора в консерватории стала оратория «Нагасаки» о страшных событиях 1945 году, когда американцы сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. С этими же событиями связан сюжет оперы «Счастливчик» о трагической судьбе американского летчика Клода Изерли, участника бомбежки Хиросимы, который потребовал от людей суда над собой за совершенное злодеяние.

Вступление в пору творческой зрелости ознаменовалось созданием Второго скрипичного концерта (1966). Сочиняя его, Шнитке имел в виду Евангелие с его вечной темой страдания, смерти и воскресения. Солирующая скрипка и струнные инструменты символизируют в этом произведении Иисуса Христа и его учеников, а контрабас, духовые, ударные и фортепиано – Иуду и враждебную к христианам толпу.

Слушаем Второй скрипичный концерт

В последующих произведениях содержание музыки Шнитке становится более сложным, трагичным. Современный мир воплощается как пестрый многомерный хаос, в котором смешалось все – добро и зло, жизнь и смерть, возвышенное и вульгарное, вера и цинизм.

Для музыкального стиля характерными становятся приемы полистилистики и коллажа. Примером может служить Первая симфония (1972). В ней переплетаются разные стили – классические и авангардный, джаз, бытовая музыка и т.п. Использованы цитаты из Пятой симфонии, Марша из сонаты си-бемоль минор Шопена, «Смерти Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Грига, темы из вальса Штрауса «Сказки Венского леса», из Первого концерта Чайковского, «Прощальной симфонии» Гайдна, из песнопений Григорианского хорала, множество тем из театральной музыки самого Шнитке. Но это не механическое смешение. По мысли автора, происходит естественное, пластичное объединение разных техник и стилей

Слушаем симфония № 1 (1 ч., написана в 1972 г. в четырех частях)

Одним из выдающихся произведений Шнитке является Альтовый концерт (1985). Главный «герой» произведения (солирующий альт) находится в неизживаемом конфликте с окружением (оркестр). Но и в самом себе герой не находит покоя, противоречия терзают его сознание. Певучие мелодические линии постоянно «разъедаются диссонансами». Темы, олицетворяющие красоту человеческой души, тонут в бушующей стихии оркестровой массы. Концерт завершается траурным эпилогом.

Как антипод Альтового концерта появился Виолончельный концерт (1986). Он был написан после тяжелой болезни, которая внесла перелом к сознание композитора. В концерте все устремлено к финалу, выходящему на бесконечный простор вселенской радости. Голос виолончели, усиленный микрофоном, воспаряет надо всем и поем о свете, о счастье. А ее тема, напоминает древнерусский знаменный напев.

В те же 80-е годы Шнитке создает хоровые произведения, возрождающие традиции русской духовной музыки. Сочинения для хора появлялись и прежде. Так, под впечатлением от смерти матери она написал Реквием. Вслед за ним появились Вторая симфония – «Невидимая месса» - для солистов, камерного хора и симфонического оркестра, а позднее - кантата «История доктора Фауста». В этих произведениях композитор обращался к стилю европейской духовной музыки. Темы же древнерусских знаменных распевов он использовал в те годы лишь в инструментальных произведениях.

В старинном жанре русского хорового концерта написано одно из выдающихся произведений Шнитке – Концерт для смешанного хора на стихи ГригОра НарекАци (из «Книги скорбных песнопений), впервые исполненный в 1986 году. Григор Нарекаци – средневековый армянский монах и поэт, который по словам писателя Чингиза Айматова «потрясал нечеловеческой способностью подвергать себя безжалостному суду совести». Такое же чувство нравственного потрясения, духовного просветления вызывает у слушателя хоровой концерт Шнитке. Музыка концерта рождается из выразительно распетого слова, интонируемого с особой выразительностью.

Слушаем Концерт для смешанного хора на стихи Григора Нарекаци 1 ч. ( Концерт для смешанного хора в четырёх частях на стихи Г. Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева , «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван , 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году:

1. «О, повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий»;

2. «Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью»;

3. «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов»;

4. «Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим». )

К традициям русской хоровой культуры восходит «Стихи покаянные» для хора а капелла в 12-ти частях на тексты неизвестного автора XVI века. Оно написано в 1988 году и посвящено 1000-летию Крещения Руси.

В 80-90-е годы к композитору приходит всемирное признание. Он удостоен почетных званий члена-корреспондента Академий искусств в Германии, Швеции, его произведения исполняют крупнейшие музыканта – Геннадий Рождественский ( советский российский дирижёр , пианист , композитор , педагог , музыкально- общественный деятель , умер в июне 2018 ), Юрий Бамшет ( советский и российский альтист , дирижёр , педагог , общественный деятель , Народный артист СССР (1991), Лауреат Государственной премии СССР (1986) и четырёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 2000, 2013), 66 лет сейчас ), Мстислав Ростропович ( советский российский виолончелист , пианист , дирижёр , композитор , педагог , общественный деятель , один из крупнейших музыкантов XX века. Народный артист СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии II степени (1951), Государственной премии РФ (1995), Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1991). Пятикратный лауреат премии Грэмми , умер в 2007 году), Марк Лубоцкий ( советский скрипач , музыкальный педагог , писатель , мемуарист , для которого создавался весь скрипичный репертуар, 1931 г.р.), Владимир Крайнев (ему посвящен фортепианный концерт, советский, российский и немецкий пианист , музыкальный педагог , общественный деятель . Народный артист СССР ( 1990 ). Лауреат Государственной премии СССР ( 1986 ), Государственной премии РФ ( 2002 ) и премии Ленинского комсомола ( 1976 ), умер в 2011 г. )

Последние годы Шнитке жил в Гамбурге, где и скончался. Он оставил потомкам великую музыку, эпиграфом к которой можно поставить слова Нарекаци: «И книга эта – вместо моего тела, И слово это – вместо души моей».

Саратовская областная филармония имени Шнитке.

Слушаем Концерт гроссо № 1(1977 г., для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (есть авторская версия для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) в 6 частях )

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано , звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным , создавая особый неповторимый звук. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара .

Изобретателем подготовленного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж . В качестве своих предшественников он называл Генри Коуэлла и Эрика Сати ;

Софи́я Асга́товна Губайду́лина (род. 24 октября 1931 , Чистополь , Татарская АССР ) — российский композитор , с 1991 года живёт в Германии . Автор более ста симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Творчество Губайдуллиной стремилось к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Основная тема ее творчества – духовная жизнь всех времмен и народов. Она раскрывается через метафоры, символику, и это обычно отражается в названиях, указывающих направление авторской мысли, например: « Perception » (Восприятие), « Rumore e silenzio » (Шум и тишина), « Vivente - non vivente » (Живое-неживое), «В начале был ритм». Многие названия пишутся на латыни, что, по мнению компзитора, создает ощущение отвлеченности, неконкретности, подобно самой музыки.

Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.

Есть у композитора и сочинения другого рода: 15 пьес по мотивам татарского фольклора для домр с фортепиано, обработки русских народных песен для эстрадного оркестра, цикл фортепианных пьес для детей «Музыкальные игрушки», музыка к 20 кинофильмам, среди которых такие известные, как «Маугли», «Чучело», «Кошка, которая гуляла сама по себе».

Слушаем «Звуки леса» и мультфильма «Маугли»

Одной из первых творческих удач Губайдулиной стали Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных. Сочетание ударных инструментов с различными другими всегда привлекало композитора. Еще в консерваторские годы она написала пьесу для восьми труб, шестнадцати арф и ударных. А в дальнейшем активное творческое сотрудничество с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского привело к появлению интересных произведений. Среди них «Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского», « Detto - I » («Сказанное» - соната для органа и ударных), « Detto - II » - для виолончели, квинтета духовых, двух ударников, челесты и струнного квинтета, «Час души» для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на стихи Марины Цветаевой и др.

Губайдулина пишет музыку и для более традиционных инструментальных ансамблей. Таковы струнные квартеты, концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, для фагота и струнных. Есть у композитора и произведения для фортепиано, органа, струнных, духовых инструментов, баяна. Многие создавались специально для любимых исполнителей. Это Марк Пекарский, Г. Рождественский, скрипачи Гидон Кремер, Олег КагАн, виолончелисты Наталья Шаховская, Наталья Гутман, баянист Фридрих Липс, фаготист Валерий Попов. Все они с интересом относились к новой музыке, активно экспериментировали со «звуковой материей».

Музыкальный инструмент для Губайдулиной – это всегда «личность», персонаж драмы. Вот как характеризует инструменты в сочинении « In cr о ce » (Крест-накрест) для виолончели и органа: «Орган мне представляется могучей сверхличностью», «Виолончель – целиком душа человека».

Музыкальный язык в сочинениях Губайдулиной – это особым образом организованная звуковая материя. Вместо традиционной мелодики – мельчайшие интонации, которые размещаются в разнообразных звуковых пространствах – диатонических, хроматических, микрохроматических (четвертьтоновых тяготениях). Они видоизменяются за счет всевозможных способов звукоизвлечения, артикуляции, ритмики, варьирования фактуры, динамики. Запись произведений композитора всегда своеобразна.

Пример из «Семи нот Христа» смотрим.

Губайдулиной свойственно особое чувство звукового колорита. Она слышит тончайшие градации тембров как инструментальных, так и вокальных, открывает их новые выразительные свойства, находит свежие непривычные сочетания. Так например, в сочинениях для баяна она применяет глиссандо, вибрато, кластеры со свобоной ритмикой, создающие эффект дрожания, имитирует человеческие вздохи. В вокальном сочинении « Perception » («Восприятие») для сопрано, баритона и семи струнных инструментов использованы обычное пение, пение с предыханием, чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот.

Поиск новых звуковых возможностей привел автора в 60-е годы в лабораторию электронной музыки в музее А. Н, Скрябина. Здесь он экспериментировала с электронными тембрами. Один из результатов такого эксперимента – созданное в 1970 году сочинение « Vivente - non vivente » (живое-неживое) для синтезатора и магнитофона. Оно основано на противопоставлении естественных и синтезированных звучаний, причем естественные звуки – плач, вздохи, крик, смех, колокольный звон, записанные на магнитофон, постепенно трансформируются в искусственные. Например человеческий смех переходит в жуткий смех машины.

Слушаем Vivente-non-vivente ( живое - неживое ). Электронная пьеса для синтезатора 1970.

Однако электронная музыка занимает небольшое место в творчестве Губайдулиной. Композитор предпочитает работать с «живыми» инструментами, дополняя их классический состав восточными. Это китайский тарелки, яванский там-там, индийские колокольчики, кавказские литавры, чукотский арар и другие. Любимым инструментов для домашнего музицирования является, наряду с фортепиано, восточный струнный инструмент тар.


Восток всегда привлекал композитора. Его образы воплотились в целом ряде сочинений. Это кантат «Ночь в Мемфисе» (на тексты древнеегипетских надгробных надписей в переводе Ахматовой и Потаповой для меццо-сопрано , мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968) ) и др. Композитор так сумела подобрать тексты, что тема личного чувства, неразрешимости обьви и нелюбви, в ее кантате переросла в глубокое философское столкновение жизни и смерти. Итогом этого столкновения становится примирение человека с двойственностью его судьбы, растворение личных страданий в радости дня. Это противопоставление личного и внеличного начал очень точно выражено в музыке, написанной в додекафонной технике, в сопоставлении меццо-сопрано и мужского ора, живого певческого голоса и магнитофонной записи. «Ночь в Мемфисе» - одно из самых известных и исполняемых произведений С. Губайдулиной.

Слушаем «Ночь в Мемфисе»

С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семерку» — «черный список» 7 отечественных композиторов.

Одно из оригинальных произведений композитора – симфония «Слышу… Умолкло…» , симфония в 12 частях под названием (1986) для большого оркестра была посвящена Геннадию Рождественскому. Далеко уходит от традиций жанра. Идея ее заключена уже в самом названии, подтверждающем важность не только звучания, но и молчания, пауз. То, что симфония была посвящена дирижеру, привело к тому, что смысловым центром произведения стало уникальное соло дирижеро при молчании всего оркестра.

Слушаем симфонию «Слышу..Умолкло»

Большое место в творчестве композитора занимает жанр инструментального концерта: для фортепиано с оркестром, для фагота с оркестром, для скрипки с оркестром « Offetorium » (Жертвоприношение), Концерт для альта с оркестром, написанный для великого альтиста нашего времени Юрия Башмета.

Лапина, Мария Евгеньевна.
Музыкальные игрушки на ёлке. Создаём открытку и слушаем классику /
Мария Лапина. — Казань : Бук, 2021. — 12 с. — Текст : электронный.

Это развивающее пособие поможет вам творчески провести время со своим ребёнком. Вы вместе будете создавать новогоднюю открытку и знакомиться
с музыкальными произведениями знаменитых композиторов. Задания по слушанию музыки разделены на пять дней, поэтому вы можете использовать это пособие в качестве адвент-календаря.
Для детей дошкольного возраста.

Плейлист к сборнику:

К. Дебюсси. СНЕГ ТАНЦУЕТ.

П. Чайковский. ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ.

В. Ребиков. ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА КОНЬКАХ.

Подробнее о цикле « Силуэты «.

С. Губайдулина. СНЕЖНЫЕ САНИ С БУБЕНЦАМИ.

П. Чайковский. Фрагменты балета «Щулкунчик»:

ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ

ШОКОЛАД (ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ)

ЧАЙ (КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ)

КОФЕ (АРАБСКИЙ ТАНЕЦ)

В. Ребиков. ИГРУШКИ НА ЁЛКЕ.

Ф. Лист. ЗАЖИГАЮТ ЁЛКУ.

«Музыкальные игрушки» — фортепианный цикл (1969 г.) Софии Губайдулиной, который, по словам композитора, она сочиняла, как «запоздалое посвящение своему собственному детству»*.


В цикл вошли 14 разнохарактерных миниатюр. Каждая пьеса имеет программное название:

«Медведь-контрабасист и негритянка»,

«Снежные сани с бубенцами»,

Художественные образы, представленные в цикле очень разноплановые, но среди них выделяется несколько основных тем: тема музыки, музыкально-театрального действия, тема природы в различных ее проявлениях.

Отличительной особенностью цикла исследователи также считают встречающиеся в нем отсылки к разным стилевым направлениям (к барочной, романтической музыке, джазу и др.).

В «Музыкальных игрушках» София Губайдулина нередко прибегает к звукоизобразительности, чтобы создать яркие и узнаваемые портреты героев своего цикла, передать их характер и манеру движения.

Цикл написан современным музыкальным языком, с его терпкими и острыми гармоническими сочетаниями, яркими и сочными тембральными красками, прихотливыми и неординарными ритмическими рисунками, необычными звуковыми эффектами и исполнительскими приемами.

*Цитата приводится по: Титова, С. С. Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века (на примере художественного языка и композиции «Музыкальных игрушек» С.А. Губайдулиной) / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 353-355.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

С.А. Губайдуллина. Фортепианный цикл «Музыкальны е игруш ки » .


Росинка упасть боится

На цветок. Печалится он,

Что век её так недолог!

японск ий поэт Соги

Сочинения композиторов второй половины ХХ века, на писанные для детей, особо притягательны тем, что их содержание формируется на грани образов музыкальных и внемузыкальных, конкретных и абстрактных, а также на основе представлений о внутреннем и внешнем мире человека. Часто ключом к «расшифровке» содержания таких сочинений становится введение в авторский текст своебразных знаков музыкальных стилей других эпох. В этой связи примечательны некоторые образцы инструментальных опусов одного из наиболее ярких композиторов Новейшего времени – Софии Губайдулиной.

Творчество С.Губайдулиной настолько индивидуально, что его трудно отнести к какому-то направлению современной музыки. Исследователь творчества С.Губайдулиной, замечательный музыковед нашего времени В. Холопова в своей статье пишет: «Музыка Софии Губайдулиной – это и мир Большого человека, с его «умножением душ», и мир тончайших ощущений, того главнейшего в искусстве «чуть-чуть», о котором говорили Карл Брюллов и Лев Толстой. Для Губайдулиной …. Очень важны идеи всесветноти и вечности. И эта вездесущность… поддерживает высоту духа в каждом ее сочинении».
Сущность искусства композитора точно выражена в ее убеждении: «Мне кажется, что музыка никуда не развивается, она просто звучит, как звучит Мир и Душа».

В музыкальном мире София Асгатовна известна как композитор-философ : «Я религиозный, православный человек и религию понимаю буквально как re - ligio , восстановление связи, восстановления legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстановить свою целостность, это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки».

Её музыка разноплановая и новая как по содержанию, колориту, так и по техническим приемам и методическим задачам.

Особенно сложными и в тоже время интересными для интерпретации являются ее фортепианные произведения для детей . Их содержание во многом «закрыт о » для юного музыканта и, вместе с тем, заключает неисчерпае­мые возможности вариативного исполне ния.

Однако музыка Губайдуллиной звучит нечасто. Следует добавить, что произведения для детей – это особая область творчества, по словам классиков, «для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше!» К.И. Чуковский в своей книге «От 2 до 5» сформулировал заповеди, которые должны соблюдать детские поэты . М ногие рекомендации актуальны и для авторов музыкальных произведений. Вот некоторые из них:

1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным

мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребенок мог увидеть происходящее.

2. Наибыстрейшая смена образов – к инематографичность ; образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.

3. Словесная живопись должна быть лирична.

4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.

5. Повышенная музыкальность поэтической речи.

Многие критики нашего времени утверждают, что инто­национный слух ре­бёнка не всегда «настроен» на адекватное вос­при­ятие музыкаль­ного языка и стилистики музыкальных произведений современных композиторов. Од­нако , к ак показывает исполнительская практика, именно дети правильно расставляют акцент ы в музы­каль­ном тексте и находят те «скры­тые» нюансы , которые должен рас­по­знать исполни­тельский слух юного музыканта. Поэтому не случайно, что в наше врем я всё боль­ший инте­рес у педаго­гов-инструмен­талистов вызывает музыка для детей Б. Бартока, А. Ве­берна, Э. Дени­сова, С. Прокофьева, Н. Си­дельникова, В. Сильвест­рова, Р. Щед­Рина , С. Слонимского, И. Стравин­ского, П. Хиндемита, Д. Шос­таковича, и др.

Детские фортепи­анные сочинения Софии Губайдулиной были созданы в 60-е – 80-е годы прошлого столетия . По жанрам о ни очень многообразны.


Это камерные инструментальные пьесы "Дюймовочка" , «Злая шутка» ; для валторны и фортепиано – «Там вдали», «Охота»; для трубы и фортепиано – «Сказка», «Песня без слов»; для 2 труб – «Татарская песенка», «Суюмбика» ; для флейты и фортепиано «Звуки леса» ; песни "Шепталки" , "Песенки-считалки" для голоса и ф ортепиано на стихи Я. Сатуновского ; музыка к мультипликационным фильмам «Маугли», «Кошка, которая гуляет сама по себе» , а также фортепианный цикл « Музыкальные и грушки », который был написан в 1969 г оду и состоит из 14 пьес: 1. З аводная гармошка
2. Волшебная карусель
3. Трубач в лесу
4. Кузнец-колдун
5. Апрельский день
6. Песня рыбака
7. Птичка-синичка
8. Медведь-контрабасист и негритянка
9. Дятел
10. Лосиная поляна
11. Снежные сани с бубенцами
12. Эхо 13. Барабанщик
14. Лесные музыканты

Эти пьесы представляют одновременно «музыку для детей» и «музыку для взрослых». Композитор уникально воплощает в художественной форме мир ребёнка с позиции взрослого человека. В комментариях к циклу «Музыкальные игрушки» С. Губайдулина пишет: «Этот сборник я сочиняла как запоздалое посвящение своему собственному детству». Возможно поэтому автор пьес понимает м ир ребенка как «микрокосмос», который заключает в себе «макромир». Кому как ни детскому восприятию реальности присущи красота и гармония в трактовке понятия «космос».

Ц икл «Музыкальные игрушки» по образному содержанию можно разделить на три раздела: - народн ое гуляни е « нарисовано» в пьесах «Заводн ая гармошк а », «Волшебн ая карусел ь » и «Снежны е сан и с бубенцами»; - природ а и ее обитатели показаны в пьесах « Кузнец-колдун », « Птичка-синичка », « Лосиная поляна » и «Лесные музыканты»; - музык а и музыканты звучат в пьесах « Трубач в лесу » , « Песня рыбака », « Медведь-контрабасист и негритянка », « Барабанщик ».

Кажд ая пьес а имеет названи е , в котором композитор заложила расшифро в ку к интерпретации и семантики музыкальных миниатюр. Так, «Заводн ая гармошк а » завораживает своими гармошечны ми перебор ами и притоп ами; весенняя капель слышна в «Апрельском дне»; а «Снежные сани с бубенцами» колоритно передают звон бубенцов и цокание копыт . В некоторые миниатюры автор заложила « игр у пространством» , например приемами удаления и приближения , расширения и сжатия или динамически убывающего звукового пространства отличаются пьесы «Трубач в лесу», «Песн я рыбака», «Эхо», «Волшебная карусель», «Птичка-синичка» . А вот чтобы проще было понять с мелые и яркие гармонически е обороты, наделенные приемами додекафонии, кластерами, органными пунктами автор дала такие названия своим пьесам, как «Лосиная поляна», « Медведь-контрабасист и негритянка », « Лесные музыканты », «Дятел».

Также отличительной чертой цикла является в оплощение особенностей музык и разных эпох: архаическую попевку старинной музыки можно услышать в «Песне рыбака»; интонаци ей средневеково го мотива «Dies Irae» наделена пьеса «Эхо» ; музык а эпохи Б арокко воплощена в пьесах « Волшебн ая карусел ь», « Кузнец-колдун », « Песня рыбака » и « Птичка-синичка »; «Лесные музыканты» и «Веселая карусель» написаны в духе романтической музыки К.Дебюсси; «Заводной гармошке» свойственны черты музыки неофольклоризма , а именно музыке И. Стравинского и Р. Щедрина ; «Барабанщику» - модернизма и массовых «пионерских» песен XX века ; джаза – «Медведь-контрабасист и негритянка» .

Стараясь показать разнообразные сюжетные линии, порой театрализованные, композитор обращается к разнообразным жанровым зарисовкам, например, гармошечные переборы и притопы , так свойствены частуш ке, звучат в «Заводн ой гармошк е », марш слышится в «Барабанщик е » и в ср еднем раздел е пьесы «Лесные музыканты», пес ня «льется» в пьесе «Песня рыбака» , черты токкатности присущи пьесам «Барабанщик», «Кузнец-колдун», «Снежные сани с бубенцами», скерцозност ь - «Волшебн ой карусел и » и «Птичк е -синичк е » , а буги-вуги слышны в пьесе «Медведь-контрабасист и негритянка» .

Каждая пьеса – это яркая художественная зарисовка. И с точки зрения исполнительской трудности они различны: здесь можно встретить и прост ые миниатюры , которые исполняют учащиеся младших классов , и сложны е пьес ы, исполнение которых требует определенных технических навыков, которыми владеют профессиональные исполнители.

Но в целом это з анятные фортепианные миниатюры , которые в полне могут понравиться даже тем, кто равнодушен к творчеству Губайдулиной.

Sofia Gubaidulina

Sofia Gubaidulina Фото исполнителя Sofia Gubaidulina

Песни Sofia Gubaidulina

Самые популярные альбомы Sofia Gubaidulina:

Galgenlieder

Sofia Gubaidulina

Galgenlieder

Russian Composers Of The 20Th Century - Denisov, Schnittke, Gubaidulina, Mansurian

Edison Denisov / Альфред Шнитке

Russian Composers Of The 20Th Century - Denisov, Schnittke, Gubaidulina, Mansurian

Russian Avant-Garde Music

Edison Denisov / Геннадий Рождественский

Russian Avant-Garde Music

Sonic Rebellion - Alternative Classical Collection

Philip Glass / Krzysztof Penderecki

Sonic Rebellion - Alternative Classical Collection

Gubaidulina: Johannes-Passion. CD 1

Sofia Gubaidulina

Gubaidulina: Johannes-Passion. CD 1

Electroshock Presents Electroacoustic Music. Vol. IV - Archive Tapes Synthesizer ANS 1964-1971

Oleg Buloshkin / Sofia Gubaidulina

Electroshock Presents Electroacoustic Music. Vol. IV - Archive Tapes Synthesizer ANS 1964-1971

Популярные исполнители

Король и Шут

Ленинград

Pink Floyd

Linkin Park

David Guetta

Григорий Лепс

Кино

Deep Purple

Imany

Владимир Высоцкий

The Prodigy

Ария

Популярные жанры

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

You are using an outdated version of Internet Explorer, please upgrade to any of the following web browsers to access this website.

Читайте также: